7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержательный анализ темные аллеи. Анализ сборника рассказов Бунина «Темные аллеи

Анализ рассказа Темные аллеи Бунина 9 класс

Рассказ «Темные аллеи» из одноименного цикла И. А. Бунина — это одна из его многочисленных историй о любви. Портреты главных героев складываются из элементов их внешнего описания. Благодаря таким деталям Бунин подчеркивает их связь с прошлой жизнью. Через них автор умело представляет на суд читателю те события, которые происходили около тридцати пяти лет назад. Надежда «тоже еще красива», Николай Алексеевич имел «красивое удлиненное лицо с темными глазами». Все это подтверждает их былую привлекательность, которая с годами сохранилась.

Дальнейшее знакомство с героями раскрывает более важные факты, необходимые для понимания основной мысли рассказа. Это причина, из-за которой влюбленные когда-то расстались.

Короткая встреча дает понять, что молодые люди были во власти любви и страсти. Об этом в открытую утверждает Надежда, которая так и не смогла простить мужчину, покинувшего ее. Положение, которое главные герои занимали в обществе, их социальное неравенство стало причиной расставания («Ведь при господах выросла»). Он, как представитель высшего света, не мог поступить иначе. Подобные предрассудки оказались выше настоящих чувств.

В этом произведении И. А. Бунин остается предан своим взглядам на любовь, которая со временем приводит либо к привязанности, привычке, либо заканчивается в силу каких-либо обстоятельств, зачастую трагедией. Однако автор в очередной раз доказал, что настоящая любовь — это неискоренимое чувство. На примере отношений со стороны Надежды, которая не скрывает, что продолжает любить Николая, он говорит о чистых, верных чувствах, сохраненных на всю жизнь. Поведение мужчины также говорит о том, что он остался неравнодушен. Но из-за предательства совесть его мучает, поэтому он стремится покинуть постоялый двор как можно быстрее, где теперь она была не прислугой, а хозяйкой.

Несомненным спутником героев в рассказе является природа. Дождливая погода будто сопровождает военного на пути в гостиницу, предвещая душевные переживания после долгой разлуки, бурю эмоций. Представитель светской моды на фоне «размытой дороги» осеннего ненастного дня не выглядит довольным. На обратном пути «лошади ровно шлепали по лужам». Погода осталась неизменной, она будто разделяла его печаль, стыд, сожаление.

Композиция рассказа прозрачна, представляет понятную последовательность действий. Изображение главного героя в начале и конце произведения тесно связано с образом русской дороги, которая не просто приводит его к воспоминаниям о прошлом, но обращает внимание на внутренний мир, в котором нашлось место для предательства и лжи. После момента раскаяния он вновь едет по той же дороге.

Любовь в рассказе Бунина играет большую роль. Она показала сущность каждого героя, помогла увидеть ошибки, которые, возможно, помогут измениться в лучшую сторону.

Анализ рассказа Темные аллеи Бунина сочинение

«Темные аллеи» — сборник рассказов Ивана Александровича Бунина, объединенных самым загадочным и светлым чувством – любовью. Бунинская любовь – это мимолетная страсть, которая как вспышка разгорается и гаснет. Ни одно произведение, включенное в сборник, не имеет счастливого финала. Счастье героев длится не долго, он быстро сгорает, оставляя душевную пустоту.

«Темные аллеи» — небольшой рассказ, открывающий сборник. В его сюжете лежит встреча двух пожилых людей, когда-то любивших друг друга. Старик-военный по пути своего следования останавливается отдохнуть на постоялом дворе. В хозяйке гостиницы он с робостью узнает бывшую возлюбленную Надежду. Получив вольную, она открыла постоялый двор. Надежда никогда была замужем, пронеся свою любовь к Николаю Алексеевичу через всю жизнь. Старику-военному становится стыдно за то, что когда-то он оставил ее. В качестве оправдания за свой поступок, он говорит, что не был счастлив в жизни. Женился Николай Алексеевич по большой любви, но жена оскорбительно ушла от него, а сын вырос повесой без стыда и совести.

Николай Алексеевич думает, что Надежда давно простила его. Но из слов героини становится ясно, что это не так. Надежда продолжает любить уже достаточно не молодого военного, но простить предательство женщина не может. Уезжая с постоялого двора, Николай Алексеевич думает о том, как прошла его жизнь, если бы он женился на Надежде. Самые счастливые и волшебные мгновения провел он рядом с ней. Но даже спустя годы социальное неравенство становится для пожилого человека непреодолимой преградой в любви. И он, качая головой, гонит от себя эти мысли.

Структура произведения состоит из трех основных частей. В первой части описывается мрачная сырая погода, она становится предвестником печального развития последующего сюжета. Во второй части читатель узнает подробности любви Надежды и Николая Алексеевича. Их любовь становится мимолетным счастьем для обоих. Они вспоминают о ней как о самом лучшем, что произошло в жизни. Заключительная часть отражает чувства пожилого военного, и становится понятно, что даже года не могут стереть социального неравенства между ним и Надеждой.

Читать еще:  Занятие в старшей группе бакшеев голубая весна. Сочинение-описание по картине В.Н

Основной темой рассказа является сравнение полноты чувств двух главных героев. Женщина проносит свою любовь через года, она не угасает в сердце Надежды. И этим высоким чувством хочется восхищаться. В то же время старик-военный заключен в рамки условностей, которые становятся непреодолимой преградой для счастья.

Вариант 3

Кастовые различия всегда существовали в обществе. В Индии до сих пор многие ориентируются на кастовую систему. В России раньше был специальный табель о рангах, который разграничивал социальный статус людей, были крепостные и были владельцы деревень и людей.

Трудно однозначно сказать о преимуществах или недостатках подобной системы. Бунин пишет совсем не об этом, он пишет о людях, которые являются яркими представителями этой системы, яркими штрихами в рассказе Темные аллеи он описывает противоречивость представителей так называемого высшего и низшего света.

С одной стороны перед нами военный Николай Алексеевич, с другой дворовая девка Надежда, которая со временем, как говорится, выбилась в люди, стала владелицей собственной гостиницы. Они любили друг друга в молодости, если следовать фактам указанным автором, то, тогда Надежде было около 18 лет, Николаю Алексеевичу около 30. Они снова встречаются спустя 30 лет, военный оказывается проездом в гостинице Надежды.

Узнав друг друга, вспоминают молодость. Оказывается Надежда до сих пор любит этого человека и никогда не была замужем. Она рассказывает о собственных душевных страданиях, крепком чувстве.

Бунин подчеркивает простоту ее речи и восприятия мира: «читал стихи про какие-то темные аллеи», но также указывает и не глубокую, народную мудрость: «молодость у всех проходит, а любовь – другое дело». Надежда проста и искренна.

В Николае Алексеевиче в свою очередь угадываются черты пресыщенного интеллигента, часто характеризуя различные жизненные ситуации, он произносит «пошло». Для него все «пошло» и обыденно, бытие – бренный феномен, который исчезает «как вода протекшая». Тем не менее, факт остается фактом, именно он сбежал и бросил Надю в молодости.

Более того, как читатель узнает из завершения рассказа, главный герой не мог представить себе именно то, как эта простая девка будет хозяйкой его петербургского дома, его супругой. Наверно, для него подобное тоже выглядит пошло. Только вот на фоне этой «пошлости» контрастирует фигура Надежды, которая отдала ему лучшие годы, всю красоту и осталась преданной до полувека и, пожалуй, продолжит его любить (безответно любить и без корысти) до скончания века своего.

Эти факты заставляют читателя усомниться в благородстве главного героя. Конечно, увлечения юности, разные социальные классы – многое следует понять. История действительно проста и банальна, но за ней есть подлинные и настоящие чувства, отдельная судьба.

Когда они расстаются (тепло и ласково), Надежда смотрит в окно, так проявляется ее преданность, которая не поменяется, а Николай Алексеевич вспоминает те самые стихи: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи. ». Он ценит красоту стихов и может декламировать красивые рифмы, но почему-то не способен воспринять красоту этой преданной любви.

Анализ 4

Бунин отлично пишет о любви, он описывает довольно простые и даже немного банальные ситуации, но через эти простые ситуации позволяет поразмыслить о любви. В рассказе Темные аллеи он описывает историю об упущенной любви, весь рассказ пронизан ностальгическим и печальным настроением.

Довольно ярко описывается придорожная гостиница, которая отличается чистотой, уютностью и комфортом. Также колоритно описывается хозяйка этой гостиницы – женщина стойкая и мудрая. Во всем прослеживается ее сдержанность и искренность, при этом, если мы можем где-то употребить такой эпитет как «святая женщина», то тут он является вполне актуальным.

Тем не менее, следует сказать обо всем по порядку. История начинается с того как гостиницу посещает видный военный, он узнает в хозяйке горничную, которую любил когда-то давно. Отношения завершились фактически его бегством и началом новой семьи с женщиной, которая более соответствовала ему по статусу.

Хозяйка гостиницы сетует на завершение отношений. Как потом выясняется она не завела новую семью и оставалась верной своей первой любви. Николай Алексеевич восхищается этому факту и поначалу не совсем верит, но затем убеждается в этом.

У главной героини характерное имя – Надежда. Она всегда хранила надежду в сердце, но для того чтобы как-то справиться с действительностью, пускала собственную любовь в другое русло. Она преобразовала чувство в трудолюбие и в итоге смогла из крепостной сделаться довольно состоятельной женщиной, которая имеет высокий достаток и пользуется почетом и уважением.

Оба героя понимают трагичность ситуации. Казалось бы, им следовало остаться в объятьях друг друга и начать новые отношения, так сказать, на слоне лет. Возможно из этого получалось бы какое-то счастье.

Тем не менее, главная героиня не может простить предательство и хранит разочарование в душе до сих пор. Надежда не хранит злобы и ведет себя довольно порядочно, не срывается на своего возлюбленного, в какой-то степени продолжает оставаться ему верной и не портит встречу.

Главный герой понимает как упустил собственное счастье и променял радости большого города и социальный комфорт на подлинную любовь.

Читать еще:  Алексей толстой князь михайло репнин. Алексей ТолстойКнязь Серебряный (сборник)

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Темные аллеи

Популярные сегодня темы

Каждый город имеет свою историю и свои достопримечательности. Каждый город красив по-своему. Я хочу рассказать про свой любимый город. И название этого города Магнитогорск.

Главный герой произведения – Иван Жилин. Жилин – боевой офицер, находящийся в месте разгара военных действий на Кавказе

Роман Л. Н. Толстого «война и мир» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Роман насыщен разными сюжетными линиями и не может никого оставить равнодушным. Автору очень хорошо удалось раскрыть и передать разные образы

В настоящее время, окружающая среда нуждается в защите, ведь многие виды растений исчезают, целые популяции редких животных находятся на грани вымирания. Экологическая ситуация по всей планете достигла критической точки.

Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки. Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.

Темные аллеи анализ рассказа

Анализ рассказа Темные аллеи Бунина

1. Введение. Цикл И. А. Бунина «Темные аллеи» часто называют «энциклопедией любви». Тридцать восемь рассказов, входящих в цикл, объединяет это великое чувство. «Темные аллеи» стали самым значительным событием в позднем творчестве знаменитого русского писателя.

2. История создания. Рассказы, входящие в цикл «Темные аллеи», Бунин писал с 1937 по 1949 гг. Работать было непросто. 70-летний писатель жил во Франции, когда ее оккупировали немецкие войска. Создавая свой «храм любви», Бунин старался огородить себя от злобы и ненависти, которые постепенно окутывали весь мир.

3. Смысл названия. Сборник открывается одноименным рассказом, название которого сразу же задает настроение всего цикла. «Темные аллеи» символизируют собой самые глубокие тайники человеческой души, в которых зарождается и никогда не умирает любовь.

Ночные прогулки влюбленных по аллеям упоминаются и других рассказах цикла («Натали», «Качели»). Бунин вспоминал, что идея первого рассказа возникла у него при чтении стихотворения Огарева. Строки из него всплывают в памяти главного героя: «стояли темных лип аллеи. «

4. Род и жанр. Цикл коротких рассказов о любви.

5. Основная тема сборника — любовь, проявляющаяся в виде внезапной вспышки всепоглощающей страсти. Между главными героями рассказов не устанавливается долгих отношений. Чаще всего любовь приходит к ним всего лишь на одну ночь. В этом заключается огромный трагизм всех историй. Влюбленные разлучаются по-разному: по требованию родителей («Руся»), из-за неизбежного возвращения к семейной жизни («Визитные карточки»), из-за различного социального положения («Степа»).

Иногда гибельная страсть приводит к смерти. В рассказе «Кавказ» кончает жизнь самоубийством обманутый муж. Очень трагична смерть главного героя в рассказе «Зойка и Валерия». Целый ряд рассказов посвящен любви между дворянином и простой крестьянской девушкой. С одной стороны, представителю высшего класса было очень просто добиться благосклонности от благоговеющей перед ним крестьянки. Но на какое-то время социальные преграды действительно рушились перед великим чувством. Неизбежная разлука отзывалась огромной болью в сердцах влюбленных.

6. Проблематика. Основная проблема цикла — мимолетность настоящей любви. Она напоминает яркую вспышку, которая буквально ослепляет влюбленного человека и навсегда остается для него самым памятным событием в жизни. Отсюда вытекает другая проблема — за краткий миг блаженства неизбежно последует расплата. Она может принять любую форму. Но влюбленные никогда не жалеют о том, что поддались зову сердца.

Повзрослев и набравшись жизненного опыта, они все равно в мечтах возвращаются в прошлое. Эта проблема поставлена в первом рассказе. Главный герой спустя тридцать лет встречается с женщиной-крестьянкой, которую когда-то жестоко обманул. Его поражает, что она долгие годы хранила верность, но до сих пор не простила ему обиды. Воспоминания о былой любви чрезвычайно взволновали человека, который уже приближается к старости. Попрощавшись с женщиной, он долго не может прийти в себя, размышляя о другом направлении своего жизненного пути.

Бунин затрагивает и проблему насильственной любви, как крайнего проявления необузданного желания. Один из самых трагичных рассказов — «Дурочка». Семинарист, совративший кухарку и наживший от нее уродливого ребенка, стыдится своего поступка. Но расплачиваться за него приходится беззащитной женщине. Любовь справедливо называют самым сильным человеческим чувством.

Большое количество самоубийств происходит под влиянием неразделенной любви. Причем толкнуть человека на роковой шаг может не только явная измена, а какой-нибудь незначительный для окружающих повод. В рассказе «Галя Ганская» главный герой всего лишь сказал женщине, что ненадолго уедет в Италию. Это был достаточный повод для Гали, чтобы принять яд.

7. Герои. Главными героями цикла являются просто влюбленные люди. Иногда повествование ведется от первого лица. Из наиболее ярких психологических образов можно выделить Марусю («Руся»), Натали и Соню («Натали»), Полю («Мадрид»). Бунин вообще больше внимания уделяет именно женским персонажам.

8. Сюжет и композиция. В цикле рассказов «Темные аллеи» нет общего сюжета. Сборник делятся на три части. Рассказы расположены в хронологическом порядке их написания: I часть — 1937-1938 гг., II часть — 1940-1941 гг., III часть — 1943-1949 гг.

9. Чему учит автор? Бунина часто обвиняют в излишнем эротизме цикла «Темные аллеи». Нескромные описания — стремление показать любовь такой, какая она есть в действительности. В этом заключается огромная жизненная правда Бунина. Он прямо говорит о том, что за всеми возвышенными словами прячется удовлетворение плотского желания, что является главной целью любовных отношений. Кому-то это действительно может показаться слишком грубым и прямолинейным взглядом. Но от этого никуда не деться. Бунин доказывает, что только любовь является главным двигателем человеческой жизни. Любить и быть любимым — естественное желание любого человека.

Читать еще:  Финно угорские племена место расселения. Финно-угорская традиционная кухня в России

Анализ сборника произведений «Темные аллеи» (Бунин И. А.)

Рассказы из сборника различны в жанровом отношении, по структуре, объёму, характеру персонажей. Объединяет их одна тема: тема любви. Сочиняя книгу о самом индивидуальном человеческом чувстве, Бунин словно противопоставляет его массовому безумию второй мировой войны, так как рассказы написаны в оккупированной Франции, во время второй мировой войны, о русской жизни, которая давно исчезла и осталась лишь в памяти писателя.

Автор пишет не просто о любви, а о любви особой, о единстве духовного и плотского чувств, часто не знающих морали и обязанности, не думающих о будущем, где есть лишь встреча и нечто непостижимое, то, что сам Бунин определил как «легкое дыхание» или «солнечный удар».

Он пытается постичь тайну женской души, продолжает традицию коллизии любви земной и любви небесной, и пытается их соединить. Также, он показал, что происходит с нами, когда мы думаем, что бросив нашу первую любовь, получим нечто большее, но нет, нас может ожидать лишь большее разочарование. Но ведь всякая любовь-есть счастье. Именно об этом и повествует автор в своих рассказах. Рассмотрим несколько из них.

Рассказ «Чистый понедельник». Автор не дает главным героям имен, называет их лишь «он» и «она». Их любовь была далеко не платонической, их связывал духовный мир. Мужчину тянуло к ней, он ее любил, не только за ее ум, но и за таинственность, недоступность, начитанность и собственного взгляда на мир.

Влекло его к ней не только телом, но и душой. Она была всегда сдержана, молчалива, все подарки от него принимала небрежно и рассеяно, о будущем ничего не говорила. Ей было не важно его материальное благосостояние, не нужны были ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом. Однако, после длительных ухаживаний, у них случилась близость, но не все так просто. На следующий день после этого она уехала, а через 2 недели он получил письмо, где она прощается и просит больше не писать и не продлевать их муки от разлуки. Мужчина исполняет ее просьбу, но начинает пропадать по кабакам, постепенно теряя человеческий облик, после чего долго и безнадежно приходит в себя.

Но, автор не даром в своем рассказе упомянул ту мелочь, что она сказала, дабы хочет уйти в монастырь, а мужчина не воспринял это всерьез, скорее потому, что был ослеплен любовью. Кроме этого, стоит заметить, что Москва описывается как «Столица Святой Руси» и Москва начала 20 века в конкретных реалиях: Красные ворота, рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр», «Стрельна», Трактир Егорова, Охотный ряд, Художественный театр. Описание обстановки и атмосферы играет очень важную роль в рассказе, это все погружает нас в мир праздника, изобилия, веселья и приглушенного света.

Теперь рассмотрим рассказ «Натали». Здесь мы можем заметить парадоксальное изображение любви, «Восторг своей любви и погибели». Человеческие судьбы героев прихотливо сплетаются. Автор убежден в трагичности любви и кратковременности счастья, любовь не бывает долгой и счастливой, миром правит любовь и смерть. Устами главной героини Бунин объявляет: «Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» В рассказе очень хорошо показаны скитания молодых людей, их нерешительность, переживания, эмоции и чувства. Все отношения, которые автор рассказал в своем произведении, показывают, что сердцу не прикажешь, и даже когда Виталий намеревается просто развлечься, без всякий серьезных отношений, тут же возникают чувства, и причем не к одной, а сразу к двум девушкам. Тем самым, в неловкой ситуации оказываются все и боль испытывает каждый из них. Здесь хорошо описаны страдания от причиненной боли и и имеющихся чувств, которые сводят чуть ли не в могилу.

Далее рассказ Часовня. Сквозной сюжет всех темных аллей «любовь-смерть» свернут до двух детских реплик: «Когда очень влюблен, всегда стреляют в себя». Этот рассказ был написан самым первым из всего сборника, здесь нет любовных интриг, а скорее раскрывается смысл жизни человека. Также, автор пытается показать читателю контраст между добром и злом через взгляды и интересы детей, и контраст любви- страдание и страсть. Присутствует также философия жизни: то, что сочетается, оказывается несочетаемым. Поэтому автор и обращает внимание читателя на часовню, дабы заставить его поразмышлять о добре и зле, о свете и тьме.

В заключении, можно сказать, что Россия во всю историческую глубину оказывается у Бунина огромной территорией любви. Миром Темных аллей правит любовь и смерть. Разлука уже встроена в самую счастливую встречу. Для автора важна иррациональная сторона любви, ее непостижимая сущность, которая настигает героев как наваждение и предначертана судьбой.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bunin/analiz-rasskaza-bunina-temnye-allei-9-klass
http://ote4estvo.ru/sochineniya-po-buninu/174155-temnye-allei-analiz-rasskaza.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=29363

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector