15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль лирических отступлений в создании «энциклопедии русской жизни» (По роману А. С

В.Г. Белинский назвал роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман дает всестороннее, детальное и в то же время чрезвычайно лаконичное и сжатое изображение российской жизни 20-х годов XIX века, в необычайно емкой поэтической форме Пушкину удалось создать поистине универсальное произведение, освещающее важнейшие российские проблемы и отражающее сущность русского национального характера. Во многом это удалось автору благодаря лирическим отступлениям, поскольку эти внесюжетные элементы позволяют создать структурно-целостное, единое по композиции произведение и одновременно дают возможность назвать великое пушкинское творение «свободным романом», где повествование течет свободно и непринужденно, отражая естественный ход жизни.
Лирические отступления входят в роман с образом автора, как эмоциональные размышления и оценки, выражающие его непосредственное отношение к изображаемому или связь с ним. Автор размышляет о творчестве, определяет форму романа, предчувствует, что уже первая «глава принесет ему «дань славы – кривые толки, шум и брань».
Тематика и формы лирических отступлений в «Евгении Онегине» чрезвычайно разнообразны. Через весь роман проходят лирические воспоминания автобиографического характера, размышления о судьбах героев, о времени, среде и поколениях, о любви и дружбе. Это могут быть и заметки о природе и красоте, и рассуждения об экономике и политике России, неоднократно возникает тема искусства, в частности, театра и поэзии, а также связанные с ним полемические высказывания.
В лирических отступлениях, содержащих размышления автора о собственных жизни и судьбе, создается необычайно яркий в русской литературе реалистический образ повествователя, который можно считать своего рода частью собирательного портрета молодого и в то же время опытного человека – одного ив лучших представителей дворянской среды. Основные психологические черты этого героя – искренность, открытость читателю – определяют лиризм и задушевность отступлений в его повествовании; а самокритичность побуждает анализировать и оценивать собственные поступки, признавать свои слабости:
Люблю я бешеную младость.
И тесноту, и блеск, и радость.
– и заявлять об ошибках:
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Подобного рода лирические отступления интересны и тем, что позволяют восстановить жизненный путь самого Пушкина. Поэт рассказывает о себе, своей жизни: об угрожающей ему ссылке в Сибирь, увлечении светской жизнью после лицея, желании уйти от недремлющего ока жандармов, так, например, VIII глава открывается лицейскими воспоминаниями поэта, в главе X упоминаются посещавшиеся им тайные собрания будущих декабристов.
Однако ошибочным будет считать, что образ автора целиком биографичен, равнозначен самому Пушкину. Следует различать автора и его персонаж. Создавая его, Пушкин, без сомнения, стремился к обобщению, типизации мыслей, чувств, переживаний лучших людей своего времени. Следовательно, образ автора может и должен быть рассмотрен в ряду других образов романа, как важнейшая и неотъемлемая часть его образной системы.
Значительная часть лирических отступлений в романе посвящена размышлениям автора об искусстве, его назначении и специфике, а также оценке его направлений, Так, автор искренне восхищается современным ему театром, эти «волшебным краем», где «ложи блещут», где «в стары годы блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин».
Более детально подходит он к оценке литературы своей и предыдущих эпох, рассматривая и анализируя основные сложившиеся к тому времени направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. Например, полемизируя с законами классицистической эстетики, требовавшими от художественного произведения жесткой структуры, не допускавшими свободного, произвольного изложения, автор почти в середине своего повествования иронически замечает:
Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.
Говоря о литературном творчестве Ленского, он использует случай выразить свое отношение к романтическому творчеству:
Так он писал темно и вяло
Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?
В пародийной форме перечисляются также романтические штампы и обороты:
. Пустыни, волн края жемчужны
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безыменные страданья.
«Иные нужны мне картины», – признается автор в одном из лирических отступлений, противопоставляя этим образам «песчаный косогор, // Перед избушкой две рябины, // Калитку, сломанный забор». Как видим, все это элементы неприукрашенной действительности, реалии обыденной жизни, что дает возможность отнести автора к приверженцам реалистического искусства. Не случайно «теснота, и блеск, и радость» шумных балов и светских приемов постепенно заменяется для него идеалом простой народной жизни и «верности старине»:
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой.
Да щей горшок, да сам большой.
Говоря об источниках поэтического вдохновения, автор называет среди них любовь и природу. Так, в одном из отступлений он замечает, что «все поэты – любви мечтательной друзья». Таким образом, высокое любовное чувство, воспеваемое поэтами всех времен, одновременно является и животворным источником поэтического творчества.
Особое место в структуре романа занимают и лирические отступления о природе. С одной стороны, для героев восприятие природы неотделимо от чувства любви, тесно с ним слито. «Весна, весна! Пора любви!» – восклицает пушкинский герой. С другой стороны, эмоциональные рассуждения автора о природе часто выводят повествование в символический план, определяя и усиливая переживания героев. Вспомним хотя бы сон Татьяны или описание впечатлений Онегина от жизни в деревне.
Размышления автора о своем времени не ограничиваются лишь оценкой его культурной и духовной жизни – не менее значительную роль в романе играют и рассуждения социального и этического плана. Так, в «Евгении Онегине» дается объективная оценка нравов и системы ценностей эпохи «меркантильного духа»:
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
Автор размышляет также о близкой ему социальной среде, где «всяк суетится, лжет за двух»; о поколении легкомысленных молодых людей, которые «все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь. »
Размышления общественного характера, отражающие характерные черты и обнажающие основные пороки эпохи, сменяются рассуждениями на более личные, близкие автору моральные темы:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней.
Особую известность среди лирических отступлений в романе получили отличающиеся особым лиризмом и исповедальным тоном размышления автора о любви и дружбе, многие из которых стали «крылатыми». Достаточно вспомнить хотя бы такие: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» или «Любви все возрасты покорны». Подобные замечания не только развивают и усиливают любовную «линию» романа, но и точно характеризуют российские нравы пушкинской поры.
Отдельно следует отметить лирические отступления, связанные с характеристикой героев романа, выражающие авторскую оценку действий героев, определяющие авторское к ним отношение. Например, автор постоянно подчеркивает свою внутреннюю, духовную близость к Онегину, называя его своим «добрым приятелем», «вторым Чаадаевым».
Мечтам невольная преданность.
Не подражательная странность
И резкий охлажденный ум,
– вот черты, которые нравятся автору в Онегине.
Однако автор тут же спешит заметить: «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной. » Таким образом, автор особо подчеркивает, что он и изображаемый им герой не двойники, что образ Онегина не является целиком «его портретом», как не тождественны образ автора в романе и сам автор романа, в отличие от своего пассивного, апатичного героя, автор занимает активную, деятельную жизненную позицию. Жить для него – значит ощущать всю полноту жизни, испытать все: «вражду, любовь, печаль и радость», чтобы счастливейшие дни «жизни мирной» сменялись «горячкой рифм». Жить значит мечтать о свободе, стремиться к ней и бороться за нее.
Итак, лирические отступления в «Евгении Онегине» содействуют раскрытию идейного содержания произведения, служат организации повествования; выражают отношение автора к насущным проблемам своего времени. Во всей полноте и многогранности раскрывается образ автора: грустно-иронический; насмешливый и остроумный, задушевный собеседник и глубокий мыслитель – человек и гражданин. Тематическое разнообразие лирических отступлений придает роману энцикло- педичность и универсальность, всеохватность и полноту.

Читать еще:  Томас манн немецкий писатель биография. Переводчики на русский язык

/ / / Роль лирических отступлений Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин» является великим достоянием классической литературы начала 19 века. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Известный русский критик Виссарион Белинский считал, что данный роман в стихах исчерпывающе отображает русскую жизнь.

« » – произведение с разнообразной проблематикой: человек и общество, неразделенная любовь, идеал и реальность. Большое значение в романе имеют лирические отступления автора. Таким образом, Пушкин выражал свою точку зрения относительно событий, высказывал мнение о героях.

Анализируя лирические отступления, можно сделать вывод, что главный герой и сам автор – близкие по духу люди. Пушкин пишет о Евгении, как о «давнем приятеле».

Всего в романе есть 27 лирических отступлений и не менее 50 разных лирических вставок. Александр Пушкин позиционировал свое произведение как «свободное», то есть, автор и читатель сближались при помощи прямых обращений автора к читателям. Таким образом, Пушкин свободно размышлял о значении литературы, о намерении писать прозу.

Лирические отступления помогают раскрыть портрет автора. Перед нами предстает человек образованный, умный, понимающий. Виссарион Белинский тепло отзывался о романе Пушкина. Литературный критик считал, что это произведение воплощало само естество автора, его душевные порывы, мечты, идеалы.

Лирические отступления – своеобразные отступы от текста, которые повествуют о современных поэту проблемах. Автор апеллирует к читателям с вечными вопросами, заставляет задуматься над их решением.

Лирические отступления отличаются живостью языка, эмоциональностью, простотой изложения. Все это создает доверительную атмосферу непосредственного легкого общения между автором и его читателем.

Авторская позиция видна во всем. Он не скрывает своего отношения к персонажам. Евгения он называет «давним приятелем», поэтому, не лицемеря, говорит о его достоинствах и недостатках. Довольно иронично автор отзывается о системе образования дворянских детей: «учились чему-нибудь и как-нибудь». Следуя моде, хорошо владел французским языком, однако плохо был знаком с родной культурой.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

Роль лирических отступлений

в романе А.С.Пушкина

Руководитель работы: учитель русского языка и литературы

«Роль лирических отступлений в создании «энциклопедии русской жизни» (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

1. В. Г. Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин».
2. Историзм произведения.
3. Лирические отступления в романе.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «”Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Оне-гин”есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой. Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.

Читать еще:  Словарь терминов. Значение постоянный эпитет в словаре литературоведческих терминов

Авторские лирические отступления раскрывают перед читателем особенности и закономерности эпохи, характеризуют отношение самого Пушкина к разным явлениям общественной или частной жизни.

В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет — огромный срок.

Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидро венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:

Москва, я думал о тебе!

Москва. как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.

Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком явны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.

Роль лирических отступлений в создании “энциклопедии русской жизни” (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

1. В. Г. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин”.
2. Историзм произведения.
3. Лирические отступления в романе.
Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”. Критик отмечал: “мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Оне-гин”есть поэма историческая

Честь и долг – главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как.

Читать еще:  Что трагического и комического в ревизоре. Приемы комического и их роль в комедии Н.В

Петр Гринев лучший из представителей дворянства Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой.

О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны (1) “Жизнь без любви не жизнь, а существование, без любви жить невозможно. Для того и дана душа человеку, чтобы любить”, – утверждает М. Горький. Человек, которому Всевышний подарил такой талант, как.

Что и кто мне нравится в романе “Евгений Онегин” “Евгений Онегин” – одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать.

“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”. РОМАН А. С. ПУШКИНА В ОЦЕНКЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО Роман А. С.Пушкина “Евгений Онегин” вызвал Многочисленные отклики современников как По мере публикации его глав, так и тогда, Когда в 1833 г. он был напечатан отдельным Изданием. Однако критики того.

“Я Вас любил.” Нашу жизнь невозможно представить без Пушкина. Он вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как творец души человеческой. Он действовал самым редким инструментом – стихом, но в.

Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина “Евгений Онегин” Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда.

Сюжет и герои повести А. С. Пушкина “Барышня крестьянка” 1830 год – самый серьезный рубеж в жизни и в творчестве А. С. Пушкина. Лучшие произведения ве­ликого поэта были созданы именно осенью 1830 года, -Болдинской осенью. К числу этих произ­ведений.

Повествовательная часть романа “Евгений Онегин” Когда Пушкин задумал писать роман “Евгении Онегин”, у него была напечатана только первая часть романа. В ходе работы над романом “Евгений Онегин” Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному.

“Настоящий писатель – то же, что древний пророк” А. П. Чехов (По одному из произведений русской литературы – А. С. Пушкин “Пророк”) Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, – это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли.

Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” .Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. В. Г. Белинский. В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения гения русской литературы, любимого поэта миллионов Александра Сергеевича Пушкина. Хочется.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, И, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной Жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться.

Образ Ольги в “Евгении Онегине” Ольга – одна из главных героинь литературное произведениеа в стихах “Евгений Онегин”. Впервые на страницах литературное произведениеа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, литературное произведениетического.

Образ Владимира Дубровского Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе, выпущен был корнетом в гвардию. Отец не жалел ничего для сына, и молодой человек получал из дома “более, нежели должен был ожидать”. Он жил.

Мое отношение к Евгению Онегину (по роману А. С. Пушкина) Действие романа “Евгений Онегин” развивается в 1819-1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина.

Богатство и очарование личности Пушкина поэта На вторую половину 20-х и начало 30-х годов приходится расцвет реалистической лирической поэзии Пушкина. В лирической поэзии Пушкина особенно ярко отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, перипетии его.

Образ моря в лирике В. А. Жуковского и А. С. Пушкина Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов. Выдающимися русскими поэтами-романтиками по праву считаются В. Жуковский.

Характеристика Дубровского А. С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что “точность и краткость – вот первые достоинства прозы”. Роман “Дубровский”.

Охарактеризуйте произведение “Евгений Онегин” как психологический роман в стихах Герой и автор постоянно меняются местами. Именно лирические отступления и выполняют функцию создания “энциклопедии русской жизни”. Афористичность языка разрешала показать в произведении не только внешняя жизнь, а и его глубинную.

Родной обычай старины в поэтике Пушкина Начала свободы все время поддерживались и подогревались, с какой стороны ни посмотреть. Кавказ – это борьба горцев за свободу. Бессарабия – это, часто почти наглядная, деятельность членов тайных обществ или.

Сейчас вы читаете: Роль лирических отступлений в создании “энциклопедии русской жизни” (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Источники:

https://obeho.ru/festive-table/rol-liricheskih-otstuplenii-v-sozdanii-enciklopedii-russkoi-zhizni-po.html
https://www.allsoch.ru/sochineniya/19382
https://studentguide.ru/pushkin-a-s/rol-liricheskix-otstuplenij-v-sozdanii-enciklopedii-russkoj-zhizni-po-romanu-a-s-pushkina-evgenij-onegin.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]