Угрозы национальной безопасности. Военные угрозы национальной безопасности России
§ 9. Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона
Национальная безопасность — состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Стратегические национальные приоритеты — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности.
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
В настоящее время развитие мира идёт по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.
Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за сферы влияния и доступ к энергетическим ресурсам.
Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. Возрастает риск увеличения числа государств – обладателей ядерного оружия.
В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы – может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ её союзников.
Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.
Основными угрозами военной безопасности для Российской Федерации в современном мире являются:
- политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путём развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооружённой борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении;
- формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризация околоземного космического пространства, способные привести к новому витку гонки вооружений.
В складывающейся в современном мире обстановке в области обеспечения военной безопасности страны одним из основных приоритетов в обеспечении национальной безопасности России является национальная оборона. В настоящее время стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).
Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путём развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.
Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счёт методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.
Военная безопасность обеспечивается посредством развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объёма финансовых, материальных и иных ресурсов.
Государственная политика в области национальной обороны и военного строительства на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.
Выводы
- Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооружённых Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счёт совершенствования ор-ганизационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил.
- Поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.
Вопросы
- Почему национальная оборона является одним из приоритетов национальной безопасности России?
- Какие существуют угрозы военной безопасности России?
- Исходя из каких принципов обеспечивается национальная оборона России?
Задания
- Продумайте и подготовьте сообщение на тему «Возрастание роли Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России на современном этапе».
- С помощью средств массовой информации и Интернета подготовьте сообщение на тему «Оснащение Вооружённых Сил Российской Федерации современными видами вооружения и специальной техникой».
Дополнительные материалы к § 9
Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 г. 1
(Извлечения)
Общие положения
- Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.
- Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
- Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
- Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.
1 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
Угрозы национальной безопасности
Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.
В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.
К основным внешним угрозам можно отнести:
1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;
2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;
4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;
6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;
9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;
10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;
11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;
12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;
13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;
15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.
К основным внутренним угрозам следует отнести:
1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;
2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;
5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;
6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.
Трансграничные угрозы
Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.
Трансграничные угрозы включают в себя:
1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;
2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;
4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;
6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка наркотиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
К угрозам национальной безопасности РФ относятся:
1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».
2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП. Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.
3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.
4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.
5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949 г. – 12 государств; 1982 г. – 16 государств; 1999 г. – 19 государств; 2004 г. – 26 государств.
6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.
Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.
В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.
7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.
8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.
9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.
10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л – это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ – наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ-инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция – 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.
Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.
11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.
12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.
13. Появилась новая угроза – морское пиратство.
Военные угрозы национальной безопасности России. НАТО – главная угроза миру и Российской Федерации
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Время:1 час.
Место проведения: класс.
Цель занятия: разъяснить учащимся сущность реальных военных угроз национальной безопасности России, адекватность предпринимаемых Россией мер по обеспечению своей безопасности.
Метод: рассказ – беседа.
Литература и материальное обеспечение: А. Анучкин-Тимофеев «Ястребы считаются партнерами ворон», «Советская Россия» от18.12.2012г.; «Большая Советская Энциклопедия»; Д. Глинский – Васильев «Политические ограничители расширения НАТО и возможности России», «МЭ и МО» №7, 2000г.; Л. Ивашов «Россия – НАТО», «Международная жизнь» №9, 1999г.; информационный сайт WWW.geopolitica.ru; план занятия; мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
Учебные вопросы:
- Военные угрозы России. НАТО – главный источник военных угроз.
- Политика России по противодействию военным угрозам, сохранению мира и стабильности.
Ход занятия.
1. Вступительная часть: 5 мин.
- проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.
- довожу до учащихся тему занятия, ее цель, учебные вопросы.
2. Основная часть: 35 мин.
Довожу до учащихся и разъясняю основное содержание темы занятия.
В системе общей безопасности России военные угрозы занимают важное место. К их числу можно отнести:
- Развертывание группировок вооруженных сил с целью нападения на Россию и ее союзников.
- Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от нее отдельных территорий.
- Распространение ядерного оружия и военных ядерных технологий в мире.
- Вмешательство во внутренние дела РФ и проведение военных учений с провокационными целями
- Наличие вблизи границ РФ и ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности.
- Наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или ее союзников.
- Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников.
- Деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ.
- Ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции СБ ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.
- Вооруженные провокации на государственной границе и объектах РФ, расположенных на территории зарубежных государств.
- Действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления.
В числе внешних угроз РФ главной, пожалуй, является угроза расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России. Судя по реальным действиям на международной арене, блок НАТО на сегодня представляет для России главную угрозу. Ушли в историю времена, когда мир на земле сохранялся благодаря паритету двух основных военных группировок – НАТО и Варшавского Договора. Давно уже нет Варшавского Договора, но блок НАТО не только не исчез – он увеличился с 15 до 27 государств и, судя по всему, это не предел. История военных злодеяний США и НАТО обширна. Вот далеко не полный перечень преступлений военного альянса:
- 1946-1949гг.- вооруженное вмешательство в гражданскую войну в Китае;
- 1950год- оккупация китайского острова Тайвань;
- 1950-1953гг. – вооруженная агрессия в КНДР;
- 1953год – свержение правительства Мосаддыка в Иране, интервенция в Никарагуа;
- 1954год – вооруженная интервенция в Гватемале;
- 1958год – провокация против КНР и вооруженная интервенция в Ливане;
- 1960 – варварские бомбардировки Кубы;
- 1964 – 1973гг. – вооруженная агрессия против Лаоса;
- 1965год – оккупация Доминиканской республики;
- 1965 – 1973гг. – война США во Вьетнаме с применением напалма и ядовитых газов;
- 1970год – вооруженная агрессия против Камбоджи;
- 1983год – вооруженная интервенция в Гренаде;
- 1989год – вооруженное вторжение в Панаму;
- 1991год – вооруженное вторжение в Ирак;
- 1993год – вооруженное вторжение в Сомали;
- 1999год – вооруженная агрессия в Югославии;
- 2001год – вторжение в Афганистан;
- 2002год – повторное вторжение и оккупация Ирака;
Так какие же цели он преследует сегодня? Как утверждает генсек Андерс Расмуссен, Альянс НАТО является ключевым партнером в реализации усилий мирового сообщества по обеспечению стабильности и безопасности. Но кто уполномочил его на это? Почему НАТО, прикрываясь борьбой с терроризмом, творит произвол, выдавая его за гуманитарную акцию? Почему альянс, даже вопреки решениям СБ ООН, продолжает выполнять свою роль лжемиротворца?
НАТО выступает под эгидой США. Сегодня они прочно обосновались в Афганистане и никуда не собираются уходить. Не за тем приходили. Борьба с пресловутым международным терроризмом для них легенда прикрытия. Сегодня там создан мощный военный плацдарм, способный противостоять Китаю, Ирану, России.
Живой интерес НАТО во главе со США проявляет к Украине, которая отвечает взаимностью в вопросе членства Украины в НАТО и это вопрос времени. А пока натовские корабли являются постоянным участником маневров в Черном море. В этом регионе уже прочно обосновались три члена НАТО.
Зоной стратегических интересов США объявлено Каспийское море. При таком развитии событий в скором времени можно будет наблюдать и здесь военное присутствие агрессивного блока.
Наращивается и без того крупная военная группировка в Азиатско-тихоокеанском регионе, что уже вызвало напряженность на Корейском полуострове, Тайване.
Взят прицел НАТО на Арктику, где обнаружены огромные запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. В этой связи в Норвежском и Баренцевом морях были проведены военные маневры «Помор 2012», «Северный орел 2012», где отрабатывались методы борьбы с террористами. Какие там террористы? Прискорбно, что в этом приняла участие и Россия.
На Аляске развернут первый район американской глобальной системы ПРО. Для другого подобного района планируется о.Гренландия.
К числу уже сделанных «добрых дел» под прикрытием борьбы с терроризмом следует отнести растерзание Ирака и Ливийской Джамахирии. На очереди Сирия, Иран. А там и до России рукой подать.
Таким образом, НАТО под эгидой США практически окружили территорию РФ своими базами и военными объектами. Нельзя исключать применение силы и к России в случае, к примеру, «обнаружения в нашей стране терроризма, с которым самостоятельно мы справиться не можем». Что их может остановить? Разве что имеющееся у РФ ядерное оружие.
Несмотря на то, что, как считают некоторые, «реальные внешние угрозы безопасности России минимальны», угрозы эти существуют и «минимальны» они до поры до времени. Ситуация может измениться в любой момент. Во время недавней встречи с военнослужащими российской военной базы в Таджикистане президент РФ Путин, отвечая на вопросы, заявил, что ему непонятно, ради чего НАТО, сколотившийся во время холодной войны, существует сегодня. Президент так же заявил о готовности РФ выстраивать с НАТО партнерские отношения, т. к. у обоих есть общие проблемы: терроризм, экстремизм, наркотрафик, организованная международная преступность, пиратство. В тоже время он отметил, что, не смотря на прошлые заверения натовцев, военная инфраструктура альянса приближается к нашим границам и это создает для страны реальные угрозы, на которые Россия вынуждена реагировать. То есть российское руководство понимает, что слова и дела НАТО расходятся. Под разговоры об общих целях и задачах альянс продолжает наращивать свое военное присутствие в различных странах мира, навязывать мировому сообществу свой порядок.
А что же Россия? Как мы реагируем на все возрастающие внешние угрозы? К сожалению, не всегда делаются надлежащие выводы из разворачивающихся вокруг страны опасных и настораживающих событий и явлений. Зачастую мы запаздываем с принятием необходимых мер, стараемся «быть всегда сбоку схватки», наблюдается непонятная зацикленность на «международном терроризме». Это ведет к внешнеполитическим ошибкам. Так Россия фактически ничего не предприняла, чтобы не допустить натовских варварских бомбардировок Югославии, самой близкой к нам страны в Европе. Беззубой была реакция на агрессию НАТО в Ираке, с которым у нас сложились хорошие, дружественные отношения. Россия поддержала миссию НАТО в Афганистане под названием «Несокрушимая свобода». Сегодня пожинаем плоды – количество наркотических средств, идущих из Афганистана в Россию, возросло в десятки раз. Российское руководство позволило расправиться с Ливией, а ведь достаточно было наложить вето на провокационно антиливийскую резолюцию ООН, и страна была бы спасена.
Все же уроки из происходящих событий мы, все – таки, извлекаем. В отношении Сирии, например, Россия повела себя иначе. Вместе с Китаем она наложила вето на очередную антисирийскую резолюцию натовцев против Сирии, и это спасло страну. Надолго ли?
В последнее время сделаны определенные шаги в надлежащем финансировании Вооруженных сил России. В войска начала поступать современная техника и вооружение и хоть ее катастрофически мало, но все же «лед тронулся». Личный состав начал получать достойное денежное содержание, строится жилье для военнослужащих и военных пенсионеров. Все это вселяет уверенность в том, что наши Вооруженные силы в ближайшем будущем способны будут противостоять внешним угрозам и выполнять свои задачи по предназначению. Не надо забывать о том, что заявил бывший президент США Б. Клинтон на секретном совещании начальников штабов в 1995году: «В ближайшее десятилетие предстоит решение таких проблем, как: расчленение России на мелкие государства путем межнациональных войн; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление нужных нам режимов в оторвавшихся от России республиках». Чтобы не говорили нынешние правители США, от этих устремлений они не отказались, подтверждают это реальными делами.
Поэтому и нам необходимо исходить из реальных фактов и сущностей, не предаваться мечтам о партнерстве с НАТО, о превращении ее в миротворческую организацию, не обманываться и помнить в каком жестоком мире мы живем сегодня.
Источники:
https://tepka.ru/OBZh_10/10.html
https://studopedia.ru/7_50889_ugrozi-natsionalnoy-bezopasnosti.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632173/