2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Введение в литературоведение. Литературный субъект: характер и литературный тип

Введение в литературоведение

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Введение в литературоведение

Наука о литературе называется литературоведением. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе на­учного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины, как теория литературы, история лите­ратуры и литературная критика.

Т е о р и я литературы изучает социальную природу, специфику, закономерности развития и общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала.

Более частные, но не менее важные задачи решает и с т о­ р и я литературы. Она исследует процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе различных литературных явлений. В поле зрения историков лите­ратуры входят конкретные литературные произведения и литературно-критические статьи, творчество отдельных писателей и критиков, формирование, особенности и исторические судьбы художественных методов, литературных видов и жанров.

Поскольку развитие литературы в каждой стране неразрыв­но связано с историей жизни данного народа и отличается не­повторимым национальным своеобразием, постольку история литературы подразделяется на истории отдельных националь­ных литератур. Это не значит, однако, что историко-литератур­ное рассмотрение ограничивается только национальными рам­ками. Напротив, прослеживая литературный процесс, проте­кавший в одной стране, историк литературы обязан выяснить его связь и взаимодействие с литературным процессом в дру­гих странах и охарактеризовать общечеловеческое значение того национального вклада, который был внесен или вносится определенным народом во всемирную литературу. Всемирной же она, подобно всемирной истории, становится лишь на опре­деленном этапе развития, в процессе возникновения и укрепле­ния связей и взаимодействий между народами.

Л и т е р а т у р н а я к р и т и к а — живой отклик на важнейшие литературные события времени. Ее задача — всесторонний анализ тех или иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной значимости для современности. Предметом ана­лиза в литературно-критических работах может быть или отдельное произведение, или творчество писателя в целом, или ряд произведений различных писателей. Цели литературной критики двояки. С одной стороны, критик призван помочь чи­тателям правильно понять и по достоинству оценить разбирае­мые им произведения. С другой стороны, задачей критика являет­ся содействие дальнейшему творческому росту самих писа­телей. Указывая на положительные и отрицательные стороны тех или иных литературных произведений, критик помогает писателям развивать и совершенствовать ценное и преодолевать ошибочное. Теория литературы, история литературы и литературная критика находятся в непосредственной связи и взаимодействии.

Теория литературы в своих научных построениях опирается на всю совокупность добытых историей литературы фактов и на достижения критических исследований и оценки литературных памятников.

История литературы исходит из общих разработанных тео­рией литературы принципов рассмотрения литературного процесса и при освещении литературного материала основывается на результатах литературно-критических работ.

Литературная критика, отправляясь, подобно истории литературы от теоретико-литературных предпосылок, в то же время строго учитывает историко-литературные данные, помогающие ей выяснить степень того нового и значительного, что вносится в литературу анализируемым произведением по сравнению с предшествующими. Тем самым литературная критика обогащает историю литературы новым материалом, проясняет тенденции и перспективы литературного развития.

Нами названы три основные отрасли литературоведения. Кроме них, литературоведение, как и всякая другая наука, располагает и вспомогательными дисциплинами, к числу которых относятся историография, текстология и библиография.

Историография литературоведения собирает материа­лы, знакомящие с историческим развитием теории и истории литературы и литературной критики. Освещая пройденный каждой данной наукой путь и достигнутые ею результаты, исто­риография позволяет плодотворно продолжать исследование, опираясь на все лучшее, что было в данной области уже со­здано.

Текстология устанавливает в нужных случаях автора безымянного художественного произведения или научного тру­да, определяет степень законченности различных редакций, очищает от посторонних привнесений исследуемые тексты. Восста­навливая окончательную, каноническую, редакцию тех или иных произведений, текстологи оказывают неоценимую услугу как читателям, так и исследователям.

Библиография — указатель книг — помогает ориенти­роваться в громадном количестве как художественных произве­дений, так и теоретических и историко-литературных работ. Она регистрирует, а подчас и снабжает кратким описанием издания сочинений писателя, специальные работы о них, общие труды литературоведческого характера.

Читать еще:  Рассказы входящие в цикл темные аллеи. Единство цикла рассказов И

В разработке своего материала литературоведение постоян­но опирается на данные ряда других наук. Анализ и обобщение практики литературного творчества и литературного развития, естественно, неотделимы от понимания всего развития общест­венной жизни, в процессе которого возникают и складываются различные формы общественного сознания. Поэтому естествен­но обращение литературоведов к ряду научных дисциплин, тес­но связанных с наукой о. литературе: к философии, и эстетике, к истории, к науке об искусстве и науке о языке.

На филологических факультетах и литературы высших учебных заведений изучаются два теоретических курса: «Введение в литературоведение» и «Теория литературы».

«Введение в литературоведение» знакомит с основными понятиями теории литературы и создает необходимую перспективу для дальнейшего изучения теории и истории литературы в высшем учебном заведении. Главное внимание в этом курсе уделяется рассмотрению общих свойств художественной литературы, осо­бенностям отдельных литературных произведений, важнейшим закономерностям литературного процесса.

«Теория литературы» углубляет и расширяет получен­ные ранее теоретико-литературные знания, развивает навыки анализа творений литературы. В центре внимания этого курса, читаемого выпускникам, — художественные методы и стили, по­этические роды, виды и жанры, традиции и новаторство, пробле­мы социалистического реализма, проблема художественности, принципы литературоведческого анализа, вопросы историо­графии.

«Введение в литературоведение» состоит из трех разделов. В первом характеризуются общие свойства литературы. Второй посвящен выяснению идейно-художественных особенностей литературных произведений. В третьем рассматриваются закономерности литературного развития.

Знакомство с общими свойствами литературы естественно предваряет осмысление тех особенностей отдельных литератур­ных произведений, в которых общие свойства литературы и по­лучают свое конкретное преломление. Усвоение же студентами и общих сведений о литературе в целом, и сведений об отдель­ных произведениях создает необходимую базу для дальнейшей работы по изучению закономерностей литературного развития:

Историческое осмысление закономерностей развития худо­жественной литературы получает во «Введении в литерату­роведение» только свое начало. Позднее, при изучении исто­рико-литературных курсов, это осмысление подкрепляется новым материалом.

4.5. Типология литературного субъекта

4.5.1. Характер

Характер (с греч. – букв. черта) – это совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа. Отдельные детали образа, проявляющиеся в действии, поведении, в тех или иных обстоятельствах, создают многоплановый мир героя.

Понятие «характер» относится к категории содержания произведения. Употреблять этот термин уместно в том случае, когда дается анализ идеи произведения, определяется его пафос. В широком значении этого термина все образы и герои любого текста неизбежно носят типический характер.

В античности, задолго до возникновения особой науки о человеке (антропология, этика, физиогномика), главной

темой литературы была вовлеченность человека в сферу бескомпромиссных законов рока. В эпосе герой еще всецело находится в зависимости от божества: он не может действовать самостоятельно, он, по словам Б. Снелла, «может быть характером, но еще не личность». Герой обладает теми же качествами, что и боги, но он – жертва тех свойств, носителем которых является. Этим объясняется обозначение характера маской в античном театре.

В современной литературе характер – это склад личности, образуемый индивидуальными и типологическими чертами и проявляющийся в особенностях поведения, отличительных свойствах натуры. В античности, наоборот, характер – это «штамп», «застывшая маска». Поэтому Феофраст в теоретико-практической работе «Характеры» не изучает «личность», основное внимание философа направлено на описание «типов». Автор дает серию зарисовок, в которых изображены известные недостатки – льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник. Согласно учению стоика Панэтия, «каждый человек носит четыре маски: маску человека, маску конкретной индивидуальности, маску общественного положения и маску профессии». Этот античный ученый в характеристике масок использует почти реалистические мотивировки, т.е. допускает детерминированность героя обстоятельствами и средой. Однако общий взгляд культуры античности на личность сводится, как правило, к маске, и изображение человека никогда не дается в процессе становления его характера.

Литературный тип – образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного социума. Категория типического характера оформилась в римском «эпосе частной жизни» именно как ответ на потребность художественного осмысления жизненных типов и классификации героев в их отношении к окружающей реальности.

Читать еще:  Духовные искания князя андрея. Духовные искания Андрея Болконского

В каждом литературном направлении – классицизме, романтизме, сентиментализме, реализме, экзистенциализме – обнаруживаются свои устойчивые типы героев и характеров.

Реалистический характер формируется в эпоху Ренессанса. Шекспировский Шейлок («Венецианский купец») – скупец особого рода. Это презираемый в христианском обществе еврей, к которому обращаются только тогда, когда нуждаются в деньгах. Находясь в условиях жестокой борьбы за существование, он не может обойтись без «сметливости», это свойство характера помогает ему сколачивать капитал. Его «остроумие» помогает устоять в ситуациях безвыходных, позволяет ему проявить чувство собственного достоинства. «Чадолюбие» определяется его заботой о детях, для которых и копится состояние. Ненависть к христианам порождает «мстительность». Но «скупость» решительно преобладает, она является ведущей чертой, подчиняя остальные, она определяет весь сложный характер данного персонажа.

На связь между характером и обстоятельствами обратил внимание Пушкин в своих наблюдениях над творчеством Шекспира: «У Мольера Скупой скуп – и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Именно эти качества определяют основные черты характера героя, выявляют четкие причинно-следственные связи, позволяют преодолеть прямолинейность мотивации поступков персонажей, свойственной произведениям классицистов.

Литературный субъект: характер и литературный тип.

Характер(с гр. — букв. черта) — это совокупность психоло­гических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа.

Отдельные детали образа, проявляющиеся в дейст­вии, поведении, в тех или иных обстоятельствах, создают мно­гоплановый мир героя.

Понятие «характер» относится к категории содержания про­изведения. Употреблять этот термин уместно в том случае, когда дается анализ идеи произведения, определяется его пафос. В ши­роком значении этого термина все образы и герои любого текста неизбежно носят типический характер.

В античности, задолго до возникновения особой науки о че­ловеке (антропология, этика, физиогномика), главной темой литературы была вовлеченность человека в сферу бескомпромис­сных законов рока. В эпосе герой еще всецело находится в зави­симости от божества: он не может действовать самостоятельно, он, по словам Б. Снелла, «может быть характером, но еще не личность». Герой обладает теми же качествами, что и боги, но он — жертва тех свойств, носителем которых является. Этим объясняется обозначение характера маской в античном театре.

В современной литературе характер — это склад личности, образуемый индивидуальными и типологическими чертами и про­являющийся в особенностях поведения, отличительных свойствах натуры.

В античности, наоборот, характер — это «штамп», «за­стывшая маска».

Литературный тип — образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного социума.

Понятие «литературный тип» впервые встречается в «Эстетике» Гегеля.

В теории литературы «тип» и «характер» близкие, но не взаимозаменяемые;

«Характер» в большей степени раскрывает ти­пичные черты личности, ее психологические свойства, а «тип» является обобщением тех или иных социальных явлений связан с типическими чертами.

Например, Максим Максимыч — типичный русский солдат, «просто порядочный человек», как говорил о нем Л. Н. Толстой, в то время как Григорий Алек­сандрович Печорин — тип «страдающего эгоиста», воплощение «пороков целого поколения в полном их развитии». Понятие «типизация» включает в себя процесс создания це­лостной картины мира, является основой процесса творчества. Признавая типизацию внутренней потребностью и законом ис­кусства, писатели осознают, что типическое есть не копия ре­альной действительности, а художественное обобщение. У Мольера Гарпагон и Тартюф — типические характеры, но это не социальные, а психологические типы, иллюстрирующие пренебрежение требованиями нравственности. Если мы хотим кого-нибудь назвать скупцом или лицемером, то используем эти собственные имена в качестве нарицательных. Строгая иерархия жанров классицизма порождает и нормированность литературных типов. Общественные конфликты предстают в произведении отраженными в душах героев.

Деле­ние персонажей на положительных и отрицательных в класси­цистической эстетике закономерно. Промежуточных типов не должно быть, так как искусству вменяется задача исправлять пороки, воспевать достоинства идеального человека. Психология «маленького человека» была очерчена Пушкиным в «Станционном смотрителе» («Повести Белкина») во всей очевидности его общественного существования . Не менее значимым аспектом темы делается анализ драматических семейных отношений.

Пушкинская кон­цепция становится источником последующих литературных обобщений, предопределяет сюжеты Гоголя («Шинель»), Достоевского (Бедные люди) и Толстого о «несчастных семействах», конфликтные ситуации, где «каж­дая семья несчастна по-своему». «Маленький человек» становится доминирующим типом в «на­туральной школе». Л. М. Лотман писала, что «человек предстал у писателей «натуральной школы» слепком социальной формы, искажающей человеческую природу». Дальнейшая эволюция литературного типа «маленького че­ловека» связана с перенесением акцентов, по словам М. М. Бах­тина, «со среды на человека». Уже в раннем произведении «Бед­ные люди» Ф. М. Достоевский основное внимание концентрирует на духовном мире героя, хотя зависимость от социальных обсто­ятельств по-прежнему определяет несчастья Макара Девушки-на. Добролюбов в статье «Забитые люди» отмечал: «В произве­дениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, ко­торый признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным челове­ком, самим по себе».

Читать еще:  Словесное творчество детей. Словесное творчество детей дошкольного возраста

В романе «Бедные люди» объединяются два взгляда на «ма­ленького человека» -пушкинский и гоголевский; Макар Девушкин, прочитав обе повести, приходит к заключению, что «все мы Самсоны Вырины». Данное признание указывает на драматическое открытие — трагедия предопределена, нет воз­можности бороться с обстоятельствами, которые непреодоли­мы. Известная фраза Достоевского: «Все мы вышли из гоголев­ской «Шинели»» — подразумевает не столько ученичество, сколько продолжение и развитие темы милосердия, безмерной любви к человеку, отторгнутому обществом. Мир Акакия Акакиевича замыкается в пределах мечты о ши­нели, мир Макара Девушкина — забота о Вареньке. Достоев­ский представляет тип мечтателя, который довольствуется ма­лым, и все его поступки продиктованы боязнью потерять скромный дар судьбы. Тематическая близость обнаруживается между «Бедными людьми» и повестью «Белые ночи», герой ко­торой дает себе уничижительную характеристику: «Мечтатель — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света».

Достоевский пересматри­вает известный тип романтического героя, который погружает­ся в мир идеальной мечты, презирая действительность. Герои Достоевского обреченно проповедуют жизненное смирение, что приводит их к гибели. Иной поворот темы маленького человека связан с интересом писателя к теме пьянства как аллегории бунта против общест­венной морали. В романе «Преступление и наказание» эта раз­новидность порока рассматривается не как следствие социаль­ного зла, а как проявление эгоизма и слабости. Забвение в пьянстве не спасает человека, которому «некуда больше идти», оно разрушает судьбы близких людей: Соня Мармеладова вы­нуждена пойти на панель, Катерина Ивановна сходит с ума, и, если бы не случай, ее детей ожидала бы неминуемая гибель. Чехов не выражает сострадания к «маленькому человеку», а показывает действительную «малость» его души. В рассказе «Смерть чиновника» изучается проблема добровольности взя­тых человеком социальных обязательств. Решается она в гро­тескном ключе. Червяков умирает не как «униженный и оскорб­ленный» человек, а как чиновник, от страха утративший свое естественное обличие. Чехов всем своим творчеством доказывал, что человек не должен подверстывать свои потенции под дозволенные социу­мом границы. Духовные потребности личности обязаны востор­жествовать над пошлостью и ничтожеством: «Человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар». Замкнутость «футляр­ной жизни», настаивает писатель, пагубна. В рассказе «Человек в футляре» создается пугающий образ Бе­ликова, апологета охранительной морали. Все его поведение проникнуто опасением «как бы чего не вышло». Писатель утри­рует облик защитника социальной нравственности; черный кос­тюм, очки, калоши, зонтик являются выразительными деталями образа, которые создают экспрессивный портрет пугающего об­щественного явления. Смерть Беликова, может показаться, при­носит избавление людям, испытывающим страх перед ревност­ным блюстителем морали, но Чехову чуждо оптимистическое решение трагической коллизии. Писатель с грустью признает, что тщетны надежды исправить людей, отличающихся от Бели­кова образом жизни, но не внутренним самосознанием. В фина­ле рассказа поставлен символический акцент, позволяющий убе­диться в том, что охранительные идеи остаются живы. Сцена похорон Беликова оформляется образом дождя, и все присутствующие раскрывают зонтики, это прочитывается как неизбыв­ность того, за что, собственно, ратовал боязливый учитель.

В современном литературоведении, наряду с традиционны­ми социальными литературными типами реализма, уделяется внимание психологическим типам, не являющимся носителями какой-либо идеологии, но важными для характеристики изо­бражаемой эпохи.

Источники:

http://studopedia.ru/10_299780_vvedenie-v-literaturovedenie.html
http://m.studme.org/67934/literatura/tipologiya_literaturnogo_subekta
http://zdamsam.ru/a19383.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×