Введение в литературоведение. Литературный субъект: характер и литературный тип
Введение в литературоведение
ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
Введение в литературоведение
Наука о литературе называется литературоведением. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе научного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины, как теория литературы, история литературы и литературная критика.
Т е о р и я литературы изучает социальную природу, специфику, закономерности развития и общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала.
Более частные, но не менее важные задачи решает и с т о р и я литературы. Она исследует процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе различных литературных явлений. В поле зрения историков литературы входят конкретные литературные произведения и литературно-критические статьи, творчество отдельных писателей и критиков, формирование, особенности и исторические судьбы художественных методов, литературных видов и жанров.
Поскольку развитие литературы в каждой стране неразрывно связано с историей жизни данного народа и отличается неповторимым национальным своеобразием, постольку история литературы подразделяется на истории отдельных национальных литератур. Это не значит, однако, что историко-литературное рассмотрение ограничивается только национальными рамками. Напротив, прослеживая литературный процесс, протекавший в одной стране, историк литературы обязан выяснить его связь и взаимодействие с литературным процессом в других странах и охарактеризовать общечеловеческое значение того национального вклада, который был внесен или вносится определенным народом во всемирную литературу. Всемирной же она, подобно всемирной истории, становится лишь на определенном этапе развития, в процессе возникновения и укрепления связей и взаимодействий между народами.
Л и т е р а т у р н а я к р и т и к а — живой отклик на важнейшие литературные события времени. Ее задача — всесторонний анализ тех или иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной значимости для современности. Предметом анализа в литературно-критических работах может быть или отдельное произведение, или творчество писателя в целом, или ряд произведений различных писателей. Цели литературной критики двояки. С одной стороны, критик призван помочь читателям правильно понять и по достоинству оценить разбираемые им произведения. С другой стороны, задачей критика является содействие дальнейшему творческому росту самих писателей. Указывая на положительные и отрицательные стороны тех или иных литературных произведений, критик помогает писателям развивать и совершенствовать ценное и преодолевать ошибочное. Теория литературы, история литературы и литературная критика находятся в непосредственной связи и взаимодействии.
Теория литературы в своих научных построениях опирается на всю совокупность добытых историей литературы фактов и на достижения критических исследований и оценки литературных памятников.
История литературы исходит из общих разработанных теорией литературы принципов рассмотрения литературного процесса и при освещении литературного материала основывается на результатах литературно-критических работ.
Литературная критика, отправляясь, подобно истории литературы от теоретико-литературных предпосылок, в то же время строго учитывает историко-литературные данные, помогающие ей выяснить степень того нового и значительного, что вносится в литературу анализируемым произведением по сравнению с предшествующими. Тем самым литературная критика обогащает историю литературы новым материалом, проясняет тенденции и перспективы литературного развития.
Нами названы три основные отрасли литературоведения. Кроме них, литературоведение, как и всякая другая наука, располагает и вспомогательными дисциплинами, к числу которых относятся историография, текстология и библиография.
Историография литературоведения собирает материалы, знакомящие с историческим развитием теории и истории литературы и литературной критики. Освещая пройденный каждой данной наукой путь и достигнутые ею результаты, историография позволяет плодотворно продолжать исследование, опираясь на все лучшее, что было в данной области уже создано.
Текстология устанавливает в нужных случаях автора безымянного художественного произведения или научного труда, определяет степень законченности различных редакций, очищает от посторонних привнесений исследуемые тексты. Восстанавливая окончательную, каноническую, редакцию тех или иных произведений, текстологи оказывают неоценимую услугу как читателям, так и исследователям.
Библиография — указатель книг — помогает ориентироваться в громадном количестве как художественных произведений, так и теоретических и историко-литературных работ. Она регистрирует, а подчас и снабжает кратким описанием издания сочинений писателя, специальные работы о них, общие труды литературоведческого характера.
В разработке своего материала литературоведение постоянно опирается на данные ряда других наук. Анализ и обобщение практики литературного творчества и литературного развития, естественно, неотделимы от понимания всего развития общественной жизни, в процессе которого возникают и складываются различные формы общественного сознания. Поэтому естественно обращение литературоведов к ряду научных дисциплин, тесно связанных с наукой о. литературе: к философии, и эстетике, к истории, к науке об искусстве и науке о языке.
На филологических факультетах и литературы высших учебных заведений изучаются два теоретических курса: «Введение в литературоведение» и «Теория литературы».
«Введение в литературоведение» знакомит с основными понятиями теории литературы и создает необходимую перспективу для дальнейшего изучения теории и истории литературы в высшем учебном заведении. Главное внимание в этом курсе уделяется рассмотрению общих свойств художественной литературы, особенностям отдельных литературных произведений, важнейшим закономерностям литературного процесса.
«Теория литературы» углубляет и расширяет полученные ранее теоретико-литературные знания, развивает навыки анализа творений литературы. В центре внимания этого курса, читаемого выпускникам, — художественные методы и стили, поэтические роды, виды и жанры, традиции и новаторство, проблемы социалистического реализма, проблема художественности, принципы литературоведческого анализа, вопросы историографии.
«Введение в литературоведение» состоит из трех разделов. В первом характеризуются общие свойства литературы. Второй посвящен выяснению идейно-художественных особенностей литературных произведений. В третьем рассматриваются закономерности литературного развития.
Знакомство с общими свойствами литературы естественно предваряет осмысление тех особенностей отдельных литературных произведений, в которых общие свойства литературы и получают свое конкретное преломление. Усвоение же студентами и общих сведений о литературе в целом, и сведений об отдельных произведениях создает необходимую базу для дальнейшей работы по изучению закономерностей литературного развития:
Историческое осмысление закономерностей развития художественной литературы получает во «Введении в литературоведение» только свое начало. Позднее, при изучении историко-литературных курсов, это осмысление подкрепляется новым материалом.
4.5. Типология литературного субъекта
4.5.1. Характер
Характер (с греч. – букв. черта) – это совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа. Отдельные детали образа, проявляющиеся в действии, поведении, в тех или иных обстоятельствах, создают многоплановый мир героя.
Понятие “характер” относится к категории содержания произведения. Употреблять этот термин уместно в том случае, когда дается анализ идеи произведения, определяется его пафос. В широком значении этого термина все образы и герои любого текста неизбежно носят типический характер.
В античности, задолго до возникновения особой науки о человеке (антропология, этика, физиогномика), главной
темой литературы была вовлеченность человека в сферу бескомпромиссных законов рока. В эпосе герой еще всецело находится в зависимости от божества: он не может действовать самостоятельно, он, по словам Б. Снелла, “может быть характером, но еще не личность”. Герой обладает теми же качествами, что и боги, но он – жертва тех свойств, носителем которых является. Этим объясняется обозначение характера маской в античном театре.
В современной литературе характер – это склад личности, образуемый индивидуальными и типологическими чертами и проявляющийся в особенностях поведения, отличительных свойствах натуры. В античности, наоборот, характер – это “штамп”, “застывшая маска”. Поэтому Феофраст в теоретико-практической работе “Характеры” не изучает “личность”, основное внимание философа направлено на описание “типов”. Автор дает серию зарисовок, в которых изображены известные недостатки – льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник. Согласно учению стоика Панэтия, “каждый человек носит четыре маски: маску человека, маску конкретной индивидуальности, маску общественного положения и маску профессии”. Этот античный ученый в характеристике масок использует почти реалистические мотивировки, т.е. допускает детерминированность героя обстоятельствами и средой. Однако общий взгляд культуры античности на личность сводится, как правило, к маске, и изображение человека никогда не дается в процессе становления его характера.
Литературный тип – образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного социума. Категория типического характера оформилась в римском “эпосе частной жизни” именно как ответ на потребность художественного осмысления жизненных типов и классификации героев в их отношении к окружающей реальности.
В каждом литературном направлении – классицизме, романтизме, сентиментализме, реализме, экзистенциализме – обнаруживаются свои устойчивые типы героев и характеров.
Реалистический характер формируется в эпоху Ренессанса. Шекспировский Шейлок (“Венецианский купец”) – скупец особого рода. Это презираемый в христианском обществе еврей, к которому обращаются только тогда, когда нуждаются в деньгах. Находясь в условиях жестокой борьбы за существование, он не может обойтись без “сметливости”, это свойство характера помогает ему сколачивать капитал. Его “остроумие” помогает устоять в ситуациях безвыходных, позволяет ему проявить чувство собственного достоинства. “Чадолюбие” определяется его заботой о детях, для которых и копится состояние. Ненависть к христианам порождает “мстительность”. Но “скупость” решительно преобладает, она является ведущей чертой, подчиняя остальные, она определяет весь сложный характер данного персонажа.
На связь между характером и обстоятельствами обратил внимание Пушкин в своих наблюдениях над творчеством Шекспира: “У Мольера Скупой скуп – и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен”. Именно эти качества определяют основные черты характера героя, выявляют четкие причинно-следственные связи, позволяют преодолеть прямолинейность мотивации поступков персонажей, свойственной произведениям классицистов.
Литературный субъект: характер и литературный тип.
Характер(с гр. — букв. черта) — это совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа.
Отдельные детали образа, проявляющиеся в действии, поведении, в тех или иных обстоятельствах, создают многоплановый мир героя.
Понятие «характер» относится к категории содержания произведения. Употреблять этот термин уместно в том случае, когда дается анализ идеи произведения, определяется его пафос. В широком значении этого термина все образы и герои любого текста неизбежно носят типический характер.
В античности, задолго до возникновения особой науки о человеке (антропология, этика, физиогномика), главной темой литературы была вовлеченность человека в сферу бескомпромиссных законов рока. В эпосе герой еще всецело находится в зависимости от божества: он не может действовать самостоятельно, он, по словам Б. Снелла, «может быть характером, но еще не личность». Герой обладает теми же качествами, что и боги, но он — жертва тех свойств, носителем которых является. Этим объясняется обозначение характера маской в античном театре.
В современной литературе характер — это склад личности, образуемый индивидуальными и типологическими чертами и проявляющийся в особенностях поведения, отличительных свойствах натуры.
В античности, наоборот, характер — это «штамп», «застывшая маска».
Литературный тип — образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного социума.
Понятие «литературный тип» впервые встречается в «Эстетике» Гегеля.
В теории литературы «тип» и «характер» близкие, но не взаимозаменяемые;
«Характер» в большей степени раскрывает типичные черты личности, ее психологические свойства, а «тип» является обобщением тех или иных социальных явлений связан с типическими чертами.
Например, Максим Максимыч — типичный русский солдат, «просто порядочный человек», как говорил о нем Л. Н. Толстой, в то время как Григорий Александрович Печорин — тип «страдающего эгоиста», воплощение «пороков целого поколения в полном их развитии». Понятие «типизация» включает в себя процесс создания целостной картины мира, является основой процесса творчества. Признавая типизацию внутренней потребностью и законом искусства, писатели осознают, что типическое есть не копия реальной действительности, а художественное обобщение. У Мольера Гарпагон и Тартюф — типические характеры, но это не социальные, а психологические типы, иллюстрирующие пренебрежение требованиями нравственности. Если мы хотим кого-нибудь назвать скупцом или лицемером, то используем эти собственные имена в качестве нарицательных. Строгая иерархия жанров классицизма порождает и нормированность литературных типов. Общественные конфликты предстают в произведении отраженными в душах героев.
Деление персонажей на положительных и отрицательных в классицистической эстетике закономерно. Промежуточных типов не должно быть, так как искусству вменяется задача исправлять пороки, воспевать достоинства идеального человека. Психология «маленького человека» была очерчена Пушкиным в «Станционном смотрителе» («Повести Белкина») во всей очевидности его общественного существования . Не менее значимым аспектом темы делается анализ драматических семейных отношений.
Пушкинская концепция становится источником последующих литературных обобщений, предопределяет сюжеты Гоголя («Шинель»), Достоевского (Бедные люди) и Толстого о «несчастных семействах», конфликтные ситуации, где «каждая семья несчастна по-своему». «Маленький человек» становится доминирующим типом в «натуральной школе». Л. М. Лотман писала, что «человек предстал у писателей «натуральной школы» слепком социальной формы, искажающей человеческую природу». Дальнейшая эволюция литературного типа «маленького человека» связана с перенесением акцентов, по словам М. М. Бахтина, «со среды на человека». Уже в раннем произведении «Бедные люди» Ф. М. Достоевский основное внимание концентрирует на духовном мире героя, хотя зависимость от социальных обстоятельств по-прежнему определяет несчастья Макара Девушки-на. Добролюбов в статье «Забитые люди» отмечал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».
В романе «Бедные люди» объединяются два взгляда на «маленького человека» -пушкинский и гоголевский; Макар Девушкин, прочитав обе повести, приходит к заключению, что «все мы Самсоны Вырины». Данное признание указывает на драматическое открытие — трагедия предопределена, нет возможности бороться с обстоятельствами, которые непреодолимы. Известная фраза Достоевского: «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”» — подразумевает не столько ученичество, сколько продолжение и развитие темы милосердия, безмерной любви к человеку, отторгнутому обществом. Мир Акакия Акакиевича замыкается в пределах мечты о шинели, мир Макара Девушкина — забота о Вареньке. Достоевский представляет тип мечтателя, который довольствуется малым, и все его поступки продиктованы боязнью потерять скромный дар судьбы. Тематическая близость обнаруживается между «Бедными людьми» и повестью «Белые ночи», герой которой дает себе уничижительную характеристику: «Мечтатель — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света».
Достоевский пересматривает известный тип романтического героя, который погружается в мир идеальной мечты, презирая действительность. Герои Достоевского обреченно проповедуют жизненное смирение, что приводит их к гибели. Иной поворот темы маленького человека связан с интересом писателя к теме пьянства как аллегории бунта против общественной морали. В романе «Преступление и наказание» эта разновидность порока рассматривается не как следствие социального зла, а как проявление эгоизма и слабости. Забвение в пьянстве не спасает человека, которому «некуда больше идти», оно разрушает судьбы близких людей: Соня Мармеладова вынуждена пойти на панель, Катерина Ивановна сходит с ума, и, если бы не случай, ее детей ожидала бы неминуемая гибель. Чехов не выражает сострадания к «маленькому человеку», а показывает действительную «малость» его души. В рассказе «Смерть чиновника» изучается проблема добровольности взятых человеком социальных обязательств. Решается она в гротескном ключе. Червяков умирает не как «униженный и оскорбленный» человек, а как чиновник, от страха утративший свое естественное обличие. Чехов всем своим творчеством доказывал, что человек не должен подверстывать свои потенции под дозволенные социумом границы. Духовные потребности личности обязаны восторжествовать над пошлостью и ничтожеством: «Человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар». Замкнутость «футлярной жизни», настаивает писатель, пагубна. В рассказе «Человек в футляре» создается пугающий образ Беликова, апологета охранительной морали. Все его поведение проникнуто опасением «как бы чего не вышло». Писатель утрирует облик защитника социальной нравственности; черный костюм, очки, калоши, зонтик являются выразительными деталями образа, которые создают экспрессивный портрет пугающего общественного явления. Смерть Беликова, может показаться, приносит избавление людям, испытывающим страх перед ревностным блюстителем морали, но Чехову чуждо оптимистическое решение трагической коллизии. Писатель с грустью признает, что тщетны надежды исправить людей, отличающихся от Беликова образом жизни, но не внутренним самосознанием. В финале рассказа поставлен символический акцент, позволяющий убедиться в том, что охранительные идеи остаются живы. Сцена похорон Беликова оформляется образом дождя, и все присутствующие раскрывают зонтики, это прочитывается как неизбывность того, за что, собственно, ратовал боязливый учитель.
В современном литературоведении, наряду с традиционными социальными литературными типами реализма, уделяется внимание психологическим типам, не являющимся носителями какой-либо идеологии, но важными для характеристики изображаемой эпохи.
Источники:
https://studopedia.ru/10_299780_vvedenie-v-literaturovedenie.html
https://m.studme.org/67934/literatura/tipologiya_literaturnogo_subekta
https://zdamsam.ru/a19383.html