Символы в литературе и их значение. Символ как литературное явление
Символы в литературе и их значение. Символ как литературное явление
Понятие символа многогранно. Не случайно М.Ю. Лотман определял его как «одно из самых многозначных в системе семиотических наук», а А.Ф. Лосев отмечал: «Понятие символа и в литературе и в искусстве является одним из самых туманных, сбивчивых и противоречивых понятий». Объясняется это, прежде всего, тем, что символ является одной из центральных категорий философии, эстетики, культурологии, литературоведения.
Символ (греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление, с одной стороны, со смежными категориями художественного образа, с другой – знака и аллегории. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. С.С. Аверинцев пишет: «Предметный образ и глубинный смысл выступают и структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведенные между собой и порождающие символ. Переходя в символ, образ становится “прозрачным”: смысл “просвечивает” сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива».
Авторы Литературного энциклопедического словаря принципиальное отличие символа от аллегории видят в том, что «смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно “вложить” в образ и затем извлечь из него». Здесь же приходится искать и специфику символа по отношению к категории знака. Если для чисто утилитарной знаковое системы многозначность есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то символ тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира. Символом могут служить предметы, животные, известные явления, признаки предметов, действия.
Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий.
Истолкование символа есть диалогически форма знания: смысл символа реально существует только внутри человеческого общения, вне которого можно наблюдать только пустую форму символа. «Диалог», в котором осуществляется постижение символа, может быть нарушен в результате ложной позиции истолкователя.
И. Машбиц-Веров отмечает, что «происхождение символа очень древнее, хотя в конкретных исторических условиях возникают и новые символы или изменяется смысл старых (напр., свастика – древний символ древа жизни, теперь – символ фашизма)».
Тема войны 1812г в поэзии М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, ге .
В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, по .
Немного истории.
Анакреон был виднейшим представителем древнегреческой лирики VI и начала V в. до н.э., родом из малоазиатского города Теоса. В эпоху политических и социальных переворотов, когда на глазах Анакреона часто падали одни и возвышались другие, .
Символ в художественном тексте
:все видимое нами –
только отблеск, только тени
от незримого очами.
(В.С. Соловьев)
Тема урока – поэтический символ как одна из величайших тайн языка. Мы будем говорить о символе, который в своей словесной оболочке содержит потаенный смысл. Нам предстоит ответить на вопрос, можно ли этот смысл понять, определить.
Символы как таковые существуют тысячелетия). В них отголоски древних представлений о мире, они и родились как результат познания человеком окружающего мира. И восходят они к мифам, обрядам, древним верованиям
Возникнув в древности, символы существовали во все времена, и спустя тысячелетия они способны заворожить своим смыслом.
Бывают символы религиозные, исторические, художественные. Мы будем говорить о символе художественном, поэтическом.
Символ и аллегория
1. Чтобы лучше понять суть художественного символа, отграничим его от понятия, с которым его нередко путают – от аллегории (приложение 1, слайд 3).
Многие аллегорические образы уходят корнями в античную мифологию. Марс – воинственность, Венера – красота. Если я скажу про кого-то, что он – Геркулес, вы подумаете о чем? А Аполлон?
Если вы попадете в незнакомый город и на одном из его зданий увидите это изображение, вы догадаетесь, что это за здание? Почему?
(Это Фемида – изображение женщины с завязанными глазами и весами в руке. Мы знаем, что в древнегреческой мифологии Фемида – богиня правосудия..)
Ваши ответы опираются на знание мифологических мотивов.
Наиболее типичный пример поэтической аллегории – басня.
– Какие животные традиционно являются героями басен?
– Какой персонаж олицетворяет трусость? Упрямство?
– А за таким персонажем, как лиса, какое свойство закреплено?
Мы это знаем. Такова традиция.
2. Прочитайте, пожалуйста, строки Пушкина из его юношеского стихотворения “Воспоминание в Царском Селе” (приложение 2, текст 1).
Прекрасный царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад:
– Можете ли вы сказать, в каком значении употреблены Пушкиным слова лев и орел?
– А если не знать про гербы, можно понять, что имел в виду Пушкин?
Перед нами аллегория. Чтобы ее понять, надо знать: речь идет о победе России в 1721 г. над Швецией (на гербе Росcии изображен орел, на гербе Швеции – лев, а в царскосельском саду есть памятник в честь этой победы).
– Аллегория однозначна или многозначна? Нужно ли для ее понимания думать, “включать” воображение? Или достаточно фактических знаний?
Аллегория всегда однозначна.
3. Вернемся к богине правосудия. Итак, в незнакомом городе на фасаде здания вы увидели изображение Фемиды. Но, к вашему изумлению, она: подглядывает из-под повязки.
– Сможете ли вы однозначно ответить, что это здание – храм правосудия? А какие предположения могли бы высказать?
(Если ученики затрудняются с ответом, то предложим вариант вопроса: а если бы такое изображение мы увидели на гербе города, что мы подумали бы? Это город праведный? Здесь есть закон и справедливость? Или здесь царят безнравственность, взяточничество, может быть – жестокая сила? Еще одно предположение: а может быть, Фемида просто любопытна, как всякая женщина, и ей хочется видеть, кого она судит?!)
Перед нами не однозначный образ. Это уже не аллегория. Это – символ.
Прочитайте определение символа (на слайде).
То есть образ-символ подразумевает неоднозначный, потаенный смысл, который надо разгадывать. Символ предполагает наличие внутренней тайны.
– Кстати, атрибутами Фемиды являются меч, весы. Это, по-вашему, символы или аллегория?
Приложение 1, слайд 7
Символ в поэтическом тексте
1. Чтение стихотворения Б.Окуджавы (приложение 2, текст 2).
В детстве мне встретился как-то кузнечик
в дебрях колечек трав и осок.
Прямо с колючек, словно с крылечек,
спрыгивал он, как танцор, на носок.
Намереваюсь! – кричал тот кузнечик.
Может ли быть? – отзывался сверчок.
Из-за досок, из щелей, из-за печек
Крался насмешливый этот басок,
Но из-за речек, с лугов отдаленных
“Намереваюсь!” – как песня, как гром:
Я их встречал, голубых и зеленых,
Печка и Луг им служили жильем.
Годы прошли, да похвастаться нечем.
Те же дожди, те же зимы да зной.
Прожита жизнь, но все тот же кузнечик
Пляшет и кружится передо мной.
Пример взят из кн.: Служевская Т.Л.. Уроки русской словесности. СПб.,1996
– Почему слова “Печка” и “Луг” написаны с большой буквы? Какие ассоциации они вызывают?
– Можно ли точно сказать, кто такие “кузнечик” и “сверчок” в контексте стихотворения? А приблизительно, ассоциативно?
– Можно ли сказать, что за этими образами угадывается определенный тип человека? Какой?
– А бывает ли, что в одной личности уживаются оба этих начала?
– Как вы поняли заключительные строки стихотворения?
– Достаточно ли просто конкретного знания, чтобы понять символ?
Символ многозначен, мы постигаем его интуитивно, в то время как для понимания аллегории нужны конкретные знания.
Своеобразие и притягательность символа связаны не только с тем, что он обозначает, но и с тем, как обозначает, с его внешней стороной. Причем символ – это мотивированный знак, внутреннее содержание и внешнее выражение всегда связаны. Иногда очень опосредованно, ассоциативно, но эта связь воспринимается, “схватывается” сразу, целиком, и не на логическом уровне, а с помощью только интуиции.
Символы не говорят, а намекают. Так уж повелось с древних времен, что намекают они на тайну, которую способны открыть посвященные.
– Как вы думаете, символы нас окружают повсюду? Приведите примеры символов, окружающих нас.
1) Под окнами нашей школы как-то сразу, внезапно зацветает слива: Символом чего вы можете назвать расцветшее дерево?
2) Символом чего может быть дорога?
Мы сложные, абстрактные понятия передали через символ, подтвердив способность символа делать это.
2. Чтение стихотворения И.Бунина “Петух на церковном кресте” (приложение 2, текст 3).
Плывет, течет, бежит ладьей,
И как высоко над землей!
Назад идет весь небосвод,
А он вперед – и все поет.
Поет о том, что мы живем,
Что мы умрем, что день за днем
Идут года, текут века –
Вот как река, как облака.
Поет о том, что все обман,
Что лишь на миг судьбою дан
И отчий дом, и милый друг,
И круг детей, и внуков круг,
Что вечен только мертвых сон,
Да божий храм, да крест, да он.
Крест – один из древнейших символов человечества, и образы его трансформировались.
– Что символизирует крест в христианской традиции? (Символ страдания, а также – бессмертия. Через крестные муки и смерть – возрождение. Воскрешение.)
– А петух, по-вашему, символ чего? (Петух – это связь с солнцем, символ света и возрождения. У многих народов петух символизирует бессмертие.)
– О чем же главном “напел” петух? (Жизнь – скоротечный миг, потом – ничего. Бессмертие храма не дарит бессмертия человеку, храм и человек “разведены” в разные стороны, человек отлучен от церкви, от вечности.)
– Может ли нас удовлетворить то понимание символа петуха, о котором говорилось выше? Каким смыслом наполняется образ в стихотворении?
Образ петуха причастен не только к жизни и свету!
– “С первыми петухами” – это когда?
Это полночь! Вторые петухи – до зари, третьи – заря (словарь Даля). Помните сказку Погорельского? Откуда приходит черная курица?
По мифологическим сюжетам, существует три мира: небесный, земной и подземный. Петух связан и с подземным миром, т.е. с царством смерти, тьмы. Двойственность образа петуха закреплена в мировой традиции. А в народных верованиях славян петух – еще и вещая птица!
– Где это – у Бунина? (Предсказание в двух последних строчках.)
– А почему (исходя из текста стихотворения) петух может предсказывать? (“Назад идет весь небосвод, а он вперед”. “Назад” – прошлое, “вперед” – будущее.)
– Осталось ли у вас после чтения стихотворения гнетущее, мрачное чувство? (Несмотря на зловещее предсказание, стихотворение все-таки не “гнетущее”. И может быть, это тоже связано с последней строкой: ведь “вечен божий храм”.)
– Божий храм: Можно ли понять этот символ как божий мир?
К тому же написано стихотворение прекрасным, “летящим” языком и читается легко и свободно (возможно, благодаря не только размеру, но и внутренней рифме).
– А для чего, собственно, существует символ?
Символ призван выражать нечто принципиально невыразимое. И при этом сам является ярким, впечатляющим образом, который действует на подсознание.
Эстетическая функция поэтического символа призвана пробудить эстетические эмоции, так как в конечном счете единственная цель стихотворения – красота.
Насладимся же красотой стихотворения К.Бальмонта, которое можно назвать гимном символизму.
3. Читаю стихотворение К. Бальмонта (приложение 2, текст 4).
Звучит соната 17 Бетховена (Storm).
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
– Какой образ-символ является центральным образом стихотворения?
Башня – это восхождение. Восхождение по ступеням, т.е. по лестнице. Лестница – один из древнейших символов человечества, зародившийся еще тогда, когда мирское не отделялось от духовного и язык символов, их значение были очень важны. (Помните – лестница Иакова?. В Библии, в книге Бытия, сказано: “И увидел (Иаков) во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней”.
– Что символизирует упоминаемая в Библии таинственная лестница? (связь человека с Божественным. К этой связи человек всегда стремился, но она всегда оставалась недостижимой).
– Что же символизирует башня Бальмонта?
Может быть, это восхождение к свободе? Только там, наверху, в одиночестве может герой почувствовать свободу?
Может быть, это поиски вдохновения? “Поймать уходящие тени” – поймать вдохновение?
А может быть, тени – это ускользающая истина, которую стремится постичь лирический герой?
Во всяком случае, думаю, вы согласитесь, что это стихотворение – гимн вечному устремлению человеческого духа ввысь.
Мы можем продолжать разгадывать символы, при этом разгаданное, на наш взгляд, значение символа повлечет за собой другую тайну, другой образ, который, в свою очередь, тоже потребует разгадки. Ведь символ неисчерпаем, к его пониманию можно только приблизиться, приблизиться на уровне чувств и ассоциаций. Но в нашу задачу разгадывание и не входит. Ведь каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда, если это подлинное искусство, само выступает как символ. Символ прекрасного, красоты, гармонии.
В начале урока я говорила, что символы не исчезают в течение десятилетий, напротив, появляются все новые символы. Чем же это объяснить?
– Скажите, в мире все познаваемо? Все ли мы можем объяснить (с помощью науки, например)?
Мир полон тайн! Может быть, символ как раз и помогает человеку удовлетворить свое неуемное стремление к познанию, помогает выразить необъяснимое. Если невозможно объяснить, понять, так хотя бы приблизиться к тайне на уровне интуиции.
Я думаю, вас заинтересовало это удивительное явление языка, одна из его тайн – символ, который содержит в себе потаенный смысл разноликого бытия
Закончить мне бы хотелось философскими строками В. Соловьева (приложение 1, слайд 10):
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отзвук искаженный
Торжествующих созвучий?
На дом ученикам предлагается найти два-три символа в окружающем нас мире.
Символ в литературе – это знак тайны
Очень часто ученики 5-7 классов задаются вопросом: «Символ в литературе – что это такое?» Не стоит вдаваться в панику. В нашей статье вы узнаете определение термина «символ» и рассмотрите примеры, благодаря которым вы легко поймете данное определение.
Множество определений
Сегодня в науке встречается не одно, а несколько определений символа в литературе. Если ученику необходимо раскрыть понятие, то стоит останавливаться на том, который будет ему понятнее всего. Ведь по своей сути они ничем не отличаются между собой.
В любом виде искусств, будь то литература, живопись или музыка, символ имеет очень важное значение. Всякий раз образ символичен, его цель – при помощи переносных значений обрисовать реальную картину мира. Литературоведы отмечают, что в художественных текстах символичность кроется в сравнении, метафорах и даже эпитетах.
Итак, символ в литературе – это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Кроме того, символ является проводником в художественный мир автора, который применил данный символ.
Сходство с тропами
Многие литературоведы полагают, что символ в литературе – это троп. Однако на этот счёт есть несколько мнений. Например, одно из них таково: символы схожи с тропами, особенно с метафорой и сравнением, но смысловое содержание символа глубже и полнее. Отличие символа от метафоры заключается в том, что метафора создается на глазах у читателя. Символ имеет свойство входить в метафору. Но это не обязательно. В отличие от аллегории, символ может заключать в себе множественность образов и смыслов, которые объясняются контекстом. Перейдем от теории к конкретным примерам.
Яркие примеры
Ни для кого не секрет, что сердце – это символ любви. Какие ещё бывают символы, мы сейчас вам расскажем.
В любом искусстве существуют всем понятные и устоявшиеся символы. Один из них – черный цвет. Он обозначает печаль, утрату и даже смерть.
Существуют символы и в художественных произведениях. В каждую эпоху они были разными. Символ в литературе – это метод придания образу глубины и выразительности, благодаря ему связываются самые разные планы: сюжетный, мифологический, исторический и так далее.
Символ в литературе – это (примеры):
- собака – преданность;
- осел – упрямство;
- скипетр – власть;
- роза – женственность;
- лилия – чистота, невинность;
- лев – сила;
- зеркало – потусторонний мир;
- солнце (по Достоевскому) – символ жизни;
- свеча – вера в Бога, божественная сила.
Символы света
Свет в народных традициях соотносят с самим светилом, месяцем, летом, теплом, цветами. Он символизирует красоту жизни, воплощает истину, праведность, святость и миропорядок.
Он символизирует Божью благодать и отвращает от человека нечистую силу. Солярные (солнечные) символы несут в себе божественные образы и его силы. Это неудивительно, ведь солнце почиталось нашими предками как источник тепла и жизни. Свет в фольклоре называли ясным, красным, добрым и т. п. В различных славянских обрядах во славу солнцу произносили клятвы, давали обещания. Славяне считали, что Солнце – это символ лика или божьега ока. Они полагали, что божество именно через солнце наблюдает за человеком.
Луна – еще одно небесное светило, которое ассоциируется в народных поверьях исключительно с миром мертвых. Луна противопоставляется Солнцу – божеству жизни, тепла и света. Все славяне считали, что лунный свет опасен. Особенно это касалось новорожденных детей и беременных женщин, которым было запрещено попадать в сияние Луны.
Распространенность культов Луны объясняется тем, что это светило было важным во время ночной охоты. Также известно, что древние люди установили влияние Луны на приливы и отливы, поэтому очень долгое время человек считал, что Луна управляет даже его судьбой.
Луна символизировала целомудрие, безразличие, изменчивость и непостоянство. Однако полная луна ассоциируется с кругом, то есть с символом совершенства и цельности.
Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, Благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования. Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.
Заключение
Отечественный филолог Сергей Аверинцев считает, что символ в литературе – это категория эстетики, которая лучше всего поддается раскрытию.
Советский философ Алексей Лосев предполагал, что символ – это принцип установления закономерностей. Каждый символ несет в себе особый смысл. В литературе и поэтике символ помогает читателю понять тайны мира как в искусстве, так и в реальности.
Иными словами, символ в литературе – это образ, который выражает смысл какого-либо предмета или явления в конкретной форме.
Источники:
https://www.litocean.ru/liocs-150-1.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/525749/
https://fb.ru/article/322486/simvol-v-literature—eto-znak-taynyi