33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок по роману Чернышевского “Что делать?”. Проблематика и поэтика романа Н.Г

Проблематика и поэтика романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Основные герои русской классической литературы предшествовавшей Чернышевскому,-«лишние люди». Онегин, Печорин, Обломов при всём различии между собой сходны в одном: все они, по словам Герцена, «умные ненужности», «титаны слова и пигмеи дела», натуры раздвоенные, страдающие от вечного разлада между сознанием и волей, мыслью и делом, – от нравственного изнурения. Не таковы герои Чернышевского. Его «новые люди» знают, что им нужно делать, и умеют осуществить свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разлада между сознанием и волей. Герои Чернышевского – творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти новые люди находятся в центре внимания автора, они – главные герои романа; поэтому уже к концу второй главы романа «отпускаются со сцены» такие представители старого мира, как Марья Алексеевна, Сторешников, Жюли, Серж и др.

Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».

Очень большое значение в романе приобретают развёрнутые образы-аллегории – сны Веры Павловны. Так, в первом сне в аллегорической форме изображена революция, которая несёт свободу закрепощённым женщинам, томящимся в «сырых, тёмных подвалах жизни». Во втором сне даётся изображение «реальной грязи», все элементы которой здоровы. «Реальная грязь», «чистая грязь»,- это народ, жизнь которого «имеет главным своим элементом труд». «Колос, который вырастает из этой грязи от солнечного света, будет здоровый колос». «Фантастическая грязь», «грязь гнилая» – это паразитические классы, живущие чужим трудом. Всё, что порождается этой «фантастической грязью», дурно и дрянно.

Особенно велико значение четвёртого сна Веры Павловны. В нём в аллегорической форме, в смене картин, рисуется прошлое, настоящее и будущее человечества. В четвёртом сне Веры Павловны снова появляется революция, «сестра своих сестёр, невеста своих женихов». Она говорит о равенстве, братстве, свободе, о том, что «нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины», рассказывает о том, как будет устроена жизнь людей и каким станет человек при социализме.

Характерной особенностью романа являются частые авторские отступления, обращения к героям, беседы с проницательным читателем. Значение этого воображаемого персонажа очень велико в романе. В его лице осмеяна и разоблачена обывательская часть публики, косная и тупая, ищущая в романах острых сцен и пикантных положений, постоянно толкующая о «художественности и ничего не понимающая в подлинном искусстве. Проницательный читатель – тот, кто «самодовольно толкует о литературных или учёных вещах, в которых ни бельмеса не смыслит, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от природы), своими возвышенными стремлениями (которых в нём столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своей образованностью (которой в нём столько же, как в попугае)».

Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал огромное уважение, и требовал от него вдумчивого, пристального, подлинно проницательного отношения к рассказу о «новых людях».

Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чём по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.

Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы:

1. Социально-политическая проблема переустройства общества революционным путем, т. е. через физическое столкновение двух миров. Эта проблема дана намеками в истории жизни Рахметова и в последней, 6-ой главе «Перемена декораций». Из-за цензуры эту проблему Чернышевский не смог развернуть подробно.

2. Нравственно-психологическая. Это вопрос о внутренней перестройке человека, который в процессе борьбы со старым силой своего разума может воспитать в себе новые моральные качества. Автор прослеживает этот процесс от его начальных форм (борьба против семейного деспотизма) до подготовки к перемене декораций, т. е. к революции. Эта проблема раскрывается в отношении Лопухова и Кирсанова, в теории разумного эгоизма, а также в беседах автора с читателями и с героями. В состав этой проблемы входит и обстоятельный рассказ о швейных мастерских, т. е. о значении труда в жизни людей.

3. Проблема эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали. Эта нравственная проблема раскрывается в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника (Лопухов, Вера Павловна, Кирсанов), а также в первых 3-х снах Веры Павловны.

4. Социально-утопическая. Проблема будущего социалистического общества. Она развернута в 4-ом сне Веры Павловны как мечта о прекрасной и светлой жизни. Сюда же относится и темаосвобождения труда, т. е. технического машинного оснащения производства.

Основным пафосом книги является страстная увлеченная пропаганда идеи революционного преобразования мира.

Основным желанием автора было стремление убедить читателя, что каждый при условии работы над собой может стать «новым человеком», стремление расширить круг своих единомышленников. Основной задачей являлась разработка новой методики воспитания революционного сознания и «честных чувств». Роман призван был стать учебником жизни для всякого мыслящего человека. Основным настроением книги является острое радостное ожидание революционного переворота и жажда принять в нем участие.

К какому читателю обращен роман?

Чернышевский был просветителем, верящим в борьбу самих масс, поэтому роман обращен к широким слоям разночинно-демократической интеллигенции, ставшей в 60-е годы ведущей силой освободительного движения в России.

Художественные приемы, с помощью которых автор доносит свои мысли до читателя:

1 прием: названию каждой главы придан семейно-бытовой характер с преимущественным интересом к любовной интриге, что довольно точно передает сюжетную фабулу, но скрывает истинное содержание. Например, глава первая «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», глава вторая «Первая любовь и законный брак», глава третья «Замужество и вторая любовь», глава четвертая «Второе замужество» и т. д. От этих названий веет традиционностью и незаметно то, что является действительно новым, а именно новый характер отношений людей.

Читать еще:  Сценарий викторины «Путешествие в Лукоморье». Квест-игра «Путешествие в Лукоморье

2 прием: применение сюжетной инверсии — передвижение 2-х вводных главок из центра в начало книги. Сцена таинственного, почти детективного исчезновения Лопухова отвлекала внимание цензуры от истинной идейной направленности романа, т. е. от того, чему в дальнейшем уделялось основное внимание автора.

3 прием: применение многочисленных намеков и иносказаний, называемых эзоповой речью.

Примеры: «золотой век», «новый порядок» — это социализм; «дело» — это революционная работа; «особенный человек» — это человек революционных убеждений; «сцена» — это жизнь; «перемена декораций» — новая жизнь после победы революции; «невеста» — это революция; «светлая красавица» — это свобода. Все эти приемы рассчитаны на интуицию и интеллект читателя.

Презентация о жизни и творчестве Н.Г. Чернышевского. Анализ романа “Что делать?”. Связь романа с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи уроков по роману Н.Г. Чернышевского: Познакомить учащихся с биографией Н.Г. Чернышевского, с его требованиями, предъявляемыми к литературе. Подготовить учащихся к восприятию романа «Что делать?». Если же роман изучается факультативно, то познакомить школьников с его содержанием, способом изложения авторских мыслей. Раскрыть связи романа Н.Г. Чернышевского с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Основное содержание презентации.

Слайд № 2. Биография

Чернышевский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, — 17(29).10.1889, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника.

В детстве стал «пожирателем книг».

1836 – 42 духовное училище

1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.

1846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

Вспоминают, как обсуждали «Ревизора» и «Обыкновенную историю». Диспут – основная форма урока. Литературу связывали с жизнью.

Об Акакии Акакиевиче: «о смешных людях прочитайте и увидите, захочется ли вам смеяться над ним?

Не сошелся с начальством, ведь он учил свободно мыслить, говорил о свободе, об отмене крепостного права…

Слайд № 6. Личная жизнь

Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».

Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.

1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.

В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической эстетики в России.

Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь.

Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»

Жизнь выше искусства – главная мысль.

Цель искусства — воспроизведение жизни, её объяснение, «приговор о явлениях ее»; искусство должно быть «учебником жизни» .

Эстетическое учение Ч. наносило сильнейший удар аполитичной теории «искусства для искусства». При этом эстетические вопросы для Ч. были только «полем битвы», его диссертация провозглашала принципы нового, революционного направления.

Слайд № 10. Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.

«. Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей».

Тюремное заключение в Петропавловской крепости.

Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.

1864 суд и «гражданская казнь»

Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда.

В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.

Герцен писал: «Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»

1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом (6 лет)

Следующее свидание будет через 17 лет

1870. 7 лет каторги прошли.

71 приговор – пребывание в Вилюйском остроге.

Русские революционеры предпринимали смелые попытки вырвать Ч. из сибирской изоляции (Г. А. Лопатин в 1871, И. Н. Мышкин в 1875). В 1881 Исполком «Народной воли» в переговорах со «Священной дружиной» выдвигал освобождение Ч. первым условием прекращения террора. Только в 1883 Ч. был переведён в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 получил разрешение жить на родине.

Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил.

Впервые искусство к чему-то обязывали, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Иск–во – популярно написанная наука.

Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.

Поэтому-то «новые люди» только и делают, что учат, декламируют, назидают.

Чернышевскому близка нехристианская точка зрения. По религии душа живет сама по себе, а по писателю – бедная обстановка заставляет душу быть бедной.

Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.

Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на то, что рождается художник, который сумеет показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни.

Сюжет: явный – жизнь В.П. Розальской в родительском доме. Первая любовь, законный брак. Вторая любовь, замужество.

Явный – отказ от богатства, чтение книг с «проклятиями», стипендиаты, отказ от любви, режим питания, закаливание организма – особенный человек

Читать еще:  Три грации. Рафаэль Санти и картина «Три грации» в его исполнении

Тайный – средства для революции, знакомство с революционной литературой, будущие революционеры, нужно быть свободным для дела, понадобятся физические силы, готовность терпеть мучения – вождь, руководитель народа.

Высшие люди – Рахметов. «новые люди» – Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. «пошлые люди» – Розальские, Сторешниковы.

Слайд № 25. Вопросы романа: что делать, чтобы стать «новым человеком»? чтобы стать «особенным»? чтобы освободиться самому и освободить других?

Слайд № 26. Ответы романа.

Готовить революцию, готовиться к революции, переносить из прошлого в настоящее все, что можно перенести.

Слайд № 27. Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)

Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.

По Чернышевскому новые люди – носители новой религии – -религии деяния, новое христианство, включающее Христа на правах исторической личности, но не Бога.

«Если бы Христос в наше время был бы жив, он был бы с нами», – Белинский.

В древнем Риме новыми людьми назывались лица, происходящие не из сенаторского сословия, которые первые в своем роду достигли консульской должности (плебеи).

Весь мир для них столь же новый, как они сами, в этом мире они должны освоиться. Этот мир нужно изучить (опыт, полигон). И в первую очередь испытывается сам человек (Базаров, Рахметов, Раскольников). Все, что непрочно, поддается давлению новых людей, – всё это ложное и обречено; и, соответственно, наоборот.

В мире нет ничего случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью.=>зло тоже полезно.

Грань между добром и злом в «Что делать?» стирается. «Отлично дурно, следовательно, отлично», – из последней главы романа.

В религии деяния дух святой – прогресс.

Достоевский эти понятия пересматривает.

Слайд № 30. Символика имен

Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого, дочь малых.

Надежда (пропавшая сестра).=>не хватает любви.

Дмитрий Лопухов (Диаметра – богиня плодородия)=воскресший.

Розальская – Лопухова – Кирсанова => растительная тематика

Слайд № 31. Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза.

Цветок связан с идеей воскресения, символ рая, атрибут святой Девы Марии, символ тайны.

Аль – алая, красная роза.

Последние главы романа «Что делать?» пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.

Слайд № 32. Розальская становится Лопуховой.

Право носить фамилию Розы отсутствует в таком мире. Лопух же стойкое растение – выживет везде.

Слайд № 33. У Достоевского хрустальный дворец превращается в кабак.

Слайд № 35. Домашнее задание.

Читать Легенду о Великом Инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского

Учить лекцию о мировоззрении Н.Г.Чернышевского

(индивидуально) подготовить доклад о мировоззрении Ф.М. Достоевского.

Слайд № 36. Связь романов Чернышевского «Что делать?» и Достоевского «Преступление и наказание»

Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена высокою идеею… Идея получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя служению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления.
Чернышевский.

Слайд № 37. Повторение.

Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в жизни человечества?

(Оно должно стать учебником жизни, но не просто учить, а выносить приговор над жизнью. Искусство лишь доходчивее науки.)

Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов.

Слайд № 38. Ответ: этого требовала сама жизнь. Литература разочаровалась в «лишних людях», требовался герой – боец. – Что нового несли с собой герои романа «Что делать?» Какую надежду они вселяли в изверившихся современников? (Ч. – стр.9 – 14)

«Подлинное счастье состоит в удовлетворении всех подлинных запросов человека. «Будет время, когда все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне, это мы с тобою знаем: но мы оба одинаково твердо знаем, что время еще не пришло…»» – Как расценить эти слова Кирсанова?

Слайд № 39. Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла.

Смотрите, какая светлая мечта:

«Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».

Разве можно с этим спорить?

Слайд № 40. Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?

Чернышевский сказал много правильного, красивого, создал хрустальный дворец будущего, но не сказал, как переносить из будущего в настоящее свои мечты.

Что призвано объединить людей по Чернышевскому?

Цель, идея, светлого будущего.

Слайд № 41. Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?

Бедная обстановка делает душу бедной.

Достоевский был в коне не согласен с мировоззрением Чернышевского.

Прочитаем «Легенду о великом Инквизиторе».

Слайд № 42. Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь?

Сказать открыто или намекнуть.

Таких намеков в романе Ф.М. Достоевского предостаточно.

Слайд № 43. Связь романов Достоевского и Чернышевского

Где происходит тайное свидание Веры Павловны Розальской с Лопуховым, когда она готова сбежать из дома?

Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», после прочтения письма от матери выходит на улицу, на Конногвардейский бульвар.

Какова фабула первой части романа Чернышевского?

Студент спасает бедную девушку из пошлой обстановки, затем девушка спасает других. Кирсанов способствует «рождению» «особенного» человека – Рахметова.

Урок по роману Чернышевского “Что делать?”. Проблематика и поэтика романа Н.Г

Урок 95
Роман «Что делать?». Проблематика,
жанр, композиция. «Старый мир»
в изображении Чернышевского

Цели : познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?», рассказать о прототипах героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на изображении писателем «старого мира».

I. Беседа п о вопроса м:

Читать еще:  Кто написал в августе сорок четвертого. Момент истины (В августе сорок четвёртого)

1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.

2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?

3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?

II. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).

Творческая история романа «Что делать?».
Прототипы романа

Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за кратчайшие сроки: начат 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года. Рукопись романа прошла двойную цензуру. В первую очередь с произведением Чернышевского познакомились члены следственной комиссии, а затем цензор «Современника». Сказать, что цензура полностью «просмотрела» роман, не совсем верно. Цензор О. А. Пржецлавский прямо указывал на то, что «это произведение… оказалось апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми» [10. С. 121]. Другой цензор В. Н. Бекетов, видя на рукописи печать комиссии, «проникся трепетом» и пропустил, не читая, за что и был уволен.

Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором.

В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.

О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.

Роман «Что делать?» Чернышевский посвятил своей жене Ольге Сократовне. В своих воспоминаниях она записала: «Верочка (Вера Павловна) – я, Лопухов взят с Бокова».

В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.

III. Лекция учителя (краткое изложение).

В «Что делать?» автор предложил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека». «Нигилизму» Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость. «Новые люди» – главные герои романа.

Проблемы романа: появление «новых людей»; люди «старого мира» и их социально-нравственные пороки; любовь и эмансипация, любовь и семья, любовь и революция (Д. Н. Мурин).

О композиции романа. Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.

О жанре. Единодушного мнения в этом вопросе нет. Ю. М. Прозоров считает «Что делать?» Чернышевского – социально-идеологическим романом, Ю. В. Лебедев – философско-утопическим романом, созданным по законам, типичным для этого жанра [13]. Составители биобиблиографического словаря «Русские писатели» считают «Что делать?» художественно-публицистическим романом [15].

(Есть мнение, что роман Чернышевского «Что делать?» семейно-бытовой, детективный, публицистический, интеллектуальный и др.)

IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.

1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.

2. Каким изображает Чернышевский старый мир?

3. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери? Оправдались ли ее ожидания?

4. Что позволяет Верочке Розальской освободиться от гнетущего влияния семьи и стать «новым человеком»?

5. Что нового внес автор в изображение «старого мира»?

6. Покажите, как сочетается в изображении «старого мира» эзопова речь с открытым выражением авторского отношения к изображаемому?

Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.

Представители дворянства – домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, друзья-приятели Сторешникова с именами на французский манер – Жан, Серж, Жюли. Это не способные к труду люди – эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».

Мещанский мир представлен образами родителей Веры Павловны. Марья Алексеевна Розальская – энергичная и предприимчивая женщина. Но на свою дочь и мужа она смотрит «под углом зрения доходов, которые из них можно извлечь» (Ю. М. Прозоров).

Писатель осуждает Марью Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой. Чернышевский вводит в роман главу «Похвальное слово Марье Алексеевне».

1. Чтение романа до конца.

2. Сообщения учащихся о главных героях: Лопухове, Кирсанове, Вере Павловне, Рахметове.

3. Индивидуальны е сообщения (или доклад) по темам :

1) Что же «прекрасно» в жизни, нарисованной Чернышевским в «Четвертом сне»?

2) Размышления над афоризмами («Будущее светло и прекрасно»).

Источники:

https://megaobuchalka.ru/7/385.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/605414/
https://tak-to-ent.net/load/256-1-0-3981

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]