В роли маньки облигации. Лариса Удовиченко: Манька Облигация и другие яркие роли
Удовиченко: на роль Маньки-облигации напросилась сама
Хотим порадовать поклонников Ларисы Удовиченко и фильма «Зимняя вишня»: режиссер Игорь Масленников скоро приступит к съемкам продолжения саги «Зимняя вишня». Лариса Удовиченко и Елена Сафонова уже дали согласие. Когда режиссер предупредил, что бюджет картины мизерный, обе ответили, что готовы сниматься у него бесплатно. Об этом, а также о том, что с Леонидом Филатовым было легко и просто «играть» любовь, почему Станислав Говорухин не снимает ее в кино, Удовиченко рассказала корреспонденту «Подмосковье сегодня».
Говорухин нашел меня в Одессе
– В прошлом году вы отметили 60-летний юбилей. Эта цифра с вами никак не вяжется…
– Потому что свой возраст не ощущаю, душой я моложе. И внешне неплохо выгляжу, на улице меня окликают «девушкой», и я отзываюсь.
– У этой девушки такая богатая творческая биография, что ей многие завидуют. Более сотни фильмов – мало кто может подобным похвастать. И какие фильмы! «Место встречи изменить нельзя», «Самая обаятельная и привлекательная», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Зимняя вишня», «И это все о нем»…
– Везение в нашей профессии – большая удача. Она мне улыбнулась уже в юности. Я начала сниматься в кино 15-летней школьницей. Занималась в актерской студии при знаменитой Одесской киностудии, куда часто приходили режиссеры. Там меня присмотрел Александр Павловский и пригласил в фильм «Счастливый Кукушкин», где главную роль играл Владимир Меньшов. И надо такому случиться – на съемки пришел сам Станислав Говорухин. Вот такие узоры вычерчивает судьба! Скоро он предложил сняться в картине «Робинзон Крузо» в роли Служанки. Конечно, я согласилась. На премьеру пригласила свой класс. А оказалось, что в картине меня нет, Говорухин сцену с моим участием вырезал. Я напомнила ему об этом, когда снималась в роли Маньки-Облигации в культовой картине «Место встречи изменить нельзя».
– Правда, что сначала предложили другую роль?
– Да, милиционера Синичкиной. Но роль не понравилась, и я попросила у Станислава Сергеевича другую – Маньки-Облигации. На это Говорухин заметил: «Какая ты Манька? Тебе 23 года, ты больше ангел, нежели женщина сомнительного поведения. Не хочешь играть Синичкину – «вали» домой». И я уехала. А скоро пришла телеграмма, что меня все-таки утвердили на эту роль. И тут я перепугалась. Потому что не знала, как играть. От ужаса я ничего не соображала на съемочной площадке, кое-как отвечала на реплики партнеров. В общем, играла так, как подсказывали душа и. Владимир Высоцкий. Он помог найти жест, нащупать характер героини, ее человеческие «повадки». И роль получилась. Как и дружба на всю жизнь со Станиславом Сергеевичем. Мы не только вместе работали, но и отдыхали, причем семьями…
В Алабине жили в казармах
– Вы снимались и у своего учителя по ВГИКу Сергея Герасимова…
– Он снял меня в картинах «Дочки-матери» и «Красное и черное». После этого фильма стали «разрывать на части», приглашать в хорошие картины. После «Летучей мыши» стала сниматься беспрерывно. Казалось, так будет всегда. Режиссеры – один другого лучше: Ян Фрид, Алексей Герман, Никита Михалков, Глеб Панфилов… Помню, как Глеб Анатольевич во время съемок картины «Прошлым летом в Чулимске» заставлял всех каждый день приходить на съемочную площадку, даже если в этот день артист в съемках не был занят. Он хотел, чтобы мы все прониклись атмосферой картины, жили ею. А снимали фильм в поселке Алабино Наро-Фоминского района, где находился кавалерийский полк. Мы жили в казармах, питались, как и солдаты.
Для этой роли Панфилов заставил меня поправиться на семь килограммов. В 80-е годы ничего толком не было. А в Алабине, в кавалерийском полку давали котлеты, макароны, булки. Я столько ела, что скоро у меня изменились речь, походка, пластика движений и даже мышление. Самое смешное заключалось в том, что моему партнеру Родиону Нахапетову надо было похудеть. И он изнурял себя голодом – пил воду, ел яблоки, смотрел на меня и повторял: «Как бы я сейчас навернул макарошек с котлетами!».
Кровать одинокой женщины
– Лариса, большая любовь зрителей к вам естественным образом трансформировалась в интерес и к вашей личной жизни…
– В 2000 году я рассталась с мужем. После развода кардинально поменяла свою жизнь. Например, свою комнату полностью обставила… антиквариатом. Привозила с гастролей антикварные стулья, столы, посуду, зеркала, приобрела кровать 1840 года. Кровать была одноместная – я готовила себя к судьбе одинокой женщины. Кстати, до сих пор на этой кровати сплю. Дочь у меня уже взрослая.
– В таких ситуациях спасает работа…
– Актерская судьба так устроена, что заканчиваешь картину, а новых предложений не поступает. Начинаешь волноваться – вдруг больше не будет? Сомнения бесконечные. Сегодня тот же Станислав Сергеевич Говорухин снимает картины, и я вижу, где какую роль могла бы сыграть, а он зовет других актрис. Мне неудобно спросить – почему? Хотя при каждой встрече пытаюсь это сделать. И не могу.
– Недавно Говорухину исполнилось 80 лет. Вы его поздравили? Или затаили обиду?
– Какие обиды? Мы же друзья. Я была на гастролях в его день рождения. Поэтому отправила телеграмму. Он сказал потом, что она была самой вкусной. Не удивительно: я писала ее сердцем. А он все равно не снимает (смеется).
«Зимняя вишня» – легко и счастливо
– Зато вас снова позвал сниматься Игорь Масленников…
– Да, он позвонил и сообщил, что летом начнутся съемки продолжения «Зимней вишни». Я ужасно обрадовалась, несмотря на то, что бюджет картины мизерный. Но я согласна сниматься у Масленникова бесплатно. Вы не представляете, как легко и счастливо у него работать. На съемках «Зимней вишни» мы много импровизировали, влюблялись друг в друга. После этой картины я снялась еще в двух фильмах с Виталием Соломиным, он пригласил меня в свой спектакль, где выступил в роли режиссера. Мы играли этот спектакль до его ухода из жизни.
У меня был счастливый тандем на площадке и с Леней Филатовым в картине «Успех». Играть с Леней было не нужно, я была в него влюблена, и это помогло мне быть искренней. В результате Филатов взял меня в свою картину «Сукины дети». В одном из эпизодов меня снимали в эротическом белье, потом Лене это показалось невкусно, и он вообще меня раздел. Я думала – мелькну быстро и все. Получилось иначе: этот кадр растиражировали на кассетах и выставили в интернете. История вышла неприятная.
Лариса Удовиченко: Манька Облигация – роль моей жизни!
На сцене Городского концертного зала с аншлагом прошёл спектакль «Женитесь на мне!» с Ларисой Удовиченко в главной роли.
Ларису Удовиченко называют одной из самых красивых актрис советского кино. Нежная, тонкая, благородная красота актрисы покорила зрителей всего огромного Советского Союза. «Дочки-матери», «Золотая мина», «Женатый холостяк», «Мэри Поппинс, до свидания!», «И это всё о нём», «Самая обаятельная и привлекательная»… За 45 лет в кино Лариса Ивановна сыграла более 120 ролей!
В интервью «Слободе» Удовиченко рассказала, какую роль считает любимой, зачем снялась в ремейке «Кавказской пленницы» и как поддерживает себя в прекрасной форме.
— Лариса Ивановна, Вы — академик российской кинематографической премии «Ника» и смотрите много кино. Что из последнего увиденного Вам понравилось?
– Я влюблена, считаю, что это великая картина Станислава Говорухина – «Конец прекрасной эпохи». На «Золотом орле» она уже получила приз за лучшую режиссёрскую работу. Жаль, что Ваня Колесников не получил приз за лучшую мужскую роль, он играет просто замечательно. Там так много его крупных планов: красивых, благородных, аристократических даже. Этот фильм будет и на «Нике». Посмотрите его — это счастье!
Школьница Лариса Удовиченко, 1970 г.
— Одна из Ваших свежих работ — фильм «Кавказская пленница». Как Вы относитесь к подобным ремейкам?
– Очень плохо. Я согласилась в нём сняться только потому, что моим партнёром был Гена Хазанов. Мне хотелось с ним похулиганить. Фильм я не смотрела и смотреть не буду, как будто его и не было (смеётся). Мою роль играла Нина Гребешкова, с которой я знакома. Она очаровательная женщина, мы много общались. Независимо ни от чего, мне хотелось сыграть с Хазановым и побывать в шкуре Гребешковой.
— Вы снялись в четырёх сезонах детектива о Даше Васильевой. А романы Донцовой читали?
– Да Боже сохрани! (Смеётся). Я вообще никакие детективы не читала, кроме Агаты Кристи и Себастьяна Жапризо. И когда мне продюсер Игорь Толстунов предложил сыграть Дашу Васильеву, я сказала, что ничего Донцовой не читала. Он пообещал, что мне понравится и привёз две книги. И я как раз с ними уехала отдыхать. Несколько раз начинала читать, но откладывала в сторону — не шло! Смотрю по сторонам, а на пляже все читают детективы Донцовой (смеётся). Думаю — наверное, я чего-то не понимаю. Начала читать глубже. А потом так втянулась! И сейчас, когда нечего делать, иногда читаю романы Дарьи. Я отдыхаю за ними. Сама Донцова интеллигентная женщина, у неё мягкий юмор и нестрашный сюжет, всё с позитивом и надеждой на хороший конец. Это прекрасно.
Дарья Донцова и Лариса Удовиченко.
— Это правда, что Ваша мечта — сняться у Никиты Михалкова?
– Об этом все мечтают! Но я снималась в его русско-итальянской картине «Автостоп». Потом поехала на съёмки фильма «Урга — территория любви» и прожила там два с половиной месяца. Я должна была играть Татьяну, которая живёт там с ребёнком-китайчонком. Мы снимали в монгольских и китайских степях. Никиту Сергеевича так это увлекло, что русская часть из фильма ушла, и снимались монголы. Но мы все жили дружной семьёй, я варила на электрических плитах еду — на китайской прожить было нельзя. Как на войне было (смеётся).
Красавица Лариса Удовиченко, 1975 г.
— Какие съёмки вспоминаете с особой теплотой?
– Где хорошие режиссёры и актёры, конечно.
— Я думала, Вы ответите, что это «Место встречи…»
– Вы знаете, «Место встречи…» — это судьба, это даже не обсуждается! Это роль моей жизни, как выяснилось. Очень люблю эту картину. А Станислав Говорухин — мой любимый режиссёр и друг.
Причём мне ведь сначала предложили сыграть роль Вари Синичкиной, возлюбленной Шарапова. Но я не захотела. Слишком уж она лирическая, правильная.
И когда Говорухин меня вызвал, сразу же сказала ему о том, что хочу сыграть Маньку Облигацию. Он сначала отказался: «Нет, ты внешне не подходишь. Посмотри на себя — маленькая, лирическая, инфантильная. Какая из тебя проститутка со стажем?!» А потом согласился: «Я подумал: раз ты так хочешь, значит, что-то себе придумала, вот и решил попробовать». Я очень волновалась! Владимир Высоцкий и Владимир Конкин всеми силами помогали мне. И все равно я мандражировала, зажималась, но… Знаете, у актёров есть такой термин «нахальство от зажима». Вот оно из меня просто попёрло, благодаря чему в результате получилось так, как получилось.
«Место встречи изменить нельзя», 1979 г.
— У Вас есть секрет, как оставаться женственной, стройной и красивой?
– Стараюсь не распускать себя, держусь в рамках, слежу за весом, не позволяя ему подняться выше 57 кг. Неделю могу сидеть на сельдереевом супе. Это легко, так как каждый день можно что-то добавлять: овощи, фрукты, отварную баранину, дикий рис. За неделю, не голодая, можно избавиться от двух кило. Но потом, если не держать себя в руках, они быстренько вернутся. Сейчас ехали из Алма-Аты такие уставшие, я ночь не спала, выпила таблетку, чтобы заснуть. Приехала домой, а через несколько часов уже выезжать в Тулу. Уснула, не поела. И по дороге к вам прошу: «Остановите, дайте хоть какую-нибудь сосиску съесть!» (смеётся). Остановились в кафе, там такие вкусные сосиски с белым хлебом и огурчиками, да ещё штрудель. Столько радости было!
Спектакль «Женитесь на мне!», с Сергеем Колесниковым. Тула, февраль 2016 г.
Из досье Myslo
Лариса Ивановна Удовиченко
Родилась 29 апреля 1955 г. в Вене (Австрия).
Окончила ВГИК.
Живёт в России и Франции, имеет квартиру в Ницце.
Была замужем за кинорежиссёром Андреем Эшпаем (сейчас муж Евгении Симоновой), пианистом Геннадией Болгариным.
Семья: дочь Мария (1988 г. р.).
Манька Облигация. Распространенный типаж того времени.
Наверняка, но в той или иной степени все смотрели фильм «Место встречи изменить нельзя», в котором в том числе есть и сцена, в котором актриса Удовиченко (вот актриса так актриса) сыграла один весьма распространенный типаж того послевоенного и военного времени в Москве, как Манька Облигация, «девушку положительную во всех отношениях, но… работать не хочет». У нас и сейчас таких девушек полным полно, только называются они немного по-другому и уходят на те работы, где, как им кажется, по их скудости ума, заработать можно много… работы не много и работа то, вроде, приятная, а по факту все с точностью до наоборот… но пока этот факт до них дойдет… они уже и состарятся – в их бизнесе старятся гораздо раньше общепринятого в обществе пенсионного возраста.
Итак, в фильме (вроде вторая серия) персонаж Манька Облигация (это ее кличка в воровском мире послевоенной и военной Москвы) становится одним из свидетелей по делу об убийстве, но сама она никак к этому делу не имеет никакого отношения, что и выясняется довольно быстро следователем – капитаном милиции Жегловым.
Но сама сцена допроса Жегловым Маньки Облигации – это что-то с чем-то, скажу вам, – вот вам, пожалуйста, показатель уровня мастерства актерского таланта – достаточно актеру сыграть всего одну сцену в фильме на 5-6 минут и уже ВСЯ СТРАНА понимает, посмотрев ее, что – это высший пилотаж, что это талант и талант безусловный, поскольку настолько серьезно перевоплотиться в своего персонажа и столь существенно реалистично показать типаж того времени – на это способны только артисты и актрисы с большой буквы этого термина.
Многие в наше время полагают, что так называемое время правления Сталина – это жесткое время, когда все работали и никто не смел перечить государственной власти, и потому во всем царил закон и порядок, но… реальность вносит свои жесткие коррективы и все прекрасно понимают, что сколь сурова не была бы окружающая реальность, а тем не менее природа человека всегда оказывается сильнее (это вам бесплатный афоризм – можете распространять).
И в том числе и во время войны, и после нее криминальные элементы общества, о которых и рассказано в фильме «Место встречи изменить нельзя» были, и не только были, но и весьма не плохо себя чувствовали и действительно обогащались за счет нищеты окружающих их (более глупых, по их мнению) людей из массы основного народа.
Манька Облигация – она из числа этих, кто как раз и обогащался тогда за счет основного народа, – она ведь молодая девушка и нигде не работает, а вот дружбу с элементами криминального мира ведет, всячески им «поддакивает», старается на их «доброте» вести весьма не кислый (по меркам того сурового времени) образ жизни, включая постоянные посещения всевозможного рода ресторанов, где все (для простого народа) чересчур дорого, но тем не менее – хоть они и немногочисленные, но в них бурлит жизнь…
Я считаю, что эта сцена в фильме с применением таланта Удовиченко настолько сногсшибательно гениальна, что ее обязательно нужно посмотреть всем, кто ее ни разу не смотрел, а остальным просто вспомнить, ибо актриса Лариса Удовиченко сыграла в ней просто бесподобно (других слов у меня нет) :
Источники:
https://mosregtoday.ru/culture/udovichenko-na-rol-manki-obligatsii-naprosilas-sama/
https://myslo.ru/city/people/interview/larisa-udovichenko-manka-obligatsiya-rol-moey-zhizni
https://zen.yandex.ru/media/id/5d0141e219dcb600ac50bc77/5d4343f03f548700add0f47d