Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И
Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Сатиры смелый властелин…
Комедия «Недоросль» — главный труд жизни Дениса Ивановича Фонвизина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему российского общества. В своей комедии драматург высмеял провинциальную помещичью семью, мир Простаковых и Скотининых, типичный мир хозяев, господствующих не по праву, мир дворян, недостойных быть дворянами.
Глава семьи — госпожа Простакова — полноправная помещица, необразованная, неразвитая, жестокая. Высказывания: «Разве я не властна в своих людях?» и «То бранюсь, то дерусь, тем дом и держится» — как нельзя полно характеризуют ее способы управления хозяйством, дворовыми, мужем. Муж, господин Простаков, боится своей жены и находится в полной зависимости от нее.
Так же невежественен, груб и корыстолюбив брат госпожи Простаковой Скотинин, больше всего и всех на свете любящий свиней. Собравшись жениться на Софье, Скотинин заявляет, что и своих поросят завести хочет.
Создавая образы старших представителей мира Простаковых и Скотининых, Фонвизин использует говорящие фамилии. Основным средством создания характеров является речевая характеристика. Особенно яркой является речевая характеристика госпожи Простаковой: в зависимости от ситуации и круга общения Простакова то грубо бранится (со слугами и мужем), то ласкова и добра (с сыном Митрофаном), то «светски» обходительна (со Стародумом и Правдиным).
Госпожа Простакова по-своему чадолюбива. Для своего сына Митрофана, ленивого и избалованного недоросля, госпожа Простакова наняла учителей: отставного сержанта Цифиркина, который учит его математике; семинариста Кутейкина, преподающего грамматику, и Вральмана, обучающего его французскому языку и всем остальным наукам.
Беспросветное невежество, жадность, лень — главные враги Митрофана на пути к знаниям. Невежество и жадность госпожи Простаковой, твердо убежденной в том, что дворянину образование ни к чему, окончательно уродует Митрофанушку, не обремененного ни умом, ни занятиями, ни совестью, ни воспитанием.
Смешно и противно смотреть, как Митрофан робеет перед кулачищами Скотинина и набрасывается с кулаками на преданную ему Еремеевну, как, стремясь показать свою образованность Стародуму, с тупой важностью рассуждает о дверях: «котора прилагательна» и «котора существительна».
Система образования и воспитания Митрофанушки — злонравие, а плоды пожинают многие, и среди них мать, которой Митрофан заявляет: «Да отвяжись, матушка, коле навязалась…» Достойные плоды… мира Простаковых и Скотининых.
Остро сатирически изобразив мир помещиков из русской провинции, Денис Иванович Фонвизин, о котором А. С. Пушкин сказал: «Сатиры смелый властелин…», показал пороки современного ему российского государственного устройства.
Рецензия
Сочинение «Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина „Недоросль»» раскрывает тему, подчеркивает сатирическую направленность комедии, выделяет основную мысль драматурга, который, изображая образ жизни помещиков из русской провинции, показал пороки современного ему российского общества. Сочинение логически последовательно, композиционно завершено.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.
Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Недоросль — комедия, которая уже популярна более двухсот лет. Ее читают, ставят театральные постановки. Эта комедия принесла Фонвизину бессмертие, как писателю, и стала одним из первых произведений, раскрывающих социальные пороки и политические проблемы внутри страны. Здесь автор показывает низменную суть помещиков и дворян, учителей самозванцев, а государственные мужи дополняют мир Простаковых и Скотининых.
Мир Скотининых и Простаковых что это такое?
В своем сатирическом изображении мира Простаковых и Скотининых Фонвизин показал нам правду о пороках, в которых погрязло общество. Раскрыл глаза на господствующий класс дворян, на их быт, образ жизни и образ мыслей. Все персонажи мира Простаковых являются отрицательными героями. Здесь и Простакова, в которой переплелись все пороки, что только могут быть: деспотичный характер, глупость, лицемерие, непринятие иных точек зрения и мнений. Это одновременно и беспощадная женщина по отношению к своим крепостным, и угодливая лицемерка перед «нужными» людьми. В случае со Стародумом она пытается показать себя и сына только с лучшей и выгодной стороны. Ее речь меняется по обстоятельствам. С крестьянами она груба, постоянно слышатся оскорбления и унижения людей ниже ее по социальному положению. Со своим сыном Простакова милая и ласковая мать, а когда разговаривает с людьми, которых она считает выгодными для себя, то в ее голосе появляются светские ноты.
Мир Простаковых и Скотининых в комедии дополняет и образ Митрофанушки, жадного, ленивого и невежественного недоросля. У него нет совести, он не обременен ни образованием, ни воспитанием.
В этом отвратительном мире есть и еще один представитель, которого нельзя не отметить. Это брат Простаковой — Скотинин. Скотинин корыстолюбивый человек, который ради свиней готов сломать судьбу Софьи, женившись на ней из-за выгоды. Это необразованный человек, полный невежа, грубый и жестокий.
Знакомясь с миром Скотининых и Простаковых, мы видим, как автор в каждой сцене использует прием сатиры, беспощадно изображая уклад семьи Простаковой. Сатира видна и в сценах учебы Митрофана, в рассуждении Скотинина о любви к свиньям, и даже в самоуправстве хозяйки.
В конце концов Простакова была лишена власти, но у меня никакого сочувствия и сопереживания к ней не возникло. Она получила по заслугам.
Cочинение «Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»»
«Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.
Госпожа Простакова — центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Ее власти ничто не противопоставлено. Ее бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм поведения: «Разве я не властна в своих людях». Но этот образ стоит на грани комедии и трагедии. Эта невежественная и корыстолюбивая «презлая фурия» по-своему чадолюбива. В конце пьесы она теряет свою неограниченную власть над крепостными, отвергнута сыном, становится жалкой и униженной.
Основным средством создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. К слугам: «собачья дочь», «бестия», «канальи», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный», «душенька». «Светскость» при встрече гостей: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим». Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех!»
Митрофанушка — баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. К домочадцам и слугам он обращается грубо: Еремеевне — «старая хрычовка» и т. д. С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».
Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».
«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.
Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — «зоологизация». Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фее с лошатками». Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т. е. тогда, когда были созданы скоты).
Источники:
https://vsesochineniya.ru/satiricheskoe-izobrazhenie-mira-prostakovyx-i-skotininyx-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl.html
https://sochinyshka.ru/satiricheskoe-izobrazhenie-mira-prostakovyx-i-skotininyx-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl.html
https://mysoch.ru/sochineniya/fonvizin/_story/nedorosl/catiricheskoe_izobrazhenie_mira_prostakovih_i_skotininih_v_komedii_fonvizina_nedorosl/