21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жерико — Плот Медузы. Теодор Жерико, «Плот “Медузы”»: история, описание, анализ

Теодор Жерико, «Плот “Медузы”»: история, описание, анализ

Среди французских живописцев и деятелей изобразительного искусства есть очень много талантливых и даже гениальных художников, которые считаются общепризнанными. Теодор Жерико по праву считается одним из наиболее известных и значимых живописцев Франции.

Особенно высоко ценится картина Жерико «Плот “Медузы”», написанная им в 1819 году. Она известна не только как одно из лучших произведений самого художника, но и считается наиважнейшим полотном эпохи романтизма в живописи. Фактически это одно из первых произведений в этом стиле, сыгравшее очень важную роль в становлении всего направления.

Краткая биография художника

Прежде чем поговорить о картине Теодора Жерико «Плот “Медузы”», нужно немного познакомиться с биографией художника и его творчеством в целом. Жерико родился в 1791 году в городе Руан. Его семья была довольно состоятельной, отец владел табачными плантациями, урожай которых продавал. В 1796 году вся семья будущего художника переезжает во французскую столицу. Именно в Париже у мальчика стали проявляться первые проблески таланта и интерес к живописи.

Будучи подростком, Теодор стал учеником известного рисовальщика и художника Карла Верне. С 1810 г. юный художник перешел на обучение к Пьеру Герену. Именно из мастерской этого художника вышли наиболее выдающиеся художники-романисты, к которым относился и сам Жерико. «Плот “Медузы”» – картина, которая прославила его. Она была написана уже после окончания обучения у Герена. Он часто посещал бывшего наставника. После учебы Жерико сумел построить успешную карьеру в живописи.

Картины

В списке картин Т. Жерико «”Плот Медузы”», безусловно, занимает одно из важнейших мест, но на его счету есть много и других не менее значимых живописных произведений. К примеру, его полотно «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», которое написано автором в 1812 году. Тогда он вдохновлялся победами Наполеона.

Еще одно произведение, достойное внимания обывателя, – «Раненый кирасир, покидающий поле боя», созданное в 1814 году. Хотя на обеих картинах изображены военнослужащие, но баталистом автор никогда не был. Эти полотна относятся к тому периоду творчества художника, когда он еще пробовал себя как портретист.

Картина «Потоп», нарисованная художником приблизительно в 1814 году, имеет библейский мотив. Она написана в мрачноватых тонах, чувствуется, что над людьми, изображенными на ней, нависла страшная угроза и гнев Божий. Конечно, это далеко не все сильные полотна художника. Но в рамках этой статьи будет рассмотрена именно картина «Плот “Медузы”» (Жерико).

Сюжет полотна

Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение, из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, поэтому было решено создать плот. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Когда стало ясно, что лодка не может вытянуть плот, поскольку он слишком тяжелый, было решено обрезать трос и оставить команду на произвол судьбы. Все, кто был на лодках, спаслись, а оставшиеся на плоту разделились на два противоборствующих лагеря: офицеры объединились с пассажирами, а моряки – с солдатами.

В первые же дни было убито около 20 человек. Затем количество жертв только росло. В итоге спаслись немногие. Общественность была в шоке от случившегося. В этой катастрофе было обвинено правительство, которое всячески стремилось снизить резонанс и не допустить дальнейшего конфликта.

Процесс создания полотна

Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота “Медузы”» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Чтобы максимально правдоподобно изобразить это трагическое событие, художник изучил все доступные ему документальные свидетельства, а также лично встречался с очевидцами. Чтобы изображения умерших были реалистичнее, живописец посещал местные морги, делая там зарисовки. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».

Описание картины Жерико «Плот “Медузы”» и ее анализ позволяет полностью прочувствовать то, что хотел донести до созерцающего творец. Работа над полотном была очень напряженная, но он был поглощен ею полностью. Позировал Жерико его хороший друг – художник Эжен Делакруа, который не только наблюдал за процессом создания картины, но и оказывал некоторую помощь и поддержку своему товарищу.

Читать еще:  Персонажи древней Руси, которыми мы их ещё не видели. Иллюстрации Романа Папсуева

«Плот “Медузы”» (Теодор Жерико): описание

Вся композиция картины разделена на несколько частей. Живописец отказался от использования классических параллелей. Изображенные на переднем плане обнаженные тела умерших отсылают зрителей к традиционным мотивам о триумфе и превосходстве смерти над жизнью, свойственных европейскому искусству того времени. Океан на полотне практически не виден, но художнику в полной мере удалось передать ощущение нависшей над людьми угрозы и бессилия человека над безжалостной стихией.

Когда в 1819 году произведение было завершено и показано в Салоне, автор решил его немного подкорректировать. Работа Жерико над «Плотом “Медузы”», точнее над его поправкой, шла прямо во время ее демонстрации на выставке. Он решил добавить в левый нижний угол фигуры еще двух человек, чтобы окончательно придать композиции пирамидальную форму.

Т. Жерико «Плот “Медузы”»: анализ картины

Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Глядя на нее, у созерцателя возникают очень сильные эмоции и переживания, которые еще долго пронизывают все тело и разум. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета. Образы людей, страх, смерть и гнев на их лицах изображены очень правдоподобно и атмосферно.

Критика

Для Теодора Жерико «Плот “Медузы”» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Картина, изображающая кораблекрушение, которое произошло совсем недавно и имело большой резонанс, была явно провокационной, обличающей несостоятельность государственной власти.

Сам Людовик XVIII отозвался об этой картине, но его слова были восприняты двусмысленно, поэтому каждый интерпретировал их на свой лад. Общее мнение было в том, что картина пришлась по душе королю. Обличение и опорочивание действующей во Франции власти, явные политические мотивы, скрывающиеся в сюжете произведения, были восприняты публикой по-разному. Оппозиционеры восхваляли картину, а сторонники власти относились к картине с неприязнью.

Вклад в культуру

Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века. Разумеется, не только это полотно повлияло на формирование стиля, но оно, безусловно, является одним из самых выдающихся в нем. Недаром именно оно ассоциируется с художником и приходит первым на ум, когда речь заходит о Жерико. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Сегодня эта картина хранится в Лувре и по праву считается достоянием нации и всего человечества. Миллионы посетителей музея и туристов приходят сюда, чтобы воочию увидеть это культовое произведение искусства.

Заключение

Полотно Жерико «Плот “Медузы”» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание. Картина считается важнейшим его произведением.

Творчество Теодора Жерико оказало огромное влияние на становление французского романтизма в живописи и на все дальнейшее развитие изобразительного искусства на Западе. Сегодня его творения ценятся очень высоко, его картины хранятся в самых крупных музеях и галереях либо в частных коллекциях. На аукционах произведения Жерико продаются за баснословные суммы.

Плот Медузы – история отчаянья, жажды и каннибализма

На известной выставке в Париже 1819 года разгорелся небывалый скандал. Его причиной стала картина Теодора Жерико «Крушение плота Медузы». Публика была в шоке от реалистичного изображения борьбы за выживание. Шептались, что художник писал свои образы с трупов.

Читать еще:  Дом 2 старые участники жизнь после шоу. Будьте всегда в настроении

Общественность разделилась надвое. Одни считали написанный шедевр смелым и откровенным, олицетворяющим реальное положение дел во Франции. Другие едва сдерживали гнев, возмущаясь, как могла такая непристойная живопись попасть на столь солидную выставку.

История катастрофы

Основой сюжета стала судьба экипажа злосчастного корабля «Медуза», произошедшая за три года до демонстрации картины в галерее. Детали катастрофы были все еще свежи в памяти общества и вызывали ужас у граждан французской республики.

Кораблекрушение, гибель пассажиров и команды произошли по вине непрофессионализма и предательства капитана. Выяснилось, что горе-капитан попросту купил свой патент у коррумпированных чиновников, не обладая ни опытом, ни знаниями. Судно плотно застряло на мели неподалеку от островов Кабо Верде. Запасов еды и воды было не так много, да к тому же корабль дал трещину. Возникло решение построить плот.

Из мачт и корабельных досок построили довольное громоздкое сооружение. На судне были и лодки, но в них разместились сам капитан и привилегированные члены команды. По задумке, шлюпки должны были буксировать плот. Но на деле, деревянный настил оказался столь неповоротливым и тяжелым, что капитан вскоре отдал команду обрезать тросы. Люди, брошенные в море, в ужасе кричали, пытаясь образумить уплывающих обманщиков, но вскоре лодки скрылись из виду.

13 дней ада

Оставшиеся бедняги, которых было 147 человек оказались практически без провианта и воды. Грести было нечем, а волны смывали людей в море. В первый же день началась драка за место в середине, у мачты. И под утро 20 человек были убиты и сброшены в море.

Фактически, люди на плоту разделились на группы. Драки и убийства за провиант и воду не прекращались. Слабая надежда на возвращение лодок исчезла вовсе. Обитатели плота, брошенные на произвол стихии, поняли, что их предали и оставили умирать. На четвёртые сутки на плоту осталось 67 живых. Голод заставлял есть мертвых.

Тринадцать дней обезумевшие люди находились в этом аду, мясо убитых вялили на солнце и использовали в пищу. Некоторые, в страхе умереть ночью, не спали несколько суток. Истощение и нервное напряжение достигло точки кипения. К исходу тринадцатого дня, закат встретили лишь пятнадцать человек. А на следующий день несчастные наконец заметили корабль «Аргус», пришедший им на помощь. Но и после спасения умерло еще пять человек.

Работа над картиной

Начиная работу над картиной со столь трагическим сюжетом, художник прочел книгу о гибели «Медузы». На страницах издания, выжившие в этой катастрофе очевидцы – инженер и врач, описали смертельное плавание, приводившее читателей в содрогание. Теодор так же был поражен случившимся, и решил отразить трагедию на холсте.

Художник настолько вжился в работу, что вскоре стал практически отшельником. Он желал полностью прочувствовать отчаянье и страх своих героев. Жерико даже обрил голову, чтобы ничто не отвлекало его от работы. Испробовав натурщиков, он пришел к выводу, что живая плоть не может в полной мере отразить изображенную на холсте сцену.

Теодора видели в сумасшедшем доме, где он делал наброски лиц безумцев, его замечали в морге, где он зарисовывал мертвые конечности и головы. В своей мастерской он построил модель плота в масштабе, распределив на нем людей, мертвецов, паруса. Некоторых персонажей изображали его друзья, впечатленные невероятным рвением Теодора.

Жерико изучал влияние голода на организм человека, консультировался с врачами о влиянии обезвоживания на психику. Его многочисленные зарисовки и эскизы показывают, как глубоко он проник в саму ужасающую атмосферу этого дрейфа. Так, через восемь месяцев родилась картина, ставшая одновременно скандальной и великой.

Композиция картины такова, что зритель словно «втягивается» внутрь событий. Тело, изображенное справа на плоту в нижней части холста, словно уходит под раму, практически выпадая в реальность. Этот прием Жерико использовал что бы усилить эффект присутствия, заставить зрителя оказаться рядом с жертвами крушения.

Для усиления эффекта света и тени, автор использовал битум. Этот прием усилил эффект драматизма, но впоследствии создал проблемы с сохранностью шедевра. Краски под влиянием этого смолистого продукта постепенно обесцвечиваются.

Автор спорной картины так и не смог продать полотно при жизни. Но его страстное желание создать действительно уникальную историю о предательстве и выживании, бесспорно, воплотилось в жизнь.

Читать еще:  Развивающие аудиосказки для малышей. Детская литература слушать онлайн

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Плот «Медузы». О чем эта картина?

Эта картина о каннибализме

Теодор Жерико, «Плот «Медузы»

История вышла некрасивая. История, которую французские власти постарались замять. О ней практически сразу «забыли» — до выставки в Парижском Салоне 1819 года, где автор, Теодор Жерико, продемонстрировал свою картину публике.

Конечно, здесь речь идет нес столько о каннибализме, сколько о вневременных ценностях и общечеловеческих сложностях.

С которыми мы – не в таком страшном и диком виде – но сталкиваемся постоянно.

факты о Плоте фрегата «Медуза»

  1. Военный фрегат «Медуза», окутанный героическим флером после наполеоновских войн, вышел в спокойный торгово-круизный рейс. И, не доплыв до Африки, потерпел крушение.
  2. Капитан приказал построить плот и перенести на него груз, чтобы освободить корабль.
  3. Плот построили, но судно дало трещину. Люди запаниковали; капитан спустил шлюпки на воду: часть людей поместилась в них (в том числе и капитан).
  4. Большинство было размещено на плоту, который буксировали шлюпки.
  5. Ночью, осознав, что шлюпки не в силах тянуть тяжелый плот (со 150 людьми), капитан приказал…
  6. …обрубить канаты.
  7. Шлюпки ушли, а плот остался в море.
  8. Шлюпки достали берегов и люди (в том числе капитан и губернатор), бывшие на них, спаслись.
  9. Представьте ужас и панику оставшихся на плоту, когда утром они обнаружили, вернее – не обнаружили лодок.
  10. На плоту произошло разделение на классы – пассажиры и офицеры с одной стороны, солдаты и моряки – с другой.
  11. В первую ночь было убито (и покончили жизнь самоубийством) 20 человек.
  12. На четвертый день в живых осталось 67 человек.
  13. На 5 день начался каннибализм.
  14. Взрезали вены самым слабым и пили их кровь.
  15. Плавание длилось тринадцать дней. К моменту, когда выживших подобрал корабль, их осталось 15.
  16. Из спасенных умерло уже на корабле 5.
  17. Итого из 150 человек, 13 дней назад попавших на плот, выжило 10 человек.

О самой картине «Плот «Медузы»

Теодор Жерико написал момент, когда на горизонте измученные и обезумевшие от горя люди увидели корабль.

На первом плане – старик, безучастный и опустошенный. Все, что он может, – удерживать сползающее в воду тело своего сына, которое он сумел защитить от голодных попутчиков.

Композицией из четырех групп персонажей художник сформировал энергичную диагональ: от мертвых тел взгляд скользит к центру плота (где пробуждается надежда) до группы людей, призывающих к спасению. В них чувствуется сила, они энергично машут тряпками, они практически спасены!

Цена этого спасения – с ними; на всю жизнь…

На картине нет основного героя, каждый главный и каждый второстепенен. У каждого – свои эмоции, свои силы. Кто-то гибнет прямо перед спасением, его покидает жизнь на глазах у зрителя. Кто, наоборот, пробуждается; кто-то не проснется никогда.

Картина была облита волнами критики.

От «Зачем ворошить старое» до художественных оценок, не всегда справедливых.

Огромный холст (491х716 см) со своим страшным (и позорящим французскую нацию) сюжетом не годился ни для дворца, ни для холла респектабельного дома. После смерти художника картину выкупил на аукционе за 6 000 франков (Лувр не давал больше 5 000) друг Теодора Жерико, Дедре-Дорси.

Будучи владельцем картины, он отказался от выгодного предложения из США и позднее уступил полотно Лувру за те же 6 000 франков с условием, чтобы картина находилась в постоянной экспозиции.

Там ее и можно увидеть сегодня, если кто-то доберется до 77 зала галереи Денон Лувра (1 этаж).

Эскиз Теодора Жерико. Шлюпки уплывают

Эскизы художника к данному сюжету

Автор: Ольга Артеменко, системно-семейный расстановщик

Если вам захочется поблагодарить автора: 4149 4391 0427 5809 (карта ПриватБанка)

Источники:

https://www.syl.ru/article/351823/teodor-jeriko-plot-meduzyi-istoriya-opisanie-analiz
https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b3b28f4311bf300aab10c11
https://www.artola.com.ua/plot_meduzi_analiz/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]