Разделы культурологии и их характеристика. Разделы культурологии
Аналитика культурологии
Электронное научное издание
СОЦИАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ
культурология¸ наука, статус культурологи, значимость, интегративность
Аннотация:
Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной, давно доказавшей свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В то же время она является достаточно молодой наукой, вызывающей значительное число открытых вопросов.
Текст статьи:
Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.
Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной. Она давно доказала свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В России ситуация обстоит несколько иначе. Культурология является достаточно молодой наукой, вызывающей огромное количество споров. Перед российскими исследователями встает ряд многочисленных вопросов. Нужна ли российская культурология в современном мире, не является ли культурология маргинальной наукой, что такое культурологический подход.
Данное социологическое исследование на тему «Социальное понимание культурологии» проводилось с целью выяснить отношение общества к культурологизации современного образования и культурологии, как научной дисциплине.
Респондентам предлагалась анкета с рядом вопросов, соответствующих данной тематике. В процессе исследования было опрошено 50 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Данная возрастная категория респондентов наиболее подходит для данного опроса, так как люди от 18 лет уже имеют за плечами знания, определяющие их предрасположенность к тем или иным наукам, которые смогут ответить на предложенные вопросы. Люди до 40 лет уже получившие образование, работающие в той или иной области, возможно, продолжают обучение, либо находятся в научной сфере.
Данные, полученные в процессе исследования, позволяют говорить о том, что тема культурологизации образования, является актуальной для общества. 87 % опрошенных показали достаточно глубокие знания в области данной тематики исследования. 2% — низкий уровень знания в этой области, и 11% опрошенных показали поверхностные знания.
Респонденты, которые оказались более осведомленными по предложенной теме, относятся к возрастной категории от 20 до 30 лет, обучающиеся в вузах. Стоит отметить, что происходящая гуманитаризация образования, внедрение в высшие учебные учреждения дисциплин культурологического цикла, создания в вузе гуманитарной сферы, способствует самореализации, самоопределению личности студента в пространстве современной культуры. Данное число опрошенных, находятся в процессе освоения профессиональных дисциплин, в том числе и культурологических.
Достаточно поверхностные знания показали респонденты в возрасте от 30 до 40 лет. 11 % от общего числа респондентов, не изучали культурологию в вузе, поэтому формируют свое мнение по данной тематике на основе самостоятельно полученных знаний.
Стоит отметить, что деятельность респондентов и возрастная категория, в которой они находятся, играют немаловажную роль в знаниях, которыми они руководствовались, отвечая на предложенные вопросы.
Вопрос о статусе и социальном понимании культурологии, о ее роли в гуманитаризации образования, разделил мнения респондентов таким образом, что одни считают, что культурология принципиально не может быть самостоятельной наукой, приписывая ей междисциплинарный характер. Другие настаивают на том, что это синтез других фундаментальных наук, дающий новое знание и имеющий свой специфический подход, что, в общем, дает все основания для определения культурологии как науки. Аргументы и одних, и других не безосновательны, и, при попытке подробного рассмотрения оказывается, что они настолько сопряжены друг с другом, что в конечном итоге составляют единое целое. Это видно на примере многих аспектов, поддающихся критике. В частности, на примере методологии, о наличии которой часто возникают споры. С одной стороны заявляется, что культурология не имеет своего собственного метода исследования, а лишь пользуется заимствованными из других фундаментальных наук, прежде всего, истории. Однако, весьма резонно замечают с другой стороны, что подобное положение дел играет лишь на руку культурологии как науке, так как лишний раз показывает всю научную широту и глубину, которые и берутся как раз от использования разноплановых методов.
Любая наука использует свои специфические методики, приемы рассмотрения тех или иных процессов и явлений, которые она изучает. Методы, применяемые в физике, отличаются от методов, применяемых в социологии или других науках. Но иногда применяются методы схожие, тождественные для различных наук. Граница между методами — подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. Раньше считалось, что подобно тому, как любая наука имеет свой предмет изучения, она должна иметь и свой специфический метод. Позднее выяснилось, что не ко всем наукам это применимо, особенно к социальным и гуманитарным.
Стоит отметить, что поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется общий объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта (Таблица № 1).
Таблица № 1. Специфика социального и гуманитарного знания
Тема 3. Структура культурологии
1.Структура культурологи – это совокупность взаимосвязанных разделов культурологического знания.
В зависимости от целей культурологического познания культурология может быть подразделена на фундаментальную и прикладную. Целью фундаментальной культурологии является теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.
Как теоретическая дисциплина К. изучает культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов современного функционирования. Именно переход от явлений (многообразия проявлений культуры) к сущности (к принципам ее воспроизводства и существования), от описания и фактографии к анализу и синтезу позволяет теоретически охарактеризовать культуру как самозначащую и самовоспроизводящую себя в историческом пространстве и времени систему. Т. е. теоретическая культурология исследует культуру на уровне всеобщего и строит свое знание о ней как целостность понятий, обладающих внутренней связью и доказательностью, что и позволяет ей воспроизвести базовые, фундаментальные черты культуры.
Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции, которые ее генетически связывают с философией истории и философией культуры. Возможности К. в построении обобщающей модели культуры привлекают внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине XX века начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы К. как самостоятельной научной дисциплины, в которой объект изучения — культура — не сводим к философскому и другим подходам к этому феномену, были заложены творчеством американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием “культура”, реальное содержание или, наоборот, показать, что такового не существует — одна из главных задач, которую должна решить теоретическая культурология.
Во многом это зависит от решения вопроса о соотношении культурологии как науки теоретической и науки прикладной. Прикладная культурология, в отличие от теоретической, находится в сфере единичного, а не всеобщего: она или непосредственно занята проблемами культурной конкретики, или использует общетеоретические выводы и обобщения для объяснения конкретных явлений, что предполагает и выработку соответствующих практик.
2. Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В самых разных областях социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой одни и те же, аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основных разделов культурологии: истории культуры, философии культуры, истории культурологических учений, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры.
История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культуру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса, судеб великих цивилизаций. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует истоки культурных явлений, процессы их распространения. Это передаваемая от поколения к поколению память человечества. Для культурологии этот раздел составляет фундамент теоретических концепций.
Философия культуры изучает сущность и значение культуры, дает ее философское осмысление разных стадий эволюции. Исследуя смысл и закономерности основных направлений культурного процесса, она рассматривает методы его познания. Философия культуры раскрывает общественную жизнь людей как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами взаимозависимости многообразных проявлений деятельности человека в различных типах культур.
История культурологических учений изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти главные причины и закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в трактатах Древней Греции и Востока можно обнаружить необычайно точные и глубокие суждения о культуре.
Социология культуры изучает социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры, их социальные аспекты. Она анализирует цели творчества в области культуры, содержание социального заказа, материальные, социальные и политические факторы, влияющие на творческий процесс. Ею исследуются социально-демографические и другие характеристики публики как потребителя культуры, их интереса, вкусы, ориентации, изучаются учреждения культуры, события культурной жизни. В поле внимания социологии культуры входят общественное мнение, художественная критика, выражающие отношение общественности к событиям культурной жизни.
Культурная антропология – это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения. Она соприкасается с этнографией, использует данные археологии и исторической лингвистики, позволяющие объяснить роль культуры в возникновении человека, воссоздать его исторические типы. Предметом культурной антропологии служит система родовых средств человеческой жизнедеятельности, свойственный человеку способ жизни, включающий в себя: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, закрепление созданных ценностей и добытой информации в материализованных знаковых системах.
Психология культуры рассматривает явления душевной жизни в их культурно-историческом понимании. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека. Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса.
Перечисленные разделы определяют общие контуры культурологии. Каждый из них требует углубленного исследования. Научные интересы могут быть сосредоточены на различных аспектах, отражать своеобразие индивидуальных предпочтений. Культурология — это не набор сведений о культуре, а основа для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.
Аналитика культурологии
Электронное научное издание
СОЦИАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ
культурология¸ наука, статус культурологи, значимость, интегративность
Аннотация:
Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной, давно доказавшей свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В то же время она является достаточно молодой наукой, вызывающей значительное число открытых вопросов.
Текст статьи:
Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.
Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной. Она давно доказала свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В России ситуация обстоит несколько иначе. Культурология является достаточно молодой наукой, вызывающей огромное количество споров. Перед российскими исследователями встает ряд многочисленных вопросов. Нужна ли российская культурология в современном мире, не является ли культурология маргинальной наукой, что такое культурологический подход.
Данное социологическое исследование на тему «Социальное понимание культурологии» проводилось с целью выяснить отношение общества к культурологизации современного образования и культурологии, как научной дисциплине.
Респондентам предлагалась анкета с рядом вопросов, соответствующих данной тематике. В процессе исследования было опрошено 50 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Данная возрастная категория респондентов наиболее подходит для данного опроса, так как люди от 18 лет уже имеют за плечами знания, определяющие их предрасположенность к тем или иным наукам, которые смогут ответить на предложенные вопросы. Люди до 40 лет уже получившие образование, работающие в той или иной области, возможно, продолжают обучение, либо находятся в научной сфере.
Данные, полученные в процессе исследования, позволяют говорить о том, что тема культурологизации образования, является актуальной для общества. 87 % опрошенных показали достаточно глубокие знания в области данной тематики исследования. 2% — низкий уровень знания в этой области, и 11% опрошенных показали поверхностные знания.
Респонденты, которые оказались более осведомленными по предложенной теме, относятся к возрастной категории от 20 до 30 лет, обучающиеся в вузах. Стоит отметить, что происходящая гуманитаризация образования, внедрение в высшие учебные учреждения дисциплин культурологического цикла, создания в вузе гуманитарной сферы, способствует самореализации, самоопределению личности студента в пространстве современной культуры. Данное число опрошенных, находятся в процессе освоения профессиональных дисциплин, в том числе и культурологических.
Достаточно поверхностные знания показали респонденты в возрасте от 30 до 40 лет. 11 % от общего числа респондентов, не изучали культурологию в вузе, поэтому формируют свое мнение по данной тематике на основе самостоятельно полученных знаний.
Стоит отметить, что деятельность респондентов и возрастная категория, в которой они находятся, играют немаловажную роль в знаниях, которыми они руководствовались, отвечая на предложенные вопросы.
Вопрос о статусе и социальном понимании культурологии, о ее роли в гуманитаризации образования, разделил мнения респондентов таким образом, что одни считают, что культурология принципиально не может быть самостоятельной наукой, приписывая ей междисциплинарный характер. Другие настаивают на том, что это синтез других фундаментальных наук, дающий новое знание и имеющий свой специфический подход, что, в общем, дает все основания для определения культурологии как науки. Аргументы и одних, и других не безосновательны, и, при попытке подробного рассмотрения оказывается, что они настолько сопряжены друг с другом, что в конечном итоге составляют единое целое. Это видно на примере многих аспектов, поддающихся критике. В частности, на примере методологии, о наличии которой часто возникают споры. С одной стороны заявляется, что культурология не имеет своего собственного метода исследования, а лишь пользуется заимствованными из других фундаментальных наук, прежде всего, истории. Однако, весьма резонно замечают с другой стороны, что подобное положение дел играет лишь на руку культурологии как науке, так как лишний раз показывает всю научную широту и глубину, которые и берутся как раз от использования разноплановых методов.
Любая наука использует свои специфические методики, приемы рассмотрения тех или иных процессов и явлений, которые она изучает. Методы, применяемые в физике, отличаются от методов, применяемых в социологии или других науках. Но иногда применяются методы схожие, тождественные для различных наук. Граница между методами — подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. Раньше считалось, что подобно тому, как любая наука имеет свой предмет изучения, она должна иметь и свой специфический метод. Позднее выяснилось, что не ко всем наукам это применимо, особенно к социальным и гуманитарным.
Стоит отметить, что поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется общий объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта (Таблица № 1).
Таблица № 1. Специфика социального и гуманитарного знания
Источники:
https://analiculturolog.ru/journal/archive/item/272-article_33-7.html
https://studopedia.org/7-5531.html
https://analiculturolog.ru/journal/archive/item/272-article_33-7.html