Сумароков что написал. Краткая биография: Сумароков Александр Петрович
Александр Сумароков
Биография
Так писал Александр Сумароков, поэт и драматург, которого величают «отцом русского театра». Благодаря его стараниям были поставлены первые спектакли в театре, а отечественная литература 18 столетия обогатилась классицистскими произведениями.
Детство и юность
Сын прапорщика Александр Сумароков родился 25 ноября 1717 года в семье обедневших дворян. Род Сумароковых был старинным, поэтому ребенку давали воспитание в соответствии с традициями. В детстве он занимался с гувернерами.
Портрет Александра Сумарокова
В 1732 году подросток стал учеником Сухопутного шляхетского корпуса. Учебное заведение ориентировалось на подготовку военных кадров, гражданских и придворных служащих. Сумароков получил превосходное образование, изучая историю, географию, юриспруденцию, иностранные языки и другие науки. В обязательную программу также входили фехтование и танцы.
За 8 лет, что юноша провел в корпусе, он всей душой полюбил литературу и искусство, которым здесь уделяли немалое внимание. Он читал произведения французских авторов и, подражая им, писал стихи и песни. Среди отечественных литераторов в качестве кумира юноша избрал Василия Тредиаковского. Сумароков писал на заказ товарищей оды в честь Анны Иоанновны, правящей в тот период.
Александр Сумароков в молодости
Завершив обучение в 1740 году, он стал офицером. В 23 года Александра зачислили служащим в канцелярию графа Миниха. Судьба благоволила ему. Вскоре Сумароков стал личным секретарем Михаила Головина, а впоследствии Алексея Разумовского. В перспективе была блестящая карьера, но в приоритете оказалась литература. Начинающий поэт зачитывался трудами Михайло Ломоносова.
Литература
Светская публика узнала имя Сумарокова благодаря салонам, где собиралась петербургская аристократия. Его романтическая лирика оказалась чрезвычайно востребованной. Блестящий офицер снискал успех, презентовав пьесу под названием «Хорев». Так началась драматургическая деятельность автора.
Труды Александра Сумарокова
Творческая биография Александра Сумарокова связана с театром и литературой. Он оставил потомкам наследие в виде 9 трагедий, 20 комедий, 3 оперных либретто, стихов, од, басен и произведений другого жанра. Его произведения публиковались на страницах журнала «Ежемесячные сочинения». Поэт выпускал собственное издание под названием «Трудолюбивая пчела».
Среди трагедий пьесы «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира», «Димиза» и другие. «Хорев» издали в 1747 году. Он стал первым опытом, в котором просматривалась формирующаяся манера драматурга. Речь в произведении шла о Древней Руси, князе Кие и его брате Хореве. В центре сюжета трагическая любовь между главным героем и красавицей Оснельдой, а также конфликт личных взглядов с долгом.
Поэт Александр Сумароков
Трагедии «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Мстислав» раскрывали социально-политические взгляды автора. Главным героем в них становился правитель, а трагизм был связан с борьбой страстей, чувства долга и тиранией. Особенностью трагедий Сумарокова считалось не действие, а продолжительные речи персонажей, в которых скрывался авторский посыл.
В числе комедий, принадлежавших перу русского поэта, произведения «Тресотиниус», «Пустая ссора», «Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери» и другие. Пьесы памфлетного характера предполагали обличение очевидного порока героя, персонажи были узнаваемыми, а связь с действительностью непререкаемой. Яркий и выразительный язык отличает комические произведения Сумарокова.
Собрание сочинений Александра Сумарокова
Он сыграл значимую роль в литературе 18 века. Яркий представитель классицизма создавал драмы, прозу, стихи, басни и эпиграммы. Отдельного внимания его персона заслуживает в связи с историей русского театра.
Елизавета Петровна назначила Сумарокова первым директором «русского, для представления трагедий и комедий, театра». Пользуясь доверием императрицы, поэт видел в театре кафедру, позволявшую воспитывать дворянские умы. Трагедии автора составили основу репертуара.
Императрица Елизавета Петровна
В течение 5 лет он создавал механизм, которым необходимо было управлять, подыскивая помещение, финансирование и артистов. Драматургу не хватало управленческого опыта, он был конфликтным вспыльчивым человеком, но страстно любил искусство. В 1761 году Сумарокову пришлось оставить любимое дело и перебраться из Петербурга в Москву.
В завершении царствования Елизаветы Петровны и после восшествия на престол Екатерины II поэт оказался в числе оппозиционеров. Он написал трагедии, изобличающие монархов, и настроил против себя дворянство. Настоящая травля разыгралась после его резких высказываний в адрес правительницы, а личная жизнь Сумарокова стала поводом для пересудов.
Личная жизнь
Александр Сумароков оказался первым дворянином, решившим зарабатывать литературной деятельностью. Он сталкивался с финансовыми трудностями из-за непростого выбора, который пришлось сделать в угоду творчеству. Часто, обращаясь в письмах к Екатерине II, Сумароков объяснял бедственное положение любовью к искусству.
Музу он ставил превыше чинов и рангов. На пике карьеры Сумароков имел большой доход. Его произведения печатались за счет казны, государство выплачивало внушительный годовой пенсион, в распоряжении находилось 300 крепостных. Расточительный образ жизни и непредусмотрительность привели к разорению и постоянным долгам.
Александр Домогаров в роли Александра Сумарокова в сериале «Михайло Ломоносов»
Будучи женатым на немке, Александр Сумароков завел любовницу, годившуюся в дочери. Ею оказалась дочь кучера. Увлечение привело к разрушению семьи. После кончины супруги в 1769 году поэт обвенчался с возлюбленной, с которой к тому моменту имел двоих детей. Родственники первой жены добились суда и требовали лишения Сумарокова родительских прав. Поэт выиграл дело, но громкий судебный процесс стал причиной разорения драматурга. Он искал утешение в алкоголе.
Переехав из Петербурга в Москву, потерпев неудачу в театральном деле, Сумароков обрек семью на бедственное положение. В 1777 году вторая супруга автора погибла. Вскоре поэт решил вступить в брак с племянницей почившей жены. На тот момент разница между ним и невестой составляла более 30 лет. Венчание состоялось, а спустя полгода Сумароков умер.
Смерть
Злоупотребление алкоголем, нервное расстройство на почве постоянных стрессов, начинающаяся слепота давали о себе знать. Причиной смерти поэта стала непродолжительная болезнь, осложненная сопутствующими факторами. Он скончался 11 октября 1777 года, не оставив детям наследства. У литератора остались две дочери от первого брака, а также дочь и сын от союза со второй супругой.
Могила Александра Сумарокова
У родственников Александра Сумарокова не нашлось финансов, чтобы оплатить похороны. В последний путь его проводили за счет артистов московского театра. Могила поэта находится на кладбище Донского монастыря. Смерть Сумарокова комментировали многие, нелестно отзываясь о драматурге, но его вклад в развитие литературы и театра сложно недооценить.
Интересные факты
Жизнь Александра Сумарокова была богата на приключения, курьезные случаи и интересные факты.
- Единственным жанром, в котором автору было сложно работать, стала эпическая поэма. Начав писать «Димитриаду», он так и не завершил произведение.
- Подписав «Эпистолу к российским ратникам» инициалами А.С., Сумароков сбил с толку читателей. Многие решили, что авторство принадлежит Александру Суворову.
- Поэт ратовал за отказ от крепостного права.
- Ориентируясь на творчество знаменитых писателей, он переделал «Гамлета» Уильяма Шекспира в соответствии с канонами классицизма.
- Могила Сумарокова в скором времени после похорон была забыта и утеряна. Ее отыскали и в 1951 году установили на месте захоронения памятник.
Александр Сумароков биография кратко
Александр Сумароков биография кратко русского поэта, драматурга и литературного критика изложена в этой статье. Александр был один из крупнейших представителей русской литературыXVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором
Александр Сумароков краткая биография
Сумароков Александр Петрович появился на свет в Петербурге 14 (25) ноября 1717 году в дворянской семье военного чиновника. Начальное образование получил дома. В 1732 году он поступил в Сухопутный шляхетный корпус («Рыцарская академия») для детей высшего дворянства.
В 1740 году, в конце обучения, были напечатаны 2 оды молодого Сумарокова, в которые он посвятил императрице Анне Иоанновне. Из учебного заведения Сумароков вышел адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина. После того как престол заняла Елизавета Петровна в 1741 году, поэт был назначен адъютантом графа А.Разумовского. В это время Сумароков пишет модные пасторальные и любовные песенки, которые стали популярны. Он выработал свой музыкальный, легкий стих, написанный в шестистопном ямбе.
На тот период Сумароков несколько конкурировал с другим литератором – Ломоносовым, и даже выступил с пародиями на его оды. В обществе они получили название автопародий. Александр Петрович попробовал себя во всех жанрах классицизма, открыл для России жанр стихотворной трагедии. Ему принадлежит создание 9 трагедией, самыми известными из которых были Синав: и Трувор (1750 год ), Димитрий Самозванец (1771 год) и Хорев (1747 год).
В 1756 году Сумарокова назначили в Петербурге первым директором Российского театра. Он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». После «Хорева» написано восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто. Сумароков также автор около 400 басен и более 130 песен.
Параллельно Сумароков, который работал очень плодотворно, развивался в других жанрах литературы. В 1755-1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», 1759 выдавал собственный журнал сатирико-поучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России), в котором публиковал, в частности, русские переводы Горация, Вольтера и Свифта . В 1762-1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихов.
Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож и похвалы поклонников, Сумароков чувствовал себя не оцененным по заслугам и постоянно сетовал на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. Попал в немилость императрицы Екатерины Второй. В 1761 году он потерял управление театром, а в 1769-м переехал в Москву. Здесь, забытый покровителями и разорен, страдая от алкоголизма, он умер 11 октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
СУМАРОКОВ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
СУМАРОКОВ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1717–1777), русский поэт, драматург. Родился 14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II. Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола, будущего императора Павла II. В 1732 был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства – Сухопутный шляхетный корпус, который называли «Рыцарской академией». Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны две Оды Сумарокова, в которых поэт воспевал императрицу Анну Иоанновну. Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящая карьера была им обеспечена. Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина, а в 1741, после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом ее фаворита графа А.Разумовского.
В этот период Сумароков называл себя поэтом «нежной страсти»: сочинял модные любовные и пасторальные песенки («Негде, в маленьком леску» и др., всего около 150), которые имели большой успех, писал также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65). Характеризуя эклоги Сумарокова, В.Г.Белинский писал, что автор «не думал быть соблазнительным или неприличным, а, напротив, он хлопотал о нравственности». Критик основывался на посвящении, написанном Сумароковым к собранию эклог, в котором автор писал: «В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойное сластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны».
Работа в жанре эклоги способствала тому, что у поэта выработался легкий, музыкальный стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков в своих эклогах, элегиях, сатирах, эпистолах и трагедиях, был шестистопный ямб – русская разновидность александрийского стиха.
В одах, написанных в 1740-е годы, Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В.Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а «приятной». В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл «вздорными одами». Эти комические оды были в известной степени и автопародиями.
Сумароков пробовал свои силы во всех жанрах классицизма, писал сафические, горацианские, анакреонтические и другие оды, стансы, сонеты и т.д. Кроме того, он открыл для русской литературы жанр стихотворной трагедии. Сумароков начал писать трагедии во второй половине 1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: Хорев (1747), Синав и Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) и др. В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма, в полной мере проявились политические взгляды Сумарокова. Так, трагический финал Хорева проистекал из того, что главный герой, «идеальный монарх», потворствовал собственным страстям – подозрительности и недоверчивости. «Тиран на престоле» становится причиной страданий многих людей – такова главная мысль трагедии Димитрий Самозванец.
Созданию драматических произведений не в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге. Театр существовал во многом благодаря его энергии. После вынужденного ухода в отставку в 1761 (высокопоставленные придворные чины были недовольны Сумароковым) поэт полностью посвятил себя литературной деятельности.
В конце царствования императрицы Елизаветы Сумароков выступил против установившегося образа правления. Его возмущало то, что дворяне не соответствуют идеальному образу «сыновей отечества», что процветает взяточничество. В 1759 он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела», посвященный жене наследника престола, будущей императрице Екатерине II, с которой он связывал надежды на устроение жизни по истинно нравственным принципам. В журнале содержались нападки на вельмож и подъячих, из-за чего он был закрыт через год после основания.
Оппозиционность Сумарокова не в последнюю очередь была основана на его тяжелом, раздражительном характере. Житейские и литературные конфликты – в частности, конфликт с Ломоносовым – отчасти тоже объясняются этим обстоятельством. Приход Екатерины II к власти разочаровал Сумарокова тем, что кучка ее фаворитов в первую очередь взялась не за служение общему благу, а за удовлетворение личных потребностей. Собственное положение Сумароков охарактеризовал в трагедии Димитрий Самозванец: «Язык мой должен я притворству покорить; / Иное чувствовать, иное говорить, / И быти мерзостным лукавцам я подобен. / Вот поступь, если царь неправеден и злобен».
В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению, 1772 и др).
По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом, сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: «Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка». Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности.
Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения – эпистолы. В 1774 издал две из них – Эпистолу о российском языке и О стихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями. Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка. В Эпистоле о российском языке он писал: «Прекрасный наш язык способен ко всему». Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чем язык его современников Ломоносова и Тредиаковского.
Творчество Сумарокова оказало большое влияние на современную ему русскую литературу. Просветитель Н.Новиков брал эпиграфы к своим антиекатерининским сатирическим журналам из притч Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите», «Опасно наставленье строго, / Где зверства и безумства много» и др. Радищев называл Сумарокова «великим мужем». Пушкин считал его главной заслугой то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.
При жизни Сумарокова не было издано полное собрание его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку. После смерти поэта Новиков дважды издавал Полное собрание всех сочинений Сумарокова (1781, 1787).
Умер Сумароков в Москве 1 (12) октября 1777.
Берков П. Александр Петрович Сумароков. Л. – М., 1949
Сумароков А. Стихотворения. Л., 1953
Сумароков А. Эпистолы. – В кн.: Русские писатели о языке. Хрестоматия под ред. А.Докусова. Л., 1954
Белинский В. Очерки жизни и избранные сочинения Александра Петровича Сумарокова. – В кн.: Белинский В. Полное собрание сочинений, т. 5. М., 1954
Сумароков А. Письма. – В кн.: Письма русских писателей XVIII века. Л., 1980
Источники:
https://24smi.org/celebrity/30574-aleksandr-sumarokov.html
https://kratkoe.com/aleksandr-sumarokov-biografiya-kratko/
https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SUMAROKOV_ALEKSANDR_PETROVICH.html