Социальная структура древней индии. Те, кто появился из плевка бога Брахмы
Социальная структура древней индии. Те, кто появился из плевка бога Брахмы
По преданию, все жители Древней Индии принадлежали к одной из четырех Варн. Принадлежность к Варне определялась рождением и наследовалась. Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация по истории Древнего мира на тему: «Варны и касты в Древней Индии» (5 класс) Учитель истории МОУ «СОШ № 7» Артамонова И.А.
Цели урока раскрыть особенности социальной структуры древнеиндийского общества; раскрыть сущность и обеспечить усвоение учащимися понятий «Варна», «каста», показать главные отличия этих понятий; подвести учащихся к пониманию того, что для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно социальное неравенство, что и в настоящее время существует деление людей на разные группы; познакомить учащихся с учением Будды, основными положениями буддизма; сформировать умение анализировать исторический источник, извлекать из него необходимую информацию; выработать у учащихся умение использовать полученные знания при заполнении сравнительной таблицы; сформировать способность сравнивать Варны, выявлять общее и особенное; развить способность обобщать исторические факты, делать конкретные выводы; сформировать навыки самостоятельной работы с историческим материалом, развитие умения ясно выражать свои мысли в устной форме; сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе исторического опыта, показать несправедливость социальной дифференциации.
Варны и касты в Древней Индии
План урока «Варны и касты в Древней Индии» Понятие «Варны». Особенности деления древнеиндийского общества на Варны. Характеристика Варн. Религия Древней Индии. Легенда о Будде.
Структура древнеиндийского общества ВАРНЫ Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры касты касты касты касты касты касты касты касты
Понятие «Варна» Варна (санскр. वर्ण , varṇa, «качество, цвет, категория») – группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.
Индийские Варны Брахманы (Жрецы) Кшатрии (Воины) Вайшьи (Земледельцы) Шудры (Слуги) Неприкасаемые
Особенности деления общества на Варны: Члены Варны не должны вступать в браки вне своей Варны Подобные, но менее строгие запреты касаются и принятия пищи Точно установленный род занятий Члены Варны со дня рождения и в течение всей жизни принадлежат к данной Варне, если не исключается из нее за нарушение ее законов Переход из одной Варны в другую невозможен Авторитет брахманов
Характеристика Варн Название Обязанности представителей Варн 1. Жрецы (брахманы) 2. Знатные воины (кшатрии) 3.Земледельцы (вайшьи) 4. Слуги (шудры)
«Законы Ману». Брахманы 1,31- А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру [соответственно]. 1,87- А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бедер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия. 1,88- Таким образом, обучение Ведам и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. 1,100 – Все, что существует в мире, – это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. IX , 317 – Брахман – ученый или неученый – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.
«Законы Ману». Кшатрии 1,89- Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев. X, 118 – Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха. X, 119 – Его (царя) истинный долг – победа; он пусть не обращается в бегство в опасности; защищая оружием вайшьев, пусть заставляет вносить законный налог.
«Законы Ману». Вайшьи 1,90- Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшьи X ,98 – Вайшья, который не в состоянии существовать (исполнением) своей дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению) , может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только может.
«Законы Ману». Шудры 1,91- Но только одно занятие Владыка указал для шудры – обслуживание этих каст со смирением. X, 99- Шудра, не могущий исполнять обслуживание дважды рожденных и угрожаемый гибелью сыновей и жены, пусть живет ремесленными занятиями. X, 100 – (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные. III, 13 – Для шудры предписана жена только касты шудр; для вайшьи – той и своей касты; для кшатрия – тех обеих, а также своей; для брахмана – тех [трех], а также своей.
«Законы Ману». «Неприкасаемые» X ,51 – Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) – (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы. X ,52 – Одеждами – одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде… X ,53 – Человеку, исполняющему дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению), не следует общаться с ними…
Религия Индии Буддизм Ступа – место хранения реликвий Будды VI – V века до н. э.
Буддизм VI – V века до нашей эры Основатель религии – Будда – принц Гаутама, жил в VI в. до н.э. Покинул дом и семью, чтобы постичь суть жизни и найти путь к преодолению человеческих страданий. Создал свое учение Будда
Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу Самая великая победа – над собой Гнев побеждается отсутствием гнева, недоброе – добрым, скупость – щедростью, ложь – правдой ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ Будда
Решите кроссворд 1. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. 2. Представители второй варны, которые с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. 3. Представители четвертой варны, которые служили высшим варнам. 4. Представители самой высшей варны, которые выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды. 5. Основатель буддизма в Древней Индии. 4 5 3 2 1 КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
4 Б Р А 5 Б 3 Ш Х У 2 К У М Д Ш Д А Д 1 В А Р Н А А Т Ы Ы Й Р Ш И Ь И И назад
Домашнее задание § 21 (читать, пересказывать) Подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев Задание № 86 в рабочей тетради Подготовить сравнительный анализ четырех древнеиндийских варн, используя таблицу в тетради и материал учебника
ЛИТЕРАТУРА История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. / Арасланова О.В. – М.: ВАКО, 2004. Авдеев А. Античность и Восток: эволюция цивилизаций. // ПС – История. – 1999 –№ 40. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Выпуск 1.Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего Востока. / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков, В.И. Кузищин, В.М. Массон, С.С. Соловьева, Д.В. Деопик, И.А. Ладынин, А.А. Немировский. / Под редакцией В.И.Кузищина. – М.: «Издательство «Высшая школа», 2003. История и культура Древнего Востока. Энциклопедический словарь. / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008 г.
Информация для учителя
Вопрос о правах и обязанностях, собственности людей, принадлежавших к каждой касте, можно изучить, организовав работу класса по группам. Класс можно разделить на четыре группы, каждая группа получает свое задание (подробнее об организации работы класса по группам см. урок № 14-15). Группы могут работать с текстом учебника и дополнительно к этому с историческими документами.
В ходе выступления представителей каждой группы класс заполняет в тетради таблицу.
Индийские касты. Касты в Древней Индии. Деление на касты в современной Индии
Любой путешественник, решивший посетить Индию, наверняка слышал или читал о том, что население этой страны делится на касты. Ничего подобного в других странах нет, касты считаются чисто индийским феноменом, поэтому каждому туристу просто необходимо познакомиться с этой темой подробнее.
Как появились касты?
По легенде бог Брахма создал из частей своего тела варны:
- Уста – брахманы.
- Руки – кшатрии.
- Бедра – вайшьи.
- Ступни – шудры.
Варны – более общее понятие. Их всего 4, тогда как каст может быть великое множество. Все индийские сословия отличались друг от друга целым рядом особенностей: они имели свои обязанности, жилища, индивидуальный цвет одежды, цвет точки на лбу и особую пищу. Браки между членами разных варн и каст строго запрещались. Индусы верили, что человеческая душа перерождается. Если кто-то на протяжении всей жизни соблюдал все правила и законы своей касты, в следующей жизни он поднимется на сословие выше. В противном случае он потеряет все, что имел.
Немного истории
Считается, что первые касты в Индии появились в самом начале формирования государства. Это произошло около полутора тысяч лет до нашей эры, тогда, когда на территории современной Индии стали жить первые переселенцы. Они делились на 4 сословия, позже данные группы были названы варнами, что в дословном переводе означает “цвет”. В самом слове “каста” заложено определенное понятие: происхождение или чистая порода. Каждую касту на протяжении веков определяла в основном профессия или вид деятельности. Семейное ремесло переходило от отца к сыну, не менялось десятками поколений. Любые индийские касты жили под определенным сводом предписаний и религиозных традиций, которые регулировали нормы поведения их членов. Страна развивалась, и вместе с ней увеличивалось число различных групп населения. Множественные касты в Индии поражали своим количеством: их насчитывалось более 2000.
Деление на касты в Индии
Каста является неким уровнем в социальной иерархии, делящим все население Индии на обособленные группы низкого и высокого происхождения. Принадлежность к той или иной части определяет род деятельности, профессию, место жительства, а также то, на ком человек может жениться. Деление на касты в Индии постепенно утрачивает свое значение. В современных крупных городах и образованной среде официально деление на касты запрещено, но до сих пор существуют сословия, которые во многом определяют жизнь целых групп населения Индии:
- Брахманы – самая образованная группа: священники, наставники, учителя и ученые.
- Кшатрии – воины, знать и правители.
- Вайшьи – ремесленники, скотоводы и земледельцы.
- Шудры – рабочие, слуги.
Существует еще и пятая группа, представляющая индийские касты, – неприкасаемые, которые в последнее время стали называться угнетенными. Эти люди занимаются самой тяжелой и грязной работой.
Характеристики каст
Все касты в Древней Индии характеризуются некоторыми критериями:
- Эндогамией, то есть браки могут заключаться только между членами одной касты.
- Наследственностью и преемственностью: нельзя перейти из одной касты в другую.
- Нельзя трапезничать с представителями других каст. Кроме того, любой физический контакт с ними строго запрещен.
- Определенным местом в структуре общества.
- Ограниченным выбором профессий.
Брахманы
Брахманы являются представителями наивысшей варны индуистов. Это высшая индийская каста. Основная цель брахманов – учить других и учиться самим, приносить дары богам и делать жертвоприношения. Основной их цвет – белый. В самом начале брахманами были только священнослужители, только в их руках находилось право толковать слово Божье. Благодаря этому данные индийские касты стали занимать самое высокое положение, так как выше был только сам Бог, и только они могли с ним общаться. Позднее к высшей касте стали относить ученых, учителей, проповедников, чиновников.
Мужчинам этой касты нельзя работать в поле, а женщинам можно было заниматься только домашней работой. Брахману нельзя есть еду, приготовленную человеком из другого сословия. В современной Индии более 75% государственных чиновников – представители этой касты. Среди различных подсословий существуют неравные отношения. Но даже самая нищая подкаста брахманов занимает более высокую ступень, чем другие. Убийство представителя высшей касты в Древней Индии – это величайшее преступление. Оно испокон веков каралось смертной казнью в жестокой форме.
Кшатрии
В переводе “кшатрии” означает “властные, благородные”. К ним относятся дворяне, военнослужащие, управляющие, цари. Главная задача кшатрия – защита слабых, борьба за справедливость, закон и порядок. Это вторая по значимости варна, представляющая индийские касты. Данное сословие поддерживало свое существование благодаря взиманию минимальных налогов, пошлин и штрафов с подчиненных. Раньше воины имели особые права. Им единственным разрешалось применять наказания в отношении представителей других каст, кроме брахманов, включая казнь и убийство. Современные кшатрии – это военные, представители правоохранительных органов, руководители предприятий и фирм.
Вайшьи и шудры
Главная задача вайшьи – это работа, связанная с разведением скота, возделыванием земли и уборкой урожая. Это любое уважаемое в обществе занятие. За эту работу вайшьи получает прибыль или зарплату. Цвет их – желтый. Это основное население страны. В современной Индии – это клерки, простые наемные работники, которые получают за свой труд деньги и остаются этим довольны.
Представители низшей касты в Индии – это шудры. Они испокон веков занимались самой тяжелой и грязной работой. Их цвет – черный. В Древней Индии это были рабы и слуги. Предназначение шудр – прислуживать трем высшим кастам. Они не имели своего имущества и не могли молиться богам. Даже в наше время – это самый бедный слой населения, который часто живет за гранью нищеты.
Неприкасаемые
К этой категории относятся люди, чья душа сильно согрешила в прошлой жизни, самый низший слой общества. Но даже среди них есть многочисленные группы. Самые высшие сословия, представляющие неприкасаемые индийские касты, фото которых можно увидеть в исторических изданиях, – это люди, которые имеют хоть какое-нибудь ремесло, например, уборщики мусора и туалетов. В самом низу иерархической кастовой лестницы находятся мелкие воришки, которые воруют скот. Самым необычным слоем общества неприкасаемых считается группа хиджру, в которую входят представители всех секс-меньшинств. Интересно то, что этих представителей нередко приглашают на свадьбы или рождения детей, и они часто участвуют в церковных церемониях.
Самый худший человек – это тот, который не принадлежит ни к одной касте. Название этой категории населения – парии. К ним относятся люди, которые родились от других париев или в результате межкастовых браков и которые не признаются ни одним сословием.
Современная Индия
Хотя и бытует общественное мнение, что современная Индия избавлена от предрассудков прошлого, на сегодняшний день это далеко не так. Система разделения на сословия никуда не исчезла, касты в современной Индии также сильны, как и прежде. Когда ребенок поступает в школу, его спрашивают, какую религию он исповедует. Если это индуизм, следующий вопрос будет о принадлежности его к касте. Также при поступлении в вуз или колледж каста имеет большое значение. Если будущий студент принадлежит к высшей касте, ему нужно набрать меньше баллов и др.
Принадлежность к тому или иному сословию влияет на трудоустройство, а также на то, как человек хочет устроить свое будущее. Девушка из семьи брахманов навряд ли выйдет замуж за человека из касты вайшьи. К сожалению, это так. Но если жених по социальному положению стоит выше, чем невеста, иногда делается исключение. В таких браках принадлежность ребенка к касте будет определяться по отцовской линии. Такие кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны с древних времен и не терпят никакого послабления.
Стремление к тому, чтобы официально приуменьшить значение касты в современной Индии, привело к отсутствию в бланках последних переписей населения строчки о принадлежности к определенной группе. Последние данные о кастах в переписях публиковалось в 1931 году. Несмотря на это, громоздкий механизм разделения населения на сословия работает и до сих пор. Особенно это заметно в глухих провинциях Индии. Хоть кастовая система и появилась тысячи лет назад, на сегодняшний день она жива, работает и развивается. Она дает возможность людям находиться рядом с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и определяет правила и поведение в обществе.
Социальная структура древней Индии: кратко о главном
Поистине уникальна и своеобразна история государственно-правовой системы Индии. Является неоспоримым фактом то, что цивилизация, зародившаяся на берегах Ганга и являвшаяся ровесницей Шумера и Древнего Египта, оказала существенное влияние на философско-этнические взгляды и культуру многих народов Азии. Кроме того, сама социальная структура Древней Индии, кратко описанная в данной статье, по сути, не имела аналогов в мире.
Пришельцы, заполнившие Индию
По мнению исследователей, социальная структура Древней Индии сформировалась в период заселения её территории во II тысячелетии до н. э. ариями ─ народами, говорившими на языках индоевропейской группы. Об этом свидетельствует древнейший памятник истории и литературы ─ Ригведа (1700-1100 гг. до н. э.). Значительную часть пришельцев составляли древнеиранские племена.
Известно, что по своему статусу все их представители делились на четыре основных группы, названные впоследствии варнами. Высшими среди них были брахманы ─ священнослужители, далее шли кшатрии ─ воины и вайшьевы ─ земледельцы, скотоводы и торговцы. Самым низшим сословием были шудры, выполнявшие обязанности слуг и разнорабочих.
В период Средневековья установленный ариями порядок социальной структуры Древней Индии несколько изменился за счёт того, что четыре ранее существовавшие варны распались на множество самостоятельных групп, называемых кастами. Это ещё жёстче обозначило принадлежность каждого жителя страны к определённой социальной группе, что было со временем закреплено законодательно и приняло характер устойчивой национальной традиции, во многом сохранившейся до настоящего времени.
Общинная собственность на землю
Особенности социальной структуры государства Древней Индии во многом определили её отличие от других стран Древнего Востока. В частности, следует отметить бытовавшую в ней общинную систему землевладения при полном отсутствии земель, находившихся в собственности государства. Важную роль также сыграли сохранявшиеся на всём протяжении древнеиндийской истории пережитки родового строя. Считается, что именно они легли в основу деления общества на касты и варны.
Согласно текстам, содержащимся в историческом памятнике II века до н. э., известном под названием «Законы Ману», во многом позволяющем понять социальную структуру и правовое положение населения Древней Индии, даже царь не являлся собственником всей земли, а владел лишь наследственными территориями. Он не имел право отобрать у кого-либо землю или подарить её. По закону земельные владения были неприкасаемы и находились в распоряжении общин, являвшихся основой, на которой была выстроена кастовая система, столь прочная, что её не смогли сломать даже многочисленные захватчики, такие как арабы, македонцы, греки и персы.
Социальное разделение слоёв общества
О происхождении варн, ставших впоследствии основой социальной структуры общества Древней Индии, у исследователей существует несколько точек зрения. Согласно наиболее распространённой из них, этот процесс связывают с брахманской религией. Считается, что элита ариев сумела присвоить себе исключительные права на религиозную, военную и политическую деятельность.
Само слово «варна» переводится с санскрита как «разряд», «вид» или «качество». Принадлежностью к той или иной варне определялась не только должность, профессия и размер получаемого жалования, но даже тяжесть наказания за совершённое преступление. Представители различных варн имели разные права на получение наследства, а по финансовым займам им начислялись разные проценты.
Основы социальной структуры Древней Индии ─ варны и касты ─ нашли религиозное обоснование в гимнах Регведы ─ литературном памятнике, упомянутом в начале статьи. В них представители первых трёх групп ─ брахманы, кшатрии и вайшьи ─ именуются «дваждырождёнными», и им предоставляются преимущественные права перед всеми, кто принадлежит к низшим варнам, состоящим из «единождырождённых». Их весьма многочисленная группа именуется шудрами.
Высший социальный слой общества
Вкратце остановимся на особенностях этих четырёх варн. Согласно древнеиндийской традиции, представители самой высшей из них ─ брахманы ─ произошли из уст бога Брахмы и потому считаются самыми чистыми из людей. Это едва ли не божества в человеческом облике. Принадлежность к варне брахманов являлась наследственной привилегией, и её представители всегда занимали высшие государственные посты.
Однако и у брахманов были свои проблемы. Согласно религиозной традиции, каждый из них был обязан завершить свой жизненный путь аскетом, то есть, почувствовав приближение смерти, надеть рубище и с посохом в руках отправиться просить подаяние. Или удалиться в лесную чащобу и там предаваться благочестивым размышлениям. Однако со временем желающих стать аскетами оказывалось всё меньше, и в наши дни пожилые брахманы просто переселяются в отдельную часть дома и там проводят время в полном комфорте и с телевизором.
Следующая ступень социальной лестницы
Представители второй варны ─ кшатрии ─ произошли, согласно легенде, из рук Брахмы. Они также именовались «дваждырождёнными», но в социальной структуре Древней Индии занимали позицию рангом ниже. Разница была столь велика, что девятилетний брахман по своему статусу мог считаться отцом девяностолетнего кшатрия. Лица, входившие в это сословие, также имели много привилегий и занимали руководящие посты как в армии, так и в государственно-административной сфере.
Несмотря на то что религиозные требования предписывали теснейшее сотрудничество брахманов и кшатриев, на деле между ними всегда возникала острая конкуренция за политическую власть, переходившая порой в кровавые столкновения. Об этом повествуют многие памятники санскритской литературы.
Социальная группа скотоводов и земледельцев
Третья варна ─ вайшьи, появившиеся, как утверждает легенда, из бедра бога Брахмы. Они занимались главным образом земледелием, скотоводством и различными ремёслами, но, поскольку также считались дваждырождёнными, пользовались покровительством представителей двух высших варн.
Однако, даже несмотря на это, вайшьи являлись эксплуатируемым сословием. Из их числа всегда формировались ополчения, и они же несли главное финансовое бремя, отчисляя в казну львиную долю налогов. Кроме того, на шее этого сословия сидел господствующий класс ─ жрецы. Известно, что вайшьи редко входили в число зажиточных граждан.
Те, кто появился из плевка бога Брахмы
И наконец, представители четвёртой варны ─ шудры. Эти имели несчастье появиться из стоп бога. Некоторые источники утверждают даже, что образовались шудры из божественного плевка. Так или иначе, но они составляют низшее сословие, представители которого обречены всю жизнь служить вышестоящим господам. Тем не менее шудры являлись важным элементом социальной структуры Древней Индии, поскольку составляли значительный процент от общего населения страны.
Согласно закону, закреплявшему принципы социальной структуры Древней Индии, шудра был обязан питаться тем, что осталось после трапезы хозяина, донашивать его старую одежду и во всём беспрекословно подчиняться. За оскорбление брахмана ему отрезали язык, тогда как за его убийство представителю высшей варны полагался лишь небольшой штраф. И хотя известны случаи, когда отдельные шудры достигали материального благополучия за счёт торговли или занятия ремёслами, основная их часть жила в крайней бедности.
Каста отверженных
В эпоху Раннего Средневековья внутри третьей и четвёртой варны произошло разделение на многочисленные касты, принадлежность к которым определялась в основном принадлежностью к тому или иному роду занятий. Так образовались касты кузнецов, парикмахеров, гончаров и т. д. В этот же период появились и самые «нечистые касты», представители которых получили печально известное название неприкасаемых. В литературе их часто называют чандалами или париями.
Это были люди, уделом которых от рождения и до смерти становились самые грязные, тяжёлые и унизительные виды работ. Они собирали и вывозили трупы бездомных, совершали казни преступников, чистили помойки и выгребные ямы и т. д. Селиться неприкасаемые были обязаны за городской чертой, и существовали как бы вне общества. Их положение было ещё хуже, чем у рабов, которые также составляли часть населения Древней Индии, но при этом имели некоторые права, закреплённые законом.
Традиция, пережившая века
Политико-социальная структура Древней Индии сохранялась неизменной на протяжении многих веков во многом благодаря замкнутости каждой из входивших в неё социальных групп. Известно, что законы, положенные в основу жизни общества ещё на рубеже II и I тысячелетий до н. э., исключали всякую возможность перехода из одной варны в другую.
Даже в наше время, когда Индия находится в одном ряду с промышленно развитыми государствами мира и вошла в число ядерных держав, в ней по-прежнему сильны традиции прошлых веков, и граждане страны разделены между собой непреодолимыми кастовыми барьерами.
Источники:
https://dvoris.ru/na-novyjj-god/socialnaya-struktura-drevnei-indii-te-kto-poyavilsya-iz-plevka-boga/
https://www.syl.ru/article/167006/new_indiyskie-kastyi-kastyi-v-drevney-indii-delenie-na-kastyi-v-sovremennoy-indii
https://fb.ru/article/350358/sotsialnaya-struktura-drevney-indii-kratko-o-glavnom