Рисование капители. Изучение пропорций и характерных движений фигуры человека
Изучение пропорций и характерных движений фигуры человека.
1. Рисование архитектурных объектов и декоративных деталей с освоением приемов и правил практической перспективы
Задания этого раздела дисциплины являются наиболее важными для практической работы архитектора. На аудиторных занятиях студенты выполняют с натуры длительные рисунки дорической капители и архитектурного макета в перспективе. По представлению выполняется рисунок перспективы архитектурного объекта на основе ортогональных проекций (по плану и фасаду). Это задание преследует цель развить навыки построения перспективного рисунка по представлению, а затем и по воображению. Выполнение таких заданий помогает понять логику конструктивно-художественной сущности форм и совершенствовать изобразительные навыки. Для успешного выполнения заданий требуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению.
Выполняя композицию архитектурного пейзажа на пленере, студенты, опираясь на знание законов композиции, правил компоновки на изобразительной плоскости, принципов объемно-конструктивного рисунка и законов линейной и световоздушной перспективы, учатся создавать не только реалистически убедительные, но и содержащие художественную образность, эмоционально окрашенные изображения архитектурной среды. Такой подход не только помогает овладеть техникой и изобразительными средствами рисунка, но и расширяет кругозор, развивает профессиональные навыки будущего специалиста: понимание приемов создания гармоничной и целесообразной архитектурной формы, знание законов архитектурной объемно-пространственной композиции, умение гармонично вписать проектируемое сооружение в окружающее пространство с учетом конкретных условий.
Композиция интерьера
Рисование интерьера с натуры поможет студентам приобрести опыт непосредственного визуального восприятия и перспективного построения внутреннего архитектурного пространства, необходимый для профессионального проектирования. Так же обязательно для архитектора умение изобразить проектируемый интерьер по представлению и воображению. Длительный рисунок интерьера в аудитории выполняется с натуры. Во время самостоятельной работы должны быть выполнены зарисовки интерьеров различного функционального назначения с натуры и по представлению.
Зарисовки фигуры человека в одежде
Для выполнения заданий с изображением человека – самой сложной и совершенной формы предметного мира – от студента требуется высокий уровень владения изобразительными средствами рисунка. Главное правило, установившееся в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве с древнейших времен – «человек есть мера всех вещей» – остается неизменным и сегодня, так как именно фигура человека является модулем и эргономическим стержнем в деятельности архитектора и дизайнера. Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры и головы человека поможет студенту глубже узнать и понять функциональную целесообразность их частей, пластические, конструктивные и пропорциональные закономерности, почувствовать красоту и гармоничную взаимосвязанность всех форм, ощутить «человеческий» масштаб. Этот опыт необходим при проектировании архитектурного сооружения. Знание пластики и пропорций фигуры человека студенты углубляют, изучая самостоятельно соответствующие учебные пособия, выполняя зарисовки и копируя анатомические рисунки отдельных частей и общей формы фигуры человека. В аудитории проводятся занятия, во время которых студенты делают быстрые зарисовки фигуры, осваивая приемы и средства изображения пластики и пропорции человека в движении и приемы изображения одежды с характерными складками ткани. В задания для самостоятельной работы так же включаются наброски и зарисовки головы и фигуры человека с натуры.
Аудиторные практические задания
Рисунок дорической капители
Цель задания – развитие навыков линейного построения архитектурной формы, умение использовать светотеневую моделировку формы; знакомство с пропорциями античной и классицистической архитектуры.
Задачи и последовательность выполнения. Требуется выбрать точку зрения, с которой верхняя плита – абака разворачивается под углом к картинной плоскости, избегая положения, при котором левая и правая грани разворачиваются одинаково (под углом 45 0 ), и скомпоновать изображение, легкими линиями наметив общий силуэт капители. Изображение должно быть вписано в горизонтальный формат. Прежде чем приступать к построению, необходимо проанализировать форму и пропорции капители. Построение удобнее начинать с самой широкой верхней части капители. Это квадратная плита –абака, украшенная сверху полочкой и каблучком и валик – эхин, который представляет собой четверть вала.. Соединяя два элемента – квадратную абаку и круглый эхин, необходимо построить их так, чтобы при любом развороте абаки, эллипс эхина разворачивался по большой оси, имеющей строго горизонтальное положение, при этом середина каждой из сторон квадрата абаки должна совпадать с положением точки, в которой данная сторона касается окружности – верхней границы эхина. Для решения этой задачи удобнее начинать построение с эллипса. Через точно найденный общий центр нижнего квадрата абаки и верхнего круга эхина проводится общая вертикальная ось. Затем нужно с правильной передачей пропорций и перспективных сокращений построить форму нижней цилиндрической части капители, состоящей из трех поясков, шейки и астрагала с выкружкой – переходом от капители к обрубку верхней части колонны. Ствол колонны имеет сложную форму, которая называется энтазис, имеющую утонение кверху. Это плавное сужение можно заметить и в верхней части, примыкающей к капители. Для правильного перспективного построения необходимо точно найти степень раскрытия окружностей горизонтальных сечений на каждом уровне. При этом нужно помнить, что раскрытие горизонтальных плоскостей, расположенных выше плоскости горизонта, увеличивается по мере повышения уровня расположения. Ствол колонны декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками – каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения – арочки. Правильно изобразить их может помочь план ствола колонны. Однако положение точек, перенесенных с плана на перспективное изображение горизонтального сечения ствола, требует некоторой коррекции с учетом перспективных сокращений. При построении деталей важно прорисовывать линейно не только видимые, но и невидимые границы всех элементов прозрачно «насквозь». Это способствует правильному изображению объемной конструкции капители (см. рис. 1.1). На последнем этапе линейного построения прорисовываются мелкие детали и намечаются линии светоразделов собственных и падающих теней. Затем с помощью светотеневой моделировки с использованием заштрихованного фона требуется полностью выявить характер формы с учетом пространственного расположения всех деталей, добиваясь цельности изображения в законченной работе. Примеры выполнения задания показаны на рис. 1.2 и 1.3.
Материал – ватман формата А-3 графитные карандаши 2H-2В.
Время на выполнение задания – 12 ч
А. Б.
В. Г.
Рис.1.1 А – пропорции дорической капители; Б, В, Г – последовательность и приемы построения дорической капители.
Рис. 1.2. Пример выполнения задания 1. Автор Вера Алексеева
Рис. 1.3 Пример выполнения задания 1. Автор Е .Рогожина
Методика работы над рисованием фигуры человека
Изображение фигуры живого человека требует глубоких знаний пропорций, пластичности, анатомии, характера движения и более уверенного, точного применения принципа основных характерных точек и направлений линий. В рисунке прежде всего выявляется сущность общего, основного движения фигуры и взаиморасположение главных частей тела, так чтобы они вместе наиболее ярко выразили образ, характер изображенной модели.
1. Внимательно изучить натуры со всех сторон (краткосрочный рисунок спереди, со спины, сбоку). Обдумать компоновку, строение формы, положение в пространстве, движение фигуры, освещенность.
2. Осуществляем композицию размещение фигуры на листе. Соотношение высоты и ширины. Устанавливаем движение, отмечаем линии центра тяжести и основные пропорции.
Наносим опорные точки фигуры: лонного сочлен-я-лобка, выступы гребешка подвздошных костей, плечевого пояса-яремную ямку, плечевые суставы, грудные клетки–мечевидный отросток и точек ее нижнего края, нижних конечностей — большого вертела, следков и колен, верхних конечностей–локтя и запястья, головы.
Проведение направляющих линий общего изгиба торса, ног, шеи, головы и рук. Не забываем о взаимодействии двух частей туловища: грудной клетки с плечевым поясом и таза.
3. Уточнение направляющих линий, характеризующих общее движение и размеры таза, грудной клетки, бедер, голени, следков, шеи, головы, плеч, предплечий, кистей рук по отношению друг к другу, а также по вертикалям и горизонталям. Не забывать, что каждая деталь человека состоит из плоскостей и ребер, что обусловлено строением. Любая из этих граней на живой модели имеет смягчённую форму. И, тем не менее, это грани, планы, обращенные по-разному, расположенные в различных направлениях. Изображение таза, поясницы, грудной клетки, шеи и головы. Прорисовка легкими линиями общей формы фигуры и ее частей (попарно).
4. Попарное линейно-конструктивное построение деталей фигуры (используется анатомические закономерности строения костей и мышц). Проверка пропорций, линий движения, центра тяжести, пропорциональных отношений друг к другу отдельных частей.
5. Уточним конструктивную форму и конкретизируем построение деталей более точной прорисовкой с легкой светотеневой проработкой. Помечаем собственные и падающие тени. Переходы света помогут выявлению объема фигуры. Разбивка рисунка на свет и тень поможет увидеть свои ошибки в построении и пропорциях. Моделируя детали фигуры тоном не забываем о их форме.
6. Итог работы. Проводим тональную проработку формы. Пытаемся найти правильные тональные соотношения, нюансы света и тени. Следует внимательно сравнить рисунок с натурой, а детали подчинить целому. Если в процессе прорисовки деталей утрачена цельность, то надо одни детали усиливать в тоне, другие ослаблять, пока рисунок не приобретет законченность и цельность, выражающие характерные особенности данной натуры. Рисуя фигуру с фоном помнить об их тоновом различие. В процессе рисования необходимо рисунок все время сравнивать с натурой. Проверять пропорции, части тела по отношении друг к другу, движение фигуры.
Пропорции фигуры человека. Идеальные пропорции женщины, мужчины, детей, стариков
Пропорции фигуры человека
Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, представленном ниже.
К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом. Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.
В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры«. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным, т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей, которых мы видим вокруг нас.
Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров, так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции.
Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов, но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!
Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.
Пропорции детей
При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты. Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.
Распределение подкожного жира
В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.
Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины. Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом, напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.
Пропорции пожилых людей
В старости мышцы-сгибатели, как правило, сокращаются, становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.
Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.
Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека.
Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса «Как нарисовать человека».
В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.
Источники:
https://lektsia.com/3x33f8.html
https://m.vuzlit.ru/104814/metodika_raboty_risovaniem_figury_cheloveka
https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/kak-narisovat-cheloveka/proporcii-figury-cheloveka-idealnye-proporcii-zhenshhiny-muzhchiny-detej-starikov.html