3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сообщение на тему творчество а венецианова. Школьная энциклопедия

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Книги

Login Form

Алексей Венецианов и его школа

Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 23.03.2018 11:31 Просмотров: 1409

Творчество Венецианова способствовало интересу к национальному русскому пейзажу и народным образам.

Бытовой жанр в русской живописи начал формироваться в XVIII в., об этом вы можете прочитать здесь. В творчестве А. Венецианова этот жанр получил дальнейшее развитие.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов. Автопортрет (1811). Холст, масло. 67,5 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А.Г. Венецианов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из греческого рода Венециано. Будущий художник рано поступил на службу: сначала служил землемером при лесном департаменте, затем был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он начал самостоятельно заниматься живописью: копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей, в том числе своей матери. Затем некоторое время учился живописи у В. Боровиковского и даже жил в его доме в качестве ученика.

А. Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой, матери художника (1801). Холст, масло. 74 х 66 см. Государственный русский музей (Петербург)
Первоначально Венецианов работал в основном в портретном жанре. За написанный им портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками А. Венецианов получил звание академика.

А. Венецианов. Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками (1811). Холст, масло. 143,5 х 111 см. Государственный русский музей (Петербург)
Головачевский изображён в окружении трёх мальчиков. Каждый из них символизирует представителя живописи, скульптуры и архитектуры.
В центре композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Щедро раскрытая ладонь – символ дарования детям тайной премудрости знания. Головачевский слегка повернулся к будущему архитектору с большой папкой под мышкой и внимательно слушает его. Взгляд его полон живости, строгой доброты и сердечности.
Лица детей написаны с любовью, они одухотворены и полны внутренней чистотой, что сближает эту картину с портретами В. Тропинина.

А. Венецианов. Портрет М. А. Венециановой, жены художника (1810-е годы). Холст, масло. 67,5 х 52 см. Государственный русский музей (Петербург)
В 1819 г. Венецианов оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерями – Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии. С этого периода главной темой его творчества становится крестьянская тема.
А.Г. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки на лошадях по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Творчество А. Венецианова

Венециановым создана довольно большая портретная галерея его современников, в том числе выдающихся людей того времени: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея.

А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя. Литография 1834 г.

А. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина (1828). Холст, масло. Всеросийский музей А.С. Пушкина
Но наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» и многие другие картины уже почти 200 лет привлекают зрителей своей свежестью и искренностью. Главными героями картин художника стали его собственные крестьяне. Большую роль играли пейзаж и интерьер. Новаторство этих картин заключалось в умении художника передать особую атмосферу деревенской простоты и естественности, близость земле, на которой они жили и которую обрабатывали своими руками. Иногда Венецианова упрекали в том, что крестьяне на его картинах слишком нарядны, слишком идеализированы. Но так хотел видеть их сам художник, и такими показал их нам.

А. Венецианов «Гумно» (1823). Холст, масло. 66,5 × 80,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художник изображает гумно (место, где молотили зерно). Образы крестьян написаны с чувством уважения к их труду и искренней симпатией. Умело передана перспектива.
Эта картина стала началом большой работы над изображением русской деревни. Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.

А. Венецианов «Жнецы» (1825). Холст, масло. 66,7 х 52 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художника привлекла романтическая жизненная картина: мать и сын любуются бабочками, присевшими на руку жницы (их занятие мы узнаём по заголовку картины и по орудиям труда в их руках). Мальчик воспринимает мир радостно и по-детски доверчиво. Мать устала, но и она не осталась равнодушной к красоте. Идея картины очевидна: крестьяне тоже могут чувствовать прекрасное (у Карамзина – «и крестьянки любить умеют»).

Читать еще:  Влад топалов биография личная жизнь родители. Влад Топалов: биография, личная жизнь

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824). Дерево, масло. 27,5 х 36,5 см. Государственный русский музей (Петербург)
Спящий (или просто позирующий) пастушок изображён на фоне пространственного пейзажа. Венецианову удалось передать перспективу и единение природы и человека. Кроме мальчика, на картине мы видим девушку с коромыслом и фигурки рыбаков, и всё это показано в полной гармонии: и природа, и люди спокойны, умиротворены. Эта картины также стала новым словом в русской живописи – в то время на пленэре ещё не работали.

Другие виды работ художника

А. Венецианов также работал в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал иконы. Его кисти принадлежат иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

А. Венецианов «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института». Запрестольный образ для Собора всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя (Смольного собора) в Петербурге (1832-1835). Холст, масло. 489 × 249 см

Школа Венецианова

Вокруг Венецианова сложилась группа художников, которым был близок крестьянский жанр.
Художественная школа в Сафонково просуществовала 20 лет. За это время здесь прошли обучение более 70 художников, среди которых были Н. Крылов, А. Тыранов, К. Зеленцов, А. Алексеев, В. Аврорин, А. Мокрицкий, С. Зарянко, Г. Сорока, А. Венецианова и др.
Расскажем о двух из них.

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев), 1823-1864. Русский крепостной живописец.

Г. Сорока. Автопортрет
В 1842-1847 гг. он учился живописи в школе А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. После обучения Сороку пришлось отправить обратно к барину. Венецианов просил помещика Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого.
Молодой художник окончил жизнь самоубийством.

Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)

Александра Алексеевна Венецианова (1816-1882) – дочь Венецианова. Художница, представительница художественной школы Венецианова.

А. Венецианов. Портрет дочери в возрасте 13 лет
Александра писала портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы – в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Её искусство называли очень искренним, хотя и несколько наивным.
Она оставила книгу воспоминаний об отце: Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862 // Алексей Гаврилович Венецианов. Мир художника. Статьи, письма, современники о художнике / Составление, вступ. ст. и прим. А. В. Корниловой. Л., Искусство, 1980.

Александра Венецианова «Почтовая станция». Холст, масло. 57 x 62 см. Тверская областная картинная галерея

Школа Венецианова

Школа Венецианова, Венециановская школа [1] — круг художников, сложившихся вокруг Алексея Венецианова и работавших преимущественно в «крестьянском» жанре.

Содержание

История

В 1819 году Венецианов (1780—1847) оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой за 20 лет прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал Василий Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Многие из них затем, примерно с середины 1830-х годов отошли от манеры Венецианова, став последователями яркого академизма Карла Брюллова с чертами внешной эффектности и натурализма [1] .

Характеристика

Следуя принципам мастера, художники школы отражали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. «Произведения венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. (…) Творчество художников венециановской школы представляет значительный этап в становлении реализма в русском искусстве 1-й половины 19 в.» [1] .

«Мастерская А. Г. Венецианова» А. А. Алексеева, 1827, Русский музей

Г. Сорока. «Рыбаки. Вид в Спасском»

Г. Сорока. «Отражение в зеркале»

Список художников

Ученики [2]

  1. Крылов, Никифор Степанович (1802—1831) — в 1824—1830
  2. Тыранов, Алексей Васильевич (1808—1859) — с 1824 до начала 1830-х
  3. Зеленцов, Капитон Алексеевич (1790—1845) — c 1825 до начала 1830-х
  4. Беллер, Александр Иванович (1800—1880) — с 1825 до 1832
  5. Алексеев, Александр Алексеевич (1811—1878) — с 1826 примерно до 1832
  6. Златов, Александр Алексеевич (1810—1832) — с 1826 до 1832
  7. Денисов, Александр Гаврилович (1811—34) — с 1827 до начала 1833
  8. Зиновьев, Василий — с 1827 до 1828
  9. Ситников-Беляев, Ефим Васильевич — с 1827
  10. Алексеев, Александр (2-й) — с 1827
  11. Филатов, Василий — в 1827
  12. Ушаков (Ушенков), Иван — в 1828
  13. Серебряков, Михаил Сергеевич — с 1828 до 1830/1831
  14. Панов (Попов ?) — с 1828
  15. Давыдов, Михаил Федорович — с 1828 до 1831
  16. Васильев, Алексей Александрович (1811—1879) — с 1828 примерно до 1832
  17. Ларионов — с 1828
  18. Аврорин, Василий Михайлович (1805—1855) — с конца 1828 примерно до 1833
  19. Житнев, Евгений Петрович (1809/1811?-1860) — в 1831
  20. Гальянов, Василий Семенович — с 1829 примерно до 1834
  21. Рождественская, Елена (Ивановна?) (1818-?) — ок. 1830 до 1833
  22. Тухаринов, Ефим — ок. 1831 до 1834
  23. Мокрицкий, Аполлон Николаевич (1810—1870) — с 1832 до сер. 1830-х
  24. Плахов, Лавр Кузьмич (1810—1881) — с 1829 в течение 1830-х
  25. Крендовский, Евграф Федорович (1810 — после 1853) — с 1830 до 1835
  26. Печенкин, Алексей Данилович (1811-?) — ок. 1831 — 1-я пол. 1830-х
  27. Михайлов, Григорий Карпович (1814—1867) — ок. 1834 до 1836
  28. Каширин, Иван Дмитриевич — ок. 1833 до 1836
  29. Игин, Федор Иванович (1816-?) — с 1834/1835 приблизительно до 1839
  30. Зарянко, Сергей Константинович (1818—1870) — ок. 1836 до начала 1840-х
  31. Антонов, Михаил Иванович — с 1837—1838 до начала 1840-х
  32. Бурдин, Николай Алексеевич (1814—1857) — с 1837—1838 до начала 1840-х
  33. Смирнов, Иван (?-1843) — с конца 1830-х до начала 1840-х
  34. Николаев (Иван?) — середина 1830-х
  35. Егоров — 1830-е
  36. Славянский, Федор Михайлович (1817—1876) — ок. 1838 до начала 1840-х
  37. Прындиков — в начале 1840-х
  38. Сорока, Григорий Васильевич (1823—1864) — с 1842 до 1847
  39. Эрасси, Михаил Спиридонович (1832—1898) — с начала 1840-х до 1847
  40. Чернышев, Алексей Филлипович (1824—1863) — с 1842 до 1846
  41. Васильев, Иринарх Васильевич (1833-?) — в 1847
  42. Венецианова, Александра Алексеевна (1816—1882) — 1830-е и 1840-е
  • Крылов, Гурий Асафович (1805—1841) — 2-я пол. 1820-х — начало 1830-х
  • Степанов, Пантелеймон (1808—1830) — 2-я пол. 1830-х
  • Малинин, Алексей — 2-я пол. 1820-х — начало 1830-х
  • Заварцев, Александр — 1828
  • Александров, Фома (1808-?) — 1833
  • Алексеев, Сергей Александрович (1812-конец 1840-х) — 2-я пол. 1830-х
  • Булатов, Евграф Антонович — сер. 1830-х
Читать еще:  Зачем холст натягивают на подрамник. Натягиваем холст на подрамник

См. также

Примечания

  1. 123Венециановская школа // БСЭ
  2. По Т. В. Алексеевой

Литература

  • Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. — М .: Искусство, 1958. — 322, [12] с. — 5 000 экз. (в пер.)
  • Художники школы А. Венецианова / Авт.-сост. Т. Алексеева. — М: Советский художник, 1964. — 50 с. — (Мастера русского искусства). — 11 000 экз. (обл.)
  • Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. — Л. : Художник РСФСР, 1970. — 56, [2] с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
  • Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. — Изд. 2-е, перераб., доп. — М .: Искусство, 1982. — 420 с. — 25 000 экз. (в пер., кор.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Школа Венецианова» в других словарях:

Венециановская школа — группа русских живописцев второй четверти XIX в., учеников А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Наиболее известны: Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, А. А.… … Художественная энциклопедия

венециановская школа — группа российских живописцев второй четверти XIX в., учеников А. Г. Венецианова (Н. С. Крылов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, Г. В. Сорока и др.). Представители венециановской школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь… … Энциклопедический словарь

Венециановская школа — группа русских живописцев 2 й четверти 19 в., учеников художника А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Наиболее известные из них: Н. С. Крылов (1802 31), А. В. Тыранов (1808 59), Е. Ф.… … Большая советская энциклопедия

ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА — ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА, группа российских живописцев 2 й четверти 19 века, учеников А.Г. Венецианова (Н.С. Крылов, Е.Ф. Крендовский, Г.В. Сорока и др.), с поэтической непосредственностью изображавших жизнь крестьян и мастеровых, городские и… … Современная энциклопедия

Венециановская школа — ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА, группа российских живописцев 2 й четверти 19 века, учеников А.Г. Венецианова (Н.С. Крылов, Е.Ф. Крендовский, Г.В. Сорока и др.), с поэтической непосредственностью изображавших жизнь крестьян и мастеровых, городские и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Венецианов, Алексей Гаврилович — Алексей Венецианов Автопортрет, 1811 … Википедия

Массовая библиотека по искусству — Народная библиотечка по искусству Массовая библиотечка по искусству Страна … Википедия

Крендовский, Евграф Фёдорович — Евграф Фёдорович Крендовский … Википедия

Зеленцов, Капитон Алексеевич — Капитон Алексеевич Зеленцов Дата рождения: 1790 год(1790) Дата смерти: 15 мая 1845(1845 05 15) … Википедия

Сорока, Григорий Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сорока (фамилия). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васильев. Григорий Сорока … Википедия

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Читать еще:  Александр грин настоящее имя и фамилия. Бегство от действительности

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО

С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ).

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.

Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

А. Г. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

Источники:

http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xix-veka/802-aleksej-venetsianov-i-ego-shkola
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1683017
http://allpainters.ru/venecianov-aleksej.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector