Схема анализа детского рисунка учителем рисования. Анализ детских работ
Педагогический анализ детского рисунка
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический
университет им. Козьмы Минина»
Работа по дисциплине «Методика преподавания изобразительной деятельности (специальная)»:
Анализ детского рисунка
Выполнила: студентка группы Л-14,
факультета психологии и педагогики
Жнечкова Катерина Александровна
Рисунок девочки возраста 8 лет. Было предложено нарисовать то, что хочется.
Тема рисунка «Летний день» (со слов ребенка). На изображении мы видим облака, солнце – элементы неба, цветок, две травяные кочки и обозначение земли – элементы земли. Фон остался белым.
Созданных ей оригинальных компонентов рисунка нет, все детали стереотипны, идут извне (кто-то показал, как рисовать такого рода изображения), замысел самостоятельный, но в целом работа не оригинальна.
В первую очередь – это цвет и штрих. Цвета травы, пиона, солнца переданы верно, но вот облака закрашены голубым, хотя они-то белые, а небо голубое, но это сделано для упрощения изображения. Объемности изображения нет, кроме изображения самого цветка – здесь объем старались передать «кудрявыми» штрихами. Облака меньше остальных объектов наполнены штрихом, что делает их легче. Все цвета выбраны яркие, в штриховке проглядываются «дыры», что придает рисунку легкость в целом.
Грамотность, техничность. Форма изображенных элементов передана точно: солнце круглое, листья удлиненные, цветок – пушистый (это пион, по словам ребенка). Строение предметов верное, принятое в обществе. Пропорции предметов не соблюдены: солнце в реальной жизни меньше облаков, цветок очень крупный. Композиция: рисунок расположен на всей поверхности листа, есть искажения в соблюдении пропорций предметов, присутствует фризовость. Небо статично, но вот у цветке, скорее всего неосознанно, передано движение к солнцу. Карандаш держит правильно, линии выполнены уверенно, однократно. Штрих размашистый, но она себя контролирует, чтобы не выйти за контур.
Небо и земля соответствуют своему расположению – небо-верх, земля-низ, растения от земли не оторваны, не перевернуты, что говорит нам, что усвоенные представления данного ребенка о природе верны. Присутствует детская фризовость, но сам рисунок, на мой взгляд, соответствует данному возрасту. Выбранная цветовая гамма говорит о том, что ребенок в данный момент имеет положительное эмоциональное настроение, душевный покой и позитивный эмоциональный настрой. Преобладающий зеленый цвет говорит нам об уравновешенности и упрямстве ребенка. То, что она контролирует себя во время штриховки, стараясь не выходить за линии, говорит о новообразовании ученика – самоконтроле. Тянущийся к солнцу гиперболизированный цветок, может говорить о желании скорейшего наступления лета и желании быстрее вырасти. Не просто так рядом с цветком растут и два травяных пучка-острова – это члены семьи, с которыми ребенок живет, и не цветы это, потому, что для девочки они «старые» – это дедушка и бабушка, которые занимаются ее воспитанием. В целом рисунок производит позитивное впечатление, его можно описать как яркий, светлый, легкий.
Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности»
Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности».
Подготовила и провела старший воспитатель
Январь 2015 год
Анализ детских работ является очень важной частью непосредственной образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.
В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух – трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.
К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.
Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работ, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.
В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.
Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.
При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.
Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.
При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.
В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.
Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.
В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.
Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.
Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:
1. Дать общую оценку деятельности детей.
2. Среди отобранных работ выделить две – тори лучшие и объяснить, почему они отобраны.
3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».
4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
5. Рассказать о работе указанной воспитателем.
6. Предложить найти работу, похожую на образец.
7. Сравнить работу с образцом.
8. Найти две разные работы.
9. Найти похожие работы.
10. Найти работу с ошибкой.
11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
12. Найти незаконченную работу.
13. Рассказать о своей работе (самоанализ).
14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.
15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.
16. Предложить найти натуру по работе.
17 Выделить две – три самые аккуратные работы.
18. Найти самый интересный рисунок.
19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.
20. Найти работы с самыми выразительными образами.
Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.
Анализ детских работ.
Анализ детских работ является очень важной и ответственной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации его основных идей. В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца или сделать композицию из 2-х, 3-х узоров или на основе этих же элементов придумать свой новый узор. К концу занятия воспитатель уже примерно знает, на какие работы надо обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.
Работы для анализа следует разместить на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно разместить на доске – стенде (см. «Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду» под ред. Сакулиной), непросохшие рисунки и объемные работы (из глины, пластилина, природного и бросового материалов) разложить на столах или стендах. На стенде работы вывешиваются на тесьме.
Прежде чем приступить к анализу, воспитатель должен дать возможность рассмотреть все работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут в определении детского творчества.
Вопросы, которые воспитатель будет задавать, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.
В некоторых случаях воспитатель предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, об использованных выразительных средствах, предлагает критически оценить работу, подобрать строки из стихотворения.
Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же людей, т.к. это может привести к захваливанию ребенка; убедить детей в том, что они делают всегда лучше, чем на предыдущем занятии. Педагог должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.
При анализе важно отметить не просто правильно или неправильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.
Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, педагог начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятия. Если, например, перед детьми стояла задача передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.
При оценке предметных рисунков педагог обращает внимание на правильность изображения (форма, цвет, пропорции, строение – на передачу выразительных средств).
В сюжетных работах педагог обращает внимание на передачу композиции, движения, как цветом ребенок передал свое отношение к рисунку, на относительную величину между предметами.
Анализ работ по замыслу рекомендуется начать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, оформления. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.
В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.
Анализ коллективных работ начинается с общей оценки: сказать, как дети справились с коллективной работой, подчеркнуть умение некоторых детей действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже рассматривать отдельные наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:
- Дать общую оценку занятия.
- Среди отобранных работ выбрать 2-3 лучшие и объяснить почему они отобраны.
- Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы (например, по сказке «3 медведя». Так можно выяснить, какого эпизода нет в рисунках, какая из 2-3 работ выполнена лучше.
- Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
- Рассказать о работе, указанной воспитателем.
- Предложить найти работу, похожую на образец.
- Сравнить работу с образцом.
- Найти 2 разные работы.
- Найти похожие работы.
- Найти работу с ошибкой.
- Найти работу, в которой проявлено творчество.
- Найти незаконченную работу.
- Рассказать о своей работе.
- Предложить рассказать о работе друга.
- Найти натуру по работе.
- Выделить самые аккуратные работы.
- Найти самую интересную работу, обосновать почему.
- Найти работы с удачным цветовым сочетанием.
- Найти работы с самыми выразительными образами (плачущий заяц, хитрая лиса).
- На одном занятии можно придумать 2-3 варианта анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 115 ; Нарушение авторских прав
Источники:
https://infourok.ru/pedagogicheskiy-analiz-detskogo-risunka-3857553.html
https://pandia.ru/text/80/012/57643.php
https://lektsii.com/2-33510.html