137 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тесная связь литературы и истории в произведении. Русская литература и история

История и литература

Что может быть общего у исторических сочинений и произведений художественной литературы? Разве только то, что те и другие существуют в виде письменных текстов, у которых есть свои авторы и читатели. Принципиальное же отличие – в задачах, которые стоят перед историком и автором художественного произведения. Задача историка состоит в том, чтобы создать объективную картину прошлого. Он вынужден ограничиваться сохранившимися документальными источниками. Самое важное для автора художественного произведения – успешно реализовать свой творческий замысел и заинтересовать им своего читателя. Для этого ему не обязательно во всем следовать тому, что принято считать истинным или реальным.

Такой взгляд на отношения истории и литературы является расхожим. Он может устроить любого, кто привык думать, будто с момента появления письменной культуры человечество имело приблизительно одинаковые представления о том, чем реальность отличается от вымысла и, соответственно, чем задачи исторического описания отличаются от задач художественного изложения. Однако так было не всегда. Приведенный нами расхожий взгляд соответствует только тому сравнительно недолгому периоду в развитии научного и гуманитарного знания, который относится ко второй половине XIX в. Именно тогда утвердилось представление об истории как науке, реконструирующей прошлые события. Приверженцы этой науки не хотели иметь ничего общего с литературой или, в лучшем случае, рекомендовали историкам писать свои работы на ясном и понятном для всех языке.

В начале XX в. произошли изменения в понимании характера исторического знания. Все отчетливей звучала мысль о том, что в деле реконструкции прошлого нельзя во всем полагаться только на документальные источники. Их материала зачастую недостаточно, чтобы представить полную картину эпохи, которая интересует историка. Так что во многом ему приходится действовать на свой страх и риск, доверяясь исключительно своей интуиции. Кроме того, после произошедшей в гуманитарной мысли структуралистской революции (60-е гг. XX в.) пришло осознание того, что письменный текст является альфой и омегой исторического исследования. Это означает, что изучение прошлого начинается с интерпретации письменных текстов исторических источников. Конечный продукт такой интерпретации также представляет собой письменный текст – историческую статью или монографию. Создавая его, исследователь, подобно писателю, вынужден использовать тот набор художественных средств и риторических приемов, которые имеются в распоряжении у современной ему литературной культуры. С этой точки зрения, историческое сочинение можно рассматривать как литературное произведение особого рода, специфическое назначение которого заключается в том, чтобы убедить своих читателей в действительном характере представленных в нем событий.

Таким образом, отношение между историей и литературой гораздо более тесное, чем это может показаться. Автор любого прозаического произведения (особенно исторического романа или реалистической новеллы) не должен пренебрегать знанием исторических деталей. Историк же, в свою очередь, окажется не в состоянии дать сколько-нибудь целостное представление о прошлом, если не сумеет воспользоваться современными ему литературными приемами.

Уже со времен античности признавалось, что занятие историей требует серьезных литературных навыков. Однако ни у древних греков, ни у римлян не существовало понятия художественной литературы в его современном значении. Считалось, что все виды словесного творчества (устного или письменного, поэтического или прозаического) представляют собой разные типы мимесиса (гр. mimesis – подражание). Поэтому отличие историка от поэта состояло главным образом не в том, что первый был обязан говорить правду, а второму позволялось эту правду приукрасить. С самого начала им приходилось иметь дело с разными объектами для подражания. Как говорил в “Поэтике” Аристотель, “историк и поэт различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозой (ведь и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его все равно останется историей), – нет, различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой – о том, что могло бы быть. Ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном. Общее есть то, что по необходимости или вероятности такому-то характеру подобает говорить или делать то-то. А единичное – это, например, то, что сделал или претерпел Алкивиад”.

Древние историки уделяли большое внимание сбору и проверке единичных фактов, полагая, что история – это хранительница примеров, собранных для оказания читателям моральной и жизненно-практической помощи. Однако этим задачи истории не ограничивались. Занятие историей признавалось частью риторического искусства. Сбор и проверка фактов составляли лишь предварительную стадию в работе историка, искусство же его проверялось тем, как он умеет эти факты использовать. Лукиан в сочинении “Как следует писать историю” говорил, что главной заботой историка должно стать придание выразительности материалу. Историк должен обдумывать не что сказать, а как сказать: его задача состоит в том, чтобы верно распределить события и наглядно их представить.

В античности не существовало видимых противоречий между установками на правдивое описание фактов прошлого и их связное и наглядное изложение в тексте исторического сочинения. Когда же все-таки они возникали, то решались в пользу наглядности. Пример тому – Цицерон, который считал, что первый закон истории – ни под каким видом не испытывать лжи, затем – ни в коем случае не бояться правды, а также не допускать пристрастия и злобы. Тем не менее, когда его друг, историк Лукцей, пожелал написать историю его консульства, Цицерон, заботясь о создании выразительного рассказа, посоветовал ему “пренебречь законами истории”.

До конца XVIII в. история оставалась частью риторического искусства. Когда Вольтер, выдающийся историк эпохи Просвещения, в одном из писем излагал замысел своего сочинения о правлении Людовика XIV, можно было подумать, что он следовал рекомендациям Лукиана: ставя своей целью создать великую картину событий и удержать читательское внимание, он, с одной стороны, видел историю как трагедию, которой требуются экспозиция, кульминация и развязка, а с другой – оставлял на ее широких полотнах место для занимательных анекдотов.

С началом XIX в. историю, как и литературное творчество в целом, перестали считать частью риторики. Однако она не утратила своих художественных качеств. На смену одним изобразительным приемам пришли другие. Историк больше не старался занять привилегированную внешнюю позицию по отношению к предмету своего сочинения и читателям, воздерживался от моральной оценки героев. Более того, он стремился вообразить себя участником событий. Мелкие подробности и незначительные факты, с которыми историки Просвещения мирились как с “неизбежным злом”, в трудах историков эпохи романтизма становились преимущественными объектами описания. В работе “Эффект реальности” французский философ и литературный критик второй половины XX в. Ролан Барт дал анализ изобразительных средств, которыми пользовались историки романтической школы и писатели-реалисты XIX в., и доказал факт взаимопроникновения и взаимообогащения исторического и литературного творчества.

Тесная связь этих видов творчества сохранялась и в последующее время. Трудно не заметить стилистического сходства между многотомными трудами историков-позитивистов и романами-эпопеями в духе О. де Бальзака или Л. Толстого. В первой половине XX в. историки “школы “Анналов””, по словам М. Блока, вместо “состарившейся и прозябавшей в эмбриональной форме повествования” позитивистской историографии предложили свой проект многослойной аналитической и структурной истории. Приблизительно в то же время писатели-модернисты Дж. Джойс, Ф. Кафка, Р. Музиль создают роман нового типа, особенности композиции которого не позволяют читателю обнаружить в нем единую сюжетную линию. Эти романы не имеют ярко выраженных начала, середины и конца и “живут” только в процессе бесконечного их перечитывания. Но уже во второй половине XX в. проблема взаимодействия истории и литературы получила свое теоретическое осмысление в работах “новых интеллектуальных историков”.

Читать еще:  Смотреть аниме где главный герой парень влюбляется. Клуб свиданий старшей школы Оран

Конспект урока на тему: Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа»

обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить со структурой учебника; показать неразрывную связь литературы и истории.

знакомство с понятиями литературный процесс, историзм литературы.

развитие умения слушать, высказывать свою точку зрения, умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками; умение находить взаимосвязь русской литературы с культурой и историей России и мира.

развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня обучающихся через обращение к художественным текстам интереса к истории, культурным традициям наших предков.

Тип урока: вводный.

Методы урока: беседа, работа с читательскими дневниками учащихся, словарная работа, слово учителя.

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник, презентация.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас – отдохнувших, набравшихся сил и готовых к покорению новых вершин – на первом в этом году уроке литературы. Заранее скажу, что в этом году мы превратимся в опытных исследователей. Ведь нам предстоит работать не просто с сюжетами литературных произведений, а с сюжетами, взятыми из самой жизни России, критически освещёнными писателями, болью или радостью, тревогой или восхищением откликнувшимися в сердцах многих поколений россиян.

Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Работа с читательскими дневниками

-Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето?

Откройте свои читательские дневники.

-Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они?

Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.

– Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочитать, захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?

-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?

-Какие авторы вам не были знакомы ранее?

-Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?

Примечание : просмотреть часть дневника у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Мотивация УУД. Целеполагание

Литература художественная – область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

Работа с афоризмами:

Афоризм (от др.-греч. «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Времена не выбирают,
В них живут и умирают… А. Кушнер

( русский поэт, автор около 50 книг стихов (в том числе для детей ).

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. М. Горький

– Как вы понимаете эти строки?

Запись определения в тетрадь.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач.

На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.

Работа над темой урока

Сегодняшний урок положит начало вашей работе в 8 классе. На уроках литературы в этом году вы будете изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания как литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Таким образом, неизбежно вновь запускаются механизмы истории. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.

В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке.

Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Этапы мирового литературного процесса

Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.) Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Средневековье (V–XV вв.) Возрождение (XV–XVI вв.) Классицизм (XVII в.) Просвещение (XVIII в.) Новое время (XIX в.) Современная литература (XX в.)

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности.

Периоды развития русской литературы

Долитературный . До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.

ДРЛ развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.

Литература XVIII века. Эту эпоху называют «Русским Просвещением» . Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.

Серебряный век – период с 1892 по 1921 годы , время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.

Читать еще:  Климт древо жизни описание. Древо жизни (фрагмент для фриза дворца Стоклед)

Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.

Современная русская литература (конец XX века – наши дни)

Запись термина, оформление кластера этапов литературного процесса (мирового и русской литературы).

Дол­гое время ли­те­ра­ту­ра и ис­то­рия были неот­де­ли­мы друг от друга. До­ста­точ­но вспом­нить древ­ние ле­то­пи­си, на­при­мер «По­весть вре­мен­ных лет». Она яв­ля­ет­ся па­мят­ни­ком и ли­те­ра­ту­ры, и ис­то­рии.

Уже в XVIII веке ис­то­рия от­де­ли­лась от ли­те­ра­ту­ры как са­мо­сто­я­тель­ная наука, од­на­ко связь ли­те­ра­ту­ры и ис­то­рии оста­лась. В ли­те­ра­ту­ре по­яв­ля­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство про­из­ве­де­ний на ис­то­ри­че­скую тему: ро­ма­ны, по­ве­сти, поэмы, драмы, бал­ла­ды, в сю­же­те ко­то­рых мы чи­та­ем о со­бы­ти­ях про­шло­го . Ярким при­ме­ром тому яв­ля­ет­ся твор­че­ство А.С. Пуш­ки­на, ко­то­рый про­воз­гла­сил: «Ис­то­рия на­ро­да при­над­ле­жит поэту!» . Мно­гие его про­из­ве­де­ния от­ра­жа­ют со­бы­тия да­ле­ко­го про­шло­го, пре­да­ния ста­ри­ны глу­бо­кой. Вспом­ни­те его бал­ла­ду «Песнь о вещем Олеге», тра­ге­дию «Борис Го­ду­нов», поэмы «Рус­лан и Люд­ми­ла», «Пол­та­ва», «Мед­ный всад­ник» и его зна­ме­ни­тые сказ­ки.

В этом году мы с вами про­дол­жим изу­че­ние Пуш­ки­на и узна­ем о его ин­те­ре­се к пе­ри­о­ду кре­стьян­ской войны и об­ра­зу Еме­лья­на Пу­га­че­ва.

Это всего лишь один при­мер. Нужно от­ме­тить, что мно­гие рус­ские пи­са­те­ли со­зда­ва­ли про­из­ве­де­ния на ис­то­ри­че­ские темы.

В первую оче­редь такой ин­те­рес к ис­то­рии объ­яс­ня­ет­ся лю­бо­вью к своей стране, на­ро­ду, же­ла­ни­ем со­хра­нить ис­то­рию и до­не­сти ее до сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний. Также пи­са­те­ли об­ра­ща­лись к ис­то­рии для того, чтобы там, в да­ле­ком про­шлом, найти от­ве­ты на во­про­сы, ко­то­рые за­да­ва­ла на­сто­я­щая эпоха.

О нераз­рыв­ной связи ис­то­ри­че­ских эпох писал фран­цуз­ский поэт и пи­са­тель XIX века Вик­тор Мари Гюго. (Рис. 2.)

Ис­то­рия
В судь­бе пле­мен люд­ских, в их непре­стан­ной смене
Есть рифы тай­ные, как в без­дне тем­ных вод.
Тот без­на­деж­но слеп, кто в беге по­ко­ле­ний
Лишь бури раз­гля­дел да волн кру­го­во­рот.

Над бу­ря­ми царит мо­гу­чее ды­ха­нье,
Во мраке гро­зо­вом небес­ный луч горит.
И в кли­ках празд­нич­ных и в смерт­ном со­дро­га­нье
Та­ин­ствен­ная речь не тщет­но го­во­рит.

И раз­ные века, что бра­тья ис­по­ли­ны,
Раз­лич­ны уча­стью, но в за­мыс­лах близ­ки,
По раз­но­му пути идут к мете еди­ной,
И пла­ме­нем одним горят их маяки.

Читая про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные ав­то­ра­ми в раз­ные эпохи, мы убеж­да­ем­ся, что мир во­круг ме­ня­ет­ся, а че­ло­век по сути своей оста­ет­ся преж­ним. Как и ты­ся­чи лет назад, люди меч­та­ют о сча­стье и сво­бо­де, вла­сти и день­гах. Как и ты­ся­чу лет назад, че­ло­век ме­чет­ся в по­ис­ках смыс­ла жизни. Че­ло­ве­че­ство фор­ми­ру­ет свою об­ще­ствен­но-фи­ло­соф­скую си­сте­му цен­но­стей.

Дол­гое время в ли­те­ра­ту­ре ра­бо­та­ло одно пра­ви­ло: про­из­ве­де­ние в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­но было быть на­пи­са­но на ис­то­ри­че­скую тему.

В ка­че­стве при­ме­ра можно вспом­нить твор­че­ство Шекс­пи­ра. Этот автор эпохи Воз­рож­де­ния все свои про­из­ве­де­ния писал на ис­то­ри­че­ские темы. Од­на­ко его со­вре­мен­ник Сер­ван­тес в своем ро­мане о Дон Ки­хо­те опи­сал со­вре­мен­ную ему Ис­па­нию. Таким об­ра­зом, уже в на­ча­ле XVII века в ли­те­ра­ту­ре все чаще по­яв­ля­ют­ся про­из­ве­де­ния, ад­ре­со­ван­ные со­вре­мен­но­сти. Но даже если про­из­ве­де­ние на­пи­са­но не на ис­то­ри­че­скую тему, этому про­из­ве­де­нию обя­за­тель­но при­сущ ис­то­ризм.

Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.

Ис­то­ризм в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии на­хо­дит наи­бо­лее глу­бо­кое вы­ра­же­ние в ха­рак­те­рах – в пе­ре­жи­ва­ни­ях, по­ступ­ках и речи дей­ству­ю­щих лиц, в их жиз­нен­ных столк­но­ве­ни­ях, а также в де­та­лях быта, об­ста­нов­ки и т. п.

Таким об­ра­зом, в более ши­ро­ком смыс­ле слова мы впра­ве го­во­рить об ис­то­риз­ме как о вос­про­из­ве­де­нии прав­ды вре­ме­ни . Вы­хо­дит, что чем лучше автор по­ни­ма­ет свою эпоху и раз­би­ра­ет­ся в со­ци­аль­ных, об­ще­ствен­ных и по­ли­ти­че­ских, ду­хов­ных, фи­ло­соф­ских во­про­сах сво­е­го вре­ме­ни, тем ярче в его про­из­ве­де­нии будет вы­ра­жать­ся ис­то­ризм.

Введение. Литература и история

На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.

Введение

Сегодняшний урок положит начало вашей работе в 8 классе. На уроках литературы в этом году вы будете изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания как литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Таким образом, неизбежно вновь запускаются механизмы истории. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.

Литературный процесс

В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке. «Взгляд на русскую литературу 1946 года» русского критика В.Г. Белинского – одна из первых попыток представить особенности и закономерности литературного развития того или иного периода отечественной литературы, особенности и закономерности литературного процесса. (Рис. 1.)

Рис. 1. Обложка книги В.Г. Белинского (Источник)

Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Этапы мирового литературного процесса

  1. Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.)
  2. Эпоха Античности (VIII в. до н. э. – V в. н. э.)
  3. Литература Средневековья (V–XV вв.)
  4. Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.)
  5. Классицизм (XVII в.)
  6. Эпоха Просвещения (XVIII в.)
  7. Литература нового времени (XIX в.)
  8. Современная литература (XX в.)

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Периоды развития русской литературы:

  1. Долитературный. До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.
  2. Древнерусская литература развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
  3. Литература XVIII века. Эту эпоху называют «русским Просвещением». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
  4. Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.
  5. Серебряный век – период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.
  6. Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
  7. Современная русская литература (конец XX века – наши дни)
Читать еще:  Фамилии в исландии. Скандинавские фамилии (шведские, норвежские, финские, датские)

Связь литературы и истории. художественный историзм

Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась. В литературе появляется большое количество произведений на историческую тему: романы, повести, поэмы, драмы, баллады, в сюжете которых мы читаем о событиях прошлого. Ярким примером тому является творчество А.С. Пушкина, который провозгласил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого, предания старины глубокой. Вспомните его балладу «Песнь о вещем Олеге», трагедию «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и его знаменитые сказки. В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.

Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы. В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.

О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)

История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.

Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.

И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.

Рис. 2. Виктор Гюго (Источник)

Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.

Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему. В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.

Историзм – правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах – в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.

Таким образом, в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени. Выходит, что чем лучше автор понимает свою эпоху и разбирается в социальных, общественных и политических, духовных, философских вопросах своего времени, тем ярче в его произведении будет выражаться историзм. Так, например, правдиво и точно отразилось историческое время в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией русской жизни первой половины XIX века». Ярко проявил себя историзм в поэме Гоголя «Мертвые души» и во многих других произведениях русских писателей.

Даже интимная лирика глубоко исторична. Мы читаем стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина и Блока и представляем лирический образ, который несет в себе черты конкретной исторической эпохи. Когда мы читаем произведение, то помним, что художественный историзм отличается от научного.

Задача художника состоит не в том, чтобы точно сформулировать закономерности исторического развития в ту или иною эпоху, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Пушкин писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Таким образом, литературному произведению присущи художественный вымысел и художественное обобщение.

Разветвление художественный вымысел

Вымысел художественный – одна из основных характеристик литературно-художественного творчества, состоящая в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создает новые художественные факты.

Как утверждал уже Аристотель, поэт говорит «. не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или необходимости».

Разветвление художественное обобщение

Художественное обобщение – способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме.

Такое обобщение осуществляется по принципу типизации.

Типизация – создание образа путем отбора в действительности типического характера или явления или создания образа путем собирания, обобщения черт, признаков, рассеянных во многих людях.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. – 2009.
  2. Н. Пруцков. Древнерусская литература. Литература XVIII века. // История русской литературы в 4-х томах. – 1980.
  3. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII – первая четверть XVIII в.). – М., 1976.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. В каком году историческая наука выделилась в отдельную отрасль?

2. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.

  • Напишите развернутый ответ на вопрос: почему история и литература навсегда останутся неразрывно связанными?
  • Вспомните, с какими выдающими деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источники:

https://studme.org/1580011927580/istoriya/istoriya_literatura
https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-russkaya-literatura-i-istoriya-interes-russkih-pisateley-k-istoricheskomu-proshlomu-svoego-naroda-2089887.html
https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/istorizm-russkoy-literatury/vvedenie-literatura-i-istoriya

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]