Всероссийская олимпиада школьников по литературе II (муниципальный) этап.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе II (муниципальный этап)
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
II (муниципальный этап)
I. По данному фрагменту определите автора произведения (5 баллов)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю…
Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
II. По данному фрагменту определите автора и название произведения (10 баллов)
1. «Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз».
2. «В школе мне снова стало трудно, ученики высмеивали меня, называли ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю, что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной. Помню, как глубоко я был обижен этой жалобой и как трудно было мне ходить в школу после неё. Жалоба была выдумана со зла: я очень усердно мылся каждое утро и никогда не приходил в школу в той одежде, в которой собирал тряпьё».
3. «А в какой школе начали работу наши учителя!
В старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на первый класс и один красный карандаш.
Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины».
4. «Настроение в классе было приподнятое. Все бегали, бесновались, на уроках отвечали невпопад, и количество оставшихся без обеда возросло в эти дни вдвое против обыкновенного. Прошло еще несколько дней. И вдруг опять новость – сбежал первоклассник Митька Тупиков.
Училищное начальство всполошилось всерьез.
– Сегодня на уроке закона божьего беседа будет, – по секрету сообщил мне Федька, – насчет побегов. Я, как тетради относил в учительскую, слышал, что про это говорили».
5. «А после уроков Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:
– А моё любимое – про сосну: «На Севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» Знаешь?
– Знаю, конечно, – сказал я. Как не знать. – Я выдал ему «научное» лицо. – «На Севере диком» – этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а всё-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «Стоит на голой вершине» – дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем.
Мишка с испугом глянул на меня. А я на него. А потом мы расхохотались. И хохотали долго, как безумные. Всю перемену».
III. Дайте определение следующих литературоведческих терминов: юмор, сатира, сарказм, ирония, пародия (10 баллов)
1. Кто из названных художников иллюстрировал повести «Тарас Бульба», «Капитанская дочка», трагедию «Ромео и Джульетта»? (1 балл)
2. Установите соответствие между произведением и его переводчиком: (4 балла)
а) «Илиада» – Н. Заболоцкий
б) «Песнь о Гайавате» – Б. Пастернак
в) «Гамлет» – И. Бунин
г) «Слово о полку Игореве» – Н. Гнедич
1. Прочитайте суждение об одном из произведений русской классической литературы XIX века. Определите, о каком художественном произведении идет речь. Назовите автора и название произведения (5 баллов)
«… не случайна судьба героя повести: она продиктована логикой фактов, логикой самой действительности. Единственный порядочный человек среди дворянских персонажей произведения, чуждый холопства и пресмыкательства, сохраняющий чувство собственного человеческого достоинства, в своей, дворянской, среде оказывается отщепенцем, выброшенным за борт за своё превосходство над этой средой…»
2. Прочитайте фрагмент статьи «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность». Творчество каких двух поэтов сравнивает автор статьи? (5 баллов)
«Мысль о сходстве […] с […], приходящая в ум при первом взгляде на них обоих, исчезнет вдруг, как только всмотришься покрепче в […]. Всем, даже своим воспитанием, последний представляет совершенную противоположность первому. Как один весь предался наукам, считая стихотворство своё только развлеченьем и делом отдохновения, так другой предался весь своему стихотворству, считая многостороннее образование науками лишним и ненужным. То же самодержавное, государственное величие России слышится и у него; но уже видны не одни только географические очерки государства; выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. У него выступило уже творчество».
VI. Из двух предложенных заданий выполните одно (на Ваш выбор) (максимальное количество баллов – 10)
1. Прочитайте рассказ Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами» и напишите отзыв на это произведение.
Вода с закрытыми глазами
«С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течет из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на травке валялся ее портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.
—Закусываешь? — спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
—Воду пью, — ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
—Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
—Спасибо, не надо, — ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
—Ты чего невеселая? — спросил я.
—Так, — ответила Нюрка и пожала плечами.
—Может, двойку получила?
—Получила, — согласилась Нюрка.
—Вот видишь, сразу угадал. А за что?
—Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
—А домой почему не идешь?
—Не хочу, — ответила Нюрка, не открывая глаз.
—Да съешь ты хлеба-то.
—Спасибо, не хочу.
—Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?
—Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
—Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, — сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
—Это из-за чего же?
—Есть из-за чего, — сказала Нюрка, снова хлебнула кружки и прикрыла глаза.
—Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — С тобой по-человечески, а ты. Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
—Тебе-то из-за чего умирать? — спросила Нюрка.
—Есть из-за чего, — ответил я. — Хватает.
—Болтаешь, сам не зная. — сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт.
Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
— Ты бы заплакал, если б я умерла? — спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
—Да ты что, заболела что ли? — забеспокоился наконец я. — Что с тобой?
—Заплакал бы или нет?
—Конечно, — серьезно ответил я.
—А мне кажется, никто бы не заплакал.
—Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
—За что меня любить? Что я такого сделала?
—Ну, не знаю. а только все любят.
—Откуда я знаю, за что. За то, что ты — хороший человек.
—Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
—А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? — сказал я.
—Это правда, — сказала она. — Рев был бы жуткий.
—Давай уж поживем еще немного, а? — предложил я. — А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
— Открывай, открывай глаза, — сказал я, — пожалей деревню.
—Так вкусней, — сказала Нюрка.
—Чего вкусней? — не понял я.
—С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь — и ничего не заметишь. А так — куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул. Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
— Погоди, не торопись. Глотни еще.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы — времени, когда вода закрывает глаза.
2. Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Книги в красном переплете».
Книги в красном переплете
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
— «Уж поздно!» — «Мама, десять строк!».
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет. В воздухе свежо.
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры.
Кладбище. Вещий крик совы.
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона.
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы.
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена: Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Всероссийская олимпиада школьников по литературе II (муниципальный) этап.
Страницы
Олимпиады по литературе
Региональный этап олимпиады по литературе 2015-2016: задания,
ответы, критерии оценивания
Задания для 10 класса
Задания для 11 класса
Олимпиады по литературе (ответы 11 класс)
Ответы к олимпиаде
Для выполнения заданий окружного тура Всероссийской олимпиады школьников выберите один из вариантов.
Вариант 1-1. Комплексный анализ прозаического текста.
Евгений Львович Шварц
Рассеянный волшебник
Жил-был на свете один ученый, настоящий добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для дома своего чудесные машины, легкие, как перышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли. А любимая его машинка была величиной с кошку, бегала за хозяином, как собака, а разговаривала, как человек. Уйдет Иван Иванович из дому, а машинка эта и на телефонные звонки отвечает, и обед готовит, и двери открывает. Хорошего человека она пустит в дом, поговорит с ним, да еще споет ему песенку, как настоящая птичка. А плохого прогонит, да еще залает ему вслед, как настоящий цепной пес. На ночь машинка сама разбиралась, а утром сама собиралась и кричала:
— Хозяин, а хозяин! Вставать пора!
Иван Иванович был хороший человек, но очень рассеянный. То выйдет на улицу в двух шляпах разом, то забудет, что вечером у него заседание. И машинка ему тут очень помогала: когда нужно — напомнит, когда нужно — поправит.
Вот однажды пошел Иван Иванович гулять в лес. Умная машинка бежит за ним, звонит в звоночек, как велосипед. Веселится. А Иван Иванович просит ее:
— Тише, тише, не мешай мне размышлять.
И вдруг услышали они: копыта стучат, колеса скрипят.
И увидели — выезжает им навстречу мальчик, везет зерно на мельницу.
Мальчик остановил телегу и давай расспрашивать Ивана Ивановича, что это за машинка да как она сделана.
Иван Иванович стал объяснять.
А машинка убежала в лес гонять белок, заливается, как колокольчик.
Мальчик выслушал Ивана Ивановича, засмеялся и говорит:
— Нет, вы прямо настоящий волшебник.
— Да вроде этого, — отвечает Иван Иванович.
— Вы, наверное, все можете сделать?
— Да, — отвечает Иван Иванович.
— Ну, а можете вы, например, мою лошадь превратить в кошку?
— Отчего же! — отвечает Иван Иванович.
Вынул он из жилетного кармана маленький прибор.
— Это, — говорит, — зоологическое волшебное стекло. Раз, два, три!
И направил он уменьшительное волшебное стекло на лошадь.
И вдруг — вот чудеса-то! — дуга стала крошечной, оглобли тоненькими, сбруя легонькой, вожжи повисли тесемочками. И увидел мальчик: вместо коня запряжена в его телегу кошка. Стоит кошка важно, как конь, и роет землю передней лапкой, словно копытом. Потрогал ее мальчик — шерстка мягкая. Погладил — замурлыкала. Настоящая кошка, только в упряжке.
Тут из лесу выбежала чудесная машинка. И вдруг остановилась как вкопанная. И стала она давать тревожные звонки, и красные лампочки зажглись у нее на спине.
— Что такое? — испугался Иван Иванович.
— Как что? — закричала машинка. — Вы по рассеянности забыли, что наше увеличительное зоологическое волшебное стекло лежит в ремонте на стекольном заводе! Как же вы теперь превратите кошку опять в лошадь?
Мальчик плачет, кошка мяучит, машинка звонит, а Иван Иванович просит:
— Пожалуйста, прошу вас, потише, не мешайте мне размышлять.
Подумал он, подумал и говорит:
— Нечего, друзья, плакать, нечего мяукать, нечего звонить. Лошадь, конечно, превратилась в кошку, но сила в ней осталась прежняя, лошадиная. Поезжай, мальчик, спокойно на этой кошке в одну лошадиную силу. А ровно через месяц я, не выходя из дому, направлю на кошку волшебное увеличительное стекло, и она снова станет лошадью.
Дал свой адрес Ивану Ивановичу, дернул вожжи, сказал: «Но!» И повезла кошка телегу.
Когда вернулись они с мельницы в село Мурино, сбежались все, от мала до велика, удивляться на чудесную кошку.
Распряг мальчик кошку.
Собаки было бросились на нее, а она как ударит их лапой во всю свою лошадиную силу. И тут собаки сразу поняли, что с такой кошкой лучше не связываться.
Привели кошку в дом. Стала она жить-поживать. Кошка как кошка. Мышей ловит, молоко лакает, на печке дремлет. А утром запрягут ее в телегу, и работает кошка, как лошадь.
Все ее очень полюбили и забыли даже, что была она когда-то лошадью.
Так прошло двадцать пять дней.
Ночью дремлет кошка на печи.
Вдруг — бах! бум! трах-тах-тах!
И видят: печь развалилась по кирпичикам. А на кирпичах лежит лошадь и глядит, подняв уши, ничего со сна понять не может.
Что же, оказывается, произошло?
В эту самую ночь принесли Ивану Ивановичу из ремонта увеличительное зоологическое волшебное стекло. Машинка на ночь уже разобралась. А сам Иван Иванович не догадался сказать по телефону в село Мурино, чтобы вывели кошку во двор из комнаты, потому что он сейчас будет превращать ее в лошадь. Никого не предупредив, направил он волшебный прибор по указанному адресу: раз, два, три — и очутилась на печке, вместо кошки, целая лошадь. Конечно, печка под такой тяжестью развалилась на мелкие кирпичики.
Но все кончилось хорошо.
Иван Иванович на другой же день построил им печку еще лучше прежней.
А лошадь так и осталась лошадью.
Но, правда, завелись у нее кошачьи повадки.
Пашет она землю, тянет плуг, старается — и вдруг увидит полевую мышь. И сейчас же все забудет, стрелой бросается на добычу.
И ржать разучилась.
И нрав у нее остался кошачий, вольнолюбивый. На ночь конюшню перестали запирать. Если запрешь — кричит лошадь на все село:
По ночам открывала она ворота конюшни копытом и неслышно выходила во двор. Мышей подкарауливала, крыс подстерегала. Или легко, как кошка, взлетала лошадь на крышу и бродила там до рассвета. Другие кошки ее любили. Дружили с ней. Играли. Ходили к ней в гости в конюшню, рассказывали ей обо всех своих кошачьих делах, а она им — о лошадиных. И они понимали друг друга, как самые лучшие друзья.
Вариант 1-2. Интерпретация поэтического текста
Николай Александрович Заболоцкий
Утренняя песня
Олимпиады по литературе
Задания Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 11 класс
Задания Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 2007 г. – 11 класс
Задания Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 2013 г. – 10 класс
Задания Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 2013 г. – 9 класс
Задания III тура Всероссийской олимпиады школьников по истории и теории литературы – 10 класс
Задания III тура Всероссийской олимпиады школьников по истории и теории литературы – 11 класс
Задания III тура Всероссийской олимпиады школьников по истории и теории литературы – 9 класс
Муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 11 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 11 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 11 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 11 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 11 класс
Муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 11 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 7 класс
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 7 класс
Муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 8 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 8 класс
Муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 8 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 9 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 9 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 9 класс
Районный тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 9 класс
Источники:
https://pandia.ru/text/78/458/7843.php
https://ruslut.blogspot.com/p/blog-page_5727.html?m=1
https://saharina.ru/metod/extra/olympics_lit/?page=2