3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиции быт обычаи адыгов. Презентация — традиции и обычаи адыгов

Традиции быт обычаи адыгов. Презентация — традиции и обычаи адыгов

21 декабря 2017

Адыги – один из коренных народов Северного Кавказа. На территории современной Адыгеи они живут уже несколько тысячелетий, являясь прямыми потомками древнейшего населения этих мест. Родину покидают неохотно: подавляющее большинство адыгов (чуть больше 95 тыс. человек из 125 тыс.) живет в Адыгее, еще чуть больше 20 тыс. – на территории соседнего Краснодарского края. И только несколько тысяч человек переселились в Турцию и на Ближний Восток. Впрочем, адыги хранят верность не только земле предков, но и традициям, соблюдение которых – одно из требований к достойному человеку.

Как строилось общество у адыгов

В старину адыги делились на множество субэтнических групп. К ХХ веку эти различия практически стерлись, и теперь говорят о едином адыгском народе, иногда употребляя синоним «черкесы». Сами адыги называют себя «адыгэ». Одной из крупнейших групп внутри адыгов являются адыгейцы (наряду с кабардинцами или шапсугами).

При всей общности традиций и культуры племена адыгов в старину отличались по способу управления. Некоторым из них удалось ввести зачатки демократии и ограничить власть знати. В этих, так называемых демократических племенах, всем управляли выборные старейшины. А вот в племенах аристократических руководили князья. Однако общим было то, что жизнь адыгских племен основывалась на строгой сословной иерархии. Князья управляли, дворяне воевали, захватывая чужие земли и защищая свои, крестьяне и домашние рабы трудились. Мезальянсы не допускались: князь не мог жениться на простолюдинке.

Человек каждого сословия должен был исполнять предписанные ему правила. Например, у высокородных адыгов практиковалось аталычество: еще малышами княжеских детей отправляли в семью знатного человека. Там они воспитывались, знакомились со своими правами и обязанностями (кодекс правил поведения адыгов назывался «Хабза»). В доме своего отца юный князь появлялся только после достижения 16-летия, а дочь – почти перед замужеством. Правильное воспитание ценится у адыгов до сих пор. Человек должен быть культурным, нравственным, уважительным и храбрым. Для того, кто не умеет вести себя должным образом, у адыгов и сейчас сохранилась присказка: «Разве ты не адыгеец?».

Воспитание воинской доблести

Главные черты характера адыгов, которыми они славились и за пределами своей земли, – храбрость и воинское умение. Их в юных черкесах воспитывали с детства. Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука. Адыги были искусными наездниками и меткими стрелками. Того, кто проявил трусость в бою или страх перед смертью, подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Смеяться над таким человеком не только не запрещалось, но и приветствовалось. Трус становился изгоем, отверженным.

Пожалуй, только своей смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание. Скромность считалась достоинством. Адыги говорят: в центре внимания человек может быть только три раза в жизни — в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них сопровождается своими традициями и церемониями.

Рождение ребенка: все по правилам

О том, что в доме появился ребенок, сигнализировал флаг, вывешенный на крышу дома. Пестрый флаг – знак рождения девочки, однотонный свидетельствовал о рождении сына. Пока малышу не исполнится год, во дворе его дома дедушка по отцу должен посадить дерево. Ухаживать за ним позже будет сам новый член семьи. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все необходимое для ухода за малышом адыги готовят только после его рождения. Делать это заранее не принято. По традиции все постельные принадлежности приносят родственники со стороны матери. Считается, что спать на белье, которое подготовили родственники отца, — дурной знак (в будущем это принесет малышу несчастье в браке). А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Свадьба у адыгов: главное — желание

Удивительно, но именно в вопросе заключения брака строгие к соблюдению традиций адыги демонстрируют уважение к свободе и рациональность.

Девушке самой разрешается выбрать себе жениха по сердцу. Объяснение этому простое: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. А лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Процесс выбора невесты или жениха может быть довольно продолжительным. Молодые парни и девушки приглядываются друг к другу на праздниках и гуляньях. Потом девушка отправляется домой и принимает молодых людей в своей комнате. Они знакомятся, разговаривают. При этом обладают довольно большой свободой: парень может посещать несколько девушек, а девушка может принимать нескольких парней. Сделав выбор, мужчина приходит к приглянувшейся ему и делает предложение. Если она согласна, назначается день свадьбы. Правда, и в этот день она может забрать назад свое слово – до тех пор, пока гости не вошли в ее дом. Обижаться на отказ не принято, ведь делается это в деликатной форме, без объяснения причин.

Читать еще:  Сколько лет матери волочковой. Анастасия Волочкова – личная жизнь

Как и у многих других кавказских народов, родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в дом невесты некую символическую сумму – в знак уважения, а не как выкуп. В свою очередь, ее родители передают в новый дом дочери приданое. В доме новоиспеченного зятя родственникам невесты не полагается находиться долго, максимум – пару часов.

Вместе тем, адыгская свадьба веселая и радостная. Невесту обсыпают сладостями, зерном и монетами, а к дому она проходит по шелку. При входе в дом ее берут на руки: чтобы она случайно не наступила на порог, под которым живут души предков. Все дарят друг другу подарки. Есть и другие обычаи — шуточные.

Например, бабушка жениха уходит из дома: мол, новая молодая хозяйка выгонит меня из родных стен. Невеста, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, дарит сладости и уверяет, что все будут уважать и любить бабушку. «Переговоры» заканчиваются объятьями и возвращением домой.

В адыгской семье женщина занимала довольно высокое место. Да, она подчинялась мужу беспрекословно, но ее не разрешалось бить и наказывать, она считалась хозяйкой в доме. И хотя еще с конца XVIII века адыги были мусульманами, многоженство у них не приветствовалось и было редкостью.

Как провожают в последний путь

Похоронные обряды также сложились довольно давно. Их основу составляют мусульманские обычаи. Над умершим читают молитвы и заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть в этих обрядах и старые, доисламские черты. Например, в первые три дня после похорон в доме умершего нельзя готовить: еду приносят соседи и родственники. В доме умершего завешивают зеркала, женщины его семьи надевают черное. И хотя ислам обычно предписывает не плакать над покойником, адыги эту рекомендацию не соблюдают. Дети на похороны не допускаются: их уводят из дома, в котором случилось несчастье.

Традиции в современности

Многие древние обычаи современные адыги чтут и сейчас. Не принято много есть, много говорить и выражать свои чувства на людях. Не зазорным считается попросить помощи у соседей и родных, которые обязаны прийти на выручку. Чтутся и традиции гостеприимства: гостю готовят лучшие блюда, отдают лучшее место и делают все, чтобы обеспечить его безопасность даже по дороге домой.

Традиции и обычаи адыгов
материал на тему

В статье рассматриваются традиции и обычаи адыгейского народа, представлены стихотворения адыгейских поэтов по теме статьи, интересный материал краеведческого характера.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Традиции и обычаи адыгов».

  1. Рассказать о традициях и обычаях адыгейского народа.
  2. Формировать нравственные качества: уважение к старшим, скромность, вежливость и т. д.
  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя «Традиции и обычаи адыгов».

У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые формировались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Много их и у адыгейского народа.

Одна из самых лучших традиций адыгов – традиция уважения к старшим. Традиция уважения старших прививается детям с самого раннего детства. В присутствии старших молодые должны вести себя скромно, всем своим видом выражать внимание, уважение, готовность исполнить любое поручение. Они не должны держать руки в карманах, стоять полусогнутыми, сидеть развалившись, поворачиваться к другим спиной, ёрзать на стуле, чесать затылок. В языке существуют специальные вежливо-скромные формы обращения к старшим для выражения им благодарности.

3. Рассказ учителя «Скала стариков».

Эта скала мрачной стеной поднимается над горной речкой Аше. Называется она так не случайно. В давние времена у обитавшего здесь племени шапсугов существовал жестокий обычай – убивать пожилых, становящихся для семьи и бесполезными для племени людей. Уповая на волю Аллаха, стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную для этого скалу называли скалой стариков.

В ту пору в одном из аулов жил шапсуг Тахир. Был он когда-то самым бесстрашным сыном племени. И был у него сын Казбек, который заботился о нём. Скоро Тахир совсем постарел и стал таким немощным, что и за собой не мог как следует ухаживать.

— Пора на скалу стариков, — говорили о нём люди племени.

Но Казбек очень сильно любил своего отца.

— Я спрячу тебя вон в ту пещеру, — предложил Казбек. – Буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А в ауле пусть думают, что я сбросил тебя со скалы. Так они и сделали.

Ежегодно в ауле проходили состязания молодёжи. И благодаря своему отцу, во всех состязаниях побеждал Казбек. А когда на аул напали башибузуки, то Тахир подсказал Казбеку, как разбить врагов. И аул был спасён.

Когда на торжествах по случаю победы юного Казбека назвали спасителем племени, он смутился и ответил:

— Не я ваш спаситель. Всё, что я сделал, я сделал по совету своего отца Тахира. Прожитые годы сделали его кладом опыта и мудрости.

И с тех пор стариков перестали сбрасывать со скалы в пропасть, окружали их уважением и почётом.

4. Знакомство с обычаем гостеприимства.

— Обычай гостеприимства берёт своё начало в глубокой древности. Каждый народ в этот обычай внёс свою специфику. Адыгейское гостеприимство отличается своей необычной утончённостью. Оно распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния. Гость является священным, неприкосновенным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие. Долг каждого адыга пригласить в дом тех, кто нуждается в пище и ночлеге.

Правом гостеприимства пользуется и стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, друг и враг. Наибольшим почётом пользуется гость из дальних краёв.

Читать еще:  Грибоедов горе от ума явление 1. Литературно-исторические заметки юного техника

Рядом с жилым домом каждая семья строит специальный дом – кунацкую. Двери кунацкой открыты в любое время дня и ночи.

Священный долг хозяина – охранять покой и защищать гостя. Наиболее почётным гостям принято дарить подарки. Покидающего дом гостя провожают до края аула, желают ему счастливого пути.

5. Чтение и обсуждение стихотворения «О гостях».

Говорят, что в доме у черкеса

Комната особая была.

Для неё, черкес, как и для песен

Не жалел душевного тепла.

Старики ещё, наверно, помнят:

В ней висели дивные ковры.

Только эта – лучшая из комнат –

Всё же пустовала до поры.

Но не даром в доме домочадцы

Каждый день заботились о ней, —

Могут гости даже не стучаться,

Дверь её открыта для гостей.

Заходи, знакомый, незнакомый,

Одолевший многодневный путь!

Гость адыга – это праздник дома,

Значит, можешь, путник отдохнуть!

Начинай рассказ свой о столицах,

И о сёлах начинай рассказ…

Нам бы у адыгов поучиться

Древнему обычаю сейчас.

Как бы мир тревожный изменился,

Мир с тугими жилами дорог,

Если б в каждом сердце отводился

Гостю самый лучший уголок.

6. «Если родился ребёнок» — обычай, связанный с рождением ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, весть об этом разносится по всему аулу. В честь этого события сажают дерево. При рождении мальчика чаще сажают орех, если родилась девочка – яблоню.

Когда малыш делает первые шаги, в доме устраивают праздник.

Чтобы узнать, кем по профессии будет ребёнок, ему предлагают различные предметы и игрушки. Если малыш выберет гармошку – он будет музыкантом, если градусник – врачом, если молоток – плотником, книгу – писателем или поэтом. По обычаю в этот день гости, родственники и соседи дарят малышу подарки.

7. Чтение и обсуждение стихотворения К. Жане «У адыгов обычай такой».

У адыгов обычай такой.

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Уважай его возраст седой, —

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой.

Если гость постучит у двери, —

Гостю сердце своё отвори.

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой, —

У адыгов обычай такой!

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если строишь ты заново дом, —

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимаешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой,

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин, —

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади,

В честь того, кто нарушил покой, —

У адыгов обычай такой!

Баю – бай, баю – бай,

Баю – бай, мой малыш, засыпай.

А-а-а, а-а-а, у адыгов обычай такой.

8. Знакомство с этической программой «Адыгэ хабзэ».

За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы «Адыгэ хабзэ», впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. «Адыгэ хабзэ» — это устный памятник культуры, спроектировавший такую модель поведения, которой надо придерживаться любому черкесу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками. Эта программа может справедливо являться программой социального воспитания и жизнедеятельности всех граждан, проживающих в республике Адыгея.

— Давайте познакомимся с основными принципами программы «Адыгэ хабзэ».

Почитание древности. Должно испытывать уважение к родителям , особенно в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь.

Институт старшинства. Предполагает заслуженное уважение к мудрости и справедливости, это древний живой закон адыгов с распределением прав и обязанностей в обществе.

Мужчина. По адыгским канонам наделялся такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Мужчина ответственен за материальное благополучие семьи и детей своего рода, оставшихся сиротами. Мужчина – пример для детей.

Женщина. Создаёт домашний уют, воспитывает из сыновей мужчин и будущих отцов, из дочерей – женщин и будущих матерей.

Дети. Обязаны уважать старших, и по мере взросления становиться более самостоятельными, переводя своё внимание на помощь стареющим родителям.

Добро и зло. Человеку дан разум, чтобы различать добро и зло. Необходимо творить добро, не требуя взамен благодарности.

Военное дело. Быть воином – для адыга может стать профессией, это гарантирует мир.

Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай её. Красота – это гармония. Стремись к ней во всём.

Красота от Бога – это красота женщина.

Красота, которой мы окружены – это природа.

Красота, которую мы создаём сами – это красота взаимоотношений между людьми.

Добродетель. Не хвались своими способностями. Не гонись за дурной славой. Адыг, достигший силы и уверенности в себе, не будет кичиться своими достижениями. Необходимо презирать обман и раболепство перед сильнейшим. Чистый разум, твёрдость в убеждениях всегда укажут правильный путь.

Законы «Адыгэ хабзэ» указывают человеку путь к совершенствованию добродетели, способствуют установлению между людьми гармоничных отношений.

9. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках внедрения ФГОС II поколения мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка «Традиции и обычаи народов России». Презентация отражает деятельность э.

Школьное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений увоспитанников ещё небольшой. На сегодняшний ден.

Традиции и обычаи казахского народа. Тема:«Утро на Джайляу».

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани.

Читать еще:  Теория литературы и литературоведение. Теория литературы и ее основы

Разработка внеклассного мероприятия для начальных классов.

Форма занятия-деятельность в группахЦели занятия:1. Знакомство учащихся с народными традициями самого великого христианского праздника Пасхи;2. Воспитание уважения к культуре своего народа и стремлени.

Разработка проекта,который можно использовать на уроках окружающего мира,литературного чтения и во внеклассных мероприятиях.

Тема: « Быт и культура адыгов и казаков ». Адыги аталык – воспитатель у народов Кавказа куначество – дружба между представителями разных племен и народов. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВладислав Агуреев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Тема: « Быт и культура адыгов и казаков ». Адыги аталык – воспитатель у народов Кавказа куначество – дружба между представителями разных племен и народов.» — Транскрипт:

1 Тема: « Быт и культура адыгов и казаков »

2 Адыги аталык – воспитатель у народов Кавказа куначество – дружба между представителями разных племен и народов.

3 Они строили обычно большие турлучные (из ветвей деревьев) дома без фундамента. Преимущество этих домов заключалось в том, что их можно было быстро восстановить или построить, а это немаловажно во времена частых войн и внутренних распрей. Прямо на полу у адыгов был открытый очаг. Женщины поддерживали постоянный огонь в очаге, на ночь засыпая горячие угольки золой, а утром разжигая их. Для гостей отводили специальную комнату, которая называлась кунацкой, или даже строили целый дом.

4 Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные, до пят — платья и шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьем и затягивалось на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинство фигуры.

5 Еще более экзотичен был мужской костюм. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет (полукафтан типа рубахи), черкеска (узкий длинный кафтан, без ворота и с вырезом на груди), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные.

8 Большой популярностью у адыгов пользовались исторические, свадебные, колыбельные песни, которые сочиняли народ­ные поэты и музыканты. Для исполнения их существовал целый набор самобытных музыкальных инструментов, напо­минающих по виду и звучанию флейты, скрипки, барабаны и др. Широко использовались музыкальные инструменты и при исполнении танцев, которые были любимым развлечением адыгов. Известно, что танец отражает душу народа, и это осо­бенно чувствовалось при исполнении горских народных танцев, то спокойных и величавых, как снежные вершины кавказских гор, то стремительных и искрометных, как бурные горные реки.

9 Казаки Слово « курень » монгольское. От « куриться », т.е. пускать легкий дым. Монголы куренем называли кочевье, окруженное телегами, и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь.

10 Образа – иконы святых паляница – булка белого хлеба лампадки – небольшой сосуд с маслом, зажигаемым перед иконами лава – скамья каганец – самодельная лампа ступа – толчея.

11 Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины, тур лука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу — сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.

12 Казаки были одеты в темно- синие черкески с шестнадцатью напатронниками и красными погонами. Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой кубанкой с красным верхом. В летнее и весеннее время казаки носят легкий бешмет, в зимнее — прибавляются бурка и башлык. В праздничное время казаки надевают атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны опоясаны ременным поясом с серебряным набором и кинжалом.

13 Бодня кадушка для сала Ваганыкорыто для стирки белья Глэчикглиняный кувшин Бальзанкапосуда для масла или керосина Баклага П лоский сосуд с крышкой или пробкой Дижаквашня Каганецухват для постановки чугунков и горшков в печь Рогачухват для постановки чугунков и горшков в печь

14 Казаки любили песни. В них отражены нелегкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания, понимание того, что жизнь каждого отдельного казака имеет высший смысл только тогда, когда она связана с ушедшими и будущими поколениями.

15 Символом полноты прав у казака была шашка. Шашка вручалась казаку стариками в 17 лет без темляка, а в 21 год при отправке на службу получал и темляк для ношения шашки. Казаки были очень набожны. В церкви, во время службы шашка обнажалась из ножен наполовину, что означало готовность казака постоять за веру. В семье она хранилась на видном месте и передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, то шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему. Шашку и шапку казак мог потерять только с головой. На кругу казаки голосовали шашками, не обладающий полноправием шашку носить не смел. Наказанием для казака было решение круга о лишении права ношения оружия, а затем исключение из станицы и На постриг с одной « чуприной »

17 Карточка оценки результативности урока 1. Ясна ли была цель урока? 2. Что показалось наиболее интересным и запомнилось? 3. Появилось ли желание больше узнать об этих народах? 4. Что бы ты хотел изменить в ходе урока? 5. Твои предложения: как сделать данные занятия более интересными.

Источники:

http://nazaccent.ru/content/26233-smelye-kak-v-pesne.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/07/13/traditsii-i-obychai-adygov
http://www.myshared.ru/slide/899208/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector