Скрипка история создания инструмента. Расцвет исламской цивилизации
Исламская цивилизация: история возникновения и развития
Возникновение цивилизации ученые считают наивысшей точкой развития человеческого общества. Историки утверждают, что достичь подобного уровня можно, только пройдя долгий тысячелетний путь, состоящий из нескольких сложных этапов развития. Тем интереснее проследить историю исламской цивилизации, считающейся наряду с японской самой молодой культурой Востока. Многие специалисты называют скорость ее становления настоящим феноменом, объяснений которому не могут найти до сих пор. Стоит иметь в виду, что когда мы говорим об исламской цивилизации как о явлении, необходимо понимать, что под данным словосочетанием понимается некая общность людей, объединенная в первую очередь культурными традициями. Именно данный факт считается определяющим в быстром развитии и распространении этой культуры по Аравийскому полуострову и странам Европы. В сегодняшней статье мы затронем разные аспекты истории исламской цивилизации и ее особенности.
Мусульманская цивилизация: краткая характеристика
Культура исламской цивилизации тесно связана с возникновением самой молодой религии на земле, ведь она стала базовым элементом и объединяющим фактором для разных народов, в последующем сформировавшим арабское государство, распространившее свое влияние далеко за пределы своей колыбели.
Интересно, что ислам возник и развивался под влиянием христианства и иудаизма. Эти два религиозных течения, кажущиеся столь отличными между собой, несли идеи единого Бога и отказа от языческих культов. Именно эти принципы ислам перенял и трансформировал в нечто абсолютно новое и довольно простое.
Примечательно, что религиозные догмы новой веры не приветствовали насильное насаждение ислама. Однако в арабском государстве создавались такие условия, находиться в которых было удобно и комфортно только правоверным. Поэтому завоеванные народы с легкостью отказывались от своей веры и принимали ислам. В этом факте историки видят причину быстрого увеличения количества последователей данного религиозного культа и разрастание самой исламской цивилизации. Можно сказать, что этот нюанс является ее характерной чертой и особенностью, сыгравшей важную роль в становлении арабского государства.
Аравийский полуостров до появления ислама
Национальным костяком будущей исламской цивилизации стали арабы, причем по большей части северные племена, имевшие высокий культурный уровень развития, знающие письменность и обладающими широкими знаниями в разных научных областях. В дальнейшем европейское общество охотно перенимало все достижения арабского мира, привнесенные на их землю исламскими завоевателями.
Аравийский полуостров к началу седьмого века был населен большим количеством разных племен. Они были разобщены и часто вели кратковременные войны между собой. В основном арабские племена занимались скотоводством, торговлей и обслуживанием караванов. Религиозные верования арабов на тот момент характеризовались обилием культов, в том числе были широко распространены и языческие верования. Причем многие народы поддавались влиянию извне и принимали иноземную религию как свою собственную.
Если рассмотреть веру арабских племен более пристально, то можно выделить наиболее влиятельные культы:
Также часть общин исповедовали христианство или иудаизм. Параллельно существовали народы, придерживающиеся своих традиционных культов, связанных с поклонением духам предков.
Особое место в жизни бедуинов Аравийского полуострова занимал черный камень Каабы. Этому религиозному символу поклонялись практически все племена и в исламе он сыграл далеко не последнюю роль.
Черный камень Каабы: что это такое
Сегодня эта реликвия считается главным ориентиром для всех мусульман мира. Ведь совершать ежедневные молитвы они должны, повернувшись лицом к Мекке, где и находится черный камень.
А вот в седьмом веке сюда приезжали поклониться своим богам практически все арабские племена, расположившие свои святыни рядом с черным камнем, считающимся осколком метеорита. Эта реликвия считалась общеарабской, и за нее отвечал знатный род Курейшитов. Вблизи Каабы были установлены многочисленные идолы, вокруг которых и собирались паломники с разных частей Аравийского полуострова.
Интересно, что до сих пор неизвестно, что же представляет собой эта святыня. Мусульмане не допускают к ней ученых, так как считают это осквернением священного предмета. В период становления ислама Мухаммад, приказавший уничтожить всех идолов, не решился тронуть черный камень. Он объявил о том, что только Аллах мог прислать на землю этот камень как символ своего расположения к людям и знак, о котором необходимо помнить каждому человеку.
Примечательно, что мечети, возводящиеся сегодня в разных уголках земного шара, всегда ориентированы на Мекку. А для того чтобы верующие, путешествующие по миру, всегда знали во время молитвы, где находится Кааба, в продажу выпускаются специальные компасы и часы, которые ориентированы на данную святыню.
Рождение ислама и исламской культуры
Основателем ислама, а также основоположником арабского государства является Мухаммад, происходивший из того самого рода Курейшитов, которые ведали святыней Мекки и помогали паломникам, приезжавшим поклониться ей.
Мальчик очень рано остался без родителей и попал на воспитание к своему дяде, который на тот момент считался главой рода. Мухаммад рос довольно необычным юношей. Он не обладал грамотностью и даже не мог написать свою имя, но тем не менее имел невероятный поэтический дар и умел своим красноречием убеждать целые толпы людей. Это помогало ему продолжать семейное дело и успешно торговать. Многие утверждали, что помимо всего Мухаммад был наделен пророческим даром, который не единожды спасал ему жизнь в процессе становления арабского государства.
В сорок лет к неграмотному мужчине явился ангел, подаривший ему пять первых стихов Корана. В это время Мухаммад находился в пещере и узрел аяты, написанные на камне огнем. Удивительно, но до этого не имеющий представление о грамоте мужчина сумел очень легко прочесть тексты и выучил их наизусть. Все изложенное выше произошло в шестьсот десятом году. Именно в этот момент и возникла новая религия, ставшая в дальнейшем основой монотеистического арабского государства.
Религия исламской цивилизации
Как только Пророк получил откровение от ангела, он начал свои проповеди в кругу близких людей, тем самым закрепляя религиозные догмы нового верования. Изначально в своих словах Мухаммад часто ссылался на христианство и иудаизм. Он рассказывал, что Бог един, поэтому все пророки, которые когда-то приходили на землю, были истинными и несли людям свет. Однако основатель ислама уточнял, что ранее Господь не открывал всех откровений людям и лишь мусульмане могут постичь всю глубину истинной веры.
Так как все основные принципы новой религии основываются на предопределении, то и сам термин «ислам» переводится как «покорность». Мусульмане считают, что вся их жизнь уже заранее предопределена и они должны просто следовать за велениями Аллаха, чтобы показать себя истинно верующими.
За три года своих проповедей Мухаммад сумел обратить в новую веру около сорока человек, но после одного публичного выступления был вынужден бежать в другой город, где и создал сильную и мощную общину, базирующуюся на основных идеях ислама.
Арабское государство: начальный этап
Несмотря на то что общину Пророка еще нельзя было назвать полноценным государством, многие историки считают, что именно в этот период произошло рождение исламской цивилизации.
За несколько лет Мухаммад сумел обратить в свою веру все племена Медины и создал правила, по которым жили абсолютно все члены общины. Пророк запретил им ссоры, ввел ежедневные служения Богу, научил людей помогать друг другу и постановил, что объявить войну можно только ради одной общей цели. Он ввел налоги в пользу бедных, вдов и сирот.
Через несколько лет после исхода в Медину Пророк вернулся в Мекку и был признан там. Он организовал несколько походов в близлежащие регионы, чтобы и другие племена приняли ислам. Через двадцать два года после основания ислама Мухаммад умер от лихорадки, заложив основы арабского государства, которое вскоре стало одним из сильнейших на Востоке.
Пять столпов ислама
Историки утверждают, что после смерти Пророка его преемники, получившие должность халифов, внесли некие изменения в основы ислама. Но именно это и позволило арабской цивилизации обрести небывалую мощь.
Дело в том, что Мухаммад прописал обязанности, которые должен выполнять каждый верующий:
- вера в единого Бога;
- пятикратный намаз;
- милостыня в пользу неимущих;
- соблюдение поста в священный месяц;
- паломничество в Каабу.
Еще при жизни Пророка эти правила были известны, однако халифы добавили еще одно – мусульмане должны вести священную войну с каждым неверным и обращать его в свою религию любой ценой. Мухаммад считал, что люди могут прийти к исламу только путем мира и объяснений, но вот его преемники вдохновляли мусульман на постоянные завоевания, которые были выгодны всем сторонам. Погибшие, согласно религии, попадали в рай, а оставшиеся в живых получали значительную долю добычи. Именно подобная практика позволила исламской цивилизации быстро распространиться и выйти за пределы Аравийского полуострова.
Расцвет арабского государства
Практически за сто лет мусульмане смогли невероятно расширить свои границы. В результате военных походов молодая исламская цивилизация в средние века легко захватила Сирию, Египет, Персию и другие страны Африки. Ей удалось дойти до Кавказа и Индии, а в первой четверти восьмого века мусульмане овладели Испанией.
На всех территориях осуществлялась исламизация местного населения. Чаще всего это проводилось путем смешанных браков. К тому же принимать ислам было выгодно, ведь правоверные всегда платили в казну меньший налог. Благодаря подобным хитростям исламская цивилизация прочно укоренилась на всех захваченных территориях.
Но империя, возникшая в самые кратчайшие сроки, не смогла продержаться долго. И этому способствовали экономические и политические предпосылки.
Распад мусульманского Халифата
Несмотря на то что халифы смогли создать довольно устойчивую модель управления государством, опирающуюся на сильную централизованную власть, армию и религиозные догмы, они не сумели окончательно избавиться от влияния местных правителей, которые начали борьбу за власть.
В итоге в четырнадцатых-пятнадцатых веках на месте некогда могущественной империи возникло несколько других не менее сильных государств. К примеру, Османская империя считала себя главной преемницей Халифата.
Интересно, что даже развал великого арабского государства не смог уничтожить его культуру. Более того, исламские ценности и традиции с еще более усиленным посылом устремились в разные страны мира.
Культурное наследие Халифата
Мало кто помнит, что именно благодаря мусульманам Европа получила представление о полноценном образовании и многих науках. Именно арабские ученые стали источником информации по медицине, географии и философии. Исламские поэты поражали воображение неискушенных дам своими витиеватыми сочинениями, быстро вошедшими в моду. А формирование главных исламских догматов сопровождалось открытиями в области физики, химии и астрономии.
Можно сказать, что исламская цивилизация внесла неоценимый вклад в развитие европейской науки и культуры, которые переняли все самое лучшее из арабского мира.
Исламская культура сегодня: угроза или благо?
Сегодня об исламской цивилизации не говорит только ленивый. У многих европейцев она ассоциируется с реальной угрозой их благополучию. Историки считают, что данное восприятие обусловлено самой сутью арабского мира, которая заключается в неистребимом желании насаждать свою веру и завоевывать новые территории.
Однако сегодня ислам – это всего лишь одна из основных религий на нашей планете, которая вовсе не претендует на роль первой и единственной.
Скрипка история создания инструмента. Расцвет исламской цивилизации
Музыка в истории исламской цивилизации
Наверное, у многих из вас есть любимый чтец Корана или исполнитель нашидов. Практически у каждого из вас в памяти запечатлелась колыбельная песня матери, убаюкивающей вас. Возможно, у вас захватывало дыхание, когда хафиз проникновенно читал Коран нараспев, что даже окружающие не способны были сдержать своих эмоций.
Сколько было случаев, когда от красивого чтения Корана или азана немусульмане принимали Ислам. Или, наоборот, из-за некрасивого азана, к сожалению, люди старались обходить мечеть стороной.
У Посланника Аллаха (ﷺ) было два муэдзина – Биляль и Абдуллах ибн Умм Мактум, потому, что у них был приятный голос. Посланник Аллаха (ﷺ), не назначал на эту должность ни Абу Бакра, ни Умара, потому, что он поручал эту обязанность тем, кто лучше всех, профессионально сможет ее исполнить.
Итак, дальше речь пойдет о музыке в Исламе. Ошибочное мнение, что пение, как таковое, запретно (запретны музыкальные инструменты). Даже Коран читается в разных макамах и тональностях. Согласно ханафитской традиции под запрет попадают музыкальные инструменты (некоторые ученые разрешали в некоторых случаях использовать «даф», особый вид барабана), а также то, что ведет к распутству и греху.
Знает ли современный обыватель, что значительная часть музыкальных жанров берет начало в мусульманской цивилизации 9-го века? Уже тогда музыканты, особенно аль-Кинди, использовали музыкальную нотацию – систему записи музыки. Они также обозначали ноты на музыкальной шкале, используя вместо букв слоги, что сегодня называется сольмизацией. Слоги образуют основу музыкальной шкалы, или октавы, которая всем нам известна как – До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си. Арабский алфавит, соответствующий этим нотам – Даль-Ра-Мим-Фа-Сад-Лям-Син. Фонетическое сходство между современной музыкальной шкалой с арабским алфавитом, использованным в девятом веке, является поразительным.
Аль-Кинди одним из первых обнаружил терапевтическое влияние музыки и предпринял попытки излечения с помощью музыкальной терапии. Позднее эту особенность исследовали такие великие мусульманские врачи, как Абу Бакр ар-Рази (865-925), Абу Наср аль-Фараби (872-950) и Абу Али ибн Сина (980-1037). Сегодня музыкальная терапия является профессиональной сферой медицины, использующей музыку для лечения физических, эмоциональных и умственных расстройств.
Было много других мусульман, сыгравших существенную роль в развитии музыки. Одним из таких легендарных людей был Зирьяб, известный по прозвищу “черная птица” из-за его мелодичного голоса и темного сложения. Он был одаренным учеником известного багдадского музыканта, но его талант и успехи в музыке постепенно превзошли своего учителя, поэтому омеядский халиф пригласил его в Андалусию.
Зирьяб поселился при дворе Кордовы в 822 н.э. во время правления халифа Абд ур-Рахмана II, сына омеядского халифа. Он прибыл вовремя, как раз, когда Абд ур-Рахман II увлекся искусствами и андалузская культурная жизнь переживала расцвет. Зирьяб добился признания и процветания в своем искусстве и стал придворным массовиком-затейником, получая в месяц жалование в 200 золотых динаров, вместе со многими другими привилегиями.
Ему принадлежит множество достижений, среди которых учреждение в Кордове первой в мире консерватории, обучение гармонии и композиции, полная перестройка музыкальной теории путем внедрения трех метрических и рифмических параметров, что привело к созданию новых жанров (мувашшах, заджал и навбах). Многие музыкальные историки, например Джулиан Рибера, утверждают, что контрапункт и полифония впервые были разработаны в консерватории Кордовы где-то в 1000-х годах н.э.
Некоторые профессиональные хафизы и сегодня активно используют сольфеджио – пение по нотам, для обнаружения нужного макама при чтении Корана. Одним из таких легендарных хафизов-кари 20 века являлся покойный Мустафа Исмаил из Египта, который читал Коран бесподобно.
В следующей нашей статье мы поговорим о традиционных макамах, их влиянии на здоровье человека и использование в современной практике при чтении Корана и азана. Ниже просим вас перейти по ссылке и ознакомиться с кем, каково же истинное положение музыки в Исламе.
© 2020 Информационно-аналитический федеральный портал “Ислам Сегодня”
Читать онлайн “История скрипичного искусства в трех выпусках – выпуск 1” – RuLit – Страница 1
ИСТОРИЯ СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА
В ТРЕХ ВЫПУСКАХ
Л. Гинзбург, В.Григорьев
Допущено Управлением кадров, учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для музыкальных вузов
Москва «Музыка» 1990
Настоящий учебник призван восполнить существующий пробел в литературе, посвященной истории скрипичного искусства. Он может помочь студентам, изучающим курс истории смычкового исполнительского искусства, ориентироваться в сложных процессах становления и развития европейского скрипичного искусства от её истоков до последних десятилетий XX века, ощутить его основные художественные тенденции, оценить прогрессивные явления, как в скрипичном творчестве, так и в исполнительской практике.
Учебник состоит из трех выпусков. Первый их них посвящен основным этапам истории развития скрипичного искусства до конца XVIII века. Материал излагается по странам, что связано со стремлением наиболее полно выявить своеобразие национальных скрипичных школ, их вклад в общий путь развития европейской скрипичной культуры. В связи с этим в специальные подразделы выделено творчество отдельных крупнейших скрипачей (Корелли, Джеминиани, Локателли, Вивальди, Тартини, Хандошкин и т. п.) и композиторов (Бах, Моцарт).
В главах освещены важнейшие направления скрипичной культуры Европы – возникновение и развитие скрипичных школ и стилевых направлений, жизнь и творчество выдающихся исполнителей, история создания, стиль, образная драматургия и специфика выразительных средств наиболее значительных скрипичных сочинений.
В учебнике акцентируется роль, которую сыграла в развитии скрипичного искусства итальянская школа. В то же время показаны праистоки смычкового искусства в славянских странах, несомненно, оказавшие во многом определяющее влияние на формирование классического инструментария и процессы развития скрипичной музыки в Европе. Делается попытка несколько более широкой трактовки темы — увязывания воедино таких явлений, как история возникновения и развития инструментария, исполнительства и общественные, идейно-эстетические условия и стимулы этого развития. Эволюция профессионального творчества рассматривается в тесной связи и зависимости от народного искусства, общего развития культуры. Принимается во внимание взаимообогащение культур разных народов при сохранении их самобытности.
Из всего богатства имеющегося материала было отобрано наиболее значительное, закономерное, получившее развитие в дальнейшем. Авторы стремились показать гуманистическую роль, которую играло скрипичное искусство в музыкальном процессе, взаимовлияние творчества выдающихся скрипачей и скрипичных сочинений композиторов, других областей музыкального искусства, культуры в целом. Явления прошлого раскрываются с учетом достижений современной науки о музыкальном исполнительстве и инструментальном творчестве, особенностей культурных процессов, отражающихся в области искусства.
Подробный список книг и статей, данных в конце каждого выпуска учебника, поможет студентам получить более обширные сведения об отдельных темах курса в подготовке к семинарам и в самостоятельных занятиях.
Глава «Чешское скрипичное искусство» и очерк о Дж. Тартини написаны профессором Л. С. Гинзбургом, весь остальной материал — профессором В. Ю. Григорьевым.
Скрипка, как и другие члены скрипичного семейства — альт и виолончель (примкнувший к скрипичному семейству контрабас своим происхождением связан с виольным семейством), появилась в результате длительного и сложного процесса развития группы смычковых инструментов. Это было, в свою очередь, обусловлено общим процессом развертывания музыкальной культуры, сменой социальных условий, в которых он протекал, усложнением и умножением задач, которые вставали перед исполнителями и композиторами, особенно в связи с выделением инструментальной музыки в самостоятельную область музыкального искусства.
Истоки смычкового инструментария ведут в глубокую древность, когда человек впервые стал вслушиваться в звучание тетивы лука. Не случайно обводы скрипки близки форме лука, изготовленного из рогов животных. Многие исследователи, в том числе В. Бахман (50), связывают происхождение самого способа смычкового звукоизвлечения, а следовательно, появление ранних видов смычковых инструментов со Средней Азией, в частности с областью Хорезма.
Действительно, уже в «Большом трактате о музыке» Абу Насра аль-Фараби (VIII—IX вв.), затем у Ибн Сины (IX—X вв.) встречаются упоминания о смычковых инструментах. Точку зрения Бахмана разделяют и некоторые другие западные ученые (Г. Фармер, Е. Бейхерт, Д. Эрлангер), а также исследователи Узбекистана. Однако она является, на наш взгляд, весьма односторонней. Инструменты смычкового семейства здесь держали вертикально. Необходимо учитывать и то, что изготовлялись они из иных материалов, чем европейские,— из высушенной тыквы, глины, кожи, твердых пород дерева, что во многом предопределяло их звучание, по своему характеру принципиально отличное от инструментов скрипичного семейства.
Бахман в то же время указывает и на другой центр возникновения смычковых инструментов, продолжая в этом линию Курта Закса, искавшего «прародину» смычковых инструментов не на востоке, а на юге — в районах господства арабо-исламской и византийской культур. В этих областях, действительно, подобные инструменты также были издавна распространены, а оттуда через южнославянские страны проникли в Европу. Однако и там эти инструменты держались вертикально.
В то же время существуют и другие факты. Так, французский инструментовед Гарно на основе документов показал, что еще в VI веке у галлов был известен способ игры на смычковых инструментах (40, 157). Археологические находки на севере Польши выявили наличие у славян и XI веке смычковых инструментов оригинальной конструкции (подробнее об этом далее, в главах о польском и русском скрипичном искусстве). Раскопки на Кавказе, в частности в Армении, свидетельствуют о распространении здесь уже в X веке смычковых инструментов, которые, как и в славянских странах, при игре держались на плече (43, 181-186).
Эти и другие факты не укладываются в этнографическую теорию «культурных кругов» — нахождение «центров», откуда получает распространение культурное влияние, в том числе и связанное с музыкальными инструментами. Эта теория, выдвинутая в свое время Ф. Гребнером, давно признана несостоятельной с научной точки зрения, как и сравнительно-типологический метод, основывающийся лишь на сходстве внешних признаков инструментов («смычковость») и не учитывающий одинаковые местные исходные условия, социально-культурные задачи и возможности, которые приводят к возникновению близких простейших типов инструментов (связанных с типичными трудовыми и бытовыми процессами, с материальной культурой).
Эти теории не полностью учитывают реальные многовековые культурные контакты, которые только и могли приводить к взаимодействию музыкальных культур, а также миграции народов. Таковых активных множественных культурных взаимодействий со Средней Азией у Европы, да и у русских княжеств, именно в области музыкальной культуры не было.
Другое дело перемещение арабских народов, а также басков с Кавказа в Испанию. Но даже в этом случае типичные формы и интонационный склад арабской музыки не получили распространения в Европе, равно как и арабские инструменты,— к примеру, излюбленный у арабов лауд не был принят музыкальной культурой Испании, имевшей свои народные инструменты, в частности смычковый (а также щипковый) инструмент — виуэлу, развитие которого привело, в частности, к возникновению национального инструмента — гитары.
Этот и другие примеры показывают весьма большую устойчивость народных форм культуры, в том числе и инструментария, который отвечал потребности музыкального выражения, тесно спаянного с бытом, трудом, отдыхом. Представляется, что каждая развитая культура, в том числе и культуры европейских народов, генерировала достаточно большой спектр музыкальных инструментов, среди которых были и смычковые.
Источники:
https://www.syl.ru/article/368416/islamskaya-tsivilizatsiya-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya
https://islam-today.ru/istoria/muzyka_v_istorii_islamskoj_civilizacii/
https://www.rulit.me/books/istoriya-skripichnogo-iskusstva-v-treh-vypuskah-vypusk-1-read-178094-1.html