Свое добро сею, вею, чужое – жну, пожинаю. Свое – чужое Что значит свое добро сею вею
Свое добро сею, вею, чужое – жну, пожинаю.
“Свое добро сею, вею, чужое – жну, пожинаю.” в книгах
Свое и чужое
Свое и чужое Начиная с 1608 года пьесы Шекспира шли в двух театрах — «Глобусе» и «Блекфрайерсе», а также при дворе и во дворцах вельмож. Это приносило ему изрядные доходы не как автору, а как пайщику труппы, ибо, получив от театра единовременно за пьесу, он никакого другого
Оппозиция «свое»/«чужое»
Оппозиция «свое»/«чужое» Незаслуженно забытый эпизод шумной истории советской семиотики — организованный осенью 1968 года редакцией «Иностранной литературы» Круглый стол о структурализме, с участием В. Б. Шкловского, Б. Л. Сучкова, П. В. Палиевского, Е. М. Мелетинского, В. В.
Федор Арнольд СВОЕ И ЧУЖОЕ
Федор Арнольд СВОЕ И ЧУЖОЕ На первом курсе университета познакомился я с друзьями-неразлучниками Михаилом Лавровым, студентом-филологом, сыном издателя “Русской мысли”, и с коллегой по юридическому факультету – Мишелем Свободиным76. Михаил Лавров, которого товарищи
«СВОЕ» И «ЧУЖОЕ»
«СВОЕ» И «ЧУЖОЕ» В истории русской мысли существует классическое противопоставление: «западники» — «славянофилы». Как известно, так называли себя (и своих оппонентов) конкретные люди, спорившие в 1830—1850-х годах о путях развития России. Позже, однако, эти групповые
Свое и чужое
Свое и чужое Строго говоря, термин «мифологическое мышление» – некорректен. Мышление предполагает некий анализ, опору на логику, а то, что правильнее называть мифологическим мировосприятием опирается только и исключительно на эмоции.Там, где включена эмоциональная
3.1. Свое добро и чужое
3.1. Свое добро и чужое Никто не знает, что такое добро. И я не знаю. Но затылочное сознание не может ошибаться. Оно знает, что вот если я украл — это добро. Это удача. Не пойманный не вор. Если у меня украли — это зло. Нарушение порядка. Непорядочность.Добро делится на свое и
1. Свое и чужое в кастрационной перспективе
1. Свое и чужое в кастрационной перспективе 1.1.1. Кастрационный характер не исчерпывается теми свойствами, которые мы уже назвали. Одна из его дальнейших черт определяется тем, что он не имел бы значения, если бы свое (собственный половой признак личности) не было бы для
Свое или чужое?
Свое или чужое? Чего не клал, того не бери. Солон Жажда обладания столь сильная, что ради ее утоления человек готов отнять у ближнего не только имущество, но и самую жизнь, становится причиной разбоя.В каком-то смысле разбой – явление более сложное, чем простое
Воруют не только свое, но и чужое золото
Воруют не только свое, но и чужое золото Мистика исчезает, если мы вспомним, что центральные банки некоторых стран в своих подвалах хранят не только золото, которое числится на их балансах, но и металл, принадлежащий иностранцам. Прежде всего, центральным банкам и
Кто чужое возьмет – свое потеряет
Кто чужое возьмет – свое потеряет Мне приходят охапки писем, в которых люди жалуются на работников почты.Катерина из Нижнего Уренгоя
Свое или чужое?
Свое или чужое? Чего не клал, того не бери. Солон Жажда обладания столь сильная, что ради ее утоления человек готов отнять у ближнего не только имущество, но и самую жизнь, становится причиной разбоя.В каком-то смысле разбой — явление более сложное, чем простое
«СВОЕ» И «ЧУЖОЕ»
«СВОЕ» И «ЧУЖОЕ» В докладе Шишкина сказано:«В связи с этим есть все основания утверждать, что обвинения России в разделах Польши абсолютно не соответствуют действительности. В XVIII в. Польшу разделили между собой Пруссия и Австрия, а в XX в. Германия — между рейхом и
Свое и чужое
Свое и чужое Вик. К. Вадим Валерианович, у вас в книге, о которой мы говорили в прошлый раз, многие страницы посвящены героическому периоду истории Руси.Вад. К. Прошу прощения, но я взял это определение у Пушкина.Вик. К. Спасибо. Так вот, говоря о героических веках Руси, об их
“Свое” и “чужое”
“Свое” и “чужое” Когда в 1875 году Салтыков после тяжелой болезни впервые уезжал за границу, Некрасов обратился к нему со стихотворным посланием, начинавшимся словами: О нашей родине унылой В чужом краю не позабудь… Строго говоря, призыв этот был излишним. Мало того, что
Воруют не только свое, но и чужое золото
Воруют не только свое, но и чужое золото Мистика исчезает, если мы вспомним, что центральные банки некоторых стран в своих подвалах хранят не только золото, которое числится на их балансах, но и металл, принадлежащий иностранцам. Прежде всего, центральным банкам и
Свое добро сею, вею, чужое – жну, пожинаю. Свое – чужое Что значит свое добро сею вею
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДОБРО» В ПОСЛОВИЦАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Долгова Анастасия Вячеславовна
студент 4 курса, кафедра «Лингвистика», ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), филиал в г. Озёрске
Аверина Марина Анатольевна
научный руководитель, канд. филол. наук, зав. кафедрой «Лингвистика»,
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), филиал в г. Озёрске
Данная статья посвящена репрезентации лингвокультурного концепта «добро». В ней анализируются фреймо-слотовая организация данного концепта, представленного в русской фольклорной картине мира.
Под концептом, вслед за Г.Е. Гуляевой, мы понимаем репрезентированную в языке понятийную единицу сознания, которая культурно обусловлена и отражает комплекс всех представлений, возникающих у носителя языка в связи с каким-либо явлением действительности [1].
Цель нашей работы — выявить особенности репрезентации концепта «добро» в русской фольклорной картине мира, проанализировав его фреймо-слотовую организацию.
Материал нашей картотеки 100 пословиц русского языка, взятых из сборника В.И. Даля [1, 2], дает возможность представить концепт «добро» тремя фрейма — «Положительная ценность, благо», «Имущество», «Отрицательный результат доброго поступка». Фрейм — это способ организации представлений, хранимых в памяти [4].
Фрейм № 1 «Положительная ценность, благо», по данным нашей картотеки, представлен шестью слотами.
Фрейм может мыслиться как иерархическая структура, где есть верхний, господствующий узел и некоторое множество задаваемых им нижних, подчинённых узлов (слотов; от англ. slot ‘паз, отверстие’) [6].
Первый слот «Действие с положительным результатом». Под действием мы понимаем проявление какой-нибудь энергии, силы функционирования чего-нибудь, результат влияния или воздействия, поступки [4].
Желающий добра подобен делающему добро. Русский человек добро помнит. Хорошо тому добро делать, кто помнит. Вранье не введет в добро. Добро сеять, добро и пожинать. Наукой жизни избери добро, иди путем добра, твори добро.
Наставление пословицы «Добро сотворить — себя увеселить» заключается в следующем: каждый человек должен помнить, что когда он совершает благое действие, то делает и себе приятное тоже. Человек не должен бояться совершать хорошие поступки, за ними последует только самоудовлетворение.
Или другая пословица — «Кто добро творит, того Бог благословит». Русский народ — это народ православный, ему очень важно мнение Всевышнего о содеянном, русский народ очень боязлив. Поэтому пословица предупреждает и напоминает о том, что Бог все видит и обязательно отблагодарит чем-то положительным за совершенный благодетель.
Второй слот «Добрый поступок» представлен следующими пословицами:
Делая зло, на добро не надейся. По добру — добро, а по худу — худо; К добру мостись, а от худа пяться.
Данные пословицы построены на противопоставлении добра злу. Испокон веков слова добро и зло противопоставлялись друг другу, это сопоставление является неотъемлемой частью менталитета русского человека: За доброе жди добра, за худо — худа! На лихо жди лиха, на добро — добро! или Сердце — вещун: чует, где добро, а где зло. Именно поэтому данный слот представлен большим количеством пословиц.
В пословицах «Добро худо переможет» и «Добро обязательно победит зло, поставит его на колени, и зверски убьет» четко прослеживается отношение русского человека к двум понятиям «добро» и «зло». Человек всегда надеется на лучшее, он верит, что добро победит зло, что зло не должно существовать. И единственным спасением против всех напастей, недугов и бед является божья или чья-либо добродетель. Поэтому и в этих пословицах не прослеживается ни капли сомнения во всемогущество добра. И таких пословиц огромное множество, что лишь только подтверждает правильность наших рассуждений — «Умей отличать добро от худа», «Кто зло делает — для себя, тот добро делает тоже для себя», «Добро вспомянется, а лихо не забудется», «Добро не умрет, а зло пропадет».
Третий слот нами определён как «Временный характер всего доброго и безоблачного». Временный — это непостоянный, действующий в течение некоторого времени [4].
Старое добро миновалося, до нового дожить не досталося. Было добро, да давно; будет добро, да горе берет. Было добро — миновалося, будет добро, да ждать долго.
В этих пословицах раскрывается отношение человека к его жизни. В старые времена на русского человека спускалось много бед. Традиционно так повелось, что смутные времена имели некое превосходство над светлыми временами: неурожай, засуха, наводнения, голод происходили довольно часто. Благодатное время приходило и уходило, и человек надолго оставался со своим горем или несчастьем: «Было добро да давно; ждать добра да долго (да где оно?)», «Было добро, да давно, опять будет, да уж у нас не будет». Подобные пословицы отражают веру человека в кратковременность счастливых периодов в жизни.
Слот № 4 «Доброе деяние не афишируют». О добром деле или поступке не стоит кричать, им не нужно кичиться. Со временем люди сами о нём узнают. От этого он станет только более благороден и значим.
Совершай добро, но не попрекай им. Истинное добро не нуждается в слове. Добро сделанное втайне, вознаграждается явно. Добро смолчит — худо промолвится. Сделай добро и закинь в море: рыбы не узнают, господь узнает.
Во всех этих пословицах мораль одна — если человек совершает доброе дело, он может смолчать о нем, не боясь того, что он не будет за это вознагражден, Бог всесильный и всевидящий, он все знает.
Громко заявляя о совершенном, человек сам уменьшает значимость своего поступка в глазах других людей:
Сделав добро, не попрекай, а от добра и впредь не отставай. Кто, сделав добро попрекает, тот цену ему умаляет.
Эти пословицы несут смысл тайного, бескорыстного добра, а также порицание тем, кто говорит о нем во всеуслышание.
Пословицы, объединённые в пятый слот, рекомендуют: «Добрые дела нужно совершать с умом».
Делаешь добро, делай до конца. Сделав добро, не кайся. Добро тогда будет добром, когда люди похвалят. Знай, кому добро дарить, и кого благодарить. Нового добра не дичись, а чего не знаешь, учись.
Все пословицы говорят о том, что не так просто совершить благодеяние, это нужно делать правильно, в правильный момент, в умеренном количестве, достойным людям и так далее. Более того нужно уметь благодарить, совершать ответные поступки.
Пословицы шестого слот утверждают: «Богатство и роскошь не стоят ничего по сравнению с добрым поступком».
Не хвались серебром, а хвались добром. На безделицу толпами бегут, а добра и знать не хотят.
В данных пословицах раскрывается вселенская ценность добра: вещественные ценности меркнут перед ним. Чтобы человек понимал, что нет ничего дороже хорошего отношения к ближнему, есть вещи, которые не меряют деньгами. Истинная ценность человека как личности раскрывается в его поступках, люди в первую очередь должны стремиться к доброте, нежели к деньгам и богатству.
Пословицы, объединённые в седьмой слот, гласят: «Хорошего не всегда поровну для всех».
Добро оказывается чем-то вещественным, имеющим свойство количества. Мы обнаруживаем, что нечто положительное, противоположное злу приходит к человеку, но не к каждому в равной мере.
Бывает добро, да не всякому равно.
Или все же это человек в силу, возможно, жадности, не ценит хорошее. Ему всегда мало, сколько бы благих деяний совершено не было.
Пиво — добро, да мало ведро.
Кто-то относится к этому терпимо: «Бывает добро, да не всякому равно». А кто-то и вовсе рад самому малому, что может ему предложить доброе слово: «То и добро, что до нас дошло».
Добро нельзя измерить. Равенство проявленного добра зависит только от восприятия человека. Его нужно любить делать и принимать, тогда человек всегда будет чувствовать полное удовлетворение своей жизнью.
Фрейм № 2 «Имущество», по данным нашей картотеки, представлен тремя слотами.
Первый слот «Имущество как собственность». В словаре С.И. Ожегова слово «имущество» трактуется как то, что находится в чьей-н. собственности, принадлежит кому-чему-нибудь [4].
Пес космат ему — тепло, мужик богат ему добро. Добро, собьем ведро: обручи под лавку, а клепки в печь — так и не будет течь. Дано добро — и нажить и прожить. Живи поживай да добро наживай.
В данных пословицах понятие о добре раскрывается как материальная ценность — нажитое человеком за его жизнь: деньги, одежда, недвижимость и т. д.
Пословица «Приехала в дом со всем добром» означает приход или приезд в чужой или новый дом со всем имуществом, со всеми возможными пожитками человека.
А вот в пословице «За свое добро мне же и попреки» говорится о том, что богатство и деньги, часто могут в стать причиной зависти и неодобрения обществом.
Второй слот «У каждой вещи есть свой трепетный хозяин» представлен следующими пословицами: Своя рука да над своим добром владыка. Не столько хозяину нужно добро, сколько добру хозяин. Данные пословицы означают, что любая собственность обязательно кому-то принадлежит и этот кто-то имеет над этими вещами огромную власть, несет за него большую ответственность.
Человек находится в постоянном страхе за свое имущество — Чужое добро страхом огорожено,
В пословице «Свое добро сею, вею, чужое — жну, пожинаю» человек показывает свое трепетное отношение и чрезвычайное уважение.
А вот пословица «Свое добро хоть в печь, хоть в коробейку» отражает тот смысл, что хозяин вещи имеет суверенное право распоряжаться ею так, как сам того пожелает, независимо от мнения окружающих.
Слот № 3 «Чужое имущество не приносит счастья».
Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок. Чужое добро ребром выпрет. Краденым добром не разживешься. Чужое добро не впрок. Чужое добро впрок не идет.
Эти пословицы говорят об одном из страшных грехов человечества воровстве, и о том, что вора всегда настигнет божья кара. То факт, что ворованная вещь несет только беды для нового хозяина, является неопровержимой истиной, и подобные пословицы как бы предупреждают человека для его же блага: «За чужим добром не гоняйся с багром». «Чужим добром не разживешься». «Чужим добром не построишь дом».
Фрейм № 3 «Отрицательный результат доброго поступка».
В социально-культурном стереотипе русского человека присутствует свойство опасаться делать добро незнакомым людям.
Сделал добро, получил зло. Вашим добром да вам же челом. За мое же добро, да мне же переломили ребро. Сделав добро, худа не ждут. Сделал добро, а в ответ врага нажил.
Не каждый человек по жизни следует десяти заповедям, некоторые не умеют ценить то хорошее, что получают от окружающих. Часто все происходит с точностью до наоборот, человек получает нож в спину, откуда не ждет. За добрым поступком не всегда следует заслуженное вознаграждение.
Человек, хоть однажды получивший в ответ на его благое намерение подлость, в будущем несколько раз подумает, прежде чем уважить кого-либо. Ведь в таком случае его разочарование становится вдвойне сильнее.
Таким образом, проведённый анализ показал, что концепт «добро» в русской фольклорной картине мира репрезентируется понятиями о действии с положительным результатом, о нравственных и материальных ценностях, о дурном поступке в ответ на доброе дело. Мы можем с уверенностью утверждать, в материал нашей картотеки тому подтверждение, что в русской языковой картине мире концепт «добро» чаще всего ассоциируется с добрыми делами и поступками человека.
Список литературы:
- Гуляева Г.Е. Наглядно-чувственный образ концептов «Солнце», «Луна», «Звезды» в творчестве К. Кинчева / Г.Е. Гуляева // Известия Уральского государственного университета. — 2007. — № 49. — С. 241—247.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. — М., 1998.
- Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. — М., 2009.
- Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. — М., 1997.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. /С.И. Ожегов. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
- Сусов И.П. Введение в языкознание. — М.: Восток — Запад, 2006.
Объясните пословицы : своё добро сею, вею, чужое – жну, пожинаю.
Ответы на вопрос
1.кому симпатизировала марья ивановна?
ответ: петру андреевичу
2.кто выиграл дуэль?
3.кто гадал в карты и услышал разговор дуэлянтов?
4.кто дал распоряжение доставил петра андреевича и алексея ивановича в комендантский дом?
ответ: иван игнатьевич
5.кто сватался к марье ивановне?
ответ: швабрин алексей иванович
6.что справоцировало драку алексея ивановича и петра андреевича?
ответ: сочиненная песенка петра андреевича маше,которое опошлил алексей иванович.
7.у кого жил княжнин?
ответ: у коменданта.
8.кто захаживал к коменданту вечерами?
ответ: отец герасим с женой акулиной памфиловной.
9.кто не верил в господа бога?
10.что произошло у реки?
ответ: швабрил кольнул шпагой княжнина и тот упал без чувств.
весна-красна! приходи в гости!
прогрей наши кости!
принеси в сад зелень
унеси прочь мою лень!
к нам лето красное
чтобы припеваючи жить не тужить
-весна красна, на чем пришла? ?
-на сохе на бороне, на зелененькой траве!
-весна красна, что нам принесла? ?
примечание: первая чисто моя, вторая просто народная
про той страшний час можна говорити неділями і місяцями. про нього написано і дуже багато творів , знято багато фільмів . але саме зараз я хочу розповісти про мої враження від торів про велику вітчизняну війну. я багато читала таких творів, а саме читала багато віршів. всі вони сповнені сумом і надією. надією на життя , надією на перемогу. сповнені сумом і тугою за рідними та друзями, за товаришами і просто знайомими , тугою за мирним часом, за тим часом коли не гриміли звуки розриваючихся бомб. тужать за вітчизною за мирною вітчизною. я вважаю що про той подвиг звичайнісіньких людей треба думати і писати вічно, поки живеш і цю історію своїм нащадкам. я дуже вдячна всім тим хто тоді пожертвував своїм життям задля того щоб ми зараз бачили мирне небо і ясні зорі на нім.
Источники:
https://slovar.wikireading.ru/4244341
https://sibac.info/studconf/hum/xi/32767
https://reshebnik-gdz.com/literatura/task2791063