7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Словарь древнегреческой культуры. Гомеровский период, или «Темные века»

Тема 1. «Темные века» греческой истории. Гомеровский вопрос

«Темные века».XI–IX вв. до н.э. в истории Древней Греции называ­ются «темными веками», или «гомеровским периодом». Эти определения были даны еще в XIX в., когда основными историческими источниками для реконструкции событий периода были эпические произведения Гомера «Или­ада» и «Одиссея». Однако с развитием исторической науки и накоплением археологического материала значительно расширилась источниковая база и появилось еще одно, более конкретное определение – «предполисный период».

«Темные века» на основе археологического материала делятся на субпериоды: Субмикенский (1150/1125 – 1050 гг. до н.э.), Протогеометрический (1050 – 900 гг. до н.э.) и Геометрический (Ранний (900 – 820 гг.), Средний (820– 740 гг.) и Поздний (740– 700 гг.). При сопоставлении данных источников, освещающих это время, видно, что Греция оказывается отброшенной в своем развитии на несколько веков назад, к тому состоянию, в котором она находилась на рубеже III–II тыс. до н.э., до зарождения микенской цивилизации. Масштабы регресса очевидны. На смену достаточно высоко разви­тым государственным структурам Ахейского времени с сильной царской властью и разветвленным бюрократичес­ким аппаратом, общество Греции XI–IX вв. до н.э. дегра­дирует к родовым отношениям, с примитивной властью родоплеменной знати. Замкнутые, самодостаточные и слаборазвитые хозяйства множества племенных вождей при­ходят на смену развитой централизованной экономике дворцов. Если в Ахейские время, благода­ря информации из хозяйственных архивов, мы имеем пред­ставление о наличии в хозяйстве и обслуге дворцов рабов, то после прихода дорийцев если и упоминается о рабах, то это немногочисленные патриархально-зависимые работни­ки. Одно из главных достижений Крито-Микенского пери­ода в области культуры – линейное письмо в гомеров­скую эпоху полностью забывается.

Основные области микенской цивилизации характери­зовались весьма высокой плотностью населения. В гомеров­ское же время очевидно резкое сокращение численности населения и его плотности в местах обитания, а также пол­ное отсутствие поселений укрепленного типа. Немногочис­ленное население гомеровской эпохи ютится в небольших сельских поселках– деревнях, в границах которых лепились друг к другу примитивные полуземлянки, сооруженные из необожженного кирпича. Это резко контрастирует с дошед­шими до наших дней руинами мощных каменных цитаде­лей Ахейских владык.

На смену богатым погребениям микенской знати, в ко­торых часто находились привезенные с Востока дорогие вещи приходят весьма бедные могилы со скудным погребальным инвентарем.

Если изделия микенских ремесленников, славившие­ся своим высоким качеством и художественным вкусом, успешно конкурировали в обмене с аналогичными издели­ями, поступавшими из стран Древнего Востока, то для го­меровской эпохи следует констатировать либо их полное отсутствие, либо низкий, примитивный уровень их техни­ческого исполнения. От времени «темных веков» до нас не дошло ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения изобразительного искусства.

Однако в результате освоения железа возникли возмож­ности для обретения экономической самостоятельности отдельного непосредственного производителя, отдельной патриархальной семьи и отпадает необходимость в коопе­рации групп производителей. Нет нужды в строго контро­лируемом централизованном производстве, хранении и рас­пределении основных материальных благ, ранее накапли­ваемых в дворцах ахейских владык с помощью значитель­ного бюрократического аппарата.

И все же к концу гомеровской эпохи процессы эконо­мического развития общества приводят к его имуществен­ному расслоению. Постепенно выделяется родовая знать. Теперь уже наиболее авторитетные представители форми­рующейся родовой аристократии, т.н. басилеи, становятся наследственными владельцами значительных участков зем­ли. Явный прогресс имущественого и социального рассло­ения привел к появления бедняков – фетов, влачивших жал­кое существование на мизерных по размеру участках зем­ли или даже полностью их утративших.

К концу предполисного периода ставшая уже наслед­ственной власть басилеев совместно с советом старейшин успешно проводила свои решения через народное собрание, в котором решающую роль стали играть мужчины– воины, составлявшие значительную часть населения конкретной именной территории. Именно они были социальной опорой власти басилея на данной территории.

Хотя гомеровское время – это период застоя и даже упадка в различных областях жизни греков, в обществе шло постепенное накопление сил для взлета экономики уже в начале следующего, архаического периода. Теперь самоуправляющаяся община свободных земледельцев становится моделью, из которой уже в архаическое время рождается новый, во многом уникальный, присущий только античному обществу тип его социально– экономической и полити­ки организации – греческий полис.

Гомеровский вопрос.Как уже отмечалось единственным письменным источником по истории данного периода являются произведения Гомера – «Илиада» и «Одиссея». В силу этого обстоятельства они используются и воспринимаются не как исторические и литературные памятники в широком смысле, а в узком значении – как источник, рассказывающий о реальных событиях. В этой связи в исторической науке возник, так называемый, «гомеровский вопрос» – совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Его сущность заключается в выяснении двух основных проблем: 1) проблема авторства поэм; 2) проблема их достоверности.

Читать еще:  Какие виды сказок ты знаешь. Что такое сказка и какими они бывают

Проблема авторства возникла по нескольким причинам: события описываемые в поэмах отстоят друг от друга на 50– 70 лет, а автор описывает их с позиции очевидца; стилистика поэм существенно отличается; внутри самих поэм встречаются очевидно не связанные с основной сюжетной линией вкрапления. При раздешении этих противоречий уже в древности высказывалось предположение, что Гомер жил в бесписьменное время и его поэмы передавались устно; с этим связывались сообщения о том, что в VI в. до н. э. афинский тиран Писистрат поручил выработать официальный текст гомеровских поэм, когда они и были записаны. На сегодняшний день существует несколько точек зрения: 1) «аналитики» – Немецкий филолог Ф. А. Вольф в 1795 г. пришел к выводу, что «Илиада» и «Одиссея» – собрания отдельных песен, а немецкий критик Ф. Шлегель в 1796 г. прямо признал гомеровский эпос плодом коллективного творчества народных поэтов. Последователи Вольфа стремились, исходя из сюжетных противоречий и стилистических различий внутри поэм, выделить в самом тексте его составные части. То есть не признают Гомера автором, в лучшем случае ему отводят роль собирателя. 2) Противники Вольфа, например В. Г. Белинский, указывали на моменты творческого единства каждой из поэм, говоря, что разрыв описываемых событий все же входит в рамки жизни одного человека, первое произведение Гомер писал, будучи юношей, а второе – глубоким старцем. Этим объясняют и различие стилистики поэм. 3) Теория «зерна» – ее приверженцы говорят, что видимо основной объем произведений был написан одним человеком, предположительно Гомером, но так как они долгое время существовали в рамках устной традиции, то при пересказывании обросли позднейшими вкраплениями.

Более положительных результатов достигло изучение гомеровского вопроса в отношении достоверности поэм. Исторической базой основного ядра сказаний, отложившихся в греческом эпосе, является Микенская эпоха XVI-XIII вв. до н. э. Общественное устройство и материальная культура, изображенные в поэмах, содержат наряду с «микенскими» чертами также и позднейшие – вплоть до VIII в. до н.э. Изучение гомеровских поэм в сопоставлении с живым эпосом современных народов, раскрывает в них многочисленные следы песенной, полуимпровизационной стадии эпоса, но приводит скорее к заключению, что перед нами не запись фольклорного текста, а уже становящаяся литература. Большинство исследователей относит окончательное оформление «Илиады» к последней трети VIII в. до н. э., а «Одиссею» считают несколько более поздней. Не вдаваясь в подробности дискуссии о достоверности поэм, необходимо лишь отметить несомненные положения: многие данные поэм были подтверждены археологией; однако достоверность исторических деталей не означает достоверности рисуемой картины развития общества в целом; сведения по многим разделам представляют собой сложные напластования описания разновременных событий и явлений от конца микенской эпохи до конца гомеровского периода, поэтому безоговорочное признание достоверности может привести к неоправданной модернизации и искажению истории; многие факты не находят своего археологического подтверждения, многие вообще не подлежат реконструкции, не локализованы многие топонимы. Таким образом, к данным источникам необходимо относится критически, вычленяя в них историческую действительность в общем объеме мифического и эпического содержания, при этом учитывая, что многие данные относятся к гораздо более позднему времени нежели описываемые события.

11-9 вв. до н.э. – “темные века” греческой истории

Темными веками этот период древнегреческой истории называется потому, что сведения, имеющиеся о нем, обрывочны, скудны, и не располагают к полету фантазии. Произошедшее в 12 веке до н.э., вторжение греков-дорийцев, привело к захвату Пелопонеса, архипелагов островов Спорады и Киклады, юго-запада Малой Азии, и части Крита. Минойское население было вытеснено с равнин в горы, все прежние культурные завоевания пришли в упадок, и отсутствие архитектурных памятников затруднило археологом понимание данного периода.

Во многом, это был период упадка, и застоя, регресса прежних культурных завоеваний, и скудные сведения об этом периоде современный мир получил только из произведений Гомера, отчего вторым его названием стало «гомеровская эпоха».

Около 1200 года до н. э. по полуострову пронесся вихрь пожаров. Дорийцы – одно из греческих племен, заселявшее Среднюю и Северную Грецию, которое в конце 12 века до н. э. стало переселяться в юго-западном направлении, вовлекая в это переселение многие северные племена. Дорийское завоевание разрушило ахейскую культуру, сокрушило греческое общество, отбросило его на уровень первобытнообщинного строя и бесписьменной культуры.

Читать еще:  Самая большая национальность в мире. Самые многочисленные народы мира

Резкий перерыв в развитии Древней Греции некоторыми историками углубляется до размеров пропасти, которая воцарилась между двумя различными отрезками греческой истории. Способные сокрушить, и разрушить, развитые ахейские государства, менее цивилизованные дорийцы оказались неспособны воспринять завоевания ахейской культуры, и новое восхождение греки были вынуждены начать практически с нуля.

Развитие цивилизации греков пошло по ломаной линии, в ходе корой были и поступательный и обратные движения, шаги к прогрессу, и к регрессу, но без темных веков, и происходивших в то время процессов коренного переустройства технологий, и общественного обустройства, греческая цивилизация не достигла бы тех вершин, перед которыми преклонятся современное человечество. К тому же, из-за отсутствия каких-либо свидетельств, не известно, были ли упадок крупных городов, и появление маленьких поселений, прямыми следствиями прихода дорийцев, или приход переселенцев стал возможным после упадка прежнего обустройства, ставшего результатом междоусобных войн.

Наступило упрощение быта, при котором керамика стала грубой и функциональной, а золотые украшения перестали встречаться в захоронениях. Зато повсеместно стало распространяться железо, которое было куда прочнее бронзы. Сильно упала торговля. В тех условиях грекам не было, что выставлять на продажу, да и пиратство стало настолько распространенным, что торговцам было попросту опасно отправляться в дальний путь.

Народные собрания постепенно стали утрачивать свою функцию, и собирались все реже, появилось рабовладение. Оно не было настолько ярко противопоставленным, как в Древнем Риме – невольники ели вместе с хозяевами, являлись практически членами семей, участвовали в домашних праздниках. Высшим слоем считались басилеи, первые аристократы, с советом которых считалось народное собрание. Басилеи были знатными по родовитости фамилии, а не по богатству, и зачастую вели такой же образ жизни, как и прочие жители городка. Одиссей, к примеру, сам обрабатывал землю, соорудил себе кровать, и ничуть не стыдился того, что занимается физическим трудом. Появление железных орудий позволило обрабатывать большие площади.

В это же время стала появляться этика – понятие об общественной морали, грани дозволенного и недозволенного, определенных нормах общественного сознания. Порабощение местного населения, после дорийского нашествия, складывалось неодинаково. Где-то сохранились свободные земледельческие общины, в некоторых местностях земля стала принадлежать роду, и за нее выплачивалась определенная сумма. В Мессении порабощенные земледельцы, известные, как илоты, стали собственностью государства, и были прикреплены к определенным земельным участкам. Такая же форма зависимости, но под другими названиями, была в Фессалии, на Крите, и в некоторых других областях Греции.

С появлением железа и железных орудий земледелия, ремесленники отделились от земледельцев, что привело к развитию товарного производствам, прямым следствием которого стало развитие рынка, процессов обмена, появлению городов. В конце гомеровского периода Греция стала постепенно оправляться от нашествия дорийцев, поэтапно подготавливаясь к архаическому периоду.

Некоторые историки рассматривают темные века, как бездонную пропасть, в которую дорийское нашествие ввергло прежнюю греческую культуру. На самом деле название «темные» они носят потому, что о них не сохранилось практически никаких документальных свидетельств. Это не удивительно, потому что этот период носит еще и название бесписьменного. Все свидетельства о нем почерпнуты из произведений Гомера. Причиной появления термина стала скудость археологических знаний, отсутствие письменных документов, материальная бедность.

В темные века люди перестали возводить постройки из камня, а жилища строили из древесины и необожженного кирпича. Кладбища стали однотипными и бедными, что свидетельствовало о резком сокращении материального достатка. Но они были и немногочисленными, а это говорит о сократившейся численности населения. В гомеровскую эпоху развивались технологии обработки металла, гончарное дело, кораблестроительство и земледелие, все вместе это позволило Греции войти в железный век.

История греческого государства началась практически заново после дорийского нашествия. Отличительной его особенностью и визитной карточкой стал геометрический стиль изображений на вазах, при котором орнамент состоял из геометрических фигур, располагавшихся в виде орнамента. Немного позже на вазах стали изображаться фигуры людей в характерном для архаической Греции стиле, ставшие основным мотивом знаменитых греческих фризов. Это и есть символическое отображение событий, происходивших в темные века. Из простого, неприхотливого орнамента, получились прекрасные цветные изображения, из бедной и скудной, перекраиваемой, разрозненной, территории – великое государство, цитадель мировой цивилизации.

Читать еще:  Любовь в понимании Онегина и Татьяны (по А.С. Пушкину "Евгений Онегин")

Гомеровский период в истории Древней Греции

Гомеровский период в истории Греции (11—9 вв. до н. э.) получил название в честь прославленного Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах. Хотя до сих пор историки спорят, как создавались великие произведения и вообще: существовал ли сам Гомер в действительности? А если существовал, то ему ли принадлежат эти произведения?

Сомнений добавляет и тот факт, что приключения Одиссея на пути возвращения с Троянской войны и события этой войны относятся к микенскому периоду. Но продолжают служить источником информации о последующем (гомеровском) периоде. Возможно, Гомер создал «Илиаду» и «Одиссею» спустя несколько веков после прошедших событий. Тем не менее, это наследие античной литературы — важнейший источник, значение которого не подлежит сомнению.

Гомеровская эпоха — Тёмные века Греции

В XII в. до н.э. на территорию Греции вторгаются греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства. Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века».

Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались. Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась. Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества.

Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя.

Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов. В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Устройство общества в гомеровский период

На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе). На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю — она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура. Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации.

По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов.

Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа.

Культура гомеровского периода

От гомеровского периода почти не осталось памятников культуры — это доставило неудобства археологам при попытке понять эпоху. Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад. И всё, что оставалось исследователям, — изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием.

Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

Источники:

https://studopedia.ru/5_10189_tema–temnie-veka-grecheskoy-istorii-gomerovskiy-vopros.html
https://pikabu.ru/story/119_vv_do_nye__temnyie_veka_grecheskoy_istorii_5543365
https://greekbook.ru/greekhistory/gomerovskij-period-v-istorii-drevnej-gretsii.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]