Роль вишневого сада в пьесе вишневый сад. Главный герой “Вишнёвого сада”
Сочинение Образ сада в пьесе Вишневый сад Чехова
Вишневый сад – центральный образ в одноименной пьесе А.П.Чехова. С одной стороны, огромный вишневый сад просто является частью усадьбы Гаева и Раневской. С другой стороны, он несет в пьесе символическое значение. Сад символизирует красоту природы, красоту родного края, России, но, главное, в пьесе Чехова он является олицетворением жизни самого человека.
Вишневый сад собирает вокруг себя всех героев пьесы. В усадьбе Гаева и Раневской оказались родственники, друзья и просто те люди, которым не безразлична судьба этого места. Они рады долгожданной встречи. Герои пьесы – люди разных возрастов, социальных статусов, разных характеров и взглядов. Они собрались вместе, чтобы решить житейские вопросы, а именно – судьбу вишневого сада. Однако судьба сада переплетается с судьбой каждого героя.
Можно ли было спасти вишневый сад? Да, но ни Гаев, ни Раневская ничего не предпринимают для этого. Оба героя умные, чуткие люди, умеющие ценить красоту. Однако и брат, и сестра лишены чувства реальности, практичности, они не решились взять на себя ответственность за судьбу дорого их сердцу родного уголка. Для Гаева и Раневской сад символ их молодости, прошедших в усадьбе лет. Вишневый сад оживляет счастливые воспоминания героев. Они отказываются от предложения Лопахина сдать землю в аренду. Но и в тоже время не предпринимают никаких других мер по спасению родного уголка. Такая бездейственность людей, способных ценить красоту этого мира, перекликается с энергичными действиями других героев.
Вишневый сад выкупает Ермолой Алексеевич Лопахин. Как человек деятельный и решительный, он тут же принимается за реализацию своих замыслов, первым из которых является вырубка деревьев. Лопахин не разделяет привязанность Раневской и Гаева к вишневому саду. Он не щадит их чувств, не ждет отъезда героев. Раздается звук топора, начинается вырубка деревьев, главные герои чувствуют душевную пустоту и безысходность. Вишневый сад для них был тропинкой в прошлые воспоминания. Лишившись ее, герои лишаются корней, которыми были привязаны к месту их юности.
Таким образом, можно сделать вывод, что вишневый сад в произведении олицетворяет прошлое России, Пьеса Чехова написана после отмены крепостного права, в стране начинается пора перемен. И вырубка вишневого сада характеризует крах старого общественного строя и переход к новому укладу жизни.
2 вариант
Вишнёвый сад – играет главную роль в этой пьесе. А. Чайковский придал ему символического значения. Имение Раневской, символизирует замену старого образа жизни, на новый. Именно эту эпоху пережил автор. Большинство людей, не хотели покидать старую, привыкшую жизнь, даже несмотря на все проблемы, которые у них возникали. Подобно и главная героиня, не хотела прощаться с воспоминаниями молодости. Для неё было дорогим то, что уже давно потеряло свою ценность. Лишь некоторые люди, имели объективный взгляд на жизнь. Их было меньшинство, в то время. Как раз их практичную мудрость хорошо показал не менее важный персонаж – Лопахин. На его взгляд, сад был единственным выходом Любови Андреевны. Вишни приносили прибыль, но очень малую и не стоящую. Тем более он был 40 лет запущенным, на тех деревьях практически нечего не росло. Однако, если вырубить все деревья и сдать землю дачникам, можно было погасить все долги и сберечь имение. Собственно такой вариант решения проблемы выдвинул Лопахин. Этим автор показал эффективность новых способов поднять экономику страны в период перемен. Увы, рутина прошлого не отпускала Любовь Андреевну, подобно страх не покидал народ перед чем-то новым. Люди боялись выйти из зоны комфорта. Для Раневской, такой зоной был сад. В этом месте умер её сын, поэтому он имел для Любови такую ценность.
Вишнёвые деревья ближе познакомили нас с персонажами. Например; Лопахина они показали с двух сторон. Первая сторона была положительной – это сочувствие. Вначале Ермолай хотел помочь, но потом раскрылась вторая сторона медали – это корыстность. Ему было плевать на чувства Раневской, главное что имение теперь принадлежало ему. Но сад также подчеркнул нерешительность Любови Андреевны, что произвело к горьким последствиям.
Чайковский на примере сада показал, что нельзя жить прошлым, нужно идти в перед. Немудро зависать в рутине прошлого. Пример последствий описан в пьесе. Раневская все равно потеряла сад, но вто же время и землю. Она пострадала из-за своей нерешительности. А Лопахин купил имение, и получал доход с дачников. Благодаря своему опыту в торговле и реалистичному отношению, он достиг то, чего хотел. Христофор Колумб однажды сказал: «Ты никогда не пересечёшь океан, если не наберёшься смелости потерять из виду берег». В нашем случае берегом был сад, а главной целью сохранить имение.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ сада в Вишневом саде
Популярные сегодня темы
Трагическая пьеса «Скупой рыцарь» была задумана автором в 1826 г., а закончена в 1830 г. Впервые данное произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г.
Можно сказать, что понятия «природа» и «Родина» в произведении являются тождественными. Именно поэтому ей уделяется довольно большая роль. Для местных жителей остров значит многое – они не желают покидать
На улице вечер, зима, идёт снег. Пред нами предстает Иона Потапов, он работает извозчиком. В этот холодный вечер он сидит и ожидает пассажиров. Иона сидит, согнув спину, и не шевелится.
В первую очередь все зависит от стойкости человека, если он силен духом, то сможет пережить эту потерю и найти в себе силы на реализацию нового проекта. А вот для слабых духом людей такая потеря мечты может привести к полной утрате смысла жизни.
Серебряное копытце – один из удивительнейших сказов Павла Петровича Бажова. Как любой сказ, он основан на народных преданиях и легендах Урала, издавна славившегося добычей драгоценных камней.
Главный герой “Вишневого сада”: анализ, характеристика и особенности
Свою знаменитую пьесу “Вишнёвый сад” А. П. Чехов написал в 1903 г. В этой пьесе центральное место занимают не столько личные переживания персонажей, сколько аллегорическое видение судьбы России. Одни персонажи олицетворяют прошлое (Раневская, Гаев, Фирс, Варя), другие – будущее (Лопахин, Трофимов, Аня). Герои пьесы Чехова “Вишнёвый сад” служат отражением общества того времени.
Главные действующие лица
Герои “Вишнёвого сада” Чехова – это лиричные персонажи, имеющие особенные черты. Например, Епиходов, которому постоянно не везло, или Трофимов – “вечный студент”. Ниже будут представлены все герои пьесы “Вишнёвый сад”:
- Раневская Любовь Андреевна, хозяйка усадьбы.
- Аня, её дочь, 17 лет. Неравнодушна к Трофимову.
- Варя, её приёмная дочь, 24 года. Влюблена в Лопахина.
- Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
- Лопахин Ермолай Алексеевич, выходец из крестьян, ныне купец. Ему нравится Варя.
- Трофимов Пётр Сергеевич, вечный студент. Симпатизирует Ане, но он выше любви.
- Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик, у которого постоянно нет денег, но он верит в возможность неожиданного обогащения.
- Шарлотта Ивановна, горничная, любит показывать фокусы.
- Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик, невезучий человек. Хочет жениться на Дуняше.
- Дуняша, горничная, считает себя похожей на барыню. Влюблена в Яшу.
- Фирс, старый лакей, постоянно заботится о Гаеве.
- Яша, избалованный лакей Раневской.
Образы героев пьесы
А. П. Чехов всегда очень точно и тонко подмечал в каждом персонаже его особенности, будь то внешность или характер. Поддерживает эту чеховскую особенность и пьеса “Вишнёвый сад” – образы героев тут лиричные и даже немного трогательные. Каждый имеет свои неповторимые черты. Характеристику героев “Вишнёвого сада” можно для удобства разделить по группам.
Старое поколение
Раневская Любовь Андреевна предстаёт весьма легкомысленной, но доброй женщиной, которая не может до конца понять, что всё её деньги закончились. Она влюблена в какого-то негодяя, который оставил её без средств. И вот тогда Раневская возвращается вместе с Аней в Россию. Их можно сравнить с покинувшими Россию людьми: как бы ни было хорошо за границей, они всё равно продолжают тосковать по своей Родине. Об образе, выбранном Чеховым для родины, будет написано ниже.
Раневская и Гаев – это олицетворение дворянства, богатства прошлых лет, которое во времена автора стало приходить в упадок. И брат, и сестра не могут в полной мере осознать этого, но тем не менее они чувствуют, что что-то происходит. И по тому, как они начинают действовать, можно увидеть реакцию современников Чехова – это был или переезд за границу, или попытка приспособиться к новым условиям.
Фирс – это образ прислуги, которая была всегда верна своим хозяевам и не хотела никакого изменения порядков, потому что им это было не нужно. Если с первыми главными героями “Вишнёвого сада” понятно, почему они рассматриваются в этой группе, то почему сюда можно отнести Варю?
Потому что Варя занимает пассивное положение: она с покорностью принимает складывающееся положение, но её мечтой является возможность ходить по святым местам, а сильная вера была характерна для людей более старшего поколения. И Варя, несмотря на свою бурную, на первый взгляд, деятельность, не принимает активного участия в разговорах о судьбе вишнёвого сада и не предлагает каких-либо путей решения, что показывает пассивность богатого сословия того времени.
Молодое поколение
Здесь будут рассматриваться представители будущего России – это образованные молодые люди, которые ставят себя выше любых чувств, что было модным в начале 1900-х годов. Тогда на первое место ставились общественный долг и стремление развивать науку. Но не нужно считать, что Антон Павлович изображал революционно настроенную молодёжь – это, скорее, изображение большей части интеллигенции того времени, которая занималась только тем, что рассуждала на высокие темы, ставила себя выше человеческих потребностей, но ни к чему не была приспособлена.
Всё это удалось воплотить в Трофимове – “вечном студенте” и “облезлом барине”, который так и не смог ничего окончить, не имел профессии. Всю пьесу он только рассуждал о различных материях и презирал Лопахина и Варю, которая смогла допустить мысль о его возможном романе с Аней – он “выше любви”.
Аня – добрая, милая, совсем ещё неопытная девушка, которая восторгается Трофимовым и внимательно слушает всё то, что он говорит. Она олицетворяет молодёжь, которой всегда были интересны идеи интеллигенции.
Но одним из самых ярких и характерных образов той эпохи получился Лопахин – выходец из крестьян, который сумел сделать себе состояние. Но, несмотря на богатство, оставшийся по своей сути простым мужиком. Это деятельный человек, представитель, так называемого класса “кулаков” – зажиточных крестьян. Ермолай Алексеевич уважал труд, и на первом месте для него всегда была работа, поэтому он всё откладывал объяснение с Варей.
Именно в тот период мог появиться герой Лопахина – тогда вот это “поднявшееся” крестьянство, гордое от осознания, что они больше не рабы, показало более высокую приспособленность к жизни, чем дворяне, что и доказано тем, что именно Лопахин купил усадьбу Раневской.
Почему характеристика героев “Вишнёвого сада” была выбрана именно для этих персонажей? Потому что именно на особенностях характеров персонажей будут строиться их внутренние конфликты.
Внутренние конфликты в пьесе
В пьесе показаны не только личные переживания героев, но и противостояние между ними, что позволяет сделать образы героев “Вишнёвого сада” ярче и глубже. Рассмотрим их подробнее.
Раневская – Лопахин
Самый главный конфликт находится в паре Раневская – Лопахин. И обусловлен он несколькими причинами:
- принадлежность к разным поколениям;
- противоположность характеров.
Лопахин пытается помочь Раневской сохранить усадьбу, вырубив вишнёвый сад, и построив на его месте дачи. Но для Раевской это невозможно – ведь она выросла в этом доме, и “дачи – это так пошло”. И в том, что усадьбу купил именно Ермолай Алексеевич, она видит в этом с его стороны предательство. Для него покупка вишнёвого сада – это разрешение его личного конфликта: он, простой мужик, чьи предки не могли проходить дальше кухни, теперь стал хозяином. И в этом и заключается его главное торжество.
Лопахин – Трофимов
Конфликт в паре этих людей происходит из-за того, что они имеют противоположные взгляды. Трофимов считает Лопахина обычным мужиком, грубым, ограниченным, который ничем, кроме труда не интересуется. Тот же считает, что Пётр Сергеевич просто зря растрачивает свои умственные способности, не понимает, как можно жить, не имея денег, и не принимает идеологию того, что человек выше всего земного.
Трофимов – Варя
Противостояние строится, скорее всего, на личном неприятии. Варя презирает Петра за то, что тот ничем не занят, и опасается, что он с помощью своих умных речей влюбит в себя Аню. Поэтому Варя старается всячески им помешать. Трофимов же дразнит девушку “мадам Лопахина”, зная, что все давно ждут этого события. Но он презирает её за то, что она приравняла его и Аню к себе и Лопахину, ведь они выше всех земных страстей.
Итак, выше было кратко написано о характерах героев “Вишнёвого сада” Чехова. Мы описали только самых значимых персонажей. Теперь можно перейти к самому интересному – образу главного героя пьесы.
Главный герой “Вишнёвого сада”
Внимательный читатель уже догадался (или догадывается), что это вишнёвый сад. Он олицетворяет собой в пьесе саму Россию: её прошлое, настоящее и будущее. Почему же главным героем “Вишнёвого сада” стал именно сам сад?
Потому что именно в эту усадьбу возвращается Раневская после всех злоключений за границей, ведь именно из-за него обостряется внутренний конфликт героини (боязнь потери сада, осознание своей беспомощности, нежелание с ним расставаться), и возникает противостояние между Раневской и Лопахиным.
Вишнёвый сад также способствует разрешению внутреннего конфликта Лопахина: он напоминал ему о том, что он крестьянин, обычный мужик, который удивительным образом смог разбогатеть. И появившаяся с покупкой имения возможность вырубить этот сад означала, что теперь больше ничего в тех краях не сможет напоминать ему об его происхождении.
Что значил сад для героев
Можно для удобства написать отношение героев к вишнёвому саду в таблице.
Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад»
Вишнёвый сад как центральный образ пьесы
Действие последнего произведения А.П. Чехова происходит в имении Раневской Любови Андреевны, которое через несколько месяцев будет продано на аукционе за долги, и именно образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает центральное место. Однако уже самого начала присутствие такого огромного сада вызывает недоумение. Довольно жесткой критике это обстоятельство подверг И.А. Бунин, потомственный дворянин и помещик. Он недоумевал, как можно превозносить вишневые деревья, которые не отличаются особой красотой, имеют корявые стволы и мелкие цветочки. Также Бунин обращал внимание на тот факт, что в барских усадьбах никогда не встречаются сады только одной направленности, как правило, они были смешанными. Если посчитать, то сад занимает площадь примерно в пятьсот гектар!
Это все показывает, что конкретного бытового значения образа вишневого сада в пьесе не замышлялось. Лопахин выделил только главное его преимущество: « Замечательного в этом саду только то, что он большой». Но именно образ вишневого сада в пьесе Чеховым вынесен как отображение идеального значения объекта художественного пространства, строящееся со слов действующих лиц, которые в течение всей сценической истории идеализируют и приукрашивают старый сад. Для драматурга цветущий сад стал символом идеальной, но уходящей в прошлое красоты. И эта скоротечная и разрушаемая прелесть былого, заключенная в мыслях, чувствах и поступках, притягательна и для драматурга, и для зрителей. Связав судьбу усадьбы с героями, Чехов соединил природу с социальной значимостью путем их противопоставления, тем самым раскрывая мысли и поступки своих действующих лиц. Он старается напомнить, каково истинное предназначение людей, для чего необходимо духовное обновление, в чем заключена красота и счастье бытия.
Вишневый сад – средство раскрытия характеров персонажей
Образ вишневого сада в сюжетном развитии пьесы имеет большое значение. Именно через отношение к нему происходит знакомство с мироощущением героев: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию. Знакомство зрителя с садом происходит в мае, в замечательную пору цветения, а его аромат заполняет окружающее пространство. Из-за границы возвращается хозяйка сада, которая долго отсутствовала. Однако за годы, пока она путешествовала, в доме ничего не изменилось. Даже детская, в которой давно не было ни одного ребенка, носит прежнее название. Что для Раневской значит сад? Это ее детство, ей даже мерещится мать, ее молодость и не очень удачное замужество за человеком, как и она, легкомысленным транжирой; возникшая после смерти мужа сжигающая ее любовная страсть; гибель младшего сына. От всего этого она сбежала во Францию, бросив все, надеясь, что побег поможет ей забыться. Но и за границей она не нашла покоя и счастья. И теперь ей предстоит решать судьбу усадьбы. Лопахин предлагает ей единственный выход – вырубить сад, не приносящий ни какой пользы и весьма запущенный, и отдать освободившуюся землю под дачи. Но для Раневской, воспитанной в лучших аристократических традициях, все, что заменяемо деньгами и ими меряется – пошло. Отклонив предложение Лопахина, она вновь и вновь просит его совета, надеясь, что возможно спасти сад, не уничтожая его: « Что же нам делать?
Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь. Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного». Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать. После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.
Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни. Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.
Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников. Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи. Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад». И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»
Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.
Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете». Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки». Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.
Символический образ вишневого сада
Написанная на рубеже эпох пьеса «Вишневый сад» стала отражением происходящих в стране перемен. Старое уже ушло, а на смену ему идет неизведанное будущее. Для каждого из участников пьесы сад – свой, но символический образ вишневого сада – как уходящего былого для всех, кроме Лопахина и Трофимова, един. «Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест» – говорит Петя, тем самым показывая, что людям новой эпохи, к которым он относится, не свойственна привязанность к своим корням, и это настораживает. Люди, любившие сад, легко отказались от него, и это пугает, ведь если «Вся Россия наш сад», как говорит Петя Трофимов, что же будет, если на будущее России так же все махнут рукой? И вспоминая историю, мы видим: спустя всего чуть более 10 лет в России начали происходить такие потрясения, что страна действительно стала безжалостно уничтоженным вишневым садом. Поэтому можно сделать однозначный вывод: главный образ пьесы стал истинным символом России.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/obraz-sada-v-vishnevom-sade
https://www.syl.ru/article/322092/glavnyiy-geroy-vishnevogo-sada-analiz-harakteristika-i-osobennosti
https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/obraz-sada-v-pese.html