Сочный яркий образный язык комедии. “Недоросль”: классицизм и реализм в произведении
Черты классицизма и реализма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
1. Вступление. Классицизм как художественный метод. Стиль комедии Фонвизина.
2. Основная часть. Принципы классицизма и отступления от них в «Недоросле». Реалистические элементы в комедии.
? Гражданская тематика произведения.
? Сохранение Фонвизиным принципа трех единств.
? Традиционные амплуа героев и отступления драматурга от принятой традиции.
? Функция внесценических персонажей.
? Принцип единства характеров в обрисовке положительных героев.
? Многогранность отрицательных образов.
? Изображение характера в типических обстоятельствах.
? Принцип «говорящих» фамилий в комедии Фонвизина.
? Отражение в речи героев их личностных особенностей и жизненных обстоятельств.
3. Заключение. Синтез элементов классицизма и реализма в комедии Фонвизина.
Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно-композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие» и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных, однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа» персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Своим идеальным образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Попробуем рассмотреть это вопрос более подробно.
О классицизме напоминает нам сама тематика комедии. В ней Д.И. Фонвизин касается многих важнейших социальных проблем. Изображая быт и нравы семейства Простаковых, драматург блестяще иллюстрирует тему российского воспитания и образования, затрагивает проблему крепостного права, политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство, столь распространенные в российской помещичьей среде. По замечанию В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…»[11 – Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. – В кн.: В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1983, с. 110.]. Комедия «Недоросль» явилась блестящей и острой сатирой на пороки современного ему общества.
Далее отметим, что в комедии «Недоросль» сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге – взаимоотношениях Софьи с претендентами на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым и Митрофаном). Однако у Фонвизина намечена и другая линия: в пьесе ощутимо звучит мотив противостояния передовых, просвещенных людей своего времени и невежественных, «злонравных» помещиков. Конфликт в «Недоросле» разрешается вполне в традиционном духе: «порок наказан» и «добродетель торжествует». В финале пьесы Софья остается с Милоном, планы госпожи Простаковой и ее брата терпят полный крах, по правительственному указу дом и деревни Простаковых отдают в опеку Правдину, государственному чиновнику, присланному в округ для надзора за порядком, Митрофана же собираются отправить на службу.
Система персонажей комедии отчасти сопряжена с системой персонажей классицистической семейно-бытовой комедии с любовным треугольником, где легко просматриваются амплуа героев: «благородный герой» – «любовник», «героиня», «второй любовник», «субретка» (служанка, помощница), «благородный обманутый отец»[12 – Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, с. 84.]. В комедии «Недоросль» такой героиней является Софья, «благородным любовником» – Милон, роль второго любовника отведена, вероятно, – Митрофану. Но у Фонвизина появляется еще и третий потенциальный жених – Скотинин, брат госпожи Простаковой. Однако этим персонажем, как и Митрофаном, владеет не любовь, а лишь корыстный расчет. И неоперившегося недоросля, и умудренного определенным опытом дядюшку привлекает состояние Софьи. Также мы не видим в пьесе «благородного обманутого отца» (героиня является сиротой). Отчасти функцию эту выполняет Стародум, родственник Софьи. Однако мотив обмана здесь не присутствует: сердечные предпочтения героини и намерения ее дядюшки чудесным образом совпадают.
Кроме того, анализируя систему персонажей комедии «Недоросль», нужно отметить, что внесценические персонажи (родители Софьи, граф Честан) расширяют жизненное пространство комедии, расширяют круг явлений и понятий, находящихся в поле зрения автора и читателей.
Для комедий классицизма характерна была однозначность в обрисовке характеров героев (у каждого одна доминирующая черта). Персонажи четко делились на положительных и отрицательных. Такое противостояние мы наблюдаем и в комедии Фонвизина. Стародум, Милон и Правдин противопоставлены в пьесе всему семейству Простаковых. Стоит отметить, определенный схематизм драматурга в обрисовке положительных героев пьесы. Так, Стародум, например, является в комедии героем-резонером, выражая взгляды самого автора. Этот персонаж замечает, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование также очень важно, однако оно не должно являться самоцелью. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».
Однако «отрицательные» герои у Фонвизина уже многогранны, он пытается избежать схематизма в обрисовке персонажей. Так, Митрофанушка в «Недоросле» не только невежествен, но и груб, труслив, злонравен. В финале он фактически отрекается от собственной матери, потерпевшей полную неудачу в своих намерениях. Госпожа Простакова бросается к сыну, пытаясь найти у него поддержку и утешение, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» В определенном смысле многогранен и характер самой помещицы. Госпожа Простакова изображена в пьесе в различных ипостасях: это и жестокая в своих отношениях с крепостными помещица, и властная жена, и мать, слепо любящая свое чадо.
Причем Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров. Из реплик матери Митрофана мы узнаем об условиях ее жизни в родительском доме, где детей ничему и никогда не учили, не прививали им никаких понятий о нравственности, добре и зле. В результате гражданский долг, честь, совесть, культура, милосердие – все эти понятия оказались чуждыми для всех членов семейства Простаковых. Пунктиром намечена и жизненная история Тараса Скотинина: некогда он служил в гвардии, затем вышел в отставку и стал жить в своей деревне. Драматург сделал попытку показать определяющую роль социальной среды в формировании характера героя, что является свойством реалистического стиля. Живописуя быт и нравы определенной среды, Фонвизин стремился показать своих персонажей в типических обстоятельствах. В комедии было так организовано чередование сцен, что смена их отражала типический распорядок дня помещичьего дома. Так, с утра госпожа Простакова бранит своего портного за сшитый им кафтан, затем она обсуждает с Еремеевной завтрак Митрофана, потом разговаривает с мужем и братом, представляя им пришедшего Правдина. Затем слуга приносит весть о приходе в деревню солдат, и это известие вносит переполох в тихое течение усадебной жизни. Таким образом, драматург стремился к максимально достоверному отражению действительности.
Персонажи комедий классицизма являлись обладателями «говорящих» фамилий. Принцип этот был реализован и в пьесе «Недоросль». Драматург наделяет своих персонажей именами и фамилиями, указывающими на их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», «оплошливый». Столь же красноречивы и фамилии других персонажей пьесы: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цыфиркин.
Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, в речи помещицы Простаковой часто встречаются грубые, бранные, оскорбительные выражения. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», – доверительно сообщает она Правдину. «Скот», «вор», «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» – таковы ее обращения к дворовым. Мужа она считает «уродом» и «рохлей». Ласковые, заискивающие интонации, передающие материнскую любовь, появляются у нее лишь при общении с сыном: «друг мой сердешный», «душенька». Речь Скотинина также ярко очерчивает круг его интересов: «Ну будь я свиной сын, если…», «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». Исследователи неоднократно отмечали, что уподобление героя животному – один из основных приемов создания сатирических персонажей. Этим приемом активно пользуется и Фонвизин в своей комедии, подчеркивая животное начало всех «отрицательных» героев «Недоросля». Символический характер обретает реплика Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». Речь учителей Митрофана также отражает их личность и жизненные обстоятельства. Так, недоучившийся семинарист Кутейкин часто использует в своей речи слова высокого стиля, церковнославянизмы: «трапеза», «персты», «притча во языцех». Отставной сержант Кутейкин своими репликами напоминает нам о военной службе: «Желаем вашему благородию здравствовать…». Немец Вральман, обучающий Митрофана французскому языку, также открывает нам в своих репликах следы своей бывшей «профессии» (ранее он был кучером у Стародума): «конь», «лошатки», «карета». Яркой и колоритной является речь Еремеевны, кормилицы Митрофана. В ее репликах присутствуют устойчивые обороты («дым столбом», «насилу ноги унесла»), повторы («венчаться, мой батюшка, венчаться»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («головушка», «братец»).
Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности, к многогранности образов. Драматург показывает зависимость характеров и поведение героев от среды, в которой они живут. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль».
Черты классицизма в комедии “Недоросль” Фонвизина (признаки классицизма и реализма)
Черты и признаки классицизма в комедии “Недоросль” Фонвизина
“В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм, правила и образцы которого . установил окончательно Сумароков. Фонвизин, воспитанный как писатель в кругу учеников Сумарокова, и свою комедию построил в значительной мере по образцам классической традиции.
Внешнее ее построение следует правилам, закрепленным практикой дворянского классицизма Франции и России. Так, например, в “Недоросле” выдержаны обязательные “единства”, предписанные правилами классической комедии; все действие пьесы протекает в течение одних суток (“единство времени”) и в одном и том же месте (“единство места”); выдержано и “единство действия”, то есть все действие пьесы сосредоточено вокруг одного центрального момента – замужества Софьи.
Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица.
Так, Скотинин – скотоподобен и скотолюбив; Простаков – прост, глуп; его жена – сестра Скотинина, то есть сама урожденная Скотинина; Правдин – стоит за правду; Милон – милый молодой человек; Стародум держится старины, старинных дворянских добродетелей; Вральман – лгун, обманывающий своих хозяев; Цыфиркин – обучает цифрам; Кутейкин – попович и семинарист (эта фамилия – также “значащая”, потому что людей “духовного” звания в XVIII веке презрительно называли “кутейниками”. “Кутья” – это особое кушанье, каша с изюмом, которую приносили в церковь при поминках и которой угощали при поминальных обедах и на Рождество).
Наконец, даже имена Софьи и Митрофана имеют свой смысл: по-гречески София – “мудрость” (Софья – разумная девушка), а Митрофан – “похожий на свою мать” (Митрофан с матушку пошел).
Однако далеко не все в комедии Фонвизина согласовано с классическими правилами. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить, и только смехом, “издевкой”, исправлять нравы.
В этом отношении Фонвизин, нарушая традиции классицизма, воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии.
Введение в комедию серьезного элемента в лице идеальных героев, умилительные картины добродетели, беспощадная борьба с ее пороком; введение в комедию “резонеров”, положительных лиц, проповедующих со сцены от лица автора, – все это было взято Фонвизиным из буржуазной драмы Запада, в частности Франции.
. политическая активность буржуазной драмы привлекала Фонвизина; социальную агитационность западно-европейской драмы он перенес в свою комедию, так же как и отдельные элементы реалистического искусства.”
Д. Д. Благой о реализме в “Недоросле”:
“Самый смех комедии “Недоросль”. не та. колючая и веселая насмешливость умного человека.
Небывалая у нас дотоле художественная прозорливость, “потрясающая очевидность”, с какой предстает в “Недоросле” крепостническая действительность, и делают эту комедию Фонвизина первым по времени реалистическим произведением нашей драматургии.”
(Д. Д. Благой, статья “Д. И. Фонвизин”)
“Литературная энциклопедия” о чертах классицизма и реализма в “Недоросле”:
Фонвизин дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Фонвизин вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин). “
(А. Кокорев, статья “Фонвизин”, “Литературная энциклопедия в 11 томах”, том 11, 1939 г.)
Ключевые слова. Классицизм, реализм, комедия, сатира, «Послание», «Лисица-казнодей», «Бригадир», «Недоросль», проблема крепостничества
Классицизм, реализм, комедия, сатира, «Послание», «Лисица-казнодей», «Бригадир», «Недоросль», проблема крепостничества, литература Просвещения
С национальными сатирическими традициями, кругом идей и образов, нашедших выражение в журнальной прозе Новикова, преемственно связано творчество крупнейшего русского комедиографа XVIII века — Дениса Ивановича Фонвизина. Литературная деятельность его началась как деятельность переводчика.
«Послание» — своеобразный диалог барина с каждым из трёх слуг. Написан каждый диалог как сатирическая сцена. В ответах слуг раскрываются их характеры и разные стороны русской действительности. Сами вопросы отразили дух философских исканий эпохи Просвещения, когда подвергались недоверию религиозные догматы, утверждавшие разумность созданного богом мира. Религия не давала права на сомнение.
Новаторство и смелость Фонвизина проявились и в том, что он за ответом на философские по своей сути вопросы обращается к слугам, нарушив жанровый этикет (послания адресовались людям своего круга). Безропотно воспринимает жизнь лишь старый слуга, седой Шумилин, «дядька» молодого барина. Зачем он создан и живёт, Шумилин не знает, но убеждён, что слугам век надо работать, а существующие порядки должны остаться незыблемыми; как-то оценивать их он и не может, и не хочет. Кучер и конюх Ванька весьма наблюдателен, умён. В резко сатирическом облике рисуется им свет, где господствуют обман, корыстолюбие, власть денег. Особенно достаётся от Ваньки попам, обманывающим народ:
Смиренны пастыри душ наших и сердец
Изволят собирать оброк с своих овец .
За деньги самого всевышнего творца
Готовы обмануть и пастырь и овца.
Художественным достоинством сатиры является то, что Фонвизин создает образы-характеры слуг и барина; и это не только социально обусловленные, но и отличные друг от друга, индивидуализированные образы. В его послании встают три разных человека, с различным жизненным опытом, различным подходом к жизни. Фонвизин же разрушает каноны жанра, допускает смешение. Сатирический охват явлений русской действительности очень широк в этом небольшом произведении.
«Лисица-казнодей» (казнодей — проповедник) – это басня, резкий выпад сатирика против подхалимства. С просветительских позиций Фонвизин обличает социальные и нравственные устои русской действительности той поры. Символом подлейшей лжи, подхалимства стал центральный образ — Лисицы, которая на похоронах Льва произносит пышную надгробную речь, в которой расхваливает Льва. Фонвизин создал широкое типическое обобщение монарха-тирана и льстеца. Сатирик пародирует речи на светских торжественных приёмах, похвальные оды той поры. Таким образом, Фонвизин стоит у истоков жанра политической басни.
Комедия «Бригадир» (1769) — новое слово в русском комедийном искусстве. По жанру это первая русская национально-бытовая комедия; в ней отразилась борьба передовых русских людей XVIII в. за национальную самобытность русской культуры. Фонвизин жестоко высмеял раболепство современного ему дворянского общества перед французской, цивилизацией. В комедии автор поставил перед собой большую общественно-воспитательную цель — «исправлять и разумы, и нравы».
Художественное новаторство пьесы начинается с первой сцены. Первая же ремарка весьма значительна: она не только вводит зрителя-читателя в обстановку дворянской русской усадьбы, но обозначает, намечает характеры героев: сын бригадира «кобеняся, пьет чай», а советница «жеманяся, чай разливает» [67. Т. 1. С. 47]. Автор оговаривает не только жесты и мимику своих персонажей, давая тем самым прямые указания актёрам, но и то, как одеты герои: Иван и Советница — в дезабилье (то есть модном французском домашнем платье), Бригадир — в сюртуке, Советник — в казакине. Дофонвизинская драматургия на декорации и костюмы внимания не обращала.
В комедии Фонвизина нет общепринятой для драматургии того времени экспозиции, характеры и взаимоотношения персонажей раскрываются прямо в драматургическом действии, начинающимся энергично, живо.
Драматург использует речевые характеристики для создания индивидуализированного портрета героя. Смех в «Бригадире»— основная обличительная сила. Однако отрицательные персонажи наделены человеческими чувствами, что было новаторским в русской драматургии того времени. Сильны в пьесе просветительские идеи автора, его критическое отношение к порокам общества, комедия призывала к пересмотру системы воспитания, показывая необходимость реформ в армии, судопроизводстве. Комизм не самодовлеет в пьесе. Разворачивающиеся события приводят к весьма серьёзным выводам — о значимости воспитания в общественной жизни.
«Недоросль» (1782) — вершина творчества Фонвизина, первая русская реалистическая комедия, до сих пор остаётся в репертуаре театров. Новаторство автора в том, он создал первую общественно политическую комедию в русской литературе. В этой пьесе Фонвизин сумел превратить усадьбу помещиков в общественную трибуну, осудил дворянство за его пороки, с сарказмом изобразил «злонравия достойные плоды».
Проблемы крепостного права, воспитания, формы государственной власти, воспитания являются основными в пьесе. Тунеядство, нравственное уродство, невежество Скотининых и Простаковых — следствие неограниченной власти помещиков над крепостными. Ни на минуту драматург не даёт нам забыть, что действие происходит в русской деревне при крепостном праве, где основной закон — право силы, верховное божество — деньги. Великовозрастное дитя, Митрофан взлелеян своей маменькой, которая воспитала воистину себе подобного. Его нравственный уровень очень низок, проявляется он наиболее всего в четвёртом явлении первого действия и в заключительном явлении пьесы.
Простакова — жестокая крепостница, ханжа, хитрая особа, грубая, жадная помещица. Если Простакова ласкова только с сыном, то он груб со всеми, даже с матерью. Образ Простаковой соединяет в себе и комическое, и драматическое начала, что было нарушением канонов классицизма. Зрителям смешон Скотинин, но ведь он — хозяин усадьбы, где десятки, а то и сотни крепостных людей полностью подчинены его воле, а это уже страшно. Показ бесконтрольной власти помещиков как основной причины народных бедствий и нравственного разложения дворянства является совершенно новым у Фонвизина. Драматург вводит образ Правдина, действующего от имени правительства по пресечению самоуправства зарвавшихся дворян-крепостников. Действия Правдина — пожелание Фонвизина правительству.
Кроме изображения разлагающего влияния крепостничества, Фонвизин показал и растлевающую власть денег на помещиков. Скаредная, скупая Простакова поучает сына: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Образы Простаковых, Скотинина позволили Фонвизину воспроизвести в пьесе тип русского помещика. Вместе с этим он вскрыл семейные отношения в дворянской среде. Честь, совесть, родство — понятия, теряющие смысл для Скотининых и Простаковых. Всё исковеркано: тиран-жена полностью поработила своего мужа. Но где нет уважения, там человек обречён на одиночество, что и стало с Простаковой, которую не спасла её животная любовь к сыну. Заботы о Митрофанушке для Простаковой ограничиваются его здоровьем, будущим материальным положением; а то, что она пытается учить его чему-то, — и дань моде, и необходимость: без этого Митрофанушке труднее выбиться «в люди».
Такие любовь и воспитание приносят соответствующие плоды: сын презирает мать, и тут горе Простаковой настоящее: оно вызывает сочувствие у Софьи, Правдина, Стародума, только не у её «друга сердечного, Митрофанушки». Так волчьи нравы рождают подлость и низость души. Митрофан нисколько не тужит, что ему придётся служить, срабатывает инстинкт: силе надо покоряться.
Слуги Простаковых наделены большей авторской симпатией. Еремеевна искалечена рабством, но имеет преданное, любящее сердце, трогают её слезы в ответ на несправедливые упрёки Простаковой. Достоин уважения отставной солдат Цифиркин, честно служивший отечеству, сохранивший прямоту, чувство собственного достоинства.
Драматург привнёс в комедию черты «серьёзного жанра», вводя образы носителей добродетелей: Стародума, Правдина. Усложнил он и традиционные положительные образы влюблённых — Софьи и Милона. Положительным персонажам доверены мысли и чувства самого автора. Что мог Фонвизин противопоставить общественным порокам? Перу в добрые начала души человека, доброе и разумное воспитание, надежду на силу совести.
В своей статье о «Недоросле» В.И.Глухов пишет, что давно прошло то время, когда комедия считалась достаточно хорошо изученной, ибо в ней «с течением времени обнаруживается немало такого, что прежде не замечалось и оставалось неосознанным» [134. С. 19]. Наибольшие споры по сей день вызывает проблема художественного метода комедии. В решении этой проблемы много противоречий.
Так, Д.Д.Благой говорит, что Фонвизин сочетал элементы классицизма с обличительно-реалистической линией и создал «народную комедию, которая стала первым замечательным образцом русского критического реализма» [100. С. 366—367].
Л.И.Кулакова рассматривает «Недоросль» как «первую русскую реалистическую комедию», подчёркивая, что Фонвизин становится в начале нового этапа развития русской литературы [210. С. 89, 106].
Г.В.Москвичёва трактует творчество Фонвизина как автора позднего классицизма [247. С. 8, 127].
Причину такого разнобоя в определении художественного метода «Недоросля» В.И.Глухов видит в их односторонности, в том, что исследователи не учитывали всех «историко-литературных обстоятельств» и «всего реального идейно-художественного своеобразия и сложности фонвизинской комедии» [134. С. 20]. В.И.Глухов считает, что эта комедия — произведение раннего русского реализма, который, возникая в последней трети XVIII века, опирается на существующие литературные традиции и обращается к изобразительным средствам, ранее найденным другими направлениями, но обновляет их, подчиняя своему творческому заданию [134. С. 21, 23].
Н.В.Гоголь справедливо поставил в один ряд «Недоросля» и «Горе от ума», назвав их «истинно общественными комедиями» и считая прямой предшественницей грибоедовской комедии пьесу Фонвизина. В драматургическом творчестве Фонвизина начал складываться русский реализм. В этом — новаторство и своеобразие художественного метода Фонвизина-драматурга. Начало формирования критического реализма в русской литературе видит в «Недорослее» Фонвизина и В.И.Фёдоров [333. С. 211].
Таким образом, не классицизм и не синтез классицизма с реалистическими тенденциями есть художественный метод комедии «Недоросль», а ранний русский реализм эпохи Просвещения, предшествующий реализму XIX века — критическому.
Фонвизин выступил основоположником и нового, зарождающегося художественного метода — реализма, и нового комедийного жанра — общественно-политической комедии.
Историческое значение Фонвизина определил А.С.Пушкин, назвав его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы».
Источники:
https://www.megashpora.ru/sochinenie/fonvizin_denis_ivanovich/nedorosl/cherty_klassicizma_i_realizma_v_komedii_d_i_fonvizina_nedorosl/
https://www.literaturus.ru/2016/06/klassicizm-komedija-nedorosl-fonvizin.html
https://studopedia.ru/11_194493_klyuchevie-slova.html