Сообщение о глюке композиторе кратко. Трактовка арий и речитативов
Биография Глюка и краткая хараткеристика творчества композитора
Биография Глюка интересна для понимания истории развития классической музыки. Этот композитор был крупным реформатором музыкальных спектаклей, его идеи опередили свое время и оказали влияние на творчество многих других композиторов 18-го и 19-го веков, в том числе и русских. Благодаря ему опера приобрела более стройный вид и драматическую завершенность. Кроме того, он работал над балетами и малыми музыкальными сочинениями – сонатами и увертюрами, которые также представляют немалый интерес для современных исполнителей, которые охотно включают их отрывки в концертные программы.
Юношеские годы
Ранняя биография Глюка плохо известна, хотя многие ученые активно исследуют его детство и подростковые годы. Достоверно известно, что он родился в 1714 году в Пфальце в семье лесника и получил домашнее образование. Также почти все историки сходятся на том, что он уже в детстве проявлял незаурядные музыкальные способности и умел играть на музыкальных инструментах. Однако отец не хотел, чтобы он становился музыкантом, и отправил его в гимназию.
Однако будущий известный композитор хотел связать свою жизнь с музыкой и потому ушел из дома. В 1731 году он поселился в Праге, где играл на скрипке и виолончели под управлением известного чешского композитора и теоретика Б. Черногорского.
Итальянский период
Биографию Глюка можно условно подразделить на несколько этапов, выбрав в качестве критерия места его проживания, работы и активной творческой деятельности. Во второй половине 1730-х годов он приехал в Милан. В это время одним из ведущих итальянских музыкальных авторов был Дж. Саммартини. Под его влиянием Глюк начал писать собственные сочинения. По мнению критиков, в этот период времени он овладел так называемым гомофонным стилем – музыкальным направлением, для которого характерно звучание одной главной темы, в то время как остальные играют вспомогательную роль. Биографию Глюка можно считать чрезвычайно насыщенной, так как он много и активно работал и привнес много нового в классическую музыку.
Овладение гомофонным стилем было очень важным достижением композитора, так как в европейской музыкальной школе рассматриваемого времени господствовала полифония. В данный период он создает ряд опер («Деметрий», «Пор» и другие), которые, несмотря на подражательность, приносят ему известность. До 1751 года он гастролировал с итальянской группой, пока не получил приглашение переехать в Вену.
Реформа оперы
Кристоф Глюк, биографию которого следует неразрывно связывать с историей становления оперного искусства, много сделал для реформирования этого музыкального спектакля. В XVII-XVIII веках опера являлась пышным музыкальным зрелищем с красивой музыкой. Большое внимание уделялось не столько содержанию, сколько форме.
Зачастую композиторы писали исключительно для конкретного голоса, не заботясь о сюжете и смысловой нагрузке. Глюк решительно выступил против такого подхода. В его операх музыка была подчинена драме и индивидуальным переживаниям героев. В своем произведении «Орфей и Эвридика» композитор умело соединил элементы античной трагедии с хоровыми номерами и балетными представлениями. Такой подход был новаторским для своего времени, а поэтому не был оценен по достоинству современниками.
Венский период
Одним из величайших композиторов 18-го века является Кристоф Виллибальд Глюк. Биография этого музыканта важна для понимания становления той классической школы, которую мы знаем сегодня. До 1770 года он работал в Вене при дворе Марии-Антуанетты. Именно в этот период оформились и получили свое окончательное выражение его творческие принципы. Продолжая работать в традиционном для того времени жанре комической оперы, он создал ряд оригинальных опер, в которых подчинил музыку поэтическому смыслу. К ним можно отнести произведение «Альцеста», созданное по трагедии Еврипида.
В этой опере увертюра, которая у других композиторов имела самостоятельное, почти развлекательное значение, приобрела большую смысловую нагрузку. Ее мелодия была органично вплетена в основной сюжет и задавала тон всему представлению. Данным принципом руководствовались его последователи и музыканты 19-го века.
Парижский этап
1770-е годы считаются самыми насыщенными в биографии Глюка. Краткое содержание его истории обязательно должно включать небольшое описание его участия в споре, разгоревшемся в парижских интеллектуальных кругах вокруг того, какой должна быть опера. Спор шел между сторонниками французской и итальянской школ.
Первые отстаивали необходимость привнесения драмы и смысловой стройности в музыкальный спектакль, вторые же делали упор на вокал и музыкальные импровизации. Глюк отстаивал первую точку зрения. Следуя своим творческим принципам, он написал новую оперу по мотивам пьесы Еврипида «Ифигения в Тавриде». Это произведение было признано лучшим в творчестве композитора и укрепило его европейскую известность.
Влияние
В 1779 году по причине тяжелой болезни вернулся в Вену композитор Кристофер Глюк. Биографию этого талантливого музыканта невозможно представить без упоминания его последних произведений. Даже будучи тяжело больным, он сочинил ряд од и песен для фортепиано. В 1787 году он скончался. У него было немало последователей. Своим лучшим учеником сам композитор считал А. Сальери. Традиции, заложенные Глюком, стали основой творчества Л. Бетховена и Р. Вагнера. Кроме того, многие другие композиторы ему подражали не только в сочинении опер, но и симфоний. Из русских композиторов М. Глинка высоко ценил творчество Глюка.
Биография глюка и краткая хараткеристика творчества композитора. Глюк кристоф виллибальд – биография Трактовка арий и речитативов
Биография Глюка интересна для понимания истории развития классической музыки. Этот композитор был крупным реформатором музыкальных спектаклей, его идеи опередили свое время и оказали влияние на творчество многих других композиторов 18-го и 19-го веков, в том числе и русских. Благодаря ему опера приобрела более стройный вид и драматическую завершенность. Кроме того, он работал над балетами и малыми музыкальными сочинениями – сонатами и увертюрами, которые также представляют немалый интерес для современных исполнителей, которые охотно включают их отрывки в концертные программы.
Юношеские годы
Ранняя биография Глюка плохо известна, хотя многие ученые активно исследуют его детство и подростковые годы. Достоверно известно, что он родился в 1714 году в Пфальце в семье лесника и получил домашнее образование. Также почти все историки сходятся на том, что он уже в детстве проявлял незаурядные музыкальные способности и умел играть на музыкальных инструментах. Однако отец не хотел, чтобы он становился музыкантом, и отправил его в гимназию.
Однако будущий хотел связать свою жизнь с музыкой и потому ушел из дома. В 1731 году он поселился в Праге, где играл на скрипке и виолончели под управлением известного чешского композитора и теоретика Б. Черногорского.
Итальянский период
Биографию Глюка можно условно подразделить на несколько этапов, выбрав в качестве критерия места его проживания, работы и активной творческой деятельности. Во второй половине 1730-х годов он приехал в Милан. В это время одним из ведущих итальянских музыкальных авторов был Дж. Саммартини. Под его влиянием Глюк начал писать собственные сочинения. По мнению критиков, в этот период времени он овладел так называемым гомофонным стилем – музыкальным направлением, для которого характерно звучание одной главной темы, в то время как остальные играют вспомогательную роль. Биографию Глюка можно считать чрезвычайно насыщенной, так как он много и активно работал и привнес много нового в классическую музыку.
Овладение гомофонным стилем было очень важным достижением композитора, так как в европейской музыкальной школе рассматриваемого времени господствовала полифония. В данный период он создает ряд опер («Деметрий», «Пор» и другие), которые, несмотря на подражательность, приносят ему известность. До 1751 года он гастролировал с итальянской группой, пока не получил приглашение переехать в Вену.
Реформа оперы
Кристоф Глюк, биографию которого следует неразрывно связывать с историей становления оперного искусства, много сделал для реформирования этого музыкального спектакля. В XVII-XVIII веках опера являлась пышным музыкальным зрелищем с красивой музыкой. Большое внимание уделялось не столько содержанию, сколько форме.
Зачастую композиторы писали исключительно для конкретного голоса, не заботясь о сюжете и смысловой нагрузке. Глюк решительно выступил против такого подхода. В его операх музыка была подчинена драме и индивидуальным переживаниям героев. В своем произведении «Орфей и Эвридика» композитор умело соединил элементы античной трагедии с хоровыми номерами и балетными представлениями. Такой подход был новаторским для своего времени, а поэтому не был оценен по достоинству современниками.
Венский период
Одним из 18-го века является Кристоф Виллибальд Глюк. Биография этого музыканта важна для понимания становления той классической школы, которую мы знаем сегодня. До 1770 года он работал в Вене при дворе Марии-Антуанетты. Именно в этот период оформились и получили свое окончательное выражение его творческие принципы. Продолжая работать в традиционном для того времени жанре комической оперы, он создал ряд оригинальных опер, в которых подчинил музыку поэтическому смыслу. К ним можно отнести произведение «Альцеста», созданное по трагедии Еврипида.
В этой опере увертюра, которая у других композиторов имела самостоятельное, почти развлекательное значение, приобрела большую смысловую нагрузку. Ее мелодия была органично вплетена в основной сюжет и задавала тон всему представлению. Данным принципом руководствовались его последователи и музыканты 19-го века.
Парижский этап
1770-е годы считаются самыми насыщенными в биографии Глюка. Краткое содержание его истории обязательно должно включать небольшое описание его участия в споре, разгоревшемся в парижских интеллектуальных кругах вокруг того, какой должна быть опера. Спор шел между сторонниками французской и итальянской школ.
Первые отстаивали необходимость привнесения драмы и смысловой стройности в музыкальный спектакль, вторые же делали упор на вокал и музыкальные импровизации. Глюк отстаивал первую точку зрения. Следуя своим творческим принципам, он написал новую оперу по мотивам пьесы Еврипида «Ифигения в Тавриде». Это произведение было признано лучшим в творчестве композитора и укрепило его европейскую известность.
Влияние
В 1779 году по причине тяжелой болезни вернулся в Вену композитор Кристофер Глюк. Биографию этого талантливого музыканта невозможно представить без упоминания его последних произведений. Даже будучи тяжело больным, он сочинил ряд од и песен для фортепиано. В 1787 году он скончался. У него было немало последователей. Своим лучшим учеником сам композитор считал А. Сальери. Традиции, заложенные Глюком, стали основой творчества Л. Бетховена и Р. Вагнера. Кроме того, многие другие композиторы ему подражали не только в сочинении опер, но и симфоний. Из русских композиторов М. Глинка высоко ценил творчество Глюка.
ГЛЮК, КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД (Gluck, Christoph Willibald) (1714–1787), немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился 2 июля 1714 в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из Северной Чехии и жили на землях князя Лобковица. Глюку было три года, когда семья вернулась на родину; он учился в школах Камница и Альберсдорфа. В 1732 он отправился в Прагу, где, по-видимому, слушал лекции в университете, зарабатывая на жизнь пением в церковных хорах и игрой на скрипке и виолончели. По некоторым данным, он брал уроки у чешского композитора Б.Черногорского (1684–1742).
В 1736 Глюк прибыл в Вену в свите князя Лобковица, но уже в следующем году перешел в капеллу итальянского князя Мельци и вслед за ним отправился в Милан. Здесь Глюк в течение трех лет занимался композицией с крупным мастером камерных жанров Дж.Б.Саммартини (1698–1775), и в конце 1741 в Милане прошла премьера первой оперы Глюка Артаксеркс (Artaserse). Далее он вел жизнь, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т.е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 Глюк сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон; их путь лежал через Париж, где Глюк впервые услышал оперы Ж.Ф.Рамо (1683–1764) и высоко оценил их. В Лондоне Глюк встречался с Генделем и Т.Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, Падение гигантов, La Caduta dei Giganti, – пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат. Во второй половине 1746 композитор уже находился в Гамбурге, на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П.Минготти. До 1750 Глюк разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы. В 1750 он женился и обосновался в Вене.
Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывала в полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 уже пользовалось определенной известностью. В 1752 неаполитанский театр «Сан Карло» заказал ему оперу Милосердие Тита (La Clemenza di Tito) на либретто крупного драматурга той эпохи Метастазио. Глюк сам дирижировал, причем вызвал как острый интерес, так и ревность местных музыкантов и получил похвалу от маститого композитора и педагога Ф.Дуранте (1684–1755). По возвращении в Вену в 1753 он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставался в этой должности до 1760. В 1757 папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался – «Кавалер Глюк» (Ritter von Gluck).
В этот период композитор вошел в окружение нового управляющего венскими театрами графа Дураццо и много сочинял как для двора, так и для самого графа; в 1754 Глюк был назначен дирижером придворной оперы. После 1758 он усердно трудился над созданием произведений на французские либретто в стиле французской комической оперы, которую насаждал в Вене австрийский посланник в Париже (имеются в виду такие оперы, как Остров Мерлина, L”Isle de Merlin; Мнимая рабыня, La fausse esclave; Одураченный кади, Le cadi dup). Мечта об «оперной реформе», целью которой являлось восстановление драмы, зародилась в Северной Италии и владела умами современников Глюка, причем особенно сильны эти тенденции были при Пармском дворе, где большую роль играло французское влияние. Дураццо происходил из Генуи; годы творческого становления Глюка прошли в Милане; к ним присоединились еще два художника родом из Италии, но имевших опыт работы в театрах разных стран, – поэт Р.Кальцабиджи и хореограф Г.Анджоли. Таким образом сложилась «команда» из одаренных, умных людей, притом достаточно влиятельных, чтобы воплотить общие идеи на практике. Первым плодом их сотрудничества стал балет Дон Жуан (Don Juan, 1761), затем на свет появились Орфей и Эвридика (Orfeo ed Euridice, 1762) и Альцеста (Alceste, 1767) – первые реформаторские оперы Глюка.
В предисловии к партитуре Альцесты Глюк формулирует свои оперные принципы: подчинение музыкальной красоты драматической правде; уничтожение неосмысленной вокальной виртуозности, всякого рода неорганичных вставок в музыкальное действие; трактовка увертюры как вступления к драме. В сущности, все это уже имелось в современной французской опере, и поскольку австрийская принцесса Мария Антуанетта, в прошлом бравшая у Глюка уроки пения, стала тогда супругой французского монарха, неудивительно, что вскоре Глюку заказали ряд опер для Парижа. Премьера первой, Ифигении в Авлиде (Iphignie en Aulide), прошла под управлением автора в 1774 и послужила поводом для ожесточенной борьбы мнений, настоящей схватки между сторонниками французской и итальянской оперы, которая продолжалась около пяти лет. За это время Глюк поставил в Париже еще две оперы – Армиду (Armide, 1777) и Ифигению в Тавриде (Iphignie en Tauride, 1779), а также переработал для французской сцены Орфея и Альцесту. Фанатики итальянской оперы специально пригласили в Париж композитора Н.Пиччинни (1772–1800), который был талантливым музыкантом, но выдержать соперничества с гением Глюка все-таки не смог. В конце 1779 Глюк вернулся в Вену. Умер Глюк в Вене 15 ноября 1787.
Суть оперной реформы К.В.Глюка
ПРИНЦИПЫ ОПЕРНОЙ РЕФОРМЫ
Основные положения своей оперной реформы Кристоф Виллибальд Глюк изложил в посвящении, предпосланном партитуре оперы «Альцеста». Приведем несколько важнейших положений, наиболее ярко характеризующих музыкальную драму Глюка.
В первую очередь Глюк требовал от оперы правдивости и простоты. Свое посвящение он заканчивает словами: «Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства». Музыка в опере должна раскрывать чувствования, страсти и переживания героев. Для этого она и существует; все же, что находится вне этих требований и служит лишь для услаждения слуха меломанов красивыми, но поверхностными мелодиями и вокальной виртуозностью, только мешает. Так надо понимать следующие слова Глюка: «. я не придавал никакой цены открытию нового приема, если таковой не вытекал естественно из ситуации и не был связан с выразительностью. нег такого правила, которым ,я охотно не пожертвовал бы ради силы впечатления».
Синтез музыки и драматического действия.
Синтез музыки и драматического действия. Главная цель музыкальной драматургии Глюка заключалась в Глубочайшем, органическом синтезе в опере музыки и драматического действия. При этом музыка должна быть подчинена драме, чутко откликаться на все драматические перипетии, так как музыка служит средством эмоционального раскрытия душевной жизни героев оперы.
В одном из писем Глюк говорит: «Я старался быть скорее живописцем или поэтом, нежели музыкантом. Прежде, чем я приступаю к работе, я стараюсь во что бы то ни стало забыть, что я музыкант». Глюк, конечно, никогда не забывал, что он музыкант; свидетельство этому— его превосходная музыка, обладающая высокими художественными достоинствами. Приведенное высказывание следует понимать именно так, что в реформаторских операх Глюка не существовала музыка сама по себе, вне драматического действия; она нужна была только для выражения последнего. По этому поводу писал А. Н. Серов: «. мыслящий художник, создавая оперу, помнит об одном: о своей задаче, о своем объекта, о характерах действующих лиц, о драматических их столкновениях, о колорите каждой сцены, в ее общем и в частностях, о разуме каждой подробности, о впечатлении на зрителя-слушателя в каждый данный момент; об остальном прочем, столько важном для мелких музыкантов, мыслящий художник нимало не заботится, потому что эти заботы, напоминая ему, что он «музыкант», отвлекли бы его от цели, от задачи, от объекта, сделали бы его изысканным, аффектированным».
Трактовка арий и речитативов.
Трактовка арий и речитативов. Главной цели, связи музыки и драматического действия, Глюк подчиняет все элементы оперного спектакля. Ария у него перестает быть чисто концертным номером, демонстрирующим вокальное искусство певцов: она органически включается в развитие драматического действия и строится не по обычному стандарту, а в соответствии с состоянием чувств и переживаний героя, исполняющего данную арию. Речитативы в традиционной опере seria, почти лишенные музыкальной содержательности, служили лишь необходимой связкой между концертными номерами; кроме того, действие развивалось именно в речитативах, а в ариях останавливалось. В операх Глюка речитативы отличаются музыкальной выразительностью, приближаются к ариозиому пению, хотя и не оформляются в законченную арию.
Таким образом, между музыкальными номерами и речитативами стирается существовавшая ранее резкая грань: арии, речитативы, хоры, сохраняя самостоятельные функции, вместе с тем объединяются в большие драматические сцепы. Примерами могут служить: первая сцена из «Орфея» (у гробницы Эвридики), первая картина второго действия из той же оперы (в преисподней), многие страницы в операх «Альцеста», «Ифигеиия в Авлиде», «Ифигеиия в Тавриде».
Увертюра.
Увертюра в операх Глюка по общему содержанию и характеру образов воплощает драматическую идею произведения. В предисловии к «Альцесте» Глюк пишет: «Я полагал, что увертюра должна как бы предупреждать зрителей о характере действия, которое развернется перед их взорами. ». В «Орфее» увертюра в идейном и образном отношениях еще не связана с самой оперой. Но увертюры из «Алъцесты» и «Ифнгешш в Авлиде» представляют собой симфонические обобщения драматической идеи этих опер.
Непосредственную связь каждой из этих увертюр с оперой Глюк подчеркивает тем, что не дает им самостоятельного заключения, а сразу переводит и первое действие. Кроме того, увертюра к «Ифигенйи в Лвлпде» имеет тематическую связь с оперой: на музыке вступительного раздела основана ария Агамемнона (отца Ифигенйи), которой начинается первое действие:
«Ифигения в Тавриде» начинается небольшим вступлением («Тишина, Буря»), прямо переходящим в первое действие.
Балет.
Балет. Как уже было сказано, Глюк в своих операх не отказывается от балета. Напротив, в парижских редакциях «Орфея» и «Альцесты» (по сравнению с венскими) он даже расширяет балетные сцены. Но балет у Глюка, как правило, ие является вставным дивертисментом, не связанным с действием оперы. Балет в операх Глюка большей частью мотивирован ходом драматического действия. В качестве примеров можно привести демоническую пляску фурий из второго действия «Орфея» или балет по случаю выздоровления Адмета в опере «Альцеста». Лишь в конце некоторых опер Глюк помещает большой дивертисмент после неожиданно наступающей счастливой развязки, но это неизбежная дань обычной в ту эпоху традиции.
Типичные сюжеты и их трактовка. Основой для либретто опер Глюка послужили античные и средневековые сюжеты. Однако античность в операх Глюка не была похожа на тот придворный маскарад, который господствовал в итальянской опере seria и особенно во французской лирической трагедии.
Античность в операх Глюка.
Античность в операх Глюка была проявлением характерных тенденций классицизма XVIII века, проникнутого республиканским духом и сыгравшего роль в идейной подготовке французской буржуазной революции, дренировавшейся, по словам К- Маркса, «поочередно в костюм римской республики и в костюм римской империи». Это именно тот классицизм, который ведет к творчеству трибунов французской революции —поэта Шенье, живописца Давида и композитора Госсека, Поэтому не случайно некоторые мелодии из опер Глюка, особенно хор из оперы «Армида», звучали на улицах и площадях Парижа во время революционных празднеств и демонстраций.
Отказавшись от трактовки античных сюжетов, свойственной придворно-аристократическон опере, Глюк привносит в свои оперы гражданские мотивы: супружеская верность и готовность к самопожертвованию ради спасения жизни близкого человека («Орфеи» и «Альцеета»), героическое стремление принести себя в жертву ради избавления своего народа от грозящей ему беды («Ифн-гения в Авлиде»). Такая новая трактовка античных сюжетов может объяснить успех опер Глюка у передовой части французского общества накануне революции, и в том числе у энциклопедистов, поднявших Глюка на щит.
Ограниченность оперной драматургии Глюка.
Однако несмотря на трактовку античных сюжетов в духе передовых идеалов своего времени, необходимо указать и на исторически обусловленную ограниченность оперной драматургии Глюка. Она определяется теми же античными сюжетами. Герои опер Глюка имеют несколько отвлеченный характер; они не столько живые люди с индивидуальными характерами, .многогранно обрисованными; сколько обобщенные носители определенных чувств.
Глюк не мог также совершенно отказаться от традиционных условных форм и обычаев оперного искусства XVIII века. Так, вопреки известным мифологическим сюжетам, Глюк заканчивает свои оперы счастливой развязкой, В «Орфее» (в противоположность мифу, где Орфей навсегда теряет Эвридику) Глюк и Кальцабиджн заставляют Амура прикоснуться к мертвой Эвридике и пробудить, ее к жизни. В «Альцесте» неожиданное появление Геракла, вступившего в бой с силами подземного мира, освобождает супругов от вечной разлуки. Всего этого требовала традиционная оперная эстетика XVIII века: как бы ни было трагично содержание оперы, конец должен был быть благополучным.
А. Н. Серов о Глюке. Серов, “исключительно высоко-ценивший оперное творчество Глюка и его реформу,в следующих словах охарактеризовал сильные и слабые стороны его творчества:
«Стремление к равновесию в опере между музыкой и драматической ее канвой проснулось уже сто лет назад в Глюке, и в этом стремлении «сознательном» (см. его предисловия к операм) все величие Глюка, первого преобразователя оперы. Но он жил в век мадригальных, мифологических опер, по образцу псевдоклассической трагедии; это парализует его либретто как драмы. Он жил в век оперных арий, в рамке тогдашних менуэтов и гавотов; эти формы кандалами тяготеют на всей глю-ковской музыке, кроме речитативов. В них только он полный хозяин сцены, голосов и оркестра, и создал чудеса драматической правды, так же как и в некоторых хорах, с _ формою более свободною и характерною.
До симфонической «цельности» музыки, в бетховенском смысле, во время Глюка было еще слишком далеко и, следовательно, ие Глюк виноват, что идеалы его более чем наполовину не осуществились»
Отмеченная ограниченность оперной драматургии Глюка, обусловленная духом времени, нисколько не умаляет исторического и художественного значения его творчества. Глюк создал монументальное, героическое оперное искусство, способное воздействовать на слушателя.
Музыкальный театр Глюка.
Наибольшая впечатляю- щая сила опер Глюка именно в условиях театра была прекрасно осознана самим композитором, который так отвечал своим критикам: «Вам это не понравилось в театре? Нет? Так в чем же дело? Если мне удалось что-нибудь в театре, значит, я добился цели, которую себе ставил; клянусь вам, меня мало беспокоит, находят ли меня приятным в салоне или в концерте. Ваши слова кажутся мне вопросом человека, “который, забравшись на высокую галерею купола Инвалидов, стал бы оттуда кричать художнику, стоящему внизу: «Сударь, что вы тут хотели изобразить? Разве это нос? Разно, это рука? Это не похоже ни на то, ни на другое!». Художнику .с своей стороны следовало бы крикнуть ему с гораздо большим правом: «Эй, сударь, сойдите вниз и посмотрите тогда вы увидите!»
Музыка Глюка находится в единстве с монументальным характером спектакля в целом. В ней нет никаких рулад и украшений, все строго, просто и написано широкими, крупными мазками. Каждая ария представляет собой воплощение одной страсти, одного чувства. При этом нигде нет ни мелодраматического надрыва, пи слезливой сентиментальности. Чувство художественной меры и благородства выражения никогда пи изменяло Глюку в его реформаторских операх. Эта благородная простота, без вычур и эффектов, напоминает гармонии-кость форм античной скульптуры.
Речитатив Глюка.
Драматическая выразительность речитативов Глюка — большое достижение п области оперного искусства. Если во многих ариях выражено одно состояние, то в речитативе обычно передается динамика чувств, переходы из одного состояния в другое. В этом отношении примечателен монолог Альцееты в третьем “действии оперы (у врат Аида), где Альцеетн стремится уйти в мир теней, чтобы дать жизнь Адмету, но не может на это решиться; борьба противоречивых чувств с большой силой передана в этой сцепе. Оркестр также обладает достаточно выразительной функцией, а-ктивно участвуя в создании общего настроении.’ Подобного рода речитативные сцены имеются и в других реформаторских операх Глюка.
Хоры, Большое место в операх Глюка занимают хоры, органически включающиеся вместе с ариями и речитативами в драматургическую ткань оперы. Речитативы, арии и хоры в своей совокупности образуют большую, монументальную оперную композитно.
Источники:
https://fb.ru/article/325603/biografiya-glyuka-i-kratkaya-haratkeristika-tvorchestva-kompozitora
https://ecoprog.ru/biografiya-glyuka-i-kratkaya-haratkeristika-tvorchestva-kompozitora-glyuk-kristof.html
https://www.boutique-project.ru/reading/articles/268