Структура персонажа. Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А
Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Коллекция сочинений: Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума»
“Горе от ума» — реалистическое произведение, где автор дает обобщенную картину жизни дворянской Москвы 20-х годов XIX века. Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется внесценическими персонажами, то есть такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаем по рассказам главных героев. Для того чтобы расширить рамки произведения, усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. Это новаторский прием Грибоедова-драматурга.
Персонажи, которые помогают обрисовать идеалы, принципы и ценности “века минувшего», — это Максим Петрович, о котором с благоговением вспоминает Фамусов (“Тогда не то, что ныне: при государыне служил Екатерине»).
Фома Фомич, Кузьма Петрович, Татьяна Юрьевна, “Нестор негодяев знатных», княгиня Марья Алексеевна и другие — все они занимают достаточно высокое социальное положение: чиновники, вельможи, сановники — “тузы».
Другие герои, близкие по духу и мироощущению Чацкому, как бы повторяющие его мир, мысли, поведение, — это князь Федор, и химик, и ботаник, и двоюродный брат Скалозуба.
Роль внесценических персонажей — создать в ограниченных рамках пьесы широкую картину всей жизни тогдашней России. Эти герои не только расширяют рамки произведения, но и помогают лучше понять и оценить действующих лиц.
В отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Как и другие действующие лица, второстепенные персонажи ярко характеризуют фамусовское общество. Среди них наиболее выделяются Загорецкий и Репетилов, необходимые спутники этого общества. Именно фигура Загорецкого доказывает, что дворянское общество глубоко безнравственно. Хлестова так характеризует Загорецкого: “лгунишка он, картежник, вор», но мастер услужить, поэтому для него везде открыты двери. От Горича мы узнаем, что он еще и доносчик (“горазд переносить»), Горич остерегает Чацкого высказываться при Загорецком откровенно.
Репетилов является как бы пародией на Чацкого, в его образе осуждаются люди, искажающие и опошляющие высокие идеи. Репетилов будет существовать вечно, тип подражателя всегда возникал в переломные эпохи. Такие как Репетилов стараются называться передовыми и прогрессивными, но на самом же деле за этим скрывается пустота: “Шумим, братец, шумим!»
Но наиболее интересна роль Лизы в комедии “Горе от ума». Уже с самого начала пьесы мы видим, что Лиза — незаурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью, которые помогают ей хорошо разобраться в людях. Она дает меткие характеристики другим персонажам: Скалозубу (“речист, а больно не хитер»), Чацкому (“кто так чувствителен, и весел, и остер»). Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов, который “монашеским известен поведеньем», втихую волочится за служанкой, Молчалив, любящий барышню “по должности», тоже не прочь приударить за Лизой. Мне кажется, что образ Лизы является как бы двигателем всей пьесы, если бы его не было, то развязка была бы совершенно другой. Итак, Лиза играет важную роль в развитии сюжета комедии. Все второстепенные и внесценические персонажи сделали пьесу более интересной и насыщенной. Благодаря им, по замечанию Гончарова, в группе из небольшого числа лиц отразилась вся прежняя Москва, ее дух и нравы.
Внесценические персонажи и их роль в комедии
Героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные
Герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как
Типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.
К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии
Строится на их взаимоотношениях, взаимодействие этих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы.
Второстепенные герои – Лиза, Скалозуб, Хлестова и
Образ Молчалина в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума” Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора – образ.
Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными.
Анализ пятой сцены комедии “Горе от Ума” Сочинение на тему: Служить бы рад, прислуживаться тошно. В пятой сцене (действие 2, явл. 2) происходит первое столкновение Чацкого с Фамусовым. Чацкий ведет “наступление”: он сватается к Софье. Фамусов “отражает.
Смысл названия комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова (2) Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А. С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии – борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”. В самом заглавии пьесы.
Сравнение образов Софьи и пушкинской Татьяны Любовь Софьи к Молчалину, как и пушкинской Татьяны к Онегину, – один из примеров настоящего чувства, высокий образец любви. Обе героини свято убеждены, что само Провидение послало им большую любовь.
Ум и дела твои бессмертны в памяти русской (о творчестве Грибоедова) 1823 и 1824 годах Грибоедов провел в отпуске – в Москве, в деревне Бегичевых, в Петербурге. Его новое сочинение – комедия “Горе от ума” – произвело фурор. Задумана она была.
Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В конце зимы 1824 года по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый.
Чацкий не только умен, но и положительно умен “Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и.
Современное прочтение Грибоедова Александр Сергеевич Грибоедов является автором замечательной реалистической комедии “Горе от ума”. Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова, он сумел создать русскую политическую комедию на бытовом материале, с широким изображением современных.
Фамусов в моем представлении “Мы, например, или покойник дядя. не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам.” А. С.Грибоедов “Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо.
Фамусов и Молчалин в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.
Дух времени в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Герой и эпоха. Образованный человек своего времени, АС Г-дов еще в молодости увлекался историей миро-вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художествен-ные достижения русских и западноевро-пейских литераторов. В это.
Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (1) “Безумным вы меня прославили всем хором.” И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова – о человеческих отношениях, без.
Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить “вечные” человечес-кие.
Поколение “отцов” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” У А. С. Пушкина есть замечательное высказывание: “Грибоедов сделал все. Он написал “Горе от ума”. Так лаконично, четко, емко и необыкновенно точно о комедии не говорил никто. Что же имел.
Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” – первая русская реалистическая комедия, в которой перед нами предстала жизнь Москвы 10-20-х годов XIX века. Используя один из основных принципов реализма – принцип типизации, драматург создал.
Чинопочитание, трусость, изворотливость и услужливость В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. А. С. Грибоедов В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века. Заглянем в.
Образы женщин в комедии представлены также второстепенными В системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума” важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно.
Фамусов 2 П. А.Ф.- одно из главных действующих лиц комедии, представи тель лагеря крепостников. Ф – дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу.
Кто же Чацкий: победитель или побежденный В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он.
Сейчас вы читаете: Внесценические персонажи и их роль в комедии
Внесценические персонажи в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
Сюжет пьесы
Весь сюжет произведения закручен вокруг молодого человека дворянских кровей Александра Чацкого. Он возвращается из трехлетнего путешествия обратно на родину к своей возлюбленной — Софье Фамусовой. Они дружили с самого раннего детства, а в юности полюбили друг друга. Но как выяснилось, Софья была в сильной обиде на Александра из-за того, что тот уехал в Сант-Петербург и не писал ей.
Вернувшись домой, Чацкий первым делом едет в дом Павла Фамусова, отца Софьи, с намерением жениться на девушке. Но София реагирует на его приезд довольно холодно. Сначала Александр не догадывается, что его приезд не к месту. Выясняться, что Софье нет дела до Чацкого, ведь она влюблена в другого и погружена в свои переживания.
Возлюбленным оказывается Алексей Молчанин, который проживает в ее усадьбе и приходится секретарем Павла Афанасьевича. Но Чацкий не знает этого, потому он пытается понять, кто украл сердце его Сони. Алексея он не считает за противника, а видит в нем лишь жалкого человека, который не достоин ни внимания, ни любви девушки. Помимо всего прочего, он презирает его за попытки угодить всем вокруг, особенно тех, кто выше него по статусу. После того как Александр понимает, что именно этот мелкий человек понравился его Софье, он в ней окончательно разочаровался.
С самого начала и до конца комедии Чацкий то и дело читает выразительные монологи, в которых раскрывает всю сущность московского общества. Ярче всего представляет в них это самое общество папа Сони — Павел Фамусов. Однако в этом самом обществе недолюбливают Александра и поговаривают о его сумасшествии. Слухи о том, что у Чацкого не все в порядке с головой, начала распускать Софья, обидевшись, что он как негодяй ее бросил. А люди с радостью их подхватили и разнесли по всей столице. В финальном действии пьесы Чацкий принимает решение покинуть Москву.
В произведении, как и в любой классической пьесе, соблюдены единство места и времени происходящего. События разворачиваются в течение суток в доме Фамусова. В сюжете отражаются две линии: любовная история Чацкого и его противостояние столичному обществу.
Конфликт произведения
Пьеса выделяется среди других произведений тем, что в ней два конфликта: любовный и социальный. Первый строится вокруг любви Чацкого к Соне. Социальное противоречие разворачивается вокруг противостояния «века нынешнего и века минувшего». При этом каждый из двух конфликтов тесно между собой переплетаются.
Пока Чацкий пытается выяснить, что произошло с Соней и в кого она влюблена. Ради этого он общается с ней самой, ее отцом и Молчаниным. Во время этих диалогов он понимает, что его новаторские взгляды расходятся с каждым из героев. Они типичные консервативные дворяне, а Молчанин хотел бы им стать. Эти люди не хотят что-то менять в своей жизни, поэтому их пугает Чацкий и его взгляды. Все 4 действия комедии они спорят между собой об идеалах, семейных ценностях и работе.
Персонажи комедии
В произведении Александра Грибоедова «Горе от ума» есть два типа персонажей:
- главные герои;
- второстепенные герои;
- внесценические персонажи.
Последние — герои, которые ни разу не вышли на сцену, но их имена то и дело упоминались по мере развития сюжета пьесы. Грибоедов безусловно был новатором. Он возложил на этих немых героев задачу дополнить таблицу и помочь раскрыть всю абсурдность «барской» России.
Удивительно, что второстепенные герои, в отличие от них, появляются на сцене, но при этом не играют практически никакой роли в развитии сюжета. Но и они, как и все другие персонажи, отлично характеризуют фамусовское общество, даже несмотря на свои эпизодические роли.
Среди них особенно смогли выделиться Загорецкий и Репетилов. Именно образ первого доказывает читателю, что все дворянство по натуре своей глубоко безнравственно. Хлестова охарактеризовала его как лгуна, картежника и вора, но мастера прислужить. Именно за это умение его всегда рады видеть. Горич же утверждает, что он ко всему прочему еще и стукач, и предостерегает Чацкого говорить о чем-либо серьезном при нем.
Репетилов — своеобразное высмеивание Александра Чацкого. Он наоборот, судит людей, которые искажают главные идеи дворянского мира. И такой персонаж будет вечен, ведь подражатели всегда появлялись на сломе двух эпох. Такие люди, как он, претендуют на звание передовых и прогрессивных. Но в действительности они просто прибежали туда, где шум.
Наиболее интересна в комедии роль Лизы. С самого начала понятно, что она умна, умеет посочувствовать и хорошо разбирается в людях. Лиза — тот самый персонаж, пересекаясь с которым, каждый герой, сбросив маску, показывает свое истинное лицо. Ее образ — двигатель всего сюжета.
Роль внесценических персонажей «Горе от ума» — отобразить полную картину жизни столицы того времени. Этот тип героев не только смог расширить рамки комедии, но и дополнил характеристику основных действующих лиц, помог их лучше понять. И именно за счет введения большого количества персонажей в пьесе Грибоедову удалось высмеять весь город и его жителей. Даже сам автор охарактеризовал свое произведение следующим образом: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии». Используя цитаты и упоминания о них, автор один за другим ввел в комедию этих персонажей.
Максим Петрович
Такой персонаж, как екатерининский вельможа Максим Петрович, занимает особое место в числе образов комедии. Фамусов, говорящей о важности происхождения и чина, ставит его всем в пример. Это его идеал для подражания. Он любит рассказывать о его достижениях, ведь это гордость иметь такого родственника.
Для главы дома важно то, что его дядюшка получал ордена, был богат, имел слуг, а самое главное — жил при князе и прислуживал самой княгине. Сам герой симпатичен другим тем, что он раздает чины, пенсии и его всегда рады видеть при дворе. Но ради достижения таких высот, когда было нужно прогнуться под кого-то, он всегда это делал.
Именно Максим Петрович дает понять, что человек в обществе Фамусова оценивается по занимаемой им должности и его статусу. И это общество всеми силами борется за то, чтобы все оставалось как есть, без изменений. Они стараются всеми силами следовать традициям, доказывать непоколебимость авторитетов и свое превосходство.
Дворянин в Российской империи защищен в первую очередь своим статусом. Но если он еще не нарушает традиции своего класса, то перед ним открываются все возможности. Главное — не быть неудачником, как Репети-Лова. Это еще один второстепенный персонаж, который, несмотря на свой статус, пытался метить на высокую должность, но ничего не вышло.
Фома Фомич
Человек, который, в отличие от Молчанина, сумел добиться высокого положения в обществе. У него уже есть чины и высокий статус. Он был начальником отделения при трех министрах — это главное в нем для Молчанина. В то время как Чацкий описывает его как самого пустого человека из всех бестолковых. Этот закадровый персонаж — полная противоположность Репетилова, который встретил неудачи и в карьере, и в любви.
Француз из Бордо
Француз изначально ехал в Россию, как во что-то страшное, а приехал словно в свою провинцию. Он не встретил ничего русского в этой стране. Чацкий высмеивает желание москвичей поклоняться всему заграничному и общаться между собой на французском. Английский клуб, описанный Грбоедовым, — это одно сплошное подражание. Столичное общество ничем не занимается, но старается создать видимость активной деятельности.
Тугоковский и Горич
Платон Михайлович Горич — статусный мужчина, но находится под властью своей супруги. Его не устраивает то, что Наталья Дмитриевна указывает ему, как что-то делать, словно маленькому ребенку. Тем не менее, он не смеет оспаривать ее мнение. Он отображает еще одно явление, свойственное московскому барству, — всевластие женщин.
Также царят дела и в другой семье, что еще раз это подтверждает. Тугоуховский делает все, что говорит его супруга: приглашает в дом названных ею гостей и идет на поклон.
Эти женщины загнали своих мужчин под каблуки. Свою власть они никому не отдадут и будут защищать до последнего. Что опять же говорит о нежелании общества меняться.
Татьяна Юрьевна
Идеалом для подражания желающего всем угодить Молчанина стала Татьяна Юрьевна. Этого человека он берет себе как пример для восхищения и подражания, ведь она устраивает самые пышные и богатые балы в округе. Татьяна своим примером олицетворяет основные «достоинства» персонажей «Горе от ума»:
Именно по этим критериям они оценивают человека и думают, имеет ли смысл с ним общаться. Когда Молчанину становится известно, что Чацкий знаком с ней, он удивлен. Ведь Александр казался ему сумасшедшим.
Роль помещиков
В произведение также упоминаются и помещики, которые только и делают, что хвастаются своей способностью выменять слуг на борзых щенков.
Есть среди них и те, что любят поиграть на публику. Они устраивают в своих особняках балы для крепостных. Но затем они, нисколько не беспокоясь о людях, продают поодиночке матерей и их детей, несмотря на то, что семья распадется.
Другие герои
Кузьма Петрович, наряду с Максимом Петровичем, отожествляет идеал Фамусова. «Он и сам был богат и на такой же был женат, и знатного рода» — столичный туз, перед которым приклонялась вся Москва.
К веку минувшему также относятся все друзья Репетилова из его подобия тайного общества, что хотело бы стать передовым. К представителям века минувшего также относятся:
- Отец Молчанина, посоветовавший сыну угождать всем и всегда;
- Барон фон Клоц и его продажные секретари;
- Прасковья Федоровна, тетя Сони, любившая собирать сплетни и передавать их дальше;
- Мадам Розье и танцор Гильоме, которые были любимы лишь благодаря своим иностранным фамилиям и происхождению, так как большинство столичных штучек презирало всю отечественную культуру и восхищалась зарубежной;
- Князь Григорий и Воркулов Евдоким — любители Англии и итальянской музыки;
- Хворовы, Скачковы, Нестор Валранский и Дрянские.
Представителей «века нынешнего» в пьесе гораздо меньше. Единомышленник Чацкого и внесценический персонаж — двоюродный брат Скалозуба, который ушел со службы, чтобы наслаждаться деревней и чтением литературы. Также таковым является профессор Педагогического института и племянник княгини Тугоуховский Федор, изучающий химию и ботанику. И основная доля этой категории — это вся молодежь, которую представляет Чацкий в своих отрывках из своих монологов «А судьи кто?», «Пускай теперь один из нас». По его мнению, именно они — люди, за которыми будущее великой страны.
Таким образом, вспомнив список внесценических персонажей «Горе от ума», можно подытожить, что Грибоедову удалось отобразить в своем произведение всю многогранность московского общества. Он выставил на всеобщее обозрение все их недостатки и мнимые достоинства, которыми они так гордятся.
Источники:
https://www.rlspace.com/vnescenicheskie-i-epizodicheskie-personazhi-i-ix-rol-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/
https://studentguide.ru/griboedov-a-s/vnescenicheskie-personazhi-i-ix-rol-v-komedii.html
https://nauka.club/literatura/vnestsenicheskie-personazhi-komedii-gore-ot-uma.html