4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Словесное творчество детей. Словесное творчество детей дошкольного возраста

Доклад «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему. Фантазировать — значит воображать, сочинять, представлять.

Фантазия — обязательное условие творческой деятельности человека, которое выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информация не требуется (чистая фантазия) или ее недостаточно. Примером тому, могут быть разрозненные архивные источники, на основе которых, писатель создает цельное произведение, дополняя посредством собственной фантазии возможные связки, а также внося по мере возможности своего таланта живое впечатление.

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.

Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет, но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображение, зависит от прожитого им периода жизни от 1 года до 3 лет. В это время малыши еще не играют, а изучают свойства предметов, и оказать помощь в этом должны близкие люди.

Следующий этап развития фантазии продолжается с 3 до 7 лет, и в этом возрасте во главе — ее величество Игра. И у малышей именно в игре идет развитие внимания, восприятия, памяти, интеллекта, воображения. Здесь в развитии воображения важными являются сюжетно-ролевые игры, в которых учувствует несколько людей. К игре нужно относиться очень бережно, ведь она считается ведущей деятельностью в возрасте с 3 до 7 лет.

Развитие фантазии у детей зависит так же от предметов, необходимых для совместных игр. Но переизбыток игрушек в магазинах, которые очень реалистичны на сегодняшний день, к сожалению, мешают детям в развитии фантазии. Да, эти игрушки привлекательны и красивы, но они не способны будить воображение из-за того что «полностью готовы к употреблению». И родители жалуются, что малыш к ним быстро теряет интерес.

Ребенку нужна простота для фантазии, для ее развития должны быть предметы-полуфабрикаты – палки, бумажки, железяки, кусочки материи, камешки. Возьмите за правило раз и навсегда не выбрасывать без ведома ребенка принадлежащие ему вещи. Вам и в голову даже не придет, что машинка без колес является «секретной» установкой, которая может лежать в ящике месяцами, но малыш все равно о ней помнит и, не обнаружив ее, он очень расстроится.

Словесное творчество является одним из видов детского творчества, которая позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык в различных ситуациях бытия. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, культуроосвоения, ее самовыражения и самореализации.

В исследованиях словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

Развитие словесного творчества дошкольников является составной частью общего развития их творческих способностей в разных видах художественной деятельности и затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

Развитие словесного творчества осуществляется первоначально в речевой деятельности, существенно обогащается за счет последующего включения в театрализованнную и изобразительную деятельность: речь детей становится более выразительной, образной, эмоционально обогащенной. Кроме того, словесное творчество влияет на развитие разных художественных способностей ребенка: изобразительных и театрализованных (умение создавать сценический образ, соответствующий содержанию спектакля, подготовка декораций, костюмов и т.п.).

Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической).

Исходным для развития словесного творчества является формирование целостного восприятия литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы.

Использование метода контаминации разных литературных произведений развивает воображение ребенка, способность создавать по их мотивам сценарии и затем ставить спектакли.

Взаимосвязь разных видов художественной деятельности детей (речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованной) обогащает творческие способности ребенка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и созданию собственных сочинений.

Н.Кудыкина отмечает, что большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом. А также необходима работа по двум основным направлениям:

1) по общему обогащению речи ребёнка;

2) по совершенствованию речи в её эстетической функции, включающей вербальные и невербальные средства выразительности.

В работе по обогащению речи детей ведущим методом является самостоятельное воспроизведение текста по памяти (пересказ). Для развития же выразительной стороны речи необходимо создание условий, позволяющих ребёнку проявить свои эмоции, чувства, желания публично выступать.

Современные исследования данного вопроса позволяют говорить о широких воспитательных возможностях театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а верно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развития ребёнка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчёркивается, что педагог обязан:

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);

-приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами);

-обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Читать еще:  Чем по жанру является гроза. Смысл названия драмы "гроза" островского

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

а) просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

в) разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

г) упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

д) упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:

1. развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2. созданию атмосферы творчества;

3.социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Так как театрализованная деятельность детей – это вид художественной деятельности, включающий исполнение своего или авторского замысла в инсценировках, играх-драматизациях, в постановках разных видов театра. Именно театрализованная деятельность позволяет наиболее полно реализовать основные направления работы по развитию словесного творчества: публичное, максимально выразительное самостоятельное воспроизведение ранее воспринятого или сочинённого текста художественного произведения ребёнком.

Для эффективного развития словесного творчества, как вида детского творчества, необходимы условия, определённые для развития творчества детей в целом. Соответственно, процесс развития словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих педагогических условий:

— подбор литературных произведений с учётом возможности сценического воплощения их содержания;

— проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, с мимикой и жестами).

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «увеличение — уменьшение».

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?

Вот как отвечают дети:

— Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

— Хотела бы увеличить выходные.

— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

— Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

— В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

— О чем думает ваша обувь?

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю тебе зайчонка», или «Я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю тебе большую конфету, «В коробке кактус, не уколись».

Игра «Измени характер персонажа».

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Игра «Разными глазами».

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию».

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение».

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло».

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.

Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.

Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору».

Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд».

Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

Игра «Веселые рифмы».

Подберите к словам рифмы.

Свечка — печка; трубы — губы; ракетка — пипетка; сапоги — пироги и т.д.

В народе говорят: «Без воображения нет соображения». Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать — должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения, предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения.

Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей. Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс. Другие считают источниками творчества окружающую жизнь, искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагога.

Читать еще:  Смысл названия и проблематика рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет

По определению, творчество — это деятельность, в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.

Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.

Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания.

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество.

Детское словесное творчество—это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы»условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества: умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение.

В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа. На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества, непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.

Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия, способствующие словесному творчеству.

Содержательная, интересная жизнь ребенка в дошкольном учреждении, постоянное обогащение опыта впечатлениями из жизни. Этому способствуют прогулки, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг, праздники, развлечения.

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить, оказывающего положительное влияние на творчество ребенка.

Развитие воображения — своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

Развитие наблюдательности.

Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра).

Развитие словесного творчества возможно, если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания: уточнять понимание смысла образных слов и выражений; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Творчество в дошкольном возрасте Проблемой развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной проблемой, ведь речь идет о важнейшем условии.

Семинар-практикум ««Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов УДО по развитию речи детей.

Материал и оборудование: листы белой бумаги на каждого участника; фломастеры; 2 стола с фишками определённого цвета; фишки жёлтые, красные; лепестки ромашки с вопросами (приложение 1); задания для словесного творчества (приложение 2); две волшебных палочки; коробка, украшенная в виде подарка.

Ход семинара

Ведущий: Уважаемые коллеги, тема нашего семинара: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста».

Ведущий: И сегодня с вами мы будем только играть, а как известно, из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

Ведущий: Я предлагаю поиграть с «камушками» (фишками). Сейчас каждый из вас возьмёт по одному «камушку» (фишке). Посмотрите, какого они цвета, вы занимаете место за столом на котором имеется метка соответствующего цвета.

Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

Читать еще:  Орган - музыкальный инструмент двадцати восьми веков. Орган - музыкальный инструмент

Ведущий: Игра «Ромашка» (каждый из вас получает по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы) задание дать правильный ответ, что означает данное определение.

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще. (приложение 1)

Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

Изложение прослушанного произведения (пересказ)

Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)

Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)

То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)

Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образе

Ведущий: Игра «Допиши две строчки»

Дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

Словесное творчество выражается в разных формах:

— в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

— в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

— в сочинение стихов

— в творческих пересказах

Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.

«Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку»

Вам задание составить четверостишие по заданной рифме.

«Наконец зима настала,

Холоднее на улице стало…

У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

Вы слыхали? На базаре

Очень скоро Новый год

К нам на праздники придет

Ведущий: А сейчас у нас юмористическая пауза «Крокодил» — покажите пословицу жестами, пантомимой. (каждый из вас изображает свою пословицу)

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Тише едешь — дальше будешь.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

Ведущий: Продолжить наш семинар я предлагаю играми, развивающими фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Ребёнок дошкольного возраста в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Стремление к повышению качества подготовки к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения — игре (например: дидактические игры, конструкторы, игрушки — трансформеры, игры — занятия и др). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

Игра «Увеличение — уменьшение».

Ведущий: Вот вам по волшебной палочке, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Кто то будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А кто то , о том, что бы они хотели уменьшить. (ответы взрослых).

Ведущий: примеры

— Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

— Хотела бы увеличить выходные.

— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет».

Ведущий: Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

— В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (ответы)

— О чем думает ваша обувь? (ответы педагогов)

Игра «Измени характер персонажа».

Ведущий: Придумайте название сказке с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (педагоги приводят свои ответы)

«Разными глазами»

Ведущий: Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Подарок»

Ведущий: Взрослые встают. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, что бы он хотел подарить: «Я дарю тебе зайчонка», или «Я дарю тебе большую конфету » и т. д..

Ведущий: Наш семинар подошёл к своему завершению. Все игры, которые были с вами проиграны помогают:

— развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;

— обогатить словарный запас;

— сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Ведущий: РЕФЛЕКСИЯ:

— Что дают игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста…….

— Для чего нужно развивать детское творчество и фантазию……..

— Что можно предложить лучше……….

— Что вы будете делать дальше по данной проблеме……..

— Для меня сегодня было ( не было) новым ……..

— Для себя я взяла ( не взяла)………………

Использованная литература:

1.Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М. – 1997. – 214с.

2. Карпухина, Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». / Н.А.Карпухина – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 96с.

3.Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2006 – 346с.

4.Ушакова, О.С., Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. – М: ВЛАДОС, 2003 – 117с.

Источники:

http://infourok.ru/doklad-igri-razvivayuschie-fantaziyu-i-slovesnoe-tvorchestvo-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1024338.html
http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-slovesnogo-tvorchestva-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://1ds-kletsk.schools.by/pages/seminar-praktikum-igry-razvivajuschie-fantaziju-i-slovesnoe-tvorchestvo-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector