Сообщение о лютне виоле флейте арфе. Арфа – древний иранский музыкальный инструмент
Старинные щипковые (арфа,цитра и лютня)
Происхождение щипковых инструментов отдалено от нас на тысячелетия, однако можно с уверенностью утверждать: первым инструментом этого рода был стрелковый лук. Прибавление второй, третьей и т.д. тетивы вызвало к жизни рождение античной лиры. Появление же резонатора – сначала простой тыквы, а затем и деревянного плоского корпуса – превратило лиру в цитру. А как только лира приобрела удлинённый гриф – она обернулась лютней. Основные образы так называемых старинных щипковых сложились к XVI-XVII векам. По счастью, эти инструменты и в наши дни звучат в ансамблях, исполняющих старинную музыку. Это прекрасно, ибо любовь к музыке, несомненно, подразумевает неподдельный интерес к её истокам.
Ирландская(кельтская) арфа
В наше время музыканты имеют дело главным образом лишь с реконструкциями этнической ирландской арфы. Среди них попадаются и довольно старинные реконструкции. Представленный в иллюстрации инструмент выполнен в 20-х годах XIX века. Он выглядит довольно современным, но происхождением своим обязан средневековой арфе, когда-то столь популярной среди европейских менестрелей. Как и современная оркестровая арфа, ирландская (кельтская) арфа состоит из треугольной рамы со струнами различной длины. Вместо педалей (для изменения высоты звучания) – специальные рычажки, расположенные на передней (изогнутой) стойке. Струны металлические, либо – жильные. Музицируя и аккомпанируя на арфе, струны защипывали кончиками ногтей; и это считалось тяжёлой мужской работой! В настоящее же время среди музыкантов, играющих на этнической арфе, довольно много арфисток. Диапазон инструмента составляет свыше четырёх октав. Высота – около 90 сантиметров, ширина деки (в самом широком месте) – около полу метра.
Цитра(Zither)
Большая группа разнообразных по форме, но сходных по способу звукоизвлечения инструментов, объединённых названием цитра, ведёт свой род от древнегреческой кифары. Парные, или сдвоенные (объединённые в хоры), струны цитры протянуты поверх плоского резонатора. Строго говоря, клавесин и фортепьяно также можно отнести к числу цитр.
Строй простой цитры неизменный. У концертной имеется гриф с пятью подстраиваемыми струнами для ведения мелодической линии (такая цитра пользовалась популярностью в XIX в. в Германии и Австрии).
Пик популярности цитры в Европе приходится на эпоху Возрождения и раннего барокко. На цитре, в отличие от лютни, играли плектром. В Италии были распространены главным образом инструменты со струнами длиной в 46 см; встречались также цитры большего (со струнами до 63 см) и меньшего размера. Наиболее популярная разновидность русской цитры – гусли.
Старинный псалтерий (название произошло от греческого – «бряцаю [по струнам]» или «перебираю [струны]») в XII веке был завезён в Европу с Ближнего Востока традиционным путём – через Испанию. Инструмент имел треугольный или трапециевидный корпус. В латинской традиции слово psalterium обозначало любой струнный инструмент, имеющий отношение к библейскому царю Давиду и псалмам. В средние века инструмент использовался весьма широко, однако к концу XV века он вышел из употребления, так как на нём не удавалось воспроизводить богатую хроматизмами ренессансную музыку.
Уд – предшественник лютни
Лютня – один из самых популярных европейских музыкальных инструментов со времен средневековья до первой половины XVIII века – происходит от уда, который был завезён в Испанию её завоевателями арабами в VIII веке. Само слово лютня – производное от арабского аль-уд.
В названии инструмента – Аль-Уд – содержится намёк на то, что построен он не из тыквы, не из панциря диковинного животного, а из дерева(в переводе с арабского аль-уд и означает «дерево»). Что подразумевает довольно высокий уровень мастерства и развитую технологию обработки древесины твёрдых пород. Уд упоминается в арабских источниках с IX-X вв., однако на Аравийском полуострове подобный инструмент был известен, по меньшей мере, двумя столетиями раньше. Уд – прямой предшественник европейской лютни; именно ему она обязана своим названием, а потому мы без труда определяем его как струнный щипковый инструмент.
В Арабских странах и кое-где на Ближнем Востоке по сей день считают, что уд изобрёл внук пророка.
Средневековые учёные, а вместе с ними великий Низами, связывали изобретение инструмента с именем древнегреческого философа Платона.
И это при сугубо отрицательном отношении Платона к инструментальной музыке!
Исторические названия струн инструмента: зир, масна, маслас, бем, – уподобляли четырём элементам природы: огню, воде, земле и воздуху.
По-видимому, введение пятой струны, названной «хад», и принудило наших далёких предшественников к ряду попыток переосмысления концепции мироздания.
На старинной иллюстрации, выполненной неизвестным испанским художником, и атрибутированной – «Менестрели с ребеком и лютней», изображена не лютня, а уд, что подтверждает характерная для последнего тройная розетка на деке.
В числе иных характерных признаков инструмента:
- корпус, изготовленный из ореха, груши или сандала;
- сосновая дека;
- сравнительно короткая шейка с отогнутой назад головкой.
Толщина деталей корпуса и деки около 5 мм. Струны изначально – жильные, а ныне – с добавлением шёлка и нейлона. Число струн – от 2 до 7; современные исполнители обычно предпочитают инструменты с 5 двойными струнами и одной одинарной. Настройка струн осуществляется по квартам. При игре струны защипываются пальцами или плектром. Диапазон уда – в пределах двух октав.
Общая длина инструмента – 850 мм, ширина корпуса – 350 мм, длина – 480 мм, высота – 200 мм.
Лютня
Самая ранняя музыка, созданная специально для лютни, датируется концом XV века. Репертуар лютни неуклонно разрастался: основу его составили аккомпанемент к песням и переложения вокальных пьес.
Лютня не без успеха «позировала» известным европейским художникам с XIII по XIX века. И это справедливо! Трудно представить себе более гармоничную композицию, чем
лютнистка (или лютнист) в обнимку с этим романтичным и прекрасным инструментом.
У лютни вытянутый в длину полусферический корпус из деревянных полосок, плоская дека с подставкой в нижней части и резонансным отверстием в виде изящной резной или богато инкрустированной розетки, шейка с навязными жильными ладами, колковая коробка, отогнутая назад почти под прямым углом к шейке, и несколько парных рядов (хоров) струн (верхняя мелодическая и дополнительные басовые струны могут быть одинарными). При игре лютню держат вертикально, часто на коленях.
Струны лютни тоньше, чем струны гитары, их тембр богаче высокими обертонами и имеет характерный носовой оттенок. Инструменты различаются по числу хоров, размеру и настройке. Число хоров редко бывает меньше четырёх. Диапазон лютни расширялся путем добавления новых хоров к нижнему регистру; многие лютни XVIII века имели до 13-14 хоров. При игре на инструментах с числом хоров свыше семи возникали сложности с леворучной аппликатурой на нижних струнах; соответственно струны ниже шестого хора настраивались по тонам нисходящего диатонического звукоряда, что делало возможным получение нужных звуков без участия левой руки (такие диатонические басовые струны именуются «диапазонами»).
Из многочисленных известных типов настройки лютни преобладают два. Первый известен как «ренессансная настройка»: G-c-f-a-d’-g’ или A-d-g-he’-a’. Эта последовательность интервалов применялась в течение всего XVII и начала XVIII века. Второй тип, так называемая «барочная настройка», возник в начале XVII века во Франции; его наиболее типичная разновидность: A-d-f-a-d’-f’.
В эпоху барокко лютня, которой вполне можно уже было подыскать замену, продолжала служить музыке в ансамблях и оркестрах; для неё писали Вивальди и Бах. Партия
лютни звучит и в «Страстях по Матфею». Бах, виртуозно владеющий приёмами имитации и стилизации, не смог отказаться от такого фактурного инструмента, наделённого к тому же столь загадочным, хотя и негромким архаичным тоном.
Композиторы эпохи классицизма, в том числе Гайдн, также не забывали лютню. Правда, к этому времени её главные позиции сместились в область домашнего музицирования. К сожалению, уже во второй половине XIX века и из этой сферы её уверенно вытеснило фортепьяно.
Интерес к старинной музыке в XX веке во многом начал развиваться как интерес к лютне и лютневой музыке. Возможно, это было связано с «гитарным бумом» 50-х и 60-х (а ведь гитара – лютневый инструмент), возрождением традиции английской баллады и французского шансона. У своих истоков эти жанры были немыслимы без участия лютни.
Теорба(Theorbo)
Теорбо, или теорба – басовая модификация лютни,- появилась в Италии в конце XVI века и получила широкое распространение. И сейчас можно наблюдать теорбу в качестве участницы исполнения цикла «Времена года» Антонио Вивальди и другой барочной музыки вполне современными составами.
Этот величественный инструмент (почти двухметрового роста) имеет набор мелодических струн, настроенных как у лютни, и набор более длинных, свободно вибрирующих басовых (бурдонных) струн, образующих диатонический звукоряд. Каждому набору струн соответствует своя головка с колковой коробкой. Общее число хоров – 13 или 14. В XVII и начале XVIII веков теорбо изредка использовался как сольный, чаще – как аккомпанирующий инструмент, особенно при реализации цифрованного баса. Не которые исследователи считают теорбо разновидностью китаррона, который не удастся обойти вниманием – настолько это впечатляющее сооружение!
Китаррон (Chitarrone)
Китаррон (иногда инструмент называют китарроне, а иногда – архилютней) не просто инструмент. Это зрелище! Один юный скрипач, впервые увидав китаррон, обомлел: «Господи, да разве ж его настроишь когда-нибудь?!» И действительно, одна колковая коробка двухметрового китаррона предназначается для 11 (иногда более) струн, идущих вдоль грифа, другая (на конце шейки) – для 8 свободно вибрирующих басовых струн.
Отголоски готики в изысканном и одновременно архаичном облике инструмента – его двуглавая шейка (или гриф) – воскрешают в памяти величественные творения готической архитектуры.
Китаррон был распространен в конце XVI и первой половине XVII веков, преимущественно в Италии; использовался главным образом для сопровождения сольного пения.
Сообщение о лютне виоле флейте арфе. Арфа – древний иранский музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент: Арфа
Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. А еще загадочным.
В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня – это великолепный инструмент, на котором играют преимущественно женщины, но слушают все без исключения. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.
Арфа вдохновляла поэтов и музыкантов, зарождала в душах творческие посылы, наполняла любовным пылом романтические сердца. Даже по форме этот инструмент напоминает крыло сказочной бабочки.
Историю арфы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук арфы
Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами. При этом появляется целый каскад звуков, напоминающий искрящийся водопад.
На протяжении нескольких сотен лет этот струнный щипковый музыкальный инструмент пользуется большой популярностью у композиторов. В. Моцарт , К. Дебюсси, Г. Гендель , С. Василенко, Р. Глиэр и др. написали концерты для арфы с оркестром. А все потому, что обладает инструмент удивительными темброво-колористическими возможностями. Арфа может имитировать игру на различных музыкальных инструментах – лютне, клавесине или гитаре , как например, у М. Глинки в « Арагонской хоте ».. Обычное количество октав – 5. С помощью педалей можно извлекать звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвёртой октавы.
Арфа – обязательный участник любого симфонического оркестра. Как правило, в нём 1 или 2 таких инструмента, однако бывали и исключения. Например, в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова участвует 3 арфы, в опере «Золото Рейна» Вагнера их шесть. На ней аккомпанируют другим инструментам, но часто отдают и сольные партии (балеты Чайковского « Щелкунчик », «Лебединое озеро», « Спящая красавица », «Раймонда» Глазунова ).
Фото:
Интересные факты
- Существует арфа для игры в 4 руки, на ней могут играть сразу 2 исполнителя.
- Самое долгое исполнение на арфе длилось 25 часов и 34 минуты. Юной американской арфистке Карле Сите было всего 17 лет, когда она выдержала столь длительный марафон в 2010 году, исполняя музыку разных жанров.
- В России начался промышленный выпуск арф в Ленинграде, через 3 года после окончания Второй мировой войны.
- Изображение арфы присутствовало на знамёнах Британии. Впервые её нанёс на флаг Король Шотландии и Англии Джеймс.
- По приданию, кельтский бог изобилия, играя на арфе, менял времена года.
- Жрецы древнего Египта проводили ритуалы с участием арфы.
- До XIX века арфу причисляли к чисто мужским инструментам. Однако в 1929 году на раскопках царской гробницы в Уре нашли около 70 скелетов женщин с золотыми и серебряными арфами в руках.
- Учёные считают, что благодаря энергетическим потокам, порождаемым игрой на арфе, человеческий организм оздоравливается. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней. Сегодня существует целое направление нетрадиционной медицины – арфотерапия, как одно из направлений виброакустической терапии.
- Среди арфистов очень много долгожителей. Например, солистка Большого театра, знаменитая арфистка В.Г. Дулова прожила 90 лет, а её коллега арфистка К.К. Сараджева почти 100 лет.
- В течение многих сотен лет (с XIII века) этот инструмент был символом Ирландии. Став Свободным государством, Ирландия не утратила своё почтение к арфе. Она есть на гербе, президентской и государственной печатях, флаге, монетах и т.д.
- Самый многочисленный ансамбль арф был собран в Асунсьон, Парагвай, 26 октября 2013 для исполнения на фестивале 2-х музыкальных произведений. Участвовало 420 арфистов из разных стран и всех возрастов, самому младшему было 8 лет, а старшему 70. Все участники прослушивались перед исполнением профессиональными арфистами и учителями.
- В Греции считали, что звуки арфы создают лестницу, соединяющую небо и землю, богов и смертных, в Египте и Сирии приписывали магические свойства и полагали, что арфа открывает двери в рай, и поэтому украшали их очень дорого: покрывали золотом или серебром, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Все народности наделяют этот инструмент необычными, волшебными свойствами. Судя по тому, как благотворно влияют эти бархатистые звуки на людей, эти версии становятся правдоподобными.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- Музыка (1436)
- Симфоническая (539)
- Фортепианная (387)
- Камерная (248)
- Скрипичная (177)
- Духовная (110)
- Хоровая (87)
- Органная (41)
- Народная (39)
- Композиторы (1401)
- Музыкальные жанры и формы (681)
- Концерт (237)
- Симфония (168)
- Соната (105)
- Вальс (72)
- Увертюра (67)
- Ноктюрн (28)
- Прелюдия (25)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (421)
- Танцовщики (188)
- Балетмейстеры (63)
- Опера (352)
- Музыканты (339)
- Пианисты (175)
- Скрипачи (108)
- Виолончелисты (36)
- Вокальное искусство (283)
- Певцы (267)
- Музыка и литература (230)
- Фестивали, конкурсы, концерты (214)
- Романс (139)
- Музыкальная культура народов мира (136)
- Музыкальные инструменты (131)
- Дирижёры (127)
- Музыкальный словарь (88)
- Музыка и живопись (74)
- Музыкальные театры мира (63)
- Музыкотерапия (51)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (50)
- Оперетта (33)
–Музыка
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Генри Пёрселл.”Виола, лютня, арфа, флейта – все воспевают хвалу”
liudmila_leto все записи автора
Генри Пёрселл(1659-1695) и его знаменитая песня “Strike the viol” (“Ударьте по Виоле, коснитесь лютни”)из оды на день рождения Королевы Марии 1694 года, в которой предлагается воспеть хвалу новорождённой, “вдарив” по виоле, коснувшись лютни, разбудив арфу и вдохновив флейту.
Ударьте по виоле,
Коснитесь лютни,
Разбудите арфу
И вдохновите флейту.
Пойте хвалу вашей принцессе.
Пойте жизнерадостно и гармонично.
Одна из самых поэтичных и радостных песен этой оды, единственная опубликованная в сборнике “Британский Орфей”.
Две записи, между которыми 30 лет, принадлежащие двум разным эпохам исполнительства.
Запись 1988 года, в которой поёт знаменитый тенор Чарльз Дэниэлс в сопровождении ансамбля Taverner Players под руководством одного из корифеев исторической исполнительской практики Эндрю Пэррота.
Вот это сравнение нам многое покажет – например, как и в какую сторону изменилось историческое исполнительство в целом.
Ещё послушаем три варианта исполнения-
Вокальное трио ALAUDIAE-Миранда Уэсткотт, Карлин Эббс и Клер Иган
И это будет сравнение самых полярных интерпретаций.
Источники:
https://art-storona.ru/starinnye-shhipkovye-arfacitra-i-lyutnya/
https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/putevoditel-po-instrumentam/arfa
https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post441972330/