Виды мифов в философии. Миф как универсальная культурно-историческая форма
Миф как первая форма культуры
Основной формой мировоззрения первобытной культуры является мифологическое.
Мифология (от греч. mythos – сказание, предание; logos – слово, учение) – это особая форма общественного сознания, специфический способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах. Миф – первая форма освоения мира человеком, первая историческая форма мировоззрения.
Для первобытного человека мир был живым существом. Человек сталкиваясь с бытием окружающего мира, целостно переживал это взаимодействие. В него в той же мере, что и интеллектуальные способности, были вовлечены эмоции и творческое воображение. Каждое событие обретало индивидуальность, требовало своего описания и объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». «Рассказывая» мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа в них играло метафорическое отождествление.
Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними, чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным качествам, по смежности в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выступает как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, то есть их символически заменять.
Для мифа характерна замена причинно-следственных связей прецедентом: происхождение предмета выдается за его сущность. Научному принципу объяснения в мифологии противопоставляется «начало» во времени. Объяснить устройство вещи – значит рассказать, как она делалась; описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении.
Одним из важнейших элементов мифологического мировоззрения являются космологические мифы. Тематически космологические концепции можно поделить на несколько групп.
Зооморфные модели мира – представления о животных как опоре мироздания, о вселенной как космически огромном звере.
Антропоморфная модель мира – представление о вселенной как космически громадном человеческом теле)
Модель «многоэтажной» вселенной. Мироздание подразделяется на несколько располагающихся один над другим миров. В известной мере они самостоятельны, но при этом надежно скреплены в единое целое. Главных миров, как правило, три: небеса, населенные богами; земля – обиталище людей; преисподняя, где живут всевозможные демоны и духи.
Мировое древо – идеальная модель мира («древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т.п. Мировое древо мировое помещается в сакральном центре мира и занимает вертикальное положение. Оно является доминантой, определяющей организацию вселенского пространства.
Представления о времени в мифе. Мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени. Мифическое прошлое – это особая эпоха первотворения, эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первые поступки и т.д. Для первобытного сознания все, что есть сейчас, – результат развертывания первоначального прецедента. Мифологичексое время циклично.
Представления о пространстве. Каждая племенная группа ставила себя в центр мироздания. По ее мнению, земля представляет собой круглый диск: ее край должен быть равноудален от центра. По той же причине небо виделось громадным полушарием, смыкающимся с землей. Мифическое пространство находилось далеко и высоко, а реальное – в непосредственной близости к человеку. Культурно освоенная часть пространства противопоставлялась остающейся в «диком» состоянии земле. Мифический космос – это мир без культуры. Важнейшие элементы культуры возникли в эпическое время, когда человечество уже было изгнано богом из мифического пространства и благодаря герою-прародителю племенная группа окультурила окружающее пространство.
С мифологией были тесно связаны древнейшие религиозные взгляды, которые были разнообразны, нередко тесно переплетались либо сосуществовали, что позднее нашло свое отражение в развитых религиях древнейших цивилизаций. К ним относятся
· магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом),
· фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов),
· тотемизм (вера в существование связи между родовой группой людей и их тотемом – видом животных, растений, каким-либо предметом или явлением природы),
· анимизм (вера в души, заключенные в телах, или в духов, существующих самостоятельно),
· аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы).
Как и многое, что имелось в жизни первобытного человека, религиозные представления были призваны обеспечить выживание рода. Религия объясняла явления окружающего мира, указывала способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, намечала путь существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были достаточно устойчивы для того, чтобы при отсутствии внешних воздействий, не изменяясь, существовать тысячелетиями.
Внешним проявлением религии был ритуал. Древние народы выработали множество ритуалов, регламентирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. Все эти ритуалы были связаны с религиозными представлениями.
185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Виды мифов: классификация, определение и особенности
Древняя мифология прочно ассоциируется в сознании современного человека с загадочной Элладой. Именно в Древней Греции этот жанр зародился и получил небывалый расцвет. Что же такое миф, в чем его специфика и какие виды выделяются? Давайте разберемся .
Понятие и суть
Слово «миф» в переводе с языка древних греков означает «сказание» или «предание». Чаще всего основной тематикой подобных произведений была жизнь богов и богоподобных существ, однако нередко в текстах главными действующими лицами становились обыкновенные люди. Мифология представляет собой целостную картину, совокупность разрозненных сказаний.
Создавая мифы, древние люди верили в реальность происходящих в них событий, в этих текстах человек пытался найти объяснение непонятных ему явлений, поэтому первый и важнейший жанровый признак – единство рационального и иррационального начал. Существа, наделенные сверхъестественной силой – боги и богоподобные создания – обитали на небе, под землей и чаще всего походили на людей как внешне, так и особенностями характера. Им были присущи жадность, злоба, коварство, благородство, они влюблялись и страдали, умирали и враждовали друг с другом. Но от людей их отличало наличие особой силы.
Значение мифологии
В литературоведении принято выделять функции мифов, которые представлены в таблице.
При помощи мифа древние люди передавали накопленные опыт и знания от поколения к поколению
Создавая подобные произведения, человек постигал мир, свое место в нем , пытался объяснить причины малопонятных ему явлений природы, чередование времен года, собственную смерть
Миф воспринимался сознанием древнего человека как правда , достоверный рассказ о том, что происходило в реальности. При помощи этих произведений люди не только пытались объяснить себе причины непонятных им явлений, но и сформировать собственную картину мира.
Типология
Принято выделить несколько видов мифов:
- Этиологические. Представляют собой попытку древнего человека объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов. Конечно, этиологическая функция в целом присуща большинству произведений жанра, но есть определенная группа мифов, в которых именно эта особенность играет главенствующую роль. Чаще всего такие мифы встречаются у первобытных жителей планеты Земля и с развитием цивилизации они постепенно стали менее популярны. Примером может служить греческий миф об Арахне , талантливой ткачихе, которая была наказана богиней Афиной за горделивость и обращена в паука, обреченного вечно плести свою паутину.
- Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у большинства древних народов, поскольку человек пытался найти свое место в мире. Это мифы, объясняющие происхождение космоса и богов, земли и людей. Нередко в текстах можно обнаружить вкрапления теории создания мира из хаоса . У многих народностей присутствует своя космогоническая картина мира, но можно выявить и сходные моменты. Например, греки верили, что в Хаосе самозародились первые божества, Уран и Гея, которые и создали остальной мир и его жителей.
- Антропогонические . Некоторыми исследователями включаются в группу космологических, другими выделяются в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой: титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.
- Тотемические. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.
- Астральные, лунарные и солярные. Это тексты о звездах , планетах, Луне и Солнце . Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.
- Календарные. В них древнее сознание пыталось найти объяснение цикличности в природе: смене дня и ночи, времен года. Нередко в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя собой возрождение самой природы, победу добра над злом.
- Героические. Появились намного позднее вышеперечисленных видов мифов, с примерами которых мы познакомимся позднее. Представляют собой описание подвигов и биографию героя-человека. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными особенностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ. Такие произведения считаются основой появившегося значительно позднее героического эпоса. Таковы подвиги Геракла, Тесея , Персея и других персонажей из греческого мифотворчества.
- Наконец, очень интересны мифы эсхатологические, представляющие собой попытку древних придумать гипотезу конца света. Встречаются такие у многих народов.
В понимании особенностей сознания представителей той или иной цивилизации особую роль играют миф и мифология. Виды мифов отличаются многообразием, но схожие сюжеты нередко встречаются у различных народов, которые географически были разобщены друг от друга. Эту странность исследователи пытаются разгадать уже много лет, но пока нет четкой гипотезы с достоверными аргументами.
Иной подход к классификации
Нередко можно встретить и выделенные иначе виды мифов:
- шумерские;
- библейские;
- античные;
- скандинавские;
- египетские;
- древних индейцев.
Каждый из них отличается уникальной спецификой, собственными сюжетами и героями, своим пониманием космогонии и места человека в мире.
Мифология Эллады
Рассмотрим виды мифов Древней Греции. Исследователи выделяют три периода в развитии мифотворчества Эллады, информация о которых представлена в таблице.
Мир населяли демоны и существа, обладающие могучей силой, нередко сверхъестественными навыками. Силы природы обожествляются, четкой картины мира пока нет, есть фетишизм и анимизм
Появляется четко сформированный пантеон богов, во главе которого находится Зевс-громовержец , а каждому божеству присваиваются определенные функции. Появляются герои, которые нередко вступают в схватку с чудовищами и одолевают их
На смену богам приходят обычные люди – герои, которые совершают подвиги и прославляют свое имя.
Появление олимпийских мифов связано прежде всего с тем, что человек уже сумел подчинил себе природу, поэтому то или иное явление объяснялось уже не волей некоего мистического демона, а действием человекоподобного бога, который , хотя и обладал бессмертием и силой, но выглядел как обычный человек. Именно в этот период появляется знаменитый цикл о 12 подвигах Геракла и о странствиях хитроумного Одиссея.
Типология греческих мифов
Принято выделять два основных вида мифов античной Греции:
Первые посвящены осмыслению создания мира, вторые раскрывают отважные похождения героев. Для формирования у человека картины сотворения мира и жизни очень важны миф и мифология. Виды мифов Древней Эллады – яркое тому доказательство. Так, греки сначала сформировали свою космогонию, а лишь потом стали придумывать сказания о подвигах простых смертных. Мир был создан из Хаоса, в котором зародились два первых бога – Уран и Гея, супружеская пара и одновременно брат и сестра. Именно они породили циклопов, титанов и младших богов. История Олимпа строилась в кровопролитных войнах, имелось в ней восстание титанов против отца, и попытка Урана уничтожить своих детей – будущих жителей Олимпа, и свержение самого Урана собственным сыном – Зевсом .
Пантеон древних греков
Мы рассмотрели понятие мифа и виды мифов. Теперь познакомимся с основными жителями Олимпа:
- Зевс – верховное божество, бог-громовержец, суровый и властный.
- Гера – супруга верховного бога, богиня домашнего очага и семьи.
- Афина – покровительница мудрости и честного боя.
- Афродита – прекрасная богиня любви.
- Артемида – божество охоты.
- Аид – брат Зевса , владелец подземного царства мертвых .
- Посейдон – бог морей и океанов.
- Арес – бог кровопролитного боя.
- Деметра – богиня плодородия и богатого урожая.
- Гермес – покровительствовал торговле и искусству.
- Аполлон – бог науки и покровитель муз.
Каждый бог имел свое предназначение, но объединяло их одно – возможность помогать людям. Нередко божества проявляли своенравие и наказывали своих «подопечных», поэтому , дабы их задобрить, приносились жертвы. Почетом и уважением пользовались жрецы – служители олимпийцев.
Популярные герои-люди
Виды и значение мифов Древней Греции мы коротко описали. Теперь рассмотрим, какие герои-обычные люди в них действовали.
- Сыновья Зевса и смертных женщин: Персей – спаситель прекрасной Андромеды от морского чудовища и победитель Медузы Горгоны ; Геракл, совершивший знаменитые 12 подвигов. Оба героя – сыновья Зевса .
- Простые смертные: Тесей , сумевший победить Минотавра и выбраться из запутанного лабиринта; музыкант Орфей, чье волшебное пение пленяло слух и богов, и смертных; гениальный создатель Дедал, который воплотил в жизнь мечту воспарить над землей и поплатился за это самым ценным – жизнью любимого сына.
Нередко людям божества помогали, иногда – соперничали с ними. И если в олимпийских мифах нашло отражение понимание греками устройства мира, то в героических текстах отображены, прежде всего, представления об идеальном человеке.
Основные виды мифов в философии
Философская наука признает важность и значимость мифов в искусстве и придерживается их традиционной классификации на космогонические и героические. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие философы в своих трудах использовали мифологические сюжеты.
Виды мифов отличаются многообразием, эти тексты помогают нам проникнуть в сознание древних людей и понять, как именно они объясняли то или иное явление, какие человеческие качества для них были важны, как представлялся им процесс сотворения мира и его гибель.
Миф как форма культуры
Миф является специфическим типом сознания, первой древнейшей формой упорядочивания и познания мира, отвечающей на основные вопросы человеческого бытия в форме образов и верований. Он возник в первобытную эпоху как единственно доступный тогда способ объяснения окружающего мира. Человек наделял своими собственными качествами явления природы, одушевлял ее, объяснял мир из себя, сводил все к своим представлениям, зачастую не имеющим никакого отношения к реальной действительности. Миф — это иррациональный способ восприятия и отражения мира, основанный на переживании явлений природы как одушевленных существ и представлении о мистической сопричастности всех вещей и явлений.
В то время человек еще не выделял себя из природы, ощущал свою слитность с ней, не относился к природе как к объекту познания и преобразования. Ему были доступны только конкретно-чувственные формы взаимодействия с окружающим миром. Воспринимая в качестве изначальных свойств явлений и предметов те смыслы, которыми он сам их наделял, человек создавал в своем воображении мифологический космос, в котором все обусловлено мистической связью всего со всем. Мистика обозначает духовную традицию, основанную на интуиции и сопричастности человека с миром, воспринимаемым как существующий в большей степени единства, чем видится в пределах обычного опыта. Объекты действительности в этом типе сознания не разделяются на естественные и сверхъестественные, ощущается возможность познания всеобщей связи на интуитивном уровне.
На основе слитности человека с природой формировались основные верования, присущие мифологическому восприятию мира. Это, прежде всего, тотемизм — система верований в то, что каждое племя имеет своих священных предков, чаще всего в виде божественного животного или растения. Также для мифа характерно представление о полной слитности человека с общиной, племенем, которые воспринимаются как часть священной природы. Представлений о личности, о свободе еще нет. Среди мифологических верований присутствует анимизм — вера в одушествленность всего существующего, фетишизм — вера в сверхъестественную силу природных или искусственных предметов. Анимизм, тотемизм и фетишизация объектов живой и неживой природы были многотысячелетней практикой нашего далекого предка. В недавнем прошлом народов Земли они проявляли себя в разной степени, проявляют себя и сейчас.
Слитность и взаимозависимость человека и мироздания породили представления о возможности влияния на различные явления природы. Люди верили, что между разными существами и предметами, между человеком и его изображением или его вещами существует мистическая связь, которую можно использовать для достижения желаемого результата. Так рождалась магия — различные ритуалы и обряды, нацеленные воздействовать на что-либо путем использования не объективных свойств, а их мистической сопричастности.
В мифологической культуре мистическое воздействие на природу заменяло собой реальное. Но это не значит, что оно не имело смысла. Миф не овладевал реальностью, не давал объективную картину мира, зато в полной мере воздействовал на психику человека. Магия не меняла окружающий мир, она придавала ему смысл, вселяла веру и настраивала человека на успех. В течение многих веков мифология весьма эффективно служила основным средством регуляции поведения и сознания людей.
Первоначально мифы зарождались в виде отдельных разрозненных представлений и сказаний. С развитием логического мышления они усложнялись, становились все более последовательными. Их важнейшая черта заключается в том, что в отличие от сказок и вымысла они воспринимаются как реальность, в них живут, это первый способ духовной жизни, ставший громадным шагом на пути человечества от чувственно-эмоционального восприятия действительности к рациональному мышлению. Своего расцвета мифология достигла в так называемый «варварский» период жизни общества. В древних культурах Египта, Индии, Китая развитая мифология уже ставится на службу государству, приобретает идеальный характер, постепенно переходит к новой форме объяснения действительности — религиозной.
Мифологическое сознание со временем перестает быть доминирующим, преодолевается религией, наукой, другими формами духовной культуры, но не исчезает совсем. В преобразованных формах миф сохраняет свое культурно-регулятивное значение до сих пор, но теперь это лишь одна из возможных форм отношения к бытию.
Источники:
https://studopedia.ru/2_127885_mif-kak-pervaya-forma-kulturi.html
https://www.syl.ru/article/349350/vidyi-mifov-klassifikatsiya-opredelenie-i-osobennosti
https://studref.com/438189/kulturologiya/forma_kultury