Устное народное творчество адыгов. Изобразительное искусство кабардинцев и черкесов
Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа
Эпическое, нартское наследие много и позитивно повлияло на все последующие этапы развития адыгейской поэзии и литературы в целом. Очевидно, первыми воздействие этой мощной художественно-философской системы испытали авторы историко-героических песен, которые при характеристике своих героев часто ссылаются на нартские авторитеты и в построении сюжета и композиции следуют художественным приемам, характерным для эпоса (напр., песни и поэмы об Айдамиркане и др.). В результате было создано большое количество песен и поэм, которые строились на материале подлинных исторических событий и на показе судьбы и героических свершений реального исторического лица. Историко-героические песни обогатили национальную поэзию широтой и мощью эпического изображения соответствующей эпохи и раскрытием судьбы легендарных личностей. Безусловно, жанр оды и эпической поэмы существенно укрепили свои позиции, расширили границы национально-художественного мышления. Возможно, между нартским эпосом и историко-героическими произведениями был значительный художественный пласт, исчезнувший в катаклизмах истории; возможно, где-то есть его следы – мысль, которая делает еще более актуальной идею планомерной подготовки специалистов по изучению художественного наследия народа.
Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа
Основным содержанием героического эпоса всегда является борьба, притом борьба, имеющая не личное, а общественное и национальное значение. Героический нартский эпос является средоточием и хранилищем мудрости народа, в нем отражен нравственный облик народа, понимание окружающего нас мира и мира самого человека, его духа во всем многообразном проявлении. В нартском эпосе показывается, как «выковываются» дух и характер его героев. Поэтому нартский эпос – есть прежде всего кодекс героизма. В нем воспевается человек, его добрые и героические дела. В нартском эпосе мы находим традиции и обычаи народа, которыми регулировались взаимоотношения людей. Таким образом, в нартском эпосе представлена во всем многообразии традиционная культура народа. В нем четко показано, как она модернизировалась с учетом изменений социально-экономических и политических условий жизни народа.
В адыгском (черкесском) фольклоре сохранилось много обрядовых и календарных песен, хохов, напевов символико-магического значения и стимуляционных речитативов. Особое место в фольклоре занимают древнейшие песни и хохи, посвященные различным родам трудовой деятельности людей.
Трудовые песни, хохи и музыкальные произведения адыгов исполняются во время «мэлегъажьэ» (выгон отары), «вакIуэ дэкI» (начало пахоты) и т. д.
В фольклоре адыгов (черкесов) героический эпос «Нарты» занимает центральное место. По признанию многих авторитетных специалистов, «Нарты» являются одним из самых древних эпосов мира. Один из крупных кавказоведов XX в. Е. И. Крупнов утверждает, что время зарождения основных циклов нартского эпоса «именно в начальную эпоху железа», еще до скифского вторжения и появления ираноязычных племен на Северном Кавказе, на местном племенном субстрате, прежде всего предков абхазо-адыгов.
Действительно, многие нартские сказания указывают на это обстоятельство. И это еще раз доказывает, что именно на территории расселения предков абхазо-адыгов возник нартский эпос, а затем его восприняли те племена, которые появились позже здесь, в непосредственном с ними соседстве. В нартском эпосе центральное место занимает один из его главных героев Сосруко. На примере этого героя, того, как он родился, какие подвиги совершал и как был убит, можно определить время формирования нартского эпоса. Он рожден от камня и закален Тлепшем, после чего становится «железным человеком». Все это говорит в пользу того, что нартский эпос действительно формировался в период перехода от камня к металлу.
При всем разнообразии содержания нартского эпоса одно из его центральных мест занимает тема беззаветной любви к Родине, бесстрашие и отвага героев в ее защите. Вместе с тем в эпосе достаточно полно представлены и такие жизненно необходимые темы, как трудолюбие, уважительное отношение к женщине, забота о младшем поколении и его воспитание и т. д., т. е. те проблемы, которым особое внимание уделяет адыгэ хабзэ и которые являются основным его содержанием.
В нартском эпосе, не только человек-воин-защитник Родины воспевается в песнях и прославляется в хохах, но и человек-труженик. Они одинаково почетны в Стране Нартов. Поэтому в «Нартах» в полном объеме представлена материальная основа жизни. В частности, во многих нартских сказаниях присутствует железо, его культ. Очень широко представлены орудия труда из железа. В этом плане наглядным примером являются сказания о Тлепше, где он целиком и полностью имеет дело с железом и орудиями труда и оружием из него.
Особенно часто упоминается во многих нартских сказаниях конь. Он – неразлучный друг любого нартского героя. Он для нарта больше, чем конь. Конь в нартском эпосе выступает таким же всесильным, как сам герой. Конь наделен неимоверными силами и возможностями. Конь в эпосе выступает как человек, как говорящая сверхъестественная сила. Конь – как аристократ среди всех животных. Конь в эпосе наделен человеческим языком и разговаривает с человеком. Конь, пока не испытает своего хозяина на верность в дружбе, его отвагу, не доверится ему. Он не подпускает к себе слабых и трусов.
Вот как описывается конь, которого Сосруко впервые оседлал, чтобы доказать, что стал настоящим джигитом для совершения великих дел на благо нартов: «Если ты, Сосруко, сможешь сесть на этого коня,- говорит ему мать Сатаней,- он будет твоим». После этих слов Сосруко одним прыжком вскочил на хребет коня, как ухватился за гриву, как вскрикнул: «Эй, джигиты, берегитесь!»- и поскакал по ущелью. Но не успела мать взглянуть вслед своему сыну, как взвился конь, подобно звезде, и, подобно звезде, скрылся за облаками. Там, в поднебесье, конь решил сбросить с себя седока, чтобы тот упал на землю и разбился. Что только не выделывал конь! И на дыбы вставал в воздухе, и вниз головой бросался в бездну, и снова взмывал ввысь, и скакал вверх ногами, а Сосруко все держался за его гриву, не падал.
Так, конь то в океан бросался, чтобы сбросить его, то скакал по крутым обрывам, то по темным ущельям, то пролетал сквозь горные кольца. В конце концов понял, что ему не сбросить с себя Сосруко, и тут он заговорил человеческим языком: «Клянусь Амышем, богом животных, буду я твоим верным конем, если ты станешь настоящим нартом!». Жизнь нарта была немыслима без верного коня. Почти ни один нарт не совершал ни одного подвига без коня. Позже эта привязанность к этому «великому творению природы» была передана потомкам Нартов
В нартском эпосе воспевается не только храбрость и любовь героев к своей Родине. Не только пропагандируется трудолюбие, но в нем нашло достойное место и воспитание в человеке чувства прекрасного. Таким образом, Страна Нартов гордилась не только своими храбрыми воинами и умелыми хлебопашцами и пастухами, но она так же была богата искусными плясунами, певцами и музыкантами.
На нартских сходах – хасах устраивались не только соревнования по джигитовке, стрельбе из лука, метанию камня, борьбе, но и пляске, пению, красноречию и смекалке. Этим самым нарты уделяли огромное внимание не только физической подготовке, но и нравственному, интеллектуальному воспитанию.
В этом плане ярким примером из нартского эпоса являются образы молодых его героев Ашамез и Малечипх.
Ашамез наделен высоким чувством прекрасного. Его свирель божественно воздействует на окружающий нартов мир. Настолько умело Ашамез играет на ней, что вокруг все оживает. Даже природа не может оставаться безразличной к задушевному напеву и игре на свирели. Это говорит о том, что нарты не только храбро защищали свой родной очаг, были умелыми наездниками, но они также могли задушевно петь и играть на музыкальных инструментах, исполнять зажигательные танцы и пляски. То есть обладали и высокой внутренней культурой.
При внимательном изучении нартского эпоса, его сказаний можно обнаружить почти все элементы адыгэ хабзэ (адыгского этикета), все его стороны в деталях представлены в нем. Это касается и семейно-брачных отношений, свадебных обрядов, приципов гостеприимства и воспитания детей и т. д.
Презентация Устное народное творчество Адыгов. Песни, танцы, игры
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
УНТ (песни, танцы, игры) в культуре адыгов в XVI – XVII вв.
Тема урока: Духовная культура адыгов в XVI – XVII вв. (песни, танцы, игры) Цель: 1. Знакомство с духовной культурой адыгов. 2. Анализ и синтез изучаемого материала. Эпиграф урока: «Земля создана Богом не для войны и разрушений, а для созидания, творчества, для взаимопонимания, любви и дружбы» Байрон
ПЕСЕННЫЙ ЖАНР Песенный жанр является симбиозом литературы и музыки, так как слова и мелодии неразрывно связаны. Многие исследователи считают, что у адыгов именно в песне родилась поэзия, стихи были неразрывно связаны с мелодией. Адыги не только сами любили петь, но и умели слушать песни в чьём – либо исполнении.
Музыкальные инструменты и странствующие певцы джегуаго В Черкесии большую роль в развитии музыкальной культуры играли странствующие певцы – джегуако. Часто князья и дворяне старались привлечь их на свою сторону. В результате сложилось два направления: дворянско-княжеский и демократический. Личность джегуако считалась неприкосновенной. Музыка адыгейцев, имеющая ряд самобытных отличительных черт. Носители устной музыкально-поэтической традиции – в прошлом странствующие певцы джегуако гыбзау, аккомпанирующие себе на шичепшине. Жанровая система отличается многообразием функционально дифференцированных (трудовых, обрядовых) песен: пахарей, погонщиков волов при молотьбе, косарей, аробных, пасечных, пастушьих, охотничьих, при чесании шерсти, прополке кукурузы, очистке, толочении зерна, вызывании дождя, песен-заговоров от оспы, от ран и др. Танцы: зафак,исламей, зыгатлат, удж-турыту, удж-хурай, зекокаш.
ШИЧЕПШИН шичепщин (шык1эпщынэ) – инструмент, напоминающий скрипку, выполненный из дерева и конского волоса, общая длина которого достигает 700 мм. Обычно шичепщин изготавливался из груши, липы или клена. Диапазон звучания шичепщина колеблется в пределах двух октав, издает приглушенный звук. Играли на нем преимущественно мужчины, певцы-сказители.
Пшинекеб Пшинекеб – смычковый инструмент, наподобие виолончели. Издревле пнишекеб изготавливался из тыквы. Когда плод начинал расти, части его удлинялись. Тыкву срезали наполовину, проделывали отверстия и натягивали струны. Впервые пшинекеб начали мастерить в 2-4 вв. до нашей эры. У некоторых моздокских адыгов до сих пор хранятся эти музыкальные инструменты с многовековой историей как реликвия.
Гармоника Игра на гармонике стала популярной со второй половины XIX века. Существуя в культуре адыгов более чем 150 лет, в настоящее время гармоника бытует не только в фольклорной, но и в профессиональной сфере. В республиках Северного Кавказа с конца 20 века функционируют музыкально-образовательные учреждения, где введены классы по обучению игре на национальной адыгской гармонике.
Внимание приковывают и такие инструменты, как трещотка для одной руки, хлопушка, газыри, примитивная трещотка, бубен, кастаньетка, доул – двусторонний барабан, бжамий – пастуший рожок, сырын, пшинетарко (пщынэт1аркъо) – арфа— щипковый струнный инструмент наподобие угловой арфы.
Фольклор Адыгеи
Фольклор адыгов и черкесов берёт своё начало от нартского (нартовского) эпоса и включает в себя такие формы, как песни, сказки, пословицы, загадки, скороговорки и частушки.
Нартский эпос как источник народного творчества объединяет практически все национальные культуры Северного Кавказа и отражает национальный характер всех жителей региона.
Поэтические произведения Адыгеи
В основе многих форм фольклора лежит поэзия. Поэтические произведения Адыгеи, которые дошли до нас – это кладезь народной мудрости, стимул для прекрасных поступков и воспламенитель сильных чувств. Поэзия черкесов является отражением национального характера практически всех народов Северного Кавказа.
В содержании поэтических произведений мы наблюдаем отображение самых важных событий, тем, жизненных проблем и проявлений любви к родине на примере сказаний о героях – нартах. До наших дней дошли сказания о Бадыноко, Уазырмесе, Ашамезе, Сосруко, Батарезе, Тлепше, девушках Мелечипхе, Куйцуке, Шауее, Даханаго и некоторых других. Герои нарты показаны как люди трудолюбивые, смекалистые и неукротимые, бесстрашные защитники родины, искренне и глубоко любящие родные места.
Типичный герой эпоса – Бадыноко, храбрейший и суровый воин, защитник родины и гроза чинтов – извечных врагов нартов. Другой герой, Тлепш – создатель первых кузнечных инструментов –клещей, молота, серпа и наковальни. Поэтический символ счастья – это девушка Даханаго, жившая на высокой горной вершине. Многие пытались завладеть ею, но все они погибли, так как больше жаждали власти, чем искренней открытой любви. Вообще, женщина в нартском эпосе – это воспитательница героев — богатырей, любящая и заботливая мать, верный помощник и друг главы семьи, а также мудрый советчик.
Разноообразен и мир песен адыгов и черкесов. Среди них можно услышать героико — исторические, лирические и любовные песни, песни о трудовых вехах героев, песни танцевальные, свадебные и многие другие. К счастью, эти песни сохранены до наших дней и часто исполняются на семейных и общественных праздничных событиях.
Обрядовый фольклор адыгов
Хорошо известен обрядовый фольклор адыгов. Это песни, посвященные семейным событиям, песни – заговоры от болезней и травм, песни — обращения к ангелам и покровителям, похоронные песни. Интересен пласт так называемых трудовых песен, отображающий особенности жизнеуклада и труда предков адыгов. Это песни пахарей и пастухов, песни о кузнецком и ткацком деле, песни погонщиков скота и мельников. В исторических адыгейских песнях можно хорошо проследить эпизоды истории края, а также период борьбы черкесов во времена завоевания Кавказа.
Адыгейские сказки и пословицы
По-своему уникальны и интересны адыгейские сказки, которые условно можно разделить на сказки-загадки, мифические сказки, сказки о животных и так называемые правовоспитательные сказки. Животные в этих сказках одарены способностями думать, разговаривать и вообще — жить как человек. Наиболее известная из них — сказка «О зайчихе, лисе и волке». Много у черкесов правовоспитательных сказок: «О сыне старого хана и о драконе», «Маленький Трам», «Злая женщина», «Охотник и леший», «Ёж и медведь». Все они – о борьбе светлых сил с тёмными и имеют большое нравоучительное значение. Ценность черкесских сказок ещё и в том, что в них всегда добро побеждает зло.
Необычна форма сказок-загадок, среди которых популярны и по сей день такие как «Обручение девушки», «Девушка и жених», «Шьёши или только наматываешь?», «Раксмис и его мать».
Особо колоритны и ёмки черкесские пословицы. Они всегда метко указывают на черты, характеры и нравы людей, а зачастую они афористичны и метафористичны. Судите сами: «Кого не замечают, тот покашливает», «Если ты прав – ты силён», «Лучше хорошее оружие, чем плохой спутник», «Пеший всегда смеётся над всадником», «Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи».
Фольклорное наследие древних адыгов живо и сегодня, оно воплощается в том, что мы называем адыгским воспитанием и адыгской культурой. А самое главное то, что эта культура не забыта, и многие помнят и чтят традиции спокойного, мирного и свободолюбивого народа.
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a50d80579885e9285066401/5ba4afdc4b69b700aa90b5ae
https://infourok.ru/prezentaciya-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-adigov-pesni-tanci-igri-3940495.html
https://zvuk-m.com/lkj0ciA