Творения микеланджело буонарроти. Интересные факты о микеланджело буонарроти
Интересные факты о Микеланджело
Эпоха Возрождения подарила миру множество талантливых деятелей искусства, но художник и скульптор Микеланджело Буонарроти является, пожалуй, одним из самых известных среди них. Этот, без преувеличения, гениальный человек преуспел во многих начинаниях сразу, и созданные им шедевры, сохранившиеся до наших дней, по праву считаются бесценным достоянием культуры. Несмотря на то, что жил он около 500 лет назад, фактов о жизни Микеланджело до нас дошло достаточно, чтобы иметь представление о его личности.
Факты из биографии Микеланджело
- Великий художник происходил из рода обедневших флорентийских дворян.
- Мать Микеланджело умерла, когда ему было 6 лет. Несмотря на то, что он, будучи взрослым человеком, вёл активную переписку, сохранившуюся до наших дней, о матери он ни разу нигде не упоминал.
- Так как у Микеланджело было много братьев и сестёр, его отец не мог обеспечивать их всех, и он отдал будущего художника воспитываться в другую семью из той же деревни.
- Так как приёмная семья Микеланджело занималась гончарным делом, ещё в детстве он научился лепить горшки и украшать их затейливыми узорами раньше, чем освоил грамоту.
- В биографии Микеланджело отмечается тот факт, что во время учёбы в школе он не был прилежным учеником, предпочитая не сидеть за партой, а посвящать всё время общению с местными художниками и рисованию.
- Когда ему было 13 лет, отец вынужденно смирился с его тягой к живописи, и устроил его в ученики к довольно известному местному художнику.
- 14-летнему Микеланджело очень повезло — его талант распознал Лоренцо ди Медичи, глава всей Флоренции, и стал его покровителем. Это проложило юному гению дорогу в мир большого искусства.
- Помимо того, что Микеланджело Буонарроти был скульптором и живописцем, он также зарекомендовал себя в качестве гениального архитектора. Именно он, кстати, был главным архитектором собора Святого Петра, крупнейшего строения Ватикана. За эту работу он даже не взял вознаграждения (интересные факты о Ватикане).
- Всю свою жизнь Микеланджело прожил в Италии, во Флоренции и в Риме.
- Последняя работа художника, зарисовка одного из куполов собора Святого Петра, была случайно обнаружена в архивах Ватикана в 2007 году.
- Достоверно известно, что Микеланджело сочинял стихи, хоть они и не принесли ему широкой известности. До нас дошло около 300 сочинённых им стихотворений. Их было больше, но почти все рукописи со своими ранними стихами он собственноручно сжёг.
- Некоторые стихотворения Микеланджело ещё при его жизни были положены на музыку.
- Биография Микеланджело была написана ещё при его жизни. Прожил он, кстати, немало — 89 лет.
- Наиболее известной его работой считается статуя Давида. Сейчас эта бесценная 5-метровая скульптура хранится в Академии изящных искусств во Флоренции.
- До нас дошло немало его язвительных суждений о работах других художников. Критиковать других деятелей искусства Микеланджело не стеснялся.
- Свою первую любовь он повстречал, когда ему уже было более 60 лет.
- Одна из самых великих его работ — свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове, не было даже никаких предварительных эскизов и набросков. За время работы он не впускал в помещение никого, даже Папу Римского, который и был заказчиком.
Микеланджело: жизнь и творчество художника
Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (1475 — 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО
Один из известнейших скульпторов, художников, поэтов, живописцев и архитекторов всех времён – Микеланджело Буонаротти родился 06.03.1475 в городе Капрез, где учился в начальных классах, а по окончании, в 1488 году, стал заниматься скульптурой, будучи учеником Бертольдо в мастерской величайшего живописца истории — Доменико Гирландайо.
Внимание Лоренцо Медичи привлёк талант мальчика, поэтому он принял его в свой дом и финансово помогал Микеланджело развиваться. Когда Лоренцо умер, Буонаротти поехал в Болонью, где возвёл мраморного ангела с канделябром, а также статую для церкви святого Петрония. В 1494 году он снова возвращается во Флоренцию. Начался новый период его творчества, в котором он смело утрировал формы природы, чтобы выразить свои идеи и лучше передать характеры.
В 1503 году Микеланджело был приглашён в Рим Юлием II, чтобы соорудить надгробный памятник, который Юлий хотел изготовить себе ещё при жизни. Скульптор согласился и приехал. Спустя два года Буонаротти посчитал, что внимания папы к нему недостаточно и, обидевшись, вернулся во Флоренцию.
В Риме художник находился уже в 1508 году, куда был снова вызван Юлием II, чтобы продолжить начатую работу, а также выполнить новый заказ – украшение потолка Сикстинской капеллы во дворце Ватикана фресковой живописью. Юлий II скончался спустя пару месяцев после завершения росписи Сикстинского потолка.
Падение Флоренции, грозившее Микеланджело опасностью умереть, произвело в его душе серьёзное потрясение, а также ухудшило здоровье. И будучи итак необщительным и суровым, он стал ещё нелюдимее и мрачнее, погрузившись целиком и полностью в свой идейный мир, что никак не могло не сказаться на характере его творчества.
В 1532 году он получил приглашение от «нового» папы в Рим, дабы завершить украшение Сикстинской капеллы, изобразив «Страшный суд» на алтарной стене, а «Падение Люцифера» на противоположной. Только первая была исполнена Буонаротти в 1534-1541 без помощников.
Последними произведениями кисти Микеланджело были фрески в капелле дворца Ватикана. Буонаротти немного позже расстался со скульптурой, своей любимой отраслью, в которой работал, будучи в преклонном возрасте.
Художник занимался архитектурой, доживая свои последние годы. Он был назначен в 1546 году главным зодчим собора Петра, потому как Микеланджело был не только талантлив, но и опытен в деле строительства.
Микеланджело Буонаротти скончался в Риме 18 февраля 1564 года .
ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО
Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.
В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.
Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.
В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.
После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.
Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.
По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви.
В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры .
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО
Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари:
«Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из статуи моей кормилицы».
Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.
Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.
Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.
В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников, сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. Но это, несомненно, стоило таких усилий. Гете писал:
«Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.
Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато .
Микеланджело — интересные факты
Эпоха Возрождения произвела на свет сотни талантливых художников, писателей и скульпторов. Одним из самых известных деятелей искусства того времени является Микеланджело Буонарроти.
Семья, детство и первые шаги в сторону искусства
Будущий скульптор родился в 1475 году в семье бедного дворянина Лодовико Буонарроти. Отец, не имея возможности обеспечить сыну хорошее воспитание, был вынужден отдать ребенка в семью его кормилицы, которая не могла иметь детей. Приемные родители художника жили в соседней деревне и занимались гончарным делом.
Лепить из глины мальчик научился раньше, чем читать и писать. На уроках он не слушал учителя, предпочитая вместо этого рисовать в тетрадях. Заметив талант воспитанника, родители отдали его учеником в художественную мастерскую.
За годы успешной работы, мастер нажил себе немало врагов. Однажды, обучаясь еще в школе скульпторов, один из преподавателей так разгневался на юное дарование, что сломал тому нос. Говорят, педагог не совладал с собой из-за зависти к таланту Микеланджело.
Несмотря на талант, который должен был приносить мастеру несметные богатства, Микеланджело часто жаловался на необходимость сильно экономить, а его знакомые говорили о нем как о бедном человеке.
Творчество
Микеланджело – интересные факты о творчестве. В эпоху Возрождения, когда искусство пережило грандиозный подъем, появилось огромное количество юных художников и скульпторов, которые, в попытках заработать, делали копии известных произведений и продавали их не слишком разборчивым богачам. Микеланджело не был исключением: он сделал точную копию одной из популярных на тот период греческих статуй, а его друг посоветовал ему закопать скульптуру на некоторое время в землю, чтобы ту было сложнее отличить от оригинала. Скульптор послушался и спустя несколько лет сумел за высокую цену продать «древнюю скульптуру».
Главная отличительная особенность работ Микеланджело — детально проработанная скульптура. Чтобы достичь такого мастерства, скульптор подолгу изучал анатомию в одном из монастырских моргов. По завершению обучения, художник подарил священнику, пустившему его в морг для исследования, распятие, которое по сей день можно увидеть в боковой капелле церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито.
Одну из своих самых грандиозных работ – свод Сикстинской капеллы – художник писал, не имея никаких предварительных эскизов и зарисовок – он черпал идеи прямо из своего воображения и тут же воплощал их в жизнь. За 4 года, потребовавшиеся на создание росписи, мастер не впустил в помещение, где шла работа, никого, даже папу римского.
Художник никогда не подписывал свои работы. Единственный раз, когда его инициалы появились на произведении, случился на заре карьеры мастера. Он только закончил свою «Пьету» и выставил ее в Соборе Святого Петра. До Микеланджело дошли слухи о том, что люди приписывают его творение авторству другого скульптора, и тогда он пробрался в собор и на основании скульптуры выбил подпись: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонарроти». Позже он корил себя за эту вспышку тщеславия.
Статуя Давида имеет 5,17 метров в высоту. Руки Давида непропорциональны. искусствоведы утверждают, что это было сделано специально, дабы акцентировать внимание на его силе.
Около 8 миллионов человек ежегодно посещают Академию изящных искусств, чтобы посмотреть на Давида. Вибрации, которые образуются при ходьбе, как показали исследования, наносят вред статуе, и она постепенно разрушается.
Давид, являясь одной из самых известных статуй в мире, имеет огромное количество своих точных и не очень копий.
В 1991 году итальянский художник Пьеро Канната пробрался в Академию изящных искусств и, используя маленький молоточек, отбил большой палец на ноге Давида. Вандала поймали посетители музея и сдали его полиции.
Зимой 1494 года правитель Флоренции Пьеро де Медичи обратился к Микеланджело с просьбой изготовить скульптуру из снега. Заказ был выполнен, но первое потепления разрушило творение мастера, и никаких сведений о том, как выглядела статуя, не осталось.
Микеланджело был не только прекрасным скульптором и художником – он также известен как талантливый архитектор и поет. Мастер был главным архитектором собора Святого Петра, а его стихи еще при жизни были положены на музыку.
Когда Микеланджело работал над фреской «Страшный суд», полюбоваться работой часто приходил римский папа Павел III в компании своего церемониймейстера. Однажды Павел III поинтересовался, что думает его спутник о создаваемой фреске. Церемониймейстер ответил, что сцены, изображенные мастером, подходят скорее для трактира, чем для святой капеллы. Художник, придя в ярость от его слов, изобразил церемониймейстера в одном из сюжетов в образе царя Миноса. Микеланджело написал его с ушами осла и змеей, обившейся вокруг шеи. Церемониймейстер, заметив, что Минос написан с него, потребовал у Павла III повлиять на художника и заставить того убрать его лицо с фрески, на что понтифик ответил, что его влияние распространяется исключительно на небесные силы, тогда как над представителями подземного царства он не имеет власти (Минос был изображен среди чертей).
Перед смертью Микеланджело сжег сотни своих набросков, понимая, что уже не сможет воплотить их в жизнь.
Источники:
https://xn--80aahh2ah1cn0e.xn--p1ai/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%BE-%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE/
https://allpainters.ru/mikelandzhelo.html
https://www.interesnie-fakty.ru/chelovek/iskusstvo/o-mikelandzhelo/