Выдающиеся женские роли в театре. Профессия «актриса» — от начала времен
«Комедианты»
Комитет по культуре Ленинградской области
Профессия «актриса» — от начала времен
Истоки актерской профессии берут свое начало еще с доисторических времен, когда понятия «искусство» не существовало. Магические обряды и ритуалы, поклонение богам, силам природы и священным животным, различные празднества разделили людей на исполнителей и наблюдателей. Шаманы, жрецы, заклинатели и прочие служители различных культов и были, если так можно выразиться, первыми исполнителями.
В древнегреческую эпоху исполнительское искусство продолжало развиваться с учетом религиозных, мифологических и эпических представлений общества. Пьесы писались чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Женщины-актрисы могли выступать только в труппах бродячих «народных» театров. И лишь в средние века, когда стали появляться пьесы светского характера, женщины смогли профессионально заниматься актерской деятельностью. Хотя, фактически, впервые женщина взошла на сцену в позднеримскую эпоху, поначалу в представлениях низкого жанра, в качестве танцовщицы и акробатки.
Исключение женщин из публичной сферы, в том числе и запрет выступлений на сцене был обусловлен нормами нравственности и морали, соответствующими тому времени. С возникновением в Италии в средние века профессионального театра (comedia dell’arte), положение женщин-актрис несколько изменилось. Не смотря на то, что мужских персонажей, как правило, было больше, и даже роли кормилиц, субреток, старух предоставлялись актёрам-мужчинам, женщины все-таки получили возможность воплощать молодых героинь и любовниц.
Во Франции в XVI веке профессиональные труппы строились на патриархальных отношениях. Это ярко отражается в одном из дошедших до нас контрактов 1545 года, заключенным между актером-предпринимателем Л’Эпероньером с актрисой Мари Фере. Согласно этому документу, Мари Фере обязывалась в течение года «помогать ему, Л’Эпероньеру, исполнять каждый день в течение указанного времени и столько раз, сколько ему будет угодно, римские древности или другие истории, фарсы и прыжки, в присутствии публики и всюду, где пожелает Л’Эпероньер». В свою очередь антрепренер принимал на себя обязательство «кормить, содержать и давать кров Мари Фере, а также платить ей двенадцать турских ливров в год за эту службу». Контракт заканчивается любопытной фразой: «Если настоящий договор не будет утвержден мужем Мари Фере, он объявляется недействительным». Что еще скажешь?!
В Испании женщины-актрисы появились в середине XVI века. В это время существовало много разных типов театральных организаций. В группах нижнего уровня женские роли исполняли мужчины, среднего — женщины или мальчики. В объединениях высшего типа все женские роли играли исключительно женщины. Но спустя какое-то время церковь пересмотрела «театральный вопрос» и запретила подобные практики, в целом ужесточила нравственный контроль вплоть до преследований и закрытия театров. В 1644 году был принят закон, по которому заниматься актёрской деятельностью могли лишь замужние женщины.
На английской сцене первые женщины-актрисы появились в XVII веке. Однако это было весьма нестабильное время: от расцвета театров в начале века до их полного закрытия и признания этой деятельности вне закона. Положение изменилось лишь в 1660 году, когда в Англию вернулся Карл ІІ. Во Франции, где он находился в ссылке, женщины уже выступали на сцене — отныне эта правило приживается и в Англии. Однако отношение мужчин к женщинам-актрисам было тогда довольно потребительским. Например, известные английские актрисы того времени — Нелль Гвин, Молль Девис, Барри и другие — славились не столько своей игрой, сколько женскими прелестями, и их положение в театре определялось высоким положением их покровителей. Актрисам нередко поручали выступать с чтением прологов, уснащенных эротическими каламбурами и всевозможными намеками на скандальную хронику того времени.
Изначально актрисы были незнатного происхождения и решались на занятие этой профессией по двум причинам. Во-первых, актёрская деятельность для женщин была многообещающей перспективой работы как таковой. Ввиду тяжёлого физического труда, насилия в семье, девушки стремились как можно скорее покинуть родительский дом. Во-вторых, открывалась перспектива поступить со сцены в содержанки к богатому мужчине.
Интересным является факт исключения женщин из актерской профессии в японском театре. Искусство Кабуки было начато знаменитой и успешной в то время (начало XVII века) танцовщицей О-Куни, за выступлениями которой закрепилось соответствующее название, означающее «странный», «диковинный». Впоследствии она основала женскую труппу, которая вскоре была расформирована по этическим причинам, из-за традиций морали. Актрисы заменены были миловидными юношами. В 1653 году юношам также было запрещено играть на сцене. В это время и было положено начало направления оннагата, когда женские роли исполняют зрелые актёры-мужчины.
Женщина на русской сцене появилась лишь в царствование Елисаветы Петровны, начиная с 1756 года. Именно тогда на русскую сцену вышли профессиональные актрисы на исполнение женских ролей, до того женские роли исполнялись мужчинами. Позднее и в крепостных театрах появились актрисы-женщины. Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина.
Большею частью русская актриса долгое время происходила из низшего, небогатого класса. Она — или крепостная, или мещанка, или дочь незначительного чиновника, мелкого купца, или незаконнорожденная. Надо было обладать большой смелостью и решимостью бороться с общественными предрассудками, добиваясь возможности выйти на сцену. И эта решимость, а для некоторых и личное самопожертвование открыли двери в мир театра для многих русских актрис.
«Приманка для мужчин», или Появление актрис на театральной сцене
Долгое время возможность играть на сцене имели исключительно мужчины. Вплоть до XVII века женщины были практически лишены возможности заниматься театром. От создания самого представления — написания текста, его постановки и организации пространства — женщины также были отстранены. Подобный запрет на профессию был обусловлен «заботой» и понятием морали.
Как правило, в литературе, посвященной истории театра, встречается утверждение, что женщины как актрисы появились на сцене в XVII—XVIII веке [1] . Это связано в первую очередь понятием западноевропейского и русского театра как профессионального, в отличие от народного или церковного. Хотя фактически впервые женщины как актрисы появились на сцене в позднеримскую эпоху: это были представления низкого жанра (мимы), где они выступали в качестве танцовщиц и акробаток. Актерами таких жанров также являлись «рабы, вольноотпущенники или же свободнорожденные граждане римских провинций, например, греки, египтяне, уроженцы Малой Азии» [2] .
Первым профессиональным театром можно считать итальянскую комедию дель арте (commedia dell’arte), в которой были сформированы три принципа, впоследствии реформировавшие театральное искусство, а именно: актер как главное лицо, труппа — неслучайный живой организм, действие — главная двигающая задача [3] . Женские персонажи здесь в основном представлены двумя образами — Влюблённой и Служанки — и играются без масок. Также возможно присутствие в труппе танцовщицы и певицы [4] . Мужских персонажей было значительно больше, и они, в отличие от женских, являлись активными действующими лицами, влияющими на разрешение сценического конфликта.
Ещё одним примером первых профессиональных групп называют английских актёров, которые во второй половине XVI века стали выступать в Дании, Голландии и других странах Западной Европы. Со временем в гастролирующие труппы стали входить местные актёры, а представления сменили язык с английского на соответствующий национальный. Данные практики оказали влияние на сценическое искусство многих стран, в первую очередь Германии, где они «надолго утвердили на немецкой сцене особенный репертуар, резко отличавшийся от немецкой школьной драмы как формою, так и содержанием пьес» [5] .
Несмотря на то, что с возникновением профессиональных театральных трупп и появлением в них женщин-актрис их участие в представлениях было не распространено и в некоторых жанрах, таких как мистерия и моралите, использовалось крайне редко. Стоит обратить внимание на допустимый ролевой диапазон: женщины воплощали лишь молодых персонажей (героинь и любовниц), в то время как роли кормилиц, субреток, старух предоставлялись актёрам-мужчинам [6] .
В Испании женщины-актрисы появились в середине XVI века. В это время существовало много разных типов театральных организаций. В группах нижнего уровня женские роли исполняли мужчины, среднего — женщины или мальчики. В объединениях высшего типа (например, «TheFarandula», «Compania») все женские роли играли исключительно женщины. К тому же в 1586 году была предпринята попытка проводить раздельные спектакли для мужчин и для женщин, однако она потерпела неудачу [7] .
На английской сцене первые женщины-актрисы появились в XVII веке. Однако это было весьма нестабильное время: от расцвета театров в начале века до их полного закрытия и признания этой деятельности вне закона. Положение изменилось лишь в 1660 году, когда в Англию вернулся Карл ІІ. Во Франции, где он находился в ссылке, женщины уже выступали на сцене — отныне эта правило приживается и в Англии [8] . В XVIII веке помимо актёрской деятельности женщины занимают позицию драматургов [9] .
Частичное вкрапление женщин в качестве актрис стоит рассматривать вместе с социально-культурными аспектами их исключения из публичной сферы и сцены как таковой. Такими являлись вопросы нравственности и морали, также запрет на выступление на сцене для женщин объяснялся заботой о них. Так, уже после появления женщин на испанской сцене церковь пересмотрела театральный вопрос, запретила подобные практики и в целом ужесточила нравственный контроль вплоть до преследований и закрытий театров. В 1644 году был принят закон, по которому заниматься актёрской деятельностью могли лишь замужние женщины, а учитывая репутацию и статус данной профессии в обществе, можно предположить малочисленность подобных случаев в тот период.
Интересным является факт исключения женщин в японском театре. Так, искусство Кабуки было начато знаменитой и успешной в то время (начало XVII века) танцовщицей О-Куни, за выступлениями которой закрепилось соответствующее название, означающее «странный», «диковинный». Впоследствии она основала женскую труппу, которая вскоре была расформирована из-за моральных предубеждений, а актрисы заменены миловидными юношами, что вызвало «расцвет гомосексуальности». В 1653 году юношам также было запрещено играть на сцене. В это время было положено начало традиции оннагата, т.е. исполнению женских ролей зрелыми актёрами-мужчинами.
Упоминание актрис XVIII и XIX веков, как правило, идет в сцепке с именем режиссёра или драматурга. Например, сначала подается информация, что «самой выдающейся актрисой театра Питоева была его жена Людмила Питоева» [10] , и лишь после этого упоминается её образование, полученное сначала в России, а затем во Франции. Такая маркированность и отсылка к мужчине типична. Литературные источники подают сведения о профессиональной деятельности актрис, неизменно сопровождая текст эпитетами в сторону внешности и/или историей личных отношений с режиссёром (драматургом).
Стоящим упоминания является то, каким образом в истории театра формируется образ известных актрис. Например, «известные актрисы того времени — Нелль Гвин, Молль Девис, Барри, Брейсгёрдел, Олдфилд и другие — славились не столько своей игрой, сколько женскими прелестями, и их положение в театре определялось высоким положением их покровителей» [11] . Судя по таким высказываниям, можно сделать вывод, что личные взаимоотношения очевидным образом влияют на карьеру путём возможности/невозможности получить роль.
Также интересен путь попадания в профессиональные труппы, учитывая репутацию, которую имели актёры и актрисы в частности. Показательным является первый известный контракт между французской актрисой Мари Фере и актёром-предпринимателем Л’Эпероньером. Документ гласил следующее: «Помогать ему, Л’Эпероньеру, исполнять каждый день в течение указанного времени и столько раз, сколько ему будет угодно, римские древности или другие истории, фарсы и прыж¬ки, в присутствии публики и всюду, где пожелает Л’Эпероньер» [12] . Несмотря на подобную формулировку, данный контракт исследователь театра С. Мокульский находит весьма разнообразным.
Касательно вопроса репутации актрис стоит заметить, что некритичный подход историков театра напрочь упускает из виду причины и предпосылки этого явления. Изначально актрисы были незнатного происхождения и решались на профессию актрисы по двум причинам. Во-первых, актёрская деятельность была многообещающей перспективой работы как таковой, поскольку вопрос женского образования на должном уровне в то время (XVII—XVIII век) не решался. Ввиду различных обстоятельств (тяжёлый физический труд, насилие со стороны семьи) для девушки это был шанс покинуть дом [13] . Вторым пунктом, как сообщают нам историки театра, была перспектива поступить со сцены в содержанки к богатому мужчине — и этот ход закрепляется в качестве «само собой разумеющегося» автономного выбора. Здесь и виден явный зазор между желанием женщины работать (где бы то ни было) и реальной возможностью этого. Актрисы воспитывались одними мужчинами для других: учителя танцев, дикции и музицирования передавали своих воспитанниц в руки директора труппы, а он, в свою очередь, решал их судьбу. Просто работать было невозможно. В XIX веке происходят значительные перемены, появляются актёрские системы, театр становится режиссёрским: теперь именно режиссёр (эта позиция практически монополизируется мужчинами) определяет состав труппы. Изменяется и образовательный принцип: теперь мужчины не ищут перспективных претенденток, они сами приходят.
Подводя итог, можно сказать, что кроме длительного запрета на профессию как таковую мы имеем дело и с дальнейшим ограничением женской актёрской деятельности. Это происходит из-за замыкания в узких рамках определённых ролей (как, например, в случае театра дель арте) и/или гендерного нормирования, что в дальнейшем сказывается на характере репрезентации персонажей и ролевом диапазоне исполнительниц. Важным кажется и то, как прописана актриса в истории театра, а именно фокусирование на телесности и покровительстве со стороны мужчины. Помимо прочего, запрет на сценическую деятельность, безусловно, сказался на интерпретации женских образов и их роли в действенной линии постановки.
На данный момент, казалось бы, не существует каких-либо официальных запретов и ограничений, которые являлись бы преградами для актерской деятельности. Однако на практике различные препятствия, основанные на гендерном факторе, присутствуют на уровне как театральных институтов, так и профессиональных театров. Подробнее современная ситуация будет представлена в следующем материале.
Актриса
В России функционирует огромнейшее количество учебных заведений. Какие-то из них пользуются большей популярностью, какие-то – меньшей. И это не всегда связано с престижностью ВУЗа, колледжа или техникума. Например, пороги всех театральных учебных заведений, независимо от того, престижный это ГИТИС или мало кому известная театральная студия, каждый год неизменно оббивают невероятно большое количество молодых людей, мечтающих получить профессию актрисы или актера.
В России функционирует огромнейшее количество учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов всех направлений деятельности. Какие-то из них пользуются среди абитуриентов большей популярностью, какие-то – меньшей. И это не всегда связано с престижностью ВУЗа, колледжа или техникума. Например, пороги всех без исключения театральных высших и средне-специальных учебных заведений, независимо от того, престижный это ГИТИС или мало кому известная театральная студия, каждый год неизменно оббивают невероятно большое количество молодых людей, мечтающих получить профессию актрисы или актера.
Что заставляет их стремиться стать одним из служителей Мельпомены? У каждого свои цели. Кого-то манит перспектива стать известным и знаменитым. Кто-то гонится за “длинным рублем”, поскольку уверен, что все актеры имеют более чем приличный доход. А для кого-то эта профессия является единственной возможностью проявить свои творческие способности и ежедневно дарить людям радость. Однако, независимо от того, какие цели преследует будущий актер или актриса, мало кто из поступающих в театральные ВУЗы и студии оказывается готов к тому, что работа в театре или киноиндустрии – это не только блеск рампы или всенародная любовь, но и тяжелей труд, способный “сломать” даже самого сильного и стойкого. И особенно это касается актрис, о профессиональной деятельности которых мы сегодня и поговорим.
Кто такая актриса?
Актриса – профессиональная исполнительница разноплановых женских ролей (как главных, так и второстепенных) в театральных постановках, кинолентах, видеоклипах или рекламных роликах, руководствующаяся сценарием и указаниями режиссера-постановщика.
Название профессии произошло от латинского actor (исполнитель), что прямо указывает на род деятельности специалиста – исполнять роль, играть кого-то. История профессии уходит корнями в глубокую древность, когда шаманы и ворожеи разыгрывали целые представления для своих соплеменников, чтобы добиться их послушания. Появление первых актеров принято относить к временам Древней Греции.
Однако поскольку в древнегреческих театрах выступать на сцене (да и вообще присутствовать на представлении) могли только мужчины, женщины-актрисы были только в труппах бродячих комедиантов, которые представляли собой античный народный театр. Профессионально заниматься актерской деятельностью актрисы смогли только в эпоху Средневековья, когда на театральных подмостках начали “ставить” светские пьесы.
Примечательно, что если профессиональные обязанности первых актрис были существенно ограничены шаблонностью и одноплановостью типажей, то после появления знаменитой Системы Станиславского (начало 20 века) работа актрис вышла далеко за пределы простого исполнения ролей. Современные актрисы, не только разучивают тексты роли и создают образ посредством использования внешних инструментов (костюма и грима), интонаций, взглядов, мимики и движений тела, но и принимают активное участие в обсуждении характера и типажа персонажа. Они буквально вживаются в роль, “примеряя” на себя описываемые в сценарии события и привнося в пьесу ситуации из реальной жизни.
Какими личностными качествами должна обладать актриса?
Так как описываемая нами профессия является творческой, то любая актриса, прежде всего, должна обладать ярко выраженным артистизмом и способностью к перевоплощениям. Кроме того, добиться успеха в актерской карьере актрисе помогут такие личностные качества, как:
- хорошая память;
- наблюдательность;
Если же говорить о профессиональных знаниях и навыках, то хорошая актриса должна владеть не только актерским мастерством, но и знаниями в области основ психологии, современной и классической литературы, жанрово-ролевой специфики, музыкальных направлений и хореографии. Помимо этого, актриса, занятая в театральных постановках должна обладать сильным голосом, безупречной артикуляцией и способностью к естественному общению с коллегами по сцене.
Преимущества профессии актрисы
Не сложно догадаться, что главным преимуществом профессии актрисы все без исключения представительницы слабого пола считают возможность стать знаменитой и популярной. И в самом деле перспектива стать второй Мерлин Монро, Грейс Келли, Любовью Орловой, Алисой Фрейндлих или Ириной Муравьевой имеется у каждой талантливой актрисы. И нужно для этого совсем немного: счастливое стечение обстоятельств, огромное желание и гигантская работоспособность.
Одновременно с народной любовью и востребованностью у режиссеров актриса может рассчитывать и на увеличение гонораров, размер которых способен вызвать зависть у среднестатистического обывателя. Если верить журналу Forbes, то общий доход, например, Анастасии Заворотнюк составляет порядка 1 миллиона долларов, а вот Светлана Ходченкова, которая уже успела покорить не только отечественный кинематограф, но и Голливуд, по некоторым сведения только за один съемочный день получает больше 4000 долларов.
К несомненным преимуществам данной профессии также можно отнести:
- частые гастроли – позволяют долго и много путешествовать;
- много общения – причем с самыми разными людьми, в том числе и с уже добившимися жизненного и профессионального успеха;
- разнообразие – работа актрисы и скука, понятия совершенно несовместимые, а потому трудовые будни служительниц Мельпомены никогда не бывают “серыми” и монотонными.
Недостатки профессии актрисы
Сразу скажем, что актерская работа имеет не только преимущества, но и недостатки. И самым главным недостатком профессии актрисы является то, что того самого стечения счастливых обстоятельств можно ждать не один год (и даже десяток лет). Ярким примером тому может послужить карьера Людмилы Артемьевой (“Таксистка”, “Кто в доме хозяин”, “Сваты” и т.д.), которая шла к своему профессиональному успеху долгих 18 лет.
К слову, среднестатистические актрисы (то есть, те, кому не посчастливилось родиться “под счастливой звездой”) не могут похвастаться большими гонорарами. Так, согласно статистическим данным, среднемесячная зарплата актрисы театра сегодня составляет около 20-30 тысяч рублей. При этом большая часть заработков уходит на поддержание своего привлекательного внешнего вида, так как “лицо” артистки – это ее визитная карточка и один из основных “инструментов” работы.
Тем девушкам, которые решили для себя выбрать эту профессию, не стоит также забывать и о том, что за внешним блеском и благополучием работы профессиональная деятельность актрисы скрывает в себе:
- практически полное отсутствие личной жизни – постоянные репетиции, съемки, гастроли, обсуждения сценария и т.д.
- риски для здоровья и жизни – выполнение различных трюков может стать причиной травм, а съемки “на натуре” при неблагоприятных погодных условиях – возникновением острых и хронических заболеваний;
- походные условия – во время гастролей артисткам иногда приходится забывать не только о том, что такое уют и комфорт, но и том, что такое горячая вода в номере гостиницы или полноценный обед в ресторане;
- большая конкуренция – в театральных ВУЗах и студиях обучается огромнейшее количество будущих артисток, а вот успеха добиваются только единицы.
Ну и самое главное, популярность – дама непостоянная. История отечественного кинематографа знает немало примеров, когда артистки, еще недавно купавшиеся в лучах всенародной любви, сегодня “тонут” в забвении. Их никто не приглашает на съемки кинолент или в театральные постановки, а значит и гонораров они не получают.
Где можно получить профессию актрисы?
Для того чтобы стать актрисой, совсем не обязательно иметь профильное образование, достаточно быть талантливой и удачливой. Очень многие известные артистки (например, Ия Саввина, Вера Глаголева или Фаина Раневская) либо вообще не имели актерского образования, либо получали его уже будучи знаменитыми и популярными.
Но необходимо принимать во внимание, что обучение в театральных ВУЗах или студиях – это не просто освоение азов актерского мастерства, но и возможность проявить свой творческий потенциал ведущим режиссерам. Ведь в учебных заведениях, как правило, очень часто проводятся мастер-классы, творческие встречи, студенческие постановки, в ходе которых режиссеры и известные актеры не только делятся профессиональными секретами, но и присматриваются к будущим артисткам. Поэтому мы все-таки рекомендуем сначала окончить профильное учебное заведение, и только потом пробовать свои силы на актерском поприще.
Кстати, больше шансов “приглянуться” режиссеру театра или кино имеют выпускники таких ведущих театральных ВУЗов России, как:
Источники:
https://journal.komedianty.com/professiya-aktrisa-ot-nachala-vremen/
https://makeout.by/2014/03/19/primanka-dlya-muzhchin-ili-poyavlenie-aktris-na-teatralnoy-scene.html
https://fulledu.ru/articles/652_aktrisa.html