Ц а кюи произведения. Краткая история жизни и творчества цезаря кюи и его музыка
Цезарь Кюи
Цезарь Кюи – одаренный композитор, который создал свое первое музыкальное произведение еще в подростковом возрасте.
Помимо того, что он блистал в культурной сфере, немалый вклад он внес в военное дело. В обеих областях он оставил свой отпечаток.
Детство
Ребёнок родился в 1835 году 6 января на территории современного Вильнюса. Его отец был французом, он остался в России после того как в 1812 году остатки наполеоновского войска, в котором он числился, не стали возвращаться на родину.
В городе Вильно он встретил свою будущую супругу и вскоре у них родился сын. Цезарь Кюи общался со своим отцом на французском языке, а с другими членами семьи на литовском. Музыкальные способности проявились в ребенке уже в 5 лет.Он мог правильно проиграть мелодии на фортепиано, предварительно послушав их. Игре на этом музыкальном инструменте его обучала старшая сестра.
В подростковом возрасте его учителем стал скрипач Дио и Герман. Позже в училище Кюи сочинил свое первое произведение – мазурку, посвященную одному из преподавателей. Она была написана под влиянием музыки любимого композитора мальчика – Шопена.
В эти же годы в Вильно проживал знаменитый польский композитор Монюшко, который согласился в течение нескольких месяцев давать Кюи частные уроки.
Биография
В возрасте 16 лет юноша поступает в Главное инженерное училище. Спустя 4 года его производят в прапорщики. Кюи продолжат свое обучение в Николаевской инженерной академии, которую закончил в 1857 году. Здесь же он остается работать топографом, впоследствии он начал преподавать фортификацию.
В 1875 году он заработал звание полковника. С началом войны с Турцией его отправили в центр военных действий. Здесь он помогал укреплять позиции и сооружения. Он был одним из первых инженеров, который применил бронебашенные установки. Благодаря его ценным знаниям и умению их применять фортификации он приобрел известность и славу.
Несколько лет спустя за блестящие заслуги на фронте его назначили адъюнкт-профессором в 3 академиях. А в 1891 году он получил звание генерал-майора. Умер композитор 13(26).03.1918г в Петрограде.
Творчество
Когда в 1850 году юноша переехал в Петербург, его стала одолевать страсть к опере. Она стал завсегдатаем театров. Поэтому Кюи начинает работу над своим произведением – опера «Замок Нейгаузен». Однако довести до конца ее ему не удалось. Через несколько месяцев композитор берется за создание «Кавказской пленницы» – на основе Пушкинской поэмы.
В 1861 году в обществе становится известно о создании музыкального кружка под названием «Могучая кучка». Одним из ее пяти членов становится Цезарь Кюи. Композиторы, входившие в эту «Новую русскую музыкальную школу» (другое название кружка), занимались самообразованием. Они часто обращались к фольклору, богослужебному пению и к различным произведениям отечественных и зарубежных музыкантов.
Таким образом, композиторы разбирали и анализировали чужое искусство, параллельно с этим создавая свое. Именно его работа «Кавказская пленница» была первой российской постановкой, которую поставили на сцене в Бельгии. Здесь же композитор написал «Флибустьер». Спустя несколько лет эта опера уже покорила парижское общество со сцены Комической оперы.
Современники с восхищением отзывались о музыкальных произведениях Кюи. Они говорили, что его музыка полна талантом, страстью и оригинальностью. Помимо опер, композитор сочинял работы в других жанрах. На его счету множество камерных произведение, романсов, вокальных квартетов и даже опер для детей.
Одним из достоинств композитора является то, что он написал первую в России книгу о музыкальном искусстве. Она называлась «Музыка в России». Ее опубликовали в странах Европы, где она пользовалась большой популярностью.
Знаменитые произведения
- «Вильям Ратклиф»;
- «Каменный гость»;
- «Матео Фальконе»;
- «Красная шапочка»;
- «Иванушка-дурачок»;
- «Кот в сапогах».
Личная жизнь
В 1858 году Кюи женился на своей возлюбленной Мальвине Бамберг. Ее учителем был композитор Даргомыжский. Именно ей он посвятил свой первый опус. Главной темой в произведении были первые буквы ее фамилии. Здесь же можно было проследить повторение нот С и С, что в свою очередь было его инициалами – Cesar Cui.
Интересные факты
- Читал лекции о военном искусстве императору Николаю II.
- Написал учебники на военную тематику, по которым впоследствии учились солдаты в Русской армии.
- За его страстную любовь к музыкальной и военной сфере друзья стали называть композитора «Генерал от музыки».
- Был прогрессивным музыкальным критиком. Остаивал интересы современных композиторов, в том числе Глинки и Даргомыжского, при этом умалял достижения зарубежных классиков – Моцарта и Мендельсона.
- Помог закончить оперы других композиторов: Даргомыжского и Мусоргского.
- Цезарь Кюи, как один из членов «Могучей кучки», оказал огромное влияние на российское музыкальное развитие.
- Помимо этого он внес большой вклад в военную область, открыв множество достижений в фортификации, за что ему было присуждено более десяти различных орденов.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- Музыка (1436)
- Симфоническая (539)
- Фортепианная (387)
- Камерная (248)
- Скрипичная (177)
- Духовная (110)
- Хоровая (87)
- Органная (41)
- Народная (39)
- Композиторы (1401)
- Музыкальные жанры и формы (681)
- Концерт (237)
- Симфония (168)
- Соната (105)
- Вальс (72)
- Увертюра (67)
- Ноктюрн (28)
- Прелюдия (25)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (421)
- Танцовщики (188)
- Балетмейстеры (63)
- Опера (352)
- Музыканты (339)
- Пианисты (175)
- Скрипачи (108)
- Виолончелисты (36)
- Вокальное искусство (283)
- Певцы (267)
- Музыка и литература (230)
- Фестивали, конкурсы, концерты (214)
- Романс (139)
- Музыкальная культура народов мира (136)
- Музыкальные инструменты (131)
- Дирижёры (127)
- Музыкальный словарь (88)
- Музыка и живопись (74)
- Музыкальные театры мира (63)
- Музыкотерапия (51)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (50)
- Оперетта (33)
–Музыка
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Краткая история жизни и творчества Цезаря Кюи и его музыка
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член «Могучей кучки», но и как профессор фортификации — военной науки о создании фортификационных построек.
Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года был ранен и обморожен и вынужден был остаться в России. На родину во Францию он так и не вернулся. Поселился он в Вильне, там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.
Рожденный в их браке сын Цезарь уже с ранней юности стал проявлять интерес к музыке, скорее — с младенческих лет: ему не было еще и пяти, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять, его стала обучать музыке старшая сестра.
В 1851-м году, когда ему исполнилось всего шестнадцать, поступил в главное инженерное училище в Петербурге, а к двадцати годам уже имел чин прапорщика. Окончив Николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора. В Петербурге Цезарь познакомился с Балакиревым, и с остальными членами “Могучей кучки.”
В 1858 году Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус — Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года.
Но идиллия мирной жизни длилась не долго. Когда началась Русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно вел обзор фортификационных работ. Вскоре он занимал по своей специальности должность, причем в трех высших учреждениях сразу. В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела..
Прелюдия оп. 64, №2.
Прелюдия оп.64, № 6, 7, 8.
Joan Sutherleand. Ici bac.
Струнный квартет №2 (1/4).
Продолжение краткой истории жизни и творчества Цезаря Кюи.
Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с Бородиным, который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии. Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Балакирев был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин.
Слабой стороной Кюи были оркестровки и Балакирев стал, не только его педагогом, но и соавтором, и оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.
Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения. Тем не менее, Кюи создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы. Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.
Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены «Могучей кучки». Он публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было «***». Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку «Бориса Годунова», больно ранившую Мусоргского.
Прелюдия “Флибустьер.”
Концертная сюита оп.25.
Короткий фильм “Цезарь Кюи”
Калейдоскоп для скрипки и фортепиано.
Прожил Кюи долгую и насыщенную жизнь, до 1918-го года, завершив свои дни в почтенной старости. Возможно, весь его гений он передал военному делу и преподаванию, так как всех слабых мест своего композиторского мастерства он так и не искоренил.
Ц а кюи произведения. Краткая история жизни и творчества цезаря кюи и его музыка
- Поддержите наш сайт →
César Cui
В свете романтического универсализма с его «культурой чувства» понятен не только весь ранний мелос Кюи с его тематикой и поэтикой романса и оперы; понятно и увлечение молодых друзей Кюи (в том числе и Римского-Корсакова) действительно пламенным лиризмом «Ратклифа».
Б. Асафьев
Ц. Кюи — русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал. Во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки. Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и разнообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он — автор свыше 700 музыкально-критических работ.
Кюи родился в литовском городе Вильно в семье учителя местной гимназии, выходца из Франции. У мальчика рано проявился интерес к музыке. Первые уроки игры на фортепиано он получил у своей старшей сестры, затем некоторое время занимался с частными педагогами. В 14 лет он сочинил свое первое сочинение — мазурку, затем последовали ноктюрны, песни, мазурки, романсы без слов и даже «Увертюра или нечто в этом роде». Несовершенные и по-детски наивные, эти первые опусы все же заинтересовали одного из учителей Кюи, который показал их С. Монюшко, жившему в то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции. Всего 7 месяцев проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого художника, сама его личность запомнились на всю жизнь. Эти занятия, как и учеба в гимназии, были прерваны из-за отъезда в Петербург для поступления в военно-учебное заведение.
В 1851-55 гг. Кюи учился в Главном инженерном училище. О систематических занятиях музыкой не могло быть и речи, но музыкальных впечатлений, прежде всего от еженедельных посещений оперы, было много, и они впоследствии дали богатую пищу для формирования Кюи как композитора и критика. В 1856 г. состоялось знакомство Кюи с М. Балакиревым, положившее начало Новой русской музыкальной школе. Немного позднее он сблизился с А. Даргомыжским и ненадолго с А. Серовым. Продолжая в 1855-57 гг. свое образование в Николаевской военно-инженерной академии, Кюи под воздействием Балакирева все больше времени и сил отдавал музыкальному творчеству. Окончив академию, Кюи был оставлен при училище репетитором по топографии с производством «по экзамену за отличные успехи в науках в поручики». Началась многотрудная педагогическая и научная деятельность Кюи, требовавшая от него огромного труда и усилий и продолжавшаяся почти до конца жизни. За первые 20 лет службы Кюи прошел путь от прапорщика до полковника (1875), однако его преподавательская работа ограничивалась лишь младшими классами училища. Это было связано с тем, что военное начальство не могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность. Однако публикацией в Инженерном журнале (1878) блестящей статьи «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий о европейской Турции» Кюи выдвинулся в число наиболее видных специалистов в области фортификации. Вскоре он стал профессором академии и был произведен в генерал-майоры. Кюи — автор целого ряда значительных работ по фортификации, учебников, по которым училось едва ли не большинство офицеров русской армии. В дальнейшем он дошел до чина инженер-генерала (соответствует современному воинскому званию генерал-полковника), занимался педагогической работой также в Михайловской артиллерийской академии и академии Генерального штаба. В 1858 г. увидели свет 3 романса Кюи ор. 3 (на ст. В. Крылова), тогда же он завершил в первой редакции оперу «Кавказский пленник». В 1859 г. Кюи написал комическую оперу «Сын мандарина», предназначенную для домашнего спектакля. На премьере в роли мандарина выступил М. Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Пройдет много лет, и эти произведения станут наиболее репертуарными операми Кюи.
В 60-е гг. Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф» (пост. в 1869 г. на сцене Мариинского театра), в основу которой была положена одноименная поэма Г. Гейне. «Остановился я на этом сюжете потому, что мне нравилась его фантастичность, неопределенный, но страстный, подверженный роковым влияниям характер самого героя, увлекал меня талант Гейне и прекрасный перевод А. Плещеева (красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку)». Сочинение оперы превратилось в своеобразную творческую лабораторию, в которой идейно-художественные установки балакиревцев проходили проверку живой композиторской практикой, а сами они на опыте Кюи учились оперному сочинительству. Мусоргский писал: «Ну да хорошие вещи всегда заставляют себя искать и ждать, а „Ратклиф“ более чем хорошая вещь. „Ратклиф“ не только Ваш, но и наш. Он выползал из Вашего художнического чрева на наших глазах и ни разу не изменил нашим ожиданиям. . Вот что странно: „Ратклиф“ Гейне ходуля, „Ратклиф“ Ваш — тип бешеной страсти и до того живой, что из-за Вашей музыки ходули не видно — ослепляет». Характерной особенностью оперы является причудливое сплетение в характерах героев реалистических и романтических черт, что уже было предопределено литературным первоисточником.
Романтические тенденции проявляются не только в выборе сюжета, но и в использовании оркестра, гармонии. Музыка многих эпизодов отличается красотой, мелодической и гармонической выразительностью. Речитативы, которыми пронизан «Ратклиф», тематически насыщены и разнообразны по колориту. Одной из важных особенностей оперы является хорошо разработанная мелодическая декламация. К недостаткам оперы следует отнести отсутствие широкого музыкально-тематического развития, некоторую калейдоскопичность тонких по художественной отделке деталей. Не всегда композитору удается объединить зачастую прекрасный музыкальный материал в единое целое.
В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи — оперы «Анджело» на сюжет драмы В. Гюго (действие происходит в XVI в. в Италии). К ее созданию Кюи приступил будучи уже зрелым художником. Его композиторское дарование развилось и окрепло, значительно возросло техническое мастерство. Музыка «Анджело» отмечена большим вдохновением и страстностью. Созданы характеры сильные, яркие, запоминающиеся. Кюи умело построил музыкальную драматургию оперы, постепенно от действия к действию усиливая разнообразными художественными средствами напряжение происходящего на сцене. Он мастерски применяет речитативы, насыщенные экспрессией и богатые по тематическому развитию.
В жанре оперы Кюи создал много замечательной музыки, высшими достижениями стали «Вильям Ратклиф» и «Анджело». Однако именно здесь, несмотря на великолепные находки и озарения, проявились и определенные негативные тенденции, прежде всего расхождение между масштабностью поставленных задач и их практической реализацией.
Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе. В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Мениск», «Сожженное письмо», «Истомленная горем», 13 музыкальных картинок, 20 поэм Ришпена, 4 сонета Мицкевича, 25 стихотворений Пушкина, 21 стихотворение Некрасова, 18 стихотворений А. К. Толстого и др.
Ряд значительных произведений создал Кюи в области инструментальной музыки, в частности сюиту для фортепиано «В Аржанто» (посвященную Л. Мерси-Аржанто — популяризатору русской музыки за границей, автору монографии о творчестве Кюи), 25 фортепианных прелюдий, скрипичную сюиту «Калейдоскоп» и др. С 1864 г. и почти до самой смерти продолжалась музыкально-критическая деятельность Кюи. Темы его газетных выступлений чрезвычайно разнообразны. Он с завидным постоянством рецензировал петербургские концерты и оперные спектакли, создавая своеобразную музыкальную летопись Петербурга, анализировал творчество русских и зарубежных композиторов, искусство исполнителей. Статьи и рецензии Кюи (особенно в 60-е гг.) в значительной степени выражали идейную платформу балакиревского кружка.
Одним из первых русских критиков Кюи стал регулярно пропагандировать русскую музыку в зарубежной прессе. В книге «Музыка в России», вышедшей в Париже на французском языке, Кюи утверждал всемирное значение творчества Глинки — одного «из величайших музыкальных гениев всех стран и всех времен». С годами Кюи как критик стал более терпимым к художественным направлениям, не связанным с «Могучей кучкой», что было связано с определенными изменениями в его мировосприятии, с большей, чем прежде, независимостью критических суждений. Так, в 1888 г. он писал Балакиреву: «. мне уже 53 года, и со всяким годом чувствую, как я отрешаюсь мало-помалу от всяких влияний и личных симпатий. Это отрадное чувство нравственной полной свободы. Я могу ошибаться в своих музыкальных суждениях, и это меня мало смущает, лишь бы моя искренность не поддавалась никаким посторонним влияниям, ничего общего с музыкой не имеющим».
За свою долгую жизнь Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех избранных поприщах. Причем композиторской, критической, военно-педагогической, научной и общественной деятельностью он занимался одновременно! Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убежденность в правоте идеалов, сформировавшихся еще в молодости, — бесспорные свидетельства большой и незаурядной личности Кюи.
Источники:
https://ote4estvo.ru/russkie-kompozitory/142024-cezar-kyui.html
https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post377464921/
https://www.belcanto.ru/kui.html