6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свойства характерные для рассказа. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры

Рассказ является большой литературной формой письменной информации в литературно-художественном оформлении. При записи устных пересказов рассказ обособился как самостоятельный жанр в письменной литературе.

Рассказ как эпический жанр

Отличительными чертами рассказа являются малое количество действующих лиц, небольшое содержание, одна сюжетная линия. Рассказ не обладает переплетениями в событиях и в нем не может встречаться пестрота художественных красок.

Таким образом, рассказ — это повествовательное произведение, которому присущ небольшой объем, малое количество героев и кратковременность изображаемых событий. Этот вид эпического жанра восходит к фольклорным жанрам устного пересказа, к иносказаниям и притчам.

В XVIII веке разница между очерками и рассказами была еще не определена, но со временем рассказ стали отличать от очерка конфликтностью сюжета. Существует различие между рассказом «крупных форм» и рассказом «малых форм», но зачастую это различие условно.

Встречаются рассказы, в которых прослеживаются характерные черты романа, а также есть небольшие по объему произведения с одной сюжетной линией, которые называют все-таки романом, а не рассказом, несмотря на то, что все признаки указывают на этот вид жанра.

Новелла как эпический жанр

Многие считают, что новелла — это определенный вид рассказа. Но все же определение новеллы звучит, как разновидность малого прозаического произведения. От рассказа новелла отличается сюжетом, который зачастую острый и центростремительный, строгостью композиции и объемом.

Новелла чаще всего раскрывает острую проблему или вопрос через одно событие. Как образец литературного жанра, новелла возникла в эпоху Возрождения — самым знаменитым примером является «Декамерон» Бокаччо. Со временем новелла стала изображать парадоксальные и необычные происшествия.

Расцветом новеллы, как жанра, считается период романтизма. Знаменитые писатели П. Мериме, Э.Т.А. Гофман, Гоголь писали новеллы, центральной линией которых было разрушить впечатление о привычной повседневности.

Новеллы, которые изображали судьбоносные события и игру рока с человеком, появились в начале XX века. Такие писатели, как О. Генри, С. Цвейг, А. Чехов, И. Бунин уделяли значительное внимание жанру новеллы в своем творчестве.

Повесть как эпический жанр

Такой прозаический жанр, как повесть, представляет собой промежуточное место между рассказом и романом. Изначально повесть была источником повествования о каких-либо реальных, исторических событиях ( «Повесть временных лет», «Повесть о Калкской битве»), но впоследствии она стала отдельным жанром для воспроизведения естественного течения жизни.

Особенностью повести считается то, что в центре ее сюжета всегда находится главный герой и его жизнь — раскрытие его личности и пути его судьбы. Для повести характерна последовательность событий, в которых раскрывается суровая действительность.

А подобная тема крайне актуальна для такого эпического жанра. Знаменитыми повестями являются «Станционный смотритель» А. Пушкина, «Бедная Лиза» Н. Карамзина, «Жизнь Арсеньева» И. Бунина, «Степь» А. Чехова.

Значение художественной детали в повествовании

Для полноценного раскрытия замысла писателя и для полного понимания смысла литературного произведения очень важна художественная деталь. Это может быть подробность интерьера, пейзажа или портрета, ключевым моментом здесь является то, что писатель подчеркивает эту подробность, тем самым обращая на нее внимание читателей.

Это служит способом выделить какую-ту психологическую черту главного героя или настроения, которое характерно для произведения. Примечательно, что важная роль художественной детали заключается в том, что она одна может заменить множество повествовательных подробностей. Таким образом автор произведения подчеркивает свое отношение к ситуации или к человеку.

Читать еще:  Какие произведения написала астрид линдгрен. Эпатажная Астрид Линдгрен

Малые эпические жанры (басня, очерк, рассказ, новелла)

Эпос – род повествовательных произ, в образной форме передающих состояние и быт народа, общественные отношения, картины исторического развития.

Жанры можно классифицировать по объему произ. К малым жанрам относятся сказки, басни, рассказы, новеллы, очерки.

Сказканебольшое повествовательное произ о каких-либо вымышленных событиях, иногда фантастического характера, происходящих с животными или человеком.

Басня: Будучи по природе своей сатирической, басня способна выразить большое и важное содержание. Любая басня содержит мораль, но в одних случаях она формулируется самим автором, в других – ее выводит читатель. Краткость, стремительность действия, эффективное завершение сюжета – основные особенности. Басня не должна являться голой иллюстрацией к морали, она должна быть живой картинкой, меткой зарисовкой жизни в ее отдельных типических проявлениях. По своей форме басня – аллегория, которая может быть выражена в образах животных, людей, предметов, поставленных в необычное положение. Одна из основных черт – национальная основа. В басне важен диалог. Иногда басня пишется прозой, часто вольным, гибким стихом.

Рассказкороткое повествоват произ, изображающее какое-либо яркое событие, социальный или психологический конфликт и связанные с ним характеры. Посвящен обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что было с ним до и после этого события. Характеризуется краткость, интенсивностью повествования. Сюжет предельно сжат. Мало действующих лиц. Не допускает множества подробностей и детализаций. Характеры даются не в развитии, а уже сформировавшимися.

Новелларассказ с определенными чертами сюжета. Жанр возник в городах древнего мира – Милете и Эфесе, был лит формой городских слоев, носил сатирический характер. В 13 веке зародилась итальянская прозаическая новелла, в ней высмеивались монашеские ордены, рыцарство, светское духовенство, жесткие и глупые феодалы. Представитель – Бокаччо (14 век) – сборник новелл «Декамерон». Следов возникла новелла в Англии – представитель Джефри Чоссер. После интерес к новелле несколько утрачивается и возрождается в 19 веке: два вида – реалистические и романтические. В России – «Выстрел», «Станционный смотритель» — реалистическая новелла. Короленко, Щедрин, в коне века – Чехов. Предельно лаконична, рассказ обстоятельней. Сюжет более напряженный. В рассказе события более будничны и обыкновенны. Особо интригующие конфликты, происшествия, а рассказ – о повседневности.

Очерк: В очерке обычно дается худ воплощение таких лиц, эпизодов, явлений и событий, которые были в действительности и которые художник воссоздает на основании собственных непосредственных наблюдений. Отличается большой достоверностью, изображает действительно происходившие события, но изображение делается в худ форме. Различают очерки научные, исторические, публицистические, этнографические. Очеркист изображает не голые факты, а рисует типичные характеры в типичных обстоятельствах. Близки к очерку мемуарыхуд – эпическое произ, написанное в форме записей по памяти или воспоминаний о событиях (Герцен «Былое и думы») и фельетоныособый вид газетной статьи, в которой в образной форме осмеиваются несообразные стороны жизни, обличается поведение отдельных людей (Д. Бедный, В. маяковсий).

Художественный образ.

Худ образэто специфический для искусства способ отражения, воспроизведения жизни, ее обобщение с позиций эстетического идеала художника в живой, конкретно-чувственной форме. Образность – общий признак всех видов искусства.

В широком смысле образом называют всю целостную картину, нарисованную писателем в произ (Гоголь создал образ чиновничьей России в «Ревизоре»). В узком смысле – всякое отдельное картинное слово или выражение «Любовь моя – тяжка гиря» Маяковский).

В большей части случаев обладает изобразительностью, ибо он выражает идею через показ единичного явления, доступного чувственному восприятию. Но образ не обязан изображать, например, в музыке.

Существуют образы-персонажи, в которых художник изображает различные человеческие характеры и общественные типы (Обломов, Теркин, Чичиков).

Худ образ обладает важным свойством, которое выразил Горький – это «экономнейший способ организации мысли» и способ передачи своего жизненного опыта и наблюдений. Белинский называл образы «знакомыми незнакомцами». Читатель вновь переживает то, что взволновало художника. Ученый, в отличии от художника, отвлекается от индивидуальных особенностей предмета, от его конкретно-чувственной формы, отдельные факты как бы теряют свою предметность, поглощаются понятием.

Читать еще:  Поплавский аполлон безобразов краткое содержание. Положения, выносимы на защиту

То есть, образ мы представляем, ощущаем, видим на чувственном уровне, в то время как научное или логическое определение мы способны лишь понимать. Образ обладает конкретно-чувственной формой.

Образы объемны.

Это конкретная и в то же время обобщенная картина жизни.

Образ превращает сырой жизненный материал в предмет искусства.

Представляет собой единство не только индивидуального и общего, но и единство объективного и субъективного.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 716 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Эпические жанры литературы. Примеры и особенности эпического жанра

Во всех видах искусства существуют сложившиеся исторически внутренние подразделения, крупные – виды, и составляющие эти виды более мелкие жанры.

Литературные виды

Вся литература делятся на следующие виды — лирика, эпос и драма.

Лирика получила свое название от музыкального инструмента – лира. В древности игра на ней сопровождала чтение стихов. Классический пример – Орфей.

Эпос (от греческого epos – повествование) представляет собой второй вид. И все, что входит в него, носит название эпические жанры.

Драма (от греческого drama) – третий вид.

Еще в глубокой древности Платоном и Аристотелем предпринимались попытки разделения литературы по родам. Научно такое деление обосновал Белинский.

В последнее время сформировалась и выделилась в отдельный (четвертый) вид литературы совокупность определенных самостоятельных произведений. Это — лиро-эпические жанры. Из названия следует, что эпический жанр поглотил и преобразовал в себе отдельные составляющие лирического жанра.

Примеры художественного эпоса

Сам эпос делится на народный и авторский. Причем народный эпос был предтечей авторского эпоса. Такие примеры эпических жанров как роман, эпопея, повесть, рассказ, очерк, новелла, сказка и поэма, ода и фэнтези в совокупности представляют собой весь массив художественной литературы.

Во всех эпических жанрах тип повествования может быть разным. В зависимости от чьего лица ведется описание – автора (рассказ ведется от третьего лица) или персонифицированного персонажа (рассказ ведется от первого лица), или от лица какого-то конкретного рассказчика. Когда описание ведется от первого лица, тоже возможны варианты – рассказчик может быть один, их может быть несколько или это может быть условный рассказчик, не принимавший участия в описываемых событиях.

Характерные черты этих жанров

Если повествование ведется от третьего лица, то предполагается некоторая отстраненность, созерцательность в описании событий. Если же от первого или нескольких лиц, то возникает несколько различных взглядов на трактуемые события и личная заинтересованность героев (такие произведения называют авторскими).

Характерные особенности эпического жанра – это сюжет (предполагающий последовательную смену событий), время (в эпическом жанре оно полагает наличие определенной дистанции между описываемыми событиями и временем описания) и пространство. Трехмерность пространства подтверждается описанием портретов героев, интерьеров и пейзажей.

Особенности эпического жанра характеризуют способность последнего включать в себя элементы как лирики (лирические отступления), так и драмы (монологи, диалоги). Эпические жанры как бы перекликаются между собой.

Формы эпических жанров

Кроме того, существуют три структурные формы эпоса – большая, средняя и малая. Некоторые литературоведы опускают среднюю форму, относя повесть к большой, в которую входят роман и эпопея. Существует понятие роман-эпопея. Друг от друга они отличаются формой повествования и сюжета. В зависимости от вопросов, поставленных на рассмотрение в романе, он может относиться к историческому, фантастическому, авантюрному, психологическому, утопическому и социальному. И это тоже особенности эпического жанра. Количество и глобальность тем и вопросов, ответы на которые может дать эта литературная форма, позволило Белинскому сравнить роман с эпосом частной жизни.

К средней форме относится повесть, а рассказ, новелла, очерк, сказка, притча и даже анекдот составляют малую эпическую форму. То есть основные эпические жанры – это роман, повесть и рассказ, которые литературная критика характеризует как, соответственно, «главу, листок и строку из книги жизни».

Представители крупной формы жанров

Наряду с перечисленными выше такие эпические жанры, как поэма, новелла, сказка, очерк, имеют свои характерные особенности, дающие читателю представление об определенном содержании. Все эпические жанры литературы рождаются, достигают пика совершенства и умирают. Сейчас муссируются слухи об умирании романа.

Читать еще:  Красивые цитаты о патриотизме. Высказывания известных людей о патриотизме

Такие представители эпических жанров крупных форм, как роман, эпопея или роман-эпопея говорят о масштабности отображаемых событий, представляющих как общенациональный интерес, так и жизнь отдельного человека на фоне этих событий.

Эпопея представляет собой монументальное произведение, темой которого всегда становятся проблемы и явления, имеющие общенародное значение. Ярким представителем этого жанра является роман «Война и мир» Л. Толстого.

Составляющие эпических жанров

Сам термин «роман» произошел от названия языка, на котором выходили в свет первые печатные произведения – романский (Рим или Рома, где произведения издавались на латыни). Особенностей у романа может быть очень много – жанровые, композиционные, художественно-стилистические, языковые и сюжетные. И каждая из них дает право отнести произведение к какой-то конкретной группе. Есть социальный роман, нравоописательный, культурно-исторический, психологический, приключенческий, экспериментальный. Есть авантюрный роман, есть английский, французский, русский. В основном же роман – это крупное, художественное, чаще всего прозаическое произведение, написанное по определенным канонам и правилам.

Средняя форма художественного эпоса

Особенности этического жанра «повесть» заключаются не только в объеме произведения, хотя ее и называют «малым романом». В повести гораздо меньше происшествий. Чаще всего она посвящена одному центральному событию.

Рассказ – прозаическое небольшое произведение повествовательного характера, описывающее какой-нибудь конкретный случай из жизни. От сказки он отличается реалистичностью окраски. По мнению некоторых литературоведов рассказом может называться произведение, в котором присутствует единство времени, действия, события, места и персонажа. Это все говорит о том, что в рассказе, как правило, описывается один эпизод, происходящий с одним героем, в конкретное время. Четко прописанных определений этого жанра нет. Поэтому многие считают, что рассказ – это русское название новеллы, которая впервые была упомянута в западной литературе еще в XIII веке и представляла собой небольшую жанровую зарисовку.

Как литературный жанр новеллу утвердил Боккаччо в XIV веке. Это говорит о том, что новелла гораздо старше рассказа по возрасту. Даже А. Пушкин и Н. Гоголь некоторые рассказы относили к повестям. То есть более или менее четкое понятие, определяющее, что же такое «рассказ», возникло в русской литературе в XVIII веке. Но явных границ между рассказом и новеллой нет, разве что последняя в самом своем начале напоминала скорее анекдот, то есть короткую смешную жизненную зарисовку. Некоторые черты, присущие ей в средневековье, новелла сохранила до наших дней.

Представители малой формы художественного эпоса

Рассказ часто путают с очерком по тем же причинам – отсутствие четкой формулировки, предполагающей наличие правил написания. Тем более что возникли они почти одновременно. Очерк – короткое описание единичного явления. В наше время это скорее документальный рассказ о реальном событии. В самом названии присутствует указание на краткость – очертить. Чаще всего очерки публикуются в периодических изданиях – газетах и журналах.

Из-за массовости явления следует отметить такой жанр, как «фэнтези», набирающий популярность в последнее время. Появился он в 20-х годах прошлого века в Америке. Родоначальником его считается Лавкрафт. Фэнтези – это разновидность фантастического жанра, не имеющий под собой никакой научной привязки и полностью состоящий из вымысла.

Представители «лирической прозы»

Как отмечалось выше, к трем литературным родам в наше время добавился четвертый, представляющий собой выделившиеся в самостоятельную группу такие лиро-эпические жанры литературы, как поэма, баллада, песня. Особенности этого литературного рода заключаются в объединении сюжетной линии с описанием переживаний повествователя (так называемое лирическое «я»). В названии этого рода заключена его сущность – объединение в одно целое элементов лирики и эпоса. Такие сочетания встречались в литературе со времен античности, но в самостоятельную группу эти произведения выделились во времена, когда резко стал проявляться интерес к личности рассказчика – в эпоху сентиментализма и романтизма. Лиро-эпические жанры называют иногда «лирической прозой».

Все виды, жанры и другие литературные подразделения, дополняя друг друга, обеспечивают существование и преемственность литературного процесса.

Источники:

http://www.nado5.ru/e-book/rasskaz-novella-povest
http://studopedia.net/3_22077_malie-epicheskie-zhanri-basnya-ocherk-rasskaz-novella.html
http://fb.ru/article/133167/epicheskie-janryi-literaturyi-primeryi-i-osobennosti-epicheskogo-janra

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector