Российские художники 19. Основные представители – Художники и искусство XlX века
Русские художники 19 века
Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший мощное народное звучание, как высокий классицизм, который отражался в живописи 19 века, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление русских художников в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики.
Но в тоже время в искусстве исторического направления не ощущалось особых изменений по сравнению с мастерами второй половины 18 века и от самого начала истории русского портрета. Часто в своих произведениях многие мастера посвящали подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Русские живописцы того времени утвердили собственный принцип описания портрета, картин, выработав свои направления в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.
Русские художники в своих картинах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. 19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором живописцы России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа.
Крупнейшие исследователи русской живописи 19 века в целом, отмечают выдающуюся роль в высоком расцвете творчества великих русских мастеров и изобразительного искусства. Уникальные произведения созданные отечественными мастерами на всегда обогатили русскую культуру .
Знаменитые художники 19 века
Полностью отдавшись романтике пейзажа и природной среде восприятия, Щедрин как бы восполняет своими картинами, упавший интерес его соплеменников того времени к пейзажу. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания.
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) Замечательный русский портретист, выходец из крепостных крестьян. Его знаменитые работы картины: Кружевница, также Портрет Пушкина А. С., гравера Е.О. Скотникова, Старик – нищий, отличающаяся легким колоритом Портрет сына, 1826 г. Пряха, Золотошвейка, данные работы особо привлекли внимание современников. 1846 г. Тропинин разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий специфический московский жанр написания. В то время Тропинин стал центральной фигурой московского бомонда.
Художники 19 века, вошедшие в историю искусства
Поль Сезанн
Поль Сезанн (Paul Cézanne) — один из самых ярких, нестандартных французских живописцев девятнадцатого века. Вся его жизнь в искусстве — вечный поиск. Стиль настолько самобытен, что не укладывается в рамки какого-то одного направления: любил удивлять, ошарашивать. Постоянно находился в состоянии эксперимента.
Художник-постимпрессионист искал свой способ самовыражения в течение всей жизни. К сожалению, он не успел насладиться известностью, популярность его работ достигла своего пика уже после смерти Сезанна.
Рисуя людей, он не стремился передать движение, напротив, предпочитал писать моделей застывшими, неподвижными. Мечтал постичь суть формы изображаемой вещи. Поэтому созданные им натюрморты смотрятся очень натурально. У яблок, винограда, вазочек и кувшинов на его картинах есть характерное внутреннее сияние.
Сезанн — один из самых плодовитых художников. Он оставил в наследство потомкам более 800 картин, написанных в разных жанрах.
Самые известные его работы: «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Гора Сент-Виктуар», «Букет цветов в голубой вазе».
Эдуард Мане
Французского художника Эдуарда Мане (Édouard Manet) искусствоведы возвели в ранг родоначальников импрессионизма. Семья мечтала о том, чтобы Эдуард посвятил свою жизнь юриспруденции. И только дядя поддерживал желание мальчика рисовать, оплачивал ему уроки и посещение лекций по живописи.
Отец отправил Мане в путешествие на парусном судне, надеясь, что романтика выветрится из головы мальчика. Он попадает в совершенно другой, гораздо более многоцветный и свободный мир — в Бразилию. Очаровывается красотой этой страны. Экзотика, яркость тропических красок только усиливают желание стать художником. Из поездки возвращается с большим количеством картин и набросков.
В Париже поступает в ученики к известному в то время художнику, — Тому Кутюру. Но Мане не импонирует классическая живопись, его раздражает буржуазность.
Многие первые картины Мане не произвели на публику никакого впечатления. Скорее, наоборот. Знаменитая «Олимпия» Эдуарда Мане, полотно, обладать которым сейчас мечтает каждый серьезный коллекционер, вызвало скандал. Мане обвинили в пропаганде вульгарности и непристойности.
Сближается с импрессионистами, начинает много экспериментировать со цветом.
Самые популярные его картины: «В лодке», «Завтрак на траве», «Сливовица», «Олимпия», «Белые пионы».
Эдгар Дега
Эдгар Дега (Edgar Degas) — популярный художник-импрессионист. Известность ему принесло участие в 7-ой и 8-ой выставках импрессионистов.
Особенности творчества: заметно смещенные композиции, обрезанные фигуры, появление на полотнах неожиданных предметов, которые заслоняют главных героев. Во многих работах Дега заметен интерес художника к позе, к движению. Он стремится запечатлеть людей в момент действия, делая ставку на обычную жизнь, а не на позирование.
Большинство самых известных его полотен написано пастелью, а не масляными красками. По этой причине работы редко экспонируются. Полюбоваться ими ценители мастерства Дега могут нечасто, выставки проводятся раз в несколько лет, музеи стремятся сохранить картины художника для потомков.
Наиболее известные произведения Дега: «Танцевальный класс», «Наездники перед стартом», «Гладильщицы».
Иван Айвазовский
Ивана Айвазовского возвели в ранг самого известного художника-мариниста девятнадцатого века. Любимая героиня, присутствующая на большинстве полотен, — морская стихия. В своих работах часто применял технику лессировки. Из-за этого «волна Айвазовского» становится нарицательным термином в искусстве. Интересно то, что Айвазовский почти никогда не писал морские пейзажи с натуры. Он был уверен в том, что стихия крайне изменчива. Художник писал легко и быстро, его наследие впечатляет — потомкам оставил более 6 000 живописных работ. Сейчас его полотна на аукционах оцениваются очень дорого.
Самые известные картины Айвазовского: «Лунная ночь на Босфоре», «Девятый вал», «Черное море».
Исаак Левитан
Исаак Левитан — один из самых популярных русских художников, живших в 19-ом веке. Этого автора называют «мастером настроенческого пейзажа». В его работах главная героиня — окружающая среда во всем своем разнообразии. Левитан умел подчеркивать очарование русской природы в любое время года. Его работы завораживают, кажется, что написанные им лирические пейзажи наделены человеческими эмоциями. Лес, небо, река на его полотнах радуются, хмурятся, ликуют, оплакивают.
Самые популярные произведения Исаака Левитана: «Осенний день в Сокольниках», «Над вечным покоем», «Золотой Плёс».
Живопись в России 19 века
Живопись в России 19 века богата и интересна.
19 век принято называть “золотым веком русской культуры”. Русская живопись переживала необыкновенный расцвет.
На небосклоне то и дело вспыхивала новая, яркая, самобытная звезда, образуя созвездия талантливых художников. Каждый из них имел свой индивидуальный почерк, который не возможно было не узнать или перепутать.
Художник из “медвежьей России”
Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 г. – 17 октября 1836 г.) Маститые итальянские профессора живописи поначалу не поверили, что портреты, выполненные в великолепной технике, передающие и характер, и настроение, и душевное состояние изображенной персоны, принадлежат никому не известному художнику Оресту Кипренскому из дикой России.
О.Кипренский портрет А.С.Пушкина фото
Мастерство полотен Кипренского, бывшего незаконнорожденным сыном помещика и крепостной крестьянки, ничуть не уступало таким мэтрам как Рубенс или Ван-Дейк. Этого живописца по праву считают лучшим портретистом 19 века. Жаль, что в своем собственном отечестве он не был оценен по заслугам. Портрет А.С.Пушкина работы Кипренского напечатан таким тиражом, какого нет, пожалуй, у другого художника.
Живописец народного быта
Венецианов Алексей Гаврилович (18 февраля 1780 г.-16 декабря 1847 г.) устав от двенадцатилетнего копирования в Эрмитаже академических полотен уезжает в деревеньку Сафонково Тверской губернии. Он начинает писать быт крестьян в своей собственной, только ему присущей, манере. Обилие солнечного света, потоки воздуха, необыкновенная легкость на полотнах родоначальника русской жанровой и пейзажной живописи.
Венецианов. картина На пашне. Весна фото
Русские просторы и покой на знаменитых картинах” На пашне. Весна” и “На жатве. Лето”. “Карл Великий” Так называли ученики и многие современники великого русского художника, представителя монументальной живописи Брюллова Карла Павловича (23 декабря 1799г. – 23 июня 1852 г.) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Его самое знаменитое полотно “Последний день Помпеи” стало триумфом русского искусства. А аристократичная “Всадница” или вся пронизанная солнечным светом деревенская девушка на картине “Итальянский полдень” волнуют и пробуждают романтические чувства.
“Римский затворник”
Александр Андреевич Иванов (28 июля 1806 г. – 15 июля 1858 г.) явление неоднозначное в русской живописи. Он писал в строго академической манере. Сюжеты его картин – библейские и античные мифы. Самая знаменитая из них «Явление Христа народу”. Это полотно, грандиозное по своим размерам, по-прежнему притягивает зрителя, не позволяет ему просто скользнуть взглядом и отойти.
А.Иванов картина Явление Христа народу фото
В этом и заключается гений этого живописца, который четверть века не покидал римской мастерской, боясь потерять свободу личности и независимость художника из-за возвращения на Родину. Умение мастерски передать не только внешнее, но и внутреннее содержание, он намного опередил не только современников, но и последующие поколения. От Иванова нити преемственности тянутся к Сурикову, Ге, Врубелю, Корину.
Как люди на свете живут…
Певец бытового жанра – так можно определить творчество художника Павла Андреевича Федотова (4 июля 1815 г. – 26 ноября 1852 г.), прожившего совсем короткую, но очень плодотворную жизнь. Сюжеты всех его немногочисленных картин – буквально какое-то одно событие, зачастую довольно короткое по времени. Но по ней можно написать целую повесть не только о настоящем, но и о прошлом, и о будущем.
П.Федотов картина Сватовство майора фото
И это при том, что картины Федотова никогда не были перегружены деталями. Загадка настоящего талантливого художника! И печальная, трагическая судьба, когда подлинное признание приходит только после смерти.
Время перемен
Перемены, происходящие в Российском обществе второй половины 19 века, вызвали к жизни не только новые политические движения, но и направления в искусстве. На смену академизму приходит реализм. Впитав в себя все лучшие традиции своих предшественников, новое поколение живописцев предпочитает работать в стиле реализма.
Бунтари
9 ноября 1863 года четырнадцать слушателей выпускного курса Академии художеств в знак протеста против отказа разрешить писать конкурсные работы на свободную тему, покинули Академию. Инициатором академического бунта стал Иван Николаевич Крамской (8 июня 1837 г. – 5 апреля 1887 г.) Прекрасный портретист и автор необычайного по глубине, философско-нравственного полотна «Христос в пустыне». Бунтари организовали собственное “Товарищество передвижных художественных выставок”.
Иван Крамской картина Христос в пустыни фото
Социальный состав “Передвижников” был очень разношерстым – разночинцы, сыновья крестьян и ремесленников, отставных солдат, сельских дьячков и мелких чиновников. Они стремились послужить своему народу силой своего таланта. Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833г. — 29 мая 1882г.) идеолог и духовный наставник “Передвижников”.
Его картины полны трагизма от тяжелой доли народа «Проводы покойника», и, одновременно он создает полотна, наполненные юмором и любовью к природе. («Охотники на привале») Алексей Кондратьевич Саврасов в 1871 написал небольшую по размеру картину «Грачи прилетели» и стал родоначальником русской пейзажной живописи. Знаменитое полотно висит в одном из залов Третьяковской галереи и его принято считать живописным символом России.
Новая эпоха русской живописи
Мир нужды, бесправия и гнета предстает перед зрителем на картинах великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (5 августа 1844 г. – 29 сентября 1930 г.) Его знаменитые “Бурлаки на Волге” – это не только изображение каторжно тяжелого труда, но и воспевание силы и мощи народа, его бунтарского характера. Исаак Ильич Левитан (30 августа 1860 г. – 4 августа 1900 г.) по-прежнему остается непревзойденным мастером русского пейзажа.
Илья Репин картина Бурлаки на Волге фото
Ученик Саврасова, он совершенно по-другому воспринимает и изображает природу. Обилие солнца, воздуха, бескрайних просторов в любое время года на полотнах Левитана создают настроение покоя, умиротворенности и тихого счастья. Душа отдыхает от этих милых российских речных излучин, заливных лугов, осеннего леса.
Летописцы
Исторические сюжеты привлекали живописцев своим драматизмом, накалом страстей, желанием изобразить известных исторических личностей. Николай Николаевич Ге (27 февраля 1831 г. – 13 июня 1894 г.), живописец своеобразный, предельно искренний, художник мыслитель и философ, сложный, противоречивый и очень эмоциональный.
Николай Ге картина Петр 1 допрашивает царевича Алексея фото
Он рассматривал живопись как высокую нравственную миссию, открывающую путь к познанию и истории. Он считал, что художник не обязан доставлять зрителю только наслаждение, а должен уметь заставить их рыдать. Какая сила, какой трагизм, какая мощь страстей на его самом знаменитом полотне, изображающим сцену допроса Петром I своего сына Алексея!
В.Суриков картина Переход Суворова через Альпы фото
Василий Иванович Суриков (24 января 1848 г. – 19 марта 1916 г.) потомственный казак, сибиряк. Учился в академии художеств на средства красноярского купца – мецената. Его великий талант живописца питался глубоким патриотизмом и высокой гражданственностью. Поэтому его полотна на историческую тему восхищают не только мастерством и высокой техникой, но и наполняют зрителя гордостью за мужество и отвагу русского народа.
В.Васнецов картина Витязь на распутье фото
Виктор Михайлович Васнецов (15 мая 1848 г. – 23 июля 1926 г.), знаменитый живописец, стремился в своих работах соединить сказочные, мифические сюжеты с национальными чертами русского народа. Он сам называл себя сказочником, былинником, живописным гусляром. Поэтому и “Аленушка”, и “Три богатыря” давно стали символами русского народа и России.
Интересный факт
Легендарная буденовка и длиннополая шинель бойцов Первой Конной армии Буденного была придумана художником Виктором Васнецовым. Головной убор напоминал шлем древнерусских дружинников, а шинель “с разговорами” (нашивные поперечные полосы на груди) была подобием стрелецкого кафтана.
Источники:
https://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html
https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/hudozhniki-19-veka-voshedshie-v-istoriyu-iskusstva
https://ote4estvo.ru/sobytiya-xviii-xix/16836-zhivopis-v-rossii-19-veka.html