Сочинение. Чацкий — образ «нового человека» в комедии «Горе от Ума
Чацкий – образ “нового человека”
Чацкий начинает новый век – ив этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей.
Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Мы, как и наши отцы и деды, восхищаемся художественным совершенством “Горя от ума”, блеском языка, поразительно ярким изображением быта и
нравов, реалистической точностью образов Грибоедова. В комедии показана борьба нового со старым, которая разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, Грибоедов показал ее в своей комедии с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал “нового человека”, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
Александр Андреевич Чацкий – это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова – друга его покойного отца. Чацкий не только умный, но и развитый человек, с чувством, или как его рекомендует горничная Лиза: Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! В “Горе от ума” все гости Фамусова рабски копируют обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на “смеси французского с нижегородским” и немеют от восторга при виде любого заезжего “французика из Бордо”.
Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему: Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья; Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой, От жалкой тошноты по стороне чужой. Чацкий пламенно любит родину, но не государство царей, помещиков и чиновников, а Россию народную, с ее могучими силами, заветными преданиями, умом и трудолюбием.
Эта подлинная любовь к родине обернулась горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа – социальному, политическому, духовному. Дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство, а Чацкий – искренний, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение: Не эти ли грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве. Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы? Фамусов пытается поучать Чацкого: “Именьем, брат, не управляй оплошно. А главное – поди-тка послужи”.
Чацкий презирает людей, готовых У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок. Он считает, что нужно служить “делу, а не лицам”. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, “вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим, высоким и прекрасным”, поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей. Личная драма Чацкого – его неразделенная любовь к Софье, Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру.
Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком “сочувствия живого”, и уехать, увозя с собой только “мильон терзаний”. Ах, тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет!
А. А. Чацкий серьезно готовится к общественной деятельности. “Он славно пишет, переводит”, – говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме. Он путешествовал, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся. Нетрудно догадаться, почему: “Служить бы рад, – прислуживаться тошно”.
Одно из главных отличительных свойств Чацкого – полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив.
Он являет собой воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в себя и свои возможности. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым. Чацкий – единственный зримо действующий положительный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать исключительным и одиноким.
Мыслитель, борец-декабрист и романтик соединяются в нем, как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни. У него есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря внесценическим персонажам . Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, “упражняются в расколах и безверье”, это “безумные люди”, склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, “химик и ботаник”. Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть. А. И. Герцен писал о Чацком: “Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования, преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это – декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю…”
Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в настоящее и будущее, и отметающей со своего пути все старое, отжившее.
Сочинение на тему «Чацкий — образ «нового человека»
Комедия О. С. Грибоедова «Горе от ума» Сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и морального воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством у имени свободы и ума, у имени торжества передовых идей и настоящей культуры. Мы, как и наши родители и деды, захватываемся совершенством «Горя от ума», блеском языка, поражающе ярким изображением быта и обычаев, реалистической точностью образов. В комедии изображенная борьба нового со старым. Наблюдая эту борьбу в жизни, Грибоедов показал ее в своей комедии, причем взглядом передового человека в свое время, близкой за взглядами к декабристам.
В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост подал «новый человека», воодушевленную высокими идеями, которая бунтует против реакционного общества, встает на защиту свободы, гуманности, ума и культуры, человека, который пытливо ищет новые формы жизни, человека нового склада ума и души, которые воспитывает в себе новую мораль, которая имеет новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова друга его покойного отца. Чацкий умный. Речь его кипит умом, остроумием. Он безупречно честный человек. Словом, это человек не только умная, но и развитая, с чувством, или как его рекомендует горничная Лиза:
Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Чацкий!
В «Горе от ума» все гости Фамусова рабски копируют обычаи, манеры и наряд французских модисток и безродных заезжих прохиндеев, которые живут на русских харчах. Все они говорят на «смеси французской с нижегородской» и немеют от увлечения, увидев какого-то заезжего «французика с Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с наибольшей страстью разоблачил это недостойное ползание перед чужим и пренебрежение к своему! Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятие: путешествовать, жить в селе, или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным», поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, который не признает власти. Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к Софии. София, при всех своих красивых душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовського мира. Она не может полюбить Чацкого, который всем слогом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, и в Софии видит будущую жену. Тем временем Чацкому судилось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни у кого «сочувствие живого», и поехать, забрав с собой только «миллион сомнений». О. А. Чацкий по-настоящему готовится к деятельности. «Он славно пишет, перекладывает», — говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме. Он путешествовал, учил, читал, брался, очевидно, за работу, был в сношениях с министрами и разошелся — не тяжело догадаться, почему: «Служит бы рад, — прислуживаться тошно». Тем не менее бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как его поражение. «Чацкий сломленный количеством силы старой», так определяет значения Чацкого И. О. Гончаров.
Комедия Грибоедова и сейчас овеяна дыханием жизни, она зовет людей вперед, в действительное и будущее, и отметает со своего и пути все старое, что отжило. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. И. О. Гончаров писал, что «Чацкий начинает новое столетие — и в этом все его значение и весь ум».
Сочинение на тему «Чацкий — образ «нового человека»
Другие сочинения по теме:
Сочинение на тему: Чацкий против Фамусовского общества Школьное по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» изображена жизнь общества.
Стефан Лиевич — образ «Нового человека» в украинской литературе Ольга Юлиановна Кобылянская, выдающаяся украинская писательница и общественная деятельница, не могла не задумываться над тем, каким она хочет видеть человека.
Сочинение на тему: Образ Софьи и ее драма в комедии «Горе от ума» Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы, но истина, как.
Чацкий — образ «нової людини»; (По комедії А. С. Грибоєдова «Горі від розуму»;) Горі від розуму Грибоєдов А. З Чацкий — образ «нової людини» (По комедії А. С. Грибоєдова «Горе від розуму») Чацкий починає нове століття — верб цьому.
Чацкий и Молчалин Горе от ума Грибоедов А. С Чацкий и Молчалин Чацкий, наделенный темпераментом и живым умом, активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но он не видит своего.
Главный конфликт пьесы «Горе от ума»: Чацкий фамусовские идеалы и принципы Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его общественных надежд, сознание того, что он оказался отвергнутым в своих лучших.
Сочинение на тему «Гости Фамусова» Москва… В дворцах и пышных залах, в цветущих пожилых садах веселится, разгуливает знать. Она и не подозревает, что где-то человек.
Сочинение на тему «Образы Чацкого и Молчалина» В комедии «Горе от ума» О. С. Грибоедов изобразил картину быта и обычаев дворянской Москвы периода 1815- 1825 годов. Нельзя.
Онегин и Чацкий В Онегине Пушкиным представил Онегин и Чацкий В Онегине Пушкиным представил прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой.
Сочинение на тему: Что делает человека счастливым? Счастье для любого человека — это высокооплачиваемая работа по специальности, дом, жена и здоровые послушные дети. Для большинства населения нашей.
Сочинение на тему: Сравнительная характеристика образов Чацкого и Мочалина «Молчалины блаженствуют на свете», — восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но.
Штольц тип «нового человека» — практического деятеля Человечество всегда делилось на две половины: на тех, кто «плывет по течению», кто отвечает представлению времени о норме общественной жизни.
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»; «Главная Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а.
Сочинение на тему: образ жизни У каждого человека свой образ жизни. Кто-то постоянно находится во внимании остальных людей, постоянно общается с друзьями. А кто-то любит.
Счастье «нового» человека в образах Лопухова, Кирсанова и Рахметова Большинству читателей они должны были показаться необыкновенными, героическими личностями. От этой ошибки предостерегает Чернышевский, объясняя «требования художественности», по которым «надобно.
Сочинение на тему «Образ Гобсека» Повесть «Гобсек» занимает Особое место среди других произведений Оноре Бальзака. Это один из величайших произведений писателя. Центральный образ произведения —.
Сочинение на тему Образ XX столетия в мировой лирике XX столетие. Вот-вот оно распрощается с нами, навсегда отойдет в прошлое, станет историей. Каким оно было? Каким останется в воспоминаниях.
Сочинение на тему — Мой образ родной земли Для кого-то — это улица, где прошло детство, для кого-то — большой двор, где по вечерам звучала гитара и мелодичный.
Сочинение на тему образ Родины в творчестве В. Симоненко В шестидесятые года ХХ столетия в литературу приходит плеяда талантливых поэтов — И. Драч, Л. Костенко, Д. Павленко, Б. Олейник.
Сочинение на тему Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Сочинение по русскому языку для 10 класса Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
Источники:
https://ege-essay.ru/chackij-obraz-novogo-cheloveka/
https://ege-russian.ru/sochinenie-na-temu-chackij-obraz-novogo-cheloveka/
https://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=53&bookid=147