Цезарь антонович кюи интересные факты. Камерная музыка в творчестве композитора
Кюи Цезарь Антонович: биография и творчество
Генерал, инженер, крупнейший ученый России в фортификации и вместе с тем известный русский композитор Цезарь Кюи был в музыке романтиком с удивительной культурой чувства и поэтикой, тончайшим лириком. Кроме того, он – самый активный пропагандист творчества друзей из “Могучей кучки”. Все сферы деятельности давались Цезарю Кюи, всюду он достигал значительных успехов – и в музыкальной науке, и в военной.
Наследие
Очень разнообразно и обширно творчество Цезаря Кюи. Из-под его пера вышли четырнадцать опер, в числе которых четыре детских, сотни мелодичнейших романсов, хоровые, оркестровые произведения, ансамбли и множество сочинений для фортепиано. Музыкальная критика обогатилась чрезвычайно – Цезарь Кюи является автором более семисот статей.
В музыкальных школах не было такого инструмента, для которого не были бы переложены его произведения, и редкий ученик на протяжении первых семи-восьми лет обучения ни разу не сталкивался с его музыкой. А те, кому посчастливилось приобщиться к его волшебным гармониям, пропустить через себя проникновенную мелодику, никогда Цезаря Антоновича Кюи не забудут.
Детство
Биография Цезаря Кюи складывалась так же, как у любого мальчика его круга. Родился он в Литве, в Вильно. Отец – выходец из Франции, пришел с Наполеоном да и остался в России, преподавал в гимназии. Будущий композитор рос в обстановке высокой культуры общения, вокруг него всегда были умные люди, интересные разговоры и, конечно, музыка. Семья была дружной, и первые уроки игры на фортепиано юный Цезарь Антонович Кюи получил от старшей сестры. Одаренность мальчика была замечена, и далее уроки продолжались у частных педагогов.
В четырнадцать лет он начал музыку сочинять: мазурки, ноктюрны, романсы, песни и даже увертюра одна была. Эти произведения, еще достаточно наивные по-детски, одного из преподавателей по фортепиано живо заинтересовали. Его учителем в то время был знаменитый Станислав Монюшко, чудесный польский композитор. Дарование опять же было отмечено. Более того, не только учителя, а коллегу и старшего товарища получил в этот момент Цезарь Кюи. Краткая биография тоже подробно освещает этот период, настолько он значим.
Монюшко
Монюшко стал давать бесплатно юному музыканту уроки контрапункта, композиции, теории музыки. Занимались они менее года, но это время принесло огромную пользу будущим произведениям Цезаря Кюи. Каждый биограф основательно задерживается на этом периоде. Монюшко – большой художник, светлая и широкой души личность, мимо настолько тесного общения двух замечательных творцов пройти никак нельзя.
Можно себе представить эти сожаления и огорчения, когда пришлось оставить весь привычный уклад, любимую гимназию, а главное – творческую дружбу со Станиславом Монюшко, потому что предстоял переезд в Петербург и учеба, ничем не касающаяся нот. Биография Цезаря Антоновича Кюи словно с новой страницы началась. Он поступил на военную учебу в Главное инженерное училище, где о занятиях музыкой пришлось временно забыть.
На два фронта
Но воспитанники не были лишены музыкальных впечатлений, они еженедельно посещали оперу, всевозможные концерты, которые и дали богатейшую пищу для того, чтобы сформировать композитора и критика. В 1856 году начались знакомства с лучшими представителями музыкальной школы России. Первым был Милий Алексеевич Балакирев, чуть позже Александр Сергеевич Даргомыжский и Александр Николаевич Серов.
В этот момент уже было отмечено поступление в Николаевскую военно-инженерную академию в краткой биографии Цезаря Кюи, и творчеству его, казалось бы, не найдется там места. Нагрузка очень велика. Но время нашлось. Все больше и больше сил композитор отдавал именно музыке. Но и академию окончил более чем успешно, потому и был оставлен за отличную учебу преподавателем топографии.
Многотрудный путь
Деятельность, которую вел в эти годы Цезарь Антонович Кюи, кратко можно назвать сверхнасыщенной. Во-первых, это работа педагогическая, во-вторых, научная, требовавшая огромных усилий и труда. Последняя, кстати, до самого конца жизни не закончилась. Редкий служака в то время мог за двадцать лет пройти весь путь с самой первой ступени до полковника.
Он любил заниматься с детьми, а потому много времени проводил в младших классах училища, воспитывая будущих военных инженеров. И не только изумлял, но и часто возмущал начальство тем, что успевал совмещать все это с сочинением музыки и написанием музыкальных критических статей. Причем все это у него получалось практически с одинаковым успехом. И публикации в Инженерном журнале успевал делать, да настолько толковые, что через короткое время стал в стране одним из самых видных специалистов по фортификации, профессором в академии и генерал-майором.
Артиллерист
Интересные факты: Цезарь Антонович Кюи написал множество учебников по фортификации, по которым выучились практически все офицеры русской армии. И одновременно во всех великосветских гостиных исполнялись его романсы из третьего опуса, ставились его оперы в домашних спектаклях (“Кавказский пленник”, “Сын мандарина”), где автор аккомпанировал собственноручно или в четыре руки с Балакиревым.
А в шестидесятые годы позапрошлого века в Мариинском театре прошла его опера “Вильям Ратклиф” по поэме Генриха Гейне – фантастической, неопределенной, страстной. Перевод Алексея Николаевича Плещеева был прекрасен. Для Кюи эта работа была как научное исследование по своей основной специальности в лаборатории. И эту оперу очень высоко оценил Модест Петрович Мусоргский. А вот работы Мусоргского Кюи далеко не всегда умел оценить по достоинству, да и Чайковского недооценивал. Тоже интересный факт.
Романтик
Романтические струны своей души композитор использует не только при выборе сюжета, сюда же он прилагает и особенности оркестровки, и гармонические находки. Прежде всего, музыка его отличается необыкновенной красотой, за что Кюи и сегодня нередко называют “нашим русским Мендельсоном”. Речитативы опер – и те по колориту исключительно разнообразны, мелодически выразительны. Именно отсюда происходит свойственная дальнейшему развитию русской музыки разработка мелодической декламации.
По мнению критиков, первым операм Цезаря Кюи не хватает общей широты тематизма, все детали отделаны очень тонко, отсюда появляется некоторая калейдоскопичность, которую необычайно трудно объединять в единое целое, поскольку весь материал в каждом его слое необычайно прекрасен и самодостаточен.
Оперы и романсы
В 1976 году Мариинский театр снова собрал любителей оперы: Цезарь Кюи представил новую свою работу – оперу “Анджело” по драме Виктора Гюго. Здесь композитор показывает себя уже как зрелого художника с окрепшим дарованием и значительно возросшим техническим мастерством. Музыка получилась вдохновенной и страстной, характеры выпуклые, яркие, сильные, сразу запоминающиеся. Драматургию Кюи выстроил умело, усиливая напряжение действия от сцены к сцене, и художественные средства были использованы органично. Все так же покоряли слушателей насыщенные экспрессией речитативы.
И все-таки Цезарь Кюи – не мастер больших полотен, а вот в миниатюре ему очень мало равных. Он, как никто, сумел воплотить в небольших романсах и песнях самые глубокие и самые возвышенные чувства, именно здесь он достиг наибольшей гармонии и стройности. Это разнообразные вокальные циклы и отдельные романсы. Особенно хороши циклы на восемнадцать стихотворений Алексея Константиновича Толстого, двадцать одно стихотворение Некрасова, двадцать пять стихотворений Пушкина, четыре сонета Мицкевича, двадцать поэм Ришпена, тринадцать музыкальных картинок, “Эоловы арфы”. Самым знаменитым романсом стало “Сожженное письмо” на стихи Пушкина.
Дружба на всю жизнь
Значительными произведениями стали и работы Цезаря Кюи в инструментальных жанрах. Замечательная фортепианная сюита “В Аржанто” посвящена бельгийской графине, поклоннице его творчества, переводчице и постановщице его опер. Она однажды сама написала композитору с просьбой материалов о русской музыке. Кюи охотно откликнулся, и началась их многолетняя и замечательная дружба.
Женщина это была удивительная, принадлежавшая к одной из самых аристократических фамилий мира, разносторонне образованная, умная, щедрая. У нее, как это сейчас принято выражаться, в друзьях были отмечены Лист и Сен-Санс, Гуно и Антон Рубинштейн, а также множество писателей, поэтов, художников – лучших людей своего времени. Она училась у одного из известнейших пианистов Европы – Сигизмунда Тальберга, а потому на фортепиано играла замечательно. Девять лет Кюи и графиня переписывались, и более трех тысяч писем сохранилось с тех времен. За это время Мерси-Аржанто и русский язык в совершенстве выучила. Перевела на французский все оперы не только Кюи, но и других представителей “Могучей кучки”, две оперы Римского-Корсакова и огромное количество романсов русских композиторов.
Музыкальная критика
Эту деятельность композитор не оставлял никогда, тем было много, все они разнообразны. Множество статей Кюи публиковалось в газетах. Он отзывался почти на все концерты и на абсолютно все новые оперные спектакли, которые проходили в Петербурге. Это целая летопись с подробным анализом творчества и зарубежных, и русских композиторов, мастерства исполнителей. В зарубежной прессе русская музыка стала пропагандироваться с легкой руки Кюи. В Париже вышла его книга “Музыка в России”, которую перевела его подруга – бельгийская графиня, и мир смог познакомиться с великим творчеством Михаила Ивановича Глинки.
Музыкальный вкус выдающегося критика постепенно оттачивался, и с течением лет он перестал быть рупором идей балакиревского кружка, стал смотреть шире, слышать больше, а потому и суждения его стали более мягкими, когда на них перестало давить влияние друзей и какие-то личные симпатии. Жизнь этого композитора была настолько насыщенной, что ее можно было бы поделить на несколько человек, и каждому из них было бы довольно трудно выдержать такое напряжение. Причем его деятельность не делилась на периоды никогда. Он всем и всегда занимался одновременно. Исключительная работоспособность, выдающееся дарование, многогранная личность.
Финал
Словом, жизнь у композитора Кюи была интересной и, что самое главное, очень долгой. Он был счастлив в браке, более сорока лет прожив с Мальвиной Бамберг, ученицей Даргомыжского. Ей посвящен самый первый опус – четырехручное скерцо для фортепиано. Она покинула мужа в 1899-м, а Цезарь познал и весьма почтенную старость – до 1918 года не прекращалась его деятельность.
Точно так же, как композитор Бородин, Кюи был гораздо более известен и любим в научных кругах, а вовсе не в музыкальных. В развитие фортификации он внес поистине огромный вклад, а потому и признание было повсеместным. Сейчас, конечно же, эти его работы потеряли актуальность, а музыка близка не всем. И потому вспоминают Цезаря Кюи в основном по деятельности в самых знаменитых музыкальных кружках.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- Музыка (1436)
- Симфоническая (539)
- Фортепианная (387)
- Камерная (248)
- Скрипичная (177)
- Духовная (110)
- Хоровая (87)
- Органная (41)
- Народная (39)
- Композиторы (1401)
- Музыкальные жанры и формы (681)
- Концерт (237)
- Симфония (168)
- Соната (105)
- Вальс (72)
- Увертюра (67)
- Ноктюрн (28)
- Прелюдия (25)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (421)
- Танцовщики (188)
- Балетмейстеры (63)
- Опера (352)
- Музыканты (339)
- Пианисты (175)
- Скрипачи (108)
- Виолончелисты (36)
- Вокальное искусство (283)
- Певцы (267)
- Музыка и литература (230)
- Фестивали, конкурсы, концерты (214)
- Романс (139)
- Музыкальная культура народов мира (136)
- Музыкальные инструменты (131)
- Дирижёры (127)
- Музыкальный словарь (88)
- Музыка и живопись (74)
- Музыкальные театры мира (63)
- Музыкотерапия (51)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (50)
- Оперетта (33)
–Музыка
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
О жизни и творчестве композитора Цезаря Антоновича Кюи
184 года со дня рождения композитора и военного инженера Цезаря Антоновича Кюи.
Свое первое музыкальное произведение Цезарь Кюи написал в 14 лет. Он стал военным инженером, но музыке посвящал все свое свободное время. Кюи получил мировую известность как композитор и специалист по фортификации.
Цезарь Кюи родился в Вильно 18 января 1835 года. Его отец Антон Кюи был французом, и после кампании 1812 года он остался в России — преподавал французский в местной гимназии. В свободное время Антон Кюи служил органистом в одном из виленских костелов, а дома играл на фортепиано и сочинял музыку. Цезарь Кюи в 6 лет начал на слух подбирать мелодии военных маршей, которые слышал на улице. Видя интерес мальчика к фортепиано, старшая сестра стала заниматься с ним музыкой.
Позже Цезарь Кюи учился у частных педагогов и вскоре стал сам писать мелодии. Первое произведение — мазурку в соль миноре — он написал в 14 лет. После юный композитор увлекся музыкой Фредерика Шопена и, вдохновленный его творчеством, сочинял ноктюрны и романсы. С одаренным мальчиком бесплатно занимался композитор Станислав Монюшко, автор первых национальных опер и произведений для польских оркестров. Он преподавал Цезарю Кюи теорию музыки и композицию.
Повсюду снег
Антон Кюи поддерживал увлечение сына. Однако он хотел, чтобы Цезарь Кюи получил профессию, которая обеспечила бы ему стабильный доход и положение в обществе. В 1850 году юный музыкант поступил в Петербургское инженерное училище, а через 5 лет — в Николаевскую военно-инженерную академию.
После переезда в Петербург Цезарь Кюи увлекся оперой, стал часто бывать в театрах. Он работал над своей первой оперой «Замок Нейгаузен». Ее Кюи не закончил, но через год создал музыку для «Кавказского пленника» по мотивам поэмы Александра Пушкина.
Восточная мелодия
В 1861 году в Петербурге появилась «Новая русская музыкальная школа». В нее вошли Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин. Объединение называли «Балакиревским кружком» и «Русской пятеркой», а чаще — «Могучей кучкой». Цезарь Кюи вспоминал: «Так как негде тогда было учиться (консерватории не существовало), то началось наше самообразование». Композиторы изучали фольклор, русское богослужебное пение, творчество знаменитых музыкантов. На собраниях кружка анализировали технику музыкальных произведений, их художественную ценность. Позже Кюи писал, что они «решали сразу большие художественные задачи», изучая музыкальное искусство и создавая новые произведения одновременно.
Нет, если б даже горькие страдания
«Мы были юны, а наши суждения резки. Весьма непочтительно мы относились к Моцарту и Мендельсону, противопоставляя последнему Шумана, всеми тогда игнорируемого. Сильно увлекались Листом и Берлиозом. Боготворили Шопена и Глинку».
В эти годы Цезарь Кюи писал оперу «Вильям Ратклиф» по произведению Генриха Гейне. Композитор вспоминал, что трагедия в поэтическом переводе Алексея Плещеева привлекла его фантастичным сюжетом: «Красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку». Премьера оперы прошла в 1869 году в Мариинском театре. Музыкальный критик Владимир Стасов назвал ее «созданием, полным таланта, увлечения, страсти, оригинальности, мастерства», лучшей оперой после произведений Михаила Глинки и Александра Даргомыжского.
Соната для скрипки и фортепиано
Цезарь Кюи создавал не только оперы, но и камерные произведения — романсы на стихи Александра Пушкина и Аполлона Майкова, вокальные квартеты, произведения для хора, музыку для детских опер: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах».
Увлекаясь музыкой, Цезарь Кюи не оставлял военную службу. С момента окончания академии он преподавал в младших классах Петербургского инженерного училища, за первые 20 лет службы прошел путь от прапорщика до полковника. Он читал лекции о боевых укреплениях Николаю II и написал много трудов по военному делу.
Вальс
Из-за одинаково страстного и профессионального увлечения композицией и военным искусством Цезарь Кюи получил прозвище «Генерал от музыки». Когда Кюи было 69 лет, его произвели в инженер-генералы.
После Октябрьской революции Цезарь Кюи вступил в Красную армию, продолжая преподавать в трех военных академиях. Умер он в Петрограде в марте 1918 года. Цезаря Кюи похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств).
Оркестровая сюита
Цезарь Кюи
Цезарь Кюи – одаренный композитор, который создал свое первое музыкальное произведение еще в подростковом возрасте.
Помимо того, что он блистал в культурной сфере, немалый вклад он внес в военное дело. В обеих областях он оставил свой отпечаток.
Детство
Ребёнок родился в 1835 году 6 января на территории современного Вильнюса. Его отец был французом, он остался в России после того как в 1812 году остатки наполеоновского войска, в котором он числился, не стали возвращаться на родину.
В городе Вильно он встретил свою будущую супругу и вскоре у них родился сын. Цезарь Кюи общался со своим отцом на французском языке, а с другими членами семьи на литовском. Музыкальные способности проявились в ребенке уже в 5 лет.Он мог правильно проиграть мелодии на фортепиано, предварительно послушав их. Игре на этом музыкальном инструменте его обучала старшая сестра.
В подростковом возрасте его учителем стал скрипач Дио и Герман. Позже в училище Кюи сочинил свое первое произведение – мазурку, посвященную одному из преподавателей. Она была написана под влиянием музыки любимого композитора мальчика – Шопена.
В эти же годы в Вильно проживал знаменитый польский композитор Монюшко, который согласился в течение нескольких месяцев давать Кюи частные уроки.
Биография
В возрасте 16 лет юноша поступает в Главное инженерное училище. Спустя 4 года его производят в прапорщики. Кюи продолжат свое обучение в Николаевской инженерной академии, которую закончил в 1857 году. Здесь же он остается работать топографом, впоследствии он начал преподавать фортификацию.
В 1875 году он заработал звание полковника. С началом войны с Турцией его отправили в центр военных действий. Здесь он помогал укреплять позиции и сооружения. Он был одним из первых инженеров, который применил бронебашенные установки. Благодаря его ценным знаниям и умению их применять фортификации он приобрел известность и славу.
Несколько лет спустя за блестящие заслуги на фронте его назначили адъюнкт-профессором в 3 академиях. А в 1891 году он получил звание генерал-майора. Умер композитор 13(26).03.1918г в Петрограде.
Творчество
Когда в 1850 году юноша переехал в Петербург, его стала одолевать страсть к опере. Она стал завсегдатаем театров. Поэтому Кюи начинает работу над своим произведением – опера «Замок Нейгаузен». Однако довести до конца ее ему не удалось. Через несколько месяцев композитор берется за создание «Кавказской пленницы» – на основе Пушкинской поэмы.
В 1861 году в обществе становится известно о создании музыкального кружка под названием «Могучая кучка». Одним из ее пяти членов становится Цезарь Кюи. Композиторы, входившие в эту «Новую русскую музыкальную школу» (другое название кружка), занимались самообразованием. Они часто обращались к фольклору, богослужебному пению и к различным произведениям отечественных и зарубежных музыкантов.
Таким образом, композиторы разбирали и анализировали чужое искусство, параллельно с этим создавая свое. Именно его работа «Кавказская пленница» была первой российской постановкой, которую поставили на сцене в Бельгии. Здесь же композитор написал «Флибустьер». Спустя несколько лет эта опера уже покорила парижское общество со сцены Комической оперы.
Современники с восхищением отзывались о музыкальных произведениях Кюи. Они говорили, что его музыка полна талантом, страстью и оригинальностью. Помимо опер, композитор сочинял работы в других жанрах. На его счету множество камерных произведение, романсов, вокальных квартетов и даже опер для детей.
Одним из достоинств композитора является то, что он написал первую в России книгу о музыкальном искусстве. Она называлась «Музыка в России». Ее опубликовали в странах Европы, где она пользовалась большой популярностью.
Знаменитые произведения
- «Вильям Ратклиф»;
- «Каменный гость»;
- «Матео Фальконе»;
- «Красная шапочка»;
- «Иванушка-дурачок»;
- «Кот в сапогах».
Личная жизнь
В 1858 году Кюи женился на своей возлюбленной Мальвине Бамберг. Ее учителем был композитор Даргомыжский. Именно ей он посвятил свой первый опус. Главной темой в произведении были первые буквы ее фамилии. Здесь же можно было проследить повторение нот С и С, что в свою очередь было его инициалами – Cesar Cui.
Интересные факты
- Читал лекции о военном искусстве императору Николаю II.
- Написал учебники на военную тематику, по которым впоследствии учились солдаты в Русской армии.
- За его страстную любовь к музыкальной и военной сфере друзья стали называть композитора «Генерал от музыки».
- Был прогрессивным музыкальным критиком. Остаивал интересы современных композиторов, в том числе Глинки и Даргомыжского, при этом умалял достижения зарубежных классиков – Моцарта и Мендельсона.
- Помог закончить оперы других композиторов: Даргомыжского и Мусоргского.
- Цезарь Кюи, как один из членов «Могучей кучки», оказал огромное влияние на российское музыкальное развитие.
- Помимо этого он внес большой вклад в военную область, открыв множество достижений в фортификации, за что ему было присуждено более десяти различных орденов.
Источники:
https://fb.ru/article/365489/kyui-tsezar-antonovich-biografiya-i-tvorchestvo
https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post448022101/
https://ote4estvo.ru/russkie-kompozitory/142024-cezar-kyui.html