36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий внеклассного мероприятия «Мир кукол. Урок-путешествие в мир играющих кукол

Урок-путешествие в мир играющих кукол

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Образовательные:

    углубить знания учащихся о народном кукольном театре;
  • рассказать о личности С.В. Образцова и о театре, носящем его имя;
  • познакомить учащихся с пьесой С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

Развивающие:

    развивать воображение, творческие возможности учащихся;
  • развивать интерес к предмету и к театру;
  • развивать эстетическое отношение к действительности.

Воспитательные:

    воспитывать умение слушать, вести диалог;
  • воспитывать уважение к культурному наследию разных народов.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, запись скоморошьих наигрышей, коллекция кукол (сделаны учениками предыдущих поколений), ширма, куклы и весь необходимый реквизит для спектакля по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”. (Приложение 1)

I этап. Подготовительный

  • Для подготовки спектакля по пьесе С. С Маршака “Петрушка-иностранец” можно привлечь старшеклассников, но участие в спектакле будет интересно и пятиклассникам.
  • Остальные учащиеся к уроку получает задания:
    • Повтори изученное по теме “Народный кукольный театр”.
    • Попробуй самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни.

    II этап. Реализация идеи

    1. Организационный момент

    2. “Погружение в тему”

    Звучат скоморошьи наигрыши.

    Учащиеся записывают тему урока “Мир играющих кукол”.

    Вступительное слово учителя:

    – Дети, сегодня мы совершим необычное путешествие. Вы знаете, чтобы путешествие состоялось, надо к нему подготовиться. Выполните небольшое задание: запишите в тетради слово “кукла”, а под ним в столбик слова, которые возникают по ассоциации с этим словом.

    – Конечно, вы хорошо знаете мир кукол, но сегодня нам предстоит узнать много нового, потому что мы совершим путешествие в мир играющих кукол.

    3. Повторение изученного

    I часть. Народный сатирический театр

    Слайд 2. “Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос.

    Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время”.

    – Узнали ли вы сказку? Кто её автор? О чём в ней говорится?

    – Конечно, так начинается повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, которая была написана по мотивам сказки Карло Коллоди “Приключения Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”. Действие сказки А. Н. Толстого происходит в Италии. В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А кто помнит, как она заканчивается?

    Слайд 3. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре “Молния”, где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.

    А как было в жизни? Театр кукол – очень древний вид театрального искусства. Он был известен многим народам мира. В Европе театр кукол появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли.

    4. Изучение нового материала с попутным повторением пройденного

    Слайд 4. Отправимся в Италию. К концу XVI века в Италии окончательно сформировался народный сатирический театр кукол. Кукольные представления давали на ширме-будочке, или палатке. На этой ширме-палатке с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые итальянцы выделяли среди других термином “бураттини”. Кукольников, работающих в этой технике, называют “бураттинаи”.

    Слайд 5. Главным героем театра бураттинов стал весёлый, неунывающий Пульчинелла. Он имел писклявый голосок, создаваемый пищиком – металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой (по-итальянски “пиветта”); кукольник держит пищик во рту, когда говорит за Пульчинеллу.

    Слайд 6. Если мы продвинемся из Италии на север и ступим на землю Франции, то найдём здесь те же виды кукольного театра. В это время в стране неофициально правил кардинал Мазарини, он не вызывал симпатий ни у французской знати, ни у народа. По Парижу ходили злые сатирические стихи – “мазаринады”. Одна из них была подписана именем Полишинеля. Театрик Полишинеля принадлежал кукольнику Жану Бриоше, его настоящее имя было Джованни Бриоччи. По происхождению он был итальянцем, и его итальянский Пульчинелла во Франции превратился в Полишинеля. Полишинель был признан французами “своим” и говорил уже от имени французского народа.

    Самые старые, известные по картинам, рисункам или музеям перчаточные куклы Полишинеля относятся к XVIII веку. У Полишинеля этого времени выросли два горба – спереди и сзади. На голове треугольная шляпа, надетая на белый парик. Из рукавов кафтана выступают кружевные манжеты. Пышный кружевной воротник окружает шею. Этот Полишинель уже настоящий француз, по крайней мере внешне.

    Слайд 7. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появлялись и в других странах. В Англии любимцем зрителей стал Панч.

    Слайд 8. В Германии таким героем был Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг. В Чехии несколько позднее родился Кашпарек.

    – Ребята, вспомните, что вы знаете о русском народном кукольном театре. Кто главный герой в народных комедиях? Что у него общего с кукольными героями других народов? Вспомните внешность Петрушки (предполагаемый ответ: у Петрушки огромный нос, выступающий вперёд подбородок и горб; на Петрушке – красная рубашка, на голове колпак с бубенчиками). А каков его характер? (Ответ учащихся.)

    Слайд 9. По характеру (смелости, дерзости, насмешливости) все они – родственники нашего Петрушки.

    – Кто это они? Давайте ещё раз назовём имена народных кукольных героев.

    То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и лёгкие ширмы убирали. Но назавтра Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и куклы снова дерзко и смело, во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.

    Вывод: у каждого народа свои кукольные герои, в чём-то похожие, а чем-то разные. Но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей.

    – К уроку вы должны были попробовать самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни. (Ответы учащихся.)

    II часть. XX век. Великий кукольник

    Перенесёмся в XX век. Кукольный театр, конечно, изменился. Если на первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями, а в Средние века на площади между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды, то с XIX века представления стали играть в специально выстроенных помещениях. Кукольный театр изменился, но осталось главное – в представлениях участвуют куклы.

    Слайд 10. Мир кукол – это не только куклы, но и кукольники – артисты. История мирового театра кукол знает много известных имён. Говоря о современном театре, нельзя не рассказать о Сергее Владимировиче Образцове.

    Удивительный человек уникальной профессии, артист-кукольник, писатель, драматург – всё это Сергей Владимирович Образцов (1901-1992). В 2011 году исполнилось 110 лет со дня рождения великого кукольника. Имя его популярно и в нашей стране, и за её пределами. Творчество и жизнь артиста нашли широкое отражение в книгах, статьях.

    Слайды 11-15. Его спектакли живут сегодня в театре, по праву носящем имя Образцова. Такие замечательные постановки, как “По щучьему велению” (1936), “Волшебная лампа Аладдина” (1940), “Божественная комедия” (1961), “Необыкновенный концерт” (1968) и другие, служат украшением репертуара Центрального театра кукол и до сих пор.

    Слайд 16. А началось всё в детстве с материнского подарка – маленькой куклы Би-Ба-Бо. Сам же маленький владелец (Образцову было пять лет) ласково называл её Бибабошкой. Она состояла из двух частей: головы с отверстием внизу и матерчатого халатика. Если надеть её на ладонь, а затем головку – на указательный палец, то можно было заставить Би-ба-бо кивать головой, двигаться. Растопыришь пальцы – кукла радуется, прижмёшь их к головке – плачет…

    Би-ба-бо – перчаточная кукла. Такие куклы надеваются на руку, как перчатки, и известны они ещё со времён комедий о Петрушке. Подобные куклы существовали и в Китае, и в Индии, и в Древней Греции.

    Слайд 17. Постоянной спутницей выступлений Образцова стала музыка. Портативная ширма с внутренними карманами, концертмейстер – и вот уже готов театр одного актёра!

    Слайд 18. У каждого кукольника есть своя, самая любимая кукла. У Образцова такой куклой был Тяпа. В 1928 году ему понадобился “напарник” для исполнения на эстраде колыбельной М. Мусоргского. Он сделал из папье-маше головку этой куклы и сшил для неё белую рубашку-распашонку. Получилась перчаточная кукла-ребёнок. Некоторые утверждали, что её лицо напоминало лицо самого кукольника в младенчестве.

    Слайд 19. Образцов изображал отца и ребёнка. Он выходил с этой куклой на эстраду, не прячась за ширму, баюкал “ребёнка” на руках, пел ему колыбельную, давал соску-пустышку, играл с ним. Этот трогательный номер и сама кукла всегда имели у зрителей оглушительный успех.

    С Тяпой Образцов не расставался всю жизнь. Он исполнял этот номер и в сборных эстрадных концертах, и в своих сольных программах как в нашей стране, так и за рубежом. Благодаря этому Тяпу узнали и полюбили в десятках стран. Образцов очень любил своего Тяпу, он называл его “самым старым ребёнком в мире”. Этой кукле уже больше восьмидесяти лет.

    Читать еще:  Юрий иванович название рай и ад земли. Юрий Иванович: Рай и ад Земли

    Слайд 20. Размах и разнообразие личного репертуара не могли не привести к созданию театра. Театр – это главное дело жизни Образцова. В 1931 году Сергею Владимировичу предложили организовать новый театр кукол и стать его художественным руководителем. В 2011 году театр отмечал свой 80-летний юбилей. Работу Государственный центральный театр кукол начал с поисков авторов, с создания собственного репертуара. Пьеса для первого представления была написана драматургом Андреем Глобой. Она называлась “Джим и Доллар”. Премьера первого спектакля состоялась 17 апреля 1932 года.

    Слайд 21. Сначала театр работал только для детей и первые шесть лет был разъездным.

    Слайд 22. За это время было поставлено пятнадцать спектаклей.

    Слайд 23. С 1937 года театр имел уже собственное здание на площади Маяковского.

    Постепенно образцовцы начали готовить и спектакли для взрослых. 1 октября 1940 года поставили “Волшебную лампу Аладдина”. Один за другим рождаются новые спектакли, переносящие зрителей то в сказку, то в атмосферу эстрадного концерта.

    Слайд 24. В спектакле “Необыкновенный концерт” участвовала большая группа актёров – воспитанников Образцова. Здесь звучал “цыганский хор”, исполнялся опереточный дуэт, был смешной конферансье (куклу озвучивал актёр Зиновий Ефимович Гердт). Это спектакль – рекордсмен, по праву вошедший в книгу рекордов Гиннесса. Он уже прошёл больше восьми тысяч раз, объехал сотни городов нашей страны и тридцать восемь иностранных государств. Хор, оркестр, оформление приблизили кукольный театр к актёрскому, но специфика кукольного театра осталась.

    Слайды 25-26. Забавные человечки вызывали смех и сопереживание аудитории самых разных возрастов. В конце спектакля из-за ширм выходили кукловоды, появлялся и главный режиссёр Сергей Образцов – душа театра.

    В первом здании театра на площади Маяковского (официальный адрес: улица Горького, дом 32а) в зрительном зале имелся балкон, откуда неудобно было смотреть спектакли. Поэтому образцовцы отделили его стенкой и в получившемся отсеке расположили музей кукол. Его основателем и первым заведующим был актёр и режиссёр театра Андрей Яковлевич Федотов.

    Слайд 27. Когда в 1970 году театр отпраздновал новоселье в здании на Садово-Самотечной улице, сюда переехал и музей театра.

    Слайд 28. Этот музей – единственное в России и одно из крупнейших в мире собрание различных театральных кукол от античности до наших дней. В нём также хранятся ценнейшие архивные документы, книги с автографами выдающихся деятелей искусства и другие раритеты. Всего около четырёх тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из шестидесяти стран мира.

    Слайд 29. В коллекции музея около восьми тысяч афиш, плакатов, программ спектаклей, эскизы декораций и костюмов, чертежи, рукописи, фотографии, негативы, слайды. В фондах музея хранятся уникальные фильмы-спектакли Театра С.В. Образцова и лучших театров кукол мира.

    Слайд 30. Обязательно посетите Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова и его уникальный музей. Здание театра вы легко узнаете по оригинальным часам на фасаде: сверху – большой петух, в центре – циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами, а вокруг – двенадцать железных домиков. Каждый час бьют часы, петух хлопает крыльями и громко кукарекает, открывается домик, соответствующий определённому времени, и из него появляется кукла. А ровно в полдень открываются все двенадцать домиков, и оттуда выходят все куклы: медведь, козёл, сова, ворона, заяц, лиса, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк.

    Слайд 31. И каждый день в 12 часов дня, когда все звери показываются из своих окошек на часах и танцуют под музыку “Во саду ли, в огороде…”, у театра собираются улыбающиеся люди, которых так любил весёлый и мудрый кукольник – С.В. Образцов.

    5. Спектакль по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

    – Продолжая наше путешествие, мы побываем на представлении пьесы Самуила Яковлевича Маршака “Петрушка-иностранец”, которая была написана специально для театра Образцова.

    Разыгрывается отрывок из пьесы. (Приложение 2)

    III этап. Рефлексивный (подведение итогов, самооценка)

    – Вспомните все этапы урока, проанализируйте свою работу на каждом этапе, ответьте на вопросы:

    – Что вы для себя открыли нового? Что удивило? Что понравилось?

    Задание на дом.

  • Сделай перчаточную куклу или голову куклы из материи, дерева, картонки, бумаги или другого материала (по желанию).
  • Подготовься разыгрывать диалог в роли одного из героев в выбранном действии народной комедии “Петрушка Уксусов”.
  • Прочитай пьесу С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец” полностью (по желанию).
  • Внеклассное мероприятие “Тряпичные куклы”
    методическая разработка (4 класс) на тему

    Внеклассное мероприятие знакомит детей с игрушками наших прабабушек, помогает приобщить детей к народному творчеству.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Мероприятие в ГПД

    Цель: – познакомить детей с историей появления кукол, их ролью в жизни крестьян,

    – способствовать развитию интереса к народному творчеству,

    -научиться делать кукол из ткани.

    Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, ткань, нитки.

    -В какие игрушки играют современные дети?

    -Есть ли у вас любимые игрушки? Почему они вам нравятся?

    -Знаете ли вы какие игрушки были у ваших прабабушек?

    -Как вы думаете: сколько лет назад появились первые куклы?

    – Каково было их назначение?

    -Из чего были изготовлены первые куклы?

    Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Она сопровождала в последний путь своего маленького хозяина-фараона 4 тысячи лет назад. В Британском музее хранится тряпичная кукла, принадлежавшая маленькому римлянину, который жил около 300 лет до нашей эры.

    В народном мировоззрении основой было наблюдение за миром и явлениями природы, это видение мира природы и законов мироздания помогало человеку выживать, а куклы были частью этого видения, помощниками человека в сохранении жизни, здоровья и достижения счастливой судьбы. Некоторые куклы после обрядов отдавались детям для игры, в традиционной игровой кукле сохранилась основа обрядовых и обережных кукол. Дети рисовали лица и одевали кукол. Делали кукол для игры сами и для младших детей. Игровые куклы были из природных материалов и старых лоскутов от ношеной одежды. В дело шла трава, цветы, солома с поля, ветки, щепки, лыко, все, что находилось рядом с домом или местом работы взрослых.

    В России тряпичная кукла была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их кукол насчитывалось до сотни.

    Из-за того, что создание ткани было очень трудоёмким, дети донашивали одежду взрослых, и на куклы оставалась изношенная ткань. Она легко рвалась руками, что важно в обережных куклах, так как считали, что при их изготовлении нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который её носил.

    Делали кукол также и из новой ткани – для свадеб и на подарки.

    Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевлённой, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил. Если рисовали или вышивали лицо, что встречалось в более поздних куклах для любования, то рот куклы рисовался или вышивался плотно закрытым.

    С помощью кукол устраивали счастливую судьбу, защищали свадьбу, роды и оберегали в пути.

    Куклы замещали ушедших из дома мужчин, для этого делали куклаков ( мужские кукольные образы ), которых кормили и советовались с ними. Иногда кукол ставили на крышу дома или в огороде и по ним судили о судьбе ушедших.

    Оберегали куклы дом, сон, служили оберегами на сытость и достаток.

    Много кукол было изображающих женщин в том или ином состоянии, невесты, матери, бабушки ( Красота, Материнство, Московка) или на покосе, жатве ( Покосница, Жница).

    По кукле судили о рукоделии, есть кукла на выхвалку ( хвалиться) которая служила своеобразным экзаменом для пропуска на посиделки, где можно было присмотреть пару. Пропуском служила работа – вышитый фартук.

    Были куколки, по которым смотрели, как будет обращаться муж с будущей женой, по тому, как берет куколку судили об этом, а если и было что-то не так, то помогали – правили, учили. Крестьянская община заботилась о мире внутри себя и помогала в этом виде.

    Кукол делали из тканей одежды, поэтому кукольная одежда повторяла одежду человека, отражая костюм местности, в которой она бытовала. Из поневы делали юбку, а вышивка шла на фартучки. Невесты делали себе кукол на свадьбу, в наряде кукол они показывали свои умения, они были богато украшены кружевом и вышивкой, ткани были новыми, такая кукула служила и оберегом самой невесты в день свадьбы.

    Куколке можно было рассказать о горе и печали, пожаловаться, о чем-то попросить, как у матушкиной куколки из сказки, про Василису. На севере таких заместительных кукол умерших родственников садили за стол, кормили, у них были сундучки с любимыми при жизни вещами. Хоронили таких кукол через несколько лет.

    К куколкам относились бережно, одевали их по погоде, если куклу делали летом, то одежда на ней была легкая, а зимой – теплая.

    Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение: от матери к дочери, от бабушки к внучке, называется этот способ прямая передача, это передача из рук в руки в пространстве времени.

    Читать еще:  Научное шоу профессора николая. Научное шоу сумасшедшего профессора николя

    Кукол, которые жили в доме, не разбрасывали, где придется, а аккуратно хранили в сундуках и корзинах, и передавали их по наследству.

    В богатых домах были куклы, одежда которых повторяла одежду людей, из нарядных богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень ценными, имели свои комнаты, и также передавались по наследству.

    В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций.

    Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

    Столбушка – самая древняя кукла

    Кукла простая в изготовлении. Из названия можно понять способ изготовления ее основы.

    Материал: или береста, плотно свернутая в трубочку, и скрутка из ткани — плотной или мягкой.

    Основа-столбик используется при изготовлении самых разных куколок, которых делали и сами малыши, и их старшие братья и сестры.

    Но кукол по дому не разбрасывали — их аккуратно хранили в сундуках.

    Украсить закрутку можно разными способами: заплести косу, ярко нарядить, вышить передник, сделать затейливый поясок, придумать необычный головной убор. Настроение куколки может меняться в зависимости от игры, придуманной малышом.(Слайд 3)

    Зернушка (Крупеничка) – это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Родом из южных областей России.

    Ее обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.

    Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально Крупеничка хранила редкие семена урожая—гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу и появились Зерновушки и Горошинки. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой.(Слайд 4)

    Веснянка – кукла первых весенних дней

    Весна — время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол — обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы и, наконец-то, могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.

    Веснянка — небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на Пасху. Веснянка — куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-марионетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу.

    Испачканную за день куклу сжигали.

    А на Урале Веснянку делали с косой и водили ее за нее.(Слайд 5)

    В народе называлась “Перевертыш”, “Вертушка”. Распространена была в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. Это игровая кукла.

    Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой. Дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более темные тона (без красного), две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя). Девка – это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба – хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

    Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

    Ведучка – это тип деревянной куклы, характерный для сергиевской игрушки 19 века. Раньше такие фигурки в кокошниках изображали кормилицу, ведущую малыша, – отсюда и местное название ведучка (ведущая в жизнь).(Слайд 7)

    Издавна в каждом семействе лялька-мотанка исполняла роль оберега, была символом мудрости, берегиней рода, символом матери-прародительницы и связи между поколениями, одна из самых древних игрушек и сакральных (священных) существ украинского народа.

    Кукла-мотанка не случайно не имеет лица. Ведь она возникла не как игрушка, а как сакральное создание. Она должна была призвать дух умершего или еще не рожденного человека к живым, пригласить его в круг семьи, к столу, или к тому ребенку, которого воспитывала. ОНА воспитывала. Потому что олицетворяла дух Предка, а следовательно, не девочка игралась куклой, а кукла, как старая баба передавала опыт прошлого новому поколению.(Слайд 8)

    Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей. Еще нам понадобятся прочные красные нитки. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.(Слайд 9)

    Кукла Десятиручка помогала девушке, которая недавно вышла замуж в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

    Десятиручка – это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.

    Почему у куклы такое имя — утешница? С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, ее юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть.

    Есть и другое предположение относительно утешницы. Бытовали так называемые куколки для подружки. Девочка делала такую куколку либо для подружки, либо для того, чтобы познакомиться и подружиться с незнакомой девочкой.

    Колокольчик – кукла добрых вестей.

    Родина этой куклы – Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

    У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

    Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

    Сценарий внеклассного мероприятия «Мир кукол»

    Екатерина Сестерова
    Сценарий внеклассного мероприятия «Мир кукол»

    Между небом и кукольным племенем

    Расстоянье — всего ничего.

    И рожденные будто бы временем,

    Всё ж они понадежней его.

    Что б ни каркали там злопыхатели

    О кончине добра и любви,

    Даже в бурю его обитатели

    Остаются, представьте, людьми.

    21 марта отмечается Международный день кукольника, который направлен на то, чтобы чествовать и прославлять кукольные театры всего мира и тех, кто в них работает. Ну и, конечно, центральными героями Международного дня кукольника являются разного рода куклы!

    Впервые Международный день кукольника отмечался 21 марта 2003 года. В этот день принято разыгрывать кукольные спектакли и устраивать фестивали кукол и кукольников, а также, проводить другие мероприятия, посвященные куклам и театрам кукол.

    Кстати, если Вы не хотите обидеть кукольника, никогда не употребляйте выражение «кукольный театр» – ведь «кукольный» значит «ненастоящий»! А в театре кукол все по-настоящему. Там настоящие переживания, настоящие эмоции, настоящая работа кукольников, декораторов и других людей, работающих в театре. Скорее всего, Вы считаете, что театр кукол – это место только для детей, и здесь разыгрывают детские сказки. Но Вы ошибаетесь – в театре кукол ставят не только детские спектакли, но и серьезные взрослые постановки и даже оперы! Так что, театр кукол – это такое же серьезное искусство, как и драматический театр.

    Кроме того, театр кукол – это очень сложный механизм, имеющий множество разновидностей. Например, категорий кукол, «играющих» в театре, существует целых три:

    верховые куклы – те, которые находятся выше кукловода, и ими управляют при помощи трости или надевая их на руку, как перчатку;

    низовые куклы – те, которые находятся у ног кукловода, и ими управляют при помощи трости или нитей;

    срединные – те, которые находятся на одном уровне с кукловодом (к этому типу относится и театр теней).

    Международный день кукольника – это праздник не только работников театров кукол, но и всех людей, которые любят кукол.

    Вы спросите – когда и как появились самые первые куклы? История возникновения кукол уходит в глубь каменного века. В те времена куклы создавались из того, что под рукой: листьев, травы, камня, дерева. Они были очень просты, с едва намеченными деталями лица и фигуры, но всегда выразительны и узнаваемы. Они изображали богов и служили амулетами, оберегавшими людей от опасностей окружающего мира.

    Читать еще:  Николай козлов философские сказки читать. Китайский балет и эстетическое наслаждение

    Но сегодня мы с вами остановимся на куклах, которые существовали на Руси.

    На Руси, да и у всех славянских народов, было большое многообразие кукол, условно их можно разделить на три группы:

    игровые – куклы, с которыми можно играть;

    обереги – куклы, которые используются в качестве талисмана, оберегающего человека от опасности;

    обрядовые – куклы, участвующие в народных обрядах.

    С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой.

    Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’: представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

    К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

    Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла сопровождала человека с рождения до смерти.

    Большинство кукол на Руси были оберегами. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

    Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что “если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда”. По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие “обязанности”. Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

    Столбушка – самая главная и первая кукла-оберег в русской народной традиции. В ее основе – деревянный «столбик», отсюда её название – Столбушка. Считается, что эта кукла – помощница в Душевной Беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать всё, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее как жить дальше.

    Пеленашка – это и кукла-оберег, и первая игрушка новорожденного. В старину, женщина, ждущая рождения ребенка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с ребеночком, чтобы она оберегала его от злых духов. Пеленашка делается такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша, тогда она сможет быть первой игрушкой, которую он будет держать и рассматривать.

    Зайчика на пальчик делали или дарили ребёнку от трёх лет. Именно в этом возрасте родители начинали оставлять ребёнка одного, и чтобы ему было не страшно, и было с кем поиграть, ему делали такого зайку. Он был Другом для ребёнка, с которым можно поговорить, и оберегом от одиночества и страхов.

    Нянюшка Эту маленькую куколку давали ребенку, когда он выходил из дома во внешний мир. Нянюшка оберегала ребенка, придавала ему Сил и Смелости.

    “Подорожница” – традиционная кукла-оберег для путешествующих. В ее узелке все, что может понадобиться в дорогу: немного крупы, монетка и щепотка родной земли, чтоб не забыть вернуться.

    Колокольчик – кукла Добрых Вестей. Эта кукла приносит в дом Радость и Веселье, она оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

    Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело – тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

    Обрядовая многорукая кукла Десятиручка. Ее делали из лыка или соломы. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т. д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.

    Куколка отдарок-на-подарок – обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

    Кукла “Кубышка-травница” Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку “Кубышку-Травницу”. Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

    А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы – мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

    Кукла Купавка – это обрядовая кукла одного дня. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани.

    Коляда – славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

    Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

    Мартинички – атрибут обряда “закликания” весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

    Как вы поняли, деление кукол на игровые, обрядовые, обереги весьма условно. Игровая кукла являлась так же и оберегом ребенка, так же как и обрядовая.

    Сегодня мы с вами попробуем сделать обрядовых куколок – Мартиничек.

    Еще песни-переделки для детей Наша группа. (на мотив песни ” В траве сидел кузнечик”). 1. В саду у нас все дети, Веселые, поверьте, Веселые, поверьте, И добрые к тому.

    Подготовка к празднику «Вместе дружная семья». “Семья-самое дорогое, что есть у любого человека. Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка-это родители. Потребность в родительской любви.

    Источники:

    https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618878/
    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/03/11/vneklassnoe-meropriyatie-tryapichnye-kukly
    https://www.maam.ru/detskijsad/mir-kukol-138227.html

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Для любых предложений по сайту: [email protected]