29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние массовой культуры на мир. Массовая культура и ее влияние на общество

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Православная культура
– это арена деятельной любви к людям.
(иеромонах Макарий Маркиш «Уроки любви»)

К ультура – это наши традиции: исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению устойчивые обычаи, обряды, правила поведения, создающие социально-культурный опыт поколений и оказывающие воздействие на образ жизни и действий людей.
М ассовая культура — порождение рыночной экономики — безусловно, является откровенно инфантильным «эрзац-продуктом» специализированных областей культуры. Ее называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), или «поп-культурой». Эта продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств, для своего восприятия. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы, мифологизирует человеческое сознание и предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам.
Я вления массовой культуры создаются профессионалами, которые превращают сложные символы художественной культуры в общедоступные образы, понятия, схемы. Это освобождает людей от интеллектуальных усилий, социальной ответственности и дает выход их эмоциям на более простом, инфантильном уровне. В явлениях массовой культуры в отличие от художественной классики потребитель, как правило, выступает не как пассивный зритель (слушатель), а активный участник творческого процесса. Это достигается путем постоянного провоцирования (с помощью призывов «Подпойте мне», «Давайте вместе») или прямого включения потребителя в зрелищное действие: конкурсы, викторины, карнавалы и пр. Особое место в массовой культуре занимает массовое искусство, которое быстро развивается, в качестве предмета потребления, способного при продаже приносить прибыль. Создание феноменов массового искусства осуществляется на таком высоком техническом уровне, что вызывает искреннее восхищение не только у массового потребителя, но и у представителей художественной классики.
К ак и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью «массовой культуры» является реклама. Некоторые издательства и кинокомпании тратят до 15-20% прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов её потребителей. В соответствии с запросами зрителей коммерческий кинематограф предлагает набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс-фильмов и т.п. Учитывая потребности молодежи в самоутверждении, её стремление к лидерству, в кино и литературе Запада появился соответствующий герой – некий супермен типа знаменитых Джеймса Бонда(007), Рембо, Индианы Джонса, наделенных такими качествами, как смелость, решительность, ловкость. Они всегда одерживают победы. Все это выливается в бессмысленное просматривание бездымных, умопомрачающих (извиняюсь за каламбур) боевиков, или «страшилок». Зачинателями «массовой культуры» были бизнесмены Голливуда (США). Они разработали целую систему производства подобных фильмов, которые заполонили экраны кинотеатров мира. Подобной коммерциализации подверглись также книгопечатание, пресса, живопись, фотография. Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. Для этого современные возможности СМИ поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны донести информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов людей в десятках стран мира. Примеры из повседневной жизни: архитектурное творчество переориентировалось на массовую городскую застройку и дизайн; музыка — на различные формы поп- и рок музыки, скульптура — на бодибилдинг и т.д. Конечно, это крайние выражения массовой культуры. Состав и структура явлений общественной жизни подается как набор стандартных ситуаций, где все отобрано, систематизировано и выявлено «лучшее»: «правильный» политический строй, «правильные и неправильные» лидеры, звезды эстрады, кино и спорта, символы эпохи и пр. Этот отбор совершен профессионалами: журналистами, публичными политиками, авторитетными общественными деятелями, выдающимися представителями искусства. К их мнению трудно не прислушаться. Массовая культура не освобождает человека от личной ответственности, она снимает проблему поиска и отбора информации. Но если для образованного человека поток все возрастающей информации представляет собой проблему, то она еще острее для «необразованной» части населения. Речь идет о людях, которые не имеют высшего образования, навыков аналитической работы с информацией. Для них «гиды-профессионалы» — представители «звездного мира», в который мечтает попасть каждый из этих людей.
С реди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие:
– индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и шаблонов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе;
– массовая общеобразовательная школа, взаимосвязанная с целевыми установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, филосовских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
– средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», т.е. фактически формирующие обществ, мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;
– система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную» готовность общества;
– массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истеричный «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши — не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическими объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
– массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддежку, которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза;
– система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит, ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ, сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы “элитных” образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;
– индустрия формирования имиджа и “улучшения” физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т.п.), являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж;
– индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и «бульварная» литература, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротических шоу, индустрия курортных и «культурно»-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы и исполнительное мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательному к интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции, и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности.
Н есколько слов о влиянии «массовой культуры» на психику человека. Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением» и когда слушает рок-музыку или смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущих телепрограмм, модных модельеров чему в большей мере способствует создаваемая вокруг них реклама.
В ышеперечисленными методами пользуются для получения из нас прибыли и созданию безвольного типа людей, которые безоговорочно будут исполнять все, что от них потребуют. Проживая в комфорте с основательно промытыми «массовой культурой» мозгами, сейчас мы страдаем больше всего от неведения Христа, от своего невежества, глубокого и закоренелого, от неспособности отбросить заблуждения и ложь, найти и получить ответ на сотни вопросов. Отсюда – равнодушие, уныние, тупое бесчувствие, тупая злоба и тупое упрямство; отсюда – распад семьи, общества, нации, утрата сопротивления к чужим враждебным воздействиям; отсюда – алкоголизм, разврат, магия, преступность, азартные игры, наркотики, гибель…
Н о Господь не зря дал нам разум, чтобы мы могли сопоставлять и находить истину. Мы не должны жить, выслушивая бесчисленные указания как, чем и в какой последовательности набить себе живот, совершенно не замечая бед и печалей рядом живущих людей. Православная культура – это культура Креста. Крест – это жертва любви. Дорога в Небо – подвиг, самоотдача, самопожертвование. Пора распахнуть ставни, открыть окна, двери – и навести в доме порядок.

Читать еще:  Мама маши мироновой капитанская дочка. Образ Маши Мироновой в повести А.С

Человек может возвыситься до самого себя и унизиться тоже до самого себя.
Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке.

Влияние массовой культуры на формирование и развитие духовно-нравственного облика современной молодежи

Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

1) средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) – тиражируют информацию, регулярно воздействуют на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;

2) средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) – не всегда оказывают регулярное воздействие на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;

3) технические средства коммуникации (Интернет, телефон) – определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Можно сделать вывод, что средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится «массовой», когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Массовая культура (англ. «massculture») – это понятие, служащее для обозначения особенностей производства культурных ценностей в «массовом обществе», ориентированном на массовое потребление.

Массовая культура охватывает различные явления культуры XX века, получивших распространение благодаря научно-технической революции и постоянному обновлению средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры очень широк, начиная примитивным китчем (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») и заканчивая сложными, содержательно насыщенными формами (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).

Как же появилась массовая культура? Возникновение и формирование массовой культуры можно разделить на два периода:

– пассивное распространение массовой культуры (доисторический период – XIX-ХХ века, т. е. период развития техники);

– активное распространение (XIX-ХХ века – настоящее время). Но этот период активности, преследуя отрицательную цель (антиморальные качества), привёл к потере полной формы массовой культуры и превратил в массовую культуру с маской отрицательных свойств.

Издавна народы разделились на страны с общей культурой и обычаями. Это, несомненно, был массовый процесс. Например, и обычаи, и традиции развивались по массовой структуре культуры. Но это развитие шло пассивным образом.

Затем, с XIX-ХХ веков, благодаря развитию техники, появлению многочисленных детективных романов и бестселлеров, массовая культура из периода образования перешла в период развития. Вследствие этого культурные процессы превратились в культуру в кавычках. Воспользовавшись данной ситуацией, некоторые корыстные политические силы поставили главной целью внедрение такой «культуры» в сознание людей и обращение мира в нечто стандартное. Теоретики культуры и историки расходятся во мнениях о периоде, когда массовая культура возникла как независимый социальный феномен.

По мнению российского оппонента, доцента Е. Смольской, не может быть речи о долголетней истории массовой культуры. Американский социолог Д. Уайт, напротив, полагает, что бои гладиаторов Рима, которые собирали огромное количество зрителей, являются первыми элементами массовой культуры. А. Адорно пишет, что прототип современной массовой культуры – это капиталистическое развитие Англии на рубеже XVII–XVIII веков. Он считает, что романы, написанные в то время (Д. Дефо (1660–1731), С. Ричардсон (1689–1761), преследовали торговую цель. Конечно, эти романы основывались не на культуре аристократов, а на потребностях масс. Но Е. Смольская считает, что этим произведениям не свойственно однообразие, которое характерно массовой культуре.

Также нужно рассмотреть и отрицательные мнения ученых о процессе возникновения и развития массовой культуры .Согласно мнению известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, общество является меньшинством и сообществом массы. Возникает вопрос, кто тут в меньшинстве? Масса – это кто? Как утверждает Ортега, меньшинство – это личности, которые имеют особые приметы, масса – сбор ничем не отличающихся индивидов. Масса, то есть средние люди, содействовали росту количества людей в городе и узкому профессиональному кругу, а также возникновению «массовой культуры». Это обстоятельство повредило культурный уровень и современное развитие. По мнению философа, большинство – это не всегда «много». Качественно «выделенные личности» именуются «большинством». Следовательно, большинство людей не имеют мнения, потому что они не могут теоретически оценить сущность. Это мешает им принимать верные решения. Значит, мысль в голову людей надо втискивать, как масло в машину. Учёный осознает, что социальную мысль нельзя внедрять насильно. «Но, – говорит он, – если нет духовного господства, если нет вождей, если людьми не манипулировать, в обществе появится анархия».

Интересные теоретические основания исследования социальных функций массовой культуры были разработаны в последние годы Э. Орловой. Функциональная доминанта массовой культуры определяется тем, что она обеспечивает людям относительно упорядоченные представления о сложной современной реальности и соответствующий общедоступный язык социальной коммуникации. Она образует информационное пространство, откуда все члены общества могут почерпнуть сведения о стереотипных социокультурных ситуациях и стандартных отношениях в их рамках, благодаря реализации ряда социализирующих функций.

Информирующая функция связана с предоставлением массовой аудитории сведении о текущих социокультурных событиях.

Просветительская функция обусловлена тем, что здесь есть возможность транслировать информацию, приобщающую массовую аудиторию к социально значимым ценностям прошлого и настоящего, облегчающую ориентацию в сферах спроса и предложения, политических ориентации.

Регулятивная функция массовой коммуникации осуществляется за счёт широкой представленности нормативной информации. Речь идёт не только о постоянных сообщениях и комментариях, относящихся к правовым документам. Здесь широко освещаются общепринятые моральные суждения и оценки, результаты опросов общественного мнения, а также формируются и наделяются общесоциальной значимостью определенные культурные темы.

Читать еще:  Рисование с детьми летом в детском саду. Пальцевая живопись – хэппинг

Социально-манипулятивная функция связана со стремлением коммуникатора — кем бы он ни был – убедить в чем-то аудиторию, в основном молодёжь, побудить её к совершению определенных действий. В этом случае решаются практические задачи повышения убеждающей силы сообщении, что ведет к накоплению технологии манипулирования общественным мнением и активностью.

Наконец, следует выделить рекреационную функцию. Речь идёт о перенесении внимания молодого поколения с повседневных проблем на мир игры, фантазии, праздника. Для этого используются разные средства. Эстетическая информация представляется беллетристическими изданиями, разделами газет и журналов, литературными, музыкальными, театральными рубриками на радио, телевидении, в Интернете, электронными записями, телевизионной, кино- и печатной продукцией, связанной с изобразительным искусством и архитектурой. Игровое пространство составляют всевозможные игры, лотереи, викторины, конкурсы и пр. Для создания праздничного настроения существуют — в первую очередь на телевидении – разного рода шоу. Всё это позволяет молодой аудитории отрешиться от повседневности и на время погрузится в мир красочных образов и острых переживании.

Трансляция эстетических ценностей миллионным аудиториям является одной из форм воздействия средств массовой коммуникации на современную культуру. Другая форма воздействия – не репродуктивные, творческие, продуктивные аспекты средств массовой коммуникации. И третьим, наиболее значимым моментом, который определяет влияние средств массовой коммуникации на формировании современной культуры, является то, что они благодаря своей технической природе не только обеспечили возможность массового охвата численно рассредоточенных аудитории, документальную фиксацию и демонстрацию материала, но и содействовали целому ряду новых эстетических качеств, которые получили осмысление в различных направлениях культурной деятельности и прочно вошли в арсенал современной культуры.

Реальная, обширная практика средств массовой коммуникации нанесла сильный удар по элитарной культуре, способствовала распространению художественной классики в массы. Выросшие из литературы, живописи и других традиционных искусств, средства массовой коммуникации оказывают обратное воздействие на них, создают предпосылки укрепления постулата народности искусства, так как выступают в качестве реального гаранта массовости искусства. С помощью средств массовой коммуникации можно более глубоко осознать теоретическую связь утилитарного, эстетического и функционального в воздействии искусства.

Главные черты массовой культуры – примитивизация отражения человеческих отношений, социальный максимализм, культ успеха, развлекательность и сентиментальность. Массовое сознание, которое формируется массовой культурой разнообразно в проявлении. Его основные отличия – это консервативность, инертность, ограниченность. Оно имеет специфические средства выражения. Массовая культура основывается не на реалистических образах, а на искусственно создаваемых образах и стереотипах.

Нет оснований сомневаться и в том, что массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, которые происходят в природе и в человеческом обществе. Цель массовой культуры – это не возможность заполнить досуг и снять напряжение у человека, а стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя, слушателя, читателя), что формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры человека. Массовая культура – наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества, где производство массовой культуры должно осуществляться изо дня в день, постоянно, круглосуточно.

Очевидно, что основная функция средств массовой информации – информирование общества о событиях в стране и мире, о политике, экономике, науке, культуре, внешней среде и внутренней жизни человека, обо всем неисчерпаемом многообразии реальной действительности. Поэтому неслучайно то, что в современном мире идет безжалостная и увеличивающаяся с каждым днем борьба за доступ к информационным ресурсам массмедиа, запас которых, бесспорно, является доминирующим компонентом всей системы массового информирования социума.

Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.

В настоящее время массовая культура отрицательно влияет на разум молодёжи. И вместе с этим она может нанести ущерб национальному развитию. И это свойство массовой культуры «подрезает корни» человека. Назовём её реальные опасные последствия:

– неправильное формирование культурного разума личности;

– разрушение национальной культуры;

– сомнение в общечеловеческих культурных ценностях;

– отдаление от национальной духовности;

– на первом месте выгода;

– духовный разум и человеческая духовность на втором плане;

– пренебрежительное отношение к старому и новому поколению;

– формирование личностей, ставящих в качестве основы лёгкую жизнь.

Итак, мы видим, что если человеку «подрезать корни», им можно свободно манипулировать, и сам не понимая того, он бросит себя в течение «массовой культуры». По этому поводу можно выразиться словами русского учёного В. Г. Федотовой, что массовая культура формирует «индивидов без корней». Она приходит к мнению о том, что «с помощью СМИ возникнет масса индивидов «без корней» и в результате общество впадёт в состояние аномии (потеря традиций и дисциплины)». Если в обществе исчезнет дисциплина, то исчезнут ценности и мораль. Следовательно, если исчезнет мораль, то в обществе возникнет масса духовно бедных людей. А это является главной целью «массовой культуры».

Рассматривая выше приведённые мнения, можем судить о том, что с годами основа массовой культуры стала состоять больше из отрицательных свойств, нежели положительных. Если раньше наблюдалось приспособление к народному, национальному менталитету и общественное сближение, то в недавних процессах происходит обратное. Следовательно, в настоящее время требуется создание национально-духовных центров, которые способны повысить духовный иммунитет нашей молодежи и бороться против духовной угрозы.

Список литературы

1. Каримов, И. А. Высокая духовность – непобедимая сила [Текст]. – Т.: Маънавият, 2008. – С. 118.

2. Кравченко, А. И. Культурология: словарь [Текст]. – 2-е изд.– М.: Академический проект, 2001. – С. 335.

3. Морина, Л. П. Танец в системе массовой культуры [Текст] // Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – 2001. – С. 43.

4. Орлова, Э. А. Социокультурное пространство массовой культуры [Текст]// Обсерватория культуры. – 2004. – №3. – С. 4 – 10.

5. Смольская, Е. П. Массовая культура: развлечение или политика? [Текст]. –М., 1986. – С. 20.

6. Учебное пособие по введению в специальность “Культурология” / разработано Л. В. Гернего [Текст]. – Чита: ЧитГУ, 2004. – С. 84.

7. Федотова, В. Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России [Текст]// Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 3.

Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества

Аверкина Татьяна Николаевна, почетный работник общего образования Российской Федерации, учитель истории и обществознания ВУВК им. А.П.Киселева, г. Воронеж

УДК 316.7

Массовая культура – один из основополагающих атрибутов духовной сферы современного социума. Ярким примером массовой культуры является создание «индустрии Голливуда» и появление таких жанров кино как ужасы, боевики и сериалы. Подобная продукция ориентирована на массового потребителя, который жаждет «хлеба и зрелищ» и не ставит перед собой в качестве цели тщательную вдумчивость и осмысление происходящего на экране. Так называемые «голливудские» фильмы – один из самых распространенных и «эффективных» инструментов влияния на сознание людей в течение последних десятилетий.

Массовая культура стала одной из неотъемлемых составляющих современной эпохи. Более того, это явление наложило свой отпечаток абсолютно на все сферы жизни общества, что можно легко проследить на основании всех изменений, оказанных на уклад существования человечества.

Так, например, массовая культура оказывает большое влияние на политическую сферу. Прежде всего, она приобщает индивида к сложившейся системе общественных отношений, пресекая попытки и побуждения бунта против неё [1]. При помощи средств массовой информации происходит приобщение граждан к политике, повышается уровень их политического участия. Однако, стоит отметить и обратную сторону данной медали. Крайняя политизированность многих печатных изданий зачастую является основой для формирования мнения читателя, не способного воссоздать собственную картину мира. Вследствие распространения влияния массовой культуры политика воспринимается через образы (имидж и стереотипы). Отсутствует полное понимание политических процессов, представление о политике формируется под влиянием PR, рекламы и агитации. Велика в таких условиях вероятность распространения ложных сведений, введения граждан в заблуждение при помощи СМИ и других инструментов. Одним из самых ярких примеров подобной ситуации может служить скандал, вызванный появлением в девяностых годах XX века фотографий «сербского лагеря смерти», которые оказались подделкой, однако сыграли немаловажную роль в обвинении Сербии в уничтожении мирного населения [2].

Читать еще:  Семейный уклад у осетин. Исследовательская работа "традиции и обычаи осетин"

Среди экономических последствий влияния массовой культуры нельзя не отметить стимулирование технического прогресса, доступность, дешевизну продукции (вследствие её стандартизированности), а, следовательно, и возможность удовлетворения потребностей беднейших слоев населения и, как результат, повышение уровня жизни во всех уголках земного шара. Так, к примеру, за последние десять лет экономический рост некоторых стран Африки, расположенных южнее пустыни Сахара, составил более семи процентов. Кроме того, массовая культура проповедует необходимость и важность развития технологий производства, технических нововведений. Так как большинство исследователей сходятся во мнении, что массовая культура зародилась в США (стране, где прагматизм и технологичность возведены в ранг основных ценностей), то с распространением массовой культуры распространяются и технологические новшества. С другой стороны, массовая культура ограничивает стимулирование производства уникальной и качественной продукции. Так любой экономический агент, будь то фирма, в качестве основной экономической цели позиционирует максимизацию прибыли, которая может быть достигнута в том числе через увеличение масштабов производства. Одним из сопутствующих факторов и способов по достижению данной цели представляется сокращение издержек путем предложения потребителю однородной и унифицированной продукции, что, безусловно, нельзя охарактеризовать положительно.

Огромное влияние оказала массовая культура и на социальную сферу. Та же самая однородная продукция массовой культуры выступает в качестве определенной интегрирующей силы, сближающей народы и способствующей глобализации.

В силу своей универсальности и ориентированности на каждого индивидуума, независимо от его социального положения, массовая культура стирает границы между классами. Всё это, в конечном счете, способствует снижению уровня социальной напряженности в обществе.

Тем не менее, распространение массовой культуры вызвало резкое повышение уровня патриотизма наций. Отдельные культурные общности стали отстаивать право на национальную самобытность, борясь со всеобщей унификацией. Достаточно вспомнить политику Украинских властей по восстановлению значимости украинского языка как одну из мер возрождения национального самосознания.

Среди отрицательных социальных последствий массовой культуры следует упомянуть пассивное восприятие действительности индивидом, консерватизм, ориентацию не на реальность, а на рекламные, теле‑ и радио- образы, конформизм, как основной тип поведения личности, нежелание и неспособность изменять существующий общественной порядок и устранять недостатки в нём.

Хотя временем рождения массовой культуры принято считать середину 20 века, стоит считать, что отдельные её черты можно увидеть и до этого времени. Так можно привести цитату русского философа А.И. Герцена, который говорит о том, что масса (народ) – тормозящая сила, не дающая обществу развиваться прогрессивно: «Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы… Он даже новое принимает в старых одеждах…». Масса сопротивляется нововведениям, страшится нового. Это препятствует развитию общества по пути прогресса.

Пожалуй, самый заметный отпечаток наложила массовая культура на духовную сферу жизни общества. Массовая культура при использовании нехитрых инструментов (типичные образы, стандартизированные сюжеты) помогает индивиду лучше ориентироваться в современном мире, получать пусть и примитивное, но представление о взаимоотношениях между людьми. Через арт-культуру массовая культура дает обществу возможность приобщиться к культуре более высокого уровня. Копируя же и перенимая достижения и образцы элитарной культуры, массовая культура распространяет их, популяризует через СМИ, киноискусство, другими способами. Более того, именно благодаря распространению массовой культуры беднейшие слои населения приобрели возможность пользоваться плодами высокого искусства. Также нельзя не учитывать и общее повышение уровня грамотности населения, немаловажную роль в котором сыграла именно массовая культура.

Вместе с тем большинство специалистов отмечает, что негативных последствий этого явления всё-таки больше, чем позитивных. Известный социолог, исследователь массовой культуры Х. Ортега-и-Гассет писал: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду» [3]. Всеобщая универсализация, стандартизация убивает высокое искусство, в котором общество попросту не нуждается.

Продукты духовной деятельности человека в обществе массового потребления ориентированы прежде всего на удовлетворение первичных потребностей. Происходит переоценка ценностей: постмодернизм – господствующее философское направление в эпоху массовой культуры – провозглашает принцип наслаждения как основную цель искусства. «Всё на свете относительно, нет ни «хорошего», ни «плохого» искусства», –утверждают постмодернисты, руководствуясь принципом отрицания иерархичности ценностей. Современное искусство и массовая культура идут в качестве основной траектории своего движения выбирают путь коммерциализации. Этот путь направлен не на нравственное совершенствование личности, а на удовлетворение потребностей, базовых инстинктов. Первостепенная задача такой культуры – развлечь, но не предоставить «пищу для размышлений». Нельзя не отметить и намечающуюся тенденцию отрицания таких ценностей, как целомудрие, патриотизм, семья. Целомудрие объявляется нравственной неполноценностью, патриоту противопоставляется космополит – «гражданин мира», институт семьи переживает глубокий кризис.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что массовая культура на современном этапе своего существования является неотъемлемым элементом общественных отношений, оказывающим огромное и постоянно возрастающее влияние на различные сферы жизни социума. При этом и в политической, и в экономической, и в социальной, и в духовной сферах можно выделить как позитивные, так и негативные последствия данного влияния. Именно поэтому основная задача цивилизации на ближайшие годы – предотвращение негативного влияния массовой культуры, ограничение дальнейшего разложение искусства, а также пресечение превращения его в инструмент удовлетворения базовых потребностей. Для достижения этого результата необходимо четкое и осмысленное изменение ценностей массовой культуры во всех ее проявлениях, внедрение идеалов культуры более высокого уровня. Данный процесс может быть организован в первую очередь путем смешения массовой культуры с элитарной, имеющей, очевидно, более высокую базу ценностей.

22.12.2017, 13:39 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Канищева К.В. написана умеючи, значима для общественности,ее ученых, политиков, журналистов. Она рекомендуется к печати. Но предлагается учесть, если согласится автор. Нужно оговорить богатство содержания термина “культура”, где знания, мораль, поведение, законопослушание, миролюбие и др. Не стоит задерживаться Соединенными Штатами Америки,стоит обращаться и к другим странам мира. По взятой “массе людей” следует учесть представительство в ней людей бедных и богатых, а по политике,оговорить преобладание там представителей богачей, которые и влияют со своей выгодой на общественное сознание. Не нужно забыть использование термина “классы”.

22.12.2017, 14:23 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Вот что я скажу. Хотелось бы увидеть какую конкретно проблему решает автор. Как ее пытались решить другие авторы и в чем недостаток прошлых решений и преимущества нынешнего решения. В тексте наблюдаются явные противоречия, например в одном месте автор пишет “Так как большинство исследователей сходятся во мнении, что массовая культура зародилась в США. “, в другом же он дает следующее определение массовой культуры “Массовая культура – форма культуры, господствующая среди большинства населения, характеризующаяся невысокими качественными признаками, ориентацией на «среднего человека».”. Внимание вопрос, такая культура, что до США не существовала что ли? Полная ерунда. Кстати аннотация, откуда я взял это определение, вообще должна содержать то, о чем статья. Выводы потрясающие “Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что массовая культура на современном этапе своего существования является неотъемлемым элементом общественных отношений, оказывающим огромное и постоянно возрастающее влияние на различные сферы жизни социума”. Это не очевидно? Далее “Данный процесс может быть организован в первую очередь путем смешения массовой культуры с элитарной, имеющей, очевидно, более высокую базу ценностей”. Что такое “база ценностей”? Знает видимо только автор (хотя подозреваю что и он не знает). Вывод, публиковать можно только после серьезной доработки. Пока это не наука..

Источники:

https://www.hram-p.narod.ru/tvorchestvo/MASSOVAJa_KULTURA_I_EE_VLIJaNIE_NA_SOVREMENNOGO_ChELOVEKA.html
https://yamal-obr.ru/articles/vliyanie-massovoy-kulturi/
https://sci-article.ru/stat.php?i=1513735006

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]