Урок ярославна как идеальный образ русской женщины. Идеал образа женщины древней руси
Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”: сочинение
«Слово о полку Игореве» – это одно из самых ярких произведений своего времени. Для того чтобы понять его героев, необходимо проникнуться мышлением человека того сурового времени. Богатырь этой эпохи рожден для того, чтобы сражаться и погибнуть. Честь и достоинство ценится превыше всего. А женщина являлась продолжательницей этой славы, но только в том случае, если она – дама сердца. Сама по себе она практически ничего собой не представляла.
Роль женщины в подвиге за Русь
Именно таким предстает перед читателем образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Она является общим символом для всех женщин той эпохи, которые обречены на страдания, оплакивание своих возлюбленных. Ярославна является одним из наиболее ценных женских образов во всей литературе. Ведь всегда рядом с сильным мужчиной, защитником своей родины, стояла и достойная женщина.
Несмотря на то что имена жен часто не упоминаются в литературных источниках, это никак не может снизить значимость их влияния на успех своих мужей. Женщина дарит тепло и любовь, а также является связующим звеном между мужчиной и его потомками. Она способна преодолеть любые неприятности, взамен подарив своему мужчине любовь и тепло. Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» является собирательным, он и отображает таких женщин, верных помощниц своих мужей.
Ярославна наделена большим могуществом, она тесно связана с силами природы. И в трудную минуту она просит солнце и ветер помочь своему возлюбленному. Несмотря на то что крещение Руси уже давно состоялось, в словах Ярославны слышны языческие нотки. Она просит живых и всемогущих божеств защитить своего мужа и его воинство.
Черты характера молодой княгини
Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» детально описывается в произведении: она преданная и самоотверженная. Ее плач звучит очень драматично. Она не просто занимается выполнением положенного ритуала, но и испытывает искреннюю скорбь о гибели Игоря. Ярославна сожалеет о том, что не может, подобно птице, «прилететь к нему на крыльях». В образе Ярославны в «Слове о полку Игореве» уже заложен тот прототип самоотверженной женщины, готовой пожертвовать собой ради любимого. Этот типаж не раз будет встречаться на страницах многих произведений русской литературы. Русская женщина описывается уже в этих древних памятниках как верная подруга, которая всегда разделит интересы мужа, будет безгранично верить в правильность его дела.
Почему девушка была равна своему супругу
Образ Ярославны в «Слове о полку Игоревом» равноценен другим действующим лицам произведения. В этом произведении можно проследить противоречивость характера русской женщины. С одной стороны, она сильна и могущественна, и поэтому ее роль важна не меньше остальных. Она своей мудростью и стойкостью может преодолеть любые трудности. И вместе с этим Ярославна – это кроткая и нежная жена, которая слушается своего влиятельного мужа. Благодаря своей мудрости она осознает его первенство и является послушной по своей воле, а не из-за принуждения. Именно благодаря этим характеристикам она и получает возможность быть равной Игорю, получать от него любовь и уважение.
В сочинении «Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» можно также указать, что это произведение призвано напомнить еще раз о том, какой силой и природной мощью обладает женщина и как она может использовать ее ради блага своего народа. Человек всегда чувствует себя более сильным и уверенным, если знает о том, какими были его предки. «Слово о полку Игореве» дает такую возможность, позволяет нам больше узнать о своих корнях, о характере наших пращуров.
Обращение к силам природы
Если необходимо подготовить описание образа Ярославны в «Слове о полку Игореве» кратко, прежде всего стоит отметить важную деталь. Самый показательный эпизод, который характеризует верную супругу Игоря, – это ее плач. Совсем юная девушка плачет, находясь на оборонительной стене города Путивля. Ярославна понимает, что неспособна физически оказать помощь своему супругу, еще и учитывая то расстояние, которое их разделяет.
Однако сила духа ее настолько велика, что ее слышат даже природные силы. К примеру, ясное солнышко она просит, чтобы не сильно припекало ее возлюбленного и его войско. Ветру же Ярославна говорит, чтобы он помогал Игорю, а не вредил. Девушка просит Днепр донести до возлюбленного всю силу ее любви. Трагичен образ Ярославны в «Слове о полку Игореве», как и героя ее обращений – Игоря. О себе она говорит, что с удовольствием обернулась бы кукушкой, полетела бы к реке Каяле. В водах ее Ярославна бы намочила свои рукава и устремилась на поле боя, где ее возлюбленный ранен.
Обобщенный образ русской женщины
Плач княгини – это символ скорби всей Руси. В ее монологе отображается бесконечная печаль, горе, которое никто не сможет утешить. Однако Ярославна не одна – сотни женщин по всей земле русской были вынуждены оплакивать своих родных. В их слезах – сострадание, нежность, скорбь, любовь. Но читатель слышит именно голос Ярославны. Ее душа наполнена мечтами о мире, построении домашнего очага, хранительницей которого она и является. Немало строк помогают ярче представить образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Цитаты для ее описания можно взять, к примеру, такие:
- «Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру»;
- «Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской».
Кем в действительности была Ярославна
О возрасте и имени девушки практически ничего не известно. Историки предполагают, что она была выдана замуж за князя Игоря примерно в восемнадцатилетнем возрасте, а звать девушку могли Евфросиньей. Однако никаких доказательств тому нет. Ярославна – это женщина, которая принадлежит к самому высшему сословию. Ведь ее муж является феодалом. Однако девушке знакомы горести и заботы самой обыкновенной женщины. Она находится в тягостном ожидании своего благоверного с поля боя, тоскует и плачет.
Ситуация на Руси того времени
«Слово о полку Игореве» было написано на основе реальных событий. Поход князя Игоря Святославича был детально описан в исторических хрониках того времени – Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. «Слово…» было написано на рубеже XII-XIII веков. В те времена феодальная раздробленность на Руси достигла своего пика. Немало мелких княжеств не только боролись с внешними врагами, но и враждовали между собой. Сложная ситуация на Руси складывалась в связи с половцами (тюркский народ татарского происхождения). Половцы были кочевниками и представляли собой мощную военную силу.
Образ Ярославны в искусстве
Ярославна – это воплощение нравственного и созидательного начала в русском народе. Немало художников современности обращаются к этому персонажу. Можно найти немало картин, сценических воплощений, музыкальных композиций. Впервые произведение «Слово о полку Игореве» увидело свет в 1800 году. С тех пор образ юной девушки, ждущей возлюбленного со сражения, вдохновляет многих поэтов и художников. Например, образ Ярославны можно найти на картинах И. Я. Билибина, В. М. Васнецова.
Идеал образа женщины Древней Руси
ИДЕАЛ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
( по произведению древнерусской литературы – «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма)
Идёшь в дорогу жизни – возьми идеал вместо посоха
В мемуарах известного церковного деятеля первой трети XX века митрополита Евлогия (Георгиевского) находим свидельства, очень важные для понимания достоинств русской литературы. Владыка Евлогий рассказывает, как в ранней молодости, в первые два года семинарской жизни, он отличался не весьма достойным поведением и образом жизни. И что же помогло избежать падения? Чтение русской литературы. «Воспитательное значение литературы огромно, – утверждал на основе собственного опыта митрополит.- Трудно даже учесть меру её благотворного влияния. Она повышала самопознание, спасала от грубости, распущенности, безобразия поступков, питала склонность юношеской души к идеализму. Я стал выправляться; хорошо учиться, у меня появились нравственные вопросы, более серьёзные интересы… моё увлечение литературой …подготовило почву для дальнейшего развития…» [ 10,3]
Дополнительных пояснений о влиянии литературы на становление личности, пожалуй, не требуется.
Сегодня мы говорим о древнерусской литературе – первой ступени великой русской литературы, «началу начал». Уникальность литературы Древней Руси, по словам Д. Лихачёва. заключается в том, что основные её темы – красота и величие Русской земли и нравственная красота человека. Идеалы рождались в жизни, а древнерусская литература, используя в основном две краски – чёрную и белую – определяла, о ком какой краской писать.
Любим чтением русских людей в средние века, т. е. в XV –XVI веках, были Жития святых. Талантливые писатели – авторы Житий – Епифаний Премудрый, Пакомий Лагофет, Иосиф Волоцкий, святитель Макарий, Ермолай Еразм.
- Ермолай Еразм? Что мы знаем об этом авторе? (Сообщение заранее подготовленного учащегося)
Ермолай Еразм создал удивительную повесть о князе Петре и его жене Февронии – небесных покровителей новобрачных и молодых семей. Муромский князь и его жена Феврония были причислены к лику святых на церковном Соборе 1547 года. В народе большой популярностью пользовалась история взаимной любви Петра и Февронии, их верности и друг другу, несмотря на различные препятствия, вопреки козням окружающих, Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Любовь друг к другу они пронесли через всю жизнь. Даже умерли в одно и то же время и, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу – так их похоронили. Святые Петр и Феврония совершили подвиг христианской любви, терпения смирения и всепрощения. К Этим святым с полным правом можно отнести стихотворение Алексея Степановича Хомякова «Подвиг» [12,226 ] ( Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником)
Итак, обратимся к тексту древнерусской литературы XVI века «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
- Почему произведение агеографичекой (житийной) литературы называется «повестью»? «Повесть», а не «житие»? Почему? ( Рассказ ученика о том. что такое жанр «жития», почему средневековый писатель ушёл от чистого жанра житийной литературы).
Вывод: народная легенда, послужившая источником сюжета повести, оказала столь сильное влияние на Ермолая Еразма, что он создал увлекательное сюжетное повествование, мало чем напоминающее рассказ о подвиге святых во славу Церкви.
- Композиционно повествование можно разделить на две части. Какие?
( Первая часть – о летучем Змии; вторая – о мудрой деве, ставшей женой князя, и их семейной жизни)
- Вспомним содержание первой части (Ответ ученика: краткий пересказ) Какие фольклорные мотивы использует автор в первой части повести? (Змей-оборотень, Агриков меч или меч-кладинец) Кто такой летучий змий? Это герой волшебных сказок русского народа. В сказках он обладает силой, коварством, хитростью, но иногда он изображается и глупым. Например, в сказке «Глупый змей» ( пересказ небольшого эпизода) Посмотрим, как средневековый писатель выражает своё отношение к змею-искусителю? Какую оценочную лексику использует он для характеристики змия? («Злой крылатый змей», «злосмрадное дыхание и шипение», «злодей», «злой обманщик», «коварный змей», «зловредная кровь»)
А ещё, ребята, в некоторых других редакциях «Повести…» (а мы знаем, сколько существует редакций «Повести…» – 150) используется и такой эпитет «неприязненный» змей от старославянского слова «неприязнь», т. е. «дьявол». Итак, неприязненный змей – это сам дьявол – символ зла С ним предстоит сразиться Петру. Но для победы ему нужен Агриков меч. Что это?
- Петр – человек неробкого десятка, он справится с дьяволом, крылатым змеем, он знает, что такое княжеская честь и достоинство. Как же он оказывается под влиянием крестьянской девушки? В чём дело? Феврония сильнее Петра? В чем же сила крестьянки? Ответив на эти вопросы. Мы придём к пониманию идеала древнерусской женщины. напомню: это тема нашего урока
Вторая часть начинается со знакомства с «мудрой девой» (Инсценировка эпизода:
Рассказчик: прослышал Пётр. Что в Рязанской земле много врачей и велел везти себя туда – из-за тяжкой болезни сам сидеть на коне не мог. И когда привезли его в Рязанскую землю. То послал он всех приближённых своих искать врачей. Один из княжеских отроков забрёл в село, называемое Ласково. Пришёл он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашёл в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел девушку, «краше красна». И сказала Девушка…
Ребята, мы хорошо знаем, что загадки – распространённый приём в устном народном творчестве. Ими испытывали мудрость сказочного героя. А здесь с какой целью использован этот приём?(Для характеристики «мудрой девы». Вместе с отроком князя Петра мы восхищаемся умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мыслей)
- Феврония заранее знает, что Пётр предназначен ей в мужья. Откуда ей это известно? (Она обладает даром целительства и прозорливости, данным ей от Бога) Феврония видит, что Пётр – мужественный, самоотверженный. Это настоящие мужские качества. Но в представлении Февронии об идеале эти мужественные качества должны дополняться душевными качествами: добросердечием, кротостью, смирением. Об этом и говорит отроку князя «мудрая дева» В каком поступке могло проявиться смирение князя? (В женитьбе на простой девушке, отец которой всего лишь «древолазец», бортник) Власть, считали русские христиане, давалась человеку как высшее благословение. На престоле мог быть только «прирождённый» государь. Женитьба на девушке низкого сословия в обычной жизни была невозможной, а в повествовании о святом благоверном Петре стала проявлением величайшего смирения. Кроме того, автор подходит к изображению человеческой личности как таковой, вне сословных рамок ( это впервые в литературе) Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? ( Удивлён её разумом) Думает ли он взять её в жёны? (Думает, но считает ниже своего достоинства) Какое решение он принимает? (Обмануть «мудрую деву») Предполагает ли Феврония о таком поступке князя? (Да) Что придумал князь, чтобы испытать мудрость Февронии? А как отвечает Феврония? (посылает щепку, предлагая сделать из неё ткацкий станок, пока она расчёсывает пучок льна). В этом эпизоде автор также использует фольклорные мотивы. «Мудрая дева» – одна из главных героинь народных сказок. Вспомним всем нам хорошо известную Василису Премудрую. А некоторые сказки так и называются «Мудрая дева» Какая она, героиня народных сказок? (Сообщение ученицы)
Итак, некорыстная, нежадная, незлобивая, открытая, прямая. Мудрость, добросердечие, милосердие Февронии пленили Петра, вызвали ответное чувство. Этот брак, действительно, заключён на набесах. И автор повести говорит, что Пётр и Феврония заслужили своё счастье: И начали жить благочестиво, ни в чём не преступая Божии заповеди»
Конечно, это произведение о любви. Это любовь к Богу, выражаемая в молитвах, соблюдении обрядов и заповедей. Но это и любовь к человеку как к существу, сотворённому Богом по образу и подобию своему. Любить человека – значит любить в человеке его Божественное подобие: «ум, и слово, и ух живой».
В традициях русского православия любовь – это дар Божий. Не каждый способен любить истинно. Не каждый способен видеть и оберегать в предмете своей любви образ Божий.
В западноевропейской литературе средних веков есть легенда о любви Тристана и Изольды. Как они понимают любовь? И в чём различие их понимания любви и наших Петра и Февронии?
Многим испытаниям подверглась любовь Петра и Февронии. И самый значительный эпизод – это козни бояр. Какие? (Недовольные бояре – их жёнами повелевает дочь древолаза – настаивают на том, чтобы изгнать Февронию из города)
Что попросила Феврония у бояр как самое дорогое? (Петра)
Почему князь принимает решение не прогонять супругу, а пожертвовать властью («Власть ничто») и уйти вместе с ней с княжеского престола. Как это объясняет автор? (Зачитать эпизод – отрывок из Евангелия, приведённый Еразмом). Некоторые исследователи говорят, что Феврония – натура одарённая, волевая, она является воплощением и носительницей активного чувства любви. Докажите это. Опираясь на знание текста (Пётр и Феврония в изгнании). В этом эпизоде чувствуется и духовное превосходство Февронии над Петром, и её необыкновенная душевная красота, и дар её любви. Её вера, спокойствие, достоинство, смирение, кротость вселяют уверенность и Петра, и он во всём подчиняется ей.
Почему в душе Февронии царят мир, покой и согласие? ( Потому что её разум живёт в согласии с сердцем, они являют собой единое целое. Она не обманывает, не лукавит, живёт по заповеди «Возлюби ближнего как самого себя»)
сравнивает героиню повести с «тихими ангелами» Рублёва. В Чем вы видите это сходство?
- Какие художественные средства использует автор, создавая идеальный образ женщины Древней Руси?
Одним из средств характеристики героини является поступок. Какие поступки совершает Феврония?
- Исцеление князя Прощение ему обмана Любовь к Петру (вместе жили, преодолевая трудности, вместе правили городом по заповедям Господним, вместе умерли)
Эпитеты («мудрая дева», «правдивая Феврония», «святая княгиня», «преподобная и блаженная»)
Речевая характеристика ( мудрая, говорит загадками, иносказательно; используется спокойная лексика без междометий; сдержанность в использовании повествовательных предложений, нет восклицательных синтаксических конструкций
Сравнения ( «нить», «игла»)
Итак, характер Февронии в повести дан многогранно. Дочь Рязанского крестьянина-древолаза исполнена чувства собственного достоинства, жеской гордости, необычайной силы и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь. Она загадывает мудрые загадки. Без суеты справляется с жизненными трудностями, говорит иносказательно, творит чудеса, преподносит уроки князю Петру.
В газах окружающих Феврония – «провидица», владеет даром предвидения, обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем. Она для автора – идеал нравственного богатства и духовно красоты. Ермолай Еразм с глубокой симпатией пишет о ней. Прославляет мудрость, верность в любви, святость чувств, высокие нравственные качества крестьянской девушки. Во всех проявлениях её чувств, действиях и поступках сквозит душевное спокойствие и умиротворённость. Даже в тот момент, когда она решается на одновременную смерть с любимым человеком, без суеты, без восклицаний и стенеаний прерывает Феврония свою работу, обмотав ниткой иглу и воткнув её в воздух, который она вышивала для церкви.
Итак, мы приходим к ответу: Феврония – идеал древнерусской женщины. 14 февраля – день Святого Валентина, западноевропейский праздник влюблённых. Он связан с празднованием начала весны. У нас есть свой праздник начала весны – Масленица. и есть свой праздник влюблённых – 8 июля – День влюблённых – день Петра и Февронии Муромских, день чистоты отношений. Пленительный образ Февронии привлекает внимание писателей, художников, музыкантов. -Корсаков создал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», К. Васильев – картину «Гуси-лебеди», в которой в поэтической форме выражена внутренняя цельность душевного мира девушки, её кристальная чистота, благородство, доброта. Всё это художник сумел передать в её грациозном движении. Во взгляде, устремлённом вслед улетающей паре верности.
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра
1 вариант: «Отчего бы огорчилось сердце древнерусского человека при взгляде на современную женщину?»
2 вариант: « Чему бы возрадовалось сердце древнерусского человека при взгляде на современную женщину?»
1. Сочинения Ермолая-Еразма. Повесть о Петре и Февронии Муромских //Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – 626 С.
2. Изборник. Повести Древней Руси
3. Сочинения Ермолая-Еразма. Повесть о Петре и Февронии Муромских //Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – 626 С.
4. Изборник. Повести Древней Руси – М. – изд. «Художественная Литература» – 1986. Вступительная статья . – 448 С.
5. Сказания о чудесах: Т. 1. Русская фантастика XI-XVI вв. / Сост., послесл. и коммент. II раздела . – М.: Сов. Россия, 1990.-528 С.
6. Великое наследие // Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987. – С. 273-277.
7. Русская литература XI-XVI вв. Мировоззренческий аспект. – С.271-272.
8. «Литературный энциклопедический словарь» – М., – изд. «Советская энциклопедия» 1987. 1324стр.
9. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах» – М., – изд. «Айрис Пресс» 2003. 222стр.
10.Митрополит Евлогий (Георгиевский) Путь моей жизни –М., изд. Сретенского монастыря 2006.Главка3 «В семинарии»
11. Мультимедийное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» www. KM. ru
12.В. Хомяков «Подвиг» в кн. «Духовное краеведение Подмосковья»-М.2007
Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве», древнерусском эпосе, дошедшем до наших дней
Если говорить о древнерусской литературе, то центральное место в ней отводится летописному произведению «Слово о полку Игореве» или же просто «Слово…». Это действительно шедевр, который сумел дойти до наших дней, открыв миру неповторимую культуру наших предков в ее чистом виде. Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» не является главным, но его можно смело назвать одним из лучших. Но расскажем обо всем по порядку.
Сюжет эпического произведения
Перед тем как рассмотреть образ Ярославны в «Слове о полку Игореве», стоит узнать весь сюжет произведения. Начинается оно со вступления, в котором автор (он неизвестен) воспевает героизм истории своего народа. В коротких строках он упоминает и легендарного певца Бояна, и Траяна, и былинных богатырей, и рассказывает о битвах князей Русской земли. Есть в них и отклики языческих верований: автор говорит о божествах солнца, ветров, домашнего скота, которым поклонялись предки русичей.
Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» появится только в третьей главе, а до того неизвестный поэт рассказывает об Игоре – новгород-северском князе, который собирается в поход на половцев. Он подбадривает своих дружинников и отправляется в поход, несмотря на странные знаки, дарованные судьбой. Он пренебрегает затмением, сулящим неудачу, и бросает войско в бой. Окрыленный первой удачей, он не спешит возвращаться, за что жестоко расплачивается. Когда подоспели основные силы кочевников, русские были не готовы. В результате гибнет почти вся дружина князя, а уцелевшие воины попадают в плен.
Весть о трагедии быстро разносится по русской земле, настигает в Путивле молодую жену князя Игоря. Великий князь киевский собирает всех правителей удельных княжеств, призывая объединиться и выкупить Игоря из плена. Так называемое золотое слово Святослава призывает русичей объединиться, ведь они тогда станут грозой для всех. Затем описывается бегство Игоря из плена, погоня, высланная кочевниками за ним. Но он успешно добрался в родные земли и вернулся к верной жене.
Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве»
Ярославна – молодая княгиня, жена Игоря. Она осталась в Путивле дожидаться возвращения мужа из похода. Именно там ее застала весть о трагедии, которая случилась с ним, именно в замке этого города знакомит с нею читателя «Слово о полку Игореве». Образ Ярославны кратко описать невозможно, хотя женщине автор отвел лишь несколько строк. Но она предстает перед нами, словно живая. У нее тонкая, ранимая душа, твердый характер, ей близко самопожертвование. Она не думает о себе и все ее мысли рядом с любимым.
Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это не только портрет любящей жены, которая готова на все, лишь бы помочь супругу. Она готова превратиться в птицу, чтобы умыть его раны, она обращается к силам природы с упреком, почему они допустили это. Но думает она не только об Игоре, но и о его войске, которое разделило судьбу своего князя. Поэтому образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это собранный портрет всех русских женщин, чьи мужья отправились на войну с врагом. Это образ хранительницы домашнего очага, берегини рода, ведь муж обязательно вернется, раз его так сильно ждут.
В тех нескольких строчках чувствуется огромная любовь женщины, ее сострадание, ее желание быть рядом с избранником, ее глубокая печаль и нежность. Поэтому «Плач Ярославны» так привлекает литераторов и читателей столько лет.
Другие образы в «Слове»
Главным персонажем произведения является Игорь, который организовал неудачный поход. Этому событию предшествовал другой поход – успешная военная кампания русичей совместными силами, в которой участвовали многие князья Руси, кроме Игоря. Поэтому он выступает как завистливый человек, который думал о славе, а не о хорошей подготовке к войне. Он недальновидный, так как не обращает внимания на дурные звуки, он жаждет только славы и награды.
Еще один образ – князь киевский Святослав, в чьи уста автор вкладывает идею об объединении. Это актуальная проблема Руси в то время: имела место феодальная раздробленность, шли междоусобные войны за верховную власть. Поэтому страна страдала от внешних врагов, которые пытались оторвать от нее лакомый кусок, и от внутренних. Только сообща можно было дать отпор обидчикам, и именно к этому призывает автор.
Значение произведения
Это особенное сочинение. «Слово о полку Игореве», (образ Ярославны, князей в частности) дает возможность составить общую картину жизни Руси конца 12 века, ее быта, ее реальности. Мелодичный, полный сравнений и эпитетов язык произведения является источником вдохновения для творческих людей – поэтов, писателей, художников. Но древний автор также преподносит урок будущим поколениям, старую, но забытую истину: только сообща можно дать отпор врагам, только вместе народ непобедим.
Особенно «Слово» еще и тем, что его можно назвать народным эпосом со всеми противоречиями. Например, автор часто обращается к образу природы и явлений, Ярославна также говорит с ветром, солнцем, рекой, она не молится Богу, хотя страна давно уже считалась христианской.
Вместо послесловия
Жаль, что такое произведение, как «Слово», было утрачено в оригинальном варианте. Печально, что нам не известен автор этого литературного шедевра. Но, к счастью, мы имеем возможность читать его в переводах и восхищаться глубиной образов, искренностью чувств и актуальностью проблемы, описанной почти тысячу лет тому назад.
Источники:
https://www.syl.ru/article/353341/obraz-yaroslavnyi-v-slove-o-polku-igoreve-sochinenie
https://pandia.ru/text/80/643/84204.php
https://fb.ru/article/250286/obraz-yaroslavnyi-v-slovo-o-polku-igoreve-drevnerusskom-epose-doshedshem-do-nashih-dney