Технический рисунок модели инженерная графика. Техническое рисование
Инженерная графика
Практические задания по инженерной графике
Техническое рисование
Графические работы по теме 2.4 “Техническое рисование”
Графические работы по инженерной графике для студентов специальности “Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта” по теме 2.4 “Техническое рисование”.
На изучение темы 2.4 “Техническое рисование” календарно-тематическим планом отводится 6 академических часов, распределенных между практическими занятиями № 26 – 28.
Графические работы по теме 2.4 (см. ссылки внизу страницы) предусматривают выполнение технического рисунка модели (геометрического тела или детали) по двум видам, представленным в вариантах заданий.
Работы выполняются на листах чертежной бумаги формата А4 (297х210 мм), либо на качественном листе бумаги в клеточку такого же размера. .
Для выполнения технического рисунка требуется минимальный набор чертежных инструментов и принадлежностей – карандаши твердостью Т и ТМ, ластик, нож для заточки карандашей, линейка для выполнения рамки чертежа и основной надписи чертежа. При недостаточных навыках в рисовании допускается применение линейки для вспомогательных построений и нанесения теней на технический рисунок модели.
Технические рисунки моделей должны быть выполнены с соблюдением основных требований стандартов ЕСКД, при этом рабочее поле рабочего листа должно быть заполнено не менее, чем на 50-60 %.
Каждая графическая работа завершается построением рамки и основной надписи чертежа, заполненной в соответствии с требованиями ЕСКД.
На выполнение каждой графической работы отводится два академических часа.
Выполненной считается работа, содержащая в законченном виде технический рисунок модели по предложенному преподавателем варианту и оформленная в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД (рамка и основная надпись чертежа) .
Технический рисунок на производстве нередко применяется инженерно-техническими работниками, как дополнение к эскизу какой-либо детали или конструкции несложной формы, чтобы полнее передать малоквалифицированному исполнителю нюансы ее внешности и особенности изготовления.
Как и художественный, технический рисунок выполняется без применения чертежных инструментов – чаще всего – только карандаш и ластик. Строгих требований к масштабированию изображения нет, однако, следует как можно точнее передать пропорции размеров и отдельных частей изображаемой модели.
Основное отличие технического рисунка от художественного заключается в том, что изображение модели (детали, конструкции) выполняется без перспективных искажений, т. е. размеры сохраняются по всем аксонометрическим осям, независимо от того, насколько тот или иной элемент модели удален от глаз наблюдателя. В художественном рисовании благодаря перспективе передается степень удаления объекта.
Кроме того, при выполнении технического рисунка могут применяться такие приемы инженерной графики, как разрезы, сечения и вырезы отдельных частей изображаемой модели.
При выполнении технических рисунков чаще всего применяют изометрическое или диметрическое проецирование. Чтобы нагляднее изобразить объемные элементы модели, нередко выполняют нанесение светотеней различными методами – штриховки, шраффировки и т. п.
Примеры правильного выполнения заданий к графическим работам по теме 2.4 “Техническое рисование” представлены на изображении ниже.
При оценивании результатов выполнения работы принимается во внимание:
- правильность выбора положения модели на техническом рисунке, обеспечивающая максимальную наглядность форм и пропорций;
- правильность нанесения теней на техническом рисунке, если заданием предусмотрено выполнение шраффировки или штриховки;
- рациональность и гармоничность размещения изображения на поле листа, соблюдение требуемых отступов между изображениями, основной надписью и рамкой чертежа;
- аккуратность и опрятность выполнения работы.
За каждую из перечисленных ошибок при выполнении графической работы оценка снижается один или несколько баллов (по пятибалльной оценочной шкале) по усмотрению преподавателя.
Скачать образцы заданий к графическим работам для последующей печати и использования в качестве раздаточного материала можно по приведенным выше ссылкам (ссылка откроется в отдельном окне браузера в формате Word) .
Перечень заданий для формирования зачетного портфолио
по Инженерной графике для студентов II курса технических специальностей (“Механизация сельского хозяйства” и “Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”)
можно скачать здесь (в формате WORD, 0,789 Мб).
ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСУНКИ
Технический рисунок — это наглядное изображение, выполненное по правилам построения аксонометрических проекций <от руки или при помощи чертежных инструментов) с использованием светотени.Целями выполнения технического рисунка являются проверка умения студента читать тот или иной чертеж и закрепление навыков выполнения наглядных изображений.
Выполнение наглядных изображений, особенно от руки, без предварительного построения аксонометрических проекций, развивает глазомер, пространственное представление о формах предмета, умение анализировать эти формы и наглядно их изображать. Особое значение технический рисунок получил в связи с внедрением в процесс конструирования требований технической эстетики.
Выполнение технических рисунков, как правило, производят при съемке эскизов с натуры (рисунок выполняют от руки) и при деталировании чертежа общего вида (рисунок выполняют при помощи чертежных инструментов).
В качестве основы технического рисунка в большинстве случаев применяют прямоугольные изо- и диметрические проекции, которые наряду с наглядностью достаточно просты по своему выполнению.
Для построения наглядных изображений в диметрии лучше применять положение осей, предусматривающее «левую» систему координат (рис. 6.19, а, б). Светотень, являющуюся дополнительным средством передачи объема предмета, применяют для придания аксонометрическому изображению большей выразительности (рис. 6.19, б). Чтобы выполнять аксонометрические изображения предметов с учетом светотени, кратко познакомимся с основными правилами этих построений.
Светотенью называется распределение света на поверхности предмета. В зависимости от формы предмета лучи света, падая на
него, распределяются по его поверхности неравномерно, благодаря чему светотень и создает выразительность изображения — рельефность и объемность.
Можно отметить следующие элементы светотени (рис. 6.20): свет, полутень и тень (собственную и падающую). На затененной части имеется рефлекс, а на освещенной — блик.
Свет — освещенная часть поверхности предмета. Освещенность поверхности зависит от того угла, под которым падают на эту поверхность световые лучи. Наиболее освещенная поверхность та, которая расположена перпендикулярно к направлению лучей света.
Полутень — умеренно освещенная часть поверхности. Переход от света к полутени на гранных поверхностях может быть резким, а на кривых — всегда постепенный. Последнее объясняется тем, что угол падения лучей света на соседние части изменяется также постепенно.
Тень собственная — часть поверхности предмета, которую не достигают лучи света.
Тень падающая появляется в том случае, если на пути лучей света расположить какой-либо предмет, который и отбрасывает на находящуюся за ним поверхность падающую тень.
Рефлекс — высветление собственной тени за счет освещения теневой стороны предмета отраженными лучами от окружающих освещенных предметов или поверхностей данного предмета.
Контур собстбенной тени
Контур падающей тени
На техническом рисунке светотень обычно изображают упрощенно. Предмет, как правило, изображают на условном фоне изолированно от окружающей обстановки; свет на предмете изображают светлым пятном, не учитывая зависимость освещенности частей предмета от угла падения лучей света и удаления от источника света. Пример такого упрощенного изображения светотени показан на рисунке 6.19, б.
Иногда технический рисунок выполняют с еще большим упрощением: показывают только собственную тень, а падающую нигде не показывают. Такое упрощение сильно облегчает построение, но при этом теряется выразительность изображения.
Таким образом, для выполнения светотени на рисунке необходимо знать законы построения теней. Каждая тень имеет свою геометрическую форму, построение которой можно выполнить, используя методы начертательной геометрии. Для построения контуров теней необходимо знать характер лучей света и их направление.
При выполнении технических рисунков принято пользоваться солнечным освещением, когда лучи параллельны друг другу, а направление их сверху, слева направо. Такое направление соответствует естественному, когда свет на рабочее место падает с левой стороны.
Для единообразия в построении лучи света обычно направляют по диагонали куба, как показано на рис. 6.21, где дано направление лучей света 5 для изометрической (рис. 6.21, а) и двух диметричес-ких проекций с «правой» (рис. 6.21, б) и «левой» (рис. 6.21, в) системой координат.
Построение контура собственной тени (линии, отделяющей освещенную часть поверхности от неосвещенной) сводится к постро-
- а)
- 2
ению линии МЫЬ касания лучевой поверхности 5 с поверхностью предмета (рис. 6.22), а построение контура падающей тени — к построению линии М N Ь пересечения лучевой поверхности 5 с плоскостью Р (или с поверхностью какого-либо предмета).
Под лучевой поверхностью (или плоскостью) понимается поверхность, обертывающая данное тело, с образующими, проведенными параллельно лучам света.
На рисунке 6.23, а, б, в, г показано построение контуров тени для призмы, пирамиды, цилиндра и конуса. Для этих построений необходимо знать не только направление лучей света, но и направление 5 их вторичных проекций. Построение контура падающей тени сводится к построению точек пересечения лучей света, проведенных через контур предмета, с горизонтальной плоскостью, на которой стоит предмет.
Например, точка Лр контура падающей тени призмы построена как точка пересечения луча 5 со вторичной проекцией 5 этого луча.
Две плоскости Т и 0, касательные к цилиндру, позволяют построить контур собственной тени Л В и контур падающей тени В А . Падающую тень от верхнего основания цилиндра строят по точкам / 2
Для построения контура собственной тени АВ конуса сначала нужно построить падающую тень на плоскость его основания (построить точкуАр), а затем провести касательную/!^ из этой точки
к основанию конуса. Точка В=Вр и определяет образующую Л В конуса, которая является контуром собственной тени.
Если на пути лучевой поверхности (или плоскости) находится другой предмет или поверхность, то контур падающей тени строят на этом предмете так, как показано на рис. 6.24, где падающая тень построена на плоскости основания призмы и на части цилиндрической поверхности (9. Порядок построения ясен из чертежа.
Светотень можно передавать карандашом, пером (тушью) или отмывкой (разведенной тушью или акварелью). В техническом рисовании обычно пользуются карандашом, выполняя штриховку, тушевку или шраффировку.
Штриховка заключается в покрытии различных частей рисунка штрихами (не пользуясь чертежным инструментом). Желаемого тона добиваются частотой и толщиной штрихов. Длина штрихов
не должна быть очень большой, так как длинные штрихи проводить трудно. На рис. 6.25, 6.26 показаны примеры выполнения штриховки на различных поверхностях.
Направление штрихов должно быть согласовано с формой изображаемого предмета (см. рис. 6.25, а, б, в, г), так как штрихи, наложенные «по форме», помогают передавать и воспринимать эту форму.
Тушевка является разновидностью штриховки, когда штрихи накладывают очень близко друг к другу так, что они сливаются. Иногда штрихи растирают пальцем или растушевкой.
Шраффировка является особым видом штриховки, выполненной с помощью чертежных инструментов. Этот способ выполнения светотени наиболее часто применяют в техническом рисунке, несмотря на то что, пользуясь им, невозможно получить плавные переходы от светлого к темному на кривых поверхностях. Примеры шраффировки на различных поверхностях показаны на рис. 6.27, 6.28, 6.29, 6.30, на рис. 6.28 — только аксонометрическое изображение.
Следует заметить, что средством передачи объема нужно пользоваться в технических рисунках осторожно и экономично, не делая такое изображение самоцелью. На рис. 6.28 приведен пример передачи формы предмета без нанесения тени.
Техническое рисование. Методические рекомендации для студентов всех направлений подготовки, изучающих дисциплину «Начертательная геометрия и инженерная графика»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Бийский технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
«Алтайский государственный технический университет им. »
Методические рекомендации для студентов всех направлений подготовки, изучающих дисциплину «Начертательная геометрия и инженерная графика»
Издательство Алтайского государственного технического университета
Рецензент: , к. т.н., профессор кафедры МРСиИ БТИ АлтГТУ
С24 Техническое рисование: методические рекомендации для студентов всех
направлений подготовки, изучающих дисциплину «Начертательная гео-
метрия и инженерная графика» / , , ;
Алт. гoc. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гoc. техн. ун-та, 2012. – 16 с.
В методических рекомендациях представлены теоретический материал, наглядный материал по технике рисования геометрических фигур и деталей с натуры. Методические рекомендации предназначены для студентов всех направлений подготовки, изучающих дисциплину «Начертательная геометрия и инженерная графика», всех форм обучения.
Рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры ТГ.
Протокол № 74 от 28.09.11 г.
© БТИ АлтГТУ, 2012
1 ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ…………………………………………..
1.1 Общие сведения о рисунке………………………………………..
1.1.1 Наблюдательная перспектива……………………………..
Назначение технического рисунка. Техническое рисование, как и аксонометрические проекции, служит для построения наглядных изображений моделей и деталей.
Технический рисунок отличается от аксонометрической проекции в основном тем, что он выполняется без применения чертежных инструментов (от руки). В техническом рисовании применяется параллельная (аксонометрическая) перспектива и те же оси проекций (оси координат).
Технические рисунки дают наглядное представление о форме модели или детали, есть возможность также показать не только внешний вид, но и их внутреннее устройство с помощью выреза части детали по направлениям координатных плоскостей. В практической работе рисунок служит одним из важных средств передачи технического замысла.
1 ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ
В реалистическом рисунке окружающие нас объемные предметы изображаются такими, какими они существуют в действительности и как их воспринимает наш глаз.
Реалистическая передача изображения предмета на рисунке достигается с помощью применения наблюдательной перспективы, светотени и правильных пропорций.
Для большей наглядности на технических рисунках наносится тушёвка, штриховка или шраффировка теневых сторон параллельно какой-нибудь образующей или параллельно осям проекций (рисунок 1).
Шраффировкой называют штриховку, выполненную в виде сетки. Для определения степени затемнения той или иной поверхности можно принять за основу следующие виды нанесения штриховки:
– темная поверхность – расстояние между штрихами должно быть меньше толщины штрихов в 2–3 раза или штриховка заменена шраффировкой;
– полутеневая поверхность – расстояние между штрихами должно быть равно толщине штрихов;
– светлая поверхность – полное отсутствие штрихов или нанесение редкой штриховки.
Рисунок – это графическое изображение предмета на плоскости, передающее его так, как мы видим в действительности. Умение грамотно рисовать необходимо работникам многих областей науки и техники. Рисование способствует развитию пространственного мышления, зрительной памяти, творческих способностей и художественного вкуса. Технологи машиностроительного производства должны не только уметь читать чертежи, но и правильно и быстро зарисовывать предметы, так как они встречаются с разнообразными формами изделий различных габаритов и отделки.
Детали машин, станков в основе напоминают различные геометрические формы (цилиндрические, конические, призматические). Изучение изображений этих форм основано на изучении геометрических тел. Поэтому в техническом рисовании отводится большое место рисованию различных моделей.
1.1 Общие сведения о рисунке
В реалистическом рисунке окружающие нас объемные предметы изображаются такими, какими они существуют в действительности и как их воспринимает наш глаз.
Реалистическая передача изображения предмета на рисунке достигается с помощью применения наблюдательной перспективы.
1.1.1 Наблюдательная перспектива
Метод перспективы дает возможность изображать объемные предметы на основе зрительного восприятия натуры. Строение человеческого глаза можно сравнить с устройством фотоаппарата. Преломляющей средой глаза, как бы его объективом, в основном является хрусталик, расположенный позади радужной оболочки. Изображение, полученное на фотографическом снимке, подобно изображению на сетчатой светочувствительной оболочке нашего глаза.
При рисовании с натуры применяют правила линейной (центральной) перспективы. Перспективное построение предметов в рисунке выполняется от руки на глаз при наблюдении за изображаемым предметом. Поэтому такая перспектива называется наблюдательной. Все предметы по мере удаления от глаза рисующего кажутся уменьшающимися по своим размерам, а параллельные линии в действительности представляются сходящимися в определенной точке или точках. Отсюда правило: все уходящие горизонтальные линии, идущие к линии горизонта, пересекаются на линии горизонта в одной или нескольких точках схода (рисунок 2).
Перспективной линией горизонта называют условную прямую, расположенную на уровне глаз рисующего.
Уходящими горизонтальными линиями называют горизонтальные прямые, которые удаляются от рисующего. Перспективная линия горизонта делит зрительный мир пополам – на мир, видимый сверху, и на мир, видимый снизу.
На рисунке 3 изображено два куба – один ниже линии горизонта, другой выше линии горизонта (уровня глаз). Из рисунка видно, что уходящие горизонтальные линии нижнего куба направлены вверх, к линии горизонта, а уходящие горизонтальные линии верхнего куба – вниз, тоже к линии горизонта и пересеклись в одной точке схода. На нижнем кубе видна верхняя грань, а на верхнем кубе – нижняя грань.
От изменения точки зрения и уровня глаз (линии горизонта) меняется восприятие окружающего нас мира. Например, в пространстве три куба, они расположены на разной высоте по отношению к линии горизонта и нашего взгляда (рисунок 4). Один куб выше уровня глаз, мы видим его три грани – нижнюю и две боковых. Нижний куб ниже уровня глаз и правее верхнего, мы видим тоже три грани, но только вместо нижнего основания видим верхнее основание. Ширина граней воспринимается по-разному. В верхнем кубе правая грань кажется шире, в нижнем кубе левая грань – шире, так как они больше развернуты к зрителю. В среднем кубе видим только две грани, его пересекает линия горизонта. Аналогично показано построение цилиндра в пространстве на рисунке 5.
Источники:
https://k-a-t.ru/ing_grafika/AT_ing_grafika_24/
https://studref.com/326439/tehnika/tehnicheskie_risunki
https://pandia.ru/text/78/187/9039.php