Снег почуя. Анализ стихотворения пушкина зима крестьянин торжествуя
Краткий анализ стихотворения «Зима. Крестьянин, торжествуя…» по плану
1. История создания
Знаменитый фрагмент романа Пушкина «Евгений Онегин» о красоте русской зимы представляет собой отрывок из пятой главы произведения.
Поэт работал над романом с 1823 по 1830 год.
Работа над данным фрагментом велась в 1826 году, во время пребывания в ссылке в Михайловском.
2. Литературное направление
Время написания романа «Евгений Онегин» относится к реалистическому периоду пушкинского творчества. Данный фрагмент также написан в традициях реализма.
Радость и прелесть зимы показаны через простые, обыденные и вместе с тем наполненные глубоким смыслом действия русских крестьян.
Резвящийся дворовый мальчик, крестьянин, торжествующий от того, что наконец закончилась осенняя распутица, осторожно бегущая и чующая снег большими тёплыми ноздрями лошадка — все они изображены подробно и достоверно.
Такую картину вполне мог написать художник-реалист: Суриков, Саврасов или Нестеров.
3. Род
По объёму и заявленной теме отрывок тяготеет к пейзажной лирике и воспринимается как отдельное стихотворение.
Тем не менее, на нём лежит печать принадлежности ко всему роману, который является произведением лиро-эпическим. С эпосом отрывок сближает небольшая доля сюжетности, наличие рассказчика.
4. Жанр
Так как данный фрагмент представляет собой одну из строф романа, мы не имеем права формально назвать его стихотворением.
Однако в том виде, в котором он попадает в учебники литературы, текст представляет собой законченное лирическое стихотворение из 14 строк.
5. Проблематика
Говорить о проблеме произведения не совсем уместно, но в сцене описания зимних забав присутствует небольшой конфликт.
Мир природы по-разному воспринимается взрослыми и детьми: мальчик рад возможности побегать по первому снегу, покататься на санках, поскользить по льду, а вот мать «грозит ему в окно» (она знает, что зимний холод очень опасен).
Зима – это не только время беспечной радости, но и та пора, которую нужно пережить с помощью домашнего тепла и приготовленных за год запасов.
Крестьяне всегда помнили об этом и готовились к зиме заранее.
6. Тематика
В стихотворном отрывке звучит тема зимы и её влияния на русскую жизнь, настроение и поступки людей.
Лёгкое, игривое и лучезарное счастье прихода зимы сочетается с намёками на то, что деревенская жизнь непроста и хлопотлива.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что красота зимней природы преображает землю. Зимой всё меняется: становится новым, чистым, волшебным.
Люди чувствуют в это время душевный подъём. Зима бодрит тело и дух, даёт взрослым отдохнуть от весенне-летних трудов и осеннего бездорожья, а детям дарит радость катания на санках и игры в снежки.
8. Пафос
Жизнеутверждающее, точное в каждой детали стихотворение выдаёт в Пушкине тонкого знатока народной жизни, внимательного бытописателя и вдохновенного ценителя природы.
Поэт с любовью и радостью создаёт словесный пейзаж, каждый из героев которого на свой лад выражает восторг перед наступлением нового времени года.
9. Система образов
Пушкинская картина мира антропоцентрична. Это означает, что главное в ней – человек. Описывая русскую зиму, поэт, помимо традиционных пейзажных образов (снег, дровни, зимний путь), использует образы людей и животных.
Крестьянин, дворовый мальчик, его мама, лошадка и собачка по-разному относятся к зиме. Описывая их чувства и действия, Пушкин делает картину динамичной.
Становится ясно, что долгое время томительного ожидания прошло, выпал снег – и началась новая жизнь, не похожая на всё прежнее.
10. Центральные персонажи
В отрывке речь идёт о крестьянине, который в первый раз прокладывает санный путь по снегу.
Обычно это происходило на Руси 7 декабря, в празднование памяти великомученицы Екатерины. Это событие считалось у крестьян радостным. Передвигаться по снегу было куда легче, чем по грязи.
Можно было заниматься домашними зимними работами, выбираться за дровами в лес, отправляться в дорогу на ярмарки или по другим делам.
Деепричастие «торжествуя», которым характеризуется настроение крестьянина, подтверждает эту мысль.
Ещё одним персонажем, который рад приходу зимы, является дворовый мальчик.
Прилагательное «дворовый» означает, что родители ребёнка служат при господском дворе: в доме, на кухне, на конюшне, псарне или по другой части. Например, мальчик может быть сыном кухарки. Она-то и грозит ему в окно, замечая, что «шалун уж отморозил пальчик».
Рады переменам в природе и животные. Осторожная лошадка нащупывает обновлённый путь и поэтому «плетётся рысью». Дворовая собачка (жучка в данном случае – имя нарицательное, так называли безродных деревенских псов) радостно скачет по сугробам и веселится вместе с мальчиком. Всё живое приветствует приход зимы.
11. Лирический герой
В данном стихотворении лирический герой отступает в тень и становится сторонним наблюдателем.
Он ничего не сообщает нам о личном отношении к зиме, но всеми средствами показывает своё, как прекрасно торжественное преображение природы. Видно, что автор любуется персонажами, а их радость передаётся ему.
12. Сюжет
В первом четверостишии сообщается о том, что крестьянин обновляет санный путь.
Во втором – возникает образ ямщика в кибитке (дорожной повозке). На ямщике тулуп (тёплая зимняя крестьянская одежда, подбитая мехом) и красный кушак (широкий пояс). Это значит, что путешествия на дальние расстояния снова стали возможны. Дороги стали проезжими.
В третьем четверостишии упоминается мальчик, впрягающий собаку в салазки (маленькие санки). Эта невинная забава веселит его, но мороз не шутит, кусая его за пальцы – пора одеваться теплей.
В завершающем двустишии говорится о матери мальчика, которая грозит ему в окно. Этот образ слегка оттеняет беззаветную детскую радость, напоминая о том, что зима – это ещё и время суровых холодов, когда нужно быть осторожней.
13. Композиция
Стихотворному отрывку присуща линейная композиция.
- Зачин заключён в первом четверостишии,
- развитие действия – во втором,
- кульминация – в третьем.
- Последнее двустишие завершает произведение спадом лирического напряжения.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворный отрывок «Зима…» написан четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.
Так как фрагмент представляет собой «онегинскую строфу», в нём сочетаются все три способа рифмовки:
- 1 четверостишие – перекрёстная;
- 2 четверостишие – параллельная;
- 3 четверостишие – кольцевая.
- Двустишие замыкает отрывок парной рифмой.
Схема рифм такова: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись поэтического текста настраивает на восприятия широты, простора.
Используются ассонансы «а», «о», которые расширяют пространство, напоминают о свежем морозном воздухе, ярком свете и блеске.
Аллитерации с сонорами «л», «н», «р», свистящими и шипящими «с», «з» передаёт лёгкость скольжения. Кажется, будто слегка скрипят полозья, хрустит снежок под копытами лошади.
В стихотворении встречается
(тулуп, кушак, дровни, кибитка, облучок, салазки). Эти слова сегодня считаются устаревшими, но без них не понять, как жили наши предки, какой предметный мир их окружал.
Синтаксис достаточно прост. Предложения простые, иногда осложнённые придаточными обстоятельствами.
Используется как прямой, так и обратный порядок слов (инверсия). В тексте много глагольных конструкций, помогающих почувствовать движение образов, восторг от прихода зимы.
16. Средства художественной выразительности
Пушкин умеренно пользуется средствами художественной выразительности, но его лаконичность заставляет пристально рассматривать каждую изображаемую деталь.
Основными «помощниками» поэта становятся глаголы и деепричастия, которые делают текст быстрым, лёгким, живым («крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «лошадка, снег почуя, плетётся рысью»; мальчик бегает «в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив»).
Встречаются в произведении и эпитеты: «бразды пушистые», «кибитка удалая».
Особую прелесть придают стихотворному отрывку авторские определения: «шалун» (о мальчике), «лошадка» (о крестьянской лошади). В каждом слове чувствуются любовь и нежность к людям, зверям, природе.
17. Значение произведения
Знаменитый фрагмент из романа «Евгений Онегин» стал одним из любимых детских стихотворений о зиме.
Новаторство Пушкина в том, что зима предстаёт у него не чопорной, прекрасной и неподвижной, а живой, искристой, радостной и весёлой.
Такое восприятие этого сезона года близко каждому.
18. Актуальность
Несмотря на то, что сегодня мы перестали ездить на санях и запрягаем лошадей только для забавы, зима по-прежнему остаётся для многих долгожданным временем радости и покоя.
Российские дороги, как и в старину, выглядят осенью непроезжими, и люди ждут зимы, чтобы порадоваться преображению природы, чистоте, красоте и опрятности нового, укрытого ослепительно чистым снегом мира.
19. Моё отношение
Я очень люблю строки Пушкина о зиме. Так же, как дворовый мальчик из этого стихотворения, я всегда радуюсь первому снегу, катаюсь на санках, леплю зимой снеговиков.
У меня много любимых занятий и увлечений, но наслаждение, которое получаешь от общения с природой, не заменить ничем.
20. Чему учит
Данный поэтический фрагмент учит нас радоваться простым вещам: первому снегу, лёгкому морозцу, зимнему солнышку.
Поэт напоминает, что мир, который нас окружает, прекрасен, а мы созданы для того, чтобы беречь его и любоваться каждым мгновеньем.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин торжествуя. “
“Зима. Крестьянин, торжествуя. ” – есть ли человек в нашей стране, далекий от данного стихотворения?! Все, от мала до велика, начиная еще с начальной школы, знают эти строки.
И это неудивительно. Они настолько гениальны и атмосферны, что невольно покоряют читателя своим благозвучием. Тем не менее, в произведении присутствуют устаревшие слова, значение которых может вызвать некое затруднение в понимании. Для прояснения и, соответственно, лучшего «погружения» в произведение стоит разобрать его более подробно.
История стихотворения
Как известно, вышеупомянутое стихотворение является отрывком из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин», написанного в период с 1823 по 1830 гг. Автор был настоящим ценителем русской осени, однако к зиме тоже относился с большой теплотой. Наверное, поэтому ощущение радости и счастья от наступления долгожданной зимы, переданное поэтом, чувствуется в каждой строке произведения. Одно только «…крестьянин, торжествуя…» моментально вырисовывает образ счастливого человека, который заждался первого снега, с невероятной полнотой и правдоподобием.
Устаревшие слова в тексте
Закономерно, что, чем больше проходит времени от эпохи Александра Сергеевича Пушкина, тем сложнее для восприятия становятся многие слова. Разбираемое стихотворение – «Зима. Крестьян, торжествуя…» состоит из 14 строк, в которых встречается не менее 8 устаревших слов:
- Дровни. Так назывались открытые сани крестьян, использовавшиеся для перевозки груза.
- Бразды. Это следы, которые оставляют после себя сани.
- Кибитка. Это закрытая повозка.
- Ямщик. Так назывался кучер, который управлял почтовыми лошадьми.
- Облучок. Это выгнутая деревина (скрепа), огибающая и скрепляющая сани.
- Тулуп. Долгополая шуба крестьянина.
- Кушак. Это пояс из материи.
- Салазки. Сани небольшого размера.
Как видно, слов, сложных для современного восприятия, немало. Однако, поняв их значение, разбирать текст произведения становится гораздо проще.
Разбор непонятных словосочетаний
Некоторые сочетания слов в стихотворении также могут вызвать некое недоумение. Например:
- «…крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» – чему так радуется крестьян? Если ознакомиться с предыдущим содержанием поэмы «Евгений Онегин», становится понятен ответ на вопрос. «…Крестьян, торжествуя…» счастлив выпавшему снегу, которого в ту пору не было очень долго, соответственно, дороги были труднопроходимыми.
- «…снег почуя» – как известно, обоняние у животных развито лучше зрения. Именно поэтому лошадь в первую очередь чувствует аромат свежевыпавшего снега. И автор делает на этом акцент.
- «…плетется рысью как-нибудь» – здесь, скорее всего, подразумевается неторопливый ход лошади, слегка боязливый, отвыкшей от хождения по снежному покрову.
- «…летит кибитка удалая» – имеется в виду быстро. Это также подчеркивается фразой «…бразды пушистые взрывая…», усиливая описание скорого хода лошадей.
- «…дворовый мальчик» – как известно, не все крестьянские дети жили на территории деревень, некоторые находились при дворе, являясь детьми дворовых (прислуживающих) крестьян.
Как видно, после разбора непонятных сочетаний слов, стихотворение «Зима. Крестьян, торжествуя…» стало гораздо проще для восприятия.
Великая сила произведения
Удивительно, как красочно и ярко великий поэт смог передать свое ощущение радости от наступления долгожданной зимы. Казалось бы, простое описание нескольких моментов зимнего дня, но как много в них силы и жизни! Как реалистично и жизненно вырисовываются сюжеты. Это произведение, прошедшее века, является поныне популярным и востребованным. Остается только восхищаться и преклоняться перед истинным талантом гениального Александра Сергеевича Пушкина. Приятного чтения!
Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин “Зима. Крестьянин, торжествуя…”. Три вида рифмы – три разных образа»
Цели урока: познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”, с особенной формой рифмовки – “онегинская строфа”.
Задачи: рассмотреть виды рифмы (парная, перекрестная, охватная) в “онегинской строфе”, их сочетание и содержательность; учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства; прививать любовь к чтению;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения С. Маршака “Как поработала зима!”.
На доске оформлена выставка детских рисунков.
Вопросы по прочитанному:
– Какой вид рифмы использует автор в каждой строфе?
– Что вы скажите о рифмах?
– Какое настроение создает каждая рифма?
– Почему поэт использует в одном стихотворении разные виды рифм?
– Постарайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. (Три вида рифмы – три разных образа).
3. Актуализация опорных знаний.
Для некоторых людей создание стихов – дело жизни. Эти люди – поэты.
Рассказ учителя о раннем творчестве Пушкина.
Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина (1745-1818г.г.), была первой наставницей А. С. Пушкина в русском языке. По словам П.И.Бартенева, “. любила вспоминать старину, и от нее А.С.Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии”.
Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне.
Об отдаленной старине.
Могучих предков правнук бедный.
Люблю встречать их имена
В двух-трех строках Карамзина.
В сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни, видел хороводы и другие народные увеселения.
Интерес будущего поэта к народному творчеству окреп благодаря няне Арине Родионовне. Яковлева Арина Родионовна (1758 – 1828),крепостная. В 1799 году получила вольную, но предпочла остаться в семье Пушкиных. Когда–то она вынянчила мать Пушкина, а теперь нянчила всех ее детей. Женщина честная, преданная и очень умная, она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно рассказывала их своему питомцу.
4. Объявление темы и цели урока.
На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.
– Постарайтесь самостоятельно сформулировать задачи урока. (Учиться выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать словарный запас)
5. Изучение нового материала.
1) Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”. (Аудиозапись)
2) Проверка восприятия. Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их? (Словесное рисование)
3) Словарная работа. Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть, а это будет вашим домашним заданием. Почему? Потому
что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Все непонятные слова необходимо объяснить.
Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов. В известной детской песенке Р.Кудашевой “В лесу родилась ёлочка” мы уже встречались с этим словом: “Везёт лошадка дровенки, а в дровнях мужичок…”
Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.
Кибитка – крытый экипаж, повозка.
Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.
Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.
Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).
Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.
Салазки – маленькие деревянные ручные санки.
Источники:
https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-zima-krestyanin-torzhestvuya-po-planu/
https://fb.ru/article/450049/analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-zima-krestyanin-torjestvuya
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622713/