Воронихин андрей никифорович семья. Шереметьевский дворец на Фонтанке
Шереметевский дворец (“Фонтанный дом”) (начало)
Фото – VM 2009 г.
Шереметевский дворец (“Фонтанный дом”) Барокко
наб.р. Фонтанки, 34
Пам. арх. (федеральн.)
1746-1750 – арх.Чевакинский Савва Иванович, Аргунов Фёдор Семёнович
Шереметевский дворец . Манеж и конюшни
В 1712 г. Петр I подарил один из участков на Фонтанке своему соратнику фельдмаршалу Б. П. Шереметеву для сына графа Петра Шереметева. Более 150 лет (до 1918 г.) дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям известного дворянского рода Шереметевых.
В середине XVIII в. С. И. Чевакинский и Ф. Л. Аргунов (из семьи крепостных Шереметева художников Аргуновых) по проекту П. М. Еропкина (1730-е гг.) возвели каменный Фонтанный дом, построенный в глубине участка. Дворец представляет собой уникальный памятник усадебной архитектуры в стиле раннего барокко. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.
Интерьеры и павильоны в саду были созданы А. Ф. Аргуновым, в конце XVIII в. – начале XIX в. – перестраивались И. Е. Старовым, Д. Кваренги; А. Н. Воронихиным.
В 1838 г. И. Д. Корсини создал эффектную чугунную ограду.
Северный флигель (“Фрейлинский”) во дворе, с воротами, украшенными гербом рода Шереметевых, был построен в 1864 г. по проекту арх. Н. Л. Бенуа. (по [ 139 ] в 1867) . Над гербом на воротах северного флигеля девиз – Deus conservat omnia (Бог сохраняет все). Этот латинский девиз выбрал для себя сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев.Работы проводились по заказу владельца Дмитрия Николаевича Шереметева (1803-1871). ([ 139 ].С.20-21)
Последний владелец дворца – граф Сергей Дмитриевич Шереметев – член Государственного Совета, почетный академик, историк, собиратель и исследователь древнерусских рукописей и старинных книг. Он создал Общество любителей древней письменности, которое собиралось в Галерейном флигеле дворца. Здесь же размещалось древнехранилище книг и рукописей.
Домовая церковь дворца.
Из книги: “Решетки Ленинграда
и его окрестностей.
“Гермонт Г.Н. 1938
Добавил –
YURIY ALEKSANDROV.
Музей города.
Отдел внутреннего убранства
б дворец Шереметева
Открытка 1929 г. изд.
(добавил
Андрей Агафонов )
«Вечерний Ленинград»
№104(2574) от 04.05.1954 г.(С.4)
(добавил – lenarch .)
Альбом “Санкт-Петербург с птичьего
полета” – СПб.:Изд.”Новатор”, 2012. С.89
(добавил nikspb)
Фрагмент ворот –
герб Шереметевых.
(добавил IVa )
“. Ещё при жизни фельдмаршала Б. П. Шереметева на участке была сооружена деревянная загородная дача. Сам фельдмаршал здесь не жил – он обитал в пышных хоромах в районе улицы Халтурина (Миллионной). Позже, в 1720-1740 годах, на набережной Фонтанной речки было сложено каменное строение, а в 1750-1755 гг. при сыне фельдмаршала оно было перестроено С. И. Чевакинским при участии крепостного архитектора Ф. С. Аргунова. Они возвели Фонтанный дом, сохранившийся до наших дней. Планировка застройки участка Фонтанного дома напоминает уже знакомую нам усадьбу Аничкова дворца. Главное строение – в глубине парадного двора. За корпусами Фонтанного дома Шереметевых от Фонтанки до нынешнего Литейного проспекта простирался обширный сад, принадлежавший Шереметевым. Как и многие другие сады в городе, он был закрыт для публики. В саду за Фонтанным домом Аргунов построил беседку в китайском стиле, грот и другие павильоны. Центральная часть фасада главного корпуса Фонтанного дома выделена мезонином и полукруглым фронтоном. Боковые ризалиты здания завершены треугольными фронтонами. Пилястры коринфского ордера, декоративное оформление окон и скульптурное убранство фасада позволяют причислить Фонтанный дом к петербургской сюите образцов стиля барокко. В 1813-1822 гг. архитекторы Д. И. Квадри и Х. Ф. Мейер построили здесь два одноэтажных павильона, которые фланкируют парадный двор. В 1837-1838 гг. по проекту И. Д. Корсини Фонтанный дом был отделён от набережной узорчатой чугунной решеткой на гранитном цоколе, украшенной золочеными бронзовыми деталями. В 1867 г. в левой части двора по проекту Н. Л. Бенуа были сооружены служебный флигель и ворота, украшенные гербом Шереметева. К сожалению, не сохранилась часть усадьбы Шереметевых, примыкавшая к Литейному проспекту, – Шереметевы продали ее в 1910 г., и на этом месте были сооружены доходные дома. Фонтанный дом тесно связан с историей русской культуры. Здесь жила прославленная русская актриса Прасковья Ковалёва (сценический псевдоним – Жемчугова). Бывшая крепостная (из подмосковной усадьбы Кусково) получила хорошее образование, владела французским и итальянским языками. В 1801 г. Н. П. Шереметев обвенчался с ней, и бывшая крепостная стала графиней Шереметевой. Она умерла в Фонтанном доме от чахотки через три недели после рождения сына. Широко известный портрет А. С. Пушкина, о котором поэт писал: “Себя как в зеркале я вижу. “, написал в 1827 г. в Фонтанном доме с натуры живший здесь О. А. Кипренский. Здесь бывал М. И. Глинка. С середины XVIII в. до 1870-х гг. в Фонтанном доме находилась и выступала знаменитая “капелла Шереметевых” – один из лучших частных хоров в России. Замечательным коллективом восторгались Глинка, Лист, Берлиоз. в создании интерьеров участвовали знаменитые архитекторы И. Е. Старов, Дж. Кваренги, А. Н. Воронихин. “
(По материалам статьи Павла Канна “Вдоль Фонтанки”. Газета “Вечерний Ленинград” № 96 (17886) от 23 апреля 1986 г., С.3; добавил: IVa )
После Октябрьской революции в доме был открыт музей дворянского быта, существовавший до 1931 г. В основу его фондов было положено частное собрание Шереметевых, универсальное по характеру и разнообразное по предметам. Оно включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т. д.
В начале 1920-х гг. в здании с музеем соседствовал «Северокустарь» (первоначально «Артельтрудсоюз») Он объединял промысловые и лесные союзы Северной области. Занимался заготовкой и доставкой дров и кустарной промышленностью. В сферу его деятельности входили Петроградская, Новгородская, Псковская, Олонецкая, Череповецкая и прилегающие части Тверской и Рыбинской губерний.
В 1926 г. «Весь Ленинград » характеризовал музей как «единственный вполне сохранившийся в СССР музей дворянского быта и быта крепостных XVIII- XX вв.
К 1928 г. во дворце расположился Астрономический институт, который занимался теоретической разработкой и практическим применением научных методов в области астрономических и геодезических исследований.
( История Петербурга №5(9)/2002)
Затем в здании располагались научно-исследовательские учреждения. В 1989 г. часть помещений Шереметевского дворца была передана Музею театрального и музыкального искусства, и во дворце начались реставрационные работы, по воссозданию интерьеров XVIII-XIX вв.
Анна Ахматова.
Петроград. 1922 г.
Фото Наппельбаума
Комната А. А. Ахматовой.
Ахматова и Пунин
Фонтанный дом.
1927 г.
Фото Лукницкого.
Кенотаф Прасковьи Жемчуговой
Памятный обелиск Анне
Ахматовой в Шереметевском саду
Фото – Наталия, 2008.
Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой
В доме на набережной реки Фонтанки Анна Ахматова прожила более 30 лет.
Осенью 1918 г. она поселилась в северном флигеле. Здесь она прожила с мужем, ассириологом и поэтом Владимиром Казимировичем Шилейко, два года. Их брак распался, и Анна Ахматова покинула Фонтанный дом. Вернулась сюда несколькими годами позже – в середине 1920-х гг. Ее новый муж, Николай Николаевич Пунин, известный историк искусств, жил в южном флигеле в квартире на третьем этаже. В начале 1920-х гг. в этой квартире жили только члены семьи Пуниных. В 1930-е гг. квартира, долгое время остававшаяся уголком дореволюционной России, становится коммунальной. В 1938 г. Анна Ахматова расстается с Пуниным, но из квартиры не уезжает, а переселяется в другую комнату. В 1952 г. семья была вынуждена покинуть Фонтанный дом и переехать на ул. Красной Конницы.
В квартире в Фонтанном доме Анна Ахматова написала множество знаменитых стихотворений. Многие их них не были “написаны” в полном смысле этого слова: опасаясь репрессий, Ахматова не хранила рукописи и доверяла самым близким друзьям заучивать стихи наизусть. Так были сохранены “Реквием”и “Поэма без героя”.
Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой был открыт в 1989 г. в южном садовом флигеле Шереметевского дворца.
1962: Ин-т Арктический и Антарктический научно-исслед. Главсевморпути Мин. морского флота СССР – Фонтанка 34
столярная мастерская – пл. Ленина 3 инструмент.камера – ул.Фрунзе 24/19 (Список абонентов ЛГТС.1962. Часть II. С.70)
1965: Ин-т Арктический и Антарктический научно-исслед,. Глав. упр. гидрометеорологической службы при Совете
Министров СССР – Фонтанка 34 ([ 108 ]. С.67) (Добавил: lenarch )
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г.
Воронихин Андрей Никифорович
Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 года на Урале в селе Новое Усолье в семье крепостного крестьянина у графа Строганова. По всей видимости, Андрей учился в одной из художественных школ, основанных на Урале Строгановыми. Самые способные ученики таких школ отправлялись для продолжения обучения в крупные города. Андрей Воронихин был среди учеников отправленных в Москву.
В Москве способный юноша попал в поле зрения В. И. Баженова. Архитектор взял Воронихина к себе в помощники. В 1779 году вернувшийся из-за границы граф Строганов узнал об успехах молодого человека и распорядился отправить его к себе в Санкт-Петербург. Андрей Воронихин поселился в Строгановском дворце, стал постоянно сопровождать сына графа Павла.
Вместе с Павлом Строгановым Воронихин путешествовал по России. В 1786 году граф А. С. Строганов подписал Воронихину “вольную”. В этом же году Андрей Воронихин с Павлом Строгановым выехали за границу. Молодые люди посетили Германию, Францию, Швейцарию. В 1789 году они побывали в Париже, где Андрей Воронихин окончательно утвердился в решении быть архитектором.
По возвращению в Санкт-Петербург Александр Сергеевич Строганов поручил Воронихину переделку интерьеров в своём дворце. Это решение было принято не смотря на отсутствие у архитектора серьёзного опыта. Позже граф поручил своему подопечному ещё одну работу – строительство паркового павильона во владениях графа в Новой Деревне.
В марте 1800 года Андрей Никофирович Воронихин начал работать в Академии художеств преподавателем архитектурного класса, в ноябре решением совета Академии ему было присвоено звание архитектора.
В 1801 году зодчий выполнил проект колоннад у “Ковша Самсона”, которые назвали “воронихинскими”. В этом же году Андрей Воронихин начал работу над своим самым известным проектом – Казанским собором. Он участвовал в архитектурном конкурсе на строительство храма, в котором также принимали участие П. Гонзаго, Ч. Камерон и Тома де Томон. Победе в конкурсе Андрея Воронихина способствовало то, что им руководил не кто иной как сам граф Александр Сергеевич Строганов. Павлу I понравился проект русского архитектора. Но в строительную комиссию фактический руководитель работ включён не был. Её членами могли быть только люди знатного происхождения.
Продолжая работать над Казанским собором (вплоть до его освящения в 1811 году), Андрей Воронихин работал в Павловске, где создал Розовый павильон, а также ряд других павильонов, мостов и служебных построек. В 1806 году он создал проект, по которому должны были быть построены ряд фонтанов на дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село. Построен был лишь один – на склоне Пулковской горы. В 1806-1811 годах Андрей Воронихин строил здание Горного института.
С архитектором также связывают дом Лавалей на Английской набережной, дом министра уделов на Дворцовой набережной, домовую церковь в особняке Голицыных на набережной Фонтанки и другие постройки.
Андрей Никифорович Воронихин скончался в 1814 году. До наших дней в первоначальном виде из его произведений дошли лишь Казанский собор и здание Горного института.
Источники:
https://www.citywalls.ru/house16.html
https://walkspb.ru/lich/voronikhin.html