Современное состояние антропологической реконструкции. Герасимов михаил михайлович
Современное состояние антропологической реконструкции
В 2007 году исполнилось 100 лет со дня рождения российского антрополога М.М. Герасимова. Имя ученого получило широкую известность благодаря разработанному им методу антропологической реконструкции. Задолго до Герасимова многие ученые и скульпторы мира пытались восстановить внешность человека по черепу. Однако, эти попытки проваливались. Для решения столь непростой задачи потребовались долгие годы научных поисков и разработок, догадок и открытий.
М.М. Герасимов работал на анатомическом материале, скрупулезно исследовал взаимозависимости между мягкими покровами лица и подлежащими костными структурами; собирал сведения о толщине мягких тканей на различных участках лица. Благодаря его долголетним трудам метод восстановления лица по черепу был поставлен на научную основу и получил международное признание. Разработанное им самостоятельное направление в науке – антропологическая реконструкция – нашло свое дальнейшее развитие в трудах его учеников и сотрудников организованной им в 1950 году Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Научная школа Герасимова продолжает научно-исследовательскую работу по совершенствованию метода восстановления внешности по черепу и в значительной мере уточнила многие аспекты этого кропотливого процесса.
Антропологическая реконструкция открывает новые возможности в изучении и сопоставлении физиономических характеристик современного и древнего населения, а также позволяет получить более полную информацию и представить воочию расовый тип населения, оставившего тот или иной могильник. Лаборатория–музей антропологической реконструкции обладает единственной и самой крупной коллекцией портретов – реконструкций, дающих наглядное представление об антропологическом типе людей прошлых исторических эпох. Она также включает «документальные», т.е. выполненные на основе черепа, портреты известных исторических деятелей прошлого. Особый раздел коллекции посвящен аспектам эволюционного становления человечества.
Экспозиция Музея состоит из многих разделов. Ранние этапы эволюции человека представлены основными предковыми формами. Это – австралопитековые, ранние представители рода Хомо с территории Африки и Азии, представители гейдельбергского человека, расселившегося по большей части Старого Света, палеоантропы, а также неандертальцы. Скульптурные портреты людей эпохи позднего палеолита, мезо- и неолита выполнены по черепам с таких известных стоянок как Арене Кандиде (25 тыс. лет), Сунгирь (25 тыс. лет), Кроманьон (около 20 тыс. лет), Пржедмости (15 тыс. лет), Сахтыш (6 тыс.лет) и др. Эпоху бронзы и раннего железа демонстрируют единичные реконструкции и серии скульптурных портретов представителей различных археологических культур с территории России и сопредельных стран, скифы и сарматы, гунны и саки, славянские и финские племена, народы Сибири, жители лесной полосы Европы и Азии и многие другие.
Сотрудники лаборатории постоянно ведут научные исследования, используя современные методы сбора и обработки данных. Новые научные разработки, позволившие во многом дополнить и уточнить метод, являются весомым вкладом не только в антропологию, но и в область судебной медицины, где метод применяется в целях идентификации личности по черепу. Исследования проводились по двум основным направлениям. Первое касается изучения распределения толщины мягких покровов на различных участках лица у представителей различных этнических и поло-возрастных групп. Ранее стандарты толщины лицевых покровов получали либо путем измерения трупного материала, либо по рентгенограммам головы. Вполне понятно, что такие измерения далеко не точны. Нами же промеры толщины мягких тканей проводились с помощью эхоофтальмологической аппаратуры на живых людях. Это явилось важным шагом вперед в деле уточнения методики воспроизведения черт внешности по черепу. Ультразвук абсолютно безвреден для человека, это позволило собрать обширный статистически достоверный материал. Таким образом, к настоящему времени в Лаборатории создан банк данных по толщине мягких покровов на различных участках лица у представителей различных этнических групп (Веселовская, 1997).
Вторым направлением является поиск закономерностей соответствия отдельных размеров и элементов лица подлежащим костным структурам. Для этой цели была разработана специальная программа измерения и описания живого лица, с помощью которой было обследовано несколько контрастных в этническом отношении групп. На основе этих материалов проводили поиск устойчивых корреляций между различными элементами лица и подлежащих костных структур. В результате был найден ряд зависимостей, позволяющих с достаточно большой точностью воспроизводить такие индивидуальные характеристики лица, как ширина носа и рта, высота уха, особенности строения глазной области и т.д. (Балуева, Веселовская, 2003). Было также показано, что полученные зависимости между элементами внешности и соответствующими им структурами черепа являются в общих чертах схожими для представителей европеоидных и монголоидных народов, а также для мужчин и женщин (Балуева, Дерябин, 1998). Таким образом, элементы внешности полностью зависят от подлежащих структур черепа и именно его индивидуальность отражается на индивидуальности лица. Этот принцип является основополагающим для настоящего этапа развития восстановление лица по черепу.
Итогом этих многоплановых многолетних исследований явилось построение прогностической модели перехода от краниологической характеристики к антропологическому облику, выраженному в параметрах соматологии живого лица. В результате была создана программа краниофациального соответствия, которая представляет собой алгоритм перехода от измерительных и описательных признаков черепа к соответствующим характеристикам лица (Балуева, Веселовская, 2004). Применение этой программы позволяет не только значительно уточнить метод графического и скульптурного воспроизведения черт внешности, но и вооружает антропологов уникальной методикой, так называемого «словесного портрета», с помощью которой по черепу можно получить прижизненную антропологическую характеристику лица. При работе с сериями черепов теперь можно давать антропологическое описание целой популяции в терминах антропометрии и антропоскопии живого лица, что существенно обогащает методы сопоставлении древнего и современного населения при изучении этногенетических процессов.
Предлагаемый комплексный подход сочетания графического или скульптурного изображения лица с его описательной характеристикой позволяет осветить такие аспекты истории, которые невозможно обсуждать в рамках традиционных палеоантропологических, популяционно-генетических и молекулярно-биологических исследований. В основе его лежит решение проблемы восстановления антропологических черт человеческого лица у представителей древних популяций, где возможна непосредственная фиксация лишь краниологических признаков.
Для разработки программы краниофациального соответствия проводилось изучение статистических закономерностей соотносительной изменчивости метрических и неметрических характеристик черепа и соответствующих элементов живого лица. Отобраны эффективно работающие признаки.
Комплекс размерных антропологических признаков был разделен на три категории соответственно различным подходам к их прогнозированию на живом лице. К первой категории были отнесены те размеры, которые можно получить из краниометрических путем простого сложения с толщиной мягких тканей на соответствующих участках. Это касается прежде всего продольного и поперечного диаметров головы, скулового и нижнечелюстного диаметров, наименьшей ширины лба, морфологической высоты лица.
Вторую категорию составили такие размеры, как высота носа, верхняя высота лица, биорбитальная ширина и некоторые другие, которые примерно равны соответствующим измерениям на черепе.
Ряд же признаков головы, который и составил третью категорию, не имеет прямых аналогов на черепе. К таковым относятся высота и ширина ушной раковины, ширина носа и рта, размеры глазной щели и т.п. Во внешнем облике эти размеры играют далеко не последнюю роль. Хрящевая часть носа, пожалуй, наименее прогнозируемая область человеческого лица, однако наряду с глазами и губами является важнейшей характеристикой индивидуального облика. Поэтому поиск любых взаимосвязей, позволяющих уточнить реконструкцию данных отделов, весьма насущен. На основе многомерного корреляционного и регрессионного анализа были получены уравнения регрессии, которые можно рекомендовать к использованию при восстановлении размерных характеристик третьей категории (Балуева, Веселовская, 2004).
В отношении описательных признаков, вошедших в программу краниофациального соответствия, проводились многолетние исследования их зависимости от костной основы как по рентгенограммам головы, так и с применением особых техник на живом лице. Базируясь на значительном анатомическом материале, еще Герасимов (1955) пришел к выводу, что почти все особенности внешней формы глазной области (размеры глазного яблока, позиция глазной щели, форма верхнего и нижнего века) определены природой орбиты: характером ее краев, ориентацией орбиты, формой переносья, а также и профилировкой орбиты и особенностями строения надбровья. При работе с криминалистическим материалом авторы статьи имели уникальную возможность анализировать соответствие внешнего проявления отдельных черт и элементов лица их костным структурам, так как в их распоряжении были черепа и прижизненные фотографии тех же самых лиц (Балуева, Веселовская, 2006). В результате этих работ, заключения Герасимова в целом были подтверждены. Так, согласно нашим данным, выпуклое положение глазного яблока связано с открытой и высокой орбитой, и, напротив, закрытая и низкая орбита связана с глубокой посадкой глазного яблока. Форма краев орбиты позволяет определить особенности век и складки верхнего века. Так, высокие орбиты с острыми краями свидетельствуют об отсутствии складки верхнего века, а, например, значительное ее развитие в дистальной части определяется нависанием наружного края костной орбиты. Существуют и другие работы, подтверждающие существование корреляции между выступанием глазного яблока и структурами кости (Wendschuh, 2002). Также, Карл Штефан (2002) приводит критический обзор публикаций на эту тему.
Позиция внутреннего и внешнего углов глаза определяется по местам прикрепления внутренней и наружной связок век. Брови расположены между нижним краем надбровного возвышения и верхним краем орбиты, в общих чертах повторяя ее форму. Эти и многие другие подмеченные и проверенные закономерности, касающиеся качественных описательных признаков, также легли в основу программы краниофациального соответствия.
Практическим результатом явилась разработка специального направления данной программы, адаптированного к задачам экспертных криминалистических работ. Впервые предложена и апробирована методика составления “словесного портрета” живого лица на основе черепа неопознанного индивидуума. По ряду проведенных экспертиз с применением вышеназванной методики, были опознаны без вести пропавшие люди.
Однако надо отметить, что мы намеренно избегаем изображать какие-либо эмоции на реконструкциях; воспроизводим лишь то, что удается увидеть на черепе. Можно ведь так увлечься “созданием образа”, что физические признаки лица просто потеряются, т.е. художники преднамеренно «искажают» – увеличивая или уменьшая – ту или иную черту лица для большей выразительности. Для нас каждый череп строго индивидуален, а методика воспроизведения черт внешности по костным структурам точна и выверена до мелочей. Поэтому, работая над реконструкцией, мы четко и последовательно формируем структуры лица, не отвлекаясь на создание художественного образа – главное это доскональная передача индивидуальных черт внешности. Мы – не художники, результат нашей работы, скульптурный или графический портрет, не является произведением искусства. Именно поэтому восстановление лица по черепу широко применяется в судебной практике, так как мы восстанавливаем индивидуальный портрет человека с присущими ему характерными чертами, которое узнаваемо вне зависимости от возраста и эмоционального состояния.
С разработкой программы краниофациального соответствия появилась возможность моделировать антропологическую характеристику популяции, облик которой реконструируется на базе краниологических данных ископаемой серии. Данная программа успешно используется для демонстрации комплексов морфологических особенностей внешнего облика населения разных исторических эпох и территорий.
Антрополог Герасимов – он потревожил Тамерлана и вызвал страшную войну
15 сентября 1907 года родился Михаил Герасимов, автор метода антропологической реконструкции, среди скульптурных портретов, созданных им, изображения Ярослава Мудрого, Тамерлана и Ивана Грозного
Каждому, кто хоть немного соприкасался с исторической литературой, имя Михаила Герасимова хорошо известно. В портретных галереях, посвященных правителям средневековой Руси, обязательно присутствуют изображения, выполненные на основе антропологической реконструкции Герасимова.
Михаил Михайлович родился в Петербурге, но детство провел в Иркутске, куда переехали его родители. Мальчик рос очень любознательным, он перечитал все научно-популярные книги из отцовской библиотеки, а когда под Иркутском нашли стоянку древнего человека, девятилетний Миша принял участие в археологических раскопках.
Любовь к «древностям» была заложена в детстве. В 13 лет он проводит много времени в анатомическом музее при медицинском факультете Иркутского университета и в …морге, где изучает мягкие ткани лица и строение черепа.
Накопление фактического материала, начатое с палеонтологических находок – черепов диплодока и птеродактиля, мастодонта и мамонта, и продолженное на животных, очень хорошо помогло ученому. Свои первые реконструкции облика древних людей, неандертальца и питекантропа он провел уже в 20 лет. И очень точно стал делать скульптурные портреты давно умерших людей.
Герасимов неоднократно на отлично проходил устраиваемые светилами науки экзамены. Имея в руках лишь череп, он с высокой точностью восстанавливал внешность человека. Один раз он реконструировал внешность папуаса из Новой Гвинеи, который приехал в Россию вместе с путешественником Миклухо-Маклаем и скончался здесь, второй – внешность матери писателя Достоевского. Сопоставление в первом случае с фотографией, во втором – с прижизненным портретом, говорило о поразительном сходстве.
Выработав свой высокоточный метод, Герасимов смог приступать к исследованиям выдающихся персон средневековой истории. Он получил доступ в некрополи князей Древней Руси и усыпальницы великих правителей Азии.
Среди его работ, связанных с личностями правителей, следует назвать работы по реконструкции облика Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского и Ивана Грозного.
Метод Герасимова проливал свет на некоторые не выявленные моменты истории, и его открытия впоследствии получали документальное подтверждение. Так, он выполнил портрет князя Андрея Боголюбского, сын русского князя Юрия Долгорукого оказался человеком с восточной внешностью. Князь Андрей «имеет несомненные элементы монголоидности», – отмечал Герасимов. Сначала историки возмущались такой работой, но позже выяснилось, что матерью Андрея Боголюбского была половецкая княжна, отсюда у него восточные черты лица.
Своей самой значительной работой Михаил Михайлович считал реконструкцию внешности Тамерлана. Он получил доступ в самаркандскую усыпальницу Тимуридов Гур-Эмир и все работы в ней проводил в соответствии с рекомендациями мусульманского духовенства. Благодаря русскому исследователю, мы с точностью можем сказать, как выглядел Великий Хромец, завоевавший полмира.
С работой в мавзолее Гур-Эмир связана одна загадочная история. Древнее предание, происхождение которого установить не представляется возможным, гласит, что тот, кто вскроет саркофаг Тамерлана – выпустит духа войны. 21 июня 1941 года Герасимов с помощниками начал работы, а на следующий день началась Великая Отечественная война.
Люди рационального склада, не склонные к мистицизму, например, академик физик Борис Раушенбах говорили об этом, правда, не пытаясь дать этому событию какую-либо оценку. Сам Герасимов к этой истории относился с удивлением и иронией. План «Барбаросса» верхушкой Третьего Рейха был разработан задолго до лета 1941 года, вскрытие могилы Тамерлана и начало войны – всего лишь совпадение.
За свою жизнь гений антропологии Герасимов создал свыше двухсот портретных реконструкций исторических личностей. Академик Раушенбах сказал, что с уходом Михаила Герасимова ушла целая эпоха.
Жуткое прошлое и лица, проявляющиеся с помощью антропологической реконструкции (21 фото + 4 видео + 1 гиф)
Восстановление лица по черепу или метод антропологической реконструкции облика на краниологической основе — является прикладным методом антропологии, позволяющим по внешним данным черепа, по его рельефу и структуре реконструировать портретное лицо (то есть облик) человека, которому этот череп принадлежал.
Процесс создания скульптурной реконструкции на краниологической основе делится на следующие этапы:
Анализ черепа
Графическая реконструкция
Скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот, обеспечивающие в дальнейшем объективное построение портрета.
Завершение работы над бюстом с учётом исторических данных (костюм, причёска).
Этапы реконструкции – скульптурная реконструкция
По данным таблицы толщин покровов и корреляций Герасимова, с помощью штангенциркуля, скульптурного пластилина и тончайшего лезвия, получают столбики-маяки соответствующей высоты, толщиной около 5 мм, которые расставляются в главных, соответствующих замерам М. М. Герасимова, точках. После того, как все маячки выставленны во всех краниометрических точках, по профилю и франкфуртской горизонтали, они соединяются гребнями из того же пластилина так, чтобы не повредить высоты маяков. Поэтому, высота гребня между разными по высоте маяками должна быть неравномерной, и на одном своём конце быть равной ближайшему маяку, а на другом увеличиваться относительно другого маяка.
После чего, полностью формируются две главные линии — фронтальная и линия франкфуртского сечения, которая является экватором черепа и проходит по нижнему краю глазницы, до верхнего края ушного отверстия. Промежутки между гребнями заполняются воском или тем же пластилином. В соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями, моделируются глазные яблоки, рассчитывается разрез глаз, моделируются веки.
Постановка уха выполняется следующим образом. Известно, что длина прямой, проведённой от глабеллы, то есть точки лежащей посередине между бровями, до подносового шипа, равна длине уха.(max.). Верхний контур уха равен по своей форме и своему положению, шву височной кости, к которому присоединяется височная мышца. Выставляется высота и контур, затем моделируется ухо.
Если необходимо, протезируются или имитируются зубы, для точного определения прикуса. Профиль носа вырезается из пластилина по готовой графической реконструкции и реконструируется нос. По данным графической реконструкции, выполненной в натуральном масштабе, моделируются губы. В дальнейшем идет художественная обработка полученного образа, с учетом половых, возрастных, расовых и этнических особенностей. (по материалам Википедии)
Источники:
https://antropogenez.ru/article/136/
https://zen.yandex.ru/media/id/592d407cd7d0a6f37914f847/59bc2698482677f94340e9e8
https://fishki.net/2490748-antropologicheskaja-rekonstrukcija—zhutkie-no-interesnye-lica-iz-proshlogo.html