90 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды смычковых музыкальных инструментов. История струнно-смычковых инструментов

Струнные музыкальные инструменты

История возникновения струнных инструментов

Предком современных струнных музыкальных инструментов считается древнегреческая кифара. Прототипом ей послужил охотничий лук, издававший при натягивании тетивы медленный угасающий звук. Со временем вместо одной струны стали использовать несколько, разной толщины и длины. А при изменении силы натяжения струн удалось получить различное по высоте звучание.

Следующим этапом стала замена тетивы на полый короб – звук получился красивее. В результате экспериментов с формой и размерами короба появились новые струнные инструменты разной тембральности: лютня, мандолина, гусли, цимбалы, теорба, монохорд, гитара…

Способы извлечения звука из них также различались. На гитаре играли пальцами, а для игры на мандолине использовали специальную пластинку, плектр. Позже появились различные палочки и молоточки, вызывающие вибрацию струн. Именно этот принцип лег в основу фортепиано.

А вскоре был изобретен смычок: если удар вызывал короткий звук, то обыкновенная палочка с пучком конского волоса заставляла струну давать длинное, протяжное звучание. На этом принципе построена конструкция струнно-смычковых инструментов.

Смычковые струнные инструменты

Одними из первых смычковых инструментов были виолы. Как отдельное семейство они возникли в 15 веке. Виолам характерен нежный матовый тембр слабой силы. Они представлены несколькими разновидностями: альтовые, дискантовые, контрабасовые, теноровые. Каждой подгруппе характерен свой размер и, соответственно, высота звучания. Виолы принято держать вертикально, на коленях либо между ними.

Появившись в 15 веке, скрипка быстро приобрела популярность во всей Европе, благодаря сильному звуку и виртуозным возможностям. В итальянском городе Кремоне появились целые семьи мастеров скрипичных дел, чьи скрипки по сей день считаются эталоном. Это всем известные фамилии Страдивари, Амати, Гварнери, сформировавшие так называемую кремонскую школу. И сегодня играть на скрипке Страдивари – большая честь для самых именитых музыкантов всего мира.

Вслед за скрипкой появились другие смычковые инструменты – альт, контрабас, виолончель. Они сходны по тембру и форме, но различаются между собой размерами. Высота звука будет зависеть от длины струн и размеров корпуса: контрабас дает низкую ноту, а скрипка звучит минимум на две октавы выше.

По очертаниям струнно-смычковые инструменты напоминают виолу, только с более изящными формами и круглыми «плечами». Выделяется среди них контрабас, которому делают «покатые» плечи, чтобы позволить музыканту дотянуться до струн.

Для разных смычковых инструментов характерен разный способ расположения: компактные альт и скрипка удобно держать на плече, а вот громоздкие контрабас и виолончель ставят вертикально на пол или специальную подставку.

И еще один важный факт: именно струнно-смычковым инструментом обычно доверяется главная роль в оркестре.

Струнные щипковые инструменты

Второй подвид струнных музыкальных инструментов, щипковые – это сольные, часто любительские, инструменты. Самым распространенным среди них является гитара, применяемая в различных музыкальных жанрах начиная с 15 века и по сегодняшний день.

К этому же типу инструментов относят балалайки, гусли, домры и их разновидности – от пикколо до контрабаса. Они особенно популярны в фольклорных оркестрах, реже используются в симфонических.

Происхождение и развитие струнных смычковых инструметов

Многовековая эволюция струнных смычковых инструментов привела к созданию современных образцов скрипки, альта, виолончели и контрабаса, впервые появившихся в XVI–XVII веках в Италии.

Непосредственными предшественниками этих инструментов были виолы (дискантовая, альтовая, теноровая, басовая), распространённые в Европе в XV–XVII веках. Общими «предками» инструментов виольного и скрипичного семейств были старинные смычковые инструменты фидель, ребек, лира и другие.

Фидель имел плоский корпус гитарообразной формы с безладовым грифом. Его три или пять струн настраивались в терцию и кварту (илл. 1). При игре инструмент держали горизонтально.

Читать еще:  Показать дикие племена амазонии. Самое красивое африканское племя

Лира была с пятью мелодическими и двумя бурдонными (внегрифными) струнами. Она имела широкий гриф, низкую подставку и плоскую головку с вертикально расположенными колками. Сопрановая и альтовая разновидности назывались лира да браччо и лироне да браччо. Басовая разновидность лира да гамба имела 9–12 мелодических и 2 бурдонные струны (илл. 2).

У ребека был мандолинообразный корпус, непосредственно переходящий в шейку без грифа, а его три струны настраивались по квинтам. При игре его держали вертикально (илл. 3). Виолы появились в результате видоизменения лютни и фиделя (илл. 4). Лютня, как и ребек, по внешнему виду напоминала современную мандолину. Звук извлекался с помощью плектра, щипком или смычком.

От современных скрипки, альта, виолончели и контрабаса виолы отличались по форме, числу струн и настройке. Виола имела плоские деки, покатые «плечи», широкий гриф с ладами, почти прямую подставку и пять-семь струн, настраивавшихся по квартам с терцией в середине. Тесное размещение тонких струн на небольшом расстоянии от грифа, разделённого на лады, создавало трудности при игре на средних струнах. Виола обладала матовым, несколько гнусавым, динамически однообразным и слабым звуком.

По способу исполнения виолы, как и лиры, разделялись на ручные виолы – дискантовые, альтовые, теноровые (виола да браччо) и ножные – басовые, контрабасовые (виола да гамба). Из разновидностей виол следует упомянуть виолу д’амур (буквально – виола любви), обладавшей нежным и мягким тембром.

Виолы были распространены в XVI–XVII веках как сольные, ансамблевые и оркестровые инструменты.
Постепенно смычковые инструменты совершенствовались по мере возрастания художественных требований и развития техники исполнения.
В XVI–XVIII веках в странах Европы сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров. Однако классический тип инструмента скрипичного семейства достиг своего совершенства в Северной Италии, в городах Брешиа и Кремона. В Брешии работали Гаспаро да Сало (1540–1609), Джованни Паоло Маджини (1580–1632).

Наиболее славилась кремонская скрипичная школа. Начиная со второй половины XVI века до конца XVIII века, она дала плеяду знаменитых мастеров: Андреа Амати (1510–1580), Николо Амати (1596–1684), Андреа Гварнери (1626–1698), Антонио Страдивари (1644–1737). Инструменты этих мастеров уникальны и остаются непревзойдёнными по своим звуковым качествам.

В XVIII веке выдающийся русский скрипичный мастер Иван Батов (1767–1841) изготовил ряд смычковых инструментов, отличающихся высокими звуковыми качествами и тонкостью отделки.
К концу XVIII века развернулось ремесленное, а затем и фабричное производство струнных смычковых инструментов. Крупнейшими представителями отечественной школы инструментальных мастеров являются Е. Витачек, Т. Подгорный, А. Кочергин, Ю. Почекин и др.
С появлением скрипки, альта, виолончели, контрабаса применение их в оркестре было параллельным с такими смычковыми инструментами как лиры, лютни, виолы и др.

В 1607 году К. Монтеверди ввёл в партитуру оперы «Орфей» скрипки вместо виол и впервые применил на струнных смычковых инструментах тремоло и пиццикато. Следующий шаг сделал Ж. Люлли, создавший постоянный состав оркестра, названный «24 скрипки короля». В оркестре были первые и вторые скрипки, альты, виолончели.
Обладая ярким, сильным звуком, широкими художественно-техническими возможностями скрипка, альт, виолончель, контрабас довольно быстро утвердились почти во всех странах мира. Они постепенно вытеснили из музыкальной практики другие смычковые инструменты и стали той базой, на основе которой формировался симфонический оркестр, в котором к началу XVIII века они уже безраздельно господствовали.

Читать еще:  Сообщение творчество салтыкова щедрина в искусстве. Основные мотивы творчества

Историческое развитие струнных смычковых инструментов.

Сведения по истории смычковых инструментов не очень богаты и подробны. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые струнные инструменты появились именно у восточных народов. Древнейшим из них, по-видимому, был раванастрон. Идея услаждать слух трением волос из лошадиного хвоста о высушенные, скрученные и натянутые на что-либо кишки животных возникла в незапамятные времена. Изобретение первого струнно-смычкового инструмента приписывается индийскому (по другой версии – цейлонскому) царю Раване, жившему примерно пять тысяч лет назад – вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служила грифом и шейкой, в ее верхнем конце находились отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой – из бамбукового дерева. (Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов).

В настоящее время очень популярен китайский народный инструмент эрху – китайская скрипка, который по своей конструкции очень близок к древнему раванастрону. Эрху — старинный китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, необычная двухструнная скрипка с металлическими струнами. Во время игры на эрху музыкант натягивает тетиву смычка пальцами правой руки. Сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.

Очень похож на раванастрон, но уже более совершенен инструмент кяманча. Кяманча (Kamanche), Кеманча, – этнический (Персия, Иран) струнный смычковый инструмент XV века. “Кеманча” в переводе с персидского означает “небольшой смычковый инструмент”. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Длина классической кеманчи 40-41 см, ширина 14-15 см. Корпус выполняется в форме разрезанной вдоль груши. Овальная головка инструмента, а также шея и корпус изготовляются из цельного куска дерева, иногда из кокосового ореха. Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Исполнитель держит инструмент вертикально и играет сидя, опирая длинную металлическую ножку инструмента о пол или колено.

Существуют различные теории происхождения скрипки: от смычковых инструментов, занесённых арабами в VIII в. в западноевропейские страны; от среднеазиатских, кавказских инструментов, от смычковых инструментов скандинавских и прибалтийских стран, от средневековой кроты, жиги, смычковой лиры. Упоминания о смычковой лире обнаружены в сочинениях о музыке, относящимся к IX веку. Наиболее распространена версия происхождения скрипки от средневековых инструментов типа фиделя и ребека. Фидели начинают появляться в Европе в X веке: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями – фидель, виела (в романских странах) – в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе XI веке и сохранялся в различных видах около шести столетий. В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента a gamba и a braccio.

Фидель и ребек ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см., имел исключительное многообразие форм корпуса и количества струн. Классическая разновидность фиделя имела гитарообразный корпус, два резонансных отверстия в форме скобок, безладовый гриф, дощатую головку с прямыми, перпендикулярными к ней колками, пять струн, настроенных по квартам и квинтам. Ребек был похож на него своим грушевидным корпусом, так что его иногда тоже называли фиделем. Они имели от 2 до 5 струн, Название ребека, от арабского ребаб или рабаб, выдавало его с головой. Понятно, инструмент появился в Европе в результате начавшихся с VIII века контактов с арабами, ну хотя бы во время крестовых походов. Название фиделя, происходящее от латинского fides – струна, ничего не говорило о его происхождении, но то, что его особенно любили менестрели и жонглёры, странствующие профессиональные музыканты средневековой Европы, чей тип творчества и образ жизни сложились под влиянием Востока, также говорило о восточном происхождении и фиделя. Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в X-XV веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты. Характерными чертами ребека были мандолинообразный корпус, непосредственно переходящий в шейку, и колковая коробка с поперечными колками. Лады на грифе отсутствовали. Ребек имел обычно три струны, квинтовый строй ребека — G, D, A установился еще до появления скрипки. Играли на ребеке, обычно держа его в горизонтальном положении.
На рубеже XIV – XV веков можно констатировать начавшееся ранее расслоение фиделеобразных инструментов и выявление двух ярко выраженных линий в его развитии. Одна из них, связанная с практикой народных музыкантов, социальное положение которых было низким и бесправным, привела к скрипке; другая, бытовавшая в придворно-замковой практике и соприкасавшаяся с лютней, привела к образованию семейства виол.

Читать еще:  Характеристика героев бэла и максим максимыч. Несколько интересных сочинений

В XIV в. ясно намечаются два направления в развитии фиделя, приведшие в XV столетии к образованию семейства виол и семейства смычковых лир.

Виола (итал. viola) — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент различных типов. Виолы образуют семейство старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развились виолы из испанской виуэлы. Среди струнно-смычковых инструментов, члены семейства виол правили повсюду в Европе от XV до XVII столетия, хотя они появились намного раньше. В начале XI столетия, виолы изображены в визуальных искусствах и упомянуты в литературе. Время происхождение виол неясно, это вероятно конец X столетия, когда в Европе был признан смычок. Виолы широко бытовали в церковной, придворной и народной музыке. По сравнению со скрипками, виола была более длинная и легкая, и в результате производила менее интенсивный звук. В отличие от скрипки виола не имела характерной формы. Некоторые инструменты имели плоские задние части и покатые плечи, некоторые изогнутые задние части и более полную форму. Все эти инструменты в подавляющем большинстве случаев располагали шестью струнами. Струны на виолах были размещены очень близко друг от друга, гриф был разделен ладами, – поперечными металлическими порожками, а подставка имела очень ничтожную выпуклость. Старинные виолы в основном были сведенные к четырем важнейшим видам в подражание вокальному квартету, излагались четырехголосно, то есть в оркестре виол им поручались четыре вполне самостоятельных голоса или партии. Все прочие разновидности виол (а их было довольно много) отличались друг от друга размером, звучностью, числом струн или внешним видом, но они никогда не были постоянными участниками смычкового оркестра.

Источники:

https://www.letopis.info/themes/music/strunniye_muziykalniye_instrumentiy.html
https://domifa.ru/strunnye-smychkovye-instrumenty-i-arfa/172-proiskhozhdenie-i-razvitie-strunnykh-smychkovykh-instrumetov
https://www.informio.ru/publications/id5078/Istoricheskoe-razvitie-strunnyh-smychkovyh-instrumentov

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]