«В экспозиции «Ельцин Центра» нет ни одной фальшивой ноты. Ельцин музейный
«В экспозиции «Ельцин Центра» нет ни одной фальшивой ноты»
Актер и режиссер Никита Михалков предложил привлечь экспертов к разрешению спора о деятельности Ельцин Центра в Екатеринбурге. По его словам, деятельность центра нужно проверить. Скандал вокруг Ельцин-центра разгорелся после критики режиссера, заявившего, что в музее «ежедневно осуществляются инъекции разрушения самосознания людей»..Как передает «Интерфакс», Михалков предложил привлечь к анализу группу из историков, политологов и специалистов. «На мой взгляд, необходимо собрать команду профессионалов – историков, политологов и специалистов, которые должны, проанализировав всю экспозицию, экспонаты и деятельность музея, внести в нее свои правки, если они сочтут это нужным», – отметил он после того, как на его критику отреагировала вдова Ельцина. Напомним, ранее Михалков выступил с критикой в адрес Ельцин-центра и программы музея. Режиссер заявил, что в музее «ежедневно осуществляются инъекции разрушения самосознания людей». Удивительно, но те, кто подвергает лучшую культурно-просветительскую площадку горда жесткой критике, как и Никита Сергеевич, в Ельцин Центре ни разу не были… А вот что сказал по этому поводу заместитель директора Национального института развития современной идеологии (НИРСИ), политолог Глеб Кузнецов, который побывал в Центре лично.
«В отличие от большинства московских участников дискуссии, я таки в Ельцин-центре был. И вот что я хочу вам сказать. «Ельцин Центр» – прежде всего отличный музей. Причем, музей совсем и отнюдь не Ельцина. Это исторический музей СССР –России.
Экспозиция пытается объяснить – в том числе через жизнь Ельцина, куда без него – как получилось, что мы – Россия и люди ее населяющие – именно таковы сегодня, какие мы есть. И у авторов экспозиции это, надо сказать, получается.
Там наряду с документами о сталинских репрессиях висит плакаты: «Партия сказала надо, комсомол ответил есть!» и «ЦРУ – организатор идеологических диверсий». Последний – шедевральный. Стоит ковбой с пистолетами, на шляпе – значок доллара, за поясом – топор с надписью «Печать» и весь перевязан кинопленкой с пометкой «Голливуд».
И дальше про космос с Гагариным и про переполненный троллейбус. И про стройки великие и про то, что кроме морской капусты в магазинах нет ничего. В магазине чувствуешь себя как в родном Универсаме, в зале заседаний политбюро – как будто затесался между Слюньковым и Воротниковым. Музей сделан блестяще.
Только «про Ельцина» – воссозданный кабинет, где записывалось «Я устал, я ухожу». Так что тоже, можно сказать и не про Ельцина вовсе, а про нас сегодняшних, возникших из этой усталости и этого ухода.
Экспозиция Ельцин Центра – главное мое музейное впечатление за последние много-много лет. Она –про жизнь. Я не увидел в ней ни одной фальшивой ноты.
Разве что неплохо было бы для полноты картины воссоздать комнату на переделкинской даче. Где нибудь между стройкой социализма и пустым универсамом. «А так, дети, жила наша совесть – творческая интеллигенция». Повесить все варианты гимна, начиная с первого и до нынешнего, распечатать договоры о гонорарах за самую мутную книжонку из серии «Пламенные большевики». Дать всю картину равенства и справедливости советской жизни. Но тут я уже ворчу.
Эта экспозиция с вырезками газетными о кошмаре первой войны в Чечне и с предвыборными плакатами Жириновского в майке «Металлики» со слоганом «Я такой же как и вы!» – очень честная штука. Редко когда удается сохранить честность, говоря про политическую историю страны. «Ельцин Центру» это удалось. То, что это делается на государственные деньги – вдвойне здорово. А то, что за пределами “большой Москвы” от Рублевки до Финского залива – втройне.
В мире 29х панфиловцев и 27х бакинских комиссаров, в стране родовитых и аристократических семейств мифотворцев, которые десятилетиями столбят за собой право на этот самый миф, объясняя поколения людей как и почему они живут, в мире москвацентричном и чинопочитательном существование другой культурной и другой исторической политики удивительно. И замечательно.
Есть же на метро Курская восстановленная за государственный счет цитата михалковского гимна аршинными золочеными буквами: «Нас вырастил Сталин на верность народу». Так пусть будет в двух часах лета от этого счастья хоть что то не из этой оперы».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Ельцин музейный
В Екатеринбурге открывается экспозиция первого в России Президентского центра
Куклы, изображающие губернатора Красноярского края Александра Лебедя, первого президента России Бориса Ельцина, председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, в экспозиции Ельцин Центра в Екатеринбурге
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Владимир Путин и Дмитрий Медведев 25 ноября откроют в Екатеринбурге «Ельцин Центр», созданный во исполнение указа 2008 года. Незадолго до церемонии «Лента.ру» получила возможность оценить экспозицию первого мемориального музейно-архивного комплекса, посвященного первому президенту России. Создатели музея предлагают свой взгляд на историю страны, который наверняка вызовет полярные отклики.
Яркий оранжевый свитер на первом музейном стенде привлекает едва ли не большее внимание, чем огромный, в полтора роста, двуручный меч, расположившийся слева от него. Свитер, в отличие от VIP-сувенира, входил в постоянный гардероб Бориса Ельцина — с тех пор, как был подарен ему на день рождения. «Чтобы Вам было в нем тепло и уютно. А его оранжевый цвет — намек на то, чего не хватает сейчас нам в России», — сообщается в сопроводительной записке с подписью «Ваш Борис Немцов» (видимо, к тому времени уже советник в аппарате президента Украины Виктора Ющенко).
Отсутствие ангажированности — вот то, на что здесь обращают внимание едва ли не чаще, чем на невиданную в России мультимедийную музейную начинку «Ельцин Центра» и масштабы проделанной работы. «Вы, конечно, понимаете, что в музее, застегнутом на все пуговицы и прошедшем политическую цензуру, ничего подобного бы не было, — подчеркивает Людмила Телень, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина. — Предварительного показа чиновникам тоже не было: вы видите все первыми, за два дня до открытия».
22 тысячи квадратных метров совместного труда группы американских музейщиков из фирмы Ральфа Эпплбаума, команды Татьяны Юмашевой и привлеченных российских деятелей культуры: от Эрика Булатова — автора панно «Свобода» (синим по белому — уход в очень далекую перспективу) до Павла Лунгина, который и придумал основу музея — семь дней 1990-х и рассказ о каждом из них.
Осознать положение вещей до начала творения новой России помогает мультфильм Джаника Файзиева, предваряющий экспозицию: эксклюзив, доступный только здесь. Вариант истории страны, излагаемый в мультфильме, также уникален, поэтому имеет смысл задержаться и ознакомиться с ним целиком. «Не все знают, что русская демократия родилась раньше русского самодержавия, — в самом начале сообщает голос Елизаветы Боярской. — Пытавшихся поделиться властью с народом было немного. Еще меньше было тех, кому эта попытка удалась». На экране — Великий Новгород, дважды изгнавший Александра Невского за нарушение договора. Воевода-реформатор Алексей Адашев при молодом Иване IV, еще не Грозном. После упоминания Смуты — сразу Петр Первый, «которому удалось провести модернизацию, не меняя сути политического режима. “Страна рабов” в Европу вписаться так и не смогла». Екатерина же Вторая заменила слово «раб» в документации на слово «подданный», но «в мечтах о просвещенном классе довела крепостничество до совершенства».
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Затем Михаил Сперанский при Александре Первом — и конституция, которую царь «так и не смог предложить обществу». Восстание декабристов и еще 30 лет российской истории разместились в одном периоде: «Очередной император сделал выбор в пользу неограниченного самодержавия и следовал ему до самой смерти. Финалом царствования Николая Первого стало унизительное поражение в Крымской войне и жестокий кризис». Больше внимания уделено реформам Александра Второго, предпринявшего «попытку превратить русское самодержавие в европейский политический режим». По мнению историков, озвученному Елизаветой Боярской, этот император «погиб не за реформы, а за отречение от них». Николай Второй принял конституцию — но «недолгий подъем прервала Первая мировая война».
О первом российском демократическом правительстве — Временном — ни слова: сразу большевики. «Насилие стало главным политическим инструментом послереволюционного режима», — описывается период Иосифа Сталина. И тут же: «Не партийные вожди, а обычные люди сделали все, чтобы эта эпоха вошла в историю не только ГУЛАГом, но и Днепрогэсом, Магниткой, покорением Арктики, немыслимым трудовым подъемом, который нельзя объяснить страхом. Можно — верой в свою страну». Хрущев «освободил общество от страха». Брежнев — «Эпоха застоя. Следующий шанс на возвращение в цивилизованный мир страна получила через 20 лет, когда к власти пришел Горбачев». Стране, однако, требовался лидер другого типа: «Борис Ельцин рискнул опереться не на личную власть, а на самостоятельный выбор граждан. Так началась история новой, свободной России».
Экспозиция Президентского центра Бориса Ельцина, посвященная августовскому путчу 1991 года
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Здесь заканчивается мультфильм и стартует собственно история, которой посвящен музей Президентского центра Б.Н. Ельцина: не власти, но выбора. Все начинается, как положено, с выступления Ельцина на пленуме 1987 года. Кресла как в том зале, трибуна, а герб СССР на ней и вовсе настоящий — спасенный из 14-го корпуса Кремля, подвергшегося реконструкции. Оттуда же перешел в «Ельцин Центр» и главный экспонат дня седьмого — отставка, «Берегите Россию»: первый кабинет первого президента — кресло, телефоны, стол. Время от времени в кабинете гаснет свет, и со студийного монитора раздается та самая речь: «Я устал, я ухожу». Ядерный чемоданчик, переданный преемнику, — тут же, неподалеку: тоже подлинник — как почти все здесь, от документов до артефактов. Кейс — западного производства, от Samsonite. Хочется надеяться, что со времен Бориса Николаевича импортозамещение хотя бы в этой области достигло ста процентов.
Весь музей можно осмотреть за полтора часа; замысел кинорежиссера Лунгина соответствует средних размеров фильму. Каждое событие — в трех измерениях, как в нынешнем кино: тут — пропаганда, здесь — свидетельства, а рядом — официальные документы, порой из рассекреченных либо найденных. Хочешь копнуть серьезнее — в четвертое измерение придется в буквальном смысле углубляться: под каждым стендом — выдвижная панель с дополнительными материалами. Создатели музея уверяют, что именно там противники Бориса Ельцина могут найти очень многое из того, чего им — судя по социальным сетям — заранее не хватает в «Ельцин Центре»: «семибанкирщину» и беженцев, новогодний штурм Грозного и коробку из-под ксерокса, обнищание людей и малиновые пиджаки тех, кто по большей части остался в 90-х. «Моя семья передала в музей весь семейный архив. Это целая подборка листовок, газет, вырезок, фотографий, книг по 1991-1993 годам, — говорит публицист Кирилл Шулика. — Часть материалов поселилась в архиве “Ельцин Центра”, часть — на его сайте, кое-что есть в экспозиции. Многие несли сюда свои артефакты из 90-х. Таким образом получился не музей Ельцина, а музей эпохи, в которой Ельцин был одним из героев, а главными героями были простые люди. И они заслужили соседства в одних залах с сильными мира сего».
Документов действительно много. Попадаются трогательные — особенно если смотреть на них через четверть века. «Во что вы любите играть?» — спрашивают Б.Н. в 1990 году сотрудники одного из советских журналов для детей. «Лапта, футбол, волейбол», — отвечает Ельцин. До большого тенниса — как и до самой большой политики — оставалось несколько лет.
День второй — августовский путч: баррикада полукругом, видео на половину высокой стены и стенды с личными вещами защитников Белого дома: «Отель “У погибшего альпиниста”» Стругацких — книга Владимира Усова, одного из троих погибших в те дни. День третий — «Непопулярные меры»: зал с пустым прилавком — банки с березовым соком, горки салата из морской капусты, экраны с очередями, а более ничего. Чуть дальше — экономические реформы. «А вот интерактивная игра “Как правильно вложить ваучер”», — обращает внимание Людмила Телень. Переиграть собственную историю приватизации из присутствовавших не решился никто.
Экспозиция Президентского центра Бориса Ельцина в Екатеринбурге
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Поодаль — уникальная 3D-инсталляция: трое отцов российской экономической реформы — Андрей Нечаев, Анатолий Чубайс, Петр Авен — рассказывают о том, почему все вышло так, а не иначе. Голограммы расположены за стеклом, по оптическому ощущению — метрах в десяти-пятнадцати от посетителей: то ли «страшно далеки они от народа», то ли устроители «Ельцин Центра» неплохо представляют народные реакции. А вот клетчатая сумка «челнока» — кормилица многих — на отдельном почетном месте, близка и вполне натуральна. Впрочем, и самому «Ельцин Центру» придется в ближайшие годы показать, насколько здесь освоили принципы рыночной экономики: в корпусе бюджетного финансирования — не только 4 миллиарда 980 миллионов рублей на обустройство комплекса, но и двухмиллиардный кредит. Центру предстоит отдавать его, зарабатывая на офисах и прочих площадях огромного здания, при этом самостоятельно финансировать собственные проекты. По крайней мере задумано все именно так.
День четвертый — «Рождение Конституции» 1993 года и день пятый — «Голосуй или проиграешь» — скорее всего, вызовут наибольшее количество споров. Прежде всего трактовкой, которую выбрали в «Ельцин Центре». Она простая: не трактовать, не давать оценок даже самым драматическим событиям. Октябрь-93 — инсталляция: разбитая аппаратная в Останкино, нагромождение полицейских щитов, видео с улиц и 127 гильз — по числу погибших. Выборы 1996 года — куклы из одноименной программы: Б.Н., Геннадий Зюганов, Александр Лебедь — и типовая столичная редакция середины 90-х. Первая чеченская — это кроваво-красная комната, параллельная «редакции»: в пулевых отверстиях — фото от «Мемориала», в нишах — берцы и форма от майора Вячеслава Измайлова, который выменивал попавших в плен солдат в том числе и на амуницию. В любом случае тем, кто будет обустраивать тему второй чеченской войны в одном из следующих президентских центров (а их, по логике, должно появиться еще как минимум два: «Путин Центр» и «Медведев Центр»), будет от чего оттолкнуться.
Зал, посвященный собственно Конституции РФ, — очередная огромная видеостена. Здесь все по статьям основного закона — островок определенности в мире, лишенном трактовок. О запрете дискриминации по национальному признаку со стены рассказывает Иван Ургант, об охране законом права частной собственности — Авдотья Смирнова. А неприкосновенность частной жизни провозглашает Михаил Жванецкий.
В шестом зале «Президентский марафон» — второй срок. С операцией на сердце и разноцветными котировками цен на нефть, накладывающимися на вид за окном: екатеринбургский храм Спаса на Крови становится полноправной частью экспозиции о человеке, который сначала разрушил Ипатьевский дом, а после похоронил царскую семью. И, разумеется, с поиском преемника — галереей портретов (Лужков, Примаков, Аксененко…) и передачей того самого чемоданчика.
Воссозданный личный кабинет первого президента России Бориса Ельцина, в котором он выступил с предновогодним обращением к гражданам в 1999 году
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Выход из кабинета Ельцина — только через Зал Свободы. Точнее, видеоколоннады свобод: мысли и слова, собраний и объединений, совести и вероисповедания, передвижения, предпринимательства. «Количество колонн позволяет каждому посетителю выбрать себе подходящую пятую», — обращают внимание в «Ельцин Центре». Можно посмеяться. И заодно вновь поспорить о том, что более подходит России — демократическая горизонталь или централизованный вертикальный путь развития.
Бесспорно, однако, то, что впервые за долгие годы существования СССР и России воплощено в комплексе «Ельцин Центра»: преемственность, основанная на государственно декларированном уважении к опыту предшественника — уважении овеществленном, оформленном и внушительном, как сама власть. То ли как размещенные здесь по американскому образцу два лимузина Бориса Ельцина — первого секретаря Свердловской области и первого президента России, — то ли как вписанный в экспозицию натуральный московский троллейбус, подобный тому, в котором будущий глава государства общался с народом в 1980-х. Кстати, большой вопрос, что здесь смотрится органичнее.
РАЗБИРАЕМ СКРЫТЫЕ МЕХАНИЗМЫ МУЗЕЯ ЕЛЬЦИНА
Как устроен один из лучших музеев мира?
До открытия Ельцин Центра многие и не представляли себе, что музей может быть таким — увлекающим любого, будь он стар или млад, погружающим в атмосферу времени, ведущим за собой. Экспозицию музея около четырех лет увлеченно создавала международная команда, состоявшая из нескольких сотен специалистов самых разных, в том числе и совсем далеких от музейного дела профессий — компании «Ральф Аппельбаум ассошиэйтс», испанских техников и россиян: историков, хранителей ельцинского наследия, деятелей искусства.
Одним из авторов художественной концепции музея стал известный режиссер Павел Лунгин: он придумал воплотить жизненный путь первого президента в семь дней, и эту его идею позже воплотили в сценарий. В экспозиции, как в классической драме, есть завязка, кульминация, катарсис и эпилог. Посетитель музея зал за залом «проживает» экспозицию как включенный наблюдатель, а часто и как ее непосредственный участник. Добиться этого помогают не только мультимедийные средства экспозиции, но и сам сюжет: многие посетители Ельцин Центра жили в России в девяностые и чувствуют себя полностью причастными к истории, которую рассказывает музей.
Экспонаты по экспоненте. Механика сердца
Немногие знают, но эмоции и мысли, которые посещают гостей музея Ельцина, были рассчитаны заранее опытными специалистами музейного дела. Ральф Аппельбаум и его сотрудники требовали от своих российских коллег, составлявших экспозицию, особого подхода. Им предстояло не просто расположить экспонаты по хронологии, но еще и расставить акценты композиции, чтобы увлекать посетителя, держать его внимание.
Дмитрий Пушмин, руководитель архива Бориса Ельцина: «Составляя экспозицию, мы использовали несколько художественных приемов. Например, контраст между обыденными вещами и выдающимися, такими как режиссерская копия фильма «Такси Блюз» Павла Лунгина, заявление Бориса Ельцина о выходе из коммунистической партии или афиша фильма «Асса», которую нарисовал сын режиссера Сергея Соловьева Дмитрий. Другой прием — контраст локального с глобальным: на выставке есть экспонаты и из Свердловской области,и из Москвы, Ленинграда. Так мы показываем: история не отдельный эпос, это касается тебя».
Создатели музея использовали подход, который использует французская Школа «Анналов»: музей рассказывает историю не столько языком официальной хроники, сколько через описание повседневной жизни людей. Поэтому экспозиция постоянно обращается к чувствам посетителей,заставляя их вспоминать себя и свою жизнь. Противопоставление официального и частного — один из главных инструментов общения с посетителями в «Лабиринте истории».
Музей разделен на «Лабиринт истории» (первый этаж) и семь дней президента — метафора семи дней творения. Кроме того, композиция напоминает шестеренку, часть большого механизма, благодаря которому страна вышла на новый уровень. Каждый фрагмент экспозиции музея имеет одну или две главные сюжетные линии. Именно их «считывают» посетители,когда проходят по комнатам в первый раз. Но музей устроен так, что и в пятое посещение гостям не станет скучно — всегда останутся не увиденные раньше детали: как в хорошем фильме — вроде бы знаешь реплики героев наизусть, и все равно каждый просмотр приносит новые эмоции.
Главный вопрос — какое чувство, эмоцию вызывает экспозиция. Например, бланк бюллетеня выборов президента РСФСР 1991 года. В нем шесть кандидатов в президенты. Чтобы проголосовать, нужно было не ставить «галочку» напротив одной из фамилий, как все сейчас привыкли, а вычеркнуть остальных кандидатов — всех, кроме одного. Школьники смотрят на этот бюллетень и спрашивают: «А почему так? Это неудобно!» Сейчас, действительно, неудобно, а вот в Советском Союзе выборы почти всегда были формальной процедурой — фамилия в бюллетене часто была только одна. Это хорошая иллюстрация того,что такое свобода выбора, и какой путь проделала наша страна за 30 лет.
ЦУМ. Центр управления музеем
Музей Ельцина не знает себе равных по технологичности: здесь работает 163 медиапрограммы, сделанные под руководством режиссера Яна Визинберга из Persona Films. Он руководил проектной командой, в которую входили и уральские, и американские, и испанские специалисты. Результатом стала стройная система, бесперебойно погружающая гостей экспозиции в атмосферу 90-х всеми доступными способами. В арсенале музея — планшеты, проекторы, LCD-панели, системы автоматизации, коммутационное оборудование, медиасерверы и медиаплееры.
Система мониторинга периодически прозванивает все планшеты, проекторы и экраны, и если, например, где-то выйдет из строя лампа, техники сразу об этом узнают. Впрочем, практически все оборудование в музее продублировано, так что посетители ничего не заметят. А неполадку устранят в течение получаса, когда поблизости не будет гостей, или после закрытия в случае серьезной поломки.
Вместе с другим оборудованием стоит белый шкаф, в котором заточена система управления освещением экспозиции. Настроить свет, льющийся из разных источников, было непросто, ведь слишком яркие лучи могут испортить некоторые экспонаты, например, высветлить чернила рукописных документов. Но теперь, когда подсветку отрегулировали вместе с руководителем архива, ее не трогают. В соседнем черном шкафу находится источник бесперебойного питания для освещения: даже если центр города погрузится во тьму, музей Ельцина довольно долго сможет работать, как ни в чем не бывало.
Делаем тайное явным. Секреты музея Ельцина
В этой главе мы раскроем несколько фишек музея, которые далеко не сразу замечают посетители. Итак, поехали!
В некоторых местах в залах музея есть «аудиодуш»: это устройство, которое включает направленный звук, когда под него встает человек. Система активируется датчиком движения на потолке.
Почти вся «старая» техника в музее Ельцина на самом деле — новая. Например, компьютеры только выглядят допотопно, но к древним мониторам подключены современные системные блоки с современными же программами. Единственный работающий телевизор с устаревшей лучевой трубкой — тот, который стоит в комнате, посвященной событиям 19 августа 1991 года, и вечно показывает новости и «Лебединое озеро».
Министры правительства реформ — Андрей Нечаев, Анатолий Чубайс и Петр Авен — представлены в музее в виде голограммы. Фигуры политиков появляются в глубине настоящей комнаты, двигаются и разговаривают с посетителями. Как устроена голограмма, нам рассказали в музее.
На борту троллейбуса находится счетчик, который показывает,
сколько минут осталось до начала шоу (цикл составляет около девяти минут). Те, кто не в состоянии подняться на борт, могут посмотреть видео на стойке перед входом. Под бампером троллейбуса установлен датчик движения, который включает аудиодуш перед машиной.
В комнате, где рассказывается об операции на сердце, которую довелось пережить Борису Ельцину в 1996 году, бегущая по стене кардиограмма синхронизирована с видео. Когда на экране появляются кадры операции,линия биения сердца вытягивается в прямую. А потом — оживает опять.
В президентском кабинете, из которого Ельцин попрощался с народом в Новый год, активна не только камера: если приглядеться, видно, как из чашки на столе поднимается пар, будто бы хозяин кабинета только что вышел. Чтобы эффект испарения не пропал, сотрудники музея периодически подливают в специальный резервуар воду.
Мы осмотрели для вас музей Ельцина в поисках незаметных,но удивительных деталей. И уверены — это далеко не все, что можно открыть для себя на этой экспозиции, полной сюрпризов.
Источники:
https://fedpress.ru/personal-view/1713258
https://lenta.ru/articles/2015/11/25/yeltsin_center/
https://zen.yandex.ru/media/id/5937bfff8e557d35dc615966/5acf2687ad0f2241847cfa5c