Самые знаменитые произведения гендель композитор. Краткая биография генделя
Биография Георга Фридриха Генделя
Георг Фридрих Гендель (1685-1759) — величайший немецкий композитор эпохи Просвещения, он появился на свет 23 февраля 1685 в Галле, неподалеку от Лейпцига. Вторую половину жизни музыкант провел в Лондоне, его похоронили в Вестминстерском аббатстве. Из-за этого его часто называют национальным английским композитором.
Гендель написал несколько десятков опер и ораторий. В его произведениях чувствовался определенный драматизм и психологический романтизм. Казалось, что музыкант никогда не отдыхал, он все свободное время посвящал искусству. Его часто сравнивают с Бахом, но их произведения в корне отличаются своим настроем. Гендель видел в людях силу, считал, что они способны изменить любые обстоятельства. Иоганн же часто поддавался влиянию христианских догм, он изображал пассивных и подчиняющихся личностей.
Музыкальный дар
Отец будущего композитора был врачом и цирюльником. Он работал при королевском дворе, умер, когда сыну исполнилось 18 лет. Именно отец отправил сына на обучение к талантливому органисту Фридриху Захову. О матери музыканта ничего не известно.
Еще в детстве Георг проявил незаурядные способности к исполнению музыкальных произведений. В семилетнем возрасте он уже блестяще играл на органе. Мальчик покорил своим талантом герцога Саксонского, мечтал и дальше заниматься музыкой, но отец настоял на получении юридического образования. В итоге после школы Гендель стал студентом юридического факультета, но параллельно с этим он подрабатывал в церкви, играя на органе. Он дал несколько концертов на клавесине в разных залах Берлина.
В 1702 музыкант получил должность в Галле. Его постоянно приглашали выступить, также юноша давал уроки игры на фортепиано и пения. Постепенно на изучение права попросту не осталось времени. Георг бросил университет и отправился в Гамбург, местную столицу оперы. Там он стал вторым скрипачом оркестра.
Первые произведения
Сочинять музыку Георг начал еще в десять лет. Тогда он писал небольшие пьесы для органа и церковные кантаты. Его композиции были осмысленными и сложными, в них трудно было узнать мальчика школьного возраста. После переезда в Гамбург он продолжил учиться, играл на скрипке и дирижировал. В то время он написал четыре оперы, из которых сохранилась только «Альмира». Благодаря ей юноша получил приглашение из Италии. К тому моменту театр Кайзера разорился, а композитор потерял работу.
Незадолго до переезда Гендель представил публике свои сочинения «Нерон» и «Страсти по святому Иоанну». Они не пользовались успехом, а из-за последней музыкант чуть не лишился жизни. Он вызвал на дуэль музыкального критика Матесона, который в пух и прах разгромил «Страсти…». Тот согласился и даже нанес музыканту удар шпагой. От гибели его спасла пуговица пальто.
За несколько лет Георг успел посетить Рим, Флоренцию, Венецию и Неаполь. Он написал около 40 опер, в совершенстве овладел итальянской стилистикой. В 1707 г. во Флоренции состоялось первое представление оперы «Родриго», а в 1709 г. Гендель покорил Венецию со своей «Агриппиной». Благодаря своим произведениям он стал почетным членом Аркадской академии, начал получать заказы от богатых итальянцев.
«Агриппину» называли самой мелодичной и красивой оперой, о музыке композитора говорили в разных странах. Его даже пригласили стать придворным капельмейстером в Ганновере, но и там музыкант не задержался надолго. Он продолжал писать оперы, светские кантаты и церковные произведения. Также немец стал известным исполнителем на органе и клавире.
Жизнь в Лондоне
В 1710 г. Гендель решил изменить свою жизнь. Он отправился в английскую столицу, где занялся изучением хорового искусства. На тот момент в Лондоне было очень мало композиторов, музыка претерпевала кризис. Всего за 14 дней Георг смог сочинить оперу «Ринальдо» по заказу местного театра. Самой известной ее частью стала ария «Оставь меня плакать». Также немец создал 12 псалмов на библейские тексты, написал три оркестровые сюиты под названием «Музыка на воде». Их исполняли во время королевского парада на Темзе.
Благодаря своим способностям музыкант получил место официального композитора при королевском дворе. Тогда же он написал несколько камерных дуэтов и сочинений для гобоя. Его материальное положение постепенно улучшалось, композитор даже смог купить собственный дом. Королева была благосклонна к немцу, она пожаловала ему пожизненную пенсию после услышанной Оды на день рождения. С 1716 г. Георг обосновался в Лондоне окончательно.
В следующем году Гендель недолго работал у герцога Чандоса. Он продолжал сочинять, уделяя много внимания формированию авторского стиля. Композитор намеревался привить англичанам понимание итальянских оперных традиций, но эта затея не всем пришлась по душе. Против музыканта плелись интриги, его критиковали и завидовали.
Именно в этот период борьбы Георг смог сочинить свои лучшие произведения — оперы «Юлий Цезарь», «Оттон», «Тамерлан» и «Радамист». Слушатели оценили их по достоинству, но в стране появлялись все новые талантливые музыканты. Англичане отрицательно относились к иностранцам, поэтому королевская семья все реже поддерживала Генделя.
Еще в 1720 году композитор стал руководителем оперного театра «Королевская академия музыки». В 1729 заведение обанкротилось, его пришлось закрыть. Немец пытался восстановить академию, набрав новую труппу в Италии. Тогда появились произведения «Альчина», «Роланд» и «Ариодант». В них музыкант вложил всю душу, добавил балет и расширил хор. Но в 1737 театр окончательно перестал существовать. Гендель тяжело переносил потерю, у него даже случился инсульт.
Восстановление после болезни
После нервных потрясений в Лондоне музыкант был парализован в течение нескольких месяцев. Он восстанавливался после инсульта, боролся с тяжелой депрессией. Вернуться к творчеству ему удалось только после лечения на курорте в Аахене. С 1740 Гендель снова начал писать, но на этот раз он обратил свое внимание на жанр оратории. Самыми известными сочинениями того периода стали «Именео», «Саул» и «Израиль в Египте».
После возвращения Георг получил приглашение от ирландского лорда. Он отправился в Дублин, где написал ораторию «Мессия». Позднее на суд публики были представлены сочинения «Иуда Маккавей» и «Оратория на случай». Благодаря этим патриотическим ораториям немец смог вернуться в Англию, где получил звание национального композитора. Королевская семья снова приняла его, Гендель даже написал музыку для грандиозного фейерверка.
В последние годы жизни немец часто сотрудничал с другими музыкантами, к примеру, с Эрбой и Страделли. Он помогал развить и обогатить их произведения, обрабатывал их. Из-за проблем со здоровьем и постепенно ухудшающегося зрения композитор все реже писал новые произведения. В 1750 он начал создавать ораторию «Иевфай». К моменту завершения работы он уже был полностью слепым.
Гендель умер 14 апреля 1759 года. Он никогда не был женат, не имел детей. Но после себя композитор оставил потрясающие произведения. Его помнят и чествуют в разных странах, произведения музыканта подарили ему бессмертие и вечную славу.
Георг Фридрих Гендель
Биография
Гимн Лиги чемпионов УЕФА, сочиненный на английском, французском и немецком языках, знаком каждому почитателю футбола. Но лишь единицы знают, что это аранжировка антема «Садок-священник» немецкого композитора Георга Фридриха Генделя. Всего же его полувековой творческий путь насчитывает свыше 40 опер, более 30 ораторий, сотни церковных хоралов, концертов для органа и других инструментов.
Детство и юность
Георг Фридрих Гендель родился 5 марта (23 февраля по юлианскому календарю) 1685 года в немецком городе Галле. Тогда его отцу Георгу Генделю исполнилось 63 года, а в семье уже воспитывались 6 детей от первого брака. Мать будущего композитора звали Доротея, она была дочерью священника. После появления Георга Фридриха на свет женщина родила еще троих детей.
Георг Фридрих Гендель в молодости / Handel House Museum
Ранний интерес Георга Фридриха к музыке не нравился отцу — тот мечтал о карьере юриста для сына. Как и многие в Западной Европе, Георг думал, что творчество — это скорее развлечение, а не профессия, и артистов, музыкантов, художников в обществе не воспринимают всерьез. Несмотря на протесты и угрозы отца, в 4 года Гендель овладел искусством игры на клавесине. Инструмент стоял на чердаке, куда мальчик пробирался ночью, пока родители спали.
Когда Генделю исполнилось 7 лет, отец под влиянием герцога Саксен-Вейсенфельского Иоганна Адольфа I поменял свое отношение к деятельности сына. Услышав, как маленький мальчик играет на органе, представитель власти назвал его гением и посоветовал Георгу не препятствовать упражнениям.
В 1694 году учителем Генделя стал немецкий композитор Фридрих Вильгельм Цахау. Благодаря ему мальчик в совершенстве овладел клавесином, органом, скрипкой и гобоем, изучил правила композиции и генерал-бас.
Этот период детства определил становление Георга Фридриха Генделя. Для него Цахау навсегда остался путеводной звездой. В некоторых произведениях композитора явно слышится влияние учителя, например, в «Аллилуйе» из оратории «Мессия».
Портрет Георга Фридриха Генделя / Handel House Museum
Уже в 11 лет Гендель слыл талантливым аккомпаниатором. Музыка, порождаемая им, так сразила курфюрста Бранденбургского Фридриха I, что он пригласил мальчика служить ему. Правда, сначала Генделю надлежало завершить образование. Фридрих I предложил Георгу отправить сына в Италию, центр лучших университетов. Старик отказался, не желая отпускать сына далеко от себя. Лишь после смерти отца в 1697 году Гендель смог свободно распоряжаться талантом.
В 1698–1700 годы Гендель получал образование в родном Галле, в 1702-м начал изучать право и богословие в Университете Галле. Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, но не разделял идею популярного в то время движения пиетизма. Высшего образования Гендель так и не получил, в 1703 году переехав в Гамбург, чтобы стать великим музыкантом.
Музыка
В Гамбурге в XVIII веке находился единственный в Германии оперный театр, поэтому город негласно стал музыкальным центром Западной Европы. Попасть на подмостки театра Генделю помогло знакомство с Райнхардом Кайзером, композитором и руководителем местного оркестра: он пригласил 18-летнего музыканта на место скрипача и клавесиниста.
В 1705 году свет увидели дебютные оперы Генделя — «Альмира» и «Нерон». Юный композитор, как и его учитель Кайзер, считал немецкий язык неподходящим для столь романтического жанра, поэтому значительная часть оперы исполняется на итальянском языке. Оба произведения были впервые поставлены в Национальном театре Гамбурга при поддержке Кайзера.
В биографии Генделя нередки случаи, когда представители власти стремились заполучить его в личное распоряжение. Так, в 1706 году по желанию семьи Медичи композитор переехал в Италию. Во Флоренции он гостил у принца Фердинандо Медичи, который интересовался музыкой и даже играл на клавире. Многие оперы Генделя во Франции спонсировались из кармана Фердинандо.
Памятник Георгу Фридриху Генделю в Галле / Wikipedia
Во второй половине 1700-х годов Гендель посетил Венецию и Рим. Поскольку в Риме исполнение опер находилось под папским запретом, композитор сочинял оратории, в том числе «Триумф времени и правды». Позже во Флоренции Гендель поставил оперу «Родриго» (1707), а в Венеции — «Агриппину» (1709), которая считается лучшей оперой композитора, написанной на территории Италии.
В 1710 году Гендель приехал в Великобританию — страну, где жанру оперы только предстояло получить развитие. Искусствоведы говорят, что в начале XVIII века в Лондоне не осталось ни одного композитора, поэтому королева Анна отнеслась к Генделю в первую очередь как к человеку, способному обогатить творческое наследие Великобритании.
В Лондоне Гендель поставил оперы «Ринальдо» (1711), «Верный пастух» (1712), «Тезей» (1713). Каждый раз публика рукоплескала автору, и он решил отблагодарить английский двор за гостеприимство «Утрехтским Te Deum» — произведением, посвященным утрехтскому мирному договору, который положил конец войне за испанский престол.
Предполагалось, что «Утрехтский Te Deum» исполнят на торжественной церемонии, однако задуманному помешал интересный факт: законодательство Великобритании запрещало иностранцам писать гимны для крупных национальных событий. Вместо этого Гендель сочинил оду в честь дня рождения королевы Анны.
В 1716 году мода Ганновера заставила Генделя опробовать жанр Страстей (произведения, посвященные событиям Страстной недели). Пассион «Страсти Брокса» доказал, что направления музыки, чуждые талантливому композитору, все же существуют. Гендель реабилитировался циклом сюит «Музыка на воде». Произведение состоит из 18 пьес танцевального характера — это и менуэты, и бурре, и ригодон.
Георг Фридрих Гендель и король Георг I / Wikipedia
Считается, что «Музыка на воде» написана в 1715 году для перемирия композитора с королем Великобритании Георгом I. Во времена, когда Георг I был курфюрстом Ганновера, Гендель служил ему, но не очень ревностно. Однако, согласно документам, впервые она зазвучала в 1717 году над водами Темзы. Рядом с лодкой короля двигалась баржа, на которой разместился оркестр из 50 музыкантов. Сюиты так понравились Георгу I, что он велел повторить сочинение дважды.
Гендель, привыкший превосходить своих коллег, в 1720 году впервые столкнулся с конкуренцией: в Лондон приехал итальянский композитор Джованни Бонончини. Тогда немец возглавлял Королевскую академию музыки и развивал жанр оперы, как того желала королева Анна. «Астарта», написанная Бонончини, затмила успех «Радамиста» Генделя, и в жизни композитора началась черная полоса. Выпущенные впоследствии оперы с треском проваливались, за исключением «Юлия Цезаря» в 1724 году.
Портрет композитора Георга Фридриха Генделя / Гамбургская библиотека
Гендель понял, что сочиняемые им оперы устарели, поэтому отправился в Италию за вдохновением. Со временем произведения композитора стали более строгими, классическими. Примерами могут служить «Лотарь» (1729), «Партенопа» (1730), «Орландо» (1733), «Терпсихора» (1734).
Несмотря на козни, которые строили принц Уэльский и итальянский композитор Никола Порпора, Генделю удалось реанимировать оперу в Великобритании. Особым успехом пользовалась «Терпсихора», сочиненная на французском языке. Вживую музыка украшалась балетом в исполнении французской дивы Салле.
Личная жизнь
Георг Фридрих Гендель — единственный композитор эпохи барокко, которому при жизни поставили памятник, а именно — в 1738 году. Молодой французский скульптор Луи Франсуа Рубийяк изобразил мастера в образе Орфея, играющего на лире. Впрочем, одеяние мраморного Генделя «кричит» о приземленности: на мужчине расстегнутые на икрах брюки, домашние тапочки, тюрбан сползает с головы, рубашка распахнута на груди.
Искусствоведы считают, что едва ли памятник, изображающий Генделя в столь небрежном виде, занял почетное место в Лондоне без согласия композитора. Сооружение также называют одним из доказательств эгоистичности Георга Фридриха.
Статуя Георга Фридриха Генделя в образе Орфея / Muzeum Wiktorii i Alberta
Современники говорят о Генделе как о талантливом, но неприятном человеке. На портретах видно, что композитор страдал от ожирения и неаккуратно одевался. С людьми был жесток, позволял себе циничные замечания. В то время как его современник Иоганн Себастьян Бах работал в поте лица, Гендель наводил знакомства с людьми высшей касты, чтобы «пройти по головам».
В самовлюбленности композитора исследователи видят основную причину неудач в личной жизни. Ведь у Генделя не было жены и детей. В истории не сохранилось сведений даже о любовниках или фаворитах.
Смерть
С конца 1740-х годов Генделя начало подводить зрение, и в 1752-м композитор решился на операцию. По свидетельствам историков, операцию проводил Джон Тейлор — врач, из-за неудачных действий которого Бах окончательно потерял зрение. Гендель тоже стремительно слеп. К 1753 году он не видел ничего, но продолжал писать музыку и дирижировать.
14 апреля 1759 года Георг Фридрих Гендель скончался. Ему было 74 года. Причиной смерти музыковед газеты The Times Хьюстон Дэвид Хантер назвал «патологическое обжорство». Журналист утверждает, что заболевания, обнаруженные у композитора незадолго до смерти — подагра, слепота, паралич, могли быть симптомами отравления свинцом, который добавляли в вино, чтобы оно не портилось.
Гендель похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Георг Фридрих Гендель
Георг Фридрих Гендель (1685—1759) — немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.
Краткая биография
Отец Генделя был придворным цирюльником-хирургом в Галле (Германия) и отрицательно относился к музыкальным увлечениям сына. Но благодаря вмешательству местного князя, до которого дошли слухи о замечательном ребенке, отец вынужден был разрешить Георгу учиться игре на органе. Однако отец настаивал на занятиях юриспруденцией, и Генделю пришлось поступить в Галльский университет. Изучая право, он продолжал работать органистом в местном соборе.
В 1703 году Гендель переселился в Гамбург, где существовал постоянный оперный театр. Работая дирижером этого театра, он решил попробовать свои силы в качестве оперного композитора. В 1706—1710 годах Гендель жил в Италии, где имел возможность расширить свои знания и развить способности. Шесть лет (1710—1716) он служил придворным капельмейстером в Ганновере, затем отправился в Лондон.
Уровень музыкальной жизни в Англии в то время оставлял желать лучшего. Поэтому Генделя уговорили переехать на постоянное жительство в Англию и порвать контракт с Ганновером. В Англии Гендель продолжал писать оперы и оратории — вновь созданный им музыкальный жанр, а также выступать в роли дирижера. В 1727 году он принял английское подданство. В 1720 году Гендель назначается директором Итальянской оперы в Лондоне (вместо Д. Скарлатти), для которой он написал четырнадцать сценических произведений. К сожалению, этот театр после двенадцати лет существования, не выдержав конкуренции, пришел в упадок.
В начале 50-х годов из-за тяжелого заболевания композитор вынужден был прервать свою творческую работу. Но сильный организм поборол болезнь, и спустя два года Гендель снова вернулся к своей композиторской и дирижерской деятельности. В этот период им были созданы наиболее совершенные произведения. К ним относятся оратории “Мессия” и “Иуда Маккавей”. Слава Генделя достигла апогея.
В 1751 году композитор ослеп. Ему пришлось отказаться от композиторского творчества и дирижирования. Однако Гендель не отказался окончательно от артистической деятельности. Он выступает в качестве органиста в открытых концертах чуть ли не до последних дней жизни. Композитор был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с могилами королей и выдающихся англичан.
Самым большим достижением Генделя в области музыкальных форм является создание им жанра оратории. Гендель, вплоть до появления Глюка, оставался крупнейшим оперным композитором. Все его произведения отличались композиционной ясностью и энергией. Англичане считают Генделя своим национальным композитором.
Произведения:
На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Георга Фридриха Генделя, просьба сообщить об этом администрации сайта.
Источники:
https://stories-of-success.ru/georga-fridrikha-gendelya
https://24smi.org/celebrity/22964-georg-gendel.html
https://classica.at.ua/index/george_frideric_handel/0-7