Реализм в горе от ума. Комедия «Горе от ума» — реалистическое произведение
Черты реализма в комедии Грибоедова Горе от ума
Литературные произведения XIX века отличаются обилием художественных методов изображения происходящего. Модный сентиментализм сменяется реализмом. Основными писателями, использующие реализм – как способ достижения художественного смысла произведения, являются А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достаевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.С.Грибоедов.
А.С.Грибоедов написал более десяти драматургических пьес, но наиболее известно его произведение «Горе от ума», которое можно назвать комедией в стиле реализма.
Изображенный народ в комедии, словно, немой свидетель исторических событий того времени. На отдельных народных образах автор показывает лишение и бесправие слуг перед помещиками. Таким представителем является Лиза. Веселая, преданная, она умеет устоять перед ухаживанием Молчанина и самого хозяина Фамусова. Девушка любит буфетчика и не изменит своим принципам. В уста именно этой героини автор вложил глубокий смысл о положении крестьян в обществе- главное не попасть под гнев и любовь барина. Несмотря на второстепенность роли, Лиза представлена яркой, многогранной личностью. Эта и есть одна из черт грибоедовского реализма – человек предстает перед читателем таким каким может быть в реальном обществе.
Борьба двух миров «старого» и «нового» нашла свое отражение в образах Фамусова и Чацкого. Фамусов – представитель «века уходящего» барин-самодур, не терпимый к прогрессивным идеям. Чацкий – молодой человек, верующий в победу науки, разума над невежеством. Фамусовское общество «задавило» новаторские идеи Чацкого, который вынужден покинуть Москву. Еще один штрих реализма комедии – не всегда добро побеждает зло.
В комедии главные герои – реальные люди, живущие в современную эпоху, не имеют каких либо особых заслуг, просто дворяне среднего класса с небольшим достатком. Живут они обычной жизнью: слуги любят слуг, барин пристает к прислуге, в доме принимают гостей, проводят балы. Читатель словно попадает в реальный мир XIX столетия.
Очень интересны монологи и речь героев комедии. Манера общения Фамусова точно определяет его характер , отношение к происходящему : в общении с дочерью прост и ласков, с секретарем- властен и груб, с потенциальным женихом дочери Скалазубом- вежлив и учтив. Несмотря на стихотворную форму комедии, речь героев проста понятна, без какого пафоса. Эта еще одна черта реализма грибоедовской комедии.
А.С.Грибоедов – мастер критического реализма, его комедия «Горя от ума» является одним из первых произведений, сочетающая в себе как черты классицизма так и реализма.
Вариант 2
Произведение, созданное в эпоху господства классицизма, показало реальность, в том числе ее неприглядные стороны в истинном свете. Появление комедии знаменовало смену господствующего литературного направления, вызванного переменами в общественном сознании.
В «Горе от ума» достаточно четко показана типичная старая дворянская Москва. Грибоедов рисует черты быта в барском доме. Изображение автором взаимоотношений господ и их крепостных слуг не носит идеалистического характера. Бесправие, порождаемое крепостным состоянием, показано, в том виде, в каком оно существовало в реальности. Грибоедов не выводит ярких картин страданий, но и не показывает искреннюю почтительность одних и доброе попечение других.
Образы героев также не являются строго положительными или отрицательными. Например, Фамусов, представляющий собой врага прогресса и просвещения, при этом добродушный московский барин, который любит своих родственников и оказывает им покровительство. Софья – также неоднозначный персонаж. С одной стороны, она независима, как Чацкий, образована и начитана. Софья, как и главный герой не боится общественного мнения. С другой, именно она начинает распространять суждение о сумасшествии Чацкого, причем действуя из чисто эгоистических мотивов. Главный герой также показан не как воплощение идеала, но в качестве реального человека. При этом и он, и Софья не изображены застывшими образами, а живыми людьми, которые со временем меняются.
Кроме того, простой народ, изображенный достаточно достоверно, служит фоном комедии, показывая, что действие происходит в реальной Москве.
О реализме произведения свидетельствует и речь героев. Конечно, каждый персонаж говорит, в соответствии со своим характером, тон речи или строение фраз отражают его характер, но, в целом, манера разговора, включая особенные московские словечки, точно воспроизводят обстановку в московских барских гостиных первой половины девятнадцатого века.
В «Горе от ума» автор стремился не только донести до читателя свои идеи, но и показать, что то, о чем он говорит, имеет непосредственное отношение к действительности.
Сочинение Черты реализма в произведении Горе от ума
Если разбирать произведение “Горе от ума” по составу, то это полностью реалистичное произведение. Сам автор раскрывает характеры барских людей и то, что крепостные крестьяне не имеют никаких прав. И как раз образ Лизы в этой комедии показывает крепостные порядки, которые происходят в мире Фамусова. Ей жалко остальной народ и это главная основа произведения и Грибоедов именно так изображает жизнь. Как только герои начинают говорить, мы видим образ старой Москвы. Герои в произведениях Грибоедова могут восприниматься нами как настоящие и реалистичные герои. В каждом герое происходят изменения, но кардинальные мы видим именно у Чацкого.
Грибоедов изображает все стороны действительности. Он раскрывает и быт, и нравственные ценности людей. И не только кругу Фамусовского общества, но и всей Москвы в целом.
Реализм заключается том, что автор изображает стандартные характеры в обычных обстоятельствах. Реализм в данном произведении подтверждается тем, что за образами стоят живые и настоящие люди.
Персонажи произведения “Горе от ума” очень многосторонние. Фамусов предстает перед нами как негативный герой, который не любит просвещаться, но с другой стороны он отец, который любит своих детей. Так же и Софья показывается нам сентиментальной и ранимой, но у нее есть и твёрдые черты характера и самостоятельность.
Даже такие черты жизни и людей которые выходили за рамки того века тоже были изображены в произведение. И в последующих поколениях Чацкий стал символом благородства и свободы.
Грибоедов добавляют героям индивидуальность, которая проявляется речью. Каждый герой говорит своими фразами и из этого складывается уникальный характер. В этом и есть проявление реализма в комедии “Горе от ума”.
Дворянская жизнь в те годы была правдивой и правильно описана. Комедия очень жизненная и ней проходят тонкие линии психологического характера. Это и значит, что комедия является реалистичной.
Автор не использует сложные поэтические слова и часто вставляет просторечия и отражает культурный и сословный образ персонажей. По разговору Скалозубова сразу видно, что он говорит командирским и воинским тоном. А Хлестаков напоминает барскую натуру и разговаривает полуграмотно. Автор очищает этот жанр от его стандартного стиля и подходит ближе к разговорному повествованию. Писатель смешивает размеры ямб и экспериментирует с этим.
Также читают:
Картинка к сочинению Черты реализма в произведении Горе от ума
Популярные сегодня темы
Жизненные ценности — это то, во что верит человек, его моральные устои. У каждого человека абсолютно разные жизненные ценности. Но совершенно точно, что каждый человек готов посвятить жизнь этим самым ценностям
Русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов много и искренне писал о своём народе, о проблемах людей того времени. В его творчестве большую роль играют размышления о прошлом и настоящем России и ее жителей
Ценность земли определяется людьми, которые эту землю населяют и нередко мы можем видеть скептическое отношение к простому человеку. Шукшин сам был выходцем из деревни, который многого достиг
Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял о написании произведения, главным героем которого будет юноша, томящийся в одиночестве, еще в раннем детстве. На Кавказ маленький Михаил приезжал с бабушкой лечиться местными минеральными водами
Одним из таких героев является поэт Владимир Ленский. Его судьба в романе сложилась очень трагично, и повлияли на это его жизненные цели и идеалы. Ленский – молодой, образованный дворянин
Реализм комедии «Горе от ума»
Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе.
С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит и любовь стареющего барина-волокиты, и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить», – кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов.
Сочувствие закрепощенным народным массам – основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии.
Без понимания этого нельзя понять и того, что происходит в «Горе от ума». Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Вместе с тем «Горе от ума» проникнуто глубоким для своего времени пониманием законов развития общественной жизни, отразившимся в самом художественном методе Грибоедова.
В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью. В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 г., в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи.
Утверждая принцип развития, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала.
В этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит. Особенности воспитания определили характер Софьи. В формировании личности Чацкого подчеркнута роль передовых идей.
Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Писатели XVIII в., также стремились к созданию типов в своих произведениях. Но нередко созданные ими типы представляли собой отвлеченных носителей положительных или отрицательных нравственных качеств.
Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» в том, что он преодолевает единичную линейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в.
Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера.
Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает индивидуальные свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портреты персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты, – писал драматург, – входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий».
Существенно, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения путем изображения единичного последовательно проведен через всю комедию.
В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты: рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух политических лагерей в русском обществе эпохи декабристов. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой дворянской молодежи.
Грибоедов сумел дать картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности того времени, выявить основной конфликт эпохи.
Вместе с тем комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных людей, с личными отношениями главных героев.
Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своем конкретном содержании, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с общественными пороками. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все усиливающейся борьбе между противоположными сторонами.
Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовано еще В.К. Кюхельбекером.
Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовали речевые характеристики. Показательна в этом отношении речь Скалозуба с ее военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми выражениями аракчеевской военщины, вроде «ученостью меня не обморочишь», «учить по-нашему: раз, два». Деликатен, вкрадчив, немногословен Молчалин, любящий почтительные слова. Колоритна и характерна речь Хлестовой, бывалой московской барыни, бесцеремонной и грубоватой.
Вообще речь фамусовского общества чрезвычайно характерна своей типичностью, своим колоритом, смесью «французского с нижегородским». Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинстве своем офранцузившиеся представители дворянства не владеют своим родным словом, родной речью.
Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. В репликах и монологах Чацкого запечатлены эмоциональные и лексические особенности языка передовой интеллигенции 20-х годов прошлого века. Чацкий действует в век романтизма, и его романтическая чувствительность, пламенная страстность находят свое отражение и в его лирико-романтической фразеологии.
Но Чацкий не только любит, он обличает, и лирическая речь его часто сменяется речью сатирика, бичующего пороки фамусовского общества, двумя-тремя словами точно и выразительно клеймящего его представителей. Чацкий любит афоризмы, в которых находят свое отражение его философский склад ума, его связи с веком Просвещения. Исполненные общественного пафоса речи Чацкого по своему строю, по своему высокому стилю, несомненно, восходят к политической оде Радищева и поэтов-декабристов. Наряду с этим грибоедовский герой хорошо чувствует свой родной язык, его дух, его своеобразие. Об этом свидетельствуют употребляемые им идиомы: «Она не ставит в грош его», «Да полно вздор молоть». Человек высокой культуры, Чацкий редко прибегает к иностранным словам, возводя это в сознательно проводимый принцип для того, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».
В работе Грибоедова над языком заметны две тенденции. Автор «Горя от ума» стремился, с одной стороны, преодолеть гладкость, обезличенность светского языка, которым писались легкие любовные комедии Хмельницкого и других модных драматургов. С другой – он настойчиво очищал свои произведения от тяжеловесной архаики, восходящей к стилям старинной книжной речи. Лексические и стилистические архаизмы Грибоедов допускает в своей комедии только с художественными целями – передать особенности языка того или иного персонажа, его эмоциональное состояние. Художественной задачей Грибоедова было обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи.
В «Горе от ума» Грибоедов добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге, вместе с тем является необыкновенно чеканным и выразительным, резко отличающимся от тяжелого стиха большинства тогдашних комедий. Для комедии XVIII – начала XIX в., типичен шестистопный ямб. В «Горе от ума» почти половина всех стихов написана также шести стопным ямбом. Но ямбический размер все время варьируется: шестистопный ямб перебивается другими ямбическими стихами – от одностопного до пятистопного – и теряет благодаря этому свою однообразность и тяжеловесность.
Стих комедии, так же как и ее язык, поразил современников своей непринужденностью и естественностью.
Вольный стих грибоедовской комедии подготавливал переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Через десять лет после «Горя от ума» появился «Ревизор» Гоголя, и русская прозаическая комедия утвердилась на сцене.
«Горе от ума» разрушало принятое в эстетике классицизма разделение различных драматургических жанров. Резко отличаясь от классицистической комедии, пьеса не была и комедией, основанной на любовной интриге, поскольку в ней на первом плане общественная коллизия. Нельзя отнести ее и к жанру бытовой комедии. «Горе от ума» является, как говорили современники, высокой комедией. В «Горе от ума» сочетались и общественная сатира, и комедия характеров, и психологическая драма: комические сцены сменяются в ней сценами патетическими.
«Горе от ума» А.С.Грибоедова: классицизм, романтизм, реализм?
Ведущим литературным направлением в начале XIX века был классицизм. Однако не все так просто с комедией Грибоедова. Уникальность «Горя от ума», в частности, и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.
Признаки классицизма в комедии Грибоедова
В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.
Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.
Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.
Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество, т.е. появляется вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он выходит за рамки действия, что не характерно для классицизма.
Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.
Любовный треугольник: Софья – героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в неведении о том, что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.
Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.
Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.
Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.
Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям
(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).
Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.
В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:
Фамусов (от лат. «молва») боится сплетен, молвы,
князь Тугоуховский действительно плохо слышит,
Репетилов (от фр. «повторять») повторяет за другими.
Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других. В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.
Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.
Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал : порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.
Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»
В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому. Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).
Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.
Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:
«Чацкий сломлен количеством силы старой».
Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок
(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).
С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя
(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).
Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»
(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).
Финал комедии трагичен, а не смешон.
Реализм в комедии Грибоедова
И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:
«В двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический момент и нравы. Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности пьесы Грибоедова.
В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.
Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора. Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.
А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».
Наша презентация темы
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/cherty-realizma-v-proizvedenii-gore-ot-uma
https://studwood.ru/1420688/literatura/realizm_komedii_gore
https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/gore-ot-uma-a-s-griboedova-klassitsizm-romantizm-realizm