113 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль библиотеки в современном обществе. Роль библиотек в современном обществе

Роль и место библиотек в информационном обществе

К «Общероссийскому Дню библиотек» информационно-библиографический отдел оформил выставку «Библиотека: сфера образования, науки, культуры, интеллектуального обслуживания».

К «Общероссийскому Дню библиотек» информационно-библиографический отдел оформил выставку «Библиотека: сфера образования, науки, культуры, интеллектуального обслуживания». На выставке посредством книжных, журнальных публикаций представлены современные взгляды на роль и место библиотек в информационном обществе. Дискуссионные уже в XX веке, они приобретают особую актуальность в третьем тысячелетии, в условиях процессов глобализации и становления информационного общества. Выставка приглашает к обсуждению будущего библиотек профессионалов библиотечного дела, философов, историков, культурологов, студентов гуманитарных специальностей и всех, кому интересны пути развития современной культуры.

Библиотека – один из древнейших культурных и социальных институтов. Первые библиотеки возникли раньше, чем появилось такое название. Они сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Функции и назначение библиотек менялись: от хранилища знаний для немногих избранных до самого популярного и универсального источника информации. Сегодня библиотеки – самые востребованные из учреждений культуры. Их посещает – хотя бы раз в год – более 40% россиян.

Изменения культурного статуса библиотеки в современную эпоху, характеризующиеся всевозрастающим распространением информации посредством Интернета, обуславливает становление принципиально новых форм коммуникации в системе «Читатель-Библиотека». Эти прогрессивные изменения выражаются в осмыслении новых возможных подходов к обслуживанию посетителей библиотек. Глобализация всех сфер общественной деятельности и техногенная революция в сфере коммуникаций позволила современной библиотеке трансформироваться и ориентироваться не столько на собирание информации, заключенной в документах, сколько на всемерное пробуждение мышления людей, осваивающих эти коммуникации. Основными формами работы такой библиотеки выступают уже не функции накопления и сохранности, а всевозможные мероприятия, способствующие успешной социализации читателей, их ориентации в современном мире.

В профессиональной периодике высказывается мнение, что дальнейшая модернизация библиотек не может быть связана только с техногенным путем их развития. Возможность преодоления кризисной ситуации видится в развитии коммуникативной функции библиотек, дальнейшей их трансформации в институты социализации личности; в превращении библиотек в интеллектуальное пространство межличностной и межкультурной коммуникации.

Преобразования, происходящие в библиотечной сфере, затрагивают не только технологические изменения, но и образ мышления библиотечных работников, нашедших в себе силы понять и принять настоящее время и обновиться самим. В профессиональном сознании с новой силой проявляются инициатива и творческий потенциал, способствующий укреплению имиджа библиотеки и ее репутации как важнейшего социального института.

Следует отметить, что библиотека существует не сама по себе и не для себя. Ее существование оправдано и обусловлено тем, насколько эффективно она выполняет свои социальные функции. По мнению ст. научного сотрудника Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского Н. Б. Захаровой, вся деятельность библиотечных учреждений должна быть подчинена одной общей и глобальной цели, оптимальному культурно-информационному обеспечению жизнедеятельности общества в целом и каждого читателя в частности. Понимание культурно-информационной функции научной библиотеки связано с осмыслением ее как культурно-информационного центра государства, как места общения, как культурно-информационного пространства.

Какие шаги предпринимать библиотекарям, чтобы библиотека – традиционная или электронная – была востребована обществом, стала местом пребывания молодежи и старшего поколения, философов и культурологов, естествоиспытателей и техников. Что в библиотеке приоритетно для будущего: скорость обслуживания? полнота ресурсов? милый домашний библиотекарь? опытный интеллектуальный аналитик? красивый интерьер с возможностью раскрепощения? уютное место общения? Решить нужно сейчас «всем миром», потому что библиотека – место, формирующее потенциал нации, наше будущее, наших детей; и кто есть в библиотеке сегодня, завтра будет решать наше будущее. Есть ли оно? (Гушул Ю. В., Коженкин И. А., Лаврова К. Б. Современная библиотека как проектируемое социокультурное пространство (постановка проблемы) // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2013. № 1 (33). С. 85)

Задача выставки – вдохновить профессиональное сообщество на дискуссию об эволюции библиотечного дела.

Экспозиция будет работать до конца мая в зале № 10 (2 этаж).

Из книг и статей, представленных на выставке:

78.3
Б 595
Д-278385
Д-278386
Д-278387

Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка ; [редкол.: гл. ред. Ю. А. Гриханов, науч. ред.-сост.: Е. И. Ратникова и др.]. – Москва. : Пашков дом, 2007. – 1299 с. : ил.

78.303 М 473
К-569871

Мелентьева, Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире : [сб. избр. ст.] / Ю. П. Мелентьева. – Москва : Наука, 2007. – 355 с.

78 Р 336
М-543782
М-543783

Редькина, Н. С. ИТ-стратегия библиотеки : науч. пособие / Н. С. Редькина ; [ред. совет: Борисова О. О. и др.]. – Москва : Литера, 2012. – 239 с. : ил. – (Современная библиотека).

Читать еще:  Описание Василисы Премудрой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка

78.3 Г 857
К-580344

Гриханов, Ю. А. Библиотека – Вселенная информации и культуры: избранное: (1977-2009) / Ю. А. Гриханов ; Департамент культуры г. Москвы, Центр. универс. науч. б-ка им. Н. А. Некрасова. – Москва : Центр. универс. науч. б-ка, 2009. – 399 с.

78.3 Р 139
К-593436

Равинский, Д. К. Библиотека и вызовы XXI века : монография / Д. К. Равинский ; Рос. нац. б-ка. – Санкт-Петербург : РНБ, 2011. – 131 с.

Роль библиотеки в современном обществе. Роль библиотек в современном обществе

РОЛЬ И МЕСТО БИБЛИОТЕК В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Сихимбаев И.Б. – д.п.н., профессор ЮКГУ им .М .О.Ауезова

Садуакас Г.К. – преподаватель, ЮКГУ им .М .О.Ауезова

Аймбетова У.У. – магистрант, ЮКГУ им .М .О.Ауезова

В начале было Слово. Но свою подлинную мощь оно обрело лишь с появлением книги.

Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – это надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Эта библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках, свитках папируса и пергаментных кодексах, пальмовых листьях и бересте, шелке и бумаге – менялся материал и способ изготовления, но неизменным оставалось ее назначение: служить сохранению и передаче знания, опыта, художественных ценностей.

А библиотеки важны для общества потому, что они обеспечивают всем гражданам доступ к знанию и культуре. Во всем мире библиотеки являются первым прибежищем для пользователей информации, доступным для всех слоев населения.

Но, к сожалению, в настоящее время, снизилась роль библиотек в культурной жизни общества.

К примеру, в Алматы городские библиотеки посещает примерно вдвое меньше человек, чем 10-12 лет назад. И, в основном, по наблюдениям специалистов, требуется техническая, справочная литература.

Нынешние дети путают Гоголя и Чехова, с великой натугой вспоминают какие-либо пушкинские строки. Волшебство чтения им заменяют хрестоматии-концентраты, где галопом по верхам можно нахвататься выжатых сведений о мировой классике. Плохо знают и казахскую литературу. Но есть ведь, есть и те, которые мечтают о прекрасных книгах! Получается замкнутый круг: не читают, потому что нет книг, а не издают, потому что нет спроса. На Западе некоторые издательства все-таки находят возможность баловать читателя и выпускать эксклюзивные тиражи для утонченных ценителей слова, причем стоимость таких изданий может быть весьма высокой. Может быть, и нашим стоит подумать об этом?

Провести серьезный мониторинг, найти рекламные ходы, сделать, в конце концов, рейтинг на поиске и поддержке казахстанских талантов.

Сейчас актуальна, на наш взгляд, проблема развития библиотеки в условиях глобальной информатизации.

В перспективе библиотека как учреждение, выполняющее определенные функции, и как общественный институт будет меняться, и, возможно, изменения будут значительными. Но и в начале 21 века актуальны и сохраняют свое значение слова Мариэтты Шагинян: «. главная суть библиотеки совсем не в книге, не в том, что она хранит в своих стенах книгу. А в том, что в стенах ее по режиму, почти схожему всюду,во всех странах, – книга непрерывно читается, движется из рук в руки, находится в потреблении не одного-двух, не десяти-двенадцати, а сотен и сотен читателей. Сотни тысяч в тишине и почти беззвучии множества библиотек – работают одновременно над книгами, и работают их мозги, и функционирует книга, раскрывая и отдавая себя читателю. »

А можно ли нас называть, собственно, читателями? Компьютеры и телевидние, сборная солянка дайджестов, обзоры газет на радио, Интернет и видео – есть ли у нас время – а главное потребность – взять томик классики, включить настольную лампу. известно одно: при желании время волшебным образом находится. А вот насчет желания. По данным опроса алматинского центра социологических исследований «Плюс икс», около 60 процентов из тех, кто регулярно читает книги – люди пожилые, старше 55 лет. Покупает же новые книги в основном молодежь – и это, во-первых, пособия, справочники, во-вторых, детективы и экранизированные бестселлеры. И только на третьем месте – интерес к классике, да и то с оговоркой типа: лучше возьму в библиотеке. Читать и перечитывать «Войну и мир» современных юношей и девушек, похоже не очень-то тянет.

Поэтому казахстанские издательства предпочитают идти проверенным путем и делают ставку на справочную и учебно-методическую литературу. В последние несколько лет особо повышенным спросом пользуются пособия по менеджменту, праву, экономике, комментарии к законам.

Сегодня существуют опасения, что в эпоху бурного распространения «цифровой» культуры и новых технологий библиотека может утратить свое значение. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что информационные технологии и библиотеки выполняют одну и ту же базовую функцию – поддерживают человеческую память. По существу, библиотека – это тоже информационная технология, которая не может не развиваться в информационном обществе.

Читать еще:  Чувашские пословицы на чувашском языке с переводом. Чувашские пословицы на русском

Развитие информационного общества отнюдь не означает прекращения традиционной библиотечной деятельности. Библиотека как социальный институт, благодаря реализации концепции электронных библиотек, будет постепенно превращаться из хранилища документов в хранилище знания, а это уже новая ступень развития и новое качество, позволяющее библиотеке сохранить и укрепить свою роль в обществе.

Когда библиотека нужна человеку? В первую очередь в периоды интенсивного труда (школьные, студенческие годы, во время подготовки диссертаций, научных рукописей или публикаций и многое другое), когда невозможно приобрести в собственность большое количество необходимых, но слишком дорогостоящих источников информации. Затем наступают времена, когда для многих обращение к библитотеке становится единичным, о случая к случаю, или вовсе приостанавливается. Для отдельного человека библиотека может на короткое время потерять свою важность, но сточки зрения долгосрочной перспективы ее значение всегда сохраняется.

Общеизвестно, что роль книги и библиотеки в образовании, воспитании, выработке мировоззрения, чувства гражданстенности и критического мышления, в сохранении нравственности, национальных традиций чрезвычайно велика.

Таким образом, одна из главных проблем, стоящих перед библиотеками сегодня, – это совершенствование деятельности на основе менеджмента качества. Необходимо осознать, что само чтение изменилось. Это уже не только занятие в часы досуга. Чтение используется для приобретения знаний, получения информации, необходимой для достижения поставленных целей. К сожалению, мы еще не можем говорить о наличии постоянной связи с читателями. Актуальными остаются необходимость определения приоритетных групп потребителей, изучение их интересов и запросов, планирование работы по удовлетворению информационных и социальных потребностей через расширение спектра информационных услуг и повышение их эффективности, модернизация процесса обслуживания населения.

В современном обществе библиотека должна претерпеть существенные изменения в содержании своих социокультурных функций, не забывать о социальной ответственности за качество выполнения своей общественной миссии.

Список использованной литературы

1. Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. -М .: Традиция, 2001.- 280с.

2. Сихимбаев И.Б.Библиотека – основа образования и культуры. //Наука и высшая школа Казахстана.-2006.-15 мая .- С.5.

3. Человек читающий. Homo legens . Писатели ХХ века. О роли книги в жизни человека и общества. Сост. С.И.Бэлза.-М.: Прогресс, 1990.- 720с.

4. Шенцов А. Бибилиотека как окно в мир. //Казахстанская правда.- 2005.- 29 сентября .- С.8.

Библиотека в современном обществе

Значение публичных библиотек

Публичные библиотеки являются частью национальной библиотечно-информационной системы Российской Федерации.

Эти библиотеки обеспечивают всеобщий и равный доступ к всевозможным знаниям и информации для всех граждан, участвуют в экономическом, социальном и культурном развитии своих территорий, поддерживают этническое, культурное, языковое и религиозное разнообразие, культурное самоопределение и самобытность, выступают против цензуры и сегрегации любого вида, а также против неоправданной коммерциализации библиотечного обслуживания. Благодаря своей доступности они имеют стратегическую возможность совершенствовать качество и демократические устои жизни граждан, активизировать общественную жизнь местных сообществ.

Публичные библиотеки призваны помогать гражданам пользоваться преимуществами информационного общества, реализуя их право на доступ к информации и знанию, обеспечивать возможности для коммуникации внутри местных сообществ и между ними независимо от их масштаба – будь то узкие или глобальные, построенные по географическому принципу или по принципу единства интересов и целей.

Приоритетное значение для них имеет обеспечение доступа к местным информационным ресурсам, формирование информационной культуры граждан, содействие ликвидации в обществе информационного неравенства.

Одновременно библиотеки выполняют миссию просветительства, сохранения культурного наследия, несут серьезную ответственность в отношении чтения, поддерживая и развивая читательскую культуру. Они призваны внести свой вклад в создание и сохранение цифровой информации, относящейся к публичному достоянию, в том числе в сфере образования, науки и культуры, сохранения культурного наследия человечества.

Сохранение и приумножение традиций библиотек как центров местной культуры должно подкрепляться их включенностью в более широкое информационное и культурное пространство. Именно публичные библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационно-библиотечного пространства России, в установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами.

Публичные библиотеки в жизни местного сообщества

Публичная библиотека реализует права местных жителей на свободный доступ к информации и культуре, обеспечивает их достойное библиотечно-информационное обслуживание, взаимодействует в интерактивном режиме с другими библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, местными и региональными властями, социальными службами, государственными, общественными и частными организациями.

Библиотека участвует в мониторингах мнений, предпочтений, ожиданий местных жителей, проводит изучение потребностей своих реальных и потенциальных пользователей, ведет базы данных по проблемам развития местного сообщества, взаимодействует с другими библиотеками, информационными и иными организациями, в том числе за пределами территории.

Читать еще:  Арт терапевтические. Что такое арт - терапия? Книги по арт-терапии

Библиотека развивает свою деятельность в качестве общедоступного центра правовой, деловой, социальной информации, предоставляя соответствующие материалы и поддержку гражданам на всех этапах их жизнедеятельности, уделяя особое внимание информации, отражающей жизнь местного сообщества.

Библиотека развивается как центр открытого и неформального обучения, содействует формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного поколения детей и юношества, обеспечивает свободный доступ ко всем видам знания, необходимого для социального, профессионального и личностного становления.

Информационная грамотность определяется как умение выживания в информационном мире и рассматривается в контексте современных усилий по развитию общей культуры, способностей критического мышления и непрерывного, в течение всей жизни, образования.

Публичная библиотека формирует и повышает информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучает их компьютерной грамотности и основам работы в сети Интернет, пользованию электронными ресурсами. С этой целью библиотека:

– проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями;

– учит пользоваться справочно-библиографическим аппаратом и отдельными его элементами, базами данных;

– ведет библиотечные уроки в библиотеке и в образовательных учреждениях;

– использует интерактивные обучающие программы, реализуемые через Web-сайт библиотеки;

– организует на своей базе специальные учебные курсы по информационной грамотности для местных жителей, семинары, посвященные онлайновому доступу, проблемно-ориентированные тренинги по использованию информационных ресурсов.

Публичная библиотека осуществляет пропаганду чтения, с целью воспитания у граждан потребности в чтении и в образовании, начиная с юного возраста. С этой целью библиотека создает библиотечные коллекции, удовлетворяющие потребности подростков и молодежи в сфере образования, культурного и информационного развития, творческого досуга, участвует в разработке программ всеобщей грамотности, включая элементарную грамотность, чтение, информационную грамотность и непрерывное образование.

В процессе культурно-просветительской работы библиотека приобщает местных жителей к культурному наследию, развивает способности воспринимать культуру и искусство, воображение и творческое начало, участвует в организации содержательного досуга и отдыха граждан, в восстановлении их сил и здоровья.

Культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.), а также образовательные, информационные и иные программы и проекты библиотека организует и проводит как самостоятельно, так и совместно с другими организациями.

Публичная библиотека является центром мемориальной и краеведческой деятельности, направленной на изучение и популяризацию истории “большой и малой родины”, сохранение местных устных традиций, воспитание чувства социальной общности, интереса к семейной истории и родному краю.

Особая роль публичной библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотека:

– собирает и сохраняет литературу по вопросам местной жизни;

– наиболее полно отражает местную тематику в справочно-библиографическом аппарате, создает краеведческую страницу на Web-сайте библиотеки;

– составляет и издает краеведческие библиографические пособия, справочники, проспекты, путеводители, буклеты;

– совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;

– организует работу краеведческих объединений.

При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии, др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

Библиотека способствует привитию культуры межличностного и межнационального общения, обеспечивает доступ этнических групп местных жителей к информации на их родном языке. В этой связи библиотека:

– изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, ведет базы данных по данному направлению;

– сотрудничает с национально-культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами;

– обменивается профессиональной информацией с национальными библиотеками субъектов Российской Федерации, с региональными методическими центрами.

– 2.10. Библиотека вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения, для чего:

– развивает социальное партнерство со службами социальной защиты и опирается на их помощь;

– участвует в местных, региональных и федеральных программах социальной защиты и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;

– ведет фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения (правовые, экономические, бытовые, культурные);

– взаимодействует со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям;

– приобретает документы и оборудование для особых групп пользователей;

– обучает персонал для работы с данными группами пользователей [7].

Источники:

https://chelreglib.ru/ru/news/1008/
https://www.rusnauka.com/11._NPRT_2007/MusicaAndLife/22209.doc.htm
https://studbooks.net/700639/sotsiologiya/biblioteka_sovremennom_obschestve

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]