10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды мифов в философии. Миф как универсальная культурно-историческая форма

Миф как первая форма культуры

Основной формой мировоззрения первобытной культуры является мифологическое.

Мифология (от греч. mythos – сказание, предание; logos – слово, учение) – это особая форма общественного сознания, специфический способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах. Миф – первая форма освоения мира человеком, первая историческая форма мировоззрения.

Для первобытного человека мир был живым существом. Человек сталкиваясь с бытием окружающего мира, целостно переживал это взаимодействие. В него в той же мере, что и интеллектуальные способности, были вовлечены эмоции и творческое воображение. Каждое событие обретало индивидуальность, требовало своего описания и объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». «Рассказывая» мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа в них играло метафорическое отождествление.

Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними, чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным качествам, по смежности в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выступает как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, то есть их символически заменять.

Для мифа характерна замена причинно-следственных связей прецедентом: происхождение предмета выдается за его сущность. Научному принципу объяснения в мифологии противопоставляется «начало» во времени. Объяснить устройство вещи – значит рассказать, как она делалась; описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении.

Одним из важнейших элементов мифологического мировоззрения являются космологические мифы. Тематически космологические концепции можно поделить на несколько групп.

Зооморфные модели мира – представления о животных как опоре мироздания, о вселенной как космически огромном звере.

Антропоморфная модель мира – представление о вселенной как космически громадном человеческом теле)

Модель «многоэтажной» вселенной. Мироздание подразделяется на несколько располагающихся один над другим миров. В известной мере они самостоятельны, но при этом надежно скреплены в единое целое. Главных миров, как правило, три: небеса, населенные богами; земля – обиталище людей; преисподняя, где живут всевозможные демоны и духи.

Мировое древо – идеальная модель мира («древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т.п. Мировое древо мировое помещается в сакральном центре мира и занимает вертикальное положение. Оно является доминантой, определяющей организацию вселенского пространства.

Представления о времени в мифе. Мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени. Мифическое прошлое – это особая эпоха первотворения, эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первые поступки и т.д. Для первобытного сознания все, что есть сейчас, – результат развертывания первоначального прецедента. Мифологичексое время циклично.

Представления о пространстве. Каждая племенная группа ставила себя в центр мироздания. По ее мнению, земля представляет собой круглый диск: ее край должен быть равноудален от центра. По той же причине небо виделось громадным полушарием, смыкающимся с землей. Мифическое пространство находилось далеко и высоко, а реальное – в непосредственной близости к человеку. Культурно освоенная часть пространства противопоставлялась остающейся в «диком» состоянии земле. Мифический космос – это мир без культуры. Важнейшие элементы культуры возникли в эпическое время, когда человечество уже было изгнано богом из мифического пространства и благодаря герою-прародителю племенная группа окультурила окружающее пространство.

С мифологией были тесно связаны древнейшие религиозные взгляды, которые были разнообразны, нередко тесно переплетались либо сосуществовали, что позднее нашло свое отражение в развитых религиях древнейших цивилизаций. К ним относятся

· магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом),

· фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов),

· тотемизм (вера в существование связи между родовой группой людей и их тотемом – видом животных, растений, каким-либо предметом или явлением природы),

· анимизм (вера в души, заключенные в телах, или в духов, существующих самостоятельно),

· аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы).

Как и многое, что имелось в жизни первобытного человека, религиозные представления были призваны обеспечить выживание рода. Религия объясняла явления окружающего мира, указывала способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, намечала путь существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были достаточно устойчивы для того, чтобы при отсутствии внешних воздействий, не изменяясь, существовать тысячелетиями.

Читать еще:  Читать электронные книги онлайн без регистрации. электронная библиотека папирус

Внешним проявлением религии был ритуал. Древние народы выработали множество ритуалов, регламентирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. Все эти ритуалы были связаны с религиозными представлениями.

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды мифов: классификация, определение и особенности

Древняя мифология прочно ассоциируется в сознании современного человека с загадочной Элладой. Именно в Древней Греции этот жанр зародился и получил небывалый расцвет. Что же такое миф, в чем его специфика и какие виды выделяются? Давайте разберемся .

Понятие и суть

Слово «миф» в переводе с языка древних греков означает «сказание» или «предание». Чаще всего основной тематикой подобных произведений была жизнь богов и богоподобных существ, однако нередко в текстах главными действующими лицами становились обыкновенные люди. Мифология представляет собой целостную картину, совокупность разрозненных сказаний.

Создавая мифы, древние люди верили в реальность происходящих в них событий, в этих текстах человек пытался найти объяснение непонятных ему явлений, поэтому первый и важнейший жанровый признак – единство рационального и иррационального начал. Существа, наделенные сверхъестественной силой – боги и богоподобные создания – обитали на небе, под землей и чаще всего походили на людей как внешне, так и особенностями характера. Им были присущи жадность, злоба, коварство, благородство, они влюблялись и страдали, умирали и враждовали друг с другом. Но от людей их отличало наличие особой силы.

Значение мифологии

В литературоведении принято выделять функции мифов, которые представлены в таблице.

При помощи мифа древние люди передавали накопленные опыт и знания от поколения к поколению

Создавая подобные произведения, человек постигал мир, свое место в нем , пытался объяснить причины малопонятных ему явлений природы, чередование времен года, собственную смерть

Миф воспринимался сознанием древнего человека как правда , достоверный рассказ о том, что происходило в реальности. При помощи этих произведений люди не только пытались объяснить себе причины непонятных им явлений, но и сформировать собственную картину мира.

Типология

Принято выделить несколько видов мифов:

  • Этиологические. Представляют собой попытку древнего человека объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов. Конечно, этиологическая функция в целом присуща большинству произведений жанра, но есть определенная группа мифов, в которых именно эта особенность играет главенствующую роль. Чаще всего такие мифы встречаются у первобытных жителей планеты Земля и с развитием цивилизации они постепенно стали менее популярны. Примером может служить греческий миф об Арахне , талантливой ткачихе, которая была наказана богиней Афиной за горделивость и обращена в паука, обреченного вечно плести свою паутину.
  • Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у большинства древних народов, поскольку человек пытался найти свое место в мире. Это мифы, объясняющие происхождение космоса и богов, земли и людей. Нередко в текстах можно обнаружить вкрапления теории создания мира из хаоса . У многих народностей присутствует своя космогоническая картина мира, но можно выявить и сходные моменты. Например, греки верили, что в Хаосе самозародились первые божества, Уран и Гея, которые и создали остальной мир и его жителей.
  • Антропогонические . Некоторыми исследователями включаются в группу космологических, другими выделяются в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой: титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.
  • Тотемические. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.
  • Астральные, лунарные и солярные. Это тексты о звездах , планетах, Луне и Солнце . Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.
  • Календарные. В них древнее сознание пыталось найти объяснение цикличности в природе: смене дня и ночи, времен года. Нередко в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя собой возрождение самой природы, победу добра над злом.
  • Героические. Появились намного позднее вышеперечисленных видов мифов, с примерами которых мы познакомимся позднее. Представляют собой описание подвигов и биографию героя-человека. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными особенностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ. Такие произведения считаются основой появившегося значительно позднее героического эпоса. Таковы подвиги Геракла, Тесея , Персея и других персонажей из греческого мифотворчества.
  • Наконец, очень интересны мифы эсхатологические, представляющие собой попытку древних придумать гипотезу конца света. Встречаются такие у многих народов.
Читать еще:  Западный фронтон парфенона. Скульптура Парфенона: метопы, фронтоны, фризы

В понимании особенностей сознания представителей той или иной цивилизации особую роль играют миф и мифология. Виды мифов отличаются многообразием, но схожие сюжеты нередко встречаются у различных народов, которые географически были разобщены друг от друга. Эту странность исследователи пытаются разгадать уже много лет, но пока нет четкой гипотезы с достоверными аргументами.

Иной подход к классификации

Нередко можно встретить и выделенные иначе виды мифов:

  • шумерские;
  • библейские;
  • античные;
  • скандинавские;
  • египетские;
  • древних индейцев.

Каждый из них отличается уникальной спецификой, собственными сюжетами и героями, своим пониманием космогонии и места человека в мире.

Мифология Эллады

Рассмотрим виды мифов Древней Греции. Исследователи выделяют три периода в развитии мифотворчества Эллады, информация о которых представлена в таблице.

Мир населяли демоны и существа, обладающие могучей силой, нередко сверхъестественными навыками. Силы природы обожествляются, четкой картины мира пока нет, есть фетишизм и анимизм

Появляется четко сформированный пантеон богов, во главе которого находится Зевс-громовержец , а каждому божеству присваиваются определенные функции. Появляются герои, которые нередко вступают в схватку с чудовищами и одолевают их

На смену богам приходят обычные люди – герои, которые совершают подвиги и прославляют свое имя.

Появление олимпийских мифов связано прежде всего с тем, что человек уже сумел подчинил себе природу, поэтому то или иное явление объяснялось уже не волей некоего мистического демона, а действием человекоподобного бога, который , хотя и обладал бессмертием и силой, но выглядел как обычный человек. Именно в этот период появляется знаменитый цикл о 12 подвигах Геракла и о странствиях хитроумного Одиссея.

Типология греческих мифов

Принято выделять два основных вида мифов античной Греции:

Первые посвящены осмыслению создания мира, вторые раскрывают отважные похождения героев. Для формирования у человека картины сотворения мира и жизни очень важны миф и мифология. Виды мифов Древней Эллады – яркое тому доказательство. Так, греки сначала сформировали свою космогонию, а лишь потом стали придумывать сказания о подвигах простых смертных. Мир был создан из Хаоса, в котором зародились два первых бога – Уран и Гея, супружеская пара и одновременно брат и сестра. Именно они породили циклопов, титанов и младших богов. История Олимпа строилась в кровопролитных войнах, имелось в ней восстание титанов против отца, и попытка Урана уничтожить своих детей – будущих жителей Олимпа, и свержение самого Урана собственным сыном – Зевсом .

Пантеон древних греков

Мы рассмотрели понятие мифа и виды мифов. Теперь познакомимся с основными жителями Олимпа:

  • Зевс – верховное божество, бог-громовержец, суровый и властный.
  • Гера – супруга верховного бога, богиня домашнего очага и семьи.
  • Афина – покровительница мудрости и честного боя.
  • Афродита – прекрасная богиня любви.
  • Артемида – божество охоты.
  • Аид – брат Зевса , владелец подземного царства мертвых .
  • Посейдон – бог морей и океанов.
  • Арес – бог кровопролитного боя.
  • Деметра – богиня плодородия и богатого урожая.
  • Гермес – покровительствовал торговле и искусству.
  • Аполлон – бог науки и покровитель муз.

Каждый бог имел свое предназначение, но объединяло их одно – возможность помогать людям. Нередко божества проявляли своенравие и наказывали своих «подопечных», поэтому , дабы их задобрить, приносились жертвы. Почетом и уважением пользовались жрецы – служители олимпийцев.

Популярные герои-люди

Виды и значение мифов Древней Греции мы коротко описали. Теперь рассмотрим, какие герои-обычные люди в них действовали.

  • Сыновья Зевса и смертных женщин: Персей – спаситель прекрасной Андромеды от морского чудовища и победитель Медузы Горгоны ; Геракл, совершивший знаменитые 12 подвигов. Оба героя – сыновья Зевса .
  • Простые смертные: Тесей , сумевший победить Минотавра и выбраться из запутанного лабиринта; музыкант Орфей, чье волшебное пение пленяло слух и богов, и смертных; гениальный создатель Дедал, который воплотил в жизнь мечту воспарить над землей и поплатился за это самым ценным – жизнью любимого сына.

Нередко людям божества помогали, иногда – соперничали с ними. И если в олимпийских мифах нашло отражение понимание греками устройства мира, то в героических текстах отображены, прежде всего, представления об идеальном человеке.

Основные виды мифов в философии

Философская наука признает важность и значимость мифов в искусстве и придерживается их традиционной классификации на космогонические и героические. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие философы в своих трудах использовали мифологические сюжеты.

Читать еще:  Московский государственный театр «Ленком. О театре "ленком", история ленкома

Виды мифов отличаются многообразием, эти тексты помогают нам проникнуть в сознание древних людей и понять, как именно они объясняли то или иное явление, какие человеческие качества для них были важны, как представлялся им процесс сотворения мира и его гибель.

Миф как форма культуры

Миф является специфическим типом сознания, первой древнейшей формой упорядочивания и познания мира, отвечающей на основные вопросы человеческого бытия в форме образов и верований. Он возник в первобытную эпоху как единственно доступный тогда способ объяснения окружающего мира. Человек наделял своими собственными качествами явления природы, одушевлял ее, объяснял мир из себя, сводил все к своим представлениям, зачастую не имеющим никакого отношения к реальной действительности. Миф — это иррациональный способ восприятия и отражения мира, основанный на переживании явлений природы как одушевленных существ и представлении о мистической сопричастности всех вещей и явлений.

В то время человек еще не выделял себя из природы, ощущал свою слитность с ней, не относился к природе как к объекту познания и преобразования. Ему были доступны только конкретно-чувственные формы взаимодействия с окружающим миром. Воспринимая в качестве изначальных свойств явлений и предметов те смыслы, которыми он сам их наделял, человек создавал в своем воображении мифологический космос, в котором все обусловлено мистической связью всего со всем. Мистика обозначает духовную традицию, основанную на интуиции и сопричастности человека с миром, воспринимаемым как существующий в большей степени единства, чем видится в пределах обычного опыта. Объекты действительности в этом типе сознания не разделяются на естественные и сверхъестественные, ощущается возможность познания всеобщей связи на интуитивном уровне.

На основе слитности человека с природой формировались основные верования, присущие мифологическому восприятию мира. Это, прежде всего, тотемизм — система верований в то, что каждое племя имеет своих священных предков, чаще всего в виде божественного животного или растения. Также для мифа характерно представление о полной слитности человека с общиной, племенем, которые воспринимаются как часть священной природы. Представлений о личности, о свободе еще нет. Среди мифологических верований присутствует анимизм — вера в одушествленность всего существующего, фетишизм — вера в сверхъестественную силу природных или искусственных предметов. Анимизм, тотемизм и фетишизация объектов живой и неживой природы были многотысячелетней практикой нашего далекого предка. В недавнем прошлом народов Земли они проявляли себя в разной степени, проявляют себя и сейчас.

Слитность и взаимозависимость человека и мироздания породили представления о возможности влияния на различные явления природы. Люди верили, что между разными существами и предметами, между человеком и его изображением или его вещами существует мистическая связь, которую можно использовать для достижения желаемого результата. Так рождалась магия — различные ритуалы и обряды, нацеленные воздействовать на что-либо путем использования не объективных свойств, а их мистической сопричастности.

В мифологической культуре мистическое воздействие на природу заменяло собой реальное. Но это не значит, что оно не имело смысла. Миф не овладевал реальностью, не давал объективную картину мира, зато в полной мере воздействовал на психику человека. Магия не меняла окружающий мир, она придавала ему смысл, вселяла веру и настраивала человека на успех. В течение многих веков мифология весьма эффективно служила основным средством регуляции поведения и сознания людей.

Первоначально мифы зарождались в виде отдельных разрозненных представлений и сказаний. С развитием логического мышления они усложнялись, становились все более последовательными. Их важнейшая черта заключается в том, что в отличие от сказок и вымысла они воспринимаются как реальность, в них живут, это первый способ духовной жизни, ставший громадным шагом на пути человечества от чувственно-эмоционального восприятия действительности к рациональному мышлению. Своего расцвета мифология достигла в так называемый «варварский» период жизни общества. В древних культурах Египта, Индии, Китая развитая мифология уже ставится на службу государству, приобретает идеальный характер, постепенно переходит к новой форме объяснения действительности — религиозной.

Мифологическое сознание со временем перестает быть доминирующим, преодолевается религией, наукой, другими формами духовной культуры, но не исчезает совсем. В преобразованных формах миф сохраняет свое культурно-регулятивное значение до сих пор, но теперь это лишь одна из возможных форм отношения к бытию.

Источники:

https://studopedia.ru/2_127885_mif-kak-pervaya-forma-kulturi.html
https://www.syl.ru/article/349350/vidyi-mifov-klassifikatsiya-opredelenie-i-osobennosti
https://studref.com/438189/kulturologiya/forma_kultury

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]