Высокие технологии в современных музеях. Медный пятак за семь миллионов
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
Коллекция нумизматики из фондов Кировского краеведческого музея 1866 – 2016 гг.
Нередко на сайтах, где общаются поисковики-кладоискатели, можно увидеть недовольные отзывы наших коллег по увлечению, сетующих на скудость экспозиций краеведческих музеев, посвящённых нумизматике. Конечно, далеко не все даже областные краеведческие музеи могут похвастаться богатыми коллекциями монет, и причины тому самые разные.
Однако, дело не только в этом.
В действительности грамотно организовать экспозицию, посвящённую исключительно нумизматике – дело тонкое и очень непростое, а, кроме того, перед любым краеведческим музеем стоят задачи куда более широкие, нежели просто проиллюстрировать особенности местного денежного обращения. Потому в постоянных экспозициях музеев, как правило, представлена лишь малая толика экземпляров монет из того количества нумизматического материала, что на самом деле хранится в музейных закромах, то бишь, фондах.
Естественно, что например, в Эрмитаже, даже та мизерная часть коллекций, которая представлена в постоянной экспозиции, способна потрясти воображение, в провинциальных же музеях дела обстоят куда печальнее.
А вот жителям города Кирова и области очень повезло: буквально на днях в Кировском областном краеведческом музее открылась новая выставка, на которой представлена коллекция нумизматики именно из собственных фондов музея.
Притом, что собирались эти фонды аж с 1863 года!
На экспозиции в Кировском областном краеведческом музее.
Хотя датой основания музея считается 1866 год (год официального открытия по инициативе П.В. Алабина, создателя музея), формирование коллекции началось несколькими годами ранее, как раз в 1863 году. Тогда же «нумизмы», как их называли в те времена, начали поступать для музейной коллекции со всех уездов обширной Вятской губернии.
Основатель музея Петр Алабин.
Интересно, что посильную помощь в сборе материала оказали Императорская Археологическая комиссия, Казанский университет, Одесское общество истории и древностей Российских и пр.
Сегодня эта нумизматическая коллекция по праву считается одним из крупнейших собраний, насчитывающим более 30000 предметов.
Выставка приурочена к юбилею Кировского областного краеведческого музея – 150 лет! И в таком формате коллекцию монет посетители музея не видели за весь период его существования.
Понятно, что особый интерес у посетителей вызывают монетные комплексы – клады!
Или, как их определяют сами работники музея – кладовый массив. Это несколько комплексов из медных монет XVII-XX вв. и около 10 комплексов из серебряных монет XV-XX вв.
Не меньший интерес вызывают и комплексы из бумажных денежных знаков конца XIX – начала XX вв. Лично меня особенно привлекли разнообразием тематики изображений бумажные деньги периода Гражданской войны.
Ну и что уж говорить о необычных монетах, такое точно не каждый день увидишь «живьём». Взять хотя бы знаменитый Сестрорецкий рубль, пусть и фальшивый – впечатляющая монетина! А квадратные монеты-платы 1726 года или россыпь медной чешуи, прозванной среди копарей «бунташной» (от Медного бунта)!
Между прочим, Сестрорецкий рубль и монеты-платы – это вовсе не современные копии или подделки для обмана коллекционеров, они родом из века XVIII. Да, подделки, но со своей историей, которую мы обязательно расскажем вам чуть позже.
Выставлено и некоторое количество экспонатов, не имеющих непосредственного отношения к нумизматике, таких как советские и дореволюционные награды, знаки, а также печати, в том числе и немало удивляющие посетителей – хрустальные.
Но всё же, клады производят самое сильное, я бы даже сказал, стимулирующее (в известном смысле) впечатление. Любопытно, но некоторые из них были найдены ещё в дореволюционный период, а на музейных витринах они соседствуют с кладами, обнаруженными в советский период.
Надо отметить, работники музея постарались на славу: экспозиция организована и оформлена таким образом, что со всеми экспонатами знакомишься буквально на одном дыхании.
Не успеваешь пофантазировать на тему – как, и при каких обстоятельствах, был спрятан клад медной чешуи, а у тебя перед глазами уже возникают красивейшие серебряные рубли XVIII века с профилями российских императоров и императриц. Переходишь к следующей витрине и перед тобой крупный клад пятаков (5 копеек) Екатерины II, где каждая монета весом около 50 грамм.
И чем дальше, тем интереснее!
А настолько роскошной подборки ассигнаций (бумажных денег) мне до того видеть и не доводилось.
Словом, не ожидал, что нумизматическая выставка в провинциальном краеведческом музее может оказаться столь богата экспонатами, грамотно оформлена, и в результате, к удовольствию посетителей, чрезвычайно интересна и познавательна!
Медный пятак за семь миллионов
Медный пятак за семь миллионов
Медные деньги императорской России. Накануне в столице открылась нумизматическая выставка. Среди представленных экспонатов – редчайшие образцы, отчеканенные еще во времена Петра Первого.
Трудно поверить в то, что медный пятак может стоить семь миллионов рублей. В 1723 году царь Петр забраковал эту монету и не пустил в массовое производство. Сейчас о ней знают лишь искушенные нумизматы. Ее уникальность в том, что это первая попытка создать биметальную монету для защиты казны от фальшивомонетчиков. В те времена лишь ювелир мог вставить в нее бронзовый штифт.
“Помимо сложности воспроизведения лицевой и оборотной стороны, в гуртовом оформлении включался дополнительно вот этот бронзовый штифт, такой кругленький, небольшого размера, который монету превращал в биметаллическую. Уровень фальшивомонетничества того времени не позволял повторить подобную технологию”, – рассказывает эксперт по монетам Андрей Федорин.
Уникальность самой выставки заключается в том, что здесь собраны российские мелкие монеты. 623 медяка в своих руках держали современники Петра Великого, Екатерины и других славных монархов. Тем-то они и дороги, ведь золотые и серебряные деньги лежали в казне или были зарыты в землю. Тем самым они изымались из оборота, а значит и сохранились как новенькие.
“Есть золотые монеты, которые совсем не дорогие, допустим, монеты периода Николая II, конца XIX века – начала ХX, которые стоят очень дешево, фактически по стоимости металла, по стоимости золота. А есть медные монеты, которые гораздо дороже золотых”, – пояснил Игорь Лаврук, организатор выставки.
Наравне с квадратными пятаками чеканки Екатерины II, выставлены бракованные экземпляры. Их по технологическим требованиям следовало отправить в переплавку. Как они попали в руки коллекционеров – не известно. Пока выставка открыта, посетители могут деньги брать в руки, рассматривать их во всех нужных проекциях, но профессионалам это ни к чему, они и так знают, чем не похожи советские деньги на старинные. Их запрещали к использованию несколько денежных реформ.
“Деньги, выпущенные при Петре I, имели обращение и при Екатерине II, при Павле, при Николае II, они все время были в обращении. Преемственность постоянно присутствовала”, – сказал Владимир Казаков, нумизмат.
Крестьянская Россия хранила полушки, пятаки и гривенники в расчете на грядущие приобретения. Самое выгодное капиталовложение – корова. Она стоила полтора рубля. Если дед начинал собирать средства на кормилицу, внук уже гарантировано мог стать ее собственником. На деньги, собранные в этой коллекции, можно купить даже не стадо коров, а пастбище со слонами.
Высокие технологии в современных музеях
В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.
Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд – совмещать искусство с аттракционом – долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиатехнологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.
Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки, благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.
Согласитесь, что самое обидное в музеях – это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.
«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.
Великобритания
Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.
Европейский союз
Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.
Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.
Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.
В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.
Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка – интерактивный глобус – копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.
Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.
Австралия
Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение, содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов – Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, – выход в Интернет, веб-камера и микрофон.
В музее города Стелленбос посетители буквально за несколько секунд могут оказаться в машине времени. Если повернуть круглую ручку по часовой стрелке, окажешься в будущем, если против – в прошлом. На 4-метровом экране появится изображение выбранной посетителем эпохи с рассказом на африкаанс, кхоса или английском языке.
А что у нас?
В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски – сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.
Сразу в нескольких музеях России – в Краеведческом музее в Тольятти, Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре, региональном музее Северного Приладожья, Музее природы и человека в Ханты-Мансийске – особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.
Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.
А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.
Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.
Музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге построил свое экспозиционное пространство таким образом, что оно находится в постоянном движении. Зритель погружается в водный мир при помощи видеопроекций и звукового сопровождения, передающего шум воды. Все экспонаты, кстати, можно трогать.
Дарвиновский музей в Москве использует так называемые живые этикетки – небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флеш-носителя. Этикетки динамичны – показывают не только фотографии, но и короткие видеофрагменты, позволяя увидеть животное в естественной среде, услышать его голос и звуки окружающей природы. Текст можно не читать, ведь диктор называет животное, что очень важно для самых маленьких посетителей музея, которые еще не выучили азбуку.
Музей «Наследие Чукотки» и вовсе превратил свою экспозицию в видеоарт, насытив пространство тематическими видеоинсталляциями. Детям предлагается компьютерная игра, рассказывающая о природе Севера.
Есть в стране и несколько интерактивных музеев. Самые известные – «Лунариум», который находится в Московском планетарии, столичный Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге.
Экспозиция «Лунариума» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Более 80 экспонатов в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления.
В «Экспериментаниуме» каждый посетитель может стать участником научного опыта или эксперимента. 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике. Кроме прочего, загадывают головоломки и демонстрируют оптические иллюзии.
В «ЛабиринтУме» посетителю наглядно продемонстрируют принцип действия различных законов физики. А в так называемой «Черной комнате» каждый желающий может поймать свою тень или создать молнию.
Закрытый до 2018 года на реконструкцию Политехнический музей обещают сделать в полном смысле слова интерактивным, что неудивительно. Это главный не только в Москве, но и в стране музей, посвященный науке и технике. И уж коли научные инновации ворвались в артистическую среду, использование самых новейших технологий в Политехе будет органичным и правильным, поскольку одна из основных его функций – просвещение и популяризация науки среди подростков.
Источники:
https://www.mdregion.ru/o-kladoiskatelstve/28-rasskazi-kladoiskatelstvo/2232-kollektsia-numizmatiki-iz-fondov-kirovskogo-kraevedcheskogo-muzeia.html
https://www.vesti.ru/doc.html?id=115494
https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh