9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тенденции развития массовой культуры. Особенности развития современной культуры

Тенденции в развитии массовой культуры и медиакультура

Массовая культура в XX веке имеет ряд особенностей, которые отличают ее от более ранних форм популярной культуры, еще не утерявших свои традиционные народные корни. Она опирается на достижения самой передовой технологии в большей степени, чем элитарные формы искусства (вспомним, скажем, просмотр видео или компьютерные игры). Но массовая культура сегодня – это не только технологии. В ней используются результаты всех современных исследований в области социологии, психологии, менеджмента. Еще одной характерной чертой современной массовой культуры является ее сближение с культурой элитарной. Это сближение проходит различными путями, один из которых – включение литературных, музыкальных, художественных произведений в циркуляцию индустрии массовой культуры. Видеозаписи и Интернет делают широко доступными любые художественные произведения, что ведет к небывалому ранее расширению сферы массовой культуры. Мы можем побывать в крупнейших музеях мира, не выходя из дома; классические произведения мировой литературы существуют в кино- или телевизионных версиях и т.д.

Можно спорить, насколько такое знакомство способствует эстетическому и художественному развитию, но нельзя не признать, что у современных подростков, у молодежи часто не хватает времени для чтения, и знакомство с классикой происходит через телеэкран. С другой стороны, некоторые произведения, которые относили к массовой культуре, стали классикой – романы Агаты Кристи и Ж. Сименона, музыка Битлз (которую исполняет и симфонический оркестр), картины Энди Уорхола – значительные явления культуры XX века, не говоря о киноклассике.

Небывалое расширение сферы массовой культуры ведет и к изменениям в ее изучении. На место критики приходит стремление понять причины популярности массовых форм искусства, новых жизненных стилей, форм развлечений и проведения досуга. Ведущие научные направления, крупные ученые начинают серьезно заниматься проблемами популярной культуры. Начиная с 60-х годов XX века на первый план в исследовании культуры и общества выходят структурализм и семиотика, которые обращаются к анализу мифов, литературных текстов, моды и других областей культуры, не обходя вниманием и массовую культуру. Структуралистские исследования стремятся не столько к определе-

Эта практически неограниченная способность к коммуникации прежде всего связана с распространением Интернета.

Еще одним важным шагом в развитии массовой культуры стало создание «виртуальной реальности». Виртуальная реальность – порожденное компьютером пространство, которое реагирует на действия участника. Так, можно «пройтись» по спроектированному дому, еще до того как он будет построен, или по музею или городу с созданными компьютером картинами или улицами. Виртуальная реальность основана на игре воображения, на фантазиях кино- или видеообразов, но к этому добавляется возможность поместить зрителя «внутрь» вымышленного мира. Это практика симуляции, которая полностью изменяет условия формирования личности человека и создает новое культурное пространство. Как утверждают участники интернет-игр, они создают ощущение нахождения между обычной и выдуманной реальностью.

Современная массовая культура настолько тесно переплетена с масс-медиа, что трудно выделить в них какие-либо автономные области. Текст массовой культуры быстро «переводится» на языки различных медиа: бестселлеры трансформируются в телесериалы (и наоборот), песни существуют в форме клипов, на основе популярных фильмов тут же создаются компьютерные игры. Таким образом, популярная культура проникает во все сферы человеческой жизни, становясь жизненным миром детей и подростков, вторгаясь даже в мир тех, кто хотел бы от нее отгородиться. Массовая культура уже не представляет собой единого пространства, она сложно структурирована и включает в себя не только присущие ей формы и жанры, но захватывает и «высокую» культуру, включает ее в свою область, заставляет ее говорить своим языком. Все эти явления требуют серьезного осмысления и глубокого исследования, без которого невозможно понять и оценить мир современной культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Каково место массовой культуры в социокультурной ситуации конца XX – начала XXI века?

2. Каковы основные положения критики массовой культуры представителями Франкфуртской школы?

3. В чем заключаются особенности современного мифа и как он представлен в массовой культуре? Приведите примеры мифов массовой культуры.

4. Каковы звенья коммуникационного процесса, являющегося основой средств массовой коммуникации? Каковы типы восприятия зрителем/слушателем сообщений масс-медиа?

5. В чем заключаются новые тенденции развития массовой культуры в эпоху информационных технологий?

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.; СПб., 1999.

2. Барт Р. Мифологии. М., 1988.

3. Лебон Г. Психология масс. М., 2000.

Читать еще:  Максим каммерер стругацкие волны гасят ветер. Волны гасят ветер (роман)

4. Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003.

5. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1986.

6. Ортвга-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

7. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? М., 1992.

8. Шапинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигнозис. 2000. №2.

3.5. Гендер в культуре и обществе. Е. Н. Шапинская (д. филос. н., проф.)

В данной главе мы рассмотрим две проблемы, имеющие важнейшее значение для понимания гендерного подхода к культуре, который прочно вошел в культурологические исследования конца XX – начала XXI века. Это, во-первых, становление самого понятия «гендер» в социогуманитарном знании, и, во-вторых, анализ гендерного подхода к области художественного творчества, в которой особенно ярко проявляются тенденции к смене гендерных стереотипов, к феминизации, к новым явлениям в области художественной репрезентации.

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тенденции в развитии массовой культуры и медиакультура

Массовая культура в XX веке имеет ряд особенностей, которые отличают ее от более ранних форм популярной культуры, еще не утерявших свои традиционные народные корни. Она опирается на достижения самой передовой технологии в большей степени, чем элитарные формы искусства (вспомним, скажем, просмотр видео или компьютерные игры). Но массовая культура сегодня – это не только технологии. В ней используются результаты всех современных исследований в области социологии, психологии, менеджмента. Еще одной характерной чертой современной массовой культуры является ее сближение с культурой элитарной. Это сближение проходит различными путями, один из которых – включение литературных, музыкальных, художественных произведений в циркуляцию индустрии массовой культуры. Видеозаписи и Интернет делают широко доступными любые художественные произведения, что ведет к небывалому ранее расширению сферы массовой культуры. Мы можем побывать в крупнейших музеях мира, не выходя из дома; классические произведения мировой литературы существуют в кино- или телевизионных версиях и т.д.

Можно спорить, насколько такое знакомство способствует эстетическому и художественному развитию, но нельзя не признать, что у современных подростков, у молодежи часто не хватает времени для чтения, и знакомство с классикой происходит через телеэкран. С другой стороны, некоторые произведения, которые относили к массовой культуре, стали классикой – романы Агаты Кристи и Ж. Сименона, музыка Битлз (которую исполняет и симфонический оркестр), картины Энди Уорхола – значительные явления культуры XX века, не говоря о киноклассике.

Небывалое расширение сферы массовой культуры ведет и к изменениям в ее изучении. На место критики приходит стремление понять причины популярности массовых форм искусства, новых жизненных стилей, форм развлечений и проведения досуга. Ведущие научные направления, крупные ученые начинают серьезно заниматься проблемами популярной культуры. Начиная с 60-х годов XX века на первый план в исследовании культуры и общества выходят структурализм и семиотика, которые обращаются к анализу мифов, литературных текстов, моды и других областей культуры, не обходя вниманием и массовую культуру. Структуралистские исследования стремятся не столько к определе-

Эта практически неограниченная способность к коммуникации прежде всего связана с распространением Интернета.

Еще одним важным шагом в развитии массовой культуры стало создание «виртуальной реальности». Виртуальная реальность – порожденное компьютером пространство, которое реагирует на действия участника. Так, можно «пройтись» по спроектированному дому, еще до того как он будет построен, или по музею или городу с созданными компьютером картинами или улицами. Виртуальная реальность основана на игре воображения, на фантазиях кино- или видеообразов, но к этому добавляется возможность поместить зрителя «внутрь» вымышленного мира. Это практика симуляции, которая полностью изменяет условия формирования личности человека и создает новое культурное пространство. Как утверждают участники интернет-игр, они создают ощущение нахождения между обычной и выдуманной реальностью.

Современная массовая культура настолько тесно переплетена с масс-медиа, что трудно выделить в них какие-либо автономные области. Текст массовой культуры быстро «переводится» на языки различных медиа: бестселлеры трансформируются в телесериалы (и наоборот), песни существуют в форме клипов, на основе популярных фильмов тут же создаются компьютерные игры. Таким образом, популярная культура проникает во все сферы человеческой жизни, становясь жизненным миром детей и подростков, вторгаясь даже в мир тех, кто хотел бы от нее отгородиться. Массовая культура уже не представляет собой единого пространства, она сложно структурирована и включает в себя не только присущие ей формы и жанры, но захватывает и «высокую» культуру, включает ее в свою область, заставляет ее говорить своим языком. Все эти явления требуют серьезного осмысления и глубокого исследования, без которого невозможно понять и оценить мир современной культуры.

Читать еще:  Сколько стоят особняки героев известных фильмов. Как живет железный человек

Вопросы для самопроверки

1. Каково место массовой культуры в социокультурной ситуации конца XX – начала XXI века?

2. Каковы основные положения критики массовой культуры представителями Франкфуртской школы?

3. В чем заключаются особенности современного мифа и как он представлен в массовой культуре? Приведите примеры мифов массовой культуры.

4. Каковы звенья коммуникационного процесса, являющегося основой средств массовой коммуникации? Каковы типы восприятия зрителем/слушателем сообщений масс-медиа?

5. В чем заключаются новые тенденции развития массовой культуры в эпоху информационных технологий?

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.; СПб., 1999.

2. Барт Р. Мифологии. М., 1988.

3. Лебон Г. Психология масс. М., 2000.

4. Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003.

5. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1986.

6. Ортвга-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

7. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? М., 1992.

8. Шапинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигнозис. 2000. №2.

3.5. Гендер в культуре и обществе. Е. Н. Шапинская (д. филос. н., проф.)

В данной главе мы рассмотрим две проблемы, имеющие важнейшее значение для понимания гендерного подхода к культуре, который прочно вошел в культурологические исследования конца XX – начала XXI века. Это, во-первых, становление самого понятия «гендер» в социогуманитарном знании, и, во-вторых, анализ гендерного подхода к области художественного творчества, в которой особенно ярко проявляются тенденции к смене гендерных стереотипов, к феминизации, к новым явлениям в области художественной репрезентации.

Основные тенденции развития культуры 20 21 века. Массовая культура.

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, которая закладывает основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

Актуальность темы исследования обусловлена историческими факторами. В результате беспрецедентно быстрого в мировой истории, стремительного перехода к новому общественному устройству, начавшемуся в России в начале 1990-х годах, была перечеркнута вся сформировавшаяся в советское время система ценностей, норм, представлений о жизни, да и сам уклад жизни россиян.

Одним из главных результатов реформ 90-х годов было обретение свободы культурной деятельности как в творческих, так и в организационных ее проявлениях. Однако свобода для многих творческих работников принесла потерю бюджетной поддержки, разнообразных гарантий, существовавших при советской власти, а также потерю значительной части аудитории и многое другое. Кроме того, за годы реформ кардинально изменилось место культуры в иерархии ценностей, формы и объем потребления культуры населением, как и вся парадигма культурного развития. Тем самым культура России в конце 90-х годов искала новые пути развития, дала толчок для развития современной культуры, т.к. культурные аспекты жизни человека, такие, как, например, «образ жизни», имели в то время более важное значение, чем экономический рост.

В ходе работы был проведен анализ источников, литературы который показал, что культура – это сложное, многостороннее явление, которое является неотъемлемой частью жизни человека.

Культура начинает занимать все большее место в жизни человечества. Мы определили возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума. Именно поэтому культура является важной частью социальной жизни.

Развитие культуры – это длительный, многовековой процесс. XX век – это торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов, быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов. Культура XX века – очень сложная и многогранная, поэтому определить конкретное направление её развития достаточно сложно. Можно лишь назвать отличительные черты. Индустриализация общества, активное развитие средств массовой информации, кинематографа, – всё это привело к появлению новых тенденций в культуре. Основными тенденциями в культуре конца XX века является развитие постмодернизма и активное проявление массовой культурой. Постмодернизм позволил наиболее ярко и точно отразить реальную картину общества, что и сделало это направление столь популярным не только в российской культуре, но и во всех странах зарубежья. Постмодернизм смог внести в культуру то, что раньше находилось под запретом, было лишено внимания, заключалось в жёсткие рамки. Массовая культура получила огромную популярность в обществе, так как смогла очень ярко и правдоподобно отразить существующие в обществе проблемы в таких видах искусства, как кино, литература, музыка. Несмотря на то, что массовую культуру называли «низшим искусством», она отвечала потребностям массовой аудитории, обеспечивая возможность развлечения, игры, отдыха. Массовая культура сохранила связи с так называемой народной культурой, что показывают существование таких видов искусства как народные танцы и песни, цирк, эстрада.

Читать еще:  Характерная особенность стиля бунина. Проза И.А.Бунина: общая характеристика

Культура России на рубеже XX-XXI веков развивалась в сложной политической и экономической ситуации в стране. В культуре происходили резкие, противоречивые изменения. Но несмотря на это, культурная жизнь страны в этот период стала намного разнообразнее. Возрастала роль средств массовой информации, проводилась политика «гласности», начали печататься ранее запрещённые литературные произведения, возвращались культурные деятели, которые ранее были вынуждены покинуть страну. Наибольший расцвет получили такие виды искусства, как кинематограф, театр и музыка.

Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблем в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира.

Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене.

Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыки угас. Поэтому музыкальное искусство тоже прошло сложный период в своём развитии. Музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей. Композиторы академической ориентации сегодня продолжают активно сочинять музыку. Более того, её развитие, ранее скованное нормами «соцреализма», ныне очень динамично. В настоящее время активное развитие получают различные виды классической музыки: от «камерной музыки» до духовной. Музыканты-исполнители высокого класса, в предыдущие десятилетия ориентированные на Запад, возвращаются на Родину. С трудом развиваясь на новой рыночной основе, высокое искусство постепенно возвращает себе духовный авторитет в обществе. Развитие музыки в конце XX начале XXI века показало и её безграничные возможности развития,

Таким образом, автор делает вывод, что даже, несмотря на всю сложность положения в стране культура не стояла на месте, она развивалась, искала новые формы, направления и виды. Это происходило потому, что все это время в нашей стране были люди, которые действительно волновались за культурное будущее нашей страны, они упорным и бескорыстным трудом и преданностью своему делу, практически без поддержки государства, не только остановили развал культурного наследия нашей страны, но и создали предпосылки для его нынешнего возрождения. На рубеже XX-XXI века культура России прошла сложный период в развитии и, наконец-то, стала постепенно вставать на нужный путь развития, чему способствовал её выход на мировой уровень.

Источники:

https://studopedia.ru/10_272539_tendentsii-v-razvitii-massovoy-kulturi-i-mediakultura.html
https://mylektsii.ru/1-23295.html
https://megalektsii.ru/s18182t2.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]